Банкротство

Отказ в проставлении апостиля

11 июня 2021 года

В этой статье будут описаны основания, при наличии которых государственный орган, уполномоченный на проставление апостиля, вправе отказать в этом. Рекомендуем ознакомиться с данной информацией, если Вы собираетесь ставить апостиль на свои документы — она поможет сэкономить время и запланировать дальнейшие действия, если по каким-либо параметрам документы не подходят для апостилирования.

Вначале перечислим виды документов, на которые ставится апостиль. Согласно статье 5 федерального закона от 28.11.2015 г.

No 330-ФЗ (с последующими изменениями) «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации», ими являются документы, выданные: 1) федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; 2) федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации; 3) органами прокуратуры Российской Федерации; 4) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 5) организациями, осуществляющими образовательную деятельность; 6) органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

  • 7) государственными и муниципальными учреждениями.
  • Также, согласно закону, возможно проставление апостиля на документы, оформленные нотариусами, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
  • На практике, чаще всего у российских граждан возникает потребность в проставлении апостиля на документы, выданные органами ЗАГС (Свидетельства и справки), на различные нотариальные документы и на справки об отсутствии судимости.

На момент публикации данной статьи случаи, в которых нельзя проставить апостиль на документе, установлен Приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2017 г. No 75. Приказ выделяет две ситуации: — отказ в приеме документов — на стадии их подачи на апостилирование;

— отказ в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля (т.е. уже после того, как документ подан в государственный орган).

Причины возможного отказа в приеме документов на апостиль:

  • документ предназначен для представления в органы государства, которое не является участником Гаагской конвенции; Наш комментарий. Для использования документов в странах, не присоединившихся к Конвенции и не признающий документы с апостилем, необходимо выполнить их консульскую легалиазцию.
  • документ исходит от органа, должностного лица, нотариуса или юридического лица иностранного государства (т.е. оформлен не в России); Наш комментарий. Периодически к нам обращаются клиенты, желающие заказать постановку апостиля на иностранный документ. Сделать это в России невозможно, так же, как невозможно поставить апостиль на российский документ за пределами ее территории, в какой-либо другой стране.
  • документ исходит от органа, который сам уполномочен на проставление апостиля;
  • на документе отсутствуют подпись лица, от которого исходит официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа органа государственной власти, нотариуса, должностного лица, уполномоченного совершать нотариальные действия, органа местного самоуправления и иных органов и лиц, от которых исходит официальный документ;
  • если исправления, имеющиеся в тексте документа, не оговорены лицом, подписавшим документ;
  • Наш комментарий. Как правило, исправления вообще недопустимы. Но если они есть, необходимо наличие на документе надписи «Исправлено верно», «Исправленному верить» или аналогичной ей, а также соответствующей подписи должностного лица выдавшего документ органа (либо нотариуса) и печати.

  • если подписи лиц и (или) оттиски печатей/штампа, содержащиеся на документе, не являются отчетливыми и поддающимися сравнению с образцами, имеющимися в Минюсте России или его территориальных органах; Наш комментарий. Расплывшаяся печать — «больное место» старых документов, оформленных, как правило, еще в период существования СССР. Эта проблема часто встречается на советских Свидетельствах о рождении и других Свидетельствах и справках, выданных органами ЗАГС. Если у Вас такой документ, поставить апостиль на нем не удастся — необходимо получить повторное свидетельство в ЗАГС'е на современном российском бланке и поставить апостиль на него.
  • если листы документа не прошиты и (или) не пронумерованы и (или) не скреплены оттиском печати/штампа органа или лица, от которого исходит документ.

Возможные причины отказа в проставлении апостиля:

  • документ не предназначен для вывоза за пределы территории Российской Федерации;
  • документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов; Наш комментарий. Такие соглашения имеются у России, в частности, со всеми бывшими республиками СССР. На момент публикации данной статьи соглашение, несмотря на его наличие, не соблюдается Латвией, которая требует апостиль на российских документах. В связи с этим российские органы занимают «симметричную» позицию в отношении документов, оформлденных в Латвии — на них также сейчас нужен апостиль для использования в РФ.
  • документ подписан лицом, которое не обладает полномочием на его подписание;
  • подпись лица, подписавшего документ, и (или) оттиск печати/штампа на нем не соответствуют имеющимся в Минюсте России или его территориальном органе образцам;
  • подпись лица, подписавшего документ, и (или) оттиск печати/штампа на нем не могут быть удостоверены Минюстом России или его территориальным органом ввиду отсутствия в Минюсте России или его территориальном органе образца подписи такого лица и (или) оттиска такой печати/штампа и отсутствия этих образцов у органа, от которого исходит документ, а также неподтверждения им факта совершения документа;
  • документ совершен дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями;
  • Наш комментарий. Это служит причиной невозможности апостилирования доверенностей и иных нотариальных документов, заверенных сотрудниками иностранных консульств России, а также оформленных ими документов о записях гражданского состояния (таких как Свидетельство о рождении). Если Вам необходим апостиль на Свидетельство о рождении, выданное посольством или консульством РФ, для этого нужно получить его дубликат (повторное Свидетельство) в органе ЗАГС на территории России.

  • документ имеет прямое отношение к коммерческой или таможенной операции;
  • Наш комментарий. Невозможно поставить апостиль на коммерческий документ или его копию. Примеры подобных документов: договор купли-продажи, накладная, акт приема-передачи товара, таможенная декларация.

  • в Минюст России (его территориальный орган) поступила документально подтвержденная информация о вступлении в законную силу решения суда, которым отменено совершенное нотариальное действие или признан недействительным документ, представленный для проставления апостиля.

Отказ в проставлении апостиля

Отказ в проставлении апостиля

Отказ в проставлении апостиля

​ВС дал разъяснения о проставлении апостиля

13.07.2017
 4641

Отказ в проставлении апостиля

Практика разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, анализируется в 41-страничном обзоре, утвержденном 12 июля Президиумом Верховного суда РФ.

Обобщение подготовлено на основе изучения судебной практики и поступивших от судов вопросов, связанных с применением законодательства об иностранных инвестициях, защитой прав иностранных инвесторов при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, из отношений по взиманию налоговых и таможенных платежей.

ВС дает толкования по нескольким десяткам аспектов разрешения споров этой категории.

В частности, Верховный суд указывает, что документы, связанные с осуществлением субъектом предпринимательской и иной экономической деятельности и составленные на территории иностранного государства (договоры, счета, товаротранспортные документы и т. п.

), не являются официальными документами и, следовательно, по общему правилу не требуют обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля.

  • Хозяйственное общество с иностранными инвестициями (далее – общество) оспорило в арбитражном суде требование об уплате таможенных платежей, выставленное в связи с неподтверждением права на льготу при ввозе оборудования в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал общества.
  • В качестве доказательств общество, помимо прочего, представило копию соглашения с иностранным инвестором, в связи с которым был осуществлен ввоз имущества, выставленный иностранным производителем оборудования счет на оплату (инвойс) и товарно-транспортные накладные.
  • Суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости указанных доказательств, поскольку они составлены в иностранном государстве, но не прошли консульскую легализацию или процедуру апостилирования, в связи с чем пришел к выводу о недоказанности заявленных обществом требований и отказал в их удовлетворении.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда, обратив внимание на следующее. В статье 1 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961, указано, что она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из государств и должны быть представлены на территории другого государства.

Проставление апостиля на документах, выданных органами записи актов гражданского состояния

  • Заявители имеют право на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц Комитета и Отдела, ответственных за предоставление услуги, в досудебном (внесудебном) порядке и (или) судебном порядке.
  • Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения, действия (бездействие) должностных лиц Комитета и Отдела, принятые и осуществленные с нарушением стандарта предоставления государственной услуги, а также ненадлежащее исполнение должностными лицами их должностных обязанностей, установленных административным регламентом и иными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
  • Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
  • нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствие с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2.12 административного регламента.
Читайте также:  Место проведения судебной экспертизы

В случае если жалоба подается через представителя заявителя также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
  1. Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Комитета) в Комитет, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (КИС).
  2. Жалобы на решения и действия (бездействие) начальника Отдела, специалистов Отдела подаются в Комитет.
  3. Жалобы на решения, принятые руководителем Комитета, подаются в вышестоящий орган (вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Комитета).
  4. Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего, руководителя Комитета, может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета (www.kzags.gov.spb.ru);
  • при личном приеме заявителя в Комитет или Отдел (в месте предоставления государственной услуги).

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

При подаче жалобы

При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.3 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  • При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным органом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
  • Рассмотрение жалоб
  • Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, МФЦ.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, его руководителя и (или) работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал, вид нарушения, указанный в пункте 5.3 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом, МФЦ, КИС.

  1. В случае обжалования отказа Комитета, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
  3. По результатам рассмотрения жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • Указанное решение принимается в форме акта Комитета, МФЦ, КИС.
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • При удовлетворении жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  1. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  2. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы Комитета, КИС, работника МФЦ, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  3. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, КИС, работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  4. Комитет, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Читайте также:  Опцион на покупку или продажу доли ООО - договор опциона

Комитет, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  • В случае оставления жалобы без ответа Комитет, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • Порядок обжалования решения по жалобе.
  • Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
  • Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  • Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным в приложении №1.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

Жалоба заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ, рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59‑ФЗ.

Комитет по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15.11.

97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, официальные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия, удостоверяются путем проставления на таких документах апостиля органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Таким международным договором является Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года).

Штамп «апостиль» проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ,

Государственная услуга по проставлению штампа «апостиль» на свидетельствах и справках о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных органами записи актов гражданского состояния Оренбургской области, оказывается Комитетом по вопросам ЗАГС Оренбургской области в порядке, установленном Административным регламентом, утвержденным Приказом комитета по вопросам ЗАГС Оренбургской области от 25.12.2019 №32 о/д

В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 333.18 главы 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается до проставления апостиля.

  • Реквизиты для уплаты государственной пошлины за проставление апостиля:
  • Получатель платежа: УФК по Оренбургской области (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области)
  • Банк: Отделение Оренбург/ / УФК по Оренбургской области, г. Оренбург
  • Расчетный счет: 03100643000000015300
  • БИК: 015354008 к/с 40102810545370000045
  • ИНН: 5610123323
  • КПП: 561001001
  • Код ОКТМО: 53701000
  • КБК: 31810807200010039110
  • Назначение платежа: за АПОСТИЛЬ (ЗАГС) (2500 руб.- один документ)

Ф.И.О. плательщика _____________________­­_____

В качестве Ф.И.О. плательщика указывайте Ф.И.О. получателя услуги(в соответствии с документом, удостоверяющим личность)

Для проставления апостиля представляются (предъявляются):

  1. заявление о проставлении апостиля на официальном документе;

  2. официальные документы, на которые следует проставить штамп апостиль;

    • паспорт гражданина Российской Федерации – граждане Российской Федерации;
    • документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, — иностранные граждане;
    • документы, удостоверяющие личность, – лица без гражданства;
  3. квитанция об уплате государственной пошлины за проставление апостиля.

В случае, если заявление о проставлении на официальных документах направляется посредством почтовой связи, к нему прилагаются официальные документы, на которых следует проставить апостиль и квитанция об уплате государственной пошлины или документ, подтверждающий основания для освобождения от уплаты государственной пошлины.

С 1 января 2013 года при наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», подтверждение уплаты заявителем государственной пошлины не требуется.

  1. Инструкция по заполнению заявления:
  2. Электронную форму бланка заявления, Вы можете взять здесь:
  3. Бланк заявления на проставление апостиля
  4. Заявление подается в одном экземпляре.

Заявление заполняется от руки разборчивым почерком чернилами синего или черного цвета или посредством компьютерной техники. Заполнение граф бланка заявления должно осуществляться без сокращений и исправлений в соответствии с документами, удостоверяющими личность заявителя.

  • Образец заполнения бланка заявления на проставление апостиля
  • Срок предоставления государственной услуги:
  • Срок предоставления государственной услуги в случае отсутствия необходимости истребования образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребования образца оттиска печати органа местного самоуправления, от которого исходит документ, не должен превышать 5 рабочих дней со дня представления документов.
  • Срок предоставления государственной услуги в случае необходимости истребования образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребования образца оттиска печати органа местного самоуправления, от которого исходит официальный документ, не должен превышать 30 рабочих дней.
  • Основания для отказа в проставлении апостиля:
  • официальный документ не предназначен для вывоза за границу;
  • на официальном документе отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации является обязательным;
  • сведения в официальном документе не соответствуют сведениям, содержащимся в записи акта гражданского состояния;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Претензия в Wildberries - на возврат товара, денежных средств на карту

Комитет по вопросам ЗАГС осуществляет прием заявителей для проставления апостиля в соответствии со следующим графиком:

Понедельник с 10.00 до 17.00

Вторник, Среда, Четверг с 9.00 до 17.00

Пятница с 9.00 до 16.00

Перерыв на обед с 13.00 до 13.48

  1. Порядок и способ получения сведений о ходе предоставления государственной услуги:
  2. заявители, направившие заявления о предоставлении государственной услуги посредством почтового отправления, могут осуществлять контроль за ходом ее предоставления путем получения необходимой информации лично во время приема, по телефону, по письменному обращению, по электронной почте.
  3. Информация об услуге размещена на Портале государственных услуг Российской Федерации

Проставление апостиля на документах о регистрации актов гражданского состояния

Апостиль проставляется на документах о регистрации актов гражданского состояния, предназначенных для предъявления в компетентные органы государств, подписавших Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, заключенную в Гааге 5 октября 1961 года.

Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документы о регистрации актов гражданского состояния, и подлинность печати, которой скреплен документ.

Другие услуги предоставляемые в рамках этой деятельности

Сведения о возможности обжалования результата услуги

Заявитель имеет право на обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги должностными лицами, государственными гражданскими служащими Главного управления, в досудебном (внесудебном) порядке.

 Предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:1) нарушения срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;2) нарушения срока предоставления государственной услуги;3) требования у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Смоленской области для предоставления государственной услуги;4) отказа в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Смоленской области для предоставления государственной услуги, у заявителя;5) отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Смоленской области;6) затребования с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Смоленской области;7) отказа органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушения установленного срока таких исправлений. Заявитель вправе подать жалобу в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо, в случае его отсутствия, рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием сети Интернет, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Жалоба должна содержать:1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;2) фамилию, имя, отчество заявителя (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование юридического лица, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего;4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего.Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений:1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Смоленской области, а также в иных формах;2) отказывает в удовлетворении жалобы. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

 Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц органов исполнительной власти, предоставляющих государственную услугу, в судебном порядке.

В каких случаях может быть отказано в проставлении апостиля?

Процедура проставления апостиля считается упрощенным вариантом легализации документов для их предъявления за пределами своей страны. Как правило, достаточно собрать минимальный пакет документов (чаще всего, в него входит только сам апостилируемый документ и удостоверение личности) и подать его в уполномоченный орган, после чего апостиль будет проставлен в регламентированные сроки.

Апостилировать можно не любой документ. В частности, под действие Гаагской конвенции не подпадают документы, имеющие отношение к коммерческой деятельности.

Таким образом, если у вас возникнет необходимость легализовать, к примеру, контракт на поставку товара, сделать это в упрощенном режиме будет невозможно – придется пройти консульскую легализацию, включающую в себя последовательное заверение в нескольких учреждениях.

Поставить апостиль не удастся и на официальные документы, не предназначенные для вывоза за пределы государства. Под эту категорию попадают, в частности, документы, содержащие государственную тайну.

Отказ в апостилировании может быть также получен в случае, если оригинальный документ не содержит все необходимые реквизиты. В такой ситуации придется сначала привести его в соответствие официальным требованиям (внести исправления или полностью заменить) и только после этого повторно подавать заявку на оформление апостиля.

При заверении документа апостилем уполномоченный чиновник проверяет подлинность печати и подписи на документе. Если эти обязательные реквизиты окажутся не соответствующими сведениям и образцам, содержащимся в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, а также если у лица, подписавшего документ, нет на это соответствующих полномочий, в заверении будет отказано.

Апостилирование документов производится по территориальному принципу – это значит, что, получив справку из ЗАГСа в одном регионе, вы не можете обратиться за проставлением апостиля на нее в ЗАГС другого региона. Таким образом, обращение в ведомство «не по адресу» также может стать причиной отказа.

Разумеется, не удастся получить апостиль на недействительные документы и документы, утратившие свою силу. Более того, если у апостилирующего органа возникнут подозрения, что предъявленный документ подделан, дело может быть передано на рассмотрение правоохранительным органам.

Справедливости ради стоит отметить, что случаи отказа в проставлении апостиля крайне редки. Если с документом все в порядке, он с большой вероятностью будет заверен без каких-либо проблем.

Чтобы избежать лишних переживаний и быть уверенным в благоприятном исходе дела, можно обратиться за помощью в компанию, оказывающую посреднические услуги в получении апостиля.

С учетом того, что помимо апостилирования нередко требуется и перевод документа, и его нотариальное заверение, имеет смысл воспользоваться возможностью получить все необходимые бумаги «из одних рук», так как весь комплекс услуг оказывают, как правило, именно переводческие агентства.