Допуск на фильм 18+

Российское кино переживает ренессанс: давно строившаяся система господдержки заработала в полную силу. Однако представители кинобизнеса считают, что Минкультуры часто манипулирует рейтингами, подыгрывая отечественным картинам

Допуск на фильм 18+

DR

На тему возрастных рейтингов владельцы кинотеатров и кинопрокатчики говорят охотно, но только анонимно: никто не хочет ссориться с Минкультуры, сотрудники которого присваивают рейтинги.

Государство следит за тем, чтобы кинотеатры не пускали детей и подростков на фильмы со «взрослыми» рейтингами, порой со всей строгостью — устраивая рейды в кинозалы и штрафуя кинотеатры на 25 тыс. руб.

за несовершеннолетних на фильмах «18+», как это было в январе 2016 года во «Владивостоке» на фильме «Омерзительная восьмерка». Представители кинобизнеса считают, что министерство часто манипулирует рейтингами, подыгрывая отечественным картинам.

Рейтинговая система с маркировками «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+» появилась в России в сентябре 2012-го со вступлением в силу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон допускает некоторые послабления: на фильмы с маркировкой «12+» дети от шести лет могут прийти, но только вместе с родителями, но на ленты «16+» и «18+» даже родители не могут провести детей младшего возраста.

Правда, пока в законах не сказано, должны ли кинотеатры проверять возраст зрителей.

Суды же принимают самые разные решения. Всеволожский районный суд Ленинградской области оштрафовал кинотеатр «Кинополис» за продажу несовершеннолетним билетов на фильм с маркировкой «18+».

А Ленинский районный суд в Астрахани сослался как раз на то, что закон не обязывает проверять паспорта при продаже билетов в кино, и не стал штрафовать кинотеатры, пойманные на допуске детей на фильмы с рейтингом «16+» и «18+».

Как в Америке

Допуск на фильм 18+ Допуск на фильм 18+ Допуск на фильм 18+ Допуск на фильм 18+ Допуск на фильм 18+

Для сравнения, в США, где система возрастных рейтингов очень похожа на российскую, фильм «Омерзительная восьмерка» шел в прокате с рейтингом R (Restricted, «ограниченный»), разрешающий зрителям до 17 лет прийти в кино с родителями. Рейтингу «18+», который получил фильм в России, соответствует американский NC-17 (No One 17 & Under Admitted), на фильмы с которым не допускаются дети младше 17 лет.

Современную систему рейтингов разработала и ввела в 1986 году Американская киноассоциация (MPAA). Для фильмов, вышедших в прокат до этого, используют обозначение U (Unrated, без рейтинга).

Система несколько раз дорабатывалась, в последний раз — в ноябре 1990-го.

Тогда ассоциация уточнила, что к категории R относятся сцены с жестокостью, бранью, обнаженными телами и наркотиками, и подробно разъяснила разницу между рейтингом PG (желательно присутствие родителей) и PG-13 (13 лет и старше).

Для определения рейтинга каждого фильма MPAA создает комиссию, которая выдает мотивированное решение — на него можно подать апелляцию, тогда комиссия собирается заново.

В частности, режиссеру дается возможность переснять, перемонтировать или удалить сцены, вызвавшие повышение рейтинга. Процедура отбора участников комиссии детально описана в правилах присуждения рейтинга MPAA.

Глава MPAA по согласованию с президентом Национальной ассоциации владельцев кинотеатров выбирает председателя комиссии, тот — старших и обычных оценщиков на семилетний срок.

Их имена не разглашаются, но в правилах уточнено: оценщики могут быть не связаны с индустрией развлечений, у каждого должны быть дети, причем у рядовых оценщиков — обязательно в возрасте 5–15 лет. Если ребенку оценщика исполняется 21 год, он должен сложить полномочия.

Что у нас

Допуск на фильм 18+ Допуск на фильм 18+ Допуск на фильм 18+ Допуск на фильм 18+

В России рейтинги присваивают сотрудники департамента кинематографии Минкультуры. «Обсуждается вопрос о создании отдела при департаменте, в функции которого в том числе входила бы проверка соответствия заявленного прокатчиками рейтинга отечественному законодательству», — заявили журналу РБК в пресс-службе министерства. На вопрос, есть ли какие-то критерии отбора сотрудников, присваивающих рейтинги, в Министерстве культуры не ответили. Без ответа осталась и просьба прокомментировать присвоение того или иного рейтинга на примере нескольких известных фильмов.

Некоторые из них действительно выглядят странно (см. инфографику). Американский «Джуманджи: зов джунглей», на родине имевший рейтинг PG-13, в России получил «16+».

А российский «Собибор» с тяжелыми сценами смерти, жестокости и насилия имел рейтинг «12+», дающий право приводить на него детей от шести лет.

Возможно, дело в том, что в России критерии присвоения возрастных рейтингов описаны не так детально, как в США, и допускаются разнообразные исключения и возможность широких трактовок.

Например, рейтинг «18+» присуждается картинам со сценами, побуждающими к бродяжничеству или самоубийству, потреблению наркотиков, табака, алкоголя, сценами с азартными играми, матом, порнографией. Но в список критериев входит и расплывчатое «отрицание семейных ценностей и формирование неуважения к родителям».

Рейтинг «16+» запрещает изображать смерть, но это допустимо, если смерть выглядит «не натуралистически». Для рейтинга «12+» допустима «эпизодическая жестокость», если при этом «выражается сострадание к жертве».

С рейтингом «6+» несовместимы сцены со смертью, но исключения возможны, когда они «оправданы жанром или сюжетом».

Для кинопрокатчиков и владельцев кинотеатров рейтинги очень важны: их повышение или понижение способно увеличить или уменьшить потенциальную аудиторию фильма примерно на треть.

По данным опроса «Аудитории российских городских кинотеатров» ВЦИОМа, проведенного с декабря 2017 по февраль 2018 года, доля подростков 14–17 лет составляет 13% аудитории (-2% к показателю годом ранее), а 29% аудитории — родители с детьми (+8% к показателю годом ранее).

В ближайшее время вопрос может стать еще острее: в начале июля нижняя палата Госдумы поддержала в первом чтении законопроект о праве кинотеатров требовать у зрителя паспорт при покупке билета на фильм. Только так можно добиться выполнения все того же закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», уверены депутаты.

Допуск зрителей на фильмы "18+": разъяснение из министерства культуры

Допуск на фильм 18+

Тема возрастных ограничений в этом году не теряет своей актуальности – более того, ввиду кассового успеха фильмов с рейтингом 18+ (самый яркий пример – это ДЭДПУЛ, который установил сразу несколько рекордов для национального рынка кинопроката), она оказывается еще более острой. Демонстраторы вынуждены регулярно сталкиваться с проблемой ограничения доступа детей и подростков на сеансы фильмов, которые для них не предназначены.     

  • Наши читатели-кинотеатры в течение всего проката комикс-блокбастера от студии Fox указывали на участившиеся проверки со стороны контролирующих органов и выражали обеспокоенность несовершенством закона, в котором всю полноту ответственности за допуск юных зрителей на сеансы несет демонстратор, а роль родителей выглядела неопределенной.
  • Имеет ли показчик право отказать в просмотре фильма лицу, чей возраст не соответствует выставленному проекту рейтингу, даже в сопровождении родителей? Один из наших постоянных читателей, обеспокоенный нюансами допуска подростков на “взрослые” сеансы, сделал соответствующий запрос в Департамент кинематографии Минкульта и получил следующий ответ:
  • Допуск на фильм 18+

Следуя тексту официального письма, можно сделать вывод, что дети и подростки могут попасть на сеансы фильмов с возрастным рейтингом 18+, но только в сопровождении своих родителей или их официальных представителей (например, опекунов).

В этом случае зона ответственности кинотеатра несколько сужается, но предварительная беседа сотрудника кинотеатра с взрослыми никак не будет лишней.

Наши читатели рассказывали о том, что родители  выражали им благодарность, после того как их дети не попадали на сеансы комедии БРАТЬЯ ИЗ ГРИМСБИ, по сравнению с которой ДЭДПУЛ казался “детским лепетом”.

Также в сопровождении родителей дети без каких-либо ограничений могут попадать на фильмы с рейтингом 12+ и 16+, даже если не “проходят” по возрасту.

Администрация кинотеатра самостоятельно принимает решение о допуске детей в кинотеатр без родителей, в том числе на просмотр фильмов с ограничением 12+ и 16+, главное – чтобы дети ни в коем случае не оказались представлены сами себе на сеансах 18+.

Именно в этом случае у проверяющих органов могут возникнуть к демонстраторам претензии с назначением административного штрафа.

В ТЕМУ

НОВЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: МИНКУЛЬТ ОПУБЛИКОВАЛ ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА 

До 18 нельзя: Как работают возрастные ограничения в прокате — Статьи на КиноПоиске

Кто в России определяет рейтинг фильма? Почему зрителям от 16 до 18 лет достаются одни блокбастеры, а детям не разрешают смотреть «Жизнь Кабачка»?

Система рейтингов в российском кинопрокате действует с 2012 года, согласно закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

КиноПоиск поговорил с прокатчиками и организаторами фестивалей о том, как работает эта защита, влияет ли закон на сборы и какие решения принимало министерство культуры, раздавая рейтинги (российские подразделения студий-мейджоров отказались давать нам комментарии; Минкульт также пока не ответил на наш запрос).

Читайте также:  Смена фамилии ребенку без согласия отца

По существующей схеме прокатная компания сама предлагает тот или иной рейтинг для фильма, подавая заявку в министерство культуры. Одновременно в кинотеатрах, на улицах, в сети появляется рекламная продукция, на которой также указаны возрастные ограничения. Проблемы возникают, если экспертный совет Минкульта решит, что рейтинг фильма недостаточно низок.

Алена Опрокиднева, специалист по связям с общественностью A-One Films:

— Главная граница — 18+ или нет. Здесь Минкульт поступает порой странно, автоматически присваивая максимальный рейтинг всем фильмам, которые имеют рейтинг R в Америке.

А такой рейтинг может быть присвоен из-за мата, например, которого в дубляже, конечно, не будет. Наличие ценза влияет на нашу работу с кинотеатрами. Это касается печати рекламной продукции, где должен быть указан ценз, рекламных роликов, расписания.

Сам фильм может быть снят с показа, если случится форс-мажор и рейтинг поменяют.

У Американской киноассоциации (MPAA) есть пять категорий возрастных рейтингов: G — фильм подходит для аудитории любого возраста; PG — детям рекомендуется просмотр в присутствии взрослого; PG-13 — в фильме имеется контент, возможно, нежелательный для детей младше 13 лет (например, брань); R — условно взрослый контент (например, обнаженка), лица до 17 лет могут смотреть фильм только в сопровождении родителя или законного представителя; NC-17— самая хардкорная категория, «детям до 17 запрещается», строго взрослый контент (секс, насилие, наркотики, ненормативная лексика, особенно если все это сразу).

Последние год-два мы уже перестраховываемся и дуем на воду. При этом, кажется, мы попались с рейтингом лишь один раз. Если не ошибаюсь, это был фильм «Проект „Флорида“», которому мы предложили рейтинг 16+, а Минкульт поменял на 18+. Тогда мы потратили деньги и время, свое и кинотеатров, чтобы менять всю рекламу в последний момент.

«Проект „Флорида“»

Большинство наших фильмов все же соответствует рейтингу 18+, поэтому особых потерь мы не несем. Тяжело оценить, каков процент аудитории, который теряется из-за ценза, но нет чувства, что мы наступаем себе на горло.

Порой мы показываем фильмы 16+, и на таких сеансах администраторы обычно более лояльны — могут ходить и четырнадцатилетние подростки с родителями. Если рейтинг максимальный, такие фокусы не пройдут.

Наверное, до 18 лет лучше и не смотреть какое-нибудь «Убийство священного оленя».

Рейтинги MPAA носят рекомендательный характер. При желании производитель может вовсе отказаться от рейтинговой оценки фильма, что, c одной стороны, ограничивает его прокат, с другой — делает его более вероятным, чем в случае получения жесткого рейтинга NC-17. Так, например, поступили с «Детками» Ларри Кларка или со «Счастьем» Тодда Солондза.

В то же время некоторые американские фильмы не имеют рейтинга R и также проходят контроль минкульта. Потому даже полный насилия боевик, если там нет реалистичной крови, могут порой смотреть дети лет с двенадцати. Немного обидно: мы считаем, пусть лучше бы они посмотрели Соррентино.

«Молодость»

Максимальный рейтинг по-прежнему присваивается за кровь, секс, наркотики, алкоголь, табак. Но речь идет лишь о том, что в кадре. Если наркотик каждые пять минут упоминается, но не показывается, ему могут присвоить и 16+. И надо понимать, что никакого строгого перечня — чего можно и чего нельзя — ни у какого чиновника нет.

Многие в кинобизнесе согласны с тем, что угадать, какое ограничение у фильма будет, заранее нельзя. Впрочем, есть тенденции к завышению рейтинга и к более либеральной оценке отечественных масштабных проектов. Таким образом, нечеткие критерии закона могут способствовать нечестной конкуренции.

Кирилл Сорокин, основатель Beat Film Festival:

— Существует проблема: критерии присвоения возрастного рейтинга более-менее непрозрачны. Мы можем взять некоторые национальные блокбастеры вроде «Легенды № 17», которые имеют низкие рейтинги и доступны детям, несмотря, например, на сцены насилия или эротики. Не хочется обязательно предполагать некий лоббизм, но по факту мы его и видим, хотя неизвестно, на каком этапе он возникает.

«Легенда № 17»

Есть очевидные формальности — скажем, курение и алкоголь в кадре. Тут уже сразу ставят максимальные ограничения из расчета «как бы чего не вышло». Но и в этом случае мы найдем примеры больших патриотических фильмов, которым такие вещи совершенно не мешают.

Кино, которое показываем мы — документальное кино, — фактически не нуждается в этих ограничениях. Молодые люди его, как правило, и не смотрят. К тому же мы в основном показываем фильмы на фестивалях, где установлена единая — обычно максимальная — входная планка. Не могу вспомнить, чтобы именно мы реально пострадали от рейтинга.

Впрочем, у нас были мысли получить прокатное удостоверение для показа подросткам ленты «Скейт-кухня». Героини фильма — молодые девчонки, которые катаются на скейтах по Нью-Йорку, влюбляются, взрослеют. Там нет секса и наркотиков, зато есть сигареты, поэтому вряд ли нам дали бы 12+.

Кстати, ограничение 16+ было у фильма «Ла-Ла Лэнд», но там уж совсем не было ничего сомнительного. Это понимали все, включая охранников кинотеатров, поэтому и я, и многие шли на мюзикл с совсем маленькими детьми. Потому на деле все работает всегда по-разному.

«Ла-Ла Ленд»

По естественным причинам, больше всего несправедливых решений о присвоении рейтинга относится к детско-юношескому кино. Многие фильмы, снятые для молодежи на Западе, у нас выпадают из поля зрения подростков.

Марианна Ибрагимова, глава отдела закупок Russian World Vision:

— Сейчас, подавая заявку, мы ориентируемся на свой опыт работы с Минкультом. Несколько неприятных ситуаций, связанных с возрастным цензом, у нас уже было. Поэтому некоторые случаи отработаны до автоматизма. Есть сцена употребления наркотиков или даже упоминания о наркотиках — мы уже не рискуем ставить что-то, кроме 18+.

Помимо веществ, включая табакокурение, отсекают от юной аудитории любые сексуальные сцены в фильме. Доходит до смешного: отмеченный в Каннах «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» получил 16+ за сцену, где показаны обнаженные боксеры в душе.

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

Бывают, впрочем, и неожиданности. Например, история с мультфильмом «Жизнь Кабачка». Его смотрели наши собственные дети и дети во всем мире, но в российском прокате присвоили максимальный возрастной рейтинг.

«Жизнь Кабачка» затрагивает тему усыновления и детдомов, при этом никакой жести там нет, хотя до определенной степени мультфильм реалистичен. Нам достался вечерний прокат, в результате он не окупился.

Но обидно больше даже не это, а то, что тысячи детей не увидели действительно хороший мультфильм.

Конечно, эти ограничения и практика вечерних показов взрослых фильмов влияют на успех проката. Кроме того, из-за ограничений мы не проходим на большинство телеканалов.

«Жизнь Кабачка»

Проблема возрастных ограничений связана с несовершенством самой шкалы рейтингов. Закон не делает различия как между десяти- и пятилетними детьми, так и между подростками двенадцати и пятнадцати лет. Возможным решением было бы воспользоваться американской практикой и узаконить родительское сопровождение в спорных случаях.

Мария Терещенко, программный директор Большого фестиваля мультфильмов:

— В области детского кино есть ценз 6+, а следом за ним уже 12+. Между этими возрастами огромный разрыв, и остро не хватает промежуточного рейтинга. Притом что у нас есть два разных рейтинга — 16+ и 18+, хотя разница между шестнадцатилетним и восемнадцатилетним вовсе не столь существенна, как бывает в раннем детском возрасте.

В результате на фестивалях детского кино бывают такие парадоксы: в рекламе указано 6+, и там же написано, что «для детей от десяти лет». Выглядит это, конечно, глупо. Но если мы так не напишем, получится, что половину зала займут дети трех-четырех лет.

На рейтинговом отрезке между 0 и 12 годами за таким никто не следит. Бывает, что фильму приходится ставить рейтинг 12+, хотя по-справедливости надо ставить 10+, но такого рейтинга нет. Тогда на показ идут подростки, которым эта история уже неинтересна.

Еще казус — уже не с фестивалей. В фильме нет вообще ничего такого, у него рейтинг 0+, но он, конечно, взрослый. Имеются в виду, скажем, интеллектуальные фильмы, где два человека в кадре разговаривают два часа о смысле жизни. Или многие старые советские фильмы.

В России существует пять категорий возрастных ограничений информационной продукции: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Критерии, по которым присваивается та или иная категория, достаточно четко прописаны в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Среди этих критериев есть и все градации экранного насилия, и отрицание «семейных ценностей», и формирование «неуважения к родителям и (или) другим членам семьи».

Закон также проводит различие между «половыми» и «сексуальными» отношениями: на первые можно смотреть с 12 лет, на вторые — только после 18.

Именно этим законом руководствуется специальная комиссия при департаменте кинематографии, выносящая окончательный вердикт.

Разумеется, скупые строки закона не могут охватить все нюансы жизненных ситуаций и конфликтов, что дает простор широкой трактовке его положений (например, насильственная смерть матери героя и суровые будни детдома в пресловутой «Жизни Кабачка» (12+) — это какая степень жестокости?).

Когда делаешь программу для подростков, возникает много проблем, потому что в большинстве случаев рейтинг идет от 16+. Какой-нибудь «Пролетая над гнездом кукушки» мы все видели лет в четырнадцать-шестнадцать, и все было благополучно.

Более того, именно в том возрасте такие фильмы были важны, отвечали на волнующие вопросы. Теперь им установлена планка 18+, и подростки их не видят — по крайней мере в кино.

Просто потому, что в этих фильмах показывают такое, чем подростки часто занимаются, но на что им нельзя смотреть.

Бывает совсем смешно. Однажды подслушала в кинотеатре разговор двух девушек, которым было пятнадцать, и на фильм «Красавица и чудовище» им было нельзя, только после шестнадцати (такой строгий рейтинг был связан, видимо, с тем, что персонаж Джоша Гада в фильме — фактически гей, влюбленный в главного героя. — Прим. КиноПоиска). Они над этим обстоятельством очень потешались.

Читайте также:  Перечисление денег по экспортному договору

«Красавица и чудовище»

Нет проблем только с однозначно взрослым кино — 18+, и все. Помимо границы совершеннолетия, можно было бы воспользоваться практикой PG, когда подросткам разрешен просмотр вместе с родителями. Оставить, например, рейтинг PG-13.

Многие прокатчики все же не слишком оптимистично смотрят на будущее этой практики, припоминая, в частности, новый закон о фестивалях. Сегодня феномен возрастных рейтингов сочетает плавучую цензуру, лоббирование, бюрократическую инерцию и человеческие ошибки.

Глава международного отдела компании «ПРОвзгляд» Татьяна Долженко:

— Среди наиболее чувствительных к возрастным рейтингам сегментов — подростковое, молодежное кино. Дело в том, что по существующему регламенту таким фильмам практически всегда присваивается 16+.

И в последнее время наметилась закономерная тенденция на российском прокатном рынке: молодежное кино закупается все реже. Например, мы выпускаем в прокат 6 сентября «Клуб „Школа“». Очевидно, что одним из ядер целевой аудитории были бы подростки, но по регламенту смогут попасть лишь те, кто старше 16.

Да, при покупке билетов в онлайн-кассах нет проверки паспортов, но уже сейчас в разработке меры контроля на площадках.

«Клуб „Школа“»

Вообще специфика бизнес-процессов в немейджорских компаниях такова, что документы на прокатное удостоверение обычно подаются почти перед самой датой релиза.

Были прецеденты, когда Минкульт поднимал запрошенный рейтинг, и такие ситуации чреваты серьезными затратами для прокатчика (рассылка новых экранных заставок, новой полиграфии на площадки и т. п.).

Так что небольшим компаниям зачастую приходится перестраховываться.

Помню прецеденты у нашей компании. В 2016-м с фильмом Йоакима Триера «Громче, чем бомбы», когда Минкульт отредактировал рейтинг до 18+. Мы получили фидбек, что это связано с американским рейтингом R (17+), так что здесь история не про цензуру.

А вот с «Поездом в Пусан», по всей вероятности, мы попали под расчистку даты, так как вместе с нами выходили «28 панфиловцев» с рейтингом 12+.

В день старта проката мы узнали про увеличение рейтинга с 16+ до 18+, хотя кино про зомби традиционно рассматривалось как самое что ни на есть разновозрастное развлечение.

«Назови меня своим именем»

Но рейтинг 18+ — это, безусловно, не худшее из зол. Худшее — отказ в выдаче прокатного удостоверения. Есть серьезные и, к сожалению, обоснованные опасения, что с внедрением новых поправок в закон о кино часть фильмов будет браковаться на входе.

Если «Назови меня своим именем» по понятным причинам не был закуплен в прокат (в фильме рассказывается о романтических отношениях между тинейджером и молодым мужчиной. — Прим. ред.

), но хотя бы имел возможность добраться до зрителя иным способом, через фестивальные показы, теперь подобное кино может вовсе не попасть на российские экраны.

Дальнейшее ужесточение практики возрастных рейтингов приведет к тому, что в прокате будут выживать только крупные международные и отечественные патриотические блокбастеры. А пострадает прежде всего авторское кино, предназначенное молодому зрителю. Сегодняшняя система российской дистрибьюции исключает подростков из числа тех, кто способен адекватно оценить искусство.

Строго 18+: новые правила посещения кино и библиотек ввели в России

С сегодняшнего дня многое в жизни российских подростков изменилось. К примеру, на вечерние сеансы школьнику вряд ли удастся попасть даже вместе с родителями.

Теперь билетер просто обязан потребовать у зрителя паспорт. С документом стоит приходить и в книжный магазин. Там тоже школьникам вряд ли предложат романы 18+.

О новых мерах в сфере вредного контента — в сюжете РЕН ТВ.

14-летнему Данилу упорно отказывают в покупке билета на «Джокера»: «Без паспорта никак, к сожалению».

Ограничение «18+» с этого дня не просто цифры – кинотеатры несут ответственность за каждый проданный в детские руки взрослый билет.

«Мы потеряем какую-то категорию зрителей. Раньше просто: если с родителями, можно было посетить этот сеанс, то сейчас нельзя, это противозаконно, и кинотеатры будут подвержены штрафным санкциям», — говорит директор кинотеатра во Владивостоке Елена Дробина.

За нарушения будут бить рублем. Штраф для граждан — от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц и предпринимателей без образования юрлица – от пяти до десяти. Наконец, для юрлиц – от 20 до 50 тысяч рублей. И во всех случаях ваш билет или книгу конфискуют. Да, на книги закон распространяется тоже.

«Мы исполняем этот закон и обязаны его исполнять, но иногда это приводит к курьезам, поскольку мы не можем выдать книги «16+», допустим, человеку 15 лет, но к этим книгам относятся и произведения школьной программы», — отметила сотрудник библиотеки имени Маяковского Ирина Суслова.

В библиотеке «запрещенку» уже не взять. А в магазине наш герой без лишних вопросов приобретает «Москву-Петушки» Ерофеева с крупной пометкой «18+» и надписью «Нецензурная брань». А не купил бы здесь – скачал бы из интернета, где можно все. На днях дети брали интервью у гомосексуалиста, пример – резонансный случай.

«То есть мы хотим сказать ученику или ученице 11-12 лет, который в смартфоне все знает и умеет и понимает: «Ты эту передачу не смотри, этот фильм не смотри». Так посмотрит этот фильм в интернете на раз-два, и с большим удовольствием», — заявил председатель комиссии по СМИ Общественной палаты России Александр Малькевич.

Маркировка книг и штрафы за их продажу вызывает наибольшее количество вопросов.

Сейчас все происходит так. Издательство заказывает экспертизу. Эксперт изучает материал и выносит решение — поставить, например, маркировку «18+» или не поставить.

Причем у каждого издательства эксперты свои. И поэтому в одном магазине можно найти такую обложку с «18+» и такую – вообще без запрета.

Не продали Набокова с ограничением, поищи получше, без ограничения, и вперед в запретный мир «Лолиты».

Сомнительные произведения есть и в школьной программе. «Тихий Дон» со сценами насилия, пьяные и аморальные герои Достоевского. Маяковский, Есенин, Набоков. Пикантные моменты учителя умело обходят.

«Если произведение содержит какие-то сцены, то, как правило, задается чтение на дом. Причем это проговаривается в условиях того, что мы должны понимать, для чего это показано, чтобы не вызвать какой-то непонятной реакции», — заявила учитель русского языка и литературы Ника Кудрявцева.

Все больший отказ от печатных книг – вот к чему это ведет. То же самое с фильмами и мультфильмами. «Ну, погоди!» с курящим волком уже не показывают. Кто следующий на очереди?

«А не проще ли, как в Средневековье, собрать все книги да и сжечь? И кино. Ну что, например? Холмс. Он же курит трубку!» — считает народный актер России Иван Краско.

Не выбросить, но да, ограничить. Правда, как показывает практика, запретный плод сладок. И чем их больше, тем больше путей обхода. Школьники выбирают наиболее короткий – один клик мышкой.

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i

Отсеять по возрасту. Как работает система рейтингов для кино в России | Телеканал 360°

В последние три года Минкультуры ужесточило подход к возрастным рейтингам и серьезно сократило количество фильмов, доступных маленьким зрителям. Если в 2014 году 12-летние могли посмотреть каждую четвертую зарубежную картину, то в 2017 — каждую десятую.

В то же время, отмечают «Ведомости», резко возросло число фильмов с маркировкой «18+». В 2014-м это был каждый седьмой фильм, в 2015-м — каждый четвертый. В прошлом году в эту категорию попали 37% картин, еще 40% вышли с пометкой «16+». Доля отечественных «взрослых» фильмов практически не изменилась.

Никаких запретительных мер

Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям и председатель Московского отделения Союза кинематографистов РФ Евгений Герасимов заявил «360», что в комиссию, оценивающую фильмы, входят уважаемые эксперты, оценивающие ленты исходя из одинаковых условий. Поэтому он не видит в их действиях каких-либо запретительных мер в отношении иностранных фильмов. В целом же, отметил депутат, у граждан есть много претензий к тому, что смотрят дети. Поэтому это вполне естественно, что есть возрастные категории.

«Родители хотят пойти в с ребенком в кино, читают рецензии и видят рекомендацию по возрастному ограничению. А дальше их дело — идти или нет. Никто никого не ограничивает. Тем более если посмотреть на то, что, бывает, показывают по телевидению или можно найти в интернете. Но, наверное, не нужно, чтобы восьмилетний смотрел то, что даже 14-летнему не рекомендовано, правда?» — сказал он.

Поэтому, по его мнению, нет никакого ущемления кинематографа той или иной страны. Главное, подчеркнул Герасимов, чтобы «он был достойный и хороший». В России существует единый ценз как для отечественных, так и для зарубежных фильмов, носящий рекомендательный характер.

«Решает семья, никто ничего не запрещает. Я не вижу, что в данной ситуации есть какой-то запрет иностранному кино. Его много и в кинотеатрах, и по телевидению, и в интернете», — заключил депутат.

Дело ясное, что дело темное

Гендиректор аналитической компании «Невафильм Research» Олег Березин заявил «360», что Минкультуры использует возрастные ограничения для зарубежных фильмов в качестве инструмента протекционизма в отношении российских картин. Увеличивая рейтинг, он отсекает часть аудитории и снижает число зрителей иностранных лент, тем самым увеличивая долю зрителей российских фильмов.

«У Минкульта всего два показателя, по которым он отчитывается за развитие российского кино. Они связаны с долей отечественных кинофильмов и почему-то с количеством кинозалов. Отсюда как раз все программы поддержки маленьких кинотеатров для увеличения числа кинозалов и все эти меры борьбы за долю российских фильмов», — пояснил Березин.

При этом Березин уверен, что эти явления — исключительно российская тенденция. В свое время их аналитическая компания проводила исследование и наблюдала, как за рубежом менялись рейтинги выходивших в российском прокате иностранных картин. И там нет такой огромной разницы между долей местных и иностранных кинолент в прокате.

«Во всем мире такие ограничения носят информационно-рекомендательный характер. Они, скорее, являются ориентиром для зрителей, для родителей, но не поводом не пускать в кинозал.

У тех же американцев рейтинги рекомендательные, их устанавливают общественные организации, и они являются информацией для родителей.

Часто даже пишут, что дети до 12 лет могут смотреть только в присутствии родителей, чтобы при необходимости они смогли объяснить что-то ребенку. И это делается задолго до премьеры», — подчеркнул он.

В конечном итоге, сказал эксперт, часто вообще непонятно, как эти рейтинги назначаются и кто именно принимает решение. Порой, выдача прокатного удостоверения происходит аккурат перед премьерой картины.

И уже было несколько случаев, когда правообладатель, уполномоченный заявлять рейтинг, указывает, например, «12+», а в последний день перед началом проката получает удостоверение, а там написано «16+».

И он даже не успевает ничего обсудить или опротестовать так как процедура эта долгая и «невнятная».

«Так было с российской картиной „Ночная смена“, снятой, правда, американской киностудией. Заявили рейтинг „12+“, вся реклама была соответствующей. А за день до проката получили удостоверение, где написано „16+“, и просить изменить рейтинг было уже поздно», — пояснил он.

Расплывчатый закон

Березин пояснил, что и сам закон о возрастных рейтингах, в части самой градации, написан довольно расплывчато. Особенно в разделе, затрагивающем категорию «16+». По его словам, «никто не понимает ее глобальный статус»: то ли она обязательна к выполнению, то ли это просто рекомендация.

«Вот с „18+“ ясно, что это обязательно. И то, непонятно, что делать, если приходит родитель и покупает билет себе и своему ребенку. Так как родитель — законный представитель, то ему решать, куда идти ребенку», — добавил Березин.

Именно поэтому, отметил эксперт, в их ассоциации сейчас работают над предложениями сделать рейтинги четко рекомендательными, присвоение рейтингов передать правообладателям. Ведь именно они, уточнил Березин, несут за это ответственность. Если они выпускают в прокат фильм, не соответствующий законодательству по рейтингу, то они за это отвечают.

«Третий момент: если возникает какая-то спорная ситуация, правообладатель сомневается в рейтинге и хочет куда-то обратиться за оценкой, нужно, чтобы этим занималась некая общественная организация, куда могли бы войти учителя, родители, представители кино. Чтобы они присваивали рейтинг и обосновывали свое мнение. На сегодняшний день Минкультуры даже не обосновывает свои решения.

Например, по его мнению, непонятно, почему российская драма об авиакатастрофе «Экипаж» получила рейтинг «6+», хотя помимо самой трагедии в картине показана постельная сцена. А какому-то иностранному фильму рейтинг несправедливо завышен.

«Так, например рассчитанные на широкую детскую аудиторию „Звездные войны“ имеют рейтинг „16+“, комедия „Такси 5“ — „18+“, а российский фильм „Собибор“ со сценами издевательств над военнопленными, смерти и кровопролития — всего „12+“», — заключил Березин.

В пресс-службе Министерства культуры лишь подтверждают установленную производителями и распространителями возрастную классификацию или предлагают свою позицию по присвоению возрастного рейтинга с учетом строгого анализа кинокартины. Это связано с тем, что производители и распространители продукции не всегда точно могут оценить критерии отнесения ленты к той или иной возрастной категории.

Присваивая фильму определенный рейтинг, Минкультуры России основывается на положениях Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», касающихся возрастных ограничений. Такая работа ведется из года в год, и никаких внутренних или внешних команд ведомство в данном случае не получало.

Кроме того, министерство не несет ответственность за то, чтобы кинофильмы с соответствующими возрастными ограничениями ежегодно выходили в одном и том же количестве. Это определяется тем, какие именно картины произведены и ввезены на территорию России для их дистрибуции.

«Поэтому, на наш взгляд, выводы, сделанные авторами материалов, носят исключительно умозрительный характер», — рассказали в пресс-службе Министерства культуры РФ.

Рейтинги

Определением категории занимается Департамент государственного регистра Минкультуры, руководствуясь законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Если у сотрудника департамента возникает сомнение, или правообладатель не согласен с присвоенной категорией, то он может обратиться в экспертный совет, возглавляемый руководителем Департамента кинематографии Минкульта.

В совет должны войти несколько представителей заинтересованных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, творческих союзов и работников кинопроката. Его члены рассмотрят вопрос и дадут свою рекомендацию.

При этом на фильмы «16+» детей, не достигших этого возраста, могут пустить с родителями или письменным разрешением от них, а на «18+» — только достигших этого возраста.

0+

Картина не должна вредить здоровью или развитию не достигших шести лет детей. В лентах допускаются оправданные жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистичные описания или изображения любого несексуального насилия. Обязательное условие: добро должно победить зло, жертве нужно сострадать, а агрессора — осудить.

6+

Все то же самое. Кроме того, можно показывать или описывать болезни, правда нетяжелые, не унижающие достоинство, а «кратковременные и ненатуралистические». Такие же описания и изображения несчастных случаев, аварий и катастроф без последствий.

Правда, только так, чтобы дети не испугались, не ужаснулись и не вали в панику. Можно показывать или рассказывать о преступлениях и антиобщественных действий. Но, опять же, так, чтобы они не показались оправданными или привлекательными, детям не захотелось их повторить.

Дополнительное условие: преступника или антиобщественника обязательно нужно осудить.

12+

К перечню добавляются уже обыкновенные сцены жестокости или насилия, правда, без натуралистичного показа нанесения увечий или смерти. Жертве — выразить сострадание, жестокость — осудить.

Если только насилие не применяется для защиты прав граждан или законных интересов общества и государства. Детям этого возраста можно показывать пиво и прочий алкоголь, сигареты, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество.

Разумеется, в такой форме, чтобы им не захотелось все это опробовать. Наркотики пока можно только упоминать. И, конечно, все плохое необходимо осудить.

Кроме того, 12-леткам уже можно смотреть на «ненатуралистические половые отношения» между мужчинами и женщинами. Правда, так, чтобы они от увиденного не возбуждались и не оскорблялись. Показывать «действия сексуального характера» нельзя.

16+

Кроме уже перечисленного этой категории можно показывать несчастные случаи, смерть, аварии, катастрофы без натуралистической демонстрации последствий, сцены с наркотиками/одурманивающими веществами и последствиями их использования, если осуждается употребление и подчеркивается их опасность и неэксплуатирующие интерес к сексу, неоскорбительные половые отношения без показа самого процесса. Герои могут ругаться, правда, аккуратно и цензурно.

18+

Нельзя показывать то, что спровоцирует детей сделать что-то угрожающее их жизни или здоровью. Отдельно выделены самоубийство и демонстрация культуры общества ЛГБТ. Запрещено все то, что может побудить ребенка попробовать наркотики или одурманивающие вещества, закурить, выпить, поучаствовать в азартных играх, заняться проституцией или зоофилией.

Нельзя включать сцены отрицания семейных ценностей, формирующие неуважение к родственникам, а также порнографию, открытые внутренние органы, оправдывающую жестокость и преступления, информацию, сексуальное или кровавое насилие, сцены с нецензурной и другой бранью.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *