Авторское право на дизайн обуви

Модельеру или дизайнеру одежды угрожают разнообразные нарушения прав.

Здесь нет ничего необычного: другие дизайнеры и модные дома копируют чужие проекты и выдают за свои, журналы публикуют эскизы и не указывают авторство, а некоторые даже вовсю продают уже готовую одежду без каких-либо разрешений. Чтобы этого не случилось, дизайнеру всегда нужно помнить о своих правах! Авторских. И обязательно их регистрировать.

В фэшн индустрии автор может зарегистрировать свои эскизы, дизайны одежды, аксессуаров и ювелирных изделий, детали произведений изобразительного искусства (например, принты одежды, вышивка, аппликация и другие). В общем, различные плоды своего творческого труда.
Такие произведения подлежат правовой охране.

Защити себя: регистрируем авторское право и патент

Чтобы зарегистрировать авторское право на свои произведения, дизайнер не обязан иметь на руках финальный, скроенный и сшитый вариант проекта. Для этого достаточно фотографий, эскизов или макетов, ведь произведение модельера может быть зарегистрировано и как объект авторского права, и как самостоятельный патент.

Авторское право на дизайн обуви

Авторское право отличается от патентного, а общее у них то, что оба они спасут дизайнера от незаконного использования его проектов. Чтобы понять, какое из этих понятий подходит для конкретного случая, нужно выбрать, что именно они будут “защищать”.

Если дизайнер хочет зарегистрировать не материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, то он располагает объектом авторских прав. Такой объект можно быстро и просто заверить в Банке Авторских Прав и не волноваться о нелегальном использовании.

Если же творение дизайнера может быть зарегистрировано как промышленный образец, новое техническое решение или изобретение, его можно запатентовать, предварительно доказав новизну и оригинальность.

Так, авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право защищает оригинальность идеи. Сроки охраны также разные: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. По патентному праву — 5-20 лет с момента регистрации с возможностью продления. На один и тот же проект можно оформить и авторские права, и патент одновременно.

Авторское право на дизайн обуви

Кстати, из-за разницы в сроках охраны права и патента некоторые обладатели патентов попадали в печальные ситуации.

Например, помните спиннеры, самые модные игрушки 2017 года? Они получили массовую популярность и принесли кому-то миллионы… Кому-то, но не оригинальной изобретательнице Кэтрин Хеттингер: срок охраны ее патента на спиннер истек раньше, а продлить она его не смогла, так как была стеснена в средствах.

Чтобы не повторить грустный опыт Кэтрин, дизайнер должен всегда регистрировать свои авторские решения. Но если права дизайнера уже нарушили и кто-то выдал его труд за свой, то необходимо переходить к решительным действиям.

Что делать, если ваши авторские права нарушили?

  1. Для начала, соберите как можно больше доказательств вашего права на оригинальный проект — предоставьте эскизы, исходники, изначальные технические требования и задания на разработку.
  2. Отследите путь вашего проекта — как он мог попасть к нарушителю, какое развитие получил дальше. Соберите все примеры сходства проекта нарушителя с вашим оригинальным.

  3. Составляйте и подавайте досудебную претензию: обращение в суд с требованием остановить нарушителя ваших авторских прав и решить вопрос в вашу пользу.
  4. Если нарушитель игнорирует претензию, придется обращаться в суд.

Авторское право на дизайн обуви

Очевидно и объяснимо, что людям творческим очень тяжело вникать в такие материи, как юриспруденция и судебные процессы. И чтобы сталкиваться с ними как можно реже, мы еще раз напомним: простая и заблаговременная регистрация авторских прав поможет избежать неприятных судебных процессов и пресечь действия нарушителя в любой, даже в самой модной индустрии.

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций? Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Когда ремесло кормит

Авторское право на дизайн обуви Смирнова Марина Владимировна Автор статьи Юрист сайта Правовед.RU

Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.

Да, являются, так как создаются творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Тот, кто создает — тот и автор, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ).

Отделить автора от его произведения невозможно — во все времена творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи.

Отношение к авторству, безусловно, определялось характером общественных отношений, с давних времен обладание редким произведением искусства выдающегося автора становилось статусным символом. Авторское право начинают защищать законы.

Так впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом королевы

Довольно истории, понятно, что профессия дизайнера ориентирована, прежде всего, на рынок, и часто главная цель реализации своих талантов – это возможность зарабатывать, получать соответствующий доход.

В условиях рынка постепенно обладание авторскими правами становится некой гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получать заслуженное вознаграждение.

Вот здесь нужно остановиться и уяснить, что авторское право – это право неимущественное.

И не всегда автор дизайн-проекта может самостоятельно распоряжаться им и получать вознаграждение.

Как это? А это очень просто – есть еще «исключительное право на произведение», и оно является имущественным правом. У кого и как возникает ключительное право на произведение?

Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.

Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь — будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере.

Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст. 1228 ГК).

Результат работы дизайнера – материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности

Чьей деятельности? Естественно, дизайнера, не зря же он учился столько лет и умеет генерировать идеи для воплощения их в реальный объект, например, оформление интерьера заказчика. Но так ли это? Только ли один дизайнер создает проект?

Условия для работы, оборудование, возможность работать «в команде», «поток» заказов – над этим трудится работодатель. И права и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре.

Так в итоге работы дизайнера создается объект творческого труда, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика.

И здесь без творческого труда дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей фирмы, ни заказчик (он же главный на рынке!) — долгожданного проекта.

В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?

Одним из условий трудового договора является создание «служебного произведения» (ГК РФ, ч. 4, ст. 1295). Что это значит?

Даже если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (ч. 1 ст. 1295 ГКРФ), так как создается это произведение творческим трудом. Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться этим произведением (проектом).

Почему? Потому что исключительное право на «служебное произведение» возникает у работодателя, который сможет передавать его другому лицу (заказчику, например, на условиях определенной оплаты) и использовать (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Таким образом, исключительное право на произведение является имущественным.

Но, если авторское право охраняется бессрочно и отказ от авторских прав ничтожен, то законом установлен совершенно определенный срок, в течение которого работодатель (обладатель исключительного права на произведение) будет иметь право начать использовать это произведение – 3 года (абз. 2 ч. 2 ст.

1295 ГК РФ).

Если же в течение 3-х лет произведение не было использовано работодателем, то исключительное право возвращается автору.

Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.

Закон допускает условие в трудовом договоре о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при условии выплаты вознаграждения автору (ч. 3 ст.1295 ГКРФ). На то он и «договор», чтобы договариваться.

Не забываем, что договор является источником ваших с работодателем прав и обязанностей, конечно, если в нем нет условий, противоречащих закону.

При устройстве на работу надо всегда помнить, что сначала необходимо изучить условия договора, и осознать, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.

Новые изменения в законодательстве в защиту авторских прав не ущемляют при этом прав работодателя, а, скорее, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию служебного произведения.

И для работодателя не менее важным является более четко прописывать все условия в трудовом договоре, а в случае необходимости, заключать договор гражданско-правового характера, если обладателем исключительного права на произведения является автор.

Читайте также:  Условия предоставления военнослужащему жилого помещения

В таком случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ). Но не будем усложнять, ведь Вы пока начинающий дизайнер.

Важно соблюдать коммерческую тайну

Не говоря уж о том, что «конкуренты не дремлют», да и никому не понравится, если, занимаясь общим делом, работники раскрывают секреты третьим лицам. Поэтому неразглашение коммерческой тайны оформляется при приеме на работу Соглашением между работником и работодателем.

С правовой точки зрения разглашение информации, «имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность» (а это и есть «коммерческая тайна») может обернуться административной или уголовной ответственностью (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ).

Почему так? По сути, коммерческая тайна – это источник получения прибыли, возможность избежать неоправданных расходов, сохранить репутацию, в конце концов, это наработанный опыт на рынке, который в условиях конкуренции и кормит.

FAQ

А вот и вопросы, которые часто задают начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:

1. Можно ли включать в портфолио проекты, которые будут выполнены по заданию работодателя?

Если договором установлено, что «все материалы, созданные работником по заданию работодателя, являются собственностью работодателя и не подлежат передаче другим лицам без его согласия», значит, произведение (проект) является служебным и без согласия работодателя не может быть продемонстрировано другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15).

По сути, проекты, созданные в пределах трудовых функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания» (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ). Но здесь есть возможность получить согласие, обратившись к работодателю, при условии указания имени или наименования фирмы.

2. Обоснованы ли претензии клиента?

Некоторые вопросы заказчиков, которые, на первый взгляд, могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:

«Я хочу, чтобы с эскизного проекта была убрана контактная информация. Это прямая реклама».

Да, претензии обоснованы, на проекте может быть только имя работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но при этом наименование должно точно соответствовать тому, которое указано в учредительных документах. Контакты оставлять на проекте нельзя.

3. Если для одного заказчика разработали проект, а потом другой клиент, увидев фото на сайте, просит себе такой же дизайн сделать? В этом случае изготовление такого же дизайна для другого клиента будет нарушением прав первого?

Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ).

Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру.

«Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).

4. Можно ли использовать в своей работе проекты других авторов ,если они находятся в свободном доступе?

Создавая проект, дизайнер может просматривать проекты других авторов и, конечно, есть соблазн их использовать. А вот в этом случае надо быть осторожнее, по закону разрешается использовать обнародованные произведения исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ).

Поэтому, если картинка с изображением какого-либо материального объекта или проекта появится в другой фирме, например, «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, то автор может это оспорить это в суде, так как в данном случае очевидным будет коммерческий интерес.

Но в любом случае, надо интересоваться новинками в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое и является полем деятельности дизайнера.

Советы начинающим дизайнерам

  1. Начиная трудовую деятельность, по возможности, выбирайте стабильные фирмы, которые утвердились на рынке дизайнерских услуг, имеют постоянных клиентов.

  2. Заключая трудовой договор с работодателем, обращайте внимание не только на размер заработной платы, но и на такие условия, как «исключительное право» работодателя на служебное произведение.

    Именно оно дает право работодателю обнародовать ваше произведение и использовать его (при условии, что вы, как автор, получили заслуженное вознаграждение).

  3. Работая с заказчиком, не забывайте, что автор «результата интеллектуальной деятельности», это вы, так как создается проект вашим творческим трудом.

    Авторское право неотчуждаемо.

  4. В дальнейшем, чтобы в полной мере обладать и авторским, и исключительным правом на произведение, вы можете работать самостоятельно по договору с заказчиками.

Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Авторское право на дизайн обуви Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Охраняются ли авторским правом выкройки и обучающие тексты?

Дизайнеры, в том числе одежды, обуви и аксессуаров, сталкиваются со сложностями при защите своей интеллектуальной собственности в России. Так, до сих пор нет единого мнения о том, как эффективнее охранять и защищать дизайн. Вопрос, в каком случае авторское право может прийти на помощь дизайнерам, все еще остается открытым.

Дискуссия о том, охраняется ли авторским правом дизайн одежды, обуви и аксессуаров, не утихает уже не одно десятилетие не только в России, но и во всем мире.

Существует мнение, что в России все же не стоит надеяться только на авторское право, а лучше подстраховаться, зарегистрировав дизайн в качестве промышленного образца или объемного товарного знака, так как судебная практика до сих пор не выработала критерии того, в каком случае дизайн одежды может считаться произведением дизайна и, как следствие, охраняться авторским правом.

В отсутствие разработанной судебной практики каждое новое решение суда, затрагивающее данный вопрос, представляется практикообразующим.

Так, Арбитражный суд города Москвы недавно разрешил спор о нарушении авторских прав на выкройки швейных изделий и тексты, описывающие процесс раскроя, моделирования и пошива.

Данное дело (№ А40-60319/2018) станет одним из немногих, где суд попытался ответить на вопрос о критериях охраноспособности дизайна.

Суть спора и позиция суда

Компания ООО «Грассер» предлагает онлайн-курсы по кройке и моделированию швейных изделий. Компания обратилась с иском к Степановой Ольге – разработчику курса Cut&Sew Base и ООО «БидФокс», посчитав свои права нарушенными ввиду того, что рабочая тетрадь к курсу Cut&Sew Base, который также посвящен кройке и моделированию швейных изделий, содержит заимствованные тексты и выкройки.

Истец просил суд взыскать с ответчиков компенсацию в размере 1 700 000 рублей и обязать удалить с веб-сайтов курс Cut&Sew Base.

Ответчики возражали против удовлетворения исковых требований и указывали на то, что выкройки и тексты, права на которые истец считает нарушенными, в принципе не охраняются в качестве объектов авторского права.

Тексты являются описанием стандартных действий про раскрою и моделированию швейных изделий, а выкройки являются чертежом, который невозможно построить каким-либо иным образом.

Кроме того, разработчики курса Cut&Sew Base указывали, что тексты и выкройки не тождественны, а совпадение отдельных слов и выражений обусловлено использованием стандартной отраслевой терминологии.

Арбитражный суд города Москвы согласился с позицией ответчиков и полностью отказал в удовлетворении исковых требований, обосновав свое решение следующим:

  • При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что таковым является только тот результат,который создан творческим трудом. В ГК РФ не содержится определения таких понятий, как «творческий труд», «результат творческой деятельности» и «произведение». Вместе с тем, исходя из общепринятого понимания, под творчеством подразумевается интеллектуальная деятельность, результатом которой является создание интеллектуального продукта, ранее неизвестного. Таким образом, произведение, созданное творческим трудом, обладает такими признаками, как новизна и оригинальность.
  • Сама идея, концепция, организационное решение (в данном деле – идея раскроя определенного изделия, моделирования и устранения дефектов раскроя) авторским правом не охраняется на основании пункта 5 статьи 1259 ГК РФ (но может в теории охраняться инструментами патентного права или в качестве секрета производства (ноу-хау)). В то же время, форма выражения идеи (текст с описанием того, как скроить, смоделировать определенное изделие и схема выкройки) теоретически может охраняться авторским правом, но только в том случае, когда такая форма выражения (текст и схема выкройки) создана творческим трудом, то есть обладает новизной и оригинальностью именно с точки зрения изложения материала.
  • Тексты истца не отвечают признакам произведения как объекта авторского права (новизны, творческого характера создания произведения, оригинальности (уникальность, неповторимость) произведения). Тексты истца состоят из стандартных описаний типичных действий по кройке, моделированию и устранению недостатков кроя.
  • Выкройка – это деталь будущего швейного изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани или других материалов. По сути, выкройка представляет собой чертеж. Выкройка также содержит необходимую информацию (на чертеже обозначаются конструктивные линии (боковые, линии вытачек, переда, середины изделия), указывается направление нити-основы, обозначается линия талии (точками Т, Т1, Т2), линия бедер (точками Б, Б1, Б2), линия низа изделия (точками Н, Н1, Н2). Данные обозначения (Т, Б, Н) также являются стандартными и используются всеми учебными пособиями по кройке и моделированию изделий.
  • Выкройки истца представляют собой чертежи выкроек самых распространенных и простых моделей (юбка-карандаш, юбка-татьянка, юбка-русалка, рукав-реглан, цельнокроеный рукав). Схожие инструкции по крою и моделированию таких моделей вместе с практически тождественными схемами выкроек содержатся в большинстве учебных пособий ввиду технической невозможности построить выкройку иным образом.
  • Модели изделий (юбка-карандаш, юбка-татьянка, юбка-русалка) не являются оригинальными, являются самыми простыми и распространенными моделями изделий, а сами выкройки истца (то есть рисунки, чертежи) выполнены без признаков творческого характера, не являются оригинальными по манере их исполнения (например, не выполнены в оригинальных цветах или в оригинальной манере).
  • Сравнительный анализ показывает, что ответчики не копировали тексты и выкройки истца. В текстах истца и ответчиков может совпадать основная идея и последовательность действий, необходимых для раскроя и моделирования изделия (что не может не совпадать, так как раскрой и моделирование требуют выполнения определенных действий в определенной последовательности и не допускают вариативности), но не форма выражения этой идеи – используются различные слова и предложения. Совпадение некоторых слов и выражений обусловлено стандартной терминологией, принятой в отрасли. Данный довод подтверждается тем, что схожие инструкции по кройке и моделированию швейных изделий содержатся в других учебных пособиях. 

Истец не согласился с данным решением и обжаловал его в апелляционном суде, на этот раз заявляя, что суд первой инстанции должен был рассматривать весь учебный материал в качестве составного произведения (статья 1260 ГК РФ). Суд апелляционной инстанции, однако, оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Анализ позиции суда

Суд указал, что выкройки самых базовых моделей (например, юбки-солнце, юбки-карандаш или брюк-клеш) не охраняются авторским правом, что справедливо.

Выкройки данных изделий содержатся во всех базовых учебниках технологии и журналах, посвященных кройке и шитью.

Действительно, выкройку юбки-карандаш нельзя построить каким-либо иным образом, так как в противном случае, это будет уже какая-то другая юбка.

В то же время, представляется, что выкройки нестандартных и необычных моделей швейных изделий заслуживают правовой охраны.

Так, отдельные уникальные дизайнерские решения, к примеру, платье с необычным шлейфом или тремя рукавами,вполне могут рассматриваться в качестве объектов авторского права.

В таком случае и дизайн самого изделия, его эскизы и его выкройка будут охраноспособны, а их копирование будет незаконным.

Представляется, что и касательно текстов, описывающих какие-либо алгоритмы, целесообразно руководствоваться той же логикой.

В том случае, если описывается определенный алгоритм или последовательность действий, используется стандартная терминология, а в создание текста не вкладывается именно творческий труд, то такой текст не будет охраняться в качестве объекта авторского права.

Однако, к примеру, если пусть и базовые действия по кройке и моделированию описаны оригинальным образом (например, в стихах), то в таком случае автор может претендовать на охрану.

Здесь возникает, однако, другая проблема.

Так как объекты авторского права не подлежат регистрации и не проходят какую-либо экспертизу (в отличии, к примеру, от товарных знаков и промышленных образцов, правовая охрана которых предоставляется по решению Роспатента после проведения экспертизы на охраноспособность), то вопрос о том, является ли определенный текст или выкройка объектом авторского права, будет решать суд уже в том случае, когда спор попадет на рассмотрение суда.

Данное обстоятельство не способствует определенности: как узнать, стоит ли подавать иск против схожего дизайна? Что если дизайнеру кажется, что созданный им дизайн крайне оригинален и даже уникален, а суд решит иначе? Как рассчитать шансы на успех и принять решение о том, стоит ли обращаться в суд?

В настоящий момент единственной возможной стратегией представляется анализ существующей правоприменительной практики. Сегодняшний подход судов таков: авторским правом может охраняться оригинальный дизайн изделий. Поэтому перед подачей иска о нарушении авторских прав на дизайн изделия стоит ответить на следующие вопросы:

1.  Как был придуман дизайн? Чем вдохновлялся автор? Насколько сильно отличается созданный дизайн от тех, которые служили источником вдохновения?

2.  Есть ли на рынке схожие модели?

В том случае, если у дизайна нет аналогов и ответчик не сможет продемонстрировать суду, что данная модель является распространенной и производится на протяжении определённого времени различными компаниями (как это удалось сделать ответчикам в вышеуказанном деле), иск имеет больше шансов на успех.

***

Ольга Степанова, разработчик курса Cut&Sew:

Когда я начинала создавать свой проект, то совершенно не задумывалась о юридической стороне вопроса. Я использовала классические методики, популярные книги, те знания и навыки, которым обучают студентов в институтах. Так делали все, а некоторые школы даже брали чужие картинки известных брендов, публиковали их на своем сайте и продавали выкройки данных платьев клиентам.Авторское право на дизайн обувиОльга Степанова (Cut&Sew)Сначала мы сформировали инструкцию для учеников, используя картинки из популярных старых учебников и книг. Впоследствии мы отрисовали с дизайнером свои иллюстрации самостоятельно, изменив детали и полностью переделав структуру. Казалось,что в начале пути все это неважно, ведь потом мы исправили и картинки и выдержки из старых учебников заменили своими. Но именно это послужило причиной иска нашей конкурентки. Фактически наши конкуренты обвинили нас в копировании у них текстов и иллюстраций, которые они сами когда-то также скопировали из старых учебников и книг. Нам пришлось поднимать архивы, искать данные классические учебники в библиотеках и доказывать суду, что данные иллюстрации были взяты из этих классических учебников, а не у нашего конкурента, и что это стандартные выкройки и описания, которые содержатся практически во всех учебниках, а, следовательно, не подлежат охране авторским правом. В данный момент я создаю новый проект и теперь понимаю, как важно с самого начала прорабатывать иллюстрации, тексты, графику, видео и фото материалы. Получать оплату за свой продукт необходимо только на официальный счет компании. Также желательно регистрировать товарный знак сразу же. Не стоит надеяться, что когда-нибудь в будущем вы исправите эти «мелочи». Именно они могут разрушить все то, что вы строили в своем бизнесе потом и кровью.

Авторское право на дизайн обуви — Юридическая консультация

Патентные права на изобретения, а именно к этой отрасли права относятся обстоятельства, изложенные в вопросе, регулируются частью четвертой Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1345 ГК РФ интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.

На основании п. 2 ст. 1345 ГК РФ автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:

1) исключительное право;

2) право авторства.

Согласно ст. 1346 ГК РФ на территории Российской Федерации признаются исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.

В ст. 1347 ГК РФ установлено, что автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности.

Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.

Согласно п. 1 ст.

1350 ГК РФ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

В силу ст.

1353 ГК РФ исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Из приведенных законоположений усматривается, что автору изобретения, т.е.

гражданину, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности, принадлежит интеллектуальное право на изобретения (патентное право), объединяющее два вида прав – исключительное право и право авторства.

Примерные виды изобретений (родовые признаки) перечислены в п. 1 ст. 1350 ГК РФ. Патентное право на изобретение признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующего изобретения.

Судя по всему, автор вопроса создала дизайн обуви, но не зарегистрировала патент на дизайн в установленном законом порядке, в связи с чем охрана изобретению в настоящее время предоставлена быть не может. Однако ничто не мешает изобретателю подать заявку в Роспатент (Федеральный институт промышленной собственности: Г-59, ГСП-3, 125993, г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп.

1; +7 (499) 240-60-15, e-mail: fips@rupto.ru), самостоятельно или предварительно заключив договор с патентным поверенным (полный список патентных поверенных России: https://globalpatent.ru/poverennye-rossii/501-polnyj-spisok-patentnykh-poverennykh-rossijskoj-federatsii), собрав все необходимые документы, включая эскиз дизайна обуви, оплатив госпошлину и совершив другие юридически значимые действия.

Получив патент на изобретение, автор вопроса станет правообладателем и сможет запретить всем бездоговорное использование изобретения.

Пять правил защиты авторских прав на дизайн — советы работодателям — Право на vc.ru

Советы управляющего партнёра компании ANP Law Firm Анастасии Пичугиной и юриста практики интеллектуальной собственности Анны Шевченко.

Дизайнер Вася работает в каком-нибудь ООО «Фешн». Вася — талантливый дизайнер, но ленивый работник: вечно опаздывает, срывает сроки дедлайна, при этом пожимает плечами, говорит, что он человек творческий. В какой-то момент директору ООО «Фешн» Дмитрию Ивановичу вся эта история надоедает, и вот уже Вася с трудовой книжкой оказывается без работы.

Проходит полгода, и тут Вася на прилавке магазина видит продукцию ООО «Фешн» с использованием его дизайна. Почему? Это он же в обед в творческом приступе набросал. Никому ничего не передавал. Вася бежит к адвокату и заявляет о краже. Адвокат разводит руками: «Это, батюшка, служебное произведение». И Вася остается с носом.

А бывает другая ситуация. Тот самый Дмитрий Иванович, директор, ООО «Фешн» даёт Васе задание: «Вася, нарисуй дизайн упаковки шампуня «Свежесть», Вася отрисовывает. А потом Вася приходит домой и на своем домашнем компьютере рисует дизайн упаковки шампуня «Fresh».

А потом наш прозорливый Вася, после того, как его уволили, идет к конкурентам — в ООО «TopFashion» и отдает им дизайн шампуня «Fresh». Конкуренты вышли на рынок первыми с этой продукцией, а ООО «Фешн» свой рынок уже не взяли.

Коллеги юристы сразу же скажут, что надо регистрировать товарный знак и промышленный образец. Давайте, сначала разберемся с авторскими правами работников и работодателей.

Если вы работодатель, то первое, что вы должны понять, что ваши возможности по ограничению ваших работников, как бы вам этого хотелось, не безграничны. Но кое-что вы все такие сделать сможете.

По общему правилу, установленному ст.1295 Гражданского кодекса РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

Служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Разбираемся по пунктам, какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить свои права.

Ваши трудовые договоры с «творческими» сотрудниками должны несколько отличаться от договоров с остальными сотрудниками. В частности, в обязанности работника необходимо включить создание объектов авторского права (если есть понимание, то можно указать каких конкретно). Сделайте акцент на том, что создаваемые работником произведения признаются служебными.

Например, мы предложили бы вам вот такую формулировку:

«Исключительное право на любые произведения, созданные работником в пределах выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения), принадлежит работодателю. Авторское вознаграждение за использование служебного произведения любыми способами выплачивается работнику ежемесячно (либо по факту создания произведения) в размере ______ рублей».

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем.

Размер вознаграждения можете быть любым, хоть 100 рублей, но учтите, что данная сумма не может быть включена в заработную плату или являться ее составной частью. Это подтверждается и судебной практикой.

Защита дизайнерской коллекции одежды от копирования. Проблемы и решения

Потребители относят затраты на одежду к постоянной статье расходов. Причем в современном обществе мы не просто считаем одежду предметом первой необходимости, а в буквальном смысле этого слова находимся в «плену брендов и новых трендов».

Маркетинг сыграл свою роль, и желание человека соответствовать модным тенденциям привело к высокой конкуренции в fashion индустрии. Помнится, еще пять лет назад производители выпускали по 2 коллекции в год, сейчас за это время многие предлагают десятки коллекций.

Одежда подвергается быстрому устареванию, и каждый дизайнер пытается прыгнуть выше головы, придумать уникальную неповторимую вещь, которую непосредственно хочет защитить от копирования.

Действующее законодательство не успевает идти с ногу со временем и отвечать всем потребностям рынка, поэтому имеет множество пробелов, провоцирующих ряд проблем, некоторые из которых мы и обсудим в данной статье.

Способы защиты дизайна одежды

Несмотря на то, что статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации относит дизайн к объектам авторско-правовой охраны, на практике это вопрос является спорным, а защита затруднительной по следующим причинам:

  • во-первых, авторское право возникает в момент создания объекта. Однако, законодатель не связывает момент создания объекта с определенными обстоятельствами (например, обнародование сведений, путем публикации в журнале), что в разы усложняет процедуру доказывания авторского права;
  • во-вторых, авторское право не защитит правообладателя в том случае, если другое лицо докажет, что аналогичный дизайн был создан им в то же время в результате самостоятельной творческой деятельности. Допустим, два модельера параллельно создали модели сумок, которые оказались схожими или идентичными;
  • в-третьих, авторское право не применимо в том случае, когда существующий дизайн переработали, а именно внесли небольшие творческие изменения.

По указанным выше причинам, мы можем выделить только два реально действующих способа защиты интеллектуальных прав в индустрии моды:

  1. Патент на промышленный образец (защита уникального дизайна одежды обуви, головных уборов, то есть их внешнего вида, формы);
  2. Регистрация товарного знака (защита интересного принта одежды, названия бренда).

Получение свидетельства на товарный знак является необходимым и оправданным условием, для дальнейшего безопасного развития бренда.

Патент на промышленный образец надежный способ защиты прав на созданный результат труда. Однако характерные особенности дизайна одежды делают этот способ не востребованным именно для этой индустрии.

Так, долгий срок регистрации в качестве промышленного образца и быстрая смена модных тенденций, на практике приводят к отсутствию необходимости патентования и как следствие – к незащищенности коллекций модельеров и дизайнеров.

Одежда — товар с коротким сроком службы

Продолжительность актуальности дизайна на рынке существенно ограничена временными рамками, в связи с чем ему требуется оперативное предоставление правовой охраны.

Процесс регистрации – долгий и дорогостоящий процесс. Согласно регламенту, срок регистрации промышленного образца составляет двадцать месяцев и две недели.

Защитить хотят интересные и необычные вещи, которые незамедлительно оказываются на пике популярности и востребованности.

Как правило, популярность таких вещей продолжается не долго (от нескольких недель до нескольких месяцев), и к тому времени как дизайн будет запатентован, вещь спросом уже пользоваться не будет.

Законодатель отчасти решил эту проблему и в 2018 году ввел режим временной правовой охраны промышленных образцов в ст. 1392 ГК РФ.

Что это означает? Допустим, вы подали заявку в Роспатент на дизайн одежды.

После подачи заявки и опубликования о ней сведений, все лица, использующие дизайн в период регистрации, обязаны будут выплатить Вам (патентообладателю) после получения Вами патента денежное вознаграждение (за период с момента подачи заявления по момент нарушения прав), размер которого определяется либо судом либо соглашением сторон. В случае, если в регистрации Вам отказано, никакие выплаты за использование дизайна Вам не причитаются.

Не смотря на вышеприведенную новеллу законодательства, дорогая стоимость процедуры, трудозатратность и длительные сроки регистрации делают нерациональным использование патентно-правовой охраны, так как актуальность дизайна одежды в среднем составляет полгода.

Например, когда патент на пару ультрамодных босоножек все же будет выдан, сама модель обуви уже устареет, будет неактуальна, а следовательно, смысл в патентовании отсутствует.

Но все же, указанная новелла является полезной для одежды, обладающей постоянством и предназначенной для лиц рабочих специальностей (врачи, офицеры, бортпроводники и др.).

Опыт европейского союза

Для решения проблем защиты и плагиата в сфере fashion индустрии предлагаю обратиться к изучению зарубежного опыта в части правовой охраны интеллектуальной собственности. Рассмотрим некоторые положения Европейского союза, поскольку они являются наиболее заманчивыми и интересными для охраны дизайна одежды.

Законодательство Европейского союза предоставляет дизайнерам возможность регистрировать несколько промышленных образцов путем подачи единой заявки.

Есть два условия: во-первых, образцы должны относиться к одному классу и, во-вторых, необходимо оплатить дополнительную государственную пошлину.

Другими словами, законодатель позволяет регистрировать всю коллекцию дизайнера, которая может включать в себя и одежду и обувь и аксессуары. К сожалению, российский законодатель такую возможность не предоставляет.

В Европейском союзе введен режим незарегистрированного промышленного образца. Что это означает?

Если Ваш дизайн соответствует требованиям новизны и оригинальности, то возможна его правовая охрана от копирования в течение трех лет с момента обнародования о нем сведений (то есть с момента опубликования, экспонирования на выставке, или иным способом который содействовал раскрытию информации).

Учитывая среднюю продолжительность смены модных тенденций, а также высокую стоимость регистрации промышленного образца, режим «незарегистрированного промышленного образца» позволяет дизайнеру проанализировать спрос, оценить дальнейшую судьбу дизайна, и как следствие необходимость получения патента на него.

При этом, правообладателю не стоит опасаться, что кто-то скопирует его идею, поскольку она попадает под льготный период охраны – 3 года.

В укор российскому законодателю, хочется отметить, что Гражданский кодекс позволяет зарегистрировать промышленный образец в течение 12 месяцев со дня раскрытия сведений о нем (п. 4 ст. 1352 ГК РФ). При этом ни о какой охране в этот период речи не идет.

Несомненно, законодательство Российской Федерации обязано принять во внимание зарубежный опыт и задуматься об увеличении льготного периода, а также о предоставлении правовой охраны в период его действия. Сейчас же, защита дизайна одежды является малоэффективной.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *