Должны ли органы власти предоставлять средства индивидуальной защиты гражданам

  • 16 октября
  • 2020
  • 09:53

2026 Должны ли органы власти предоставлять средства индивидуальной защиты гражданам

В связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), в интернете распространена информация, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 обязаны предоставлять гражданам средства индивидуальной защиты бесплатно. Так ли это?

Постановлением от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление), принятом  Правительством Российской Федерации в рамках полномочий, установленных подпунктом «а.

2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Постановления, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Указанная норма не возлагает на органы государственной власти, органы местного самоуправления обязанности по обеспечению граждан средствами индивидуальной защиты, в том числе при введении режима повышенной готовности.

Из буквального толкования данной нормы следует, что граждане обязаны использовать средства коллективной и индивидуальной защиты (при получении соответствующих инструкций от уполномоченных должностных лиц) независимо от источника предоставления таких средств.

В отношении же иного имущества,  предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обязанность по его использованию возникает исключительно при условии его предоставления соответствующими органами власти и организациями.

В Московской области обязанность носить средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) установлена постановлением Губернатора Московской области от 12.03.

2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области».

В россии требуют носить маски и перчатки, но не хотят выдавать их бесплатно. в этом усмотрели правовую коллизию — smolnarod.ru

Автор фотографии: Григорий Калачьян

В большинстве регионов России как под копирку штампуются указы глав субъектов «О введении режима повышенной готовности».

В них граждан обязывают использовать индивидуальные средства защиты (СИЗы) органов дыхания при нахождении в общественном транспорте, помещениях объектов розничной торговли, медицинских организациях, органах власти и объектах транспортной инфраструктуры (вокзалы, павильоны, платформы). Насколько законно это требование и как власть в российских регионах заставляет его соблюдать? [Спойлер: никак]

По умолчанию предполагается, что приобретать СИЗы граждане должны самостоятельно. Очевидно, речь идет о медицинских масках, которые, к примеру, власти Москвы заставляют носить принудительно, подвергая провинившихся солидным штрафам.

Если экстраполировать требование использовать СИЗы на какую-нибудь иную чрезвычайную ситуацию, например, на радиационное заражение, получается, что противогаз и костюм химзащиты также должен быть в распоряжении любого гражданина, кто находится на пострадавшей территории, а покупать его, видимо, надлежит в аптеке или магазине хозтоваров.

Об этой несуразице, судя по всему, поняли разработчики постановления правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Пункт 3в документа гласит:

«При получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций».

Должны ли органы власти предоставлять средства индивидуальной защиты гражданамНа производственных предприятиях устанавливать дисциплину проще

Иными словами в случае введения на территории режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации власти должны самостоятельно обеспечивать граждан средствами коллективной и индивидуальной защиты. Чтобы оценить ситуацию с правовой точки зрения, мы обратились за комментарием к смоленскому юристу Акопу Абгаряну, и вот что он нам пояснил:

«Считаю неоднозначным требования региональных властей обязать граждан использовать индивидуальные средства защиты, тогда как граждане не обеспечены указанными средствами защиты. В соответствующих указах не расшифровается, какие именно СИЗы граждане должны использовать, тогда как подобных средств — большое количество.

Так, классификация СИЗ в России устанавливается ГОСТ 12.4.011-89, где в зависимости от назначения они подразделяются на 10 классов, которые, в свою очередь, в зависимости от конструкции подразделяются на типы. Тут и одежда специальная защитная (тулупы, пальто, полупальто, накидки, халаты и т. д.

), и средства защиты рук (рукавицы, перчатки, наплечники, нарукавники и т. д.), и средства защиты ног (сапоги, ботинки, туфли, бахилы, тапочки и т. д.). Имеются также средства защиты глаз и лица (защитные очки, щитки лицевые и т. д.), головы (каски, шлемы, шапки, береты и т. д.

), органов дыхания (противогазы, СИЗОД, самоспасатели и т. д.), и многое другое.

Вместе с тем, в федеральном законодательстве, постановлениях правительства РФ конкретизирован данный вопрос и указано, что использовать средства индивидуальной защиты — только при предоставлении их организациями или органами власти. Соответственно возникает коллизия права».

Стоит отметить, что в Смоленской области гражданам также предписано носить маски в общественных местах. Таким образом власть пытается нивелировать возможные негативные последствия от снятия ограничительных мер, введенных в период «принудительных выходных дней».

Защитные маски, если носить их регулярно и правильно, потребуют от граждан существенных финансовых затрат. Как известно, в среднем одноразовая маска служит не более двух часов.

Если человек проводит в общественных местах большую часть своего дня, то в день ему может понадобится несколько масок, каждая из которых стоит в аптеке от 30 рублей и выше.

Почему это финансовое бремя возлагается на граждан? Особенно, в условиях экономического кризиса и массовой безработицы? На это обратили внимание в Государственной Думе.

Законен ли штраф за отсутствие маски и перчаток в период коронавируса

Ежегодно в осенне-зимний период россияне сталкиваются с острыми респираторными инфекциями. В 2020 году привычный ритм жизни граждан нарушила эпидемия коронавируса. Последние несколько месяцев одноразовая маска и перчатки стали неотъемлемым атрибутом повседневной жизни.

В связи с неблагоприятной эпидобстановкой, власти отдельных регионов вынуждены вводить ряд ограничений. В данной статье поговорим о том, какие меры предосторожности должно соблюдать население и предусмотрена ли ответственность за отсутствие масок и перчаток в общественных местах.

Должны ли органы власти предоставлять средства индивидуальной защиты гражданам

Какой закон заставляет нас носить маски и перчатки

На сегодняшний день на всей территории страны действует масочный режим. Для начала, давайте определимся со значением данного термина.

Итак, масочный режим подразумевает под собой необходимость одевать маску и одноразовые перчатки в общественных местах.

К категории таких мест можно отнести магазины, рынки, метро, такси, автобусы, а также иной общественный транспорт.

Ограничения, которые были введены для россиян, в большинстве случаев основываются на местных законодательных актах. Например, жители Москвы должны руководствоваться указом мера №92-УМ от 25.09.

2020 года. В соответствии с пунктом 8.3 данного нормативного документа, жители города обязаны использовать индивидуальное средство защиты в момент нахождения в местах большого скопления людей.

Именно на основании подобных законодательных актов сотрудники правопорядка штрафуют рядовых граждан. Правомерны ли их действия?

Ответственность за отсутствие маски и перчаток, либо за отказ их надевать

Оштрафовать гражданина за отсутствие маски и перчаток на основании указов региональных властей невозможно. Именно поэтому многих интересует вопрос на каком основании штрафуют за отсутствие маски и перчаток.

Читайте также:  Заявление (ходатайство) о приостановлении производства по делу

В данном случае по отношению к человеку, который проигнорировал требования указа, будут применены нормы административного кодекса, а именно статья 20.6.1.

В соответствии с данной статьей, невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, нарушителю будет вынесено предупреждение или на него будет наложен штраф в размере от 1 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

Такой режим введен практически во всех регионах РФ, и если такой режим введен, то взимание штрафов в соответствии 20 .6.1 КоАП РФ является законным.

Размеры штрафных санкций определяются на региональном уровне. Например, для жителей Подмосковья и Санкт-Петербурга административный штраф составляет 4 тыс. руб. В Тульской области санкции, применяемые к нарушителям более лояльные, в данном регионе могут оштрафовать за отсутствие маски и перчаток на 2 тыс. руб.

Следует учесть, что обязанность соблюдать нормативные требования лежит не только простых гражданах. Работники торговли и других общественных организаций должны соблюдать масочный режим.

При этом стоит учесть, что владельцы магазинов не только должны обеспечивать покупателей индивидуальными средствами защиты, но и следить за тем, чтобы посетители находились на территории торговой площадки в маске и перчатках.

Сотрудники магазина обязаны предупредить покупателя об ответственности и предпринять действия, которые будут содействовать соблюдению масочного режима.

К таким действиям относится:

Сотрудники торговли не могут наложить штраф за отсутствие перчаток и масок в магазине. Оштрафовать нарушителя масочного режима имеют право только сотрудники полиции.

Следует учесть, что отказ в обслуживании может быть расценен Роспотребнадзором как дискриминация и нарушение прав потребителей.

Требование носить маски и перчатки – законно ли оно

На федеральном уровне ответственность за отказ использовать индивидуальные средства защиты (маска, перчатки) не предусмотрена. То есть по сути до тех пор, пока в Кодекс об административных правонарушениях не будут внесены соответствующие поправки, штраф за отсутствие маски и перчаток является неправомерным действием со стороны органов власти.

Статья 20.6.1 КоАП обязывает гражданина выполнять установленные требования во время введения режима повышенной готовности. Это означает, что правовые последствия нарушения норм данной статьи наступают только после официального введения режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Режим повышенной готовности дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения (подпункт «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Обязаны ли госучреждения обеспечивать посетителей медицинскими масками? — 6 канал — Владимир

Должны ли органы власти предоставлять средства индивидуальной защиты гражданам

Почему госучреждения не обеспечивают посетителей медицинскими масками? Таким вопросом задается один из жителей Владимира. Дмитрий Петров несколько дней назад пришёл в Многофункциональный центр решить квартирный вопрос. Маска у него была в кармане, но он решил воспользоваться средством индивидуальной защиты за счёт МФЦ. Но масок на входе не оказалось. Это вызвало удивление.

Дмитрий Петров, житель г. Владимира: Встал вопрос, конечно, почему у нас двойные стандарты? Значит, частные учреждения и магазины, и заправки предоставляют средства защиты, как того требует закон. В свою очередь, государственные учреждения эти же нормы, требования и правила не соблюдают и не выполняют. Не совсем понятно.

Так почему же МФЦ не предоставляют посетителям средства индивидуальной защиты?

– Сотрудница МФЦ: Мы, к сожалению, маски не выдаем.
– Корреспондент: А почему?

– Сотрудница МФЦ: Все комментарии, пожалуйста, по этому вопросу к руководству.

Дозвониться на месте до руководства МФЦ нам не удалось. Позже в телефонном разговоре директор центра пообщался с нами. Он рассказал, что организация работает в соответствии с Указом губернатора и в нём не прописана обязанность предоставлять маски посетителям.

Денис Страх, директор ГБУ «МФЦ Владимирской области»: В настоящее время мы работаем в соответствие с Указом губернатора о введении режима повышенной готовности, по которому устанавливается запретить посещение без средств индивидуальной защиты объектов предоставления услуг, а также подвязанных организаций федеральных органов, государственных органов власти. В то же время организациям – индивидуальным предпринимателям – не допускать граждан без средств индивидуальной защиты.

Но отдельно взятый посетитель не согласен с такой позицией. И ссылается на Постановлении Правительства России под номером 417. В этом федеральном документе говорится о правилах поведения организаций в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайных ситуациях. По мнению Дмитрия, там четко прописана обязанность предоставлять маски посетителям.

Дмитрий Петров, житель г. Владимира: В данном Постановлении в 6-м пункте, параграф «Б» все четко разъяснено. Организация предоставляет средства индивидуальной защиты всем, кто находится, грубо говоря, на территории данного объекта.

Так на чьей же стороне закон? С этим вопросом наш телеканал обратился к юристу. Он и выступил арбитром в спорной ситуации. Правозащитник напомнил, что во Владимирской области введён режим повышенной готовности. А обязанность организаций обеспечивать масками посетителей устанавливается только при режиме чрезвычайной ситуации.

Роман Ардыкуца, юрист: Одни трактуют по одному, другие по-другому, да? В случае Чрезвычайной ситуации, под пункт «Б», пункта 6-го Постановления 417-го Правительства Российской Федерации, если чрезвычайная ситуация, то должны обязательно быть в учреждениях социального значения средства индивидуальной защиты. При повышенной готовности такого обязательства нет.

Получается, что в настоящее время организации сами вправе решать – обеспечивать посетителей масками или нет. Несогласные могут продолжать стоять на своём, но уже в суде, и в случае победы – создать прецедент.

Алексей Домнин, Александр Можаров, Александр Громов. 6 канал.

Предоставление населению средств индивидуальной защиты

Предоставление населению средств индивидуальной защиты

Предоставление населению средств индивидуальной защиты Предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций). Организация обеспечения населения СИЗ Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти — работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления — работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

организациями — работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Использование СИЗ Выдача СИЗ из запасов (резервов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения защиты населения в военное и мирное время осуществляется по решению руководителей этих органов с последующим сообщением в территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).

СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и о возникновении чрезвычайных ситуаций.

СИЗ из запасов (резервов) организаций выдаются по решению руководителей этих организаций для обеспечения защиты своих работников в военное и мирное время с последующим сообщением в органы местного самоуправления и территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).

Возмещение расходов на подготовку и проведение мероприятий по обеспечению населения СИЗ осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нор- мативными правовыми актами Российской Федерации.

Кто должен обеспечить масками население?

Странное дело, постепенно появляются новые ограничения и требования, связанные с коронавирусом. Вот уже со следующей недели предусмотрено обязательное ношение масок. Однако никакой речи о бесплатной раздаче населению в решениях региональных властей не идет.

Читайте также:  Изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 Утверждены Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

  • В части б) пункта 6 этих правил предусмотрено следующее (далее цитата без сокращений):
  • В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации:
  • -предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
  • Таким образом, Правительством РФ прямо предусмотрено, что граждане должны быть обеспечены средствами защиты, причем обязанность по обеспечению этими средствами лежит не на самих гражданах, а на организациях.
  • Однако в постановлении не указано что подразумевается под «организацией», но из смысла указанного пункта ясно, что это та организация, на территории которой возникла угроза или чрезвычайная ситуация.

При этом законодатель, как мне кажется, правомерно применил в постановлении слово организация, так как масштаб бедствия может быть как локальный (территория одного небольшого магазина, например), так и глобальный (территория района, города, региона, страны). А так как любая вышеуказанная территория имеет организацию, которая ей пользуется или владеет, то она и несет обязательства, связанные с защитой населения.

Что является организацией, кстати, указано в главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. К организациям, в частности, относятся коммерческие и некоммерческие организации, религиозные организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественные организации.

Но опять же налицо полумеры. Да, правительство предусмотрело обязанность организаций обеспечить граждан средствами защиты, однако, согласно этому постановлению, такое обязательство отсутствует у органов государственной и муниципальной власти.

Что ж, получается, что в очередной раз «пьем пиво за счет ресторана»…

Штрафы за маски для предпринимателей | Ответственность за нарушение масочного режима

С начала эпидемии коронавируса рекомендации врачей по ношению масок менялись. Их то признавали неэффективными, то советовали обязательно надевать в помещениях с людьми.

Но по закону стабильно: почти во всех регионах России масочный режим действует с марта или апреля и пока не отменён. Предприниматели в сфере торговли и бытовых услуг обязаны работать в масках.

За клиентов без масок тоже попадает — но тут есть защита. Теперь обо всём подробно ????

Масочный режим ещё не отменили

Чтобы остановить коронавирус, регионы объявили режим повышенной готовности, ввели запреты и защитные санитарные меры. Ограничения снимают постепенно — это зависит от уровня заболеваемости в городе. Как именно и насколько долго бороться с эпидемией, местные власти решают самостоятельно на основании указов Президента от 02.04.2020 № 239 и от 11.05.2020 № 316.

В большинстве городов ввели обязательное ношение масок в общественных местах. Например, в Москве надо надевать маску при любом выходе из дома и на рабочих местах.

А в Санкт-Петербурге — при посещении объектов торговли и бытовых услуг. В других городах правила примерно такие же. Найти свой город и посмотреть, где нельзя ходить без маски, можно в этой таблице.

Отменят масочный режим тоже региональным указом. 

???? Как вернуться к работе и не нарушить закон

Работать с клиентами нужно в маске

Роспотребнадзор рекомендует носить маски персоналу в магазинах, парикмахерских, автосервисах и всем людям вообще. Согласно плану поэтапного снятия ограничений по covid-19 носить маски нужно до победного конца. 

Другие санитарные меры тоже действуют. Предприниматели обязаны дезинфицировать помещение, ставить антисептик для рук, следить за дистанцией 1,5 метра в очереди. За нарушения штрафуют или закрывают точку. 

Предприниматели обязаны купить маски работникам на свои деньги. Так обеспечиваются безопасные условия труда по ст. 212 ТК РФ. Покупать медицинские не нужно, подойдут многоразовые — строгого требования нет. Работодатель отвечает за рядовой персонал и в случае проверки платить штраф придётся из своих денег. 

Клиент тоже обязан надеть маску. Продавать маски на входе — законно

Предпринимателя могут оштрафовать за обслуживание клиента без маски.

В обычное время магазины обязаны продавать товар любому человеку, такси — возить, парикмахеры — подстригать. Тут работает правило о публичном договоре из ст. 426 ГК РФ. Все потребители равны.

Пока не стихла эпидемия, клиентов без масок можно не обслуживать и даже вежливо просить выйти. По мнению Роспотребнадзора, такой отказ потребителю не нарушает закон.

Предприниматель заботится о здоровье персонала и других клиентов. А человек может болеть, и от него заразятся другие. Роспотребнадзор сказал только про магазины.

Но, скорее всего, проверяющие не встанут на сторону клиента из сферы услуг, который игнорируют правило про маски.

Следить за клиентами сложно. И справедливо, что предприниматель не может отвечать за маску на лице каждого и рисковать штрафом. Но выталкивать клиента на улицу тоже нельзя. Минпромторг рекомендует не штрафовать магазин, если персонал сделал всё возможное: 

  • — повесил на дверях объявление или плакат про маски;
  • — предложил купить маску на входе;
  • — устно объяснил покупателю, что маска обязательна, и сослался на местный указ;
  • — отказался показывать товар, консультировать и отбивать покупку на кассе;
  • — если слова не помогли, вызвал полицию «не вступая в конфликт с нарушителем».
  • Если вмешается полиция, штраф грозит уже посетителю, а не предпринимателю.

Штрафы за обслуживание клиентов без маски

За масочным режимом следят полиция и сотрудники Роспотребнадзора, если приходят с внеплановой проверкой. На предпринимателя составляют протокол по статье 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил во время режима повышенной готовности. Потом суд оштрафует или закроет. Хотя для небольших магазинов мелкая, но обидная история с масками иногда заканчивается предупреждением.

Наказания для предпринимателей такие:

Для директоров  Для ИП  Для ООО 
Штраф от 10 000 до 50 000 ₽ Штраф от 30 000 до 50 000 ₽  Штраф от 100 000 до 300 000 ₽ 

 

Если поймают второй раз или докажут, что после посещения точки люди заболели коронавирусом, накажут более сурово:

Для директоров  Для ИП  Для ООО 
Штраф от 300 000 до 500 000 ₽ или запрет быть директором на срок от года до трёх лет Штраф от 500 000 до 1000 000 ₽ или запрет работать на срок до трёх месяцев Штраф от 500 000 до 1000 000 ₽ или запрет работы на срок до трёх месяцев

К сожалению, административных дел нашли много:

Директора магазина оштрафовали на 10 000 ₽ за кассира без маски.

Предпринимателя оштрафовали на 30 000 ₽. Сотрудник пункта выдачи принимал клиентов без маски.

Хозяйку салона красоты оштрафовали на 30 000 ₽. Парикмахер оказала услугу по уходу за волосами без маски.

Администратору «Пятёрочки» вынесли предупреждение. Она не среагировала на покупателя без маски.

Предпринимателю вынесли предупреждение. В своём магазине автозапчастей она обслужила клиента. Её маска висела на шее.

Предпринимателя оштрафовали на 30 000 ₽. Продавцы в его магазине работали без масок. И без перчаток. Дело было в Москве.

В общем, расслабляться пока рано.

Статья актуальна на 08.02.2021

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

I.

Каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя (ст. 219 ТК РФ).  

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников (СИЗ) — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Таким образом, работники должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты на работах:

  • с вредными и (или) опасными условиями труда, 
  • выполняемых в особых температурных условиях, 
  • связанных с загрязнением.

Различают индивидуальные СИЗ и СИЗ общего пользования. Индивидуальные СИЗ выдаются работникам, СИЗ общего пользования закрепляются за рабочими местами. СИЗ должны быть промаркированными.

Работодатель обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать за счет своих средств:

  • своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средства, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия;
  • их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 221 ТК РФ).

После выдачи СИЗ работодатель обязан обеспечить принятие мер по:

  • испытанию и проверке исправности используемых работниками СИЗ, 
  • хранению СИЗ в специально оборудованном помещении, 
  • уходу за СИЗ, который включает в себя стирку, чистку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию, обеспыливание, обезвреживание.

Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н).

  • Предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
  • Работодателем могут быть установлены нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. 
  • Работодатель обязан информировать работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты.
  • Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.
  • II.
  • Работник обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
  • За правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты работодатель организует  контроль.
Читайте также:  Льготы на имущество для военнослужащих

При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.

), работодатель обязан обеспечить проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению.

  1.  III.
  2. Учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленное время организуется работодателем.
  3. Выдача работнику и сдача им СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
  4. СИЗ, выдаваемые работнику, должны соответствовать его полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой им работы.
  5. Работникам запрещается выносить по окончании рабочего дня СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем — индивидуальным предпринимателем. 

В отдельных случаях, когда по условиям работы указанный порядок невозможно соблюсти (например, на лесозаготовках, на геологических работах и т.п.), СИЗ могут оставаться в нерабочее время у работников.

  • Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) СИЗ.
  • В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по независящим от работников причинам работодатель выдает им другие исправные СИЗ. 
  • Работодатель обязан обеспечить замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника.
  • СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). 
  • Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
  •  IV.
  • Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ.
  • Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

За отказ от применения СИЗ работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ как за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

При подземных работах неприменение работником выданных ему в установленном порядке средств индивидуальной защиты является основанием для отстранения от подземных работ (ст. 330.4 ТК РФ).

V.

Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).

Работник вправе отказаться от выполнения работ, поскольку их выполнение при необеспечении его СИЗ  в установленном порядке, может повлечь возникновение опасности для жизни и здоровья работника. 

Носить средства индивидуальной защиты в общественных местах жители региона обязаны до конца года??

Дисклеймер от редакции: в статье приведено частное мнение нашего пользователя. Недавно мы публиковали разъяснения юриста на этот счет. Прочитать их можно по ссылкам:

  • Про штрафы от полиции, их законность и то, как общаться с полицией
  • Цифровые ошейники, вирусы и свобода передвижений: нужны ли Туле электронные пропуска?
  • Без маски в супермаркете: законно ли отказывают в покупках?
  • А теперь, собственно, блог пользователя.
  • Носить средства индивидуальной защиты в общественных местах жители региона обязаны до конца года?

Доброго или бодрого всем !! В ответ на статью Мусло есть пожелание у меня поделиться этим постом!

Если к Вам приблизился полицейский, охранник магазина или метро с попыткой вменить Вам ст. 20.6.1 КоАП РФ (нарушение т.н. «масочного режима”)

1) вежливо просим исполнить ФЗ № 3 о полиции ст. 5 (представиться, продемонстрировать удостоверение в развёрнутом виде, его фиксировать тоже можно; рекомендуется сделать видео-фиксацию встречи, если есть такая возможность);

2) напоминаем сотруднику, что он давал присягу РФ и её народу, клялся защищать права людей и отстаивать их законные интересы;

3) вслух озвучиваем его Ф.И.О. должность, и срок, до какого действительно удостоверение так же обязательно фиксируем и проговариваем номер нагрудного знака (жетона), в дальнейшем по этим данным Вам проще будет идентифицировать полицейского, на случай его неправомерных действий;

4) также напоминаем ему, что режим повышенной готовности, согласно ФЗ 68 ст.

 11 распространяется на силовиков, полицию, мчс, исполнительную власть, а не граждан, так же доводим до сведения полицейского, что губернатор В ПРИНЦИПЕ не имеет права ограничивать права и свободы граждан, если это не режим ЧС (ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ).

А его, как известно, не вводили. Постановления губернаторов по «масочным режиму” не имеет юридической силы, потому что должность губернатора НЕ ЯВЛЯЕТСЯ законодательным элементом власти, а только ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ;

5) напоминаем полицейскому 21 ст. Конституции Р. Ф. — никто не имеет права, проводить медицинские эксперименты над людьми без их добровольного согласия. Ношение масок может вызывать гипоксию (кислородное голодание) либо асфиксию (резкое удушье углекислым газом);

6) напоминаем полицейскому про ответ роспотребнадзора обществу по правам потребителей от 22.07.2020 что профилактика коронавирусной инфекции носит исключительно рекомендательный характер

«В целях оказания методологической помощи Роспотребнадзором разработан ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности.

Рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как носят рекомендательный характер.

Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.

Письма Роспотребнадзора в адреса Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, министерств и ведомств об организации профилактических мероприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в различных организациях также носят рекомендательный характер»;

7) напоминаем полицейскому или должностному лицу любой организации, пытающемуся вменить Вам ст. 20.6.1, о постановлении главного санитарного врача Р. Ф. Поповой А.Ю. от 13.07.2020 в котором указаны также, только рекомендации;

8) перед попыткой составления протокола, ставим сотрудника в известность, что его действия подпадают под 42.2 УК РФ (исполнение заведомо ложных приказов) т.к. постановление губернатора не является законом. Более того, в федеральном законодательстве нет такого понятия, как «масочный режим”;

9) так же ставим его в известность, что при попытке составления протокола, на него будет написано заявление по данному факту о его некомпетентности, профнепригодности и продублировано в ОСБ, прокуратуру, и его руководству;

10) напоминаем 55 ст. Конституции Р. Ф.: в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;

11) исполняя незаконное постановление губернатора сотрудниками общ. транспорта нарушаются ст. 14.8.2 КоАП РФ, сотрудниками магазина ст. 426 ГК РФ, в обоих случаях так же 330 УК Р. Ф.

Данное постановление противоречит федеральному законодательству, а значит согласно ст. 76 ч.5 Конституции Р. Ф.

(закрепляется гарантия верховенства федеральных законов на территории) в данном случае в силу вступает федеральный закон, в числе которых, как указано выше, понятия «масочный режим «нет;

12) напоминаем полицейскому ст. 15 Конституции Р. Ф. (Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Р. Ф. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции Р. Ф.;

13) если Вас будут просить покинуть общ. транспорт под угрозой вменить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника), напомните полицейскому о ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и на законных основаниях отказываете в незаконной просьбе;

14) нарушения работника торговли (отказ обслужить клиента) подпадают под ст. 426 ГК РФ (нарушение публичного договора торговой организацией) и ст. 14.8 КоАП РФ, пункт 5 — нарушение Прав потребителя;

15) напоминаем, что на территории организации (в ТЦ, общ. транспорте), где Вам пытаются вменить ст. 20.6.1, представители организации обязаны обеспечить Вас СИЗ с соответствующими сертификатами (согласно постановлению правительства 417 п.

 3 В, (так же к СИЗ относятся респираторы, противогазы). Вы имеете полное право потребовать противогаз; если его нет, и Ваших обязанностей нет.

Так же Вы вправе потребовать документацию по утилизации данной организацией, отходов 2 класса (класс Б), которые контактировали с потенциально зараженными.

Отказ в подписывании незаконного масочного протокола

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *