Противодействие легализации преступных доходов.

12 сентября 2014 в 12:10

Противодействие легализации преступных доходов.

Людмила Хуртина, старший преподаватель кафедры финансов и банковского дела Омского филиала МФПА

В настоящее время в условиях всеобщей глобализации экономической интеграции различных форм бизнеса кредитные организации, как и вся кредитно-денежная система, находятся в постоянном развитии.

Большая концентрация денежных ресурсов как в наличной, так и в безналичной форме, разнообразие финансовых услуг и инструментов с различной степенью защищенности и ликвидности, расширяющееся клиентское поле – всё это делает банковские структуры наиболее привлекательным объектом криминальных вторжений и прокручивания мошеннических схем.

Вхождение России в систему международного сотрудничества в борьбе против опасных форм экономической преступности потребовало применения на национальном уровне специальных законодательных мер, расширения полномочий правоохранительных органов, а также включения в указанную борьбу новых субъектов.

Эти обстоятельства делают сотрудничество кредитных учреждений с правоохранительными органами и органами финансового контроля одним из наиболее эффективных инструментов своевременного выявления и пресечения целого спектра экономических преступлений и правонарушений.

В России усиление государственного контроля за направлениями финансовых потоков, проходящих через кредитные организации, зачастую объявляется направлением «нерыночным», «недемократическим». Бытует мнение, что банки в своей деятельности не должны выполнять функции государственных служащих, подменять налоговые органы, доставляя им различную информацию и сведения и своих клиентах.

Зарубежный опыт, однако, убедительно свидетельствует о том, что денежные потоки, проходящие через банковские каналы, могут и должны подвергаться тщательному отслеживанию со стороны органов финансового контроля и правоохранительных органов.

В национальной системе противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Банк России как институт регулирования и контроля совместно с банками предпринимает энергичные меры по выявлению и пресечению незаконной деятельности кредитных организаций. Эффективность такой работы является сегодня важным элементом имиджа государства и его банковской системы на международной арене.

В 2008 г. Центральным Банком РФ выявлено нарушений законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, на общую сумму выданных наличных денежных средств на сомнительные цели 300 млрд рублей. Банком России была отозвана 51 лицензия у банков. В 2009 г.

продолжается работа по очищению банковской отрасли от различного рода «карманных банков» и банков, занимающихся противоправными действиями, за восемь месяцев 2009 года лицензий лишились 24 банка, возбуждены уголовные дела.

Таким образом, кредитные организации, которые специализируются на обналичивании крупных сумм денег, отмывании капиталов, полученных преступных путем, находятся под постоянным контролем.

  • Банк России, орган ответственный, прежде всего, за проведение денежно-кредитной политики, рассматривает проблему отмывания преступных капиталов как проблему экономическую.
  • Основой противодействия «отмыванию» доходов в кредитных организациях является внутренний контроль.
  • Банк России рекомендовал кредитным организациям с учетом особенностей и направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями, разработать комплекс программ осуществления специального внутреннего контроля. Не стремясь поставить кредитные организации в жесткие рамки и ограничить их инициативу, он, тем не менее, предложил шесть программ:
  • –          идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов, включающая анкетирование клиентов и оценку риска осуществления  ими легализации доходов, полученных преступным путем;
  • –          выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами и имуществом, связанных с отмыванием преступных доходов;
  • –          проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности  или опровержения подозрений осуществления клиентом отмывания преступных доходов;
  • –               документального фиксирования информации;
  • –               хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления  внутреннего контроля;
  • –               обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
  • Российские кредитные организации оснащены методическими материалами о том, как им следует поступать в случае возникновения сомнений при квалификации операции клиента как подозрительной операции, указывающей на возможность легализации «грязных» денег.

Еще одно важное обстоятельство – Банк России не рекомендует кредитным организациям устанавливать корреспондентские отношения с теми банками, которые не осуществляют мер по противодействию отмыванию преступных капиталов.

Кредитные организации обязаны передавать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также об иной подозрительной деятельности клиентов в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, то есть в Российский FIU.

Необходимая для этого нормативная база Банком России разработана, в ее основу заложены три принципа.

Во-первых, оперативность передачи информации. Во-вторых, защищенность передаваемой кредитными организациями информации в целях гарантированного обеспечения информационной безопасности и невозможности несанкционированного ознакомления с ней третьими лицами.

В-третьих, надежность информационно-технологической системы в целом.

В заключение следует отметить, что эффективность борьбы с использованием банковского сектора для отмывания «грязных» денег и финансирования терроризма во многом может возрасти за счет повышения стандартов контроля.

Необходимо добиться формирования в банковской среде нетерпимого отношения к тем, кто использует в своей деятельности серые схемы ведения бизнеса, связан с крими­нальными структурами, создает условия для нечестной конкуренции. В конечном счете такие элементы должны быть «выдавлены» из банковской сферы, как наносящие ей реальный ущерб.

Этот вопрос тесно связан с задачами надзорных органов по поддержанию стабильности, безопасности и надежности банковской системы.

Понятно, что процесс этот непростой и займет определенное время. Банк России и всё российское банковское сообщество готовы принимать в этом участие.

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

  • Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
  • Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
  • В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Объемы вывода денежных средств за рубеж в банковском секторе, в млрд. рублей

Объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе, в млрд. руб

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные.

Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах.

На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

Читайте также:  Как подтвердить смену фамилии?

Во второй половине 2021 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне.

Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики.

Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.

2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 14.09.2021

Противодействие легализации преступных доходов

Преобразование ВЭБ.РФ в государственную корпорацию на основании Федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» определило ее новые цели деятельности и функции.

В настоящее время ВЭБ.

РФ действует в целях обеспечения долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и создания условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности и расширения инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, повышения энергоэффективности, поддержку экспорта и расширение доступа российской промышленной продукции на зарубежные рынки. При этом ВЭБ.РФ остается активным участником международного банковского сообщества.

В связи с этим стоящая перед международным банковским сообществом задача противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в полной мере распространяется на деятельность ВЭБ.РФ.

В ВЭБ.

РФ разработана и функционирует Система противодействия, основанная на требованиях Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», рекомендациях Центрального банка Российской Федерации, международных финансовых учреждений, практическом опыте работы западных и ведущих российских финансовых институтов. В действующей Системе учтены современные направления деятельности государственной корпорации и ее клиентская база, отличающаяся «прозрачными» операциями, что гарантирует минимизацию риска использования ВЭБ.РФ в целях отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Система противодействия обеспечивает защиту ВЭБ.РФ от проникновения в него преступных доходов, управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в целях его минимизации, независимость Ответственного сотрудника и участие работников в проводимых мероприятиях.

Основой Системы являются Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Правила внутреннего контроля).

В структуре ВЭБ.РФ создан Блок комплаенса и финансовых расследований, к предметам ведения которого относятся вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию Правил внутреннего контроля в ВЭБ.РФ (Ответственный сотрудник). В разработанных программах определены функции и регламентировано взаимодействие структурных подразделений ВЭБ.

РФ в целях противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Программы включают процедуры, проведение которых позволяет ВЭБ.

РФ в соответствии с действующим законодательством идентифицировать клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, оценивать риски клиентов, а также риск использования услуг ВЭБ.

РФ в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, своевременно выявлять в деятельности клиентов операции и сделки, подлежащие обязательному контролю, и необычные операции, документально фиксировать и хранить полученную информацию, принимать меры для предотвращения легализации преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Все работники ВЭБ.

РФ, осуществляющие (сопровождающие) банковские операции и иные сделки, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции участвуют в реализации Правил внутреннего контроля, проявляют должную бдительность в отношении любых необычных операций и сделок, особое внимание уделяют факторам, влияющим на оценку риска клиента, и операциям клиентов с повышенным уровнем риска.

В ВЭБ.

РФ проводится систематическое обучение работников ВЭБ.РФ и его дочерних структур по вопросам применения законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем | Белогорск | Официальный портал

Ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем

Понятие легализации дано в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Цель запрета легализации заключается в предупреждении преступной деятельности, связанной с извлечением прибыли.

Отмывание денежных средств, полученных преступным путем, относится преступлениям экономической направленности. Ответственность за данные деяния предусмотрена статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

За легализацию денежных средств на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, то есть в крупном размере, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового. Если данное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или (и) лицом с использованием своего служебного положения, то данное деяние наказывается принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Более строгое наказание предусмотрено за легализацию денежных средств организованной группой или (и) на сумму шесть миллионов рублей, то есть в особо крупом размере: принудительные работы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без таковоголибо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  • Помощник прокурора
  • Белогорского района
Читайте также:  При восстановлении дома после пожара уменьшилась площадь квартиры

юрист 1 класса                                                                             Ю.А. Демерза

Противодействие легализации преступных доходов

  • Политика АО «МБ Банк»
  • в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
  • Осознавая важность и особую значимость проводимой во всем цивилизованном мире политики по противодействию легализации преступных доходов, а также учитывая угрозу, исходящую для всего мирового сообщества от террористических и связанных с ними организаций, АО «МБ Банк» (далее – Банк) разработана и внедрена система внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ), основанная на принципе участия всех работников Банка, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции, в работе, направленной на предотвращение операций и сделок, которые прямо или косвенно связаны с отмыванием доходов, полученных от преступной деятельности, а также исключению возможности проведения операций, связанных с финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Действующая в Банке система по ПОД/ФТ/ФРОМУ функционирует в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) и рекомендациями Банка России в области ПОД/ФТ/ФРОМУ. Также Банком в работе используется международный опыт, в том числе, рекомендации, разработанные в этой области следующими международными организациями — группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force – FATF), Базельским комитетом по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) и Вольфсбергской Группой.

Банкам-корреспондентам и контрагентам АО «МБ Банк»

Банк информирует о том, что во исполнение требований Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов в области ПОД/ФТ, а также в соответствии с рекомендациями Банка России, осуществляет мероприятия по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Функционирование системы ПОД/ФТ/ФРОМУ регламентируется «Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в АО «МБ Банк» (далее – Правила).

Одним из принципов организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ является реализация риск-ориентированного подхода, направленного на управление риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Основными задачами Политики по ПОД/ФТ/ФРОМУ являются: предотвращение использования Банка в качестве инструмента для отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, защита деловой репутации Банка и его клиентов, обеспечение предотвращения возможных рисков, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.

В целях организации системы внутреннего контроля в Банке и Филиале назначены работники, ответственные за реализацию Правил.

Банком предпринимаются все возможные и необходимые меры по предотвращению операций и сделок, которые прямо или косвенно связаны с отмыванием доходов, полученных от преступной деятельности, а также по исключению возможности проведения операций, связанных с финансированием террористической деятельности.

Банк нацелен на поддержание высокой деловой репутации и минимизацию рисков вовлечения Банка в сомнительные финансовые схемы недобросовестных клиентов. В связи с этим Банк в полной мере применяет политику «Знай своего клиента».

  Банк с разумной осторожностью подходит к выбору и формированию клиентской базы, внимательно изучает своих потенциальных клиентов, интересы и сферы их деятельности и стремится к установлению взаимоотношений, основанных на прозрачности и понимании бизнеса и операций клиентов, также осуществляется мониторинг и анализ деятельности организаций и лиц, уже являющихся клиентами Банка. Оценка актуальности и достаточности существующих методов и способов контроля проводится в постоянном режиме по мере появления и распространения новых способов легализации преступных доходов, изменения законодательства Российской Федерации и распространения лучших международных практик.

  1. Банк не открывает счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица документов, необходимых для его идентификации, а также не открывает и не ведет счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы).
  2. Банк не устанавливает и не поддерживает отношения с банками-нерезидентами, которые не имеют на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
  3. Банк не заключает договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента, документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента, бенефициарных владельцев и выгодоприобретателя в случаях, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.
  • Если Вам отказали в проведении операции или заключении договора банковского счета
    • В случае, если Банк отказал Вам в проведении операции или заключении договора банковского счета  Вы вправе (с учетом полученной от Банка  информации о причинах принятия соответствующего решения) представить документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада). Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее семи рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом. В случае получения от Банка сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми  ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), Вы вправе обратиться с заявлением в Межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации (в Межведомственную комиссию необходимо представить документы и информацию, в соответствии с требованиями Указания Банка от 30.03.2018 № 4760-У)
Читайте также:  Заключение брачного договора для перехода права собственности на недвижимость

Что надо знать про 115-ФЗ, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём

115 ФЗ о противодействии легализации (отмывания) доходов — закон, действующий с 7 августа 2001 года, направленный на предотвращение получения нелегального дохода и финансирование террористической деятельности.

В качестве контролеров выступают банки и Росфинмониторинг, обязанные выявлять и пресекать подозрительные транзакции.

Федеральный закон контролирует физлиц, юрлиц и госорганы, выполняющие контролирующие функции по выявлению и предотвращению нарушений.

Выделяется несколько целей легализации:

  • спрятать источник получения дохода;
  • сформировать ощущение законности поступления средств;
  • маскировать субъектов, участвующих в незаконной операции;
  • снизить размер налога или отказаться от его оплаты;
  • получить доступ к деньгам для безопасного применения;
  • использовать нелегальные средства для вложений в законный бизнес.

Какие сделки подлежат контролю

В случае превышения суммы в 600 000 р операция обязательно проверяется. Как правило, такие сделки относятся к одной из следующих категорий:

  • Транзакции с наличными: снятие / зачисление, получение средств по чеку, купля / продажа валюты, обмен банкнот, перевод денег в уставной капитал организации.
  • Операции на счету в банке: открытие вклада на 3-е лицо, зачисление / списание средств юрлица с опытом меньше 3-х месяцев, перевод в зарубежное банковское учреждение на анонима и т. д.
  • Транзакции и сделки с ценными бумагами для клиентов, зарегистрированных в КНДР / Иране. Упомянутые страны не входят в ФАТФ, поэтому такие операции подлежат обязательному контролю.
  • Прочие сделки: выдаче беспроцентных кредитов, оплата страхового возмещения, получение средств с азартных игр, сделки с недвижимостью на сумму от 3 млн р и прочие.

Согласно ФЗ 115 под контроль подпадают все операции, сумма по которым превышает лимит, а сама сделка попадает под категорию сомнительной. К основным признакам сомнительных операций стоит отнести:

  • нестандартный характер;
  • отсутствие экономического обоснования;
  • оплата «серой» импортной продукции;
  • перевод с безнала в наличные и т. д.

Наибольшее внимание привлекает строительная отрасль и операции с драгметаллами. В большинстве случаев по рекомендации Росфинмониторинга банк требует пояснений по следующим сделкам:

  • Регулярное снятие крупных сумм со счета. От 80% от оборота и более.
  • Расходы, не характерные для клиента.
  • Периодическое зачисление крупных сумм на счет физлица без уплаты налогов с этих средств.
  • Открытие двух и более депозитов на имя организации на сумму от 0,6 млн рублей и более.
  • Зачисление на счет несколько крупных сумм при том, что в последние три месяца больших поступлений не было.

Какие операции не проверяются

Существует ряд сделок, которые вряд ли заинтересуют Росфинмониторинг с позиции контроля клиента банка по 115 ФЗ. К таковым относится:

  • перевод без оформления счета — до 15 т. р;
  • покупка валюты — до 40 т. р. в эквиваленте;
  • приобретение драгоценностей в розницу — до 40 т. р., а с использованием электронных средств — до 100 т. р.

Последние две операции касаются физических лиц. При проведении подобных транзакций блокировка счета по 115 ФЗ практически исключена.

Запрос документов по 115-ФЗ

При выявлении подозрительной операции банки могут потребовать устные и документальные пояснения. Параллельно финансовое учреждение передает в Росфинмониторинг следующие данные:

  • суть и сумма операции;
  • дата проведения;
  • информация об отправителе / получателе.

Во избежание потери лицензии банковское учреждение сразу проводит проверку в расчете на снятие подозрений. Чаще всего финансовые структуры требуют следующие сведения:

  • описание типа деятельности;
  • информирование об источнике получения средств;
  • пояснение схемы работы;
  • сведения о расчетных счетах, которые открыты в других банках;
  • соглашения и первичная документация;
  • данные по сотрудникам и договорам, по которым они работают;
  • информация о собственности;
  • отчеты в ФНС и бухгалтерию.

При этом банк вправе установить срок для сбора и передачи документации или лично выехать для проверки бизнеса. После изучения документов принимается одно из следующих решений:

  • отказать в транзакции и информировать Росфинмониторинг;
  • провести подозрительную операцию, но отправить информацию в упомянутый контролирующий орган;
  • пересмотреть уровень риска клиента.

При повышении степени риска банковское учреждение вправе частично закрыть доступ к карточкам и дистанционным сервисом пользователя. Дополнительном может быть усилен контроль, выражающийся в необходимости предоставления дополнительных документов по каждой сделке.

Как избежать проверок и блокировки по ФЗ №115

Во избежание ответственности по ФЗ 115 важно соблюдать несколько правил, позволяющих снять любые подозрения со стороны банка и Росфинмониторинга. Базовые моменты:

  • Своевременное информирование финансового учреждения об изменениях в адресе, ОКВЭД и других данных.
  • Контроль платежей и их соответствие виду деятельности.
  • Применение корпоративных карт.
  • Проверка адреса регистрации компании или ИП и устранение несоответствий.
  • Подробное заполнение платежных документов.
  • Предоставление документации по запросу банка по первому требованию.
  • Проверка партнеров на факт легальности их деятельности.
  • Своевременная оплата налогов.
  • Ограничение снятия наличности (не более 100 000 р в пределах одного соглашения).
  • Оплата НДФЛ при переводе платы за услуги физическим лицам.
  • Правильное оформление документации с контрагентами.

Также необходимо поддерживать остаток на счете выше 10% от оборота. Это считается позитивным признаком, свидетельствующим о честности компании.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *