Наследование за пропавшим без вести

Наследование за пропавшим без вестиБезвестно отсутствующий – это гражданин, наделённый юридическими полномочиями, но не пользующийся таковыми в течение года в силу отсутствия по неизвестной заинтересованным лицам, причине.

Признаётся таковым решением суда, на основании искового заявления, поданного заинтересованным лицом, с приложением подтверждающей документации. Процедура регулируется положениями статьи 42 ГК РФ.

После присвоения обозначенного статуса, имущество лица передаётся в доверительное управление органам опеки и попечительства на основании статьи 53 ГК РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Москва и область: 

+7 (499) 110-93-68

Остальные регионы: 

+8 (800) 550-59-06

Безвестно отсутствующий и без вести пропавший

Ситуации, в которых граждане РФ и нерезиденты страны, пропадают из поля зрения родственников и иных лиц, участвующих с ними в соответствующих правоотношениях, нередки.

По преимуществу они связаны с экономической и политической нестабильностью, как в пределах страны, так и за рубежом. Необходимость выезжать за пределы государства в поисках заработка или формирования семейных отношений с иностранцами, несут в себе риск разрыва сформированных родственных или юридических связей.

На поиск пропавшего без вести гражданина определяется срок, равный одному году.

В течение года родственники и иные заинтересованные лица обращаются в полицейский участок по месту бывшего проживания лица, прилагая усилия к поиску.

Для лиц, отбывших за границу и не подающих о себе вестей, предусмотрены розыскные мероприятия международного значения. В течение этого периода за лицом сохраняется право на жилплощадь, в том числе – по договору социального найма (ст. 71 ЖК РФ).

На время отсутствия ответственность по содержанию жилья делегируется родственникам и гражданам, проживающим совместно с пропавшим. Впоследствии данные лица вправе претендовать на имущественные права отсутствующего.

Если гражданин занимал квартиру или комнату по договору социального найма, его полномочия по ответственному распоряжению жильём, за исключением отчуждения недвижимости, переходят правообладателю объекта – местной администрации.

Она обязана сохранять жилплощадь за владельцем в течение обозначенного законодательством срока. Коммунальные платежи, в данном случае, допускают отсрочки, с обязательным погашением по прибытии владельца.

Если он не возвратится к обозначенному сроку, муниципалитет вправе затребовать признания соответствующего статуса, что допускает изъятие недвижимости в пользу собственника – муниципального образования, на основании положительного решения суда.

Объявление умершим

Пропавшие без вести граждане могут объявляться умершими только при условии полноценной доказательной базы. Она не должна оставлять сомнений в том, что гражданин оказался в чрезвычайной ситуации, которая завершилась в его сторону предположительной смертью.

Такие юридические акценты расставляются в тех случаях, когда гибель человека или многочисленные жертвы очевидны, но возможность опознать тела покойных отсутствует.

Например:

  • природные катастрофы, связанные с уничтожением тел;
  • техногенные катастрофы, не оставившие останков пострадавших;
  • военные действия, когда личность убитых невозможно установить.

В зависимости от того, насколько убедительна информация, предоставленная заинтересованным лицом и свидетельскими показаниями очевидцев, сокращаются или удлиняются сроки признания пропавших лиц – умершими. Регламент действий в данном случае опирается на действие статьи 45 ГК РФ.

  Наследование недвижимости за рубежом

Если достоверно известно, что гражданин оказался в ситуации, которая не допускает возможности выживания – установленный для признания срок составляет 6 месяцев.

Если никаких оснований для данного доказательства нет – признание пропавшего погибшим происходит только после 5 лет, в течение которых он не подавал каких-либо признаков жизни.

Если таковой исчез во время военных действий, для признания обозначенного статуса потребуется 2 года.

Срок отсчитывается со дня, когда признанный умершим был обнаружен в пределах информационной досягаемости, на основании достоверных сведений, представленных суду свидетельскими показаниями или документально оформленными данными.

Если этот срок установить невозможно – отсчёт начинается с первого января последующего за исчезновением года.

В течение данного периода, лицо утрачивает определённые гражданские права, на основании признания его пропавшим без вести, которое должно было произойти через год после исчезновения. В прошествии двух или пяти лет оформляется полное правопреемство в отношении вещных прав на недвижимость.

При данных обстоятельствах, по усмотрению суда, датой смерти устанавливается день выдачи постановления суда или день предполагаемой гибели.

Обозначенная дата вносится в сведения ЗАГС, на основании чего выдаётся свидетельство о смерти.

Процедура признания безвестно отсутствующим

Наследование за пропавшим без вести

В основной части документа указывают:

  • Гражданские, родственные или иные правовые отношения с отсутствующим. (см. Как доказать родство)
  • Дату, когда исчезнувший выбыл из населённого пункта или был замечен в его пределах.
  • Обстоятельства, в свете которых произошло исчезновение. Факты, которые сопутствовали этому событию.
  • Предполагаемое место, в которое отбыл гражданин, при условии, что он сообщил о своём предполагаемом отсутствии.
  • Срок, в течение которого от него не поступало никаких известий, и в течение которого он не появлялся в кругу друзей, знакомых или родственников.
  • Меры, предпринятые для поиска. Результат, к которому таковые привели – с приложением справок, актов и иной документации о розыскных мероприятиях.
  • Причина подачи иска.

Под причиной понимается цель, которую стремится достичь, заинтересованное лицо. По преимуществу, подобные цели ориентируются на имущественные отношения.

В их числе:

Решение суда на основании поданного заявления принимается специальным производством, так как в данном случае исчезнувший не может считаться ответчиком.

Он имеет конституционные гарантии на защиту собственного юридического статуса, что учитывается судом. Поэтому в рассмотрении вопроса участвует прокурор.

В обращении к суду принято корректно выражать просьбу о разрешении на приватизацию, без учёта пропавшего без вести члена семьи, с разрешением его снятия с регистрационного учёта. То же касается иных гражданских интересов лиц, которые требуют освещения перед судом.

Решение суда выдаётся только в отношении тех действий, которые заявлены в арбитраж. Поэтому описывать юридическую процедуру требуется лаконично и точно.

Иная картина складывается, когда исчезнувший признаётся умершим. Если предъявлены незыблемые доказательства того, что человек попал в условия, не предусматривающие физического выживания, признание допускается в полугодовой срок. В этом случае не требуется ориентироваться на юридические действия, которые явились целью заявителя.

На основании решения суда, заинтересованное лицо допускается к наследованию и иным формам распоряжения имуществом покойного, в пределах гражданского законодательства.

Снятие с регистрационного учёта

Если исчезнувший признан пропавшим без вести, то для аннулирования прописки потребуется выписка из решения суда, в которой указано право предъявителя на снятие указанного в ней гражданина с регистрационного учёта (см. Как принудительно выписать человека из квартиры без его согласия).

С данным документом собственник жилья обращается в местное отделение ФМС или паспортный стол. Начальнику отделения пишется заявление на снятие с регистрационного учёта, с приложением выписки. Процедура осуществляется беспрепятственно и не требует дополнительных усилий.

Ничем не отличается от таковой процедура снятия с учёта в отделении ФМС гражданина, признанного умершим. В этом случае начальнику отделения предъявляется прилагаемая к заявлению и удостоверенная нотариусом копия выписки, так как здесь, выданный судом документ, является унифицированным для различных гражданских операций.

В тексте Закона РФ о приватизации, утверждённого 04.06.1991 г., под № 1541-1 отсутствуют непосредственные указания на исключение из процедуры лиц, не проживающих по установленному адресу более года.

Для этого потребуется отдельное распоряжение суда, которое с определённой долей вероятности может оказаться отрицательным.

Юрисдикционное решение требует отмены действия статьи 71 ЖК РФ, в силу прошествия годичного срока и вступления в силу норм части 3, статьи 83 ГК РФ.

Если заявитель планирует исключить гражданина из участников приватизационного процесса, ему потребуется указать в просьбе к суду два пункта:

  • разрешение на выписку;
  • разрешение на проведение приватизации без участия отсутствующего.

Если ранее суд дал разрешение на аннулирование прописки, что было приведено в действие до планирования приватизации квартиры, дополнительного обращения в суд может не потребоваться.

В приватизационный отдел администрации подаётся документация на прописанных в квартире участников. Однако в данном случае потребуется обращение в органы опеки и попечительства, которые на основании статьи 43 ГК РФ представляют имущественные и иные интересы лиц данной категории.

Члены семьи могут оговорить гарантии сохранности имущественных прав родственника, в случае его возвращения.

Исключение составляют случаи, когда отсутствующий заключал договор социального найма с администрацией. В этой ситуации потребуется обратиться к главе департамента по жилищной политике города или к главе исполкома посёлка, с заявлением о перерегистрации договора социального найма.

В случае отказа, который требуется получить в письменном виде, допустимо обратиться в районный суд общей юрисдикции по месту расположения недвижимости. В данном случае возбуждается исковое производство, а ответчиком выступит уполномоченное должностное лицо, отказавшее в переоформлении договора.

  5 этапов вступление в наследство на квартиру

Получив полномочия на переоформление договора, член семьи пропавшего без вести лица, вправе решать приватизационные вопросы по усмотрению, исходя из числа членов семьи, прописанных в квартире.

Такие действия допускаются, только если наниматель жилья признан умершим.

Здесь потребуется срок 5 лет, в течение которого от нанимателя не было никаких известий, либо доказательства вероятности его гибели в чрезвычайных обстоятельствах.

Участие в наследовании безвестно отсутствующего

Лицо, которое допускается к участию в наследовании по закону или по завещанию, не воспользовавшееся обозначенным правом на протяжении полугода, выбывает из процедуры автоматически. Кроме случаев, когда официальное оформление отсутствия мотивировало органы опеки и попечительства на оформление представительства (ст. 1153 ГК РФ).

Читайте также:  Как уменьшить алименты (снизить) в 2021 году - бывшей жене, на ребенка, в твердой денежной сумме

Согласно закону, после официального признания факта отсутствия, все нотариально удостоверенные доверенности утрачивают силу. Если доверительное управление оформилось ранее, и на его основании поверенный оформил в интересах наследника недвижимость – объект переходит в доверительное управление. Оно ведётся до момента признания юридического собственника умершим.

Если признание отсутствующего умершим совпало по времени с открытием наследства, в силу вступает действие статьи 1156 ГК РФ о наследственной трансмиссии.

А если данное обстоятельство признано судом до наступления смерти наследодателя – вместо законного преемника в процедуре участвуют родственники по праву представления (ст. 1146 ГК РФ).

Завещание может предусматривать наличие подназначенного преемника вместо отсутствующего лица. Если подназначение не указано в завещании, предусмотренная в его сторону доля недвижимого имущества и иные вещные права приобщаются в результате приращивания наследственных долей тем участникам, которые претендуют на их получение по закону в порядке очереди.

Возвращение безвестно отсутствующего

Наследование за пропавшим без вести

Вернувшись к оставленной ранее жизни, гражданин приобретает возможность восстановления гражданской и имущественной правоспособности.

Оспорить последствия судебных решений допускается в полной степени. Но правоспособность возвратившегося так же требуется восстанавливать в суде. Постановлением суда отменяются внесённые в ЗАГС сведения о смерти, и возвращается правоустанавливающая и удостоверяющая личность документация.

На основании норм статьи 302 ГК РФ, возвратившийся может затребовать во владение имущество, сохранившееся за ним.

Добросовестно проведённые имущественные сделки оставляют право владения недвижимостью за лицами, к которым таковые перешли. Однако с членов семьи он вправе затребовать причитающуюся ему часть денежных средств.

Недобросовестные действия лиц, которые знали о том, что признанный умершим оставался в живых, подлежат реституции.

В этом случае собственнику возвращаются объекты недвижимости, перешедшие в наследство или в распоряжение третьих лиц.

Если таковые отчуждались в результате имущественных сделок – возвращаются вырученные денежные средства.

Кроме прочего, по суду он может затребовать компенсацию за несанкционированное использование денежных средств. А за нарушения в процедуре приватизации – за использование жилья, по стоимости арендной платы.

Как признать человека пропавшим без вести или умершим

Согласно Гражданскому кодексу РФ, признать человека безвестно отсутствующим, или пропавшим, можно, если информация о нем не поступала по месту его жительства или по месту нахождения заинтересованного лица в течение года.

Если невозможно установить день получения последней информации о пропавшем, днем признания безвестного отсутствия человека считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения о месте нахождения человека, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.

За пропавшим без вести человеком сохраняются все его права и обязанности. Например, он продолжает быть собственником своего движимого и недвижимого имущества и должен выплачивать кредит или алименты.

Признание человека пропавшим может привести к назначению органом опеки и попечительства (по решению суда) управляющего его имуществом. Из этого имущества может быть выдано содержание гражданам, которых пропавший человек обязан содержать, или погашена другая задолженность.

Для признания человека пропавшим обратитесь в районный суд по месту вашего жительства. Для этого понадобятся:

  • исковое заявление с указанием причины, по которой необходимо признать человека пропавшим, а также обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий;
  • доказательства отсутствия человека в течение года;
  • квитанция об уплате госпошлины. 

Если пропавший найдется, суд отменит ранее принятое решение, а также отменит управление имуществом этого человека.

Суд может объявить человека умершим в одном из следующих случаев:

  • если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет;
  • если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 6 месяцев при условии, что он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая;
  • если военнослужащий или иной гражданин пропали без вести в связи с военными действиями, — не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Для признания человека умершим обратитесь в районный суд по месту вашего жительства. Для этого понадобятся:

  • исковое заявление с указанием причины, по которой необходимо признать человека умершим, а также обстоятельств, угрожавших пропавшему смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий;
  • доказательства отсутствия человека;
  • квитанция об уплате госпошлины. 

Днем смерти человека, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. Если умершим признан человек, пропавший без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем его смерти день предполагаемой гибели.

Если объявленный умершим вернется, суд должен отменить решение, а человек сможет потребовать возврат сохранившегося имущества, которое безвозмездно или возмездно перешло к другим лицам.

Расскажите друзьям

Пропал без следа. Верховный суд разъяснил, когда пропавшего человека можно признать скончавшимся

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ объяснила, в каких случаях пропавшего без вести человека можно законно признать умершим.

Такая ситуация касается немало количества семей. Ведь по данным правоохранителей пропавшими без вести числятся около 120 тысяч человек. По статистике только треть из них удается найти живыми.

В Верховный суд обратилась жительница Приморского края. До этого она в местном суде просила признать пропавшего 12 лет назад сына умершим, чтобы иметь возможность распорядиться его имуществом. Первая инстанция просьбу матери удовлетворила, вторая это решение отменила и женщине отказала. Пришлось спор пересматривать Верховному суду.

Эта история началась с иска матери в Дальнереченский райсуд Приморского края. Женщина написала, что осенью 2005 года сын ушел на занятия в профтехучилище и его больше никто не видел. Проведенный за эти годы правоохранительными органами розыск не дал никаких результатов, и в 2007 году молодого человека признали безвестно отсутствующим.

Истица в суде объяснила: признание пропавшего сына умершим ей нужно для того, чтобы получить права на квартиру, которая принадлежит ей и сыну в равных долях. Райсуд пошел ей навстречу и признал ее сына умершим.

Но судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда с мнением коллег не согласилась. Она отменила их решение и приняла новое — матери в ее просьбе отказать.

  • Так дело дошло до Верховного суда РФ, где спор изучили и с решением судей апелляции категорически не согласились, так как есть «нарушения норм материального и процессуального права».
  • В материалах дела Верховный суд увидел, что пропавший молодой человек зарегистрирован в квартире, которая принадлежит ему и матери в равных долях.
  • Из материалов дела следовало, что весной 2005 года молодой человек пришел с повинной в полицию и сознался в краже мобильного телефона.

Через неделю было возбуждено уголовное дело. И спустя месяц парню предъявили обвинение в краже.

Судя по материалам уголовного дела, в конце лета 2005 года начался суд с участием подсудимого.

А уже зимой его объявили в розыск, так как на следующие заседания суда по краже он не явился, на повестки не реагировал и пропал.

По данным правоохранителей пропавшими без вести числятся около 120 тысяч человек. По статистике только треть из них удается найти живыми

Через неделю было возбуждено уголовное дело. И спустя месяц парню предъявили обвинение в краже.

Судя по материалам уголовного дела, в конце лета 2005 года начался суд с участием подсудимого.

А уже зимой его объявили в розыск, так как на следующие заседания суда по краже он не явился, на повестки не реагировал и пропал.

Но оказалось, что разыскное дело к тому моменту уже два месяца как было заведено по заявлению матери. Тот же Дальнереченский райсуд в 2007 году признал молодого человека безвестно отсутствующим.

В деле есть документ из местной полиции, в котором говорится, что с момента пропажи человека в 2005 году и до 2018 года «установить местонахождение не представилось возможным».

Справка из местного ЗАГСа сообщает, что молодой человек за это время не менял имя, не женился и не появлялся у них. Похожая справка из Службы судебных приставов гласит, что в их базе нет исполнительных листов на имя сына истицы.

А Дальнереченская центральная больница отписала в суд, что за все прошедшие годы молодой человек к ним за медицинской помощью не обращался.

Исходя из всех этих документов суд и вынес решение — удовлетворить иск матери. По мнению суда, за более чем 12 лет отсутствия не нашлось ни одного довода, свидетельствующего, что молодой человек просто скрывается от правосудия. Суд подчеркнул — парень ушел из дома на занятия, не взяв с собой никаких вещей и документов. Его паспорт до сих пор хранится у матери.

А когда рассматривалось его уголовное дело, то в органы на допросы он ходил без принуждения и на судебные заседания поначалу также ходил сам. В материалах суда видно, что с потерпевшим он на заседании помирился. И нет никаких доказательств, что все было по-другому.

А в розыск молодой человек попал сначала по заявлению матери и лишь позже его объявили в розыск как скрывшегося от суда.

Читайте также:  Мошенничества с кредитами

Апелляция, когда отказала матери, заявила, что при рассмотрении просьбы о признании гражданина умершим, решающее значение имеет информация о причинах отсутствия гражданина.

А молодой человек был объявлен в розыск за совершенное преступление и скрылся от суда, за что ему была объявлена такая мера пресечения, как арест. Из этого заключения краевой суд сделал вывод, что парень сознательно сбежал, чтобы «уклониться от уголовной ответственности».

И еще заметил, что в деле нет доказательств, что юноша стал жертвой преступления или несчастного случая.

Такой вывод Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда не разделила. И назвала основания, по которым она не согласна.

И начал Верховный суд с Гражданского кодекса. Там в статье 45 сказано, что человек может быть объявлен судом умершим, если по месту жительства он не появляется пять лет, о его месте пребывания в течение этих лет ничего неизвестно и если «он пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от несчастного случая — в течение шести месяцев».

Вывод Верховного суда звучит так. По этому делу юридически значимым обстоятельством являлось выяснение судом вопроса о наличии каких-либо сведений о молодом человеке по месту его жительства или других сведений о месте его пребывания.

Объявить гражданина умершим можно, если он отсутствует дома и нет сведений о нем пять лет

Решением райсуда еще в 2007 году молодой человек был признан безвестно отсутствующим. В суде тогда были допрошены кроме свидетеля и представителя Пенсионного фонда еще и представитель местной прокуратуры. Прокурор выступил за то, чтобы иск матери удовлетворить.

Райсуд установил, что утром в сентябре 2005 года парень вышел из дома без вещей и документов и с тех пор его никто не видел. А еще из материалов дела видно, что разыскное дело по заявлению матери прекратили «в связи с переходом в категорию «розыск преступника».

Позже это дело было уничтожено. Потому, что по результатам доследственной проверки в возбуждении уголовного дела было отказано. Основания отказа неизвестны, так как материалы дела давно уничтожены.

Оперативно-разыскными мерами местонахождение молодого человека за все годы установить не удалось.

В материалах уголовного дела на парня Верховный суд выяснил, что дело завели по факту кражи сотового телефона ценой в две тысячи рублей.

С декабря 2005 года неоднократно назначались судебные заседания, но рассмотрение откладывалось по самым разным причинам. Сведений о вызове сына истицы на первое заседание в деле — нет.

На два следующих заседания обвиняемый пришел, но не явился потерпевший. Потом видно, что мать подсудимого возместила ущерб, причиненный ее сыном, и в деле лежит расписка об этом.

Исходя из всего перечисленного, заявляет Верховный суд, его районные коллеги пришли к правильному выводу о том, что парень почти 13 лет отсутствует и даже полиция найти его не смогла. Поэтому его можно признать умершим. А вот апелляция «ограничилась формальной ссылкой на наличие уголовного дела».

На это Верховный суд ответил — «сам по себе факт нахождения лица в розыске не может служить причиной отказа в удовлетворении заявления об объявлении такого лица умершим». Юридически значимым обстоятельством для объявления гражданина умершим является отсутствие его по месту жительства и сведений о нем в течение пяти лет. Это обстоятельство городской суд и установил.

Поэтому, по мнению Верховного суда, у краевого суда не было оснований отменять решение Дальнереченского районного суда.

  1. Верховный суд оставил в силе решение райсуда, а мнение краевого — отменил.
  2. Наталья Козлова
  3. Российская газета — Столичный выпуск № 83(7841)

Что будет, если не сказать нотариусу о других наследниках и забрать все наследство себе

«Хочешь рассорить родню — оставь им наследство». Чем больше сталкиваешься с наследственными делами, тем чаще убеждаешься в истинности этих слов.

Порой открытие наследства сопровождается весьма жесткой игрой «на выбывание»: ведь чем меньше наследников, тем больше достанется. Поэтому далеко не многие заинтересованы помогать своим «конкурентам», сообщая о них нотариусу.

Хитрость проста: даже когда наследник имеет все законные основания получить наследство, он все равно останется ни с чем, если не успеет принять его в течение 6-ти месяцев со дня открытия. Восстановить этот срок очень сложно: нужно привести весьма уважительные причины, из-за которых он был пропущен.

А что, если не сказать нотариусу о других наследниках? В таком случае вырисовывается весьма заманчивая перспектива: забрать себе все наследство в обход остальных родственников.

По закону нотариус, открывший наследственное дело, обязан известить всех наследников — обратите внимание — о месте жительства или работы, которых ему известно.

А откуда он может узнать такую информацию, если никто не обязывает его проводить розыск наследников? Конечно, прежде всего, от тех наследников, которые уже обратились к нему. Поэтому именно от них фактически зависит то, получат ли наследство остальные.

Предусматривает ли закон какую-то ответственность за то, что наследник умолчит о других известных ему родственниках наследодателя? Этот вопрос недавно был на рассмотрении Верховного суда (дело 5-КГ18-268).

Ушел из жизни мужчина. Жил он одиноко в последнее время, общался только с сестрой. Из наследников первой очереди была родная дочь, но сестра не сообщила ей о смерти отца.

Как позже выяснилось, молчание хранилось не просто так: сестра обратилась к нотариусу и подала заявление о принятии наследства. Завещания не было, а по закону сестра относится ко второй очереди наследников.

Это значит, что она может наследовать лишь в том случае, если никто из наследников первой очереди не заявит о своих правах. Нотариус, как и полагается, спросил у нее, были ли у брата другие близкие родственники. Но та ответила, что ничего не знает о них.

Прошло 6 месяцев, никто к нотариусу больше не обратился, и он выдал сестре свидетельство о праве на наследство — она стала единственной наследницей квартиры, дома с участком и банковского вклада.

А примерно год спустя дочь стала интересоваться судьбой отца, выяснила, что его уже нет, и стала добиваться наследства. Разумеется, она обвинила тетю в том, что та специально не сказала нотариусу о том, что у брата была дочь, — иначе наследства бы ей никогда не видать.

Мосгорсуд признал, что сестра поступила недобросовестно, умолчав о наследнике первой очереди.

Расценив такое поведение как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), суд отменил свидетельство о праве на наследство, выданное сестре, и восстановил срок на принятие наследства дочери.

То есть фактически на наследника возложили ответственность за то, что он не сообщил о других известных ему родственниках.

Но дело дошло до Верховного суда, и там оно приняло совсем иной поворот. Здесь суд не усмотрел нарушений со стороны сестры.

Действительно, нигде в законе на наследников не возлагается обязанность сообщать нотариусу о том, что есть еще другие наследники. А раз такой обязанности нет — значит, нельзя и нести ответственность за ее неисполнение.

То, что дочь не знала о смерти своего отца, — исключительно ее вина. Она не поддерживала с ним общение, ссылаясь на сложные взаимоотношения. Но это не уважительная причина для того, чтобы восстанавливать ей срок для принятия наследства.

Иными словами, вердикт такой: наследник имеет полное право умолчать о других известных ему претендентах на наследство и забрать все себе. В делах наследства каждый сам за себя.

О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?

Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.

Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Читайте также:  Оформление в собственность объекта культурного наследия

Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.

Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д. Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

  • Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.
  • Вопрос: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?

Ответ: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории.

В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Вопрос: Вы отметили, что приоритетом является своевременность принятия розыскных мер.

Как это сочетается с бытующим мнением о том, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток? С данным вопросом связан другой: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приеме заявления. Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник.

Ответ: Относительно первой части вопроса скажу сразу, что суждения по поводу трех суток вымышлены, они под собой не имеют правовой основы.

Именно поэтому в Инструкции установлено, я цитирую ее пункт 3: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г.

№ 736, заявления и сообщения о преступлениях, о происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что прием сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно.

Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.

д.) лишен права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

Вопрос: Куда следует обратиться гражданину, если пропал его близкий человек?

Ответ: С учетом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России.

Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган.

Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счете направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Вопрос: Каков алгоритм реагирования на заявления о безвестном исчезновении гражданина?

Ответ: Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем.

При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

  1. На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.
  2. Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.
  3. Вопрос: Как быть, если возникает спор относительно компетенции различных правоохранительных органов?

Ответ: Взаимодействие основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – органов внутренних дел.

В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передает соответствующие материалы в следственный орган СК России.

  • Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.
  • Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.
  • Вопрос: Когда приказ вступит в законную силу?
  • Ответ: Мы надеемся, что приказ успешно пройдет государственную регистрацию в Минюсте России, после чего он будет опубликован в установленном порядке и по истечении десяти дней вступит в силу.
  • ДПД МВД России

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *