Отчисление из образовательного учреждения

Основания для отчисления ребенка из образовательного учреждения зафиксированы в законе «Об образовании» ( статья 61). Таких оснований существует всего три. Мы попросили нашего юриста прокомментировать каждый случай и дать алгоритм действий.

Отчисление по инициативе родителей или самого ученика

Например, при переводе ребенка в другую школу в связи с переездом или потому, что не сложились отношения в классе. Для этого достаточно написать заявление на имя директора, сделать это можно в любой момент. 

В этом случае порядок отчисления будет такой:

  1. Сначала определитесь с новой школой и обратитесь к ней за информацией о наличии свободных мест, потому что отсутствие места — единственная законная причина, по которой могут отказать в приеме.

    Хорошо бы дождаться так называемого “приглашения” из школы — документа, что она готова взять ребенка. Почему это важно? Потому что в заявлении на отчисление вы должны будете указать, куда именно вы переходите.

    Исключение составляет переезд: в этом случае вы просто указываете новое место жительство.

  2. После пишется заявление на отчисление и направляется в то учебное заведение, откуда вы уходите. Обычно образец заявления есть на официальном сайте школы. Вы можете его скачать и направить через интернет.

  3. Когда заявление подано, оно регистрируется и школа издает распорядительный акт об отчислении в порядке перевода с указанием нового учебного заведения или нового места жительства.

  4. Не забывайте забрать из школы личное дело ученика, медицинскую карту и справку об успеваемости. Эти документы необходимо передать в новую школу.

  5. Заявление на отчисление совместно с документами ученика передается в принимающую организацию. Оформление в новую школу занимает не больше трех рабочих дней.

Кто отвечает за ребенка после школы, на выходных и каникулах?

Отчисление по инициативе учебного заведения

Это возможная мера дисциплинарного взыскания, но применима не ко всем ученикам. Кого не могут отчислять по инициативе учебного заведения ни в каком случае?

  1. Детей младше 15 лет. В начальной школе и до 8 класса за плохое поведение отчислить не могут.

  2. Детей с ОВЗ. 

  3. Детей, когда они находятся на официальных каникулах или больничном. 

  4. Детей, не сдавших ОГЭ и согласившихся остаться на второй год. 

  • Если вы здоровый десятиклассник не на каникулах, то вас вполне могут отчислить из школы за систематическое нарушение устава или правил школы, драки, нарушение прав учителей и другие случаи, когда вы представляете реальную угрозу жизни для других. 
  • Конечно, отчислению по инициативе учебного заведения предшествует большая воспитательная работа и только в том случае, если она оказалась неэффективной, ученика можно отчислять. 
  • Какие шаги должна сделать школа, прежде чем отчислить ученика?
  1. Собрать доказательства, что ученик нарушил дисциплину, и уже с доказательствами на руках собрать педсовет с целью воспитательной беседы с ребенком и его родителями. В ходе беседы необходимо максимально четко объяснить суть проступка и предупредить о последствиях.

  2. Дать время на осознание поступка и исправление. Это может быть как неделя, так и полгода — на усмотрение школы. Закон испытательный срок не регламентирует.

  3. Если воспитательные меры не помогают и ученик продолжает систематически нарушать дисциплину, то школа имеет полное право его отчислить. На практике до этого доходит редко, потому что проще “доучить и выпустить”, чем применять крайнюю дисциплинарную меру.

    Но если школа решается, то директор должен издать соответствующий приказ, ознакомить с ним ученика и его родителей (как правило, это делается через классного руководителя), уведомить органы опеки и местного самоуправления, которые должны устроить ребенка в новое учебное заведение. 

Цветные волосы, пирсинг, тату — это не нарушение дисциплины

Отчисление при нарушении процедуры приема 

Это тот случай, когда родители или другие законные представители ребенка дали ложные сведения о гражданстве ребенка, регистрации по месту жительства, льготах и другие сведения, которые дают право ребенку учиться в этом образовательном заведении. Если сведения не подтверждаются, зачисление является незаконным и его как бы аннулируют. 

Важно понимать, отчислить из школы по желанию учителя, администрации заведения, других родителей без перечисленных выше оснований нельзя. Более того, решение о принудительном отчислении можно оспорить в комиссии по урегулированию споров, которая должна работать при каждой школе и дальше в прокуратуре и районном отделе образования.

За что могут исключить из школы?

Отчисление из школы — самая распространенная «страшилка» учителей, которой пугали практически всех школьных хулиганов. Годы идут, а меры воздействия на «проблемных» воспитанников не меняются. Давайте разберемся, могут ли исключить ребенка из образовательного учреждения.

Обратимся к закону

Закон «Об образовании», а именно статья 61, устанавливает исчерпывающий перечень причин, по которым ребенок может быть исключен из общеобразовательного учреждения. Таких оснований всего три.

Итак, по каким причинам можно отчислить ученика общеобразовательного учреждения:

  • Отчисление проводится по инициативе родителей воспитанника, либо по его собственной инициативе. Например, если родители решили перевести ребенка в другое образовательное учреждение. Или же ребенок желает заниматься в другой школе с углубленным изучением конкретного предмета.
  • По инициативе самого образовательного учреждения, как мера дисциплинарного взыскания к обучающемуся. Однако, такое основание может быть применено только в отношении лиц, достигших пятнадцатилетнего возраста. Ребенка до 15 лет не могут отчислить за несоответствующее поведение и проступки.
  • При выявлении нарушений в порядке приема обучающегося, по его вине, что повлекло за собой его незаконное зачисление в образовательную организацию. Например, если ученик или его родители предоставили недостоверные сведения о себе, гражданстве, месте жительства и прочих данных, которые влияют на прием в общеобразовательные учреждения.

Важно! Учащихся, не достигших 15 летнего возраста, а также имеющих инвалидность или иные ограничения по здоровью, независимо от возраста, отчислить не могут! Ни при каких обстоятельствах! Это прямое нарушение федерального закона «Об образовании».

Читайте также:  Может ли ООО открыть другой расчетный счет, если основной расчетный счет арестован на основании решения суда?

«Исключить нельзя оставить»

Конечно, самым спорным вопросом является отчисление по решению администрации образовательной организации. Разберемся, как, когда и за что могут исключить ребенка.

Отчисление, в данном случае, это самая крайняя мера. Согласно п. 4 ст. 41 закона «Об образовании» руководство школы может принять решение об отчислении только при наличии существенных нарушений либо неисполнения устава организации, правил внутреннего распорядка, а также иных распорядительных документов.

Важно! Ознакомиться с уставом и иными распорядительными документами можно на официальном сайте школы. Документы для ознакомления можно запросить в самом учреждении, например, в секретариате.

Применить крайнюю меру можно только в исключительных случаях. Отметим, что за один проступок, даже очень значительный, отчислить не могут. Руководству школы придется доказать следующие обстоятельства:

  • воспитанник неоднократно нарушал установленные правила и распорядки;
  • были применены все виды педагогических мер воздействия, которые не принесли никаких результатов;
  • дальнейшее пребывание «нарушителя» в школе будет расценено как нарушение прав других учеников и работников школы.

Важно! Наказания (выговоры, взыскания) в отношении школьников, по которым уже истек срок давности, не могут быть основанием для отчисления. Также не могут быть учтены проступки, по которым взыскания сняты за хорошее поведение. Такие правонарушения нельзя учитывать в составе повторных поступков.

Помимо этого администрация школы обязана учитывать мнение родителей. Также при отчислении ребенка придется получить соответствующее разрешение/согласие от комиссии по делам несовершеннолетних.

Вы нам не подходите

Не только многократные нарушения и проступки могут стать причиной разрыва отношений между школой и учеником. В последнее время участились случаи, когда неугодного школьника «выживают» сами учителя или администрация школы.

Причин для такого поведения педагогов масса: от желания повысить уровень успеваемости класса и школы в целом, до личной неприязни к ребенку.

Материальные взаимоотношения тоже играют не последнюю роль в данном вопросе. Некоторые педагоги «формируют» класс по уровню доходов. Поэтому «бедненького» Васю или Машу могут вежливо попросить перевести в другое заведение, попроще.

Конечно, что такие «пожелания» учителей являются незаконными. Не смотря на это многие родители, испугавшись проблем для ребенка, решают перевести его в другую школу.

Что делать при отчислении?

Если ребенка все-таки отчислили, но с решением школы родители не согласны, и считают действия директора и педагогического состава предвзятыми и незаконными, то они имеют право обжаловать отчисление.

В таком случае необходимо обратиться в специальную Комиссию по урегулированию споров, возникающих между участниками образовательных взаимоотношений. Такая комиссия должна функционировать при учебном заведении и у нее должно быть положение, в котором описано, как она работает, порядок обращения и вопросы, которые комиссия уполномочена решать.

Конечно, простого обращения недостаточно, придется обосновать свое мнение, а также подтвердить фактами сложившиеся обстоятельства. Теоретически решение Комиссии является обязательным для всех участников процесса, и должно быть исполнено безоговорочно. Причем в сроки, указанные в данном решении.

Если же родители не согласны с решением Комиссии, либо решение фактически не выполняется, необходимо обращаться в Прокуратуру и отдел образования (бывшие РОНО) вашего района.

А у вас в школе кого-нибудь исключали или принуждали к переводу в другое учебное заведение?

Кс разъяснил нюансы получения школьного образования после 9-го класса

23 июля Конституционный Суд вынес Постановление № 39-П по жалобе гражданина на ряд норм Закона об образовании.

Несовершеннолетняя дочь Игоря Пикулина не прошла отбор в профильный десятый класс омской гимназии, установленный на основе рейтинга по результатам успеваемости учащихся и их личных достижений. В результате ученица была отчислена из образовательного учреждения как завершившая обучение по программе основного общего образования.

В дальнейшем отец девушки оспорил в суде отчисление, однако две судебные инстанции отказали в удовлетворении его иска.

Они сочли правомерными как создание образовательной организацией десятых классов только для профильного обучения, так и организацию индивидуального отбора для приема на профильное обучение.

Также они пришли к выводу, что сам индивидуальный отбор был проведен на законных основаниях.

Кроме того, подчеркнули суды, дочь истца была зарегистрирована по адресу места жительства, который не относится к закрепленной за гимназией территории, в настоящее время девушка получает семейное образование и уже прошла промежуточную аттестацию в другой образовательной организации.

Впоследствии кассация отказалась рассматривать жалобу Игоря Пикулина, после чего он обратился с жалобой в Конституционный Суд.

Он указал, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения прекращаются при отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с получением образования (завершением обучения). В свою очередь, ч. 5 ст.

67 Закона предусматривает возможность проведения индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.

По мнению заявителя, спорные нормы неконституционны в силу того, что они позволяют образовательной организации при введении профильного обучения в десятых классах и индивидуального отбора для зачисления в данные классы не переводить на следующий уровень для получения обязательного среднего общего образования обучающихся, получавших в ней основное общее образование, и по результатам такого отбора отчислять последних по собственной инициативе без учета мнения их родителей.

После изучения материалов дела Конституционный Суд напомнил, что в действующей системе правового регулирования в РФ признается обязательность не только основного общего образования, но и среднего общего образования, поэтому законодатель предусмотрел конституционные гарантии получения последнего. Иное не соответствовало бы нормативному содержанию и самой природе права на образование на всех уровнях его реализации.

Как пояснил КС, организация образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть дифференцирована с учетом потребностей и интересов обучающихся, обеспечивая профильное обучение.

В силу этого образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Читайте также:  Закупка у одного поставщика до 100 тыс. руб.

Такая автономия реализуется в соответствии с требованиями законодательства об образовании и ориентирована прежде всего на образовательные потребности и интересы обучающихся.

Само по себе получение образования по программе основного общего образования не свидетельствует о завершении получения образования данного вида и предполагает необходимость, по общему правилу, для несовершеннолетнего лица продолжения получения обучения по уровню среднего общего образования. Такое образование можно получить в рамках программ среднего общего или среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

«В этом плане сама по себе итоговая аттестация, завершающая освоение основной образовательной программы основного общего образования, являясь подтверждением пройденного этапа получения гражданами РФ общего образования и формой оценки степени и уровня освоения обучающимися соответствующей образовательной программы (ч. 1 ст.

59 Закона об образовании), никак не влияет на наличие права и обязанности получения среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего общего образования, за тем лишь исключением, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (ч. 5 ст. 66 Закона об образовании)», – отметил Суд.

КС добавил, что вышеприведенное не исключает оформления продолжения получения общего образования после завершения основного общего образования в качестве приема в соответствующую образовательную организацию.

В этом случае гарантии приема на обучение по общеобразовательным программам в равной мере распространяются и на лиц, завершивших обучение по образовательным программам основного общего образования и выразивших намерение продолжить обучение по образовательным программам среднего общего образования, независимо от того, в какой образовательной организации (в той же или иной территориально доступной общеобразовательной организации) им будет предоставлена такая возможность.

При этом Суд констатировал, что нормативно-правовое регулирование относительно установления порядка проведения индивидуального отбора осуществляется на местах по-разному, так как некоторые из субъектов РФ предусмотрели такой порядок в своих подзаконных актах.

При этом в регионах существуют разные подходы к установлению гарантий, связанных с продолжением обучения по основным общеобразовательным программам.

Так, в некоторых из них предусмотрено, что отказ по результатам индивидуального отбора при приеме либо переводе в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в класс профильного обучения не является основанием для отчисления обучающегося или отказа в приеме в организацию. В других же определяется сам порядок индивидуального отбора, но не разрешается вопрос о его последствиях для обучающихся.

  • В связи с этим КС признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции, поскольку они обязывают региональные органы власти обеспечить продолжение обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения по программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных предметов, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования).
  • Кроме того, указал Суд, такие нормы предусматривают заблаговременное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе; не допускают лишения лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для последующего обучения, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации без нормативного установления гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.
  • Иное их понимание, подчеркнул Суд, фактически означало бы необоснованные ограничения права обучающихся, желающих продолжать освоение общеобразовательных программ среднего общего образования на непрофильной основе (по универсальному профилю), а потому нарушало бы конституционные гарантии.

Заместитель директора юридического института Кемеровского государственного университета по научной работе Егор Трезубов назвал весьма актуальным постановление КС.

«Вопросы реализации государственных гарантий на получение бесплатного общего образования в стране все еще остаются в повестке дня, а публичным властям приходится балансировать между обеспечением общедоступности и качества этого образования.

В деле, ставшем поводом для обращения заявителя в Конституционный Суд, отчетливо обнажились проблемы сочетания уровней общего образования – основного и среднего, а также возможности применения универсальных образовательных программ и программ с углубленным изучением отдельных предметов», – отметил он.

По словам эксперта, обеспечение права на получение общего образования, по сути, осуществляется в субъектах РФ, а федеральные власти осуществляют лишь координацию и генеральное нормативное сопровождение соответствующих процессов.

«При этом, как отмечено в рассматриваемом постановлении, на нормативном уровне не закреплено в качестве специального основания для отчисления ученика из образовательного учреждения его непрохождение на конкурсной основе в профильный класс», – отметил Егор Трезубов.

Он добавил, что в Кемеровской области, насколько ему известно, практика применения профильных образовательных программ в школах сочетается с обязательным существованием классов с универсальной программой, то есть на одной параллели в старших классах существуют как классы с углубленным изучением дисциплины, так и без таковых. «Поступление в профильные классы осуществляется на конкурсной основе, но при этом учеников не вынуждают уходить из школы по причине того, что мест в 10-м классе на порядок меньше, чем было в 9-м классе. Есть и иная практика – нетиповое образовательное учреждение может изначально применять лишь программы профильного обучения, в таком случае поступление в соответствующий лицей или гимназию осуществляется на основе конкурсных испытаний. В этом плане омская практика, показанная в судебном акте, кардинально отличается от кузбасской», – рассказал Егор Трезубов. 

При этом он отметил, что текст постановления изложен крайне путано. «Сложилось впечатление, что достопочтенные судьи сами с трудом разбирались в том, что за уровни образования были придуманы законодателем и предусмотрены в Законе об образовании.

Читайте также:  Как запатентовать научное исследование

Такое задание, безусловно, непростое, но Конституционный Суд в целом с ним справился.

КС справедливо указал на возможность в образовательных учреждениях общего образования вводить профильные классы, но обязал региональные власти предусмотреть возможность сохранения за учениками, не прошедшими конкурсный отбор, но желающими продолжить обучение в школе, права на получение общего образования. При этом Судом указано на то, что за учеником в приоритете должно быть сохранено право остаться в своей школе, но региональные власти могут предусмотреть и процедуру перевода ученика в “школу коррекции”, территориально доступную для ученика», – отметил эксперт. 

По его мнению, заложенная в тексте постановления политико-правовая двусмысленность тем не менее должна быть скорректирована законодателем императивным образом.

«Представляется, баланс должен быть достигнут следующим образом: общее образовательное учреждение либо изначально должно функционировать на конкурсной основе и предполагать поступление в него по результатам испытаний, либо в случае, когда это учреждение участвует в системе государственных гарантий получения бесплатного образования, специализация учеников должна осуществляться по принципу переформирования классов в профильные и универсальные. По окончании какого класса такое ранжирование проводить – вопрос к педагогам, и ответ на него зависит от уровня психологического и интеллектуального развития ученика. Опираясь на свой жизненный опыт, скажу, что специализация в школе необходима, и при этом внедрять эту практику нужно раньше, чем в 10-м классе. Оптимально ранжировать учеников и формировать профильные классы с 8-го класса», – убежден Егор Трезубов. 

Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов полагает, что главный вывод из судебного акта заключается в том, что в погоне за профильными классами образовательным организациям нельзя забывать про обычные, обучение в которых не требует индивидуального отбора: «Иначе право на образование ставится в зависимость от результатов такого отбора – то есть от решения администрации образовательного учреждения, что недопустимо по смыслу самого права на образование».

Он добавил, что у него сложилось впечатление, что в рассматриваемом деле в гимназии были созданы профильные классы именно для того, чтобы иметь возможность “фильтровать детей” на входе.

«А так как непрофильных классов не было, то получается, что менее способным дорога в старшие классы вообще закрыта, и это удручает. Уверен, что по России таких школ много.

Теперь администрациям образовательных учреждений нужно будет иметь в виду, что обычные классы закрывать нельзя», – резюмировал Ярослав Самородов.

Прокуратура разъясняет: Какие основания отчисления несовершеннолетних из образовательных организаций предусмотрены законодательством Российской Федерации и возможно ли применение иных мер воздействия к обучающимся в них детям?

«Какие основания отчисления несовершеннолетних из образовательных организаций предусмотрены законодательством Российской Федерации и возможно ли применение иных мер воздействия к обучающимся в них детям?»

Статьей 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-Ф3), предусмотрены следующие основания отчисления, обучающегося из общеобразовательной организации:

  • 1) получение образования (завершение обучения);
  • 2) по инициативе обучающегося или его родителей (законных
  • представителей) в случае перевода учащегося для продолжения обучения в другую организацию;
  • 3) обстоятельствам, не зависящим от поли обучающегося или его родителей (законных представителей), а также образовательной организации, в том числе в случае ее ликвидации.

Кроме того, отчисление к несовершеннолетнему может быть применено в виде меры дисциплинарного взыскания при условии, если дальнейшее пребывание ребенка в образовательной организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также ее нормальное функционирование (п. 8 ст. 43 Закона № 273-ФЭ).

Такое решение к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет и не получившему основное общее образование, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав (п. 9 ст. 43 Закона № 273-Ф3, п. 11 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 № 185 (далее — Порядок)).

Однако в соответствии с чч. 8, 9 ст. 43 Закона № 273-Ф3, пп. 10, 17 Порядка указанное решение может иметь место, если нарушения устава организации, правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных

актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности неоднократны, и иные меры воздействия не дают результата.

До отчисления к обучающемуся на основании ч. 4 ст. 43 Закона № 273-ФЗ, п. 4 Порядка могут быть применены и иные меры дисциплинарного взыскания — в виде замечания и выговора.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания (п. 6 Порядка).

Частями 5, 6 статьи 43 Закона № 273-ФЭ и пунктом 7 Порядка предусмотрено, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к лицам с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Также не допускается их применение к обучающимся во время болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего (п. 17 Порядка).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *