Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Требования таковы:

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Может ли муниципальный служащий быть самозанятым? — Новости — Пресс-центр — Главная — Официальный сайт Туринского городского округа

2 ноября 2020

Может ли муниципальный служащий быть самозанятым?

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

В отношении государственных служащих в Законе № 422-ФЗ приведена однозначная позиция. Она заключается в следующем: доходы, получаемые государственными и муниципальными служащими, не могут выступать в качестве объекта обложения налогом на профдоход (пп. 4 п. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ).

На практике это значит, что если даже муниципальный служащий в свободное от работы время занимается делом, приносящим ему доход, он не может рассчитывать на льготную ставку налога, как самозанятый. То есть, эти доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13%.

При этом в законе есть одна небольшая оговорка — доход госслужащего (муниципального служащего) от сдачи жилых помещений в аренду может быть признан как облагаемый НПД доход самозанятого. 

Значит, если государственный служащий, зарегистрированный как плательщик НПД, будет сдавать квартиру или другое принадлежащее ему жилье, расположенное на территории проведении эксперимента, то получаемую арендную плату можно будет отразить в приложении «Мой налог» и официально уменьшить налоговую ставку до 4% или 6 %.

Таким образом, на вопрос «может ли госслужащий быть самозанятым?» можно дать положительный ответ, с уточнением, что учитываться в этом случае будет лишь один вид доходов. 

Читайте также:  Перевод на другую работу в связи с инвалидностью

Обратите внимание! Текущее положение дел в этом вопросе, возможно, не изменится в ближайшие 10 лет, поскольку эксперимент продлится до 2028 года и это закреплено законодательно.

Как госслужащему (муниципальному служащему) стать самозанятым

В предыдущем пункте был рассмотрен вопрос, может ли госслужащий стать самозанятым. Да, может в отношении аренды жилья, но как это сделать?

Как уже было сказано выше, самозанятым такой гражданин может быть только в том случае, если имеет доходы от сдачи своего жилья и, соответственно, может платить за них налог по уменьшенной ставке – 4% (если арендатор физлицо) или 6% (если арендатор – организация или ИП). 

Для этого он должен сделать следующее:

  • На планшетный компьютер или мобильный телефон необходимо скачать приложение «Мой налог» и установить его.
  • Зарегистрироваться через приложение в налоговой как самозанятый (регистрация возможна также через Личный кабинет плательщика НПД на сайте ФНС и сервисы некоторых банков) и дождаться уведомления о регистрации в приложении и по СМС. 
  • К приложению «Мой налог» может быть привязана банковская карта, на которую поступают платежи за аренду. При получении денег сведения о доходе вносятся самозанятым в приложение. По каждому поступлению автоматически производится предварительный расчет налога. Получив оплату, арендатору нужно выдать чек, сформировав его в приложении «Мой налог».
  • До 12 числа следующего за отчетным месяца автоматически будет рассчитываться налог, который уплачивается с привязанной к приложению карты, или иным способом, не позднее 25 числа. 
  • При расчете налога его сумма частично уменьшается за счет вычета (общая сумма вычета — 10 000 рублей). Ежемесячно, пока весь вычет не будет исчерпан, можно снизить НПД на 1% от налоговой базы при поступлениях от физлиц и на 2% от арендных платежей, поступивших от юрлиц и ИП. 

Таким образом, муниципальные и государственным служащие могут быть самозанятыми, но только в части получения доходов от сдачи в аренду жилых помещений. Все остальные доходы будут облагаться по стандартной ставке НДФЛ.

Назад к списку

Инвестиции для госслужащих. Недвижимость

  Никита Умеренков   Все авторы

  • Статус госслужащего и предпринимательская деятельность — понятия несовместимые
  • Инвестиционная недвижимость и арендный бизнес. Что можно, а что нельзя?

Работа на государство – это большие полномочия, но и большая ответственность. Поэтому законодательство в деталях регулирует деятельность и статус государственных служащих, в том числе устанавливает для них многочисленные запреты и ограничения.

Многие из таких запретов и ограничений относятся к области финансов и инвестиций. На нашем сайте мы уже об этом писали (Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности ).

Настоящей статьей мы начинаем серию публикаций, где подробно рассмотрим влияние запретов и ограничений, связанных с госслужбой, на инвестиционные возможности государственных служащих.

Запреты и ограничения для госслужащих в области финансов и инвестиций, можно условно разделить на следующие большие группы: (1) запрет на осуществление предпринимательской деятельности; (2) запрет на иностранные счета и финансовые инструменты; и (3) запрет на владение ценными бумагами, которое приводит (или может привести) к конфликту интересов.

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации.

Гражданский Кодекс определяет предпринимательской «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Он же требует, чтобы лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязательно были зарегистрированы в этом качестве (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя, ИП) в установленном порядке.

За ведение такой деятельности без госрегистрации предусмотрена административная и налоговая ответственность, а при определенных обстоятельствах — даже и уголовная ответственность.

Несмотря на прямое требование об этом (и соответствующую административную и уголовную ответственность), многие физические лица занимаются деятельностью, подходящей под определение предпринимательской, без регистрации даже в качестве ИП.

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Предпринимательская деятельность и инвестиции в недвижимость

Давайте рассмотрим, может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью на примере инвестиций в недвижимость.

Инвестиционная недвижимость

Второй по популярности (после банковских депозитов) инвестиционный инструмент в Российской Федерации – это недвижимость. Можно утверждать, что простая покупка инвестиционной недвижимости в надежде на рост ее стоимости, не является предпринимательской деятельностью.

При такой инвестиции пользования имуществом (т.е. извлечения ее полезных свойств) не происходит, т.к. собственник только владеет данным активом.

Аналогичным образом, инвестиции в строительство на этапе котлована по договору ДДУ, также не будут признаваться предпринимательской деятельностью.

Следовательно, такой способ инвестиций как приобретение или вложения в недвижимость, при условии соблюдения остальных ограничений и запретов, полностью доступен государственным служащим, поскольку ни покупка недвижимости, ни инвестиции в ее строительство, не являются предпринимательской деятельностью. Единственное что стоит иметь ввиду при рассмотрении возможностей инвестиций в подобные активы – обязанность госслужащих отчитаться о своем имуществе в установленном порядке, а также, для некоторых категорий госслужащих – о своих расходах.

Арендный бизнес

Другим видом инвестиций в недвижимость является приобретение, как правило, готовой недвижимости с целью сдачи ее в аренду. Бизнес раньте собственно и состоит в целенаправленной покупке недвижимости и немедленной сдаче ее в аренду. «Профессиональные» раньте регистрируются в качестве ИП, что позволяет им законно экономить на налогах, поскольку ставка налога для ИП может быть ниже 13%.

Может ли чиновник заниматься арендным бизнесом? Будет ли являться такая деятельность предпринимательской (а, следовательно, и запрещенной)?

Исходя из запрета на предпринимательскую деятельность, государственная служба и статус ИП несовместимы, и регистрация в качестве ИП не доступна для госслужащих. Однако многие арендодатели-физические лица также не регистрируются в качестве ИП.

Признаки предпринимательской деятельности, указанные в Кодексе, носят оценочный характер и не позволяют однозначно ответить, является ли деятельность по сдаче недвижимости в аренду, предпринимательской.

Ответ на данный вопрос может дать судебная практика по административным и уголовным делам, где в судебных решениях по конкретным случаям приводятся критерии, признаки предпринимательской деятельности и ее отличия от иной деятельности.

Судебная практика

Из существующей судебной практики, а также доступных разъяснений налоговых органов следует, что наличие лишь одного договора аренды недостаточно для признания арендодателя – гражданина предпринимателем.

Для того, чтобы сделать такой вывод, необходимо установить факты систематического получения прибыли от передачи имущества в аренду.

Поэтому, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии признаков предпринимательской деятельности, правоохранительные и налоговые органы прежде всего анализируют цели, для которых гражданин приобрел то или иное имущество, а также систематичность совершения им сделок, причем как по приобретению недвижимости, так и по сдаче ее в аренду. Под «систематическим» ведением бизнеса налоговые органы понимают совершение гражданином не менее двух сделок в течение года.

Вывод о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности можно делать только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах такой деятельности. При этом о предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности:

  • Приобретение недвижимости с целью последующего извлечения прибыли
  • Ведение учета операций, связанных с осуществлением сделок (т.е. «бухгалтерии»)
  • Взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенных период времени сделок, и т.д.

Если же указанные признаки отсутствуют, например, при однократном совершении физическим лицом арендной сделки, то деятельность не является предпринимательской и у гражданина не возникает обязанность регистрироваться как ИП.

Так, в одном из постановлений, Верховный Суд указал, что не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, которое приобрело для личных нужд либо получило недвижимость по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой сделки получило доход, не подлежит уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сдача недвижимости в аренду возможна (и безопасна) для госслужащих, в следующих ситуациях:

  • Жилая недвижимость была приобретена для личных нужд, но в связи с отсутствием необходимости в использовании (например, получении служебной квартиры) сдается; и
  • Недвижимость (как жилая, так и нежилая) была получена по наследству и в связи с отсутствием необходимости использования сдается.
Читайте также:  Финансирование рекламы бюджетного учреждения здравоохранения

Представляется, что покупать 2-ую, 3-ю и т.д. квартиру специально для сдачи в аренду, равно как и приобретать нежилое помещение для этих же целей госслужащему не следует, поскольку такие действия с большой долей вероятности могут быть квалифицированы как «деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли».

В этой связи мы рискнем утверждать, что, хотя и отдельные арендные сделки доступны для госслужащих, к сожалению их статус не позволяет им стать полноценными раньте, т.е. осуществить регулярные инвестиции в недвижимость с целью сдачи ее в аренду.

Обращаем внимание, что за нарушение указанного запрета (занятие предпринимательской деятельностью), предусмотрены достаточно жёсткие санкции — гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (см. ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе), а также может подлежать административной и даже уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Может ли государственный гражданский служащий быть самозанятым?

В настоящее время можно часто услышать от государственных гражданских служащих вопрос относительно возможности получения ими статуса «самозанятых». Для того, чтобы ответить на него, необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 27 ноября 2018 г.

№ 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 6 данного закона специальный налоговый режим не может использоваться для доходов государственных служащих.

Однако этим же пунктом предусмотрено исключение – сдача служащим в аренду принадлежащего ему жилья.

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Многие отождествляют сдачу в аренду жилья с предпринимательской деятельностью. Насколько это обоснованно?

В законодательстве не содержится четкого ответа на данный вопрос. В связи с этим для принятия правильного решения в рассматриваемых ситуациях необходимо руководствоваться официальными разъяснениями, данными в Письме Министерства РФ по налогам и сборам от 6 июля 2004 г.

№ 04-3-01/398 «О сдаче помещений в аренду (наем)».

В соответствии с ними сдача в жилья в аренду предполагает, что арендодатель получает обусловленный договором аренды доход в виде арендной платы, но при этом не осуществляет на свой риск какой-либо экономической деятельности, поскольку именно арендатор осуществляет деятельность с использованием арендованного имущества. При этом согласно статье 606 Гражданского кодекса РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В связи с этим сдача помещения в аренду не является предпринимательской деятельностью.

Таким образом, очевидно, что государственному гражданскому служащему можно получать доход в качестве самозанятого, но только не осуществляя при этом предпринимательскую деятельность. Единственный способ получения дохода, позволяющий соблюсти данное условие, – сдача жилья в аренду.

Однако при этом необходимо учитывать правоприменительную практику, в соответствии с которой даже сдача жилья в аренду все же в отдельных случаях может признаваться предпринимательской деятельностью.

Это случается тогда, когда происходит целенаправленная покупка жилой недвижимости для ее сдачи в аренду в коммерческих целях, посуточная (почасовая) сдача жилья в аренду, гостиничный бизнес и т.д.

Подобные действия государственных гражданских служащих в силу их правового статуса должны быть исключены.

Панов А.Ю., доцент, кандидат юридических наук

Памятка об иной оплачиваемой работе

В соответствии с частью 2 статьи  14  Федерального закона  от  27.07.2004

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) федеральный государственный гражданский служащий (далее — гражданский служащий) вправе с предварительным уведомление представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении следующих условий:

уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу до начала её осуществления;

выполнение иной оплачиваемой работы не должно приводить к возможному конфликту интересов, т.е. ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей;

соблюдение установленных статьями 16 и 17 Федерального закона ограничений и запретов, связанных с гражданской службой;

выполнение требований к служебному поведению гражданского служащего, предусмотренные статьёй 18 Федерального закона;

Иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим на условиях трудового договора и (или) гражданско-правового договора (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.).

Уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (далее – уведомление) составляется гражданским служащим в письменном виде на имя представителя нанимателя. Данная форма Уведомления размещена на официальном сайте Управления в разделе «Противодействие коррупции».

Представитель нанимателя, получив уведомление служащего, может усмотреть в иной работе служащего конфликт интересов.

   Исходя из положений части 3 статьи 19 Федерального закона определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При истечении срока выполнения иной оплачиваемой работы и намерении вновь заниматься иной оплачиваемой работой гражданский служащий уведомляет об этом представителя нанимателя в установленном порядке. Каждый случай предполагаемых изменений (дополнений) вида деятельности, характера, места или условий работы, выполняемой гражданским служащим, требует отдельного уведомления.

  • За неуведомление или ненадлежащее уведомление представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы гражданский служащий несёт ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о гражданской службе (вплоть до утраты доверия).
  • Типовые ситуации конфликта интересов, связанные с выполнением иной оплачиваемой работы, и порядок их урегулирования с учетом специфики деятельности Роспотребнадзора
  • Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
  • Меры предотвращения и урегулирования
  • Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов.

В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников гражданского служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники гражданского служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данного обзора.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

Запреты и ограничения для госслужащих и иных лиц – ilex

0 из 10 заданий окончено

Вопросы:

Информация

Ограничения, связанные с занятием государственных должностей, касаются не только госслужащих, но и многих других лиц – их супругов и близких родственников, юрлиц и граждан, взаимодействующих с госорганами и организациями. Знать и соблюдать эти ограничения поможет наш тест.

Читайте также:  Порядок продажи (дарения) части квартиры

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  • Правильных ответов: 0 из 10
  • Ваше время:
  • Время вышло
  • Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
  1. Правильно

    Все госслужащие являются государственными должностными лицами, но не все государственные должностные лица – госслужащие (ст. 5 Закона о госслужбе, абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

    Неправильно

    Все госслужащие являются государственными должностными лицами, но не все государственные должностные лица – госслужащие (ст. 5 Закона о госслужбе, абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

  2. Правильно

    К запретам, установленным в отношении госслужащих, в частности, относятся (подп. 1.1 и 1.3 п. 1 Закона о госслужбе):

    — запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц;

    — запрет занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.

    Неправильно

    К запретам, установленным в отношении госслужащих, в частности, относятся (подп. 1.1 и 1.3 п. 1 Закона о госслужбе):

    — запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц;

    — запрет занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.

  3. Правильно

    Принимать подарки госслужащим и иным должностным лицам допускается на протокольных и официальных мероприятиях, а также по случаю их дня рождения и праздников (подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе, абз. 9 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, п.

    20 постановления Пленума ВС о взяточничестве). Если лицо в связи с занимаемым должностным положением принимает материальные ценности, это расценивается как получение взятки независимо от их стоимости (п. 5 постановления Пленума ВС о взяточничестве).

    Неправильно

    Принимать подарки госслужащим и иным должностным лицам допускается на протокольных и официальных мероприятиях, а также по случаю их дня рождения и праздников (подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе, абз. 9 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, п.

    20 постановления Пленума ВС о взяточничестве). Если лицо в связи с занимаемым должностным положением принимает материальные ценности, это расценивается как получение взятки независимо от их стоимости (п. 5 постановления Пленума ВС о взяточничестве).

  4. Правильно

    К государственным должностным лицам приравниваются лица (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5–8 постановления Пленума ВС от 16.12.2004 N 12):

    1. — постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, руководитель, главный бухгалтер, их заместители);
    2. — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, юрисконсульт);
    3. — представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

    Неправильно

    К государственным должностным лицам приравниваются лица (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5–8 постановления Пленума ВС от 16.12.2004 N 12):

    • — постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, руководитель, главный бухгалтер, их заместители);
    • — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, юрисконсульт);
    • — представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.
  5. Правильно

    Ограничения, установленные для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, минимальны (ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

    В частности, они не вправе осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы их служебной (трудовой) деятельности.

    Но к служебным командировкам это не относится (абз. 3 ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

    Неправильно

    Ограничения, установленные для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, минимальны (ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

    В частности, они не вправе осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы их служебной (трудовой) деятельности.

    Но к служебным командировкам это не относится (абз. 3 ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

  6. Правильно

    Выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства запрещается   руководителям госорганизаций и организаций, в уставном фонде которых 50% и более акций (долей) находятся в собственности государства (ч. 1 ст. 255 ТК).

    Неправильно

    Выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства запрещается   руководителям госорганизаций и организаций, в уставном фонде которых 50% и более акций (долей) находятся в собственности государства (ч. 1 ст. 255 ТК).

  7. Ряд запретов и ограничений распространяется и на членов семьи государственных должностных и приравненных к ним лиц. Помимо супругов, к ним относятся близкие родственники и свойственники.  Антикоррупционное законодательство под близкими родственниками понимает:

    • Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер.
    • Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков.
    • Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков и таких же родственников супруга (супруги).

    Правильно

    Близкие родственники – это родители, дети, в том числе усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (абз. 10 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). Близкие родственники супруга (супруги) являются свойственниками (абз. 11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

    Неправильно

    Близкие родственники – это родители, дети, в том числе усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (абз. 10 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). Близкие родственники супруга (супруги) являются свойственниками (абз. 11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

  8. Правильно

    Государственное должностное лицо не вправе совершать сделки с ИП и хозобществами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также поручать совершение таких сделок другим должностным лицам (абз. 4 и 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией):

    — без согласования с госорганами (организациями), в подчинении (ведении) которых находится (в состав которых входит) госорганизация;

    — в нарушение порядка, установленного Законом о хозобществах.

    Неправильно

    Государственное должностное лицо не вправе совершать сделки с ИП и хозобществами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также поручать совершение таких сделок другим должностным лицам (абз. 4 и 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией):

    — без согласования с госорганами (организациями), в подчинении (ведении) которых находится (в состав которых входит) госорганизация;

    — в нарушение порядка, установленного Законом о хозобществах.

  9. Правильно

    Совместная работа в одной госорганизации не допускается при одновременном наличии следующих условий (ч. 1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией):

    1. — близкое родство или свойство работников;
    2. — занятие должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей), кассира;
    3. — непосредственная подчиненность или подконтрольность одного другому.
    4. Под эти условия не подпадает только работа завхозом родного брата кассира.

    Неправильно

    Совместная работа в одной госорганизации не допускается при одновременном наличии следующих условий (ч. 1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией):

    • — близкое родство или свойство работников;
    • — занятие должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей), кассира;
    • — непосредственная подчиненность или подконтрольность одного другому.
    • Под эти условия не подпадает только работа завхозом родного брата кассира.
  10. Правильно

    Наряду с госслужащими ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе обязаны их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство (ч. 13 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией).

    Неправильно

    Наряду с госслужащими ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе обязаны их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство (ч. 13 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *