Проверка поднадзорного сотрудниками полиции

Проверка поднадзорного сотрудниками полиции

Уклонение от административного надзора может совершаться следующими способами: неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания к избранному месту жительства в определённый администрацией исправительного учреждения срок, а также самовольного оставления места жительства или пребывания.

Уголовная ответственность за эти деяния наступает при условии, что они совершены в целях уклонения от административного надзора, предусмотренных ч. 1 статьи 314.1 УК РФ.

Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» обязывает поднадзорное лицо прибыть в определённый администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.

В связи с этим лицо, освобождённое из мест лишения свободы и в отношении которого установлен судом административный надзор, обязано прибыть к месту своего нахождения, встать на учёт в соответствующий орган внутренних дел, соблюдать те ограничения, которые указаны в решении суда, вести трудовой образ жизни, подчиняться моральным, этическим и иным нормам поведения в обществе на протяжении действия надзора. Нарушение указанных требований и является основанием для привлечения к уголовной ответственности. Однако, во всех случаях неприбытия поднадзорного лица к определённому месту, необходимо выяснять причины задержки прибытия. К ним можно отнести сложные метеорологические условия, стихийные бедствия, перебой в движении транспортных средств, болезнь поднадзорного или иные проблемы со здоровьем, которые лишают его возможности прибыть к избранному месту жительства или пребывания.

Неприбытие поднадзорного лица к месту жительства или пребывания может заключаться: в самовольной задержке в пути (по пути следования заехал к родственникам, знакомым, лицам, с которыми ранее отбывал наказание и т.д.).

В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении поднадзорного Ф., который после освобождения из мест лишения свободы должен был прибыть к месту своего жительства, но он поехал к тёте, пробыл у неё месяц, потом поехал к друзьям и лишь спустя 3 месяца прибыл к своему месту проживания.

Также неприбытие может заключаться о сообщении администрации исправительного учреждения ложного адреса, где якобы он намерен проживать после освобождения. Например, поднадзорный И.

сообщил администрации исправительного учреждения, что намерен после освобождения поселиться у родственников, однако после освобождения выехал в неизвестном направлении и был обнаружен сотрудниками органов внутренних дел спустя 3 месяца совсем в другом районе.

Что же касается самовольного оставления поднадзорным лицом места жительства или пребывания, то оно может заключаться в следующем: выезде к новому месту жительства или пребывания без уведомления органов внутренних дел; самовольной смене постоянного места жительства или пребывания без уведомления органа внутренних дел; покидания места жительства или пребывания в период времени, в течение которого оно должно там находиться, выезде в неизвестном направлении.

Нарушения указанных требований с целью уклонения от административного надзора является основанием для привлечения к уголовной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 314.1 УК РФ.

  • Выезд к временному месту жительства или пребывания может осуществляться только с разрешения органов внутренних дел и только в исключительных случаях по личным обстоятельствам, указанных в Федеральном законе «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
  • Все остальные причины оставления установленных судом пределов территории будут считаться незаконными и являться одним из способов уклонения от административного надзора, если поднадзорное лицо при этом преследовало цель уклонения.
  • Так, например, лицо, в отношении которого установлен административный надзор с ограничением в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории района его проживания, самовольно оставил место своего жительства и уехал в другой район, где и был задержан через определённое время сотрудниками органов внутренних дел.

В своём оправдании поднадзорный объявил, что был вынужден уехать на заработки в связи с тяжёлым материальным положением и обратиться за маршрутным листом не успел.

В ходе рассмотрения уголовного дела было установлено, что поднадзорный в другом районе не прибыл в соответствующий орган внутренних дел, не сообщил, что находился под административным надзором, тем самым целенаправленно уклонился от действия административного надзора.

В мероприятиях по розыску поднадзорных лиц принимают участие участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов, отделений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Сотрудники органов внутренних дел проводят опрос родственников, соседей и других лиц с целью получения информации о разыскиваемом лице, направляют задания по розыску поднадзорного лица в территориальные органы МВД России на районном уровне на территории обслуживания, на которых указанное лицо имеет родственные, дружеские и иные связи, где наиболее вероятно его появление, также в отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, с целью выявления возможности приобретения поднадзорным лицом билетов на транспортное средство и убытия с избранного места жительства.

В настоящее время на профилактическом учёте территориальных органов МВД России на районном уровне г. Москвы состоит 2267 поднадзорных лиц, из них розыск осуществляется в отношении 73 лиц: не прибывших к избранному месту жительства (пребывания) из мест лишения свободы, которым по решению суда установлен административный надзор (34), самовольно покинувших место жительства (39).

С начала текущего года удалось установить местонахождение 53 разыскиваемых лиц, которым по решению суда установлен административный надзор. Также по фактам уклонения от административного надзора возбуждено 45 уголовных дел, предусмотренных статьёй 314.1 УК РФ.

Благодаря совместным усилиям и взаимодействию территориальных органов МВД России, большая часть поднадзорных лиц выявляется с помощью городской системы видеонаблюдения, проверок по информационно-справочным учётам, но имеются и необычные факты розыска поднадзорных лиц.

Один из таких случаев был в период оперативно-профилактического мероприятия «Заслон» 2017 года на территории г. Москвы. В период данного мероприятия в социальной сети мужчина с интересной фамилией Езепчик решил познакомится с девушкой, в ходе общения настаивал на встрече.

Девушка, являясь инспектором по административному надзору территориального органа МВД России на районном уровне г.

Москвы, решила проверить его по информационным базам МВД России и выявила, что данный гражданин ранее судим за изнасилование и насильственные действия сексуального характера, а на тот период находился в международном розыске за уклонение от административного надзора.

Девушка назначила встречу гражданину Езепчику на территории обслуживаемого района, в ходе которой данный разыскиваемый был задержан сотрудниками органов внутренних дел.

В другом случае лицо, состоящее под административным надзором в территориальном органе МВД России на районном уровне г. Москвы, многократно нарушало ограничения, установленные судом, в связи с чем не раз привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 статьи 19.

24 КоАП РФ и наказанием в виде административного ареста сроком на 10 суток. В очередной раз при нарушении административного ограничения поднадзорный испугался опять ехать в судебный участок территориального района г.

Москвы для привлечения к административной ответственности и вынесения наказания, решил скрыться от органов внутренних дел, оставив своё место жительства, тем самым уклонился от административного надзора.

Спустя 2 месяца поднадзорный позвонил в службу «02» и сообщил, что устал скрываться от органов внутренних дел и назвал адрес своего местонахождения.

Данное направление деятельности находится на контроле Управления ОДУУПиПДН ГУ МВД России по г. Москве.

  1. Светлана ШЕВЕЛЁВА,
  2. инспектор 3-го отдела Управления ОДУУПиПДН ГУ МВД России по г. Москве,
  3. фото Николая ГОРБИКОВА

О полномочиях сотрудников полиции при проведении проверочных мероприятий

  • Сотрудники полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены рядом полномочий, подпадающих под общее понятие «проверка».
  • В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») полиция обязана:
  • принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 12);
  • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия (пункт 2 части 1 статьи 12);
  • выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу (пункт 4 части 1 статьи 12);
  • осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункт 10 части 1 статьи 12);
  • пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1 статьи 12).
  • При этом полиции предоставлены права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13), проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (пункт 2 части 1 статьи 13), беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 5 части 1 статьи 13).
  • Действуя в соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции в целях подтверждения соответствующих полномочий обязаны предъявлять только служебные удостоверения.
Читайте также:  Переоформление доли квартиры

В свою очередь, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части 1 статьи 7). При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 6). В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 части 1 статьи 15). За исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен прокурорский надзор и ведомственный контроль (статьи 21 и 22).

Предметом проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ), будет являться соблюдение обязательных требований, если в их отношении предусмотрен государственный контроль (надзор).

При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия положения федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются (пункт 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

При проведении проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ на сотрудников полиции будут распространяться все установленные данным федеральным законом требования и ограничения.

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ устанавливается административными регламентами.

Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г.

№ 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила), предусмотрено, что регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (пункт 1 Правил).

В регламент включаются требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора), досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц (пункт 12 Правил).

Названные разделы регламента среди прочего включают в себя: предмет государственного контроля (надзора); права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора); права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору); описание результата осуществления государственного контроля (надзора); исчерпывающие перечни документов и (или) информации, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки; срок осуществления государственного контроля (надзора); порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции.

Перечень нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), подлежит обязательному размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет (www.mvd.ru), в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (подпункт «в» пункта 13 Правил)

Когда бизнес сталкивается с проверками полиции

Люди с удостоверением МВД редко тревожат просто так. Зачем пришли — зависит от деятельности предпринимателя. Вы имеете право хранить молчание, а мы рассказываем о самых частых случаях, когда в бизнес вмешивается полиция, и объясняем, чем это может кончиться.

???? Если уже стучат в дверь

Без полиции не обойтись: она защищает людей, следит за порядком и ловит преступников. Но мир не всегда делится на плохое и хорошее, и с полицейскими бывают проблемы. Как предпринимателю вести себя с полицией — вопрос для отдельного разбора. Ключевое правило здесь — сразу позвонить юристу или адвокату. Юристы подскажут, что говорить уже в самом начале, чтобы не усугубить дело.

Если понимаете, что намекают на взятку, без оснований обыскивают офис или конфискуют товар — пишите жалобу на полицию. Варианты такие: жалоба в прокуратуру или обращение к бизнес-омбудсмену через личный кабинет платформы За бизнес. Последняя создана специально для защиты от силовиков. Если нарушения действительно найдут, предпринимателю помогут.

А пока вернёмся к случаям, при которых предпринимателю ждать полицию.

1. Клиент получил травму

По Закону о правах потребителей услуги и работы должны быть безопасными. Правило особенно актуально для экстрима: проката квадроциклов, батутных центров или походов. Клиентам надо рассказывать о технике безопасности, а оборудование эксплуатировать строго по инструкции.

Если клиент упадёт с горы или сломает ногу, к владельцу бизнеса придут следователи. Они проверят оборудование, допросят очевидцев, пригласят медэкспертов для квалификации вреда здоровью.

Если найдут грубые нарушения, заведут уголовное дело по статье 238 УК РФ — оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности для жизни и здоровья.

Наказание по статье зависит от тяжести травмы — от штрафа в 300 000 ₽ до тюремного срока на десять лет. 

Но даже без уголовного дела предприниматель обязан оплатить лечение и моральный вред. Единственный выход — доказать, что клиент сам забил на технику безопасности.

2. Массовое отравление

Рестораны и кафе обязаны организовать работу поваров по Санпину 2.3.6.1079-01. А готовить еду по критериям безопасности из Технического регламента ТР ТС 021/2011.

Если после обеда в кафе сразу несколько клиентов попали в больницу с сальмонеллёзом, к предпринимателю обязательно придут из Роспотребнадзора.

Попросят медкнижки персонала, посмотрят, как хранят продукты и чем дезинфицируют посуду. Остатки еды заберут на экспертизу. Найдут нарушения санпинов — расскажут полиции.

Полицейские придут выяснять, кто по должности отвечал за кухню и именно на этого сотрудника заведут уголовное дело.

Статья: самые частые нарушения в общепите

В Уголовном кодексе есть статья 236 — нарушение санпинов, повлекшее массовое заболевание или отравление людей. За отравление грозит штраф от 500 000 ₽ или тюрьма на срок до семи лет, если люди погибли. 

3. Пиратские программы и контрафакт

У каждой компьютерной программы есть правообладатель. Ему принадлежит исключительное право, а все остальные заключают с ним лицензионный договор и платят деньги. Поэтому, если Виндоус, 1С или Фотошоп не выложили в интернете бесплатно по лицензии Creative Commons, программа считается пиратской. 

Статья: как не нарушить авторские права

Правообладатели (даже иностранные) часто охотятся на тех, кто скачал пиратскую программу и забирают свои деньги через суд.

Чтобы собрать доказательства, правообладатель пишет заявление в полицию. К предпринимателю приходят оперативники и изымают компьютеры с нелегальным софтом. Потом протоколы изъятия несут в суд и получают компенсацию по двукратной цене. Реальные суммы доходят до миллионов.

Кроме правообладателя в полицию иногда пишут конкуренты. И опросы в местном УВД про скачанный Autodesk 3ds Max становятся обидной подножкой.

Примерно такая же история с торговлей контрафактом. Без лицензии от владельца товарного знака нельзя продавать товары известных брендов. Нарушителей тоже ищут, и тоже с полицией. А потом судятся за компенсацию. 

Читайте также:  Как прописаться в квартире умершего собственника

Статья: как избежать проблем с контрафактом

4. Жалобы соседей на ночной шум

В каждом регионе есть свой «закон о тишине». Обычно это статья из местного кодекса об административных правонарушениях. Например, в Москве нельзя шуметь с 23 до 7 часов. Если в час ночи спеть на улице «Долгая счастливая жизнь», оштрафуют на сумму от 1000 до 80 000 ₽. 

За шум в основном попадает ночным барам. Соседи звонят в дежурную часть с жалобами на музыку и крики, и в заведение приходит участковый. Он опрашивает предпринимателя, потом составляет протокол и передаёт дело в местную администрацию. Судя по практике, свалить вину на гостей не получится. 

5. Продажа алкоголя несовершеннолетним или без лицензии

Продавать крепкий алкоголь в общепите и магазинах можно только по лицензии. А несовершеннолетним запрещено продавать любой алкоголь вообще. Это правила из Закона об обороте алкоголя. 

За Джэк Дениэлс без лицензии оштрафуют по статье 14.2 КоАП РФ от 2000 до 40 000 ₽, а сам алкоголь конфискуют. За пиво несовершеннолетним штраф до 500 000 ₽ по части 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ. Если на продажах детям поймают второй раз, заведут уголовное дело.

Чаще всего полиция самостоятельно находит нарушения с алкоголем. Сотрудники устраивают что-то наподобие контрольной закупки. Посылают в магазин несовершеннолетнего, который выглядит старше. Если такому продать алкоголь, через несколько минут он вернётся вместе с чеком и полицией. Дальше составят протокол, а потом оштрафуют.

6. Задержка зарплаты

Работникам платят два раза в месяц. Копить долги по зарплате, но при этом исправно платить поставщикам и за аренду, чтобы не испортить деловые связи — преступление по ст. 145.1 УК РФ. Если денег не хватает на всех, надо в первую очередь выдать зарплату.

Уголовное дело возбуждают, если платить только половину зарплаты дольше трёх месяцев, или дольше двух не платить вообще. Наказание — от штрафа 120 000 ₽ до тюремного срока на пять лет плюс запрет занимать должность директора.

Заявление в полицию пишут сами сотрудники. А ещё такую информацию передаст трудовая инспекция или прокуратура, куда они обратились за помощью.

7. Бизнес через подставное лицо

Здоровое ООО выглядит так. Учредители регистрируют бизнес и назначают директора. Ключевые решения принимают на общем собрании. Директор заключает договоры, распоряжается деньгами на счёте и нанимает персонал. Если у фирмы долги, учредители и директор обязаны подать на банкротство или расплатиться личными деньгами.

Нельзя оформлять ООО на подставных лиц, чтобы избежать ответственности. Это уголовное дело по статье 173.1 УК РФ. За бизнес через номиналов штрафуют на сумму до 500 000 ₽ или отправляют в тюрьму на срок до пяти лет.

Подставных лиц находит налоговая. У инспекторов есть свои красные флажки, по которым распознают фальшивых учредителей и директоров. Например, если от имени ООО подают заявление о смене директора, а он «руководит» уже десятью фирмами. Информацию передают полиции. А там легко распутывают весь клубок с регистрацией ООО на знакомого за деньги.

Статья актуальна на 03.02.2021

Проверка организации полицией. Порядок, результат

Проверка предприятия сотрудниками полиции может быть плановой или внеплановой. Действия проверяющих регламентируются нормами:

  • УПК РФ;
  • Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;
  • Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;
  • при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

В категорию повышенного риска входят автозаправочные станции, торговые точки с широким алкогольным ассортиментом. Перечень правовых оснований для проверочных мероприятий ограничен, в них входят:

  1. Доследственная проверка.
  2. Необходимость привлечения сотрудников полиции при выездной налоговой проверке (комбинированный состав проверяющих встречается в 90% случаев).
  3. Действия в рамках возбужденного уголовного дела в отношении субъекта предпринимательства.

Полномочия органов власти при полицейской проверке

Права, которыми наделяются сотрудники полиции в период проведения проверочных мероприятий, закреплены ст. 13 Закона № 3-ФЗ. До момента возбуждения уголовного дела проверяющим разрешается:

  • осматривать территории совершения противоправных действий;
  • проводить беседы с персоналом для получения объяснений;
  • выступать с требованием предоставления документации или вещественных активов с возможным их изъятием.

У полицейских имеются полномочия по назначению судебных экспертиз, освидетельствованию документов, инициации документальных проверок.

Они могут привлекать узкоквалифицированных специалистов для исследований и ревизий.

В рамках следственных мероприятий по уголовным делам, которые на дату проверки запущены в производство, проверяющим разрешено проводить обыски, выемки, допросы с очными ставками.

ВАЖНО! Полномочия должностных лиц полиции ограничены сферой применения. Проверяющие не могут требовать предоставления им документации, не относящейся к предмету обследования.

Порядок проведения проверки

До начала мероприятий по проверке сотрудники полиции обязаны представиться и предъявить руководителю субъекта хозяйствования документы, удостоверяющие личность и подтверждающие названные ими должность со званием.

Перед тем как впустить сотрудников полиции, работники предприятия знакомятся с обоснованием проверки: текстом постановления на следственные мероприятия. В бланке должны быть правильно указаны адрес компании, ее название.

Важно! При желании полиции произвести осмотр помещений или территории фирмы должностные лица проверяющего органа должны будут привлечь для этой процедуры понятых.

Численность понятых оговаривается ст. 170 УПК РФ и равна 2 лицам или больше. Обязанности понятых должны разъясняются им до начала осмотра. Привлекаемые лица не имеют права покидать территорию обследования до окончания всех необходимых процедур.

По результатам осмотра оформляется протокольная документация, которая подписывается всеми участниками процесса. При реализации осмотров необходимо следить, чтобы не было признаков обыска.

Обыски разрешены только в ситуациях с открытыми уголовными делами. Для этой процедуры характерно наличие соответствующего документального обоснование.

Это дает возможность полиции входить в любые помещения, открывать тумбы, сейфы, вскрывать ящики в письменных столах.

Полицейская проверка состоит из двух этапов:

  1. Первым шагом является сбор и систематизация информационных сведений. Это необходимо для накопления доказательной базы, поиска сведений, которые могут компрометировать предпринимателя и служить основой для возбуждения уголовного дела. На данном этапе полицейские могут пользоваться инструментарием оперативно-розыскной деятельности.
  2. Сбор доказательных сведений, который инициируется при наличии открытого дела по статьям уголовного права. В рамках этого направления деятельности полицейским доступны методы следственных мероприятий.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки.

Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов.

Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.

Руководитель проверяемого предприятия должен придерживаться таких правил:

  1. Фиксировать действия полицейских на видео разрешено и рекомендовано. Записи при необходимости смогут стать основой доказательной базы. Если имело место превышение полномочий, нарушение процедуры, оформляется жалоба на проверяющих в вышестоящие структуры полиции или прокурору.
  2. Передача документов в рамках изъятия может быть реализована при наличии документальных оснований и в присутствии понятых. Законность процедуры обеспечивается независимым мнением привлекаемых понятых и через оформление описи изымаемой документации или ценностей. Опись надо заверять обеим сторонам проверки.
  3. Во время проверочных мероприятий производить фиксацию замечаний, претензий к работе должностных лиц полиции.
  4. ВАЖНО! При прочтении протокола проверки надо обращать внимание на все неточности в тексте. Замечания фиксируются, а информационные пробелы устраняются путем дополнения протокола.

  5. При инициировании изъятий представителем компании должны отслеживаться все действия полицейских. Необходимо удостовериться, что к внутренним системам электронных носителей был ограничен доступ путем их пломбировки.
  6. Изымаемые документы по правилам должны быть упакованы в коробки, заклеены при помощи скотча и опечатаны. Каждая партия изъятых бланков скрепляется подписями всех присутствующих лиц.

Результат

Результаты проверок должны быть зафиксированы документально. При выявлении состава административного нарушения об этом составляется протокол. Без его оформления не допускается назначение штрафов.

Читайте также:  Сдача отпечатков пальцев

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Суммы штрафов не могут взиматься с субъектов хозяйствования на месте проверки. Применение штрафных санкций без документального обоснования в судебном порядке будет признано незаконным.

В форме протокола надо указать:

  • полный перечень обстоятельств, сопутствующих нарушению;
  • доказательную основу;
  • ссылки на статьи правовых актов, которыми установлены правила применения конкретных мер наказания.

По итогам проверки с оригинала протокола снимается копия и передается представителю предприятия с оформлением расписки в получении. Все эти действия должны быть осуществлены в день окончания проверочных мероприятий.

При заведении административного дела на его рассмотрение отводится до 15 суток. Решение о признании вины и назначении наказания без присутствия одной из заинтересованных сторон может быть признано незаконным. Об этом говорится в ст. 25.1 КоАП РФ.

Прекращение производства при отсутствии оснований или назначение наказания происходит путем оформления постановления. Копия постановления должна быть вручена в руки представителю компании или направлена на адрес предприятия по почте (ст. 29.11 КоАП РФ).

На обжалование постановлений дается 10 дней, после чего примененная мера ответственности будет введена в действие. Для документального оформления комплекса оперативно-розыскных операций могут применяться:

  • справки;
  • письменные рапорта;
  • пояснения физических лиц;
  • акты;
  • другие формы документов, имеющие полный перечень обязательных реквизитов, утвержденные подписями ответственных лиц.

Защита от полицейских проверок юридических лиц

О том, что меня побудило написать данную статью

Ко мне очень часто обращаются за помощью по вопросу «ай, ай, Ай… помогите, пришли сотрудники полиции к нам в офис и изъяли всю документацию, компьютеры и мы теперь не можем осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность», при этом обратившиеся ко мне, даже не знают: кто именно к ним приходил, в рамках чего производилось изъятие, а самое главное они не понимают в связи с чем это произошло.

Итак, для начала давайте разберемся с тем, что же такое полицейская проверка – это ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия), по средствам которой сотрудники полиции собирают информацию о правонарушении, которое было совершенно в период деятельности Вашей компании (финансово-хозяйственная деятельность, период работы определенного руководства и т.д.). Еще такую проверку на профессиональном языке называют проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.

В данном случае необходимо понимать, что вся основная информация необходимая для доказывания причастности того или иного лица к преступлению собирается на стадии до возбуждения уголовного дела.

На практике ни один следователь не станет возбуждать уголовное дело в отношении конкретного лица без уверенности того, что он сможет в дальнейшем направить уголовное дело в суд с обвинительным заключением.

Защиту компании от сотрудников полиции условно можно разделить на три этапа:

  • профилактика
  • защита на стадии до следственной проверки (до возбуждения уголовного дела)
  • защита при возбужденном уголовном деле.

Самым важным элементом в защите своего бизнеса (своей фирмы) от прихода сотрудников полиции является профилактика. Для того, что бы понять на сколько это важно, я всегда провожу аналогию с работой «пожарных».

К примеру, когда начался пожар, вы звоните и просите о помощи, далее приезжают пожарные и начинают работать (непосредственно бороться с огнем), но последствия при этом ужасные, вплоть до полной потери объекта объятого огнем.

Теперь вы понимаете, что основная работа пожарных это не борьба с огнем, а профилактика, направленная на не допущение возгорания. Так как при правильной и грамотной профилактике можно избежать разрушительных, губительных последствий для Вашей компании. Другими словами — возбуждения уголовного дела.

Итак для того, что бы понять что такое «профилактика» в защите фирмы, ведущей финансово-хозяйственную деятельность от полицейских проверок, нужно понимать основания таких проверок или понимать, как Ваша фирма может попасть в поле зрения полиции. Ниже приведу основные направления, которые могут привести к Вам в офис сотрудников правоохранительных органов:

  • использование противоправных схем;
  • конкуренты/рейдеры;
  • аудиторы (у них остались Ваши документы, к ним пришли сотрудники полиции и изъяли документы по всем фирмам, в том числе и Вашей);
  • конфликтные ситуации между собственниками/ сотрудниками фирмы;
  • налоговые органы (налоговые проверки);
  • расследуемые уголовные дела (к примеру: расследуется дело в отношении вашего контрагента и т.д.)
  • материалы проверок контрагентов.

В связи с этим, не используйте противоправных схем в работе вашей фирмы, не делитесь информацией о своей финансово-хозяйственной деятельностью с конкурентами и посторонними лицами/фирмами, при проведении аудита сторонними организациями не оставляйте у последних документов имеющих отношение к Вашей фирме, в плоть до того, что бы у аудиторов не оставалось копий отчетов, которые они с делали по результатам своей работы, не допускайте конфликтных ситуаций между собственниками/работниками, исправно платите налоги и не допускайте налоговых проверок в отношении Вашей фирмы (на эту тему, как у меня дойдут руки, планирую написать отдельные рекомендации), проверяйте своих контрагентов.

Вот к примеру, Вы всех своих контрагентов проверяете? Если нет, то я настоятельно рекомендую это делать в обязательном порядке и вот почему.

Если выяснится, что Ваш поставщик номинальный и Вы за 3 года не уплатили по сделкам с ним более 5 000 000 рублей налога, то это уже состав преступления в отношении Вас по ч.1 ст. 199 УК РФ.

А для привлечения Вас к уголовной ответственности сотрудникам всего на всего необходимо сделать 2 действия.

Первое — допросить директора номинального поставщика, который скажет о том, что он ни чего не регистрировал, финансово-хозяйственной деятельности не вел.

Второе – взять справку из налоговой, о том, что поставщик налоги по вашим сделкам не оплатил и все!!! После этого Вас начнут привлекать к уголовной ответственности, другими словами дом уже загорелся.

Доказательства и их получение сотрудниками правоохранительных органов

Что же является доказательствами, которые сотрудники полиции пытаются найти в ходе проверки?

  • документы (договоры, бухгалтерская документация и т.д.);
  • электронная данные (компьютеры, сервера, жесткие диски, флешки и т.д.);
  • свидетельские показания.

Для понимания того какими способами сотрудники полиции получают информацию: нужно знать, что есть гласные ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия) и есть не гласные ОРМ.

Нас интересуют гласные ОРМ так как о не гласных вы и не узнаете, что они проводились, пока Вам их не покажут в ходе ознакомления с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ, т.е. тогда когда уже расследование будет окончено и дело будет направляться в суд для рассмотрения по существу. И так основные гласные ОРМ:

  • Запрос
  • Опрос
  • Обследование помещений

Запрос (п. 4 ст. 13 ФЗ «о полиции»)

Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать справки документы (их копии) по мотивированному и обоснованному запросу. Здесь важно понимать, чтобы запрос был законен, должно быть указанно в рамках какой именно проверки запрашивается информация и что запрашиваемая информация действительно имеет значение для проводимой проверки.

Моя рекомендация при получении подобного запроса от сотрудников полиции на информацию, которая для Вас может нести риски — это не отвечать на него, а в случае повторного направления, максимально тянуть время и не предоставлять такие сведения путем ответа содержащего просьбу о разъяснении запроса. (Мы рассмотрели Ваш запрос, однако просим уточнить в связи с чем запрашивается Вами данная информация, просим конкретизировать какие именно документы Вам нужны? И так далее.)

На практике очень часто бывают ситуации, когда сотрудники полиции получают сведения по контрагентам, какой либо фирмы и вслепую по всем контрагентам этой фирмы начинают рассылать такие запросы. Поэтому не стоит спешить с ответом, что бы лишний раз не привлекать к себе внимание.

Далее ответственность за не предоставление ответа на законный и мотивированный запрос полиции, предусмотрена в виде административного штрафа от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КОАП РФ) При этом в суде сотрудникам нужно доказать, что вы получили данный запрос и умышленно на него не ответили.

Опрос (п. 1 ст. 6 ФЗ «об ОРД»)

  • требуется согласие опрашиваемого;
  • даются объяснения;
  • отказать от объяснения можно без объяснения причин;
  • ответственность за отказ и за дачу заведомо ложных объяснений отсутствует;
  • лицо приглашается и не может быть принудительно доставлено;
  • ответственность за не явку отсутствует.

Обследование помещений (п. 8 ст. 6 ФЗ «об ОРД»)

  • требуется согласие;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *