Что делать, если администрация не выделяет жилье детям-сиротам

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества.

Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант.

Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр.

Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом.

Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправности сантехники, огрехи ремонта и так далее.

Мы обращаемся в разные организации и оперативно решаем эти проблемы», — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет.

В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру.

После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.

Что делать, если администрация не выделяет жилье детям-сиротам

Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической.

Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли.

Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика.

Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем.

Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности.

Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте.

Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Что делать, если администрация не выделяет жилье детям-сиротам

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга».

После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру.

Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Что делать, если администрация не выделяет жилье детям-сиротам

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе.

К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее.

Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Жилье сиротам до и после 23 лет по новому закону 2021 года. Как получить 1,5 млн рублей на квартиру?

Что делать, если администрация не выделяет жилье детям-сиротам

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей. Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья.

Чтобы не пропустить свою законную очередь на жильё, необходимо регулярно узнавать свою очередь в списке. Посмотреть его и узнать нужную информацию можно несколькими способами.

Когда положено жилье детям-сиротам, как узнать очередь на квартиру, как получить жилье детям-сиротам после 23 лет по новому закону в 2021 году, как использовать жилищный сертификат на 1,5 млн рублей на покупку жилья, а также об изменениях, которые произошли в 2021 году в законодательстве по обеспечению жильем детей-сирот, расскажем далее в нашей статье.

Условия предоставления квартиры детям-сиротам

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ.

Однако общие нормы установлены на федеральном уровне.

В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

С 2021 года изменилось законодательство по обеспечению жильем детей-сирот

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).
Читайте также:  Жалоба на действия сотрудника гибдд - образец скачать бесплатно

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Когда положено жилье детям-сиротам

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.
  • Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:
  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Порядок действий

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  • Подготовить перечень документов.
  • Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  • Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.
  1. Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:
  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

Перечень документов

  • Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.
  • Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

Куда подавать документы?

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства.

Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению.

В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

Проблемы с обеспечением жильем детей-сирот

  1. В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.
  2. Наиболее существенными из них являются:
  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Новый законопроект о жилье детям-сиротам 2020 года

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Данными изменениями предусматривается возможность сокращения в определенных случаях срока договора специализированного найма на два года.

По новому закону 5-летний срок может быть сокращен при наличии у нанимателя совокупности следующих факторов:

  • наличие одного или нескольких детей;
  • достижение возраста 23 лет;
  • постоянный доход в течение последних 12 месяцев;
  • отсутствие долгов по налогам и сборам;
  • надлежащее исполнение условий договора специализированного найма;
  • отсутствие судимости;
  • наниматель не состоит на учете у нарколога или психиатра по причине лечения от зависимостей и психических расстройств.

Указанные изменения обусловлены практикой работы регионов. Жилье предоставляется в основном лицам, которые уже достигли возраста 30 лет и понимают возложенную на них ответственность по содержанию предоставленной квартиры. Контроль государственных органов в отношении таких граждан уже не требуется и ожидание 5-летнего срока становится нецелесообразным.

Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья

Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.

Читайте также:  Кто имеет право досрочно выйти на страховую пенсию по старости

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.

Из расчета: 33 кв м. на одного человека.

Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода.

Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру.

Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Дети-сироты могут получить жилье и после 23 лет

  • Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.
  • Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья.
  • Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Как признать невозможность проживания сироты в имеющемся жилье

Последнее обновление информации: 22.12.2020

Дети-сироты имеют право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма. Для этого они не должны быть собственниками или нанимателями жилья.

Если имеющееся у ребенка-сироты жилье признано невозможным для проживания, он также может быть включен в список сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Помещение признается невозможным для проживания, если в жилье проживают:

  • родители, лишенные родительских прав;
  • бывшие усыновители детей‑сирот, если усыновление отменено;
  • люди, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, из-за чего совместное проживание с ними в одном помещении невозможно;
  • люди, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • недееспособные или ограниченные в дееспособности люди;
  • люди, имеющие или имевшие судимость либо подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

А также, если:

  • жилые помещения признаны непригодными для проживания в соответствии с жилищным законодательством;
  • жилая площадь признана недостаточной (на одного зарегистрированного в жилом помещении человека приходиться площадь меньше учетной нормы).

Государственная услуга «Признание невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях» доступна во всех МФЦ Санкт-Петербурга.

С перечнем документов можно ознакомится на Портале госуслуг Санкт-Петербурга по ссылке: https://gu.spb.ru/580759/mfcservice/#group-docs.

Справочная информация:

С 01.11.2020 МФЦ Санкт-Петербурга работают по предварительной записи. Записаться на прием можно в электронном виде на Портале госуслуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru) или по телефону.

Для электронной записи необходимо иметь подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Телефоны для записи:

  • 246-02-56 — по государственным услугам Росреестра;
  • 573-90-00 — по остальным государственным услугам;
  • телефоны МФЦ (размещены на Портале госуслуг Санкт‑Петербурга в разделе «Офисы МФЦ»).

Внимание! В центр допускаются только заявители, использующие средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук (маски, респираторы, перчатки). Проводится контроль температуры тела.

Что делать, если администрация не выделяет жилье детям-сиротам

В свое время сирота не получила жилье. может ли она сейчас рассчитывать на получение жилплощади?

Продолжая работу с сайтом taktaktak.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Подробнее

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16. Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Согласен

  • Получить консультацию или сообщить
  • о нарушении

Воронежская обл.Красноярский крайСвердловская обл.жильесубсидии и льготы

23 Участвуют 4 эксперта Похожие проблемы Материалы по теме

Менеджер по персоналу

Общий стаж более 10 лет 1. Провожу кадровые аудиты, ставлю кадровый учета с «нуля», разрабатываю Положения, должностные инструкции и другие локальные нормативные акты. 2. Решаю конфликтные ситуации, умею убеждать, находить компромисс. 3. Отличное знание ТК РФ и судебной практики. 4….

5 проблем 13882 решения 1 расследование 9843 Что делать, если администрация не выделяет жилье детям-сиротам

юрист (***)

Общий стаж работы — 10 лет.Два высших образования по специальностям:Международные отношения и Юриспруденция (НГУЭиУ).

6471 решение 7 расследований 936

адвокат (частная практика)

стаж работы в отрасли более 10 лет.  Большую часть времени занимае  работа с людьми, их частными делами, защита прав человека.специализации: уголовное право, гражданское право, семейное право, международное право.

2 проблемы 2642 решения 22 расследования 566

юрист (Общественная организация по защите прав женщин и детей.)

Образование высшее юридическое, опыт работы в органах ЗАГС. В настоящее время занимаюсь оказанием юридической помощи гражданам по вопросам семьи и детства.

630 решений 3 расследования 188

  1. 21 ноября 2013, 17:28,7 лет назад
  2. Рейтинг: 10

Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).

Светлана Орлова: проблему обеспечения жильем детей-сирот можно решать только сообща

МИА «Россия сегодня» и Счетная палата провели круглый стол «Проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без родителей: пути решения». В ходе дискуссии представители контрольного ведомства, Совета Федерации, Государственной Думы, Минпросвещения, Минстроя, Правительства Московской области обсудили сложившуюся ситуацию и варианты выхода из нее.

Открывая круглый стол, модератор  − ректор РГСУ Наталья Починок − сообщила, что предпосылкой для организации этого обсуждения стали итоги проверок Счетной палаты, которые выявили серьёзные проблемы с обеспечением жильем детей-сирот.

Читайте также:  Даритель по договору дарения в 2021г. - все права и обязанности

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова рассказала, что сейчас почти 270 тысяч детей-сирот от 14 лет и старше учтены в реестре в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Из них почти 175 тысяч – старше 18 лет, которые жильем так и не обеспечены.

Ежегодно из бюджетов всех уровней на обеспечение жильем детей-сирот тратится около 33 млрд. рублей. Однако в 2017 году 83% сирот квартиры не получили, длительность ожидания составляет 5 лет, а в отдельных регионах − 10 и более лет.

Это обусловлено целым рядом причин.

Главное – отсутствие скоординированной политики и недостаточное использование имеющихся ресурсов и возможностей: единый учет закрепленного за сиротой жилья не ведется, его сохранность не обеспечивается, в регионе нет сведений о представленном жилье, не проводится анализ имеющегося в регионе жилого фонда, который можно использовать для решения жилищных проблем детей-сирот.

Светлана Орлова подчеркнула, что с сентября этого года учет сведений о детях-сиротах будет аккумулироваться в единой государственной информационной системе социального обеспечения – ЕГИССО.

Однако для обеспечения достоверности этой информации требуется определить порядок взаимодействия регионов по обмену сведениями, в том числе наличию, отсутствию и степени сохранности закрепленного жилья. Без этого решить проблему затруднительно.

Детям предоставляются квартиры только в том регионе к которому они приписаны, не оценивая возможности их трудоустройства, наличие инфраструктуры, и, тем самым, ограничивая их социализацию.

«Проблема в недостаточном управлении и слабой системе доведения до результата, − считает Светлана Орлова.

− Именно поэтому решение жилищных прав сирот определено Председателем Счетной палаты Алексеем Леонидовичем Кудриным одной из ключевых тем.

Разработан проект, цель которого – выработать предложения по изменению ситуации, с тем, чтобы с 1 января 2022 года обеспечение жильем сирот по достижении ими 18 лет происходило в плановом режиме».

В ходе работы по проекту проведены рабочие встречи с представителями Администрации Президента, министерств, фондов, экспертами, сформирована Рабочая группа, на которой уже рассматривались первые подходы к выработке алгоритма решения проблемы.

Возможные пути решения обсуждались с главами 13 регионов, Минстроем, Минпросвещения, Минфином, Минтрудом и Уполномоченным по правам ребенка при Президенте России.

Проведено совещание у вице-премьера Виталия Леонтьевича Мутко, на котором обсуждались возможности включения показателей по обеспечению жильем сирот в госпрограмму «Доступное и комфортное жилье» и национальный проект «Жилье и городская среда» (федеральный проект «Жилье»), необходимость выработки новых возможных подходов к решению проблемы, в том числе через формирование фондов социального и арендного жилья.

Давая характеристику проведенной работы, Светлана Орлова подчеркнула, что самое главное – «определить причины исполнения полномочий не в полной мере, выработать механизмы ликвидации застоявшейся очереди, в том числе путем введения жилищного сертификата. Мы ставим перед собой задачу на 2019-2021 годы и начало 2022 года сдвинуть эту тему и навести порядок, чтобы мы видели систему, потому что без системы ни один вопрос не решится».

В то же время на круглом столе было подчеркнуто, что есть регионы с успешным опытом решения данной проблемы. Например, в Московской области ежегодно жильем обеспечиваются все дети-сироты. «За последние 5 лет 3602 человека получили жилье, на это Московская область потратила 9,5 млрд.

рублей», − отметила первый заместитель председателя Правительства Московской области Ольга Забралова.

По ее словам, региону удалось добиться таких высоких результатов благодаря жесткому контролю за жилым фондом и созданию индивидуальных дорожных карт по каждому отдельному случаю, начиная от постановки ребенка в очередь и до вручения ключей.

В качестве основной проблемы, с которой сталкивается Московская область при обеспечении жильем детей-сирот, Ольга Забралова обозначила длительность сроков закупочных процедур − несмотря на принятые изменения в законодательство, позволяющие приобретать жилье для сирот через запрос котировок, покупка квартиры с учетом регламента работы электронной торговой площадки Сбербанк-АСТ составляет 92 дня. Ольга Забралова поддержала введение жилищного сертификата как одну из технологий решения проблемы, подчеркнув, что это позволит в определенной степени ускорить решение жилищных проблем сирот.

Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Евгений Сильянов отметил, что сейчас создается информационная система для обеспечения сохранности жилья, а также общий банк данных по детям-сиротам. Отдельно он остановился на результатах работы по предотвращению незаконных сделок: так, с 2015 по 2017 гг. удалось предотвратить порядка 800 таких случаев.

Необходимость комплексного решения проблем поддержал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максим Егоров. Он заявил о создании единой информационной системы анализа земельных участков для строительства жилья, разработке и внедрении стандартов развития территорий, а также о создании конструктора лучших практик для обмена опытом между регионами.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева отметила, что при обсуждении бюджета на трехлетку, депутаты говорили об острой необходимости решения вопросов, связанных с обеспечением детей-сирот жильем.

Также, по мнению Ольги Владимировны, помимо финансирования из федерального бюджета, многое зависит и от политических решений региональных властей. Так, в сопоставимых по уровню бюджетной обеспеченности регионах одни руководители выделяют в год по 300 квартир для сирот, а другие − только по 5-10.

Кроме того, количество судебных решений по обеспечению жильем детей-сирот за последние 10 лет выросло более чем в 18 раз.

Теперь можно говорить, что сформировались две очереди: так в некоторых регионах на сегодняшний день — квартиры предоставляются преимущественно по решению суда, а очередь детей, которые не обращались в суд, почти не продвигается.

Директор ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих и молодых инвалидов» Галина Епифанова подняла вопрос о предоставлении выбора места получения жилья детям-сиротам с инвалидностью: по ее мнению, дети приспособлены к тому городу, где прожили значительную часть своей жизни, несмотря на то, что приехали в интернат из другого региона. Им сложно адаптироваться к новой обстановке, кроме того, во многих населенных пунктах, в которые предлагается вернуться сиротам, не создана доступная среда и нет возможности для трудоустройства

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова обратила внимание на расширение полномочий и дополнительное обучение уполномоченных по правам ребенка в регионах.

Только совместная работа органов опеки, исполнительной власти субъекта, уполномоченных по правам ребенка в регионах и прокуратуры, по ее мнению, позволит эффективнее решать вопросы с предоставлением жилья детям-сиротам.

Кроме того, она указала на проблему предоставления жилья детям, имеющим долю жилья, в котором проживают биологические родители, лишенные родительских прав. Евгений Сильянов отметил, что такая работа ведется: по его данным, если в 2014 году было принято только 24 решения о выселении в пользу сирот, то в 2017 уже 185.

Подводя итог, Светлана Орлова подчеркнула, что проблема обеспечения детей-сирот жильем сложная, комплексная, включающая вопросы профориентации, профессионального обучения, трудоустройства, социализации и постинтернатного сопровождения этой группы населения.

Только выделением средств ее не решить. Залог успеха – заблаговременное, ориентированное на перспективную потребность формирование спецжилфонда, эффективное государственное управление и актуальная нормативная правовая база.

Необходимо обратить внимание на различные категории детей-сирот, может быть, разработать специальную программу для инвалидов из числа детей-сирот, поскольку они требуют несколько иных подходов к организации их взрослой жизни, в том числе и к жилым помещениям.

Следует еще раз проработать организацию работы электронной торговой площадки Сбербанка-АСТ, чтобы сократить сроки закупки квартир для социальных групп населения. Ко всей этой работе надо активно привлекать муниципальные органы власти, контрольно-счетные органы в регионах.

«Следует оценить, например, методом простого опроса, отношение самих сирот к перспективам и механизмам решений их жилищных проблем, − подчеркнула Светлана Орлова, − выявить потребность, рассчитать объемы финансирования и определиться с источником».

Только системный подход, совместная и ответственная работа органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней позволит в конечном итоге добиться того, чтобы гарантии, установленные государством для детей-сирот, реализовывались своевременно и в полном объеме.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *