Новости Комитет по образованию Учреждения Дошкольное образование Вход / Регистрация  
  1. Есть ли у вас доступ к личному
    кабинету портала gosuslugi.ru?
    Да  
     413 (78%)
    Нет  
     119 (22%)
Горячая линия
Модернизация региональных систем дошкольного образования

Знакомство с куклами древней Руси, воспитатель в.к. Куликова С.А.

"Спорт в жизни детей", инструктор по ФК 1 категории Дормидонтова О.Ю.

Всемирный день здоровья - "Трансмиссивные болезни" ,инструктор по ФК 1 категории Дормидонтова О.Ю.

Проект "Театральная деятельность в старшей группе" ,воспитатель в.к. Куликова С.А. и воспитатель Тамашаускайте К.С.

"Образование прилагательных", воспитатель высшей категории Куликова С.А.

Музыкальный спектакль "Муха цокотуха", воспитатель в.к. Куликова С.А., музыкальный руководитель Песевина Т.В.

Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни                 Дидактическая игра "Мойдодыр" Воспитатель в.к. Куликова С.А.  

Физкультурный досуг, воспитатель в.к. Куликова С.А., инструктор по ФК Дормидонтова О.Ю.

"Королевство сказок", воспитатель в.к. Куликова С.А., воспитатель Тамашаускайте К.С.

"Нам хорошо и уютно на нашем участке", группа №7,   Воспитатель 1 категории Кельманович Н.Ю.,  Воспитатель 2 категории Сергеева И.Д.

"Методы и приемы организации театрально-речевой деятельности с детьми дошкольного возраста"        

Логопедическое занятие по постановке звука Ш , учитель-логопед Каланча Н. В.

Логопедическое занятие по автоматизации звука (Ш, Ж), учитель - логопед Каланча Н.В.

Познавательно-экономические знания, воспитатель в.к. Куликова С.А.           

                                                                      

                                      

                                      


 


Конспект

Открытого занятия по образовательной области «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Учитель-логопед Каланча Н.В.

 

Тема: Экскурсия в библиотеку

Задачи:  Учить детей  звуковому анализу слова; закреплять написание букв, зрительно-тактильными анализаторами; закреплять навыки лепки букв, развивая мелкую моторику пальцев; развивать у детей фонематический слух; воспитывать ценностное отношение к художественной литературе, как виду искусства; способствовать углублению читательских интересов.

Ход:

- Ребята мы сегодня отправимся в библиотеку. Кто знает, что такое библиотека?

 Ответы детей.

- В библиотеку мы поедем на автобусе. Ваши места зашифрованы буквами, первая буква вашего имени соответствует вашему месту. Скажи, всем, как тебя зовут? С какого звука начинается твоё имя? Дети рассаживаются по своим местам

- Пока мы будем ехать, чтоб вы не скучали, будем отгадывать загадки:

1.     У стены большой и важный дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже (книжный шкаф).

2.     Снаружи смотришь – дом, как дом, но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай…

Как называют этот дом? Попробуй, угадай! (библиотека).

 - Приехали. В нашей библиотеке хранится очень много книг. Сюда приходят и взрослые, и дети. Они могут взять книгу домой почитать и вернуть. А некоторые здесь, в читальном зале, читают. Скажите, а вы много знаете сказок. Сейчас мы проверим ваши знания.

Дидактическая игра «Любимые сказки».

- У вас на столе лежат картинки  с изображением предметов, которые принадлежат сказочным героям. Вам нужно отыскать сказочного героя и назвать сказку, в которой он живёт.

Дети подходят к стилизованной  библиотеке.

- Посмотрим, какие сказки есть в нашей библиотеке.  Дети рассматривают книги, обратить внимание, как расположены книги на полке и какие сказки.

- Ребята, откуда вы знаете столько сказок? Сами читаете? А что нужно знать, чтобы читать книги? Из какой книги дети узнают о  буквах.

Педагог достаёт азбуку. Рассматриваем.

- Можно ли узнать по такой азбуке о  буквах? Давайте поищем, куда могли пропасть буквы.

Дидактическая игра «Угадай на ощупь». Дети ищут в ёмкости с крупой  буквы на ощупь, называют букву и достают её. Остальные дети проверяют, правильно ли их товарищ узнал букву. В игре принимают участие 8-10 детей.

- Но мы не все нашли буквы для нашей азбуки. На этих страницах их нет. Что можно сделать? (Ответы детей). А мы с вами вылепим не достающие буквы из пластилина. Но прежде чем начать – подготовим ручки.

Пальчиковая гимнастика:

Всё, что только захотим с пластилина смастерим.

Оля лепит колобок, а Иришка – теремок,

Люба лепит разных рыб, ну, а Вера – белый гриб.

Девиз нашей библиотеки – хорошая пословица. Но одно слово  пословицы затерялось. И чтоб пословицу понять надо слово отыскать,  а искать мы будем в кроссворде.

БУКВЫ

                                                 КАРАНДАШ

                                                         ЦИФРЫ

                                                            ГЛОБУС

                                                                ПАРТА

1.На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей (буквы). 2. Рисовал я на бумаге ручейки, леса, овраги. Оттого что рисовал, я поменьше ростом стал (карандаш). 3. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете (цифры). 4. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус). 5. Стоит чудесная скамья, на ней уселись ты да я. Скамья ведёт обоих нас из года в год, из класса в класс (парта).

- Какое слово получилось? КНИГА – это слово. Давайте прочитаем  пословицу. «Одна книга тысячу людей учит» (дети по очереди читают слова пословицы).

- Экскурсия по библиотеке подошла к концу, и мы садимся в автобус на свои места. Пока едем, будем вспоминать, что интересного было, что запомнилось, в какие игры играли? (ответы детей)

- Вот мы  приехали и на память, о нашей экскурсии, вам маленький подарок, чтоб вы никогда не забывали, что одна книга тысячу людей учит. Книга – источник знаний! Спасибо за внимание .

Из опыта работы музыкального руководителя Посевиной Т. В.

музыкальные развлечение для детей старшей группы

из цикла развлечений по произведениям «Детского альбома»

П. И. Чайковского.

«Володя Давыдов»

Ведущий - музыкальный руководитель

Дети, у меня в руках альбом с картинками, только рисунки в нем непростые, они выполнены не карандашами, не красками, а нотами. Это музыкальные картины. Вы знаете, что картины пишет художник, а кто рисует музыкальные картины? Да, правильно, их пишет композитор. Этот альбом написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (портрет композитора), а посвятил этот «Детский альбом» П.И.Чайковский своему маленькому племяннику Володе Давыдову.

В огромном доме Давыдовых, в Каменке, жили многочисленные племянницы и племянники Петра Ильича. И среди них самый любимый – Володя, добрый веселый музыкально одаренный мальчик. Дети всегда с большим нетерпением ждали обожаемого дядюшку и когда дверь детской вдруг распахивалась и на пороге появлялся он, то начинались забавные игры, загадки, танцы и музыка.

Много музыки!

«Бом, бом, бом, бом

открывается альбом

непростой, а музыкальный,

то веселый, то печальный.

Сочиненный для ребят

Много, много лет назад».

1. «Деревянные солдатики маршируют до зари

Изо всей из математики знают только 1,2,3» (иллюстрация)

Пьеса «Марш деревянных солдатиков» (грамзапись или живое исполнение)

Деревянные солдатики извлеченные из коробки оживали. Они расправляли свои одеревеневшие плечи и ,покачивая острыми штыками, бодро шли по персидскому ковру детской на суровую войну. А когда марш заканчивался, усталые воины отправлялись на покой.

2. «Тише, тише, тишина

Кукла бедная больна

Кукла бедная больна

Просит музыки она

Дайте, что ей нравится

И она поправится». (иллюстрация)

Кукла заболела. Ее необходимо напоить чаем с малиной, завязать горло теплым шарфом, а главное не шуметь, ходить на цыпочках. Послушайте пьесу «Болезнь куклы» (грамзапись или живое исполнение).

Но лечение не помогло. Упрямая голова заболевшей куклы неожиданно скатилась с подушки на пол. «Ах, она окончательно умерла, какое горе!»- воскликнули Володины сестренки. Петр Ильич заиграл торжественный марш и под эту музыку кукла была похоронена (препровождена в чулан).

3. Пьеса «Похороны куклы» (грамзапись или живое исполнение) А на следующее утро девочкам принесли большую коробку. Петр Ильич хитро улыбаясь, наигрывал что-то веселое и забавное. Он-то знал, что в коробке новая кукла.

4. «Кукла кружилась, как будто юла

и желтая юбка, как солнце плыла

кукла под елкой кружилась и пела,

а девочка Маша на куклу глядела». (иллюстрация)

Пьеса «Новая кукла» (грамзапись или живое исполнение)

Открыли коробку девочки, увидели новую куклу и очень обрадовались.

Схватили они куклу и стали прыгать, бегать и танцевать с ней по всему дому.

Однажды, когда Петра Ильича не было в Каменке, из Петербурга пришла посылка, а в ней давно обещанный и посвященный ему, Володе Давыдову «Детский альбом». Альбом, заполненный милыми сердцу, необычайно забавными и занятными пьесами. Сколько их тут? Знакомый марш «Деревянных солдатиков», печальная страница «Болезнь куклы»,трагическая «Похороны куклы», «Новая кукла», «Баба Яга», «Игра в лошадки», «Полька», «Вальс».

Рассматривая «Детский альбом», Володе чудилось, будто в доме опять Петр Ильич,

звучит его прекрасная музыка и все начинается сначала.

2009 г.

Серия занятий для детей старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды с элементами экспериментирования

(из опыта работы)

воспитателя 1 квалификационной категории МАДОУ ЦРР д/с № 101 г. Калининграда Куликовой Светланы Анатольевны

Тема: «Мы из леса и пруда дружно к вам пришли сюда».

Цель: Закрепление знаний о жителях леса, водоема. Уточнить представление жизни животных, птиц, насекомых в лесу и водоеме. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов. Упражнение в составлении целого из частей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций животных, чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры.

Словарные работы: Благоприятная среда.

Оборудование:

Макет леса: муравейника, деревья, птицы, животные (лиса, волк), насекомые.

Макет пруда: камыши, лягушки, цапля, насекомые.

Экологические знаки: «Не ломай деревья», «Не трогай гнезда», «Не разрушай муравейник».

Пазлы: Лес, пруд, лягушка.

Аудиозаписи: Звуки леса, звуки воды.

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия вы будете выполнять роль гида, а я буду путешественником. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажут пазлы.

- Разложите, пожалуйста, пазлы и мы увидим первую остановку.

(Дети раскладывают пазлы, из них выходит изображение леса, по лесной тропинке по следам проходят к макету «опушка леса»).

Воспитатель:Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?

Дети: Мы видим березу, сосну, ель.

Воспитатель: А что вы видите возле березки?

Дети: Мы видим муравейник.

Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?

Дети: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи которые пасут тлю. Все заботятся о самой главной муравье – муравьиной королеве. Еще есть муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.

Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?

Дети: Муравьи очень трудолюбивые и дружные. Все время что-то делают.

Воспитатель показывает экологический знак.

Воспитатель: Ребята, что означает этот знак?

Дети: Нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.

Загадка:

Рыжая, пушистая,

Очень хитрая,

Тихонько крадется,

Кто не успеет,

В лапы ей попадется. (Лиса)

Воспитатель: Что вы знаете о лисе?

Дети: Это дикое животное, живет в лесу, мех рыжий. Питается зайцами, мышами, поэтому это хищный зверь. Еще она очень хитрая и осторожная.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем. Сделаем привал на опушке леса.

Физминутка.

Покажем друг другу как бегает лиса. (Делают осторожные, вкрадчивые движения).

Воспитатель: Попробуйте отгадать еще одну загадку.

Загадка:

В самый дальний черный лес, где густые елки,

Забегают иногда злые, злые (волки).

Дети: Волки.

Воспитатель: Что вы знаете о волке, о его жизни, повадках?

Дети: Это хищник, живет в лесу. Охотится на мелких, а иногда и на крупных животных. Наводит страх на весь лес.

Воспитатель: И кто же боится волка и лису в лесу?

Дети: Белки, зайцы, птицы.

Воспитатель: А почему?

Дети: Лиса незаметно подкрадывается, а волк очень сильный зверь. Убежать от них очень трудно. Еще они разоряют гнезда.

Воспитатель:Да, есть птицы, которые вьют гнезда на деревьях, а есть те, которые вьют гнезда в поле или в кустарниках. Вот волк и лиса очень любят лакомиться птичьими яйцами.

Воспитатель показывает экологический знак.

Воспитатель:Что это за знак?

Дети: Этот знак означает «не разорять птичьи гнезда».

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, людям можно разорять, или даже просто потрогать яйца в гнезде?

Дети: Нет, потому что птицы потом не подойдут к своему гнезду и птенцы погибнут.

Аудиозапись «звуки леса» (релаксация).

Предложить посидеть на полянке и просто послушать звуки леса.

2 часть.

Воспитатель:Ну что ж, пора продолжать наше путешествие. Разложите пазлы, которые вы видите на полянке (дети раскладывают пазлы, выходит пруд).

Воспитатель:Посмотрите, а тут кочки есть, давайте по ним пройдем, посмотрим, куда они нас приведут.

Аудиозапись «звуки воды».

Дети идут по кочкам, подходят у пруду.

Воспитатель:Ребята, а тропинка-то видная. Вероятно, лиса и волк тут любят бывать, как думаете, почему?

Дети: Там есть птицы, рыба. Они это очень любят.

Воспитатель:А какие птицы живут на пруду?

Дети: Цапля, дикие гуси, дикие утки.

Воспитатель:Почему им нравится жить у пруда?

Дети: Там много насекомых. Цапли, гуси, утки любят ими лакомиться. А еще цапли любят лягушек. А лягушки любят комаров.

Воспитатель:Видите, как в природе все взаимосвязано. Никто и ничто не живет друг без друга. А почему у пруда много насекомых?

Дети: Потому что там влажно и сыро.

Физминутка.

Мы к болоту подошли,

Цаплю мы с тобой нашли,

1,2,3, 1,2,3 как ходит цапля - покажи (ходьба, высоко поднимая колени. Клювом достать лягушку, постоять на одной ноге).

Воспитатель:Ребята, у меня есть еще один пазл. Давайте попробуем его разложить и посмотрим, что у нас выйдет (лягушка).

Вместе с детьми в пруду отыскать муляж лягушки.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель:Ребята, давайте в лупу попробуем посмотреть, как выглядит лягушка.

Дети: Она зеленая как кувшинка и тина, у нее много бородавок, у нее большие глаза, длинные сильные задние лапки, она ими отталкивается.

Воспитатель:Дети, от кого прячется лягушка?

Дети: От цапли, поэтому она зеленого цвета.

Воспитатель:Почему ей нравится жить в пруду?

Дети: Там много комаров, бабочек, стрекоз, мух.

Словарная работа.

Воспитатель:Да, там «благоприятная среда». Это значит, что там тепло и сыро. Но лягушка может жить и в воде и на суше, даже уйти очень далеко от водоема.

Итог:

Воспитатель:Какое путешествие мы с вами сегодня совершили?

Дети: Были в лесу и у пруда.

Воспитатель:А кого мы повстречали?

Дети: Лису, волка, видели муравейник, цаплю, лягушку, разных насекомых. Еще мы отгадывали загадки и раскладывали пазлы. Слушали музыку леса, воды.

Воспитатель:А какое новое слово мы узнали?

Дети: Благоприятная среда.

Воспитатель:Мне очень понравилось, как вы выполнили сегодня роль гида. Вы очень много знаете о жителях леса и пруда. На следующем занятии мы совершим путешествие во времена года.

Список литературы:

1. Экологические проекты в детском саду. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. Волгоград, Издательство «Учитель». 2009г.

2. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Г. А. Лапшина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2006г.

3. Времена года. С. Козлов, Москва, Издательство «Малыш», 1998г.

4. Детский календарь года. М. Катков, Москва, ООО Алтей и К. 2004г.

5. Загадки для малышей. Зимой и летом одним цветом. О. Тихомиров. Москва, ООО Алтей и К. 2006г.

6. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. Н. Ф. Дик, Москва, издательство «Русское слово», 2006г.

Тема: «Путешествие в разные климатические зоны» (север, пустыня, море).

Знакомство со свойствами воды (твердая, жидкая, пар).

Цель: Знакомство с различными климатическими зонами и обитателями.

Закрепление знаний о необходимости воды для растений, животных, людей.

Воспитание бережного отношения к воде, умению и желанию очищать воду от загрязнения посредством проведения опытов.

Предварительная работа:

Проведение опытов, беседы, рассматривание иллюстраций, игры с животными разных климатически зон.

Материал:

1.макеты климатических зон.

2.лаборатория (воронки, стаканы, марля, халаты).

3.глобус.

4.песок.

5.вода.

6.лед.

7.стрелки, следы.

Словарная работа:

Млекопитающие, фильтры, колосняк, оазис.

Ход занятия

1 часть

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы хотели бы присоединиться ко мне?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы отправимся в увлекательное путешествие по разным климатическим зонам. Сначала отправимся на Северный полюс, а затем чудесным образом окажемся в жаркой пустыне. После пустыни мы попадем на Балтийское море, а так как море находится рядом с нашим городом, мы вернемся в наш детский сад. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие отгадайте загадку:

Загадка о глобусе:

На одной ноге стоит модель земного шара. Покружив вокруг оси можно много здесь найти: леса, развалины, горы, огромные просторы; найти здесь можно много стран, узнать где живет какой народ: где русский, где японец, где испанец, где француз, а где индус, потому что это - глобус.

Воспитатель: Да, действительно, это глобус.

Глобус - это маленький макет земного тара, на котором живет много разных народов, находится большое количество больших и маленьких городов, большое количество разных животных, птиц, насекомых, горы, реки, моря и океаны.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какие цвета вы видите на глобусе?

Дети: На глобусе мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.

Воспитатель: Что же означают все эти цвета?

Дети: Зеленый цвет - означает деревья, кустарники, лес; коричневый - горы; желтый - песок, пустыни; синий - моря, океаны, реки, озера; белый - лед, снег.

Воспитатель: Ребята, моря, океаны, реки, озера, снег, лед -как можно назвать все одним словом?

Дети: Все это вода.

Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели глобус, вспомнили, что означают разные цвета на нем, а сейчас, при помощи глобуса ма отправимся в разные климатические зоны. Сначала мы попадем на Северный полюс.

Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2,3 - я глобус покручу, вас на Север приглашу! (Воткнуть флажок белого цвета на Северном полюсе, Обратить внимание детей на белые следы, которые помогут нам дойти до Севера).

Воспитатель: Дети, посмотрите, чего очень много на Северном полюсе?

Дети: Очень много снега, льда.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что солнце находится очень низко и лучи только скользят по поверхности земли, совсем не нагревая ее, и вода замерзает. Потому что там низкие температуры, холод.

Воспитатель: Правильно, Северный полюс - это настоящее царство льда и снега.

Воспитатель: Опыт: Давайте потрогаем лед, какой он?

Дети: Лед холодный, твердый, колется, в руке тает.

Воспитатель: Молодцы.

Лед - это твердое состояние воды.

Воспитатель: А вы знаете, что даже в таких суровых условиях на Севере есть жизнь?

Воспитатель: Женя приготовил загадку об одном из животных, которые там живут:

Он на Севере живет, очень любит рыбу.

Плавает, ныряет, волнами играет.

А на сушу выйти лень, потому что он - тюлень.

Воспитатель: Лена тоже приготовила вам загадку:

Он огромен, неуклюж.

Весь покрыт он жиром.

Есть усы, клыки и хвост.

На кого же он похож, ну конечно это — морж.

Воспитатель: Что можно сказать о морже, тюлене?

Дети: Эти животные очень толстые, жирные.

Воспитатель: А почему они такие?

Дети: Потому что жир помогает им спасаться от холода.

Воспитатель: А вы знаете, какой самый большой зверь живет на Севере?

Дети: Самый большой - белый медведь.

Воспитатель: Как вы думаете, почему у него мех белый?

Дети: Он сливается со снегом, чтобы охотиться, и белый цвет не притягивает солнечные лучики, а отталкивает.

Воспитатель: Ребята, а чем питаются детеныши тюленя, моржа, белого медведя?

Дети: Они питаются молоком.

Воспитатель: Правильно. Все эти животные называются млекопитающие. Потому что, прежде чем вырасти и лакомиться рыбкой, они пьют молоко у своих мам.

Воспитатель: Кроме их живет еще кто-то животных на Севере?

Дети: Птицы: чайки, гагары.

Воспитатель: Правильно. Кроме этих птиц, там еще живет птица кайра. А места, где собираются и живут множество птиц, называются птичьим базаром.

Воспитатель: Ну что же, мы побывали на Северном полюсе. Пора продолжить путешествие. Но прежде давайте захватим немного льда, ведь наш путь лежит в пустыню, вдруг понадобится кому- то вода.

Воспитатель: 1,2,3 вокруг себя повернись и в пустыне окажись, (покрутить глобус, воткнуть желтый флажок, обратить внимание на желтые следы, которые помогут нам попасть в пустыню).

Воспитатель: Ребята, что мы видим в пустыне?

Дети: В пустыне мало растений, деревьев, кустарников, цветов и ягод.

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: В пустыне очень жарко, нет воды, мало дождя.

IВоспитатель: Правильно. Бывает, что все лето может не выпасть не одной капли дождя. Поэтому, человек, побывавший в пустыне начинает ценить воду. Давайте посмотрим, кто сумел выжить в таком жарком климате?

Воспитатель: Настя подготовила загадку об одном из животных пустыни:

По пустыни жаркой, знойной

Караванами идут,

На своих горбах огромных

Грузы для людей везут.

Они едят одни колючки,

А воду редко пьют.

Кто же это, догадались?

Ну конечно же - верблюд.

Воспитатель: Да верблюд в пустыне, настоящий помощник людей. Его называют "кораблем пустыни".

Воспитатель: А кто еще сумел выжить в пустыне? Дети: Ушастый еж, ящерица, змейки, сайгак, антилопа, кенгуровая крыса, растут кактусы, верблюжья колючка.

Воспитатель: Как же эти животные смокли приспособиться к жизни в пустыне?

Дети: Им нужно мало воды, некоторые подолгу могут обходиться без нее.

Воспитатель: Ну а растения, они же не вырастут без воды?

Дети: У кактуса и верблюжьей колючки очень длинные корни, до 20 метров, и они глубоко под землей достают воду.

Воспитатель: Ребята, очень ценным растением в пустыне является - колосняк. Корни его крепко крепятся среди песков и удерживаются от ветра. Его очень любят верблюды, сайгаки, антилопы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на всех животных пустыни, как вы думаете, почему они желтого или светло-коричневого цвета?

Дети: У них цвет песка, т.е. они прячутся в песок от солнца, а ночью тоже сливаются с песком и выходят на охоту.

Воспитатель: Давайте потрогаем песок.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Сухой, рассыпчатый, т.к. в пустыне мало воды и дождя.

Воспитатель: Теперь вы видите, какое значение имеет вода? Нет ее и все высыхает, погибает. Давайте оставим кусочки льда, он растает и кто-то из наших животных ее попьет.

Воспитатель: А теперь продолжим наше путешествие. Наш путь лежит к Балтийскому морю.

Воспитатель: 1, 2, 3 - повернись, на Балтийском море окажись, (дети закрывают глаза, глобус вертится, флажок синий на Балтийском море, обратить внимание на синий следы).

Релаксация: звучит шум море.

Воспитатель: Дети, что вы слышите?

Дети: Мы слышим шум моря, крик чаек.

Воспитатель: Вот наконец-то мы с вами на берегу Балтийского моря.

Воспитатель: С древних времен на берегу Балтийского моря добывали красивый, солнечный камень. Как он называется?

Дети: Это янтарь.

Воспитатель: Что же это за камень?

Дети: Это окаменевшая смола, дети рассматривают его.

Воспитатель: Из янтаря делают различные украшения.

Воспитатель: А еще люди здесь занимались рыболовством. Вы знаете какая рыба водится в Балтийском море?

Дети: В Балтийском море водится салака, скумбрия, камбала, килька, судак, морской окунь.

Воспитатель: Люди, птицы, животные любят рыбу, она очень полезная. А что же рыба ест в морях и океанах, чем питается?

Дети: Моллюсками, планктоном, водорослями.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воду и узнаем, какова она на вкус в Балтийском море.

Дети: Вода соленая.

Воспитатель: Вы, наверное, устали от нашего длинного путешествия. Давайте немного отдохнем на берегу Балтийского моря.

Физминутка.

Воспитатель: К морю быстро мы спустились, наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это - брасс,

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег крутой,

Все как один плывем как дельфины.

И отправились домой.

Воспитатель: Дети, где находится наш город?

Дети: На берегу Балтийского моря.

Воспитатель: А как называется наш город?

Дети: Калининград.

Воспитатель: Пора возвращаться в наш город, в наш детский сад.

Воспитатель: 1, 2, 3 - повернись, в детский сад возвратись. (по зеленым следам).

Воспитатель: Сегодня вы увидели, что без воды не могут жить животные, рыбы вообще живут только в воде, растения без воды не вырастут. А нужна ли вода людям? Для чего?

Дети: Пить, стирать, умываться, купаться.

Воспитатель: Я предлагаю вам подготовить воду для чая, который мы выпьем после длинного путешествия. А вы внимательно посмотрите, что случиться с водой, если она вскипит. (включить чайник, обратить внимание на то, что вода испаряется).

Воспитатель: Итак, вы увидели, что вода бывает твердой, парообразной. А если я возьму и перелью из стакана в стакан воду, что можно сказать о воде?

Дети: Она льется, она жидкая.

Практическая работа.

Воспитатель: Ребята, к сожалению, люди не берегут воду ни в море, ни в реках, ни в озерах. Сбрасывается мусор, сливаются различные вредные вещества. Я надеюсь, что когда вы вырастите, не будите этого делать, а наоборот придумаете разные фильтры для очистки воды.

Воспитатель: Дома вы пьете воду из крана?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что для этого делают ваши родители? Дети: Ставят на кран фильтры.

Воспитатель: Давайте пройдем в нашу лабораторию. Оденьте, пожалуйста, халаты. Посмотрите, как при помощи стакана, воронки, марли можно очистить воду, (дети показывают, как сделать фильтр).

2 часть.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Сейчас мы с вами научимся очищать загрязненную воду, а потом из очищенной воды заварим чай.

Воспитатель: Как вы думаете, как можно использовать пустой стакан, воронку, марлю, для того, что бы очистить загрязненную воду в ваших стаканах, (ответы детей).

Проведение опыта.

Рассмотреть результаты проделанного опыта.

Воспитатель: Алена подготовила стихотворение о воде. Давайте послушаем:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом вползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяв сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Паша спутница всегда.

Итог:

Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали. Что же вы запомнили? Что вам понравилось во время путешествия?

Воспитатель: Спасибо всем, вы хорошо отвечали, помогли мне провести это увлекательное путешествие. Спасибо.

Список литературы:

1. "Экология" С.Н.Николаева.

2. "Природоведение" А.А.Плешакова.

3. "Моря и океаны " энциклопедия.

4. "Экология " энциклопедия.

5. "Погода и климат " энциклопедия.

Дидактические игры:

1. " Волшебница вода ".

2. "Загадки о животных".

3. " Узнай животный мир ".

Тема: «Путешествие во времена года».

Цель: Обобщение знаний о разных временах года. Расширить знания детей о растительном и природном мире. О состоянии природы путем экспериментирования и наблюдения. Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворений о разных временах года. Отгадывание загадок, пение песен о разном времени года. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей.

Словарная работа: Термометр.

Оборудование: макет «опушка леса» - зимой, весной, летом, осенью.

Лупы, сухие и зеленые листья, емкость для льда, лёд, полевая ромашка, загадки о весне, зиме, лете, осени. Аудиозапись «голоса птиц», «звуки воды», «песни о лете». Веточки с набухшими почками, термометр.

Ход занятий.

Воспитатель: Помогите, пожалуйста, вставить недостающее слово.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли,

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам …………обед (зимой)

Воспитатель: О каком времени года здесь говорится?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Верно. А еще зимой, 1 января начинается новый год. Давайте представим себе, что мы на лыжах и в руках у нас лыжные палки. Мы отправимся путешествовать на лыжах во время года «зима».

Дети, имитируя движение на лыжах, по следам подходят к макету «опушка леса зимой».

Воспитатель: Ребята, что происходит с природой зимой?

Дети: деревья засыпают, стоят совсем без листьев, на земле лежит снег. Лужицы и водоемы замерзли. Животные оделись в теплые шубки. Некоторые, например медведи – спят. Все насекомые попрятались под кочки, в кору деревьев.

Воспитатель: А почему все это произошло в природе?

Дети: Потому что стало холодно.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, я вам покажу один новый для вас предмет.

Словарная работа: Термометр.

Воспитатель: Это термометр, им измеряют температуру воздуха на улице. Есть термометр, которым измеряют температуру в помещении (показать).

Если ртутный столбик опустился ниже ноля – к похолоданию, температура низкая. А что происходит с водой при низкой температуре.

Дети: Вода застывает и превращается в лед.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Давайте потрогаем лед и узнаем, какой он на ощупь, рассмотрим его в лупу. (Дети рассматривают и трогают лед).

Дети: Лед твердый, прозрачный, хрупкий. В теплых руках начинает таять.

Воспитатель: А где бывает много льда?

Дети: На реках.

Воспитатель: А когда он начинает таять?

Дети: Когда приходит весна.

Воспитатель: Дети, давайте послушаем звуки весны.

Аудиозапись «звуки ручейка», «пение птиц» (релаксация).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, лужицы растаяли. Давайте пройдем между ними, чтобы не промочить обувь и продолжим наше путешествие. (Дети выходят к макету «опушка леса весной).

Воспитатель: Наступила весна. Что происходит в природе весной?

Дети: Все просыпается, набухают почки, появляется травка, выползают все насекомые, просыпаются от зимней спячки медведи. Звери меняют свою шубку.

Воспитатель: Верно. Когда звери меняют свою шубку – это называется линька. Шерсть у животных меняется, меняет свой цвет. Становится более легкой. Заяц, например, из белого становится серый, почему?

Дети: Зимой от волка и лисы он прятался в снегу, поэтому он был белый. А теперь он будет прятаться среди деревьев и кустарника.

Воспитатель: Чем любит лакомиться зайка?

Дети: Он любит кору деревьев, молодые побеги.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и посмотрите на веточки с набухшими почками.

Дети: Почки набухли, верхний покров на них уже лопнул, появились маленькие нежные листочки.

Физминутка.

Аудиозапись «песня о лете».

Воспитатель: Давайте все вместе споем один из куплетов песни и весело отдохнем.

Воспитатель: О каком времени года была эта песня, почему мы так радовались?

Дети: Это песня о лете.

Воспитатель: Давайте выйдем на опушку леса летом. (Дети по тропинке с цветами ромашек идут к макету «опушка леса летом»).

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какой бывает опушка леса летом.

Дети: Много зеленой травы, летают бабочки, жуки, щебечут птицы, выросло много полевых цветов.

Воспитатель: А какие вы знаете полевые растения?

Дети: Клевер, полевая ромашка, подорожник, мать-и-мачеха, чертополох, пижма.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Ребята, давайте в лупу рассмотрим листочки ромашки и ее лепестки.

Дети: У ромашки нежные листочки ярко-зеленого цвета, белоснежные лепестки с тонкими незаметными обычному глазу прожилками.

Релаксация. Звуки дождя, грома, сильного ветра.

Воспитатель: Ребята, а что это?

Дети: Идет дождь, дует ветер, гремит гром, срывает листья.

Воспитатель: А в какое время года это бывает?

Дети: Это бывает осенью. Желтеют и опадают листочки. Птицы улетают в теплые края. Природа готовится к зимнему сну.

Воспитатель: Да, все в природе зимой отдыхает, а осенью готовится к этому отдыху. Звери стараются сделать запасы, птицы улетают, деревья засыпают, насекомые прячутся.

Экспериментальная деятельность:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим осенние листочки, рассмотрим через лупу.

Дети: Вывод – осенний листочек почти прозрачный, желтый, легкий. Летний – зеленый, веселый.

Итог:

Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня совершили необычное путешествие. Где мы побывали?

Дети: Мы были в летнем, зимнем, весеннем, осеннем лесу.

Воспитатель: Что мы с вами делали во время путешествия?

Дети: Говорили о состоянии природы в разное время года. Рассматривали почки, листья, узнали, что лед бывает хрупкий, прозрачный.

Воспитатель: А что вам запомнилось?

Дети: Понравилось все путешествие. Запомнились звуки дождя, грома, пение птиц, журчание ручейка. Мы пели веселую песню о лете.

Воспитатель: Мне очень понравилось сегодняшнее путешествие. Вы очень многое знаете о временах года, познакомились с новыми словами, узнали, что такое термометр. И обязательно запомните, что когда зверь меняет свою шерсть – это называется линька. Старая шерсть скатывается и опадает, а новая тут же на ее месте вырастает. Мы не только путешествовали, но и проводили эксперименты, а это очень интересно и увлекательно.

Список литературы:

1. Экологические проекты в детском саду. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. Волгоград, Издательство «Учитель». 2009г.

2. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Г. А. Лапшина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2006г.

3. Времена года. С. Козлов, Москва, Издательство «Малыш», 1998г.

4. Детский календарь года. М. Катков, Москва, ООО Алтей и К. 2004г.

5. Загадки для малышей. Зимой и летом одним цветом. О. Тихомиров. Москва, ООО Алтей и К. 2006г.

6. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. Н. Ф. Дик, Москва, издательство «Русское слово», 2006г.

Из педагогического опыта педагога-психолога

Индивидуальный подход к ребенку с речевыми нарушениями с позиции психолога.

С одной стороны детей с речевыми нарушениями встречается с каждым годом все больше и больше. Причем обращаются все чаще родители, имеющие детей с комплексом проблем логопедических и психологических. Увеличивается процент очень активных детей, расторможенных, беспокойных, гиперактивных.

С другой стороны наблюдается возврат к старому: замена логопедических групп ДОУ логопунктами. И это способствует затруднению в работе с детьми с речевой патологией. Становится сложнее интегрировать связи, объединить усилия педагогов, медиков, специалистов, родителей и детей; создать единое коррекционно-развивающее пространство. Поэтому современные психологи и логопеды должны знать основные принципы работы с детьми с речевой патологией.

При отсутствии своевременной помощи детям с речевыми нарушениями у большинства из них речевые нарушения осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможно проявление агрессивности, чрезмерной расторможенности, застенчивости, замкнутости, а если эти качества уже присутствуют в поведении ребенка, то они могут еще более усугубитсья.

Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость организма, снижена работоспособность, наблюдается дефицит внимания, снижена продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (3-4 ступенчатые), опускают некоторые элементы, меняют последовательность заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У некоторых детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. В общем, страдает познавательная сфера.

Также характерно нарушение общей и мелкой моторики. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети чрезмерно активные, другие вялые, пассивные, ослаблены, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, влияющих на дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

Комплекс проблем, которые характерны для детей с речевыми проблемами требует комплексного подхода со стороны специалистов ДОУ и др.

Эта деятельность может входить в рамки ПМПк д/с или психолого-педагогического медико-социального сопровождение детей.

-Логопед работает непосредственно с ребенком, исправляя его речевой дефект. - Воспитатели закрепляют полученные результаты, выполняют рекомендации других специалистов.

- Муз. работник проводит логоритмические занятия, работает над постановкой диафрагмально-речевого дыхания, голоса, над просодической стороной речи (темпа и силы голоса), развивает общую и мелкую моторику, координацию движений.

- Инструктор по физо развивает координацию, дыхание, выносливость.

- Валеолог работает по оздоровлению детей, закаляет, учит правильно дышать.

- Медперсонал осуществляет ЛФК, фармоко-, физио-, фитотерапию.

- Задачей психолога является осуществлять работу с детьми с речевыми нарушениями по всем направлениям своей деятельностии корректировать организацию комплексного сопровождения ребенка.

Основной функциональной обязанностью педагога-психолога является психопрофилактика и психопросвещение родителей и педагогов детского сада, особенно на ранних этапах развития ребенка, на осознание возможных проблем у детей с речевыми нарушениями. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений. Проводить клубы, круглые столы, семинары- практикумы и т.д. Чтобы родители не ждали пока ребенку исполнится 5 лет и он вдруг заговорит. Дать понять родителям, что, если у ребенка на раннем развитии были какие-либо проблемы (сложные роды, задержка комплекса оживления, не вовремя стал ходить и т.д.), значит возможно органическое поражение коры головного мозга и необходимо обращение к более узкому специалисту, развитие компенсаторных возможностей ребенка. Самое главное здесь умение достучаться до родителей.

Чтобы увидеть какие проблемы у ребенка в развитии необходима комплексная психодиагностика, в которой учитываются следующие принципы:

- онтогенетический (учет закономерностей развития детской речи в норме);

- этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), например, алалия и т.п;

- деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности);

- взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В диагностике необходимо учитывать следующие факторы:

1. Анамнестические данные:

- протекание беременности и родов;

- раннее речевое развитие;

- раннее психомоторное развитие.

2. Социальная среда (где и кто воспитывал ребенка, социальное благополучье, статус семьи, окружение ребенка).

3. Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений, отношение к ребенку.

4. Особенности речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, наличие двуязычия (билингивизм), диалект).

5. Адаптация ребенка в коллективе.

6. Особенности возрастного развития.

7. Особенности развития познавательных процессов.

8. Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы.

9. Заключения специалистов (невролог, психиатор, оториноларинголог).

На основании проведенной психодиагностики строить коррекционно-развивающую работу, консультировать родителей и педагогов по индивидуальному подходу к ребенку, давать развивающие игры и упражнения.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию небольшие комплексы игр с гиперактивными и агрессивными детьми.

Особенности индивидуальной работы с гиперактивными детьми.

1. Занятия проводить целесообразней в первую половину дня.

2. Постоянная, четкая структура занятия.

3. Делить работу на более короткие, но частые периоды. Чаще использовать физминутки, динамические паузы, психогимнастику и т.п.

4. Снизить требования к аккуратности в начале работы.

5. Давать короткие, конкретные и четкие указания, инструкции.

6. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

7. Использовать чаще тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний (выдача жетонов, смайликов- пиктограммы с эмоциями и т.п.).

9. Поощрять сразу же не откладывая на будущее.

10. В конце занятии использовать сюрпризный момент (заниматальные задания, веселая игра).

- Игра «Говори». Цель: развитие умения контролировать свои импульсы.

- Игра « Врасти в землю». Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.

Особенности индивидуальной работы с агрессивными детьми.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение навыкам самоконтроля, умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

- Игра «Ласковые лапки». Цель: установление доверительных отношений с ребенком, развитие чувственного восприятия, снижение агрессивности, мышечного напряжения рук.

- Игра «Кулачок» Цель: мышечная релаксация, снятии агрессивности.

Список литературы

1. Нормативные материалы, регламентирующие психолого-педагогическую деятельность специалистов образовательных учреждений. Управление образования мэрии г. Калининграда, 2005.

2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под науч. ред. проф. Л.М. Шипициной.

3. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпроргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, аргессивными, тревожными и аутичными детьми». М.: Генезис, 2000.

4. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996.

5. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

6. Клюева Н.В. Филиппова Ю.В. Общение Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.

8. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2005.

9. Волковская Т.Н. Юсупова Т.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недорозвитием речи. М.: Книголюб, 2004.

10. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Индивидуальные игры, в которые играют с агрессивными детьми.

«Я вижу…» Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание.

Содержание. Ребенок и педагог по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная высказывание словами: «Я вижу…». Повторять одинитотже предмет нельзя.

«Ласковые лапки». Цель: снять мышечное напряжение рук, снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, установление доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Содержание. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.п. Ребенку предлагается отгадать, какой зверек касается его руки. Рука оголена по локоть. Все предметы выложены на стол. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

«Бумажные мячики» Цель: снижение агрессивности, беспокойства, мышечного напряжения.

Содержание. Ребенку предлагается из бумаги скомкать несколько плотных мячиков. Затем необходимо бросать их в цель.

«Брыкание» Цель: снятие агрессивности и мышечного напряжения.

Содержание. Ребенок, лежа на спине брыкается ногами, увеличивая силу и скорость толчков при этом говорит «Нет».

«Кулачек». Цель: снятие агрессивности, мышечная релаксация.

Содержание. Ребенку предлагается сжать в кулачке маленькую игрушку крепко-крепко, а когда рука раскроется, на ладошке будет красивая игрушка.

Можно использовать шарики су-джок.

«Выбиваем пыль» Цель: снятие агрессивности, мышечная релаксация.

Содержание. Ребенку предлагается выбить пыльную подушку, хорошенько колотя руками.

«Врасти в землю» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, агрессивности.

Содержание. Ребенку предлагается: Попробуй сильно-сильно врасти в землю, надавив пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко сомкни зубы. Ты могучее крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Затем расслабиться и полежать на ковре.

«Дыши и думай красиво» Цель: : снятие психоэмоционального напряжения, агрессивности.

Содержание. Ребенку предлагается встать, закрыть глаза, спокойно и глубоко дышать. Мысленно скажи:

« Я – лев (вдох-выдох). Я – птица (вдох-выдох). Я – камень (вдох-выдох). Я – цветок (вдох-выдох). Я – спокоен (вдох-выдох)»

Индивидуальные игры, в которые играют с гиперактивными детьми.

«Найди отличие». Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, усидчивости.

Содержание. Ребенок рисует любую несложную картинку (домик, котенка и т.п.), передает ее взрослому. Взрослый дорисовывает детали. Ребенок должен назвать, что изменилось в рисунке. Повторить несколько раз.

«Послушай тишину» или «Шалуны». Цель: развитие внимания и умения владеть собой.

Содержание. По сигналу колокольчика ребенок бегает, прыгает или ходит вокруг стульчика. По второму сигналу колокольчика ребенок садится на стульчик и слушает, что происходит кругом. Затем рассказывает какие звуки он слышал.

«Слушай хлопки». Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Содержание. Ребенок идет по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, необходимо принять «позу аиста», два раза – «позу лягушки», три раза – продолжить ходьбу.




  • О саде
  • Структура учреждения
  • Педагоги
  • Кружки
  • Группы
  • Чем живет детский сад
  • Публичный отчет руководителя
  • Новости
  • Газета "Мир детства"
  • Из опыта работы
  • Советы специалистов
  • Порядок комплектования детей
  • Паспорт учреждения
  • План фин.-хоз. деятельности
  • Локальные акты
  • ФГОС
  • Самообследование
  • Вакансии




  • Вход в систему

    Логин:

    Пароль:

    Забыли свой пароль?