Изучение национального языка в колледже

Почему кто-то учится до 11 класса и решает поступать сразу в иняз, а кто-то – после 9 уходит в колледж иностранных языков?

На нашем телеграм-канале уже много информации про поступление в вузы и колледжи Москвы, Питера и другие города России. А если вам интересно еще и выгоду от обучения получить, читаем на канале про скидки и актуальные акции.

Сегодня поговорим об особенностях лингвистических колледжей Москвы и Питера после 9 и 11 класса и расскажем, куда поступать, если у вас склонность к иностранным языкам.

Почему лингвистика?

В лингвистическом колледже готовят специалиста языковой среды. Сейчас это особенно важно в условиях глобализации, распространения международной коммуникации и сотрудничества.

Тому, кто хочет работать в сфере иностранного бизнеса, важно не только хорошо знать родной язык, но и уметь объясниться на иностранном.

Сегодня большой спрос на таких специалистов, как переводчики, лингвисты-юристы, специалисты по работе с иностранными договорами.

Лингвистика как наука имеет огромное культурное значение. И человек, который занимается этой наукой, занимается изучением, сохранением и приумножением знаний о конкретном языке.

Лингвист – это не переводчик, пусть их пути и пересекаются в некоторых моментах. Для лингвиста важна морфологическая и историческая природа языка, его эволюция, а не только лексическая и грамматическая структура. 

Колледжи иностранных языков Москвы для хорошей лингвистической базы

Углубленное изучение немецкого, английского и других языков вы сможете пройти в одном из следующих колледжей:

Лингвистические колледжи Санкт-Петербурга

Региональные лингвистические колледжи России

Профессионально-педагогические, туристические, бизнес- и другие колледжи есть по всей России. Например, ППК Новосибирска, Орехово-Зуево, Омска, Брянска, Екатеринбурга, Ульяновска и многих других городов.

Почти в каждом из них есть направление «иностранный язык», которое может стать прочным фундаментом для дальнейшей карьеры в сфере лингвистики.

Колледж для получения лингвистической базы

После колледжа нельзя получить оконченное лингвистическое образование – это возможно только после окончания вуза. Однако дать прочную базу и близко познакомить с профессией может и колледж. Попасть сюда можно несколькими способами.

Поступление в лингвистический колледж после 9 класса

У тех, кто поступает после 9 класса в лингвистический колледж, есть определенные преимущества:

  • быстрее получишь специальность;
  • раньше испытаешь на практике выбранную процессию и успеешь изменить решение, если вдруг передумаешь;
  • получишь возможность поступить в вуз для продолжения обучения по специальности уже на 3 курс (если колледж сотрудничает с вузом), в то время как другие после 11 класса должны будут начинать обучение с 1 курса;
  • получишь отсрочку от армии до окончания обучения в колледже и вузе, если решишь продолжить обучение по выбранному направлению.

Но есть и недостатки поступления в лингвистический колледж после 9 класса:

  • увеличивается нагрузка, так как кроме школьных предметов приходится изучать еще и узкопрофессиональные, по специальности;
  • придется дважды в год сдавать сессию – это вам не диктанты и контрольные писать;
  • будет нелегко адаптироваться к новым условиям и новой среде;
  • придется полностью изменить свой график учебы и жизни в целом.

Поступление в лингвистический колледж после 11 класса

И здесь есть свои плюсы:

  • можно отдалить службу в армии еще на 2 года;
  • будет возможность лучше подготовиться к ЕГЭЖ, чтобы получить максимально высокий балл;
  • выше шанс поступить на бесплатное за счет большего багажа знаний;
  • конкурс на место ниже, чем при поступлении в вузы;
  • стоимость меньше, чем в университете;
  • абитуриент станет более психологически зрелым для обучения в вузе.

Но минусы тоже существенны:

  • после 11 класса у абитуриентов выше конкуренция, то есть значительно снижаются шансы пройти по конкурсу в выбранный колледж;
  • придется повторно проходить вещи, которые уже изучали в 10-11 классе;
  • потеряется 1 год обучения, если сразу после колледжа вы планировали поступать в вуз (по сравнению с тем, кто поступал в колледж после 9 класса);
  • потеряется еще пара лет, чтобы понять, подходит ли вам выбранная профессия.

В каких колледжах можно изучать языки

Чисто лингвистических колледжей в РФ нет. Но есть колледжи с отличной языковой подготовкой:

  1. Педагогические, в которых готовят будущих учителей иностранных языков.
  2. Колледжи с обучением туризму, гостиничному бизнесу, международным отношениям, обслуживанию.
  3. Зарубежные колледжи, где изучение иностранного – основное условие обучения.

Изучайте условия обучения в каждом конкретном колледже. Некоторые учреждения образования предлагают студентам после 11 класса более выгодные условия (например, сокращенный срок обучения на 1-2 года).

Особенности лингвистического образования в колледже

Можно выбрать колледж с одним из следующих направлений:

  • изучение одного языка (специальность – арабист, русист, японист и пр.);
  • изучение языковых групп (романской, славянской, монголоведение и пр.);
  • региональное языковедение (востоковед, африканист, американист и пр.);
  • изучение основных параметров языка: фонетики, грамматики, морфологии, лексики, диалектов;
  • изучение непосредственно теории лингвистики (когнитивной, корпусной, компьютерной лингвистики, дискурсологии, социолингвистики).

Где может работать лингвист?

Результатами труда лингвистов простые люди пользуются каждый день, хоть и не замечают этого.

Распространено заблуждение, что лингвисты – это люди из сферы науки или преподавания. В реальности же существует целый спектр кардинально разных специальностей, напрямую связанных с лингвистикой:

  • преподаватели высшего и среднего звена;
  • работник научно-исследовательского института;
  • переводчик;
  • специалист в области искусственного интеллекта и разработки прикладных программ на основе языковедения;
  • секретарь-референт;
  • разработчик электронных словарей, переводчиков и обучающего софта;
  • журналист;
  • редактор;
  • корректор;
  • писатель;
  • работник в сфере международных отношений.

Изучение национального языка в колледже

Личные качества для работы лингвистом

Чтобы добиться успехов на этом поприще, хороший лингвист должен обладать следующими качествами:

  • отличная память и хороший слух;
  • усидчивость;
  • терпение;
  • аналитические способности;
  • педантичность;
  • эрудированность;
  • внимательность;
  • самодисциплина;
  • стремление к профессиональному росту;
  • высокая концентрация внимания;
  • образное мышление;
  • дедуктивное мышление;
  • ассоциативное мышление;
  • удержание в памяти большого объема информации;
  • развитая зрительная память;
  • богатый активный и пассивный словарный запас;
  • упорство;
  • тяга к исследовательской деятельности.

Вам осталось только подумать, искать колледж иностранных языков в СПб, Москве или своем городе, принимать решение поступать на базе 9 или 11 класса и подавать документы в подходящий лингвистический колледж. А сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы учеба проходила легко и приносила удовольствие.

Изучение национального языка в колледже

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Лингвистические колледжи Москвы и России

Знание иностранного языка — непременное условие в большинстве современных компаний. В международных фирмах специалист-лингвист необходим как штатный сотрудник. Поэтому профессионалы со знанием иностранных языков всегда востребованы и могут рассчитывать на достойную оплату труда.

Источник: t-link.ru

Как поступить

Лингвистов готовят только в высших учебных заведениях. Однако, колледж ­­— хорошая база для поступления в вуз. Чисто лингвистических ссузов в России нет.

Поступление после 9 класса

Возможность улучшить языковые познания после 9 и 11 классов предоставляют учебные заведения таких направлений:

  • колледжи иностранных языков;
  • педагогические колледжи готовят учителей иностранных языков;
  • колледжи с двойными дипломами, частично обучение в них ведется на английском языке;
  • ссузы, готовящие студентов международных специальностей, акцентируют внимание на углубленном изучении языков (туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, международное право, обслуживание).

Поступление после 9 класса на лингвистическое направление дает ряд преимуществ:

  • ознакомление с будущей профессией дает возможность точнее определиться с выбором;
  • продолжить обучение в вузе по специальности можно сразу на 2 или 3 курсе;
  • отсрочка от армии.

Поступление в колледж после 11 класса

Выбор ссуза с изучением иностранных языков после 11 класса имеет свои плюсы:

  • поступая в колледж с результатами ЕГЭ по английскому языку, есть возможность на 1-2 года сократить срок обучения;
  • накопление багажа знаний для поступления на бюджет в лингвистический вуз;
  • при поступлении в ссуз меньше конкуренция, чем в вузе.

Какие специальности готовят

Источник: profguide.io

Лингвистическое образование базируется на нескольких направлениях:

  1. Углубленное изучение одного языка (японисты, арабисты, русисты).
  2. Упор на языковые группы (монголоведение, совокупность романских языков, группа славянских языков).
  3. Региональное языковедение (востоковеды, специалисты по африканским языкам).
  4. Изучение фонетических, грамматических, лексических, диалектических языковых профилей.
  5. Теоретическая лингвистика.

Теоретическая лингвистика подразделяется на несколько отраслей:

  • когнитивная лингвистика (изучение взаимосвязи языка с психологией человека);
  • корпусная лингвистическая наука (сравнительный анализ, который базируется на конкретных группах текстов);
  • компьютерная лингвистика (адаптация техники к языковым потребностям ­­— Т9, переводчики онлайн, набор голосом, навигация);
  • дискурсология (анализирование практического использования языка в повседневной жизни);
  • социолингвистика (изучение сленга, диалекта, акцента и этических особенностей языка).
Читайте также:  За какие травмы производят выплаты из фсс при несчастном случае на производстве

Специальности с языковым уклоном

Среди специальностей, подразумевающих обучение с языковым уклоном:

  • гостиничное дело;
  • гостиничный сервис;
  • туризм.

Гостиничное дело

Идеальный сотрудник гостиницы — безупречно вежливый человек, не вызывающий сомнений в своей компетенции. Неслучайно наряду с профессиональными дисциплинами будущие специалисты изучают психологию делового общения и конфликтологию.

Выпускник этой специальности знает:

  • нормативно-правовую документацию, на которой основывается туристическая и курортная деятельность;
  • иностранный язык;
  • основы охраны труда и правила противопожарной безопасности;
  • психологию, социологию, деловой этикет;
  • гостиничный менеджмент.

Обязанности специалиста:

  • организация обучения персонала;
  • проведение тренингов и инструктажей;
  • координирование и контроль рабочих процессов;
  • планирование эффективных продаж;
  • обучение персонала в сфере бронирования.

Гостиничный сервис

Менеджер гостиничного сервиса — это специалист, который занимается организацией обслуживания в гостиницах и туристских комплексах.

Выпускник специальности должен:

  • обеспечивать потребителям качественное обслуживание;
  • свободно говорить на иностранном языке;
  • анализировать качество гостиничных процессов;
  • осуществлять контроль и регулирование деятельности туристических объектов;
  • координировать и контролировать действия различных гостиничных служб;
  • создавать бизнес-планы, развивать и продвигать туристические услуги;
  • анализировать рынок сбыта услуг, разрабатывать проекты по модернизации;
  • реагировать на претензии потребителей.

Туризм

Туризм привлекает многих студентов как интересное направление для изучения — здесь уж точно не будет скучно во время лекций. Однако, чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо очень стараться — необходимо изучение нескольких иностранных языков.

Обязанности и знания выпускника специальности:

  • владение английским языком на разговорном уровне;
  • ориентирование на рынке туристических услуг;
  • умение работать в команде с агентствами и партнерами;
  • координация деятельности подчиненных;
  • оформление турпакета;
  • анализ потребительского спроса;
  • работа с отчетной документацией;
  • расчет стоимости туристических услуг;
  • проведение инструктажа;
  • обеспечение безопасности туристов на маршруте.

Рейтинг лингвистических колледжей России

В регионах России не так много колледжей, которые готовят специалистов со знанием иностранных языков.

Вологодский кооперативный колледж

Источник: yandex.ru

Вологодский кооперативный колледж 95 лет готовит специалистов для сферы торговли, общественного питания и услуг. 

Лингвистическое направление можно освоить по двум профилям:

  1. Гостиничное дело. Квалификация: специалист по гостеприимству. Срок обучения на базе 9 классов составляет 3 года 10 месяцев. 
  2. Гостиничный сервис. Срок обучения на базе 9 классов составляет 2 года 10 месяцев, на базе 11 классов ­­— 1 год 10 месяцев. Квалификация: менеджер. 

Уральский экономический колледж (Екатеринбург)

Источник: урал-колледж.рф

Уральский экономический колледж награжден дипломами ЮНЕСКО и других российских организаций за вклад в международное сотрудничество и подготовку квалифицированных специалистов. Особые требования к иностранным языкам предъявляются на специальностях:

  1. Гостиничный сервис.
  2. Туризм. Срок обучения на базе 9 классов 2 года 10 месяцев, на базе 11 классов ­­— 1 год 10 месяцев. Специалист по туризму разрабатывает и организовывает туристические маршруты, формирует ценовую политику на услуги, координирует работу турагентов.

Калининградский бизнес-колледж

Источник: yandex.ru

Калининградский бизнес-колледж готовит кадры по 10 направлениям подготовки. Ссуз организовывает и проводит различные бизнес-проекты региональной и международной направленности. 

Колледж набирает абитуриентов на специальности:

  1. Туризм.
  2. Гостиничное дело.

Национальный социально-педагогический колледж (Пермь)

Источник: avatars.mds.yandex.net

Национальный социально-педагогический колледж ­­— юниор в сфере образования, создан в 2018 году. Специфика ссуза ­­— дистанционная форма обучения. Колледж имеет государственную аккредитацию, образование получают более 700 студентов. Для поступления абитуриентам необходим аттестат об окончании 9 или 11 классов. Выпускники получают два диплома: 

  • государственный диплом о среднем профессиональном образовании;
  • диплом о профессиональной переподготовке.

Колледж предлагает программы языкового направления с двумя квалификациями:

  1. Учитель начальных классов и учитель английского языка в начальной школе. 
  2. Воспитатель детей дошкольного возраста и преподаватель английского языка в дошкольном образовании. Срок обучения на базе 9 классов 4 года 10 месяцев, на базе 11 классов ­­— 3 года 10 месяцев. 

Лучшие лингвистические колледжи Москвы

Столичные ссузы предлагают больше вариантов специальностей с углубленным изучением иностранного языка. Рассмотрим самые ключевые из них.

Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации

Источник: yandex.ru

Колледж МИД РФ готовит референтов, делопроизводителей для госучреждений, министерств России и международных компаний. Прием абитуриентов осуществляется на специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Языковая программа ссуза считается одной из самых сильных среди колледжей Москвы. Упор делается на изучение английской дипломатической и бизнес-лексики.

На базе 9 классов доступно обучение только на платной основе и длится 3 года 10 месяцев. Колледж не предоставляет общежитие иногородним студентам. Стоимость обучения — 180 000 рублей в год.

На бюджет абитуриенты могут поступить после 11 класса, количество мест — 110. Срок обучения после 11 класса составляет 1 год 10 месяцев. Студентам бюджетного отделения доступен выбор второго иностранного языка (французский, испанский, немецкий) на платной основе (41 000 рублей).

Отбор в колледж проводится на основе конкурса аттестатов. У выпускников колледжа есть возможность пройти обучение на сокращенной программе бакалавриата в МГИМО, РГГУ или Дипломатическую академию МИД РФ, не сдавая ЕГЭ.

Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

Источник: avatars.mds.yandex.net

Колледж Царицыно является ведущим ссузом Москвы в сфере гостинично-ресторанного бизнеса. Студенты изучают английский, итальянский и немецкий языки. Учебный план специальности «Гостиничное дело» включает освоение профессионального английского и деловой лексики второго иностранного языка. Центр профессиональных квалификаций предоставляет возможность пройти дополнительные языковые программы. 

Будущие специалисты гостиничного сервиса проходят стажировки в Греции, Италии, Германии, где отрабатывают языковые навыки и ознакамливаются с европейским подходом к обслуживанию клиентов.

На базе 9 классов срок обучения составляет 3 года 10 месяцев. Предоставляется 60 бюджетных мест. 

На базе 11 классов срок обучения — 2 года 10 месяцев. Бюджетных мест — 30.

Отделение гостиничного и ресторанного бизнеса предлагает абитуриентам пройти подготовительные курсы. Проводятся занятия по математике, русскому и английскому языкам. Стоимость обучения в группе с октября по апрель составляет 25 000 рублей, с января по апрель — 14 000 рублей.

Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина

Источник: eurasialaw.ru

В МГЮА имени О. Е. Кутафина ежегодно получают образование 13 000 студентов. Университет известен своими новыми юридическими направлениями подготовки (спортивное право, конкурентное, корпоративное), институтами (бизнес права, судебных экспертиз), аналогов которым нет в России и за рубежом.

МГЮА осуществляет прием абитуриентов после 9, 11 классов по программе среднего профессионального образования на специальность «Право и организация социального обеспечения». На бюджетной основе предоставляется 50 мест.

Сфера профессиональной деятельности выпускников — помощь и консультирование граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. Фундаментально студенты изучают английский язык для юристов.

Дополнительные курсы по немецкому, испанскому, французскому языкам можно пройти на отделении иностранных языков. Студенты отрабатывают навыки перевода и анализа юридических документов, ведения деловой переписки с иностранными партнерами, оформления договоров.

Длительные языковые программы направлены на получение специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Выпускники колледжа могут поступить в МГЮА на сокращенную программу бакалавриата на платной основе. 

Британский банковско-финансовый колледж

Источник: upload.educationindex.co.uk

Британский банковско-финансовый колледж осуществляет прием абитуриентов на программу BTEC (Business and Technology Education Council). Диплом учебного заведения признан в 100 странах мира. В курс обучения входят 12 часов делового английского в неделю. Изучение профессиональных дисциплин зависит от уровня английского студентов (с 1 или со 2 курса). Студентов обучают бухгалтерскому учету, управлению персоналом и финансами, ведению деловой документации, оказанию банковских услуг. курсовые работы и презентации разрабатываются учащимися на английском языке. Двойной диплом колледжа дает возможность поступить в зарубежный университет, не проходя подготовительную языковую программу. 

Международный колледж искусств и коммуникаций

Источник: igumo.ru

Колледж иностранных языков МКИК от Института гуманитарного образования (ИГУМО) является единственным столичным ссузом, который готовит учителей английского языка для начальной школы. На старших курсах студенты изучают второй иностранный язык. Международная программа колледжа позволяет студентам проходить стажировки в Чехии.

Для оттачивания языков навыков основан клуб дебатов, в котором происходят обсуждения, дискуссии на английском языке. Колледж является частным учреждением, однако, за отличную успеваемость, у студентов есть шанс получать стипендию.

Выпускники могут повысить квалификацию в ИГУМО по направлениям «Перевод и переводоведение» и «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

Читайте также:  Персональные данные что относится к ним: имя, год рождения гражданина, что еще может быть такой информацией и какие сведения не являются ПД?

Колледж Российского нового университета

Источник: rosnou.ru

Углубленное изучение иностранного языка Колледж РосНОУ предлагает студентам специальности «Туризм». Срок обучения на базе 9 классов составляет 2 года 10 месяцев, на базе 11 классов ­­— 1 год 10 месяцев. Учебный год в колледже стоит 97 000 рублей. 

Лингвистическое образование может стать как основной специализацией, так и базой для карьерного роста в другой профессии.

Если изучение иностранного языка дается вам не так просто, как хотелось бы, обращайтесь в сервис Феникс.Хелп. Специалисты помогают студентам совершенствовать знания иностранных языков, выполнять практические и дипломные работы любой сложности.

Добровольно или по принуждению? Как изучать национальные языки в школах

Больше года не утихают споры об обязательном изучении в школах национальных языков в республиках России. Позиция Кремля такова: национальные языки – это добровольное право, и непозволительно принуждать ребенка изучать язык, который родным для него не является. Но эта позиция вызывает сопротивление у местных элит. 

В июле 2017 года, выступая на заседании совета по межнациональным отношениям, Владимир Путин подчеркнул: «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». Он отметил, что русский язык является «естественным духовным каркасом всей нашей многонациональной страны, его должен знать каждый».

Насколько в регионах соблюдаются права на добровольное изучение родных и государственных языков республик, и есть ли у школьников «языковая» альтернатива, разбирались Генпрокуратура и Рособрнадзор.

Оказалось, что в некоторых школах национальный язык изучали в завышенных объёмах в ущерб преподаванию русского языка – государственного языка Российской Федерации. Было вынесено множество прокурорских представлений.

Администрациям школ выдали методические указания по доведению объёмов изучения русского языка до федеральных образовательных стандартов.

В замечаниях прокуратуры и Минобразования РФ говорилось, что указание со стороны администраций школ определить языком обучения школы только один национальный язык является нарушением права не владеющих им граждан на получение образования соответствующего уровня по месту проживания.

Нарушением закона признали и изучение национальных языков без письменного согласия родителей, которое бы документально подтверждало волеизъявление обучающихся.

Распоряжение администраций муниципальных образований об указании для некоторых школ национальных языков как единственных языков для преподавания тоже сочли незаконным.

В ряде национальных республик прошедшие проверки были восприняты очень болезненно. В первую очередь в Татарстане. Да и в родительском сообществе начались бесконечные споры, иногда переходившие в судебную плоскость.

Одни недоумевали от того, что государственный язык республики может кому-то мешать в школах, другие выступали против инициатив по включению национального языка в обязательную школьную программу. Около трех тысяч родителей написали заявления об отказе от обязательного изучения татарского языка.

Некоторые родители даже обратились в суд с миллионными исками за «насаждение» неродного для их детей языка.

Бурные обсуждения продолжаются и в других национальных республиках Поволжья, в Якутии, на Алтае, в республиках Северного Кавказа.

Затаил обиду и титульный народ Якутии, который особенно чтит свой язык, тогда как представители нетитульных наций, напротив, заявили об уже существующей дискриминации по языковому принципу.

Например, русскоязычные семьи не имеют возможности получить качественное образование по той причине, что в лицеи и школы с профильным изучением отдельных предметов, даже не взирая на имеющуюся прописку, принимали только детей из семей коренных народностей.

Проблема в том, что в школы с углубленным изучением некоторых предметов, не языковых, принимают исключительно сахаязычных детей. Получается, если в соответствии с пропиской ребёнок мог бы учиться в гимназии и углубленно изучать, скажем, физику, то такую возможность он не получает, потому что он не сахаязычен.

Других вариантов для развития своего таланта к точным наукам у ребёнка нет, потому что в гимназии нет русскоязычных классов. Если дело обстоит именно так, то это дискриминация по языку, – аргументировало свою позицию родительское сообщество.

Особняком стоит Дагестан, где, согласно его Конституции, 14 государственных языков и они сильно друг от друга отличаются. Большие волнения там возникли в преподавательских коллективах. Большинство детей до поступления в школы говорят в дагестанских аулах на своих родных языках и практически не могут усваивать образовательную программу на русском.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году свыше 1,5 миллионов школьников изучает национальные языки. Больше всего таких учеников приходится на Республику Дагестан, Чечню, Башкирию и Татарстан.

Повышенное внимание к положению национальных языков можно только приветствовать. Однако будущее языков народов России не сводится к одному только вопросу об обязательности или добровольности их изучения в школах.

Вопрос о будущем национальных языков, идентичности и культуры малых народов не может быть подменен частным вопросом о статусе языка в школах.

Между тем именно иррациональные страхи вокруг этой идеи подогревают протестные волнения и стали триггером борьбы вокруг готовящегося законопроекта № 438863-7 — О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Дискуссии о том, что же определяет реальные перспективы выживания языков народностей в современной России – всегда не простые, это очень тонкая материя. И всегда они должны обсуждаться за рамками региона – так как это проблема государственной национальной политики.

Но есть ли связь между законопроектом, отменяющим право национальных субъектов Федерации вводить обязательное изучение ​своих государственных языков школьниками, который сейчас активно обсуждается в Госдуме, и проблемой исчезновения национальных языков? Как на судьбе национального языка может отразиться требование изучать или не изучать его в школе?

— По данному вопросу [обязательности изучения национальных языков] было действительно много споров. Обсуждения в живой стадии.

И прежде чем активно озвучивать личное мнение, я бы хотел получить и внимательно ознакомиться с отзывами, которые поступают от субъектов федерации и повстречаться и пообщаться с избирателями, — говорит первый заместитель руководителя фракции партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Андрей Исаев.

В ряде республик существуют в соответствии с конституциями государственные языки республик. Есть поручение президента. Принцип такой, что изучение национального языка должно быть добровольным. Никого обязать нельзя.

Но национальный язык должен быть в обязательной программе, его изучение ни в коем случае не должно носить факультативный характер. Это значит, что если есть намерение изучать, то возможность такого изучения должна быть обязательно гражданам предоставлена.

Именно об этом законопроект, объясняет депутат.

По его словам, в самом законопроекте не указано количество часов на изучение того или иного языка – это вопрос будет регулироваться подзаконными актами. Будет общеобразовательный стандарт, и будут стандарты, которые принимаются на уровне региона.

В рабочих совещаниях в эти дни принимают участиеавторы законопроекта, ряд депутатов, представляющих заинтересованные регионы — в первую очередь национальные республики, представители администрации президента, правительства. Обсуждается общая канва возможных изменений.

Есть договоренности о создании постоянной рабочей группы, в которую войдут все заинтересованные территории и регионы. В рамках рабочей группы будут обобщены поступающие на сегодняшний день замечания и предложенные возможные пути дальнейшей корректировки законопроекта во втором чтении.

Но ясность, как будет осуществляться эта корректировка, мы предполагаем, появится до первого чтения законопроекта, говорит Исаев.

— Для меня очень странно, что вопрос ставится сейчас. Общество становится всё более образованным в разных областях жизни. Совершенно очевидно, что любой язык — это свой алгоритм мышления, и чем больше алгоритмов мышления, тем интеллектуальность выше.

У нас в стране 37 государственных национальных языков и 15 приравненных к ним. Интеллектуальное развитие начинается бурно в школе. Если мы хотим быть интеллектуальными, если мы хотим интеллектуально развиваться, то мы обязательно должны учить национальные языки.

Это то, что нельзя убивать — говорит директор центра переводоведения РАО, доктор филологических наук Ирина Алексеева.

По её мнению, идущие споры – они не о национальном равноправии вовсе, и рассуждать так — это вчерашний день. Сегодня размышлять надо о достоянии всемирной культуры, коим является каждый национальный язык. И каждый человек, кто знает национальный язык с детства — он есть тоже национальное достояние.

Читайте также:  Последствия неявки свидетеля в суд

Равноправное и развитие национальных культур, основа национальной культуры – это не танец и не песни, это язык, тексты, слово творящее.

И залог стабильности общества в том, что все языковые культуры присмотрены, ухожены. Принуждать в школах ни к чему не нужно.

Нужно просто подать национальный язык — как ягодку на торте, как кружева, как что-то чудесное, нужно лелеять свою культуру. Потому что оно таковое и есть и нельзя это терять.

— Мы ежедневно имеем дело с другими национальностями в повседневной жизни. И с татарами, и с евреями, и с узбеками и так далее. У них другой язык, другое богатство мира, и они за него держатся, даже не будучи людьми с высшим образованием.

Где у нас национальные языки живут? В деревнях. Они живут в глубинке, чем дальше в лес, тем больше национального языка. И ведь нет центра без периферии. Национальные ззыки – это народ, и опираться надо на народ, а не на единиц, которые выучили языки.

И последняя вещь: стремление знать только западные языки – это большое высокомерие по отношению к нашим ближним соседям.

Почему они у нас во втором ряду, а немецкий и французский языки у нас на первом? Новое общество, которое мы строим, должно поставить национальные языки России на одну доску с европейскими во всех смыслах, считает Ирина Алексеева.

— Как гражданин, как человек, живущий в Марий Эл, я считаю, что надо с уважением относиться к национальному языку.

Изучать родной язык, безусловно, нужно, но на добровольной основе и не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, — считает Галина Стародубцева, учитель русского языка ГБОУ «Политехнический лицей-интернат» (Республика Марий Эл).

Языки народов России необходимо сохранить, это способствует укреплению межнациональных отношений. При этом следует учитывать гражданскую позицию жителей республики. Изучение в школах России государственного языка на должном уровне и в полном объёме будет играть немаловажную роль в создании единого образовательного пространства.

По наблюдениям преподавателя школьники разного возраста с удовольствием изучают историю и культуру Марийского края — это одни из их любимейших предметов.

— Как учитель русского языка, я часто использую материалы этнокультурной программы на своих уроках. Марийский язык мелодичный, красивый и образный. Изучать его надо осознанно, вникая в красоту и смысл каждого слова.

Нельзя воспитывать детей глухих и слепых к слову. Изучая новые слова, дети совершают духовную работу. Заинтересовать родным языком могут умные и интеллигентные взрослые. Вот тогда язык откроет свои тайны и будет нужным.

Я убеждена, что культурному человеку необходимо сочетание этих двух языков..

Татьяна — татарка из Башкирии, мама школьника [имя собеседницы изменено в связи с её пожеланием о конфиденциальности]. Родные языки Татьяны – русский и татарский. Но в школе, где учится её ребёнок, татарский язык не преподают – просто нет учителя.

В качестве родного языка можно выбрать только русский и башкирский. Возникает парадоксальная ситуация: в школе в качестве родного татарский язык не преподаётся.

В Башкортостане проживают люди ста национальностей, но в школах есть возможность трудоустроить учителей только для преподавания двух-трёх языков, рассказывает собеседница.

Недавно в Башкирии проходил форум по преподаванию русского языка как родного.

На нём выступал руководитель Обрнадзора республики и заявил, что программа родного русского языка не должна дублировать государственную программу русского языка, то есть не должна углублять знания.

На этих уроках нельзя готовить к ЕГЭ, чтобы другие дети, башкирские, не завидовали. На вопрос, что же должно быть в рамках программы «родной русский язык», чиновник посоветовал обратиться «к ораторскому искусству учителей школы», пересказывает Татьяна.

— Государство, конечно же, заботится о сохранении национального языка и культуры. 70 процентов школьников добровольно изучают башкирский язык. Но я сравнивала учебные планы школ Москвы и Уфы.

В то время как школьники столицы изучают математику, физику, химию и биологию, наши дети, получается, вынуждены получать знания по эти предметам у репетиторов за деньги, когда вся страна получает эти знания бесплатно.

Доходит до того, что родителей принуждают выбирать этнокультурный компонент, а профильные предметы преподают платно на факультативах! Нас взамен вынуждают изучать предметы этнокультурной направленности: историю культуры Башкортостана, культуру и литературу Башкортостана, географию Башкортостана, Уфаведение (изучение города Уфы).

Сначала нам разрешили отказаться от башкирского государственного и учить родной русский. Но 12 мая Минобразования Башкирии издал рекомендацию, где написано, что школьнику, который не хочет изучать башкирский государственный язык, должны предлагать предметы этнокультурной направленности. Это – рекомендация. Но в реальной жизни дисциплины навязывает и Обрнадзор, и директора школ, рассказывает Татьяна.

Татьяна сетует на то, что отказаться нельзя, и сделано это для того, чтобы сохранить ставку учителям башкирского языка. Выходит, что трудовые права учителя выше, чем права ребёнка на образование.

— Я считаю, что мы ничего никому не должны. Мы хотим, чтобы наши дети получали образование. Законопроект, который внесён в ГД, я бы поддержала, если бы национальные языки были в вариативной части. Недавно я написала жалобу в прокуратуру в связи с тем, что в школе не было родительского собрания по выбору предметов вариативной части. И не будет до августа.

А в августе учебные планы уже будут утверждены. Нас заставили написать заявление, что мы хотим изучать башкирский язык. Под диктовку. И все написали. Я тоже, хотя категорически против. Боюсь, что на ребёнка будет оказываться давление. А кто-то боится испортить отношения в школе, кто-то – потерять работу, кто-то — за ребёнка.

Учителя этим пользуются, — подытоживает мама школьника.

Военнослужащая, жена офицера, город Моздок Елена Дьяченко тоже выступает за добровольное преподавание национального языка.

— Мы живём в Моздоке, здесь очень много детей военнослужащих. Дети приезжают в республику на несколько лет: сегодня родители служат в Осетии, через год Министерство обороны переводит их в Татарстан, ещё через два – в Дагестан или Удмуртию. Некоторые детки приходят учиться в 6 – 7 класс.

Как они могут сразу переключиться на язык республики? Как ребёнок за 11 лет обучения в школе может выучить такое количество языков? И получается, что в аттестате могут быть все предметы «на отлично», а по национальному языку – тройка выходит. Я считаю, что это неправильно.

Зачем портить ребёнку аттестат?

Многие семьи распадаются только из-за этой особенности в образовании детей, рассказывает Дьяченко.

— Семьи не едут служить за мужьями, а остаются там, где ребёнок пошёл в школу. Семьи и распадаются, и страдают от этого. Жена не может приехать и проходить вместе с мужем службу только из-за того, что ребёнок должен ходить в школу.

Детям и без того сложно – папу из гарнизона в гарнизон кидают, только он привыкнет к одному учителю, уже надо привыкать к другому. А представьте себе – ещё и разные национальные языки: сегодня татарский, а завтра балкарский. У кого-то есть способности, у кого-то – нет. Нанимать репетиторов тоже не дёшево.

Мы посчитали на собрании – только в нашей первой моздокской школе с углублённым изучением английского языка учатся дети 29 национальностей. Очевидно, что у школы нет возможности иметь такое количество преподавателей национальных языков. У моего сына есть способности к языкам, ему они легко даются.

И по осетинскому языку у него пятёрка. Но у других детей таких способностей нет.

Елена Дьяченко убеждена, что дети, которые поживают в республике постоянно, должны учить национальный язык в обязательном порядке. Но детей военнослужащих нужно перевести на добровольное изучение неродного языка, а в освобожденное таким образом учебное время лучше добавить уроки русского языка.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *