Подтверждение права бессрочного пользования землей

В российском законодательстве есть разграничение между правом владения и пользования земельными участками. В последнем случае собственником земли быть необязательно, но иметь при себе документ, подтверждающий такое пользование, требуется по закону.

Для получения правоудостоверяющих документов пользователь предоставляет соответствующим органам правоустанавливающие документы, которые доказывают возникновение прав на участок. В связи с этим, целесообразно разграничить эти виды и выявить их юридический статус.

Разграничение видов

  • Передачи земли или ее части в пользование за ренту.
  • Аренды, субаренды, дарения, свидетельство о наследстве.
  • Совместного пользования землей в садовых товариществах, на землях сторонних организаций и т.д. (о заключении договоров на совместное пользование наделов читайте тут).
  • Временного или пожизненного пользования землей.

Все четыре объединяют два признака. Их невозможно получить в государственных органах и они связаны с объектом сделки между сторонами. Другими словами, они дают основания для регистрации прав в государственных структурах Росреестра. Т.е., без оригинала правоустанавливающего документа нельзя получить государственную поддержку при решении спорных вопросов (регистрация, продажа, аренда, дарение, отчуждение).

Права пользования установлены главой 4 ЗК РФ. В соответствии со ст.

21 — 24 выделяют четыре вида правоустанавливающих документов: договор аренды, договор комплексного освоения территории, договор о сервитуте или ограниченном пользовании земельным участком (ЗУ), договор безвозмездного пользования.

Причем, сделки с муниципальными органами власти в эту категорию не относятся. Как правило, земля передается пользователя по акту или свидетельству, которые проходят как правоудостоверяющие.

Правоудостоверяющие

Правоудостоверяющими документами считаются те, которые подтверждают факт государственной регистрации в реестре недвижимости. К ним относятся различные свидетельства и акты о регистрации.

Несмотря на то, что собственником в подобных свидетельствах числятся другое лицо или организация, в них есть запись о правах обременения и лицах, которые их создали. К ним относятся:

  • Свидетельства федеральных и муниципальных органов о передаче земли в пользование (временное, пожизненное).
  • Свидетельства о пожизненном наследовании, пожизненного пользования (бессрочного, временного).
  • Государственный акт на право вечного пользования или наследования.
  • Свидетельство о собственности в случае установления прав пользования собственника.

Далее на фото вы можете увидеть как выглядит государственный акт на право пользования землей: Подтверждение права бессрочного пользования землей

А так выглядит свидетельство свидетельство на право пользования землей: Подтверждение права бессрочного пользования землей

Данный класс документов объединяет необходимость регистрации в росреестре и платность их получения. В отличие от правоустанавливающих, свидетельства и акты можно восстановить при помощи запроса. Вся информация, которая в них содержалась, останется неизменной, что гарантирует сохранность права пользования даже при утере формальных бумаг.

Однако, правоудостоверяющие документы всегда идут комплектом к правоустанавливающим. Важно обеспечить сохранность обоих.

Что подтверждает владение ЗУ?

Свидетельство о собственности на земельный участок

Данный документ подтверждает право пользования до тех пор, пока с землей не будет совершена последующая операция — продажа, дарение или передача.

Если в нём стоит запись о том, что участком пользуется не только собственник, например, в случае аренды, еще и другое лицо, права могут быть оспорены в зависимости от условий правоустанавливающих документов. Купить такой участок захочется не каждому.

Справка бессрочного (постоянного) обладания

Передача государственных земель в бессрочное пользование ограничена, начиная с 2001 г., а для частников и вовсе прекращена. Однако, право использовать такие земли по актам Советского Союза (от лица колхозов, сельских поселений) и договорам с местными властями (заключенным до 2001 г.) до сих пор не ограничивается.

Кроме того, земля по свидетельству может быть бесплатно оформлена как собственность пользователя при наличии оснований, например, при использовании земли по назначению без нарушений в течение минимум 15 лет.

Государственные документы на собственность

Эти документы также подтверждают факт пользования землей, но с некоторыми оговорками. По закону РФ вся недвижимость, в том числе, ЗУ, должна регистрироваться с момента появления прав собственности. Т.е., по факту регистрируется только право собственности, а не право пользования.

Собственники, которые заключают сделки с землей, отражают операции в специальных реестрах, тем самым, декларируя отчуждение земли на праве пользования сторонним людям или организациям. Поэтому такие документы являются правоудостоверяющими и в большинстве случаев не требуют регистрации в высших инстанциях со стороны пользователя.

Договор аренды

Договор аренды констатирует факт передачи земли в пользование лишь от части. При совершении сделок с частными негосударственными организациями по договору ренты или аренды право пользования считается полностью обоснованным и не требует предоставления подтверждающих документов на земельный участок в Росреестр (чек, нотариальное заверение сделки, договор).

Однако, органы местного самоуправления часто устанавливают свои механизмы, предполагающие получение дополнительных разрешений для использования земли по назначению. А в случае с частными договорами между негосударственными структурами или лицами в некоторых случаях все же потребуется оформить сделку с регистрацией в Росреестре. В этом случае документ будет считаться правоудостоверяющим.

Юридическая сила бумаг, выданных в советское время

  • Решения местных администраций и сельсоветов о передаче земли в бессрочное пользование.
  • Акты совхозов и колхозов о передаче надела.
  • Постановления, констатирующие переход права собственности выкупленных земель; судебные решения.
  • Выписка из похозяйственной книги и др.

Переоформления таких документов не требуется (до 1998 г.). Росреестр перенес все данные о таких ЗУ в новую базу с учетом зарегистрированных ранее прав владения и пользования. Но права собственности должны быть оформлены по новым правилам.

Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками мы рассказали в отдельной статье.

Что делать, если официальное подтверждение утрачено?

Чтобы восстановить справку на земельный участок старого образца, необходимо обратиться в органы, которые их выдавали (архивы). Т.к. Росреестр существует относительно недавно, документы в большинстве случаев восстанавливаются через суд по запросу, имеющему юридическую силу.

При фиксации сделки у нотариуса, восстановить документ получится быстрее всего с гарантированным результатом. Также можно попробовать связаться с органом или лицом, наименование или имя которых фигурировали в договоре. Это поможет восстановить утерю правовым путем через органы правопорядка.

При утрате документа с правами пользования, который был выдан после 1998 г., обращаются в Росреестр или органы местного самоуправления, которые ответственны за хранение кадастрового архива и документов, связанных с ним (из-за чего может возникнуть утрата прав пользования ЗУ?).

Права пользования ЗУ имеют ограничения в плане распоряжения землей. Тем не менее, документы, их подтверждающие, требуют особого внимания к хранению, в особенности, в случае со старыми документами, подлинник или копию которых достать практически невозможно. В любом случае, государство всячески поспособствует в решении проблемы, каким бы долгим этот процесс ни был.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Переоформление на право собственности, предоставление земельных участков, прекращение права

Содержание публикации:

  • Предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования до и после 30.10.2001
  • Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования
  • Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками гражданами
  • Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами
  • Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в садовом, огородном некоммерческом объединении
  • Порядок прекращения постоянного (бессрочного) пользования

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком является ограниченным вещным (имущественным) правом (ст. ст. 216, 268 ГК РФ).

Лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования, ЗК РФ называет землепользователями (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ).

Землепользователь вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Предоставление земельных участков на праве
постоянного (бессрочного) пользования до и после 30.10.2001

Как и право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не может возникнуть у физического лица после введения в действие Земельного кодекса РФ (30.10.2001г.), но сохраняют силу ранее возникшие права в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Изначально право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком могло предоставляться гражданам и юридическим лицам. Однако с момента введения в действие Земельного кодекса круг субъектов данного права был ограничен. С 30 октября 2001 г.

земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование гражданам не предоставляются. Согласно ч. 2 ст. 39.

9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Владение и пользование земельными участками, предоставленными до 30.10.2001г. на праве постоянного (бессрочного) пользования сохранено до настоящего момента (ст. 3 закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Владение и пользование землей
на праве постоянного (бессрочного) пользования

Субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком наделен правомочиями владения и пользования земельным участком в пределах, установленных нормативными правовыми актами, а также индивидуальным актом о предоставлении земельного участка. Возможности субъекта установлены ст. 41 ЗК РФ, согласно которой лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ для собственников.

Читайте также:  Обращение с иском в суд при нескольких собственниках

Землевладельцы, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться ими, в том числе передавать их в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника земельного участка, за исключением двух случаев, установленных п. 3 ст. 269 ГК РФ:

  • заключения соглашения об установлении сервитута (в этом случае земельный участок не выбывает из сферы хозяйственного господства землепользователя и продолжает им использоваться по назначению);
  • передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с п. 2 ст. 24 ЗК РФ.

Переоформление права
постоянного (бессрочного) пользования

земельными участками гражданами

Граждане вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства.

Срок переоформления не ограничен законом. В соответствии с п. 3 ст.

3 закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям, сроком не ограничиваются.

Право собственности на такие участки могут зарегистрировать также граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) в порядке наследования или по иным основаниям.

Исключением являются случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте (например, земельные участки из состава земель лесного фонда).

Переоформление права
постоянного (бессрочного) пользования

земельными участками юридическими лицами

Юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ юридических лиц, были обязаны переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность до января 2012 г.

, а земельные участки, на которых находятся линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и железнодорожные линии и др.), — до января 2016 г. (п. 2 ст. 3 закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

То есть юридические лица имели возможность выбора права на землю: собственность или аренда.

С одной стороны, принудительная процедура переоформления права на земельный участок предполагает выбор лицом приобретаемого права (собственность или аренда).

С другой стороны, законодательством предусмотрены негативные последствия за невыполнение обязанности по переоформлению такого права в форме административной ответственности, а также необходимости уплаты арендной платы в обычном размере, без льгот:

  • в соответствии со ст. 7.34 КоАП РФ использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный срок обязанности по переоформлению такого права, является наказуемым. Данное правонарушение является длящимся, вследствие чего срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Такая правовая позиция была определена в п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017);
  • если лицо приобрело в собственность здание, расположенное на земельном участке, предоставленном продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и не переоформило до 1 июля 2012 г. данное право на право собственности или право аренды, оно обязано платить за фактическое пользование земельным участком в размере арендной платы на основании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (п. 17 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018). Это значит, что льготная ставка арендной платы на таких лиц не распространяется.

Право постоянного (бессрочного) пользования не прекращается после 1 июля 2012 г. Это следует из ст. 45 ЗК РФ, в которой перечислены основания для прекращения права.

В случае если в срок, указанный в законе, право постоянного (бессрочного) пользования переоформлено не было, это можно сделать и в настоящее время.

Переоформление права
постоянного (бессрочного) пользования
земельными участками в садовом, огородном

некоммерческом объединении

После 1 января 2019 года с вступлением в силу закона от 29 июля 2017 г.

N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками указанных организаций также подлежит переоформлению в срок до 1 января 2024 года в порядке, установленном законом N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Причем в процессе переоформления земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества, пропорционально площади их личных земельных участков. Если же земельный участок ограничен в обороте, то он предоставляется в аренду членам садовой или огородной некоммерческой организации с множественностью лиц на стороне арендатора.

Таким образом, земельный участок общего назначения в садовом, огородном некоммерческом объединении при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования до 1 марта 2022 года перейдет из обладания объединения в обладание граждан — членов этого объединения. В каком порядке должно переоформляться право постоянного (бессрочного) пользования садовой или огородной некоммерческой организации после указанной даты, закон не устанавливает.

Порядок прекращения
постоянного (бессрочного) пользования

В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено в добровольном порядке путем подачи землевладельцем заявления об отказе от права с приложением документов, предусмотренных ст.

53 ЗК РФ в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков (для граждан — копии документа, удостоверяющего личность; для юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий — документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком), иные основания прекращения права могут быть установлены законодательством РФ.

В п. 2 ст.

45 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, а именно в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства РФ (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки) и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; создание или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей по сносу подобной постройки (ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ).

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в пп. 1 п. 2 ст.

45 ЗК РФ (при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ), осуществляется исключительно на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания в виде штрафа) (п. 3 ст. 45, ст. 54 ЗК РФ).

Принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, сотрудниками ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
Читайте также:  Восстановление пропущенного срока вступления в наследство

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
  • Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Комитета, федерального Портала либо Портала), в Комитет, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (КИС).
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета подаются в Комитет.
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего, руководителя Комитета может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета www.commim.spb.ru, федерального Портала либо Портала;
  • при личном приеме заявителя в Комитете или ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга».

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
  1. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  2. При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным органом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
  3. Рассмотрение жалоб
  4. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, МФЦ.
  5. Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).
  6. Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
  7. Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
  8. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, его руководителя и (или) работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом, МФЦ, КИС.

  • В случае обжалования отказа Комитета, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  • В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
  • По результатам рассмотрения жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  1. В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых КИО, ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», ГКУ «МФЦ», КИС в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  2. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  3. Указанное решение принимается в форме акта Комитета, МФЦ, КИС.
  4. По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  5. При удовлетворении жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  6. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  7. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, КИС, работника МФЦ, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, КИС, работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  • Комитет, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Читайте также:  Кто может стать финансовым омбудсменом

Комитет, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  1. В случае оставления жалобы без ответа Комитет, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  2. Порядок обжалования решения по жалобе
  3. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
  4. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  5. Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

Жалоба заявителя на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ, рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59‑ФЗ.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность, в аренду

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.

С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.

С 2001 года российским законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).

Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования гражданами.

Право на переоформление

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Порядок переоформления для граждан

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности.

Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра.

При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности.

Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

  • При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:
  • 1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.
  • В случае, если земельный участок находится в собственности:
  • Российской Федерации — обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации — обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования — обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, читайте здесь.

Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет — до 1 месяца.

2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Обязанность переоформления

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Сроки переоформления

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время.

В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п.

2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Ответственность за нарушение сроков переоформления

В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.

Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Порядок переоформления для юридических лиц

 Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе «Порядок переоформления для граждан»)  с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка.

Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.

2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4)  После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *