Порядок организации аукциона

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Когда проводят электронный аукцион

Признаки такой процедуры, как электронный аукцион по 44-ФЗ, статья 59 регулирует в первой части. В ней указано, что это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС.

Участвует любое заинтересованное лицо, которое соответствует заявленным заказчиком требованиям. По 44-ФЗ, основной критерий определения победителя при проведении электронного аукциона — наименьшее ценовое предложение на торгах.

Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на ЭТП.

Заказчиками аукцион в электронной форме в рамках контрактной системы проводится только на торговых площадках, которые утверждены распоряжением правительства № 1447-р от 12.07.2018. Документ содержит перечень действующих площадок для торгов по 44-ФЗ:

  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-Торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Единственной специализированной электронной торговой платформой стала ЭТП «АСТ-ГОЗ». Эта площадка была создана Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

Когда проводится

Заказчик проводит аукционную процедуру по 44-ФЗ на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг по любому из кодов классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Но они не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ (к примеру, необходимость проведения закрытых процедур).

Однако законом предусмотрены случаи, когда заказчик обязательно проводит электронный аукцион, обоснованием выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя станет распоряжение правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р о случаях обязательного проведения торгов.

К ним относятся:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые продукты и напитки;
  • одежда;
  • бумага;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование.

Перечень довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2.

Субъект РФ вправе утвердить и дополнительный перечень случаев, в которых региональные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционные процедуры по госзакупкам.

Стоит обратить внимание, что перечисленные случаи имеют особенности. К примеру, необязательность проведения ЭА при строительных работах на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или закупка пищевых продуктов для образовательных учреждений, когда заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием.

П. 2 ст. 59 предусматривает послабления в части обязательности проведения ЭА. В частности, если начальная цена заказа не превышает 3 млн рублей, заказчик вправе провести электронный запрос котировок независимо от того, попадает ли код проводимого заказа в установленный обязательный перечень. То же самое, если осуществляется заказ в соответствии со случаями, установленными ст. 83 и 93, путем запроса предложений или у единственного поставщика.

Инструкция по проведению аукциона

Законодательно пошаговая инструкция по проведению аукциона по 44-ФЗ регламентирована ст. 68. Заказчики строго следуют этой схеме и не допускают отклонений. Несоблюдение правил со стороны поставщика грозит потерей выгодного контракта. Вот порядок проведения электронного аукциона по контрактному законодательству:

  1. Определить дату проведения.
  2. Провести основной и завершающий этапы.
  3. Выбрать победителя.

Вот пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 44-ФЗ в 2021 году в рамках ст. 68 44-ФЗ.

Как вычислить день аукциона

В статье указано, что день проведения электронного аукциона — рабочий день, который следует за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок.

Если он разыгрывается в строительной сфере и в документацию включена проектно-сметная документация по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, то торги начинаются через четыре часа после окончания срока подачи заявок.

Электронные торги начинаются по времени, которое установлено на ЭТП, исходя из часовой зоны заказчика. Принимают участие только зарегистрированные в ЕИС и аккредитованные на электронных площадках поставщики, допущенные по результатам проверки первых частей.

Как долго проходят торги

На это влияют следующие параметры:

  • стартовая цена;
  • сколько поставщиков придут на торги;
  • как сильно они сбивают цену.

Минимальное время — 10 мин. Это если никто не сделал ставку. Тогда победителем станет тот, кто первый подал заявку.

Иногда торги продолжаются нескольких суток. Это возможно, если цены упали ниже чем на 99,5% и участники хотят доплатить заказчику, чтобы забрать заказ. Вот сколько по времени проходят торги на электронных площадках по 44-ФЗ: в среднем они длятся 1-1,5 часа.

Как проходят основной и завершающий этапы

Вот как проходит аукцион на торговой площадке: оператор ЭТП контролирует соблюдение требований к процедуре, которая состоит из двух этапов.

Первый этап подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение 10 минут от последнего поданного. По 44-ФЗ в 2021 году шаг аукциона — это от 0,5 до 5% от начальной цены контракта.

Снизить стоимость одним ценовым предложением более чем на 5% не получится. Участники снижают текущую минимальную цену в пределах шага.

Покажем на примере (ЦП — ценовое предложение участника).

Время начала ЭА: 12:00:00, НМЦК — 1 000 000 руб.
ЦП 1 950 000 12:05:00
ЦП 2 900 000 12:10:00 (5 минут от последнего)
ЦП 3 800 000 (снижение на 10% недопустимо)
ЦП 1 850 000 12:19:00 (9 минут от последнего)
12:29:01 (более 10 минут от последнего)

На этом завершается первая фаза.

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой.

НМЦК — 1 000 000 руб.
ЦП 1 950 000
ЦП 2 900 000
ЦП 2 900 000 (цена, равная ранее поданной, недопустима)
ЦП 2 920 000 (цена более ранее поданной недопустима)
ЦП 1 0 (недопустимо, даже в пределах шага)

Участник не делает снижение вне аукционного шага, если предыдущий участник сделал снижение в пределах шага.

НМЦК — 1 000 000 руб.
ЦП 1 950 000
ЦП 2 900 000
ЦП 3 800 000 (вне шага, недопустимо)

Если текущее минимальное снижение принадлежит тому же участнику, то снизить его он не может.

НМЦК — 1 000 000 руб.
ЦП 1 950 000
ЦП 2 900 000
ЦП 2 850 000 (тот же участник, недопустимо)

Вторая фаза начинается, если в течение 10 минут от последнего ценового предложения ни один из участников не предложил новую цену. Длится этап 10 минут, в течение которых участник вправе снизить свою предложенную цену вне зависимости от шага, но не ниже минимальной предложенной в первой фазе.

Время начала ЭА: 12:00:00 НМЦК — 1 000 000 руб
ЦП 1 950 000 12:05:00
ЦП 2 900 000 12:10:00 (5 минут от последнего)
ЦП 1 850 000 12:19:00 (9 минут от последнего)
12:29:01–12:39:01 вторая фаза

Если в течение 10 минут после начала ни один из его участников не подал цену, то торги признаются несостоявшимися.

Протокол проведения электронного аукциона размещается оператором ЭТП на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

Как вести себя на аукционе

Если еще до начала торгов хотите узнать конкурентов, об этом мы писали в статье «3 законных способа узнать конкурентов электронного аукциона». Как с ними торговаться, мы поговорим дальше.

Как пройдут торги по 44-ФЗ, зависит от поведения участников. Мы выделили несколько стратегий.

Партизанская

Проявляется она в том, что вы заходите на страницу, где проходит аукцион, и наблюдаете за ставками конкурентов. Вмешаться можно, если ваша цена ниже, чем предлагают коллеги. Если цена сильно упала и вам невыгодно продолжать, то вы просто не делаете ни одной ставки.

Обеспечение заявки разблокируется в течение часа после завершения торгов. Если вы сделали хоть одну ставку в процессе торгов, то доступ к деньгам получите только после того, как заказчик опубликует протокол подведения итогов аукционной процедуры.

На это у заказчика есть 3 рабочих дня.

Умеренная

Суть ее в том, что вы плавно снижаетесь по 0,5 процента. Это стратегия подавляющего количества поставщиков.

Агрессивная

В отличие от умеренных игроков, есть участники, которые форсируют события. Они сбивают максимально цену по 5% вниз. При таком раскладе есть шанс лишиться прибыли. Когда один исполнитель сбивает на полпроцента, а вы отвечаете ему, уменьшая цену на 5, и забираете контракт, то теряете 4,5 процента прибыли. Так как могли снизить на 0,5 процента и выиграть этот госконтракт.

Выматывающая

Есть поставщики, которые ставят на последней минуте торгов. Естественно, это затягивает время проведения торгов, и есть надежда, что конкурент уйдет праздновать победу или физически не сможет продолжать аукцион. Таким образом есть шанс забрать аукцион.

Дистанционная

Зачастую те, кто предпочитают выматывающую стратегию, пользуются услугами роботов на площадках. Например, аукционный робот для ЭТП Сбербанк-АСТ формируется достаточно просто. Заполните лимит для робота и шаг снижения цены. А он без вашего участия сделает ставки на торгах по заданным параметрам.

Порядок организации аукциона

Скачать инструкцию по активации/деактивации аукционного робота Сбербанк-АСТ

С 18:00 дня перед днем аукциона и до старта торгов аукционный робот не работает. Функционал отключения робота становится доступен сразу после начала торгов путем подачи ценового предложения в ручном режиме, подписав его сертификатом ЭП.

Схема «Таран», что делать, если попали в нее

Кроме тех схем, которые мы перечислили, есть и серые стратегии. Одна из них — схема «Таран». Суть ее в том, что 3 организации заранее договариваются о сценарии торгов. Две из них в агрессивной стратегии сбивают цену «ниже плинтуса». Третий участник на завершающем этапе занимает третье место на полпроцента ниже жертвы схемы.

Читайте также:  Как восстановить пособие с биржи труда, если не явилась из за болезни ребенка?

При рассмотрении вторых частей у первых двух победителей вместо лицензий — фотография тещи или каких-то документов не хватает.

В итоге контракт забирает участник с третьего места, а четвертый кусает локти из-за того, что мог предложить цену значительно ниже, но не стал этого делать, так как решил, что контракт разыграют первые два участника.

Статья 59 44-ФЗ: особенности и порядок проведения электронного аукциона

Если закупочные торги осуществляются в электронном виде и на электронных площадках, а лучшим называется участник, предложивший минимальную цену для государственного или муниципального контракта, то речь идёт об электроном аукционе (ЭА).

Ч.1 ст. 59 44-ФЗ предусматривает, что закупочный процесс в подобном виде должен сопровождаться сообщением заказчика, предназначенным для неограниченного круга лиц и размещённым в единой информационной системе (ЕИС).

Именно электронная форма торгов исключительно на электронных площадках отличает электронный аукцион от прочих закупочных видов. Кроме того, имеется отличие электронного аукциона от конкурса, которое выражается в определении победителя по ценовым аспектам.

Аукцион в электронной форме имеет преимущество перед конкурсом в более быстрой и простой закупочной процедуре. А тот факт, что значительная часть нагрузки при этом ложится на оператора электронной площадки, существенно облегчает деятельность заказчика.

В Распоряжении правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р приведён список товаров, работ, услуг, для закупки которых надлежит использовать электронный аукцион. В нём же перечислены исключения из этого списка.

Аукционный метод закупок применяется заказчиком только в случаях, когда он способен чётко описать закупочный объект и по итогам торгов на основании ч. 3 ст. 59 ФЗ-44 выявить его лидера лишь посредством ценовых показателей.

Однако это требование иногда выступает недостатком данного вида торгов, поскольку при этом остаются в тени иные важные факторы определения победителя.

Например, здесь не учитываются качественные характеристики предлагаемых товаров, работ, услуг.

Открытый аукцион не проводится при определении заказчиком поставщиков закрытым способом, что предписывается ч. 3 ст. 59 44-ФЗ, при закупке составляющих гостайну товаров или ценностей музейного и культурного характера.

Поскольку электронный аукцион — это многогранный процесс, в нём участвуют 3 стороны, представленные:

  1. Организатором, который имеет с оператором электронной площадки договор, помогающий найти партнёра, заинтересованного в заключении сделки с имуществом, представленным на торгах в виде лота.
  2. Пользователями электронной площадки в качестве госорганов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, намеревающихся получить сведения из информационной системы оператора электронной площадки или применяющих эти сведения для заключения договора о реализации товаров, работ или услуг.
  3. Оператором ЭТП, который, будучи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем РФ, является правообладателем на законных основаниях информсистемы общего пользования в Интернет-сети, позволяющей участникам электронных торгов обмениваться данными в их ходе.

Через ЭТП осуществляется обмен документами в цифровом виде. Подобный документооборот означает, что все подписываемые сторонами сделки документы имеют электронный формат и визируются опять же электронной подписью.

Заказчики получают ЭЦП в Казначействе России, а поставщики могут приобрести квалифицированную электронную подпись в удостоверяющих центрах.

В случае если подписывается госконтракт, процесс его заключения происходит в ЕИС.

В правительственном Распоряжении №1447-р от 12.07.2018 содержится список операторов ЭТП для проведения электронных закупок. В данный перечень входят 8 следующих площадок:

Кроме того, имеется ещё одна специализированная официальная электронная площадка — ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа», предназначение которой ясно из её названия.

Виды

Обычно проведение электронного аукциона сопровождается сообщением заказчика в открытом доступе, адресованным неограниченному кругу лиц и размещаемым в ЕИС. Тем самым в предстоящих торгах имеет возможность принять участие любой желающий, отвечающий требованиям планируемых закупочных действий.

Однако ст. 84 44-ФЗ описывает ситуации, когда аукцион должен носить закрытый характер.

При этом способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих предварительной квалификацией на допуск к участию, также носят закрытый характер.

В подобном случае на основании ст. 85 и 86 данного закона сведения о предстоящих закупочных торгах передаются ограниченному кругу лиц посредством приглашения их принять участие в закрытых процессах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Сроки проведения и онлайн-калькулятор

Длительность протекания электронного аукциона зависит от:

  • вида аукционных торгов;
  • количества его участников;
  • стратегии их поведения во время торгов;
  • величины НМЦК.

Самый короткий срок проведения ЭА составляет 10 мин. Это происходит в случае, если не подаётся ни одного предложения по изменению цены. Максимальная длительность протекания аукциона может растянуться на несколько суток. Однако в реальности средние сроки укладываются в 1-1,5 часа.

Для точного определения сроков конкретных закупочных процедур можно воспользоваться помощью бесплатного специализированного калькулятора от «СКБ Контур». В нём достаточно правильно заполнить форму даже без регистрации, ответив всего на 3 вопроса:

  • название закупки;
  • закупочный тип;
  • дата публикации извещения.

Порядок организации аукционаФорма онлайн-калькулятора сроков электронного аукциона от «СКБ Контур»

Требования к участникам

К участникам ЭА предъявляются требования, которые регламентируются ч.1 ст. 31 44-ФЗ. В ней оговариваются:

  • обязанность соответствия участников тем позициям, которые требуются от поставщиков товаров, работ, услуг и легализируются наличием у них лицензии, допуска СРО или сертификата соответствия;
  • наличие декларации о неучастии в процессах банкротств, ликвидации или конкурсного производства;
  • подтверждение посредством декларирования продолжающейся работы участника на дату подачи заявки в соответствии с порядком, установленным КоАП РФ;
  • отсутствие недоимки по обязательным платежам в бюджет РФ, превышающим 25% от балансовой стоимости активов участника;
  • непринадлежность участника к офшорной компании;
  • отсутствие судимости за экономические преступления у физического лица (ИП), директора, главного бухгалтера и учредителей юрлица;
  • отсутствие конфликта интересов и близких родственных связей между заказчиком и участником электронного аукциона.

Аккредитация и обеспечение заявки

Если раньше для принятия участия в ЭА нужна была аккредитация участников аукционов на каждой из электронных площадок, то с 01.01.2019 г. стала достаточной регистрация в ЕИС, что приводит к автоматической аккредитации на всех 8 электронных площадках. Чтобы аккредитоваться на специализированной площадке «АСТ ГОЗ», необходимо выполнить особые формальности.

Для подаваемой заявки на участие в электронном аукционе необходимо денежное обеспечение, которое выступает гарантией участия заявителя в процедуре, следовании им всем аукционным правилам и достоверности предоставленных им данных. Заявка обеспечивается в нескольких вариантах посредством:

  • собственных денежных средств участника;
  • тендерного займа или тендерного кредита;
  • банковской гарантии.

С 01. 07. 2019 г. аукционный участник имеет право на выбор вносить обеспечение участия банковской гарантией или денежными средствами.

Размер заявочного обеспечения сопряжён с НМЦК. Если она находится в пределах 5-20 млн. руб., то процентная ставка обеспечения составляет 0,5 %-1% от стоимости контракта. При начальной цене свыше 20 млн. руб. обеспечение может достигать 5% контрактной стоимости. Законом также предусмотрена фиксированная процентная ставка обеспечения в размере 2%, которая предназначена для:

  • инвалидных организаций;
  • уголовно-исправительных учреждений;
  • некоммерческих организаций социальной ориентации;
  • субъектов малого бизнеса.

Аукционная документация заказчика

Пакет документов, размещаемый заказчиком в ЕИС, представляет собой аукционную документацию, которая содержит полную информацию о правилах, установленных для ЭА.

При этом заказчик вправе не позднее 1 суток до размещения закупки в ЕИС изменить план-график проведения ЭА, написав и опубликовав соответствующее извещение о вносимых правках и разослав уведомление об изменении всем участникам.

Документация по предстоящему аукциону обязана включать следующие сведения:

  • определение и описание закупочного объекта, условия контракта с обоснованием НМЦК, начальных цен единиц товаров, работ, услуг;
  • инструкцию по заполнению заявки и требование к её содержанию и составу;
  • завершение срока подачи заявок на участие с точным указание даты и времени;
  • завершение срока изучения заявок с точной датой;
  • дату проведения ЭА;
  • требования к участникам ЭА;
  • наименование валюты, на основании которой формируется контрактная цена;
  • актуальный валютный курс, установленный ЦБ РФ;
  • величину контрактного обеспечения, срок и порядок его предоставления;
  • право заказчика на изменение условий контракта;
  • данные о лицах, которые несут ответственность за заключение контракта;
  • срок, отводимый победителю для подписания контракта;
  • порядок, сроки начала и окончания разъяснения участникам ЭА положений аукционной документации;
  • сведения о праве одностороннего отказа от исполнения контракта согласно положениям ч. 8-25 ст. 95 44-ФЗ;
  • контрактный проект, выступающий обязательным элементом аукционной документации.

Документация не должна содержать в себе требования к форме и оформлению заявок на участие в ЭА.

Извещение о проведении

Извещение об аукционе публикуются в ЕИС и в любых СМИ. При этом размещение извещения о проведении электронного аукциона по 44-ФЗ проводится в такие сроки:

  • при цене контракта ниже 3 млн. руб. — минимум за неделю до окончательного срока приёма заявлений;
  • при превышении стоимости контракта 3 млн. руб. — минимум за 15 дней.

Извещение должно содержать:

  • реквизиты заказчика;
  • дату проведения ЭА;
  • контрактные условия;
  • сроки исполнения;
  • НМЦК и источники финансирования;
  • ИНН;
  • метод нахождения участников;
  • сведения о подаче заявок;
  • данные о размере и правилах предоставления заявочного обеспечения;
  • информацию о контрактном обеспечении.

Заказчик вправе изменять извещение о проведении ЭА. Это следует делать минимум за 2 дня до окончания срока подачи заявок на участие в нём.

Запрос на разъяснение

В случае, если у поставщиков, подрядчиков, исполнителей появляется вопросы касательно каких-либо положений аукционной документации, они вправе запросить разъяснения. Каждый из аккредитованных участников имеет возможность подать 3 запроса в пределах 1 процедуры, для которой установлены следующие сроки:

  • запрос необходимо направить минимум за 3 дня до завершения приёма заявок;
  • ЭТП обязана довести его до заказчика в течение 1 часа;
  • заказчик должен ответить на запрос максимум в течение 2 дней.
Читайте также:  Документы для подачи на развод через ЗАГС - Расторжение брака между супругами: все про семейный развод

Вследствие разъяснения в закупочную документацию могут быть внесены изменения, но не позже чем за 2 дня до завершения подачи заявок. Информация об изменениях публикуется на протяжении 1 дня после принятия решения.

Разъяснения призваны вносить уточнения или дополнения в документацию, не меняя объект закупки или не повышая контрактное обеспечение.

Подача заявки

Ч.1 ст. 66 44-ФЗ предписывает разделение заявки на участие в ЭА на 2 части.

В первой её части обязаны присутствовать сведения о:

  • согласии участника ЭА с условиями, указанными в документации;
  • товаре, предназначенном для закупки или используемом при выполнении работы, оказании услуги.

Вторая часть должна содержать:

  • реквизиты участника ЭА с обязательным присутствием ИНН;
  • документы, удостоверяющие соответствие участника аукциона его требованиям;
  • копии документов, удостоверяющие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ;
  • решение о произведении крупной сделки или об её одобрении;
  • документацию, удостоверяющую право участника на получение преференций на основании ст. 28 и 29 44-ФЗ;
  • документы, предусмотренные НПА;
  • декларацию, удостоверяющую принадлежность участника ЭА к субъектам малого бизнеса или некоммерческим организациям социальной ориентации.

Требование от участника ЭА других документов или сведений, если они не входят в исключения, зафиксированные в ч.3 или ч. 3.1 и ч. 5 ст. 66 44-ФЗ, запрещено.

Заявка на участие в ЭА его участником подаётся оператору ЭТП сразу в виде 2 электронных документов одновременно. При этом возможен отзыв этой заявки не позже даты завершения подачи заявок посредством направления заявителем оператору ЭТП уведомления об этом. Кроме того, вернуть заявку заявителю может и оператор ЭТП, если:

  • нарушены правила подачи заявок;
  • поданы 2 и более заявок от одного заявителя;
  • просрочена дата подачи заявки;
  • заявитель числится в реестре недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • у заявителя не имеется предусмотренных законодательством РФ документов.

Проведение аукциона

Первая часть заявки изучается заказчиком или аукционной комиссией в течение 3-5 дней, после чего выносится решение об участии или неучастии заявителя в аукционе в электронной форме.

Затем проводится сам аукцион в день, указанный в извещении. Это должен быть рабочий день, который следует за датой завершения срока анализа первых частей заявок. При этом оператор ЭТП привязывает время начала аукциона ко времени в часовом поясе, где находится заказчик.

В ходе ЭА его участники постепенно снижают НМЦК на величину, именующуюся шагом аукциона и составляющую от 0,5% до 5% НМЦК. Участники направляют предложения о цене контракта, которые предусматривают снижение уже имеющегося минимального предложения о контрактной цене на размер, соответствующий шагу аукциона. Однако участники ЭА не могут направлять предложения о цене контракта, если она:

  • равна ранее поданной этим же участником цене;
  • превышает размер ранее поданного предложения;
  • имеет нулевой размер.

На протяжении получаса после окончания ЭА оператор публикует на электронной площадке протокол проведения аукциона, в который вносятся:

  • адрес ЭТП;
  • дата проведения, время начала и завершения ЭА;
  • НМЦК;
  • все минимальные предложения, сделанные участниками.

Затем в течение 1 часа после размещения протокола на площадке оператор отправляет его заказчику с присовокуплением к нему вторых частей заявок.

После этого следует заключение контракта, в ходе которого победитель электронного аукциона обязан подписать договор, предварительно предоставив банковскую гарантию на сумму, составляющую 30% от начальной стоимости ЭА.

Проект контракта визируется электронными подписями сначала победителя аукциона, а затем заказчика.

Отмена закупки

Ч. 1 ст. 36 44-ФЗ даёт заказчику право отменить проведение закупки.

Однако это необходимо ему сделать не позднее 5 дней, остающихся до завершения срока подачи заявок. При этом не требуется никакого обоснования отмены.

Но в течение следующего рабочего дня заказчик должен внести изменения в действующий план-график. Сообщение об отмене проведения закупки посредством ЭА обязательно публикуется в ЕИС в день вынесения решения и доводится до всех участников закупки.

Сегодня электронные торги и аукционы занимают лидирующие положения в закупочной деятельности. И электронные торги, и аукционы по госзаказам, и площадки опять же в электронном виде стали непременным атрибутом при приобретении товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Они делают процесс закупок успешным, быстрым, удобным и максимально прозрачным.

Как провести аукцион муниципальному, государственному предприятию в соответствии с Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (далее – Правила)

Официальный сайт торгов – сайт torgi.gov.ru, где публикуются информация о сдаче государственного имущества в аренду.

Муниципальному предприятию или иному государственному учреждению рано или поздно придется столкнутся с потребностью сдачи государственного имущества в аренду. Правила сдачи в аренду государственного имущества, закреплены Правилами.

Настоящая статья расскажет о том, как правильно сдать в аренду государственное имущество, какие этапы организатору аукциона необходимо пройти прежде чем заключить договор аренды под средством торгов в форме аукциона.

Заранее оговоримся что процедура проведения аукциона предусмотрена только для имущества, не включенное в перечень, утвержденный Правилами.

Торги по имуществу, включенному в указанный перечень, следует проводить путем проведения конкурса. Существуют случаи, когда аукцион проводить не нужно вообще, согласно части 1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ и разъяснением в письме ФАС России от 17 марта 2010 г. № АЦ/7021.

  • Рассмотрим самый типичный случай сдачи в аренду государственного имущества под средством торгов в форме аукциона.
  • Для тех, кто не знает аукцион — это процедура, при помощи которой организатор аукциона выявляет победителя аукциона, победителем становится участник, который предложил лучшую цену.
  • Организатор аукциона – это собственник государственного, муниципального имущества либо, учреждение которое владеет данным имуществом.
  • Участник аукциона – это претендент на заключения договора аренд на имущество, которое выставляет на торги организатор аукциона.
  • Таким образом между двумя фигурантами аукциона Организатором торгов и участником завязываются взаимоотношения, правила которых прописаны Правилами.
  • Процедура проведения аукциона делится на следующие этапы
Этапы аукциона Документы, необходимые для организации аукциона
1. Подготовка к проведению аукциона Приказ о проведении аукциона Приказ о создании аукционной комиссии Положение об аукционной комиссии Извещение об аукционе Аукционная документация Договор аренды Отчет об оценке (техническое описание лота) Оформление электронной подписи при проведении аукциона Договор со специализированной организацией
2.Рассмотрение заявок Расписка в получении заявки Уведомления претендентам о поступлении заявки, рассмотрении заявки и ее допуске Журнал регистрации поступления заявки Протокол рассмотрения заявок Сведения членов комиссии
3.Проведение аукциона Протокол проведения аукциона Журнал регистрации участников  
4.Подписание договора Заключение договора с победителем  
5.Иные события в ходе проведения аукциона Внесение изменений в аукционную документацию (извещение о проведении аукциона) Разъяснение документации Отмена аукциона Отказ от заключения аукциона  

Создание приказа о проведении аукциона важный документ для организатора аукциона, так как этим документом организатор аукциона волеизъявляет потребность в проведении аукциона, определяет сроки его проведения, назначает ответственных лиц и тд. Однако на законодательном уровне организатора аукциона не обязан создавать приказ о проведнии аукциона.

Рекомендация: Приказ составляется в свободной форме, подписывается руководителем или уполномоченным представителем. Дата приказа о проведении аукциона должна быть ранее чем, даты публикации извещения о проведении аукциона.

Приказ о создании аукционной комиссии

Обязанность создания аукционной комиссии предусмотрена ст. 8 Правил. Для создания аукционной комиссии организатор аукциона издает и утверждает приказ о создании аукционной комиссии, в котором назначают не менее 5 членов комиссии и председателя комиссии. В данном приказе организатор аукциона может сослаться на утверждение положения об аукционной комиссии.

Рекомендация: Приказ о создании аукционной комиссии подписывается руководителем или уполномоченным лицом. Дата приказа о создании аукционной комиссии должна быть не позднее даты размещения извещения о проведении аукциона.

Положение об аукционной комиссии

Положение об аукционной комиссии нужно для правильной организации работы комиссии при проведении аукциона. Положение определяет задачи, цели, порядок проведения аукциона и работу комиссии непосредственно на аукционе и на этапе подготовке. Положение об аукционной комиссии не является обязательным, поскольку в Правилах такое требование отсутствует.

Рекомендация: Положение должно быть сформировано до начала даты публикации извещения об аукционе утверждено и подписано руководителем.

Извещение об аукционе

Извещение об аукционе публикуется вместе с аукционной документацией на сайте торгов не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Извещение об аукционе должно содержать информацию, прописанную (ст.105 Правил), обычно это информация об организаторе аукциона, адресе его места нахождения и тд.

  1. Рекомендация: К извещению об аукционе прикрепляется аукционная документация, проект договора аренды и публикуется все в один день на сайте торгов.
  2. Организатор аукциона может предусмотреть дополнительные публикации извещения об аукционе в иных источниках массовой информации, кроме сайта торгов, однако публикация на сайте торгов является обязательной, а публикация извещений о прведении аукциона в других источниках массовой информации не является обязательной.
  3. Обратите внимание что нарушение сроков публикации извещения является грубым нарушением антимонопольного законодательства.
Читайте также:  Увольнение за нарушение трудовой дисциплины: особенности и порядок увольнения в 2021 году

Аукционная документация

Необходимость разработки аукционной документации вытекает из ст. 108 Правил, которая должна размещаться на официальном сайте торгов. Законодателем установлен ряд требований, который в обязательном порядке должен отображаться в документации об аукционе (ст.

114 Приказу ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Формальных требований к аукционной документации нет, но как правило она состоит из общего положения, формы заявки на участие в аукционе, инструкции к заполнению заявки, проекта договор и форм иных документов, необходимых для организатора аукциона.

Рекомендация: Аукционная документация утверждается и подписывается руководителем либо уполномоченным представителем. Дата утверждения документации об аукционе должна быть не позднее даты размещения извещения о проведении аукциона.

Проект Договор аренды

Проект договора является частью аукционной документации. Он публикуется вместе с извещением и аукционной документацией на сайт. Проект договора аренды утверждается в составе аукционной документации.

Отчет об оценке (техническое описание лота)

Стоимость лота или начальная (минимальная) цена устанавливается организатором аукциона. Организатору аукциона необходимо привлечь независимого оценщика для определения рыночной стоимости лота.

Обязательного требования к определению цены под средством независимой оценки нет, однако законодатель отсылает к нормам, регулирующим оценочную деятельность.

Если, по каким-то причинам, у организатора аукциона нет отчета об оценке, то рекомендуем самостоятельно оценить стоимость лота, не искажая при этом рыночную стоимость объекта.

Определить начальную (минимальную) цену лота, организатор аукциона может в размере ежемесячного (ежегодного) платежа, те в размере арендной платы. Техническое описание предмета лота, его характеристики и показатели имеют большое значение. Чем подробнее оно будет, тем лучше.

Оформление электронной подписи при проведении аукциона

Организатору торгов необходимо зарегистрироваться на официальном сайте торгов, для чего, ему необходимо получить электронную цифровую подпись для прохождения аккредитации на сайте.

Договор со специализированной организацией

Договор со специализированной организацией нужен только в случаях, когда организатор аукциона не сможет своими силами организовать работу комиссии и проведение аукциона.

Правила закреплено право организатора аукциона привлечь организацию для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций (ст. 5 Правил).

Расписка в получении заявки

Расписка в получении заявки выдается по требованию претендента. Форма расписки свободная. Это право организатора аукциона, а не обязанность. Согласно ст. 126 Приказу ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67), организатор аукциона выдают расписку в получении такой заявки с указанием даты и времени ее получения.

Уведомления претендентам о поступлении заявки, рассмотрении заявки и ее допуске

Уведомления претендентам обязательны в следующих случаях:

1. В случае, когда организатор аукциона отказывается от проведения аукциона, по своей инициативе.

2. После проведения процедуры рассмотрения заявок претендентов, Заявителям направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях (о допуске либо отказе к участию в аукционе) не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок (ст. 133 Правил)

Журнал регистрации поступления заявки

Журнал регистрации поступления заявок — обязательный документ. В журнале поступления заявок отображаются сведения участников (претендентов) подавшие свои заявки на участие в аукционе.

В журнале указывается время поступления заявки и лицо подавшее заявку.

Каждая заявка на участие в аукционе, поступившая в срок, указанный в извещении о проведении аукциона, регистрируется организатором аукциона (ст. 126 Правил).

Протокол рассмотрения заявок

Протокол рассмотрения заявок составляется по итогу рассмотрения заявок, которые поступили от претендентов, на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 Правил. В протоколе фиксируются решение членов комиссий о допуске либо отказе претендентов в участии в аукционе с обоснованием такого решения (ст. 133 Правил).

Протокол публикуется на официальном сайте торгов в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Срок рассмотрения заявок не может быть более 10 дней с даты окончания срока подачи заявок.

Сведения членов комиссии

Сведения членов комиссии — это документ в котором фиксируется решение членов комиссии. Документ не обязательный, так как эта информация может содержаться внутри протокола рассмотрения заявок.

Протокол проведения аукциона

Итоги проведения аукциона фиксируются протоколом аукциона (ст.143 Правил).

Протокол должен содержать информацию о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (минимальной) цене договора (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене договора, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене договора.

Протокол аукциона подписывается всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения аукциона и публикуется на официальном сайте торгов в течение дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Протокол аукциона составляется в 2 экз. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола передает победителю аукциона один экземпляр протокола и проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной победителем аукциона, в проект договора, прилагаемый к документации об аукционе.

Сам аукцион может провести квалифицированный аукционист. Требования к аукционисту законодатель не предусмотрел.

Организатор аукциона наглядно может изучить правила аукциона, в этом ему поможет мобильное приложение «Аукцион 67». При его помощи ваш аукционист не только проведет успешно аукцион, но и избежит риск арифметической ошибки в ходе проведения аукциона.

Журнал регистрации участников (лист регистрации участников)

Ст. 141 Правил обязывает организатора аукциона перед проведением аукциона регистрировать прибывших на аукцион участников, после регистрации участников организатор аукциона обязан выдать участнику пронумерованную карточку.

Внесение изменений в аукционную документацию (извещение о проведении аукциона)

Часто встречается, когда организатор аукциона уже объявил и опубликовал извещение и аукционную документацию на сайте торгов, после чего возникает потребность в корректировки той или иной информации в извещении (аукционной документации).

В этом случает организатор аукциона издает приказ о внесении изменений в извещение или аукционную документацию.

Организатор аукциона должен принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В этом случае, срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте торгов изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе он составлял не менее пятнадцати дней.

  • Организатор аукциона обязан уведомить заявителей, которым была предоставлена документация об аукционе о соответствующих изменениях заказным письмом или в форме электронных документов.
  • В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором аукциона на официальном сайте торгов.
  • Рекомендация: Форма извещения об изменении аукционной документации (извещения) произвольная, главное она должна отображать суть всех изменений.

Разъяснение документации

Организатор аукциона должен дать разъяснение аукционной документации любому заинтересованному лицу, если такой запрос поступил к нему не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса организатор аукциона обязан направить в письменной форме разъяснения положений аукционной документации заинтересованному лицу и опубликовать данное разъяснение на официальном сайте торгов с указанием предмета запроса, но без указания заинтересованного лица, от которого поступил запрос.

Рекомендация: Ответ на запрос организатором аукциона размещает в тот же день после подписания.

Отказ от проведения аукциона

Право организатора аукциона об отказе от проведения аукциона закреплен (ст. 107 Правил). Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В этом случае он создает приказ об отмене аукциона и публикует извещение на сайте торгов в течение одного дня с даты принятия решения об отказе от проведения аукциона.

Всем заявителям организатор аукциона направляет уведомление об отказе от проведения аукциона в течение двух рабочих дней с даты принятия указанного решения и возвращает задатки в течении 5 рабочих дней с даты принятия решения.

Отказ от заключения договора

Протокол об отказе от заключения договора составляется в случаях, строго регламентированных Правилами (ст.93 Приказа ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Указанный протокол размещается организатором аукциона на официальном сайте торгов в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

Организатор аукциона в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола передает один экземпляр протокола лицу, с которым отказывается заключить договор.

Отстранение заявителя от участия в аукционе

Протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе организатор аукциона (аукционная комиссия) обязан разместить на официальном сайте торгов в случае установления факта недостоверных сведений в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом в протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений (ст. 26 Приказа ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *