Как сообщить об изменении статуса налогового резидента?

Как сообщить об изменении статуса налогового резидента?

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за текущий год не ранее 3 июля. Об этом сообщает ФНС РФ в своем письме от 27.02.2020 № ВД-3-17/1534@.

Ведомство напоминает, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом период нахождения в России не прерывается на периоды краткосрочного выезда за границу (менее 6 месяцев) для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с работой на морских месторождениях углеводородного сырья.

Установление факта наличия у физического лица статуса налогового резидента осуществляется в первую очередь для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за один календарный год. Форма документа утверждена приказом ФНС от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@ (с изменениями и дополнениями).

Поскольку подтверждение статуса налогового резидента может быть произведено при условии пребывания в России не менее 183 календарных дней за год, документ, подтверждающий налоговый статус, может быть выдан за текущий год не ранее 3 июля. Соответственно, для подтверждения налогового статуса резидента в 2020 году документ в налоговом органе можно получить не ранее 3 июля 2020 года.

При этом учет 12-ти месячного периода необходим лишь для определения ставки НДФЛ, удерживаемого налоговым агентом до истечения текущего налогового периода.

БУХПРОСВЕТ

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается организациям и физлицам на основании заявления и документов, подтверждающих данный статус. Такой документ может выдаваться по каждому источнику дохода и объекту имущества. При этом срок рассмотрения заявления о выдаче документа, подтверждающего налоговый статус, зависит от способа направления в ИФНС данного заявления.

В случае подачи заявления в электронной форме через официальный сайт ФНС срок рассмотрения заявления составляет 10 календарных дней. В случае подачи заявления лично или по почте срок рассмотрение заявления составляет 20 календарных дней со дня его поступления в инспекцию.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента, выдается за год, предшествующий дню представления заявления, за текущий календарный год или за предыдущие календарные годы. Документ, подтверждающий статус налогового резидента, направляется налогоплательщику или его представителю на бумажном носителе по почте либо в электронной форме через официальный сайт ФНС РФ.

Уехал из страны, как уведомить налоговую?

Я бы хотел узнать, чем мне грозит получение статуса налогового нерезидента РФ. Я гражданин РФ и постоянно проживаю в России. На счетах у российского брокера у меня есть облигации — как государственные, так и корпоративные, еврооблигации — тоже как государственные, так и корпоративные, ETF. Возможно, в будущем куплю еще и акции.

В перспективе хочу поступить в магистратуру в ЕС. Следовательно, в течение как минимум двух лет я буду находиться в РФ менее 183 дней и стану налоговым нерезидентом. Как я понимаю, ставка НДФЛ для меня станет 30%.

Что будет в таком случае с исчислением и удержанием налогов? Я так понимаю, что депозитарий и брокер как списывали по 13%, так и будут списывать.

Я должен буду подавать декларацию и платить оставшиеся 17% сам? И как налоговая следит за этим? Следит ли вообще? Если следит, то тогда цепочка обмена данными между ведомствами получается какая-то фантастическая: погранслужба РФ передает в налоговую, что я нахожусь за пределами территории РФ, а депозитарий и брокер подают декларации в налоговую об удержании 13%. Налоговая сопоставляет эту информацию и начисляет мне еще 17% налога. Что-то не очень в это верится.

Объясните, пожалуйста, как это работает?

Аноним

Этот материал обновлен 16.04.2021

специалист по налогообложению Профиль автора

Разберемся подробнее.

Депозитарий и брокер самостоятельно никак не могут узнать о том, что вы уехали из России. В их глазах вы останетесь налоговым резидентом, и ваши доходы будут облагаться по ставкам резидента — 13%, как вы и пишете.

Налоговая инспекция ориентируется на те данные о резидентстве, которые получает от налоговых агентов: брокера, работодателя и т. п.

ФНС может запросить сведения у госорганов о пересечении границы конкретным человеком, если у нее есть какие-то подозрения: например, разыскивает должников.

Но процедуры массового автоматического сбора данных для определения налогового статуса физических лиц пока что не существует.

Вероятно, в первые полгода после приезда в ЕС у вас возникнет потребность открыть там банковский счет. В этот момент вы еще будете считаться резидентом, поэтому об открытии счета по правилам должны будете сообщить в свою налоговую инспекцию. После этого налоговая может попросить вас подтвердить срок своего нахождения на территории РФ, чтобы доначислить вам налог.

С одной стороны, закон не обязывает вас сообщать о том, что вы теперь нерезидент. Ответственности за несообщение тоже не предусмотрено. С другой стороны, обязанность подать декларацию и самостоятельно уплатить налог, не удержанный налоговым агентом, следует из пп. 4 п. 1 и п. 3 статьи 228 налогового кодекса.

Исключение — случай, когда налоговый агент сам сообщил в налоговую о невозможности полностью удержать налог и отразил это в справке 2-НДФЛ, — тогда обязанности подавать декларацию у вас нет.

Если ИФНС узнает о том, что вы фактически стали налоговым нерезидентом, а налоги платили как резидент, вам могут доначислить НДФЛ, а также взыскать пени и штраф.

Поэтому заявлять о смене своего статуса лучше самостоятельно.

Доходы от ценных бумаг облагаются налогом по различным ставкам как у резидентов, так и у нерезидентов. По общему правилу доходы резидентов облагаются налогом по ставке 13%, а нерезидентов — по ставке 30%. Дивиденды для резидентов облагаются налогом по ставке 13%, для нерезидентов — по ставке 15%.

Также до 2021 года отдельная ставка предусмотрена для​ купонов по​ российским облигациям, эмитированным после 01.01.2017: часть купона, превышающая ключевую ставку ЦБ более чем на 5%, для​ резидентов облагается налогом по​ ставке 35%, а​ для​ нерезидентов​ — по​ ставке 30%. Поэтому просто доплатить еще 17% сверх удержанной брокером суммы — не всегда корректно.

Как будет облагаться купонный доход с 2021 года, мы рассказали в отдельном разборе.

Самый простой вариант: через 183 дня после выезда из страны написать брокеру письмо с просьбой снять статус налогового резидента. Добровольный отказ от резидентства законом не предусмотрен, поэтому к письму необходимо приложить документы, подтверждающие ваше отсутствие в РФ последние полгода: например, отсканированную копию загранпаспорта со штампом-отметкой о выезде.

Брокер, как налоговый агент, несет ответственность за достоверность передаваемых в налоговую сведений — ст. 126.1 налогового кодекса, — в том числе сведений о резидентстве. Поэтому он заинтересован в том, чтобы переданные им сведения совпадали с реальным положением дел.

На основании штампов в загранпаспорте брокер определит налоговый статус клиента на момент получения документов от него. Если к этому моменту клиент действительно будет налоговым нерезидентом, его последующие доходы будут облагаться по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

К примеру, в 2020 году вы торговали на Московской бирже ценными бумагами, а также получали доходы в виде дивидендов и купонов и от операций займа ЦБ брокером. И вот 1 сентября 2020 года вы сообщили брокеру, что вы теперь нерезидент. В такой ситуации доходы, выплаченные до 1 сентября, будут обложены налогом по ставкам резидента, а выплаченные после 1 сентября — по ставкам нерезидента.

Выплаты доходов от ценных бумаг в течение года будут выглядеть следующим образом.

Купоны по облигациям «Домашние деньги БО-001Р-01»

Дивиденды по АП «Ленэнерго»

Налоговая база

13 468,2 Р

Дивиденды по АО «Система» АФК ПАО

Купоны по облигациям «Пионер ГК 001Р-02»

Дивиденды по АО «Алроса» АК ПАО

Бывают акции, по дивидендам которых налог у резидентов не удерживается вообще, а у нерезидентов — удерживается по ставке 15%. В нашем примере это акции АФК «Система».

Исходя из выплат в течение года, а также из финансового результата, образовавшегося на конец года, брокер рассчитывает налоговую базу и сумму налога к удержанию — или к возврату, — учитывая НДФЛ, который уже был ранее удержан с начала года.

Операции с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ

Налог исчисленный

138 000 Р

Налог к удержанию

138 000 Р

Налоговая база

18 064,2 Р

  • Итого начисленная сумма налога по итогам 2020 года — 141 881 Р, налог к удержанию по итогам года — 138 655 Р.
  • Если вариант с брокером вам не подходит — например, вы не успели уведомить своего брокера до конца года, — то по итогам года можно направить декларацию в налоговую инспекцию самостоятельно.
  • Подробнее об этом мы писали в статье «Как заплатить НДФЛ самостоятельно».

В первую очередь вам понадобится справка 2-НДФЛ от вашего брокера. Обычно ее можно заказать через личный кабинет, по телефону или запросом по почте. Если вы не сообщали брокеру о смене статуса и оставляли достаточно свободных денег на брокерском счете в январе для удержаний налогов, справка из примера выше будет выглядеть следующим образом:

В 2021 году заполнить декларацию 3-НДФЛ за 2020 год в отношении доходов по ценным бумагам можно в личном кабинете налогоплательщика, в бумажном виде или в программе «Декларация». Заполненную в программе декларацию 3-НДФЛ можно отправить через личный кабинет налогоплательщика.

При заполнении надо выбрать «Нет» при ответе на вопрос «Являетесь ли вы налоговым резидентом Российской Федерации»

В марте-апреле данные по доходам за предыдущий год подгружаются в личный кабинет автоматически. Если заполняете раньше, придется перенести сведения вручную.

Заполним декларацию по справке 2-НДФЛ из примера выше.

Все доходы нерезидента, полученные в рамках брокерских договоров, облагаются налогом по ставке 30%, кроме дивидендов. Для таких доходов выбирайте код 1530 — доходы от купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке. Для дивидендов применяется ставка налога 15%, а вычеты по коду 601 для нерезидентов не учитываются. Для дивидендов выбирайте код 1010.

В разделе «Организация» укажите данные брокера. Программа ставку 30%. Код выбирайте вручную из списка

Чтобы выбрать дивиденды, добавьте еще один источник дохода и вручную поменяйте ставку на 15%. Тогда станет доступен список с нужным кодом — «1010 Дивиденды»

Если вы будете жить в другой стране продолжительное время, вы можете стать ее налоговым резидентом. Тогда вам надо будет отчитываться о доходах и платить налоги в той стране по ее законам. Это будет касаться и тех доходов, что вы получили от источников в России: например, от торговли на Московской бирже.

Удачи в учебе! Через полгода после возвращения домой не забудьте уведомить своего брокера, что вы снова стали налоговым резидентом РФ.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Определяем налоговое резидентство в 2020 году

Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст.

207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020.

Читайте также:  Нарушение правил установки отопительной системы в МКД

О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.

1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса.

В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п.

7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев.

Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен.

Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания).

Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.

Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства.

Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

Опубликован образец заявления на статус налогового резидента в 2020 году

Опубликован образец заявления на статус налогового резидента в 2020 году

Налоговым резидентом 2020 году может стать физлицо, находящееся в России от 90 до 182 календарных дней. Для подтверждения статуса резидента нужно подать в инспекцию соответствующее заявление. Образец такого заявления приведен в письме ФНС от 28.09.20 № ВД-4-17/15732.

Напомним, что по общему правилу налоговыми резидентами РФ являются физлица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Но в 2020 году действует особый порядок: налоговыми резидентами признаются также физлица, фактически находящиеся в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года. (Также см. «Сокращен срок, по которому определяется статус налогового резидента РФ»).

Заполнить и сдать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

Для подтверждения статуса налогового резидента РФ в 2020 году нужно составить заявление в произвольной форме. Пример такого заявления приведен в комментируемом письме ФНС (см. ниже). 

В заявлении нужно сообщить адрес налогового органа; фамилию, имя, отчество (при его наличии) физлица и его ИНН. Также следует указать количество дней, проведенных физическим лицом на территории РФ в 2020 году.

  • Адрес налогового органа
  • Заявление
  • Я, Иванов Иван Иванович (дата рождения, ИНН), провел в 2020 году на территории Российской Федерации _____ дней.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации прошу признать меня налоговым резидентом Российской Федерации в налоговом периоде 2020 года. 

Достоверность и полноту сведений, указанный в настоящем заявлении, подтверждаю.

Дата                                                                                             Подпись

Заявление подается в ИФНС:

  • по месту жительства;
  • либо по месту пребывания — при отсутствии места жительства в РФ;
  • либо по месту постановки на учет — для физлица, не являющегося ИП и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Представить заявление необходимо в срок, предусмотренный для сдачи декларации 3-НДФЛ за 2020 год, то есть не позднее 30 апреля 2021 года.

Напомним, что в общем случае налоговые резиденты РФ платят НДФЛ по «обычной» ставке — 13%, а нерезиденты — по повышенной ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

«Уважаемый налогоплательщик, теперь Вы – налоговый резидент!». Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).
Читайте также:  Поступление в ВУЗ после получения гражданства РФ

То есть:

Раньше и сейчас В скором времени
Кол-во дней, чтобы стать налоговым резидентом 183 дня в календарном году 90 дней в календарном году
Если дней меньше Налоговую однозначно не интересует общемировой доход Налоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» — недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом
  • Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.
  • Зачем?
  • Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».
  • Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.
  • Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).
  • Путь к «центру жизненных интересов»
  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру — переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

Страна Кол-во дней в году Какие критерии центра жизненных интересов применяются?
Австрия 6 месяцев Преимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)
Армения 183 Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи
Беларусь 183 Гражданство; вид на жительство
Бельгия Экономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)
Болгария 183 Регистрация по месту жительства; место жительства семьи и экономические связи
Бразилия 183 Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР
Великобритания -> Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.
Венгрия 183 Гражданство; ПМЖ
Германия Доступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*
Греция 183 Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование
Дания 6 месяцев ПМЖ (в собственности или арендованное)
Индия 182 (или 60, если за 4 года – более 365) Отсутствуют, но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7  предшествующих резиденству периодов (лет))
Ирландия 183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном) Отсутствуют, но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.
Испания 183*** Экономические связи
Италия 183 Регистрация по месту жительства; преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи
Казахстан 183 Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности
Кипр 60 ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи
Китай 183 Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство
Люксембург 6 месяцев Преимущественное пребывание
Нидерланды 1 год (только для экспатов) ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов
Польша 183 Экономические связи
Португалия 183 Преимущественное пребывание
США 183**** Гражданство; Наличие «грин-карты»
Финляндия 6 месяцев ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)
Франция 183 Место жительства семьи и экономические связи
Чехия 183 ПМЖ (в собственности или арендованное)
Швеция 6 месяцев ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Источник: http://taxsummaries.pwc.com

  1. Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции
  2. * — на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать
  3. ** — греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск
  4. *** — срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании
  5. **** — в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году
  6. Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты
  7. 1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут  регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Однозначных ответов пока нет.

                                                                         Краткие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное — многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас
Читайте также:  Задерживают выдачу трудовой книжки после увольнения

Я хочу подтвердить статус налогового резидента рф

С 18.02.2008 года выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации (далее – Подтверждение), осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).

Выдача Подтверждения осуществляется физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, поставленным на учет в налоговых органах и осуществляющим уплату на территории Российской Федерации налогов и сборов, предусмотренных договорами (соглашениями, конвенциями) об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашения).

Для российских организаций и обособленных подразделений иностранных организаций:

а) заявление на бланке организации с указанием:

  • полного наименования организации, адреса (места нахождения) организации, ИНН, КПП, ОГРН;
  • календарного года, за который необходимо Подтверждение;
  • наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется Подтверждение;
  • перечня прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано руководителем организации или его уполномоченным представителем.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить оригинал документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации по данному вопросу.

б) копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве.К таким документам относятся:

      • договор (контракт);
      • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
      • уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

    Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Справочно. Если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в МИ ФНС России по ЦОД, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

Для российских организаций и обособленных подразделений иностранных организаций в целях возврата налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость услуг резидентами иностранных государств Европейского Союза:

а) заявление на бланке организации с указанием:

  • наименования иностранного государства, входящего в Европейский Союз, в налоговый орган которого представляется Подтверждение для осуществления возврата НДС;
  • перечня прилагаемых документов.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

  • б) копия Устава организации, в том числе выписка, содержащая общие сведения об организации (наименование, адрес (место нахождения) и виды деятельности, осуществляемые в Российской Федерации, с переводом на английский язык).
  • д) копия договора (контракта)на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства.
  • е) копия договора (контракта) на оказание услуг, в соответствии с которым предполагается возврат НДС из иностранного государства.

Справочно.Обращаем внимание, что Подтверждение для целей применения Соглашений осуществляется только для организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для получения подтверждения статуса налогового резидента российским и иностранным физическим лицам необходимы следующие документы:

а) заявление в произвольной форме с указанием:

  • календарного года, за который необходимо Подтверждение;
  • наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется Подтверждение;
  • фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса;
  • ИНН;
  • ОГРНИП – только для индивидуальных предпринимателей;
  • перечня прилагаемых документов и контактного телефона.

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

  • договор (контракт);
  • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
  • документы, подтверждающие право на получение пенсии из-за границы;
  • иные документы.

Справочно. В случае, если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи Подтверждения уже представлялась, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

  • копии документа, удостоверяющего личность;
  • копии всех страниц заграничного паспорта (при наличии) — гражданами Российской Федерации;
  • таблица расчета времени нахождения на территории Российской Федерации (кроме индивидуальных предпринимателей)по форме, приведенной в Приложении к настоящему Порядку;
  • документы, обосновывающие фактическое нахождение лица (кроме индивидуальных предпринимателей) на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение налогового периода – календарного года,физическими лицами, являющимися гражданами иностранных государств (лицами без гражданства, прибывшими с территории иностранных государств), с которыми у Российской Федерации существуют действующие соглашения о безвизовом режиме (справка с места работы в Российской Федерации, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и др.).

Выдача Подтверждения осуществляется путем:

  • выдачи справки установленного образца;
  • заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства.

Подтверждение выдается в одном экземпляре за исключением следующих случаев:

  • если в соответствии с законодательством иностранного государства требуется одновременное представление в налоговый орган иностранного государства двух и более экземпляров Подтверждения, то при условии, что компетентные органы указанного государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу об указанных положениях законодательства, выдается соответствующее число экземпляров Подтверждения;
  • если налогоплательщику необходимы два и более экземпляров Подтверждения за один календарный год для направления нескольким контрагентам, при наличии соответствующего пакета документов по каждому из контрагентов, выдается по одному экземпляру Подтверждения на каждого контрагента.

Выдача Подтверждения за предыдущие годы

Подтверждение может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

В случае, если Подтверждение необходимо за налоговые периоды ранее трех лет, предшествующих году подачи заявления, то налогоплательщиком для подтверждения факта уплаты соответствующих налогов за определенный налоговый период представляются дополнительные документы.Такими документами в отношении организаций могут быть:

  • копии налоговых деклараций с отметкой налогового органа;
  • выписки банков;
  • платежные поручения (квитанции, извещения) с отметками банков;
  • мемориальные ордера;
  • регистры налогового учета;
  • другие документы по операциям, в отношении которых налогоплательщик намеревается применить соответствующее Соглашение за определенный налоговый период.

Указанное положение относится к организациям, являющимся по законодательству Российской Федерации плательщиками налога на прибыль организаций, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности, единого сельскохозяйственного налога.Такими документами в отношении индивидуальных предпринимателей могут быть:

  • копии книг учета доходов и расходов;
  • выписки банков;
  • платежные поручения (квитанции, извещения) с отметками банков;
  • мемориальные ордера;
  • другие документы по операциям, в отношении которых налогоплательщик намеревается применить соответствующее Соглашение, за определенный налоговый период.

Указанное положение относится к индивидуальным предпринимателям, являющимся по законодательству Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

Такими документами в отношении физических лиц могут быть копии деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с отметкой налогового органа и платежных документов, подтверждающих уплату налогов по операциям, в отношении которых заявитель намеревается применить соответствующее Соглашение.

Выдача Подтверждения гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется с учетом их фактического нахождения в Российской Федерации, которое должно составлять не менее 183 календарных дней в течение налогового периода – календарного года. Таким образом, Подтверждение указанным налогоплательщикам выдается за текущий год не ранее3 июля
Срок рассмотрения заявлений о выдаче Подтверждения составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД.

  1. Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи Подтверждения могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России.
  2. В отношении российских организаций и обособленных подразделений иностранных организаций Подтверждение направляется по почте по адресу (месту нахождения) юридического лица.
  3. В отношении физических лиц Подтверждение направляется по почте по адресу, указанному в заявлении.

C 18.02.2008 года выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации (далее – Подтверждение), осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).

Выдача Подтверждения осуществляется физическим лицам (российским и иностранным), имеющим статус налогового резидента в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей применения положений договоров (соглашений, конвенций) Российской Федерации об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашения).

125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, строение 2

Телефон: 913-07-60

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *