Вопросы юристу

Как устанавливаются тарифы на теплоснабжение

Тарифы на тепловую энергию постоянно растут. Проживая в многоквартирном доме с центральным отоплением, платить приходится не зависимо от своих потребностей.

Ошеломляющей новинкой в 2021 году стало начисление платы за отопление в летний период. Чтобы понять суть формирования тарифов на отопление в 2021 году, следует ознакомиться с нормативными документами.

Зная некоторые отправные моменты, можно сделать правильные выводы и позаботиться об экономии тепла

Нормативные документы

Как устанавливаются тарифы на теплоснабжениеВ 2010 году был принят закон, который регулирует все вопросы тепла. Он так и называется «О теплоснабжении» (27.07.2010). Основными пунктами этого документа являются:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

  • основные понятия;
  • распределение ответственности государственных органов;
  • государственный подход к ценообразованию;
  • отношения между поставщиками и заказчиками тепла;
  • работа над качеством подачи тепла;
  • ценовые зоны и их особенности;
  • самоуправляемые предприятия;
  • права на снабжающие теплом объекты.

Рядовых потребителей касаются только первые шесть пунктов. Структурой, контролирующей подачу тепла, является Федеральный государственный энергетический надзор. Антимонопольный контроль возлагается на Антимонопольный комитет. Первая инстанция, в которой рядовой потребитель может решить интересующие его вопросы, связанные с теплом – местные власти административных единиц.

В статье 7 вышеуказанного документа говорится об основных подходах к установлению цен и тарифов на отопление в 2021 году. Основные направления – доступность для граждан государства, обоснованность с экономической точки зрения, стабильность. Особенно важен в этой статье п.6. В нём говорится о доступности для населения информации, связанной с ценообразованием на тепло.

На многие вопросы, связанные с формированием тарифов на отопление в 2021 году, отвечает статья 8. В ней рассматриваются виды оплаты, которые применяются к рядовым потребителям. Среди них:

  • тарифы на вещества, применяемые для передачи тепла;
  • плата за подогрев воды;
  • услуги за транспортировку тепла;
  • поддержание тепловой мощности в рабочем состоянии в нерабочий период.

В основу регулирования тарифов теплоснабжения положены экономическое обоснование затрат, индексация, обеспечение доходности.

Вторым документом, касающимся тепла, является Федеральный закон от 23.11.2009 №261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом законе потребителей  в основном касаются две главы:

  1. В главе 2 описываются полномочия государственной власти и местного самоуправления в области теплоснабжения.
  2. В главе 3 описывается регламент, эффективность и учёт тепловой энергии.

Нововведения

19 июля 2017 года к закону «О теплоснабжении» был принят ряд поправок. Основной целью этих изменений является переход от государственного управления к договорным ценам. Что же конкретно изменилось в законодательстве?

СтатьяСтарый вариантНовый вариант
Ст.2 п10 Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к  системе теплоснабжения. Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к  системе теплоснабжения.В ценовых зонах эта программа не разрабатывается.
Ст. 2п18а Допустимо назначение цены по соглашению сторон. Цена устанавливается строго в результате соглашения сторон, но не может превышать максимально допустимый уровень
Ст. 2п18б Процесс передачи  тепловой энергии регулируется государством Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством, но в некоторых случаях допустима цена по соглашению сторон
Ст.15ч9.3 Управляющие организации, получающие тепло для коммунальных услуг, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени. Управляющие организации, получающие тепло по договору теплоснабжения, обязаны своевременно вносить плату, иначе  им начисляются пени.

Кто составляет тарифы на отопление в 2021 году?

В статье 11 закона «О теплоснабжении» говорится, что цены на тепло и его передачу могут быть установлены органом регулирования (п.1) При этом применяются одноставочный и двухставочный тарифы. Цены могут изменяться.

Они зависят от вида источника тепла и расстояния, на которое передаётся тепловая энергия.

На изменение цены оказывают влияние и другие параметры, которые описаны в документе, называемом «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения».

В статье 15 данного закона говорится, что потребители тепла приобретают его у теплоснабжающей организации на основании двустороннего соглашения. Согласно статье 2 цена за потребляемое тепло устанавливается соглашением сторон, но она не должна превышать предельно допустимой.

Другими словами, государство устанавливает только минимальный и максимальный ценовые пределы (стать 8 п.1). В остальном стоимость поставляемых услуг зависит от поставщика. Поставщик тепловой энергии включает в её стоимость все затраты плюс предполагаемую прибыль.

Об этом упоминается в статье 7.

Почему летом происходит оплата за отопление?

Согласно закону «О защите прав потребителя» люди обязаны оплачивать только фактически оказанную услугу. Почему же теплоснабжающие организации в 2021 году взимают плату за отопление в летнее время, ведь батареи холодные? На этот вопрос в полной мере отвечает 1.

7 пункт 8 статьи: с потребителей взимается плата за обслуживание источника тепла в отсутствии потребления. То есть, потребители обязаны оплачивать профилактические, ремонтные и другие работы, направленные на подготовку тепловой мощности к работе в холодное время года.

Можно ли сэкономить на отоплении?

С наступлением отопительного сезона потери домашнего бюджета резко увеличиваются. Ни для кого не секрет, что львиная доля расходов по жилищно-коммунальным платежам приходится как раз на отопление. Добросовестные граждане задаются вопросом: а можно ли как-то сэкономить?

Говорить об экономии на отопление в 2021 году можно только, изучив виды топлива и нагревательные приборы.

Автономное отопление

Самая оптимальная экономия достигается при наличии автономного отопления в квартире. Здесь каждый хозяин сам регулирует подачу тепла и платит за него по счётчику. А если человек живёт в многоэтажном доме с центральным отоплением? Выход один – искать возможность получить разрешение на отключение от общей системы. Вариант решения проблемы сложный, но возможный.

Имея автономное отопление в 2021 году, следует позаботиться об экономии тепла всеми доступными способами:

  1. Сокращение тепловых потерь. В этом поможет утепление стен в квартире. Единожды проведённый качественный ремонт надолго обеспечит экономию тепловой энергии.
  2. Выбор источника тепла. К источникам тепла относятся газовые и электрические котлы, тёплые полы, конвекторы, электронагреватели. Каждый вид оборудования имеет свои плюсы и минусы. Выбор зависит от многих факторов.
  3. Установка терморегуляторов. Это помогает обеспечить оптимальный режим тепла.
  4. Разводка трубопровода. Правильно выбранное количество радиаторов и способ их монтажа существенно снижают потери тепла.

Системный и грамотный подход поможет добиться отличных результатов.

Центральное отопление

В многоэтажных домах с центральным отоплением в 2021 году личная экономия не пройдёт. Тепло подаётся в квартиру независимо от желания владельцев. Выход один – установка теплосчётчика.

Счётчики бывают как общедомовые, так и индивидуальные. При установке индивидуального квартирного счётчика оплата будет производиться за теплоснабжение отдельно взятой квартиры.

К этой плате добавятся транспортные расходы и обогрев помещений общего пользования: подъезда и лестничных клеток.

https://www.youtube.com/watch?v=gSiaB3OyO90

При установке общедомового счётчика оплата тарифов отопления в 2021 году производится по показаниям прибора в процентном отношении к площади квартиры. И первый, и второй варианты имеют свои прелести и недостатки.

Установив квартирный счётчик, придётся позаботиться об утеплении квартиры, в противном случае это может обернуться увеличением платы. Зато, если на улице не холодно, то можно перекрыть кран, уменьшив подачу тепла. Наличие личного счётчика позволит не обогревать пустую квартиру. Это поможет снизить расходы до 6%.

Установив общедомовой прибор учёта тепла стоит позаботиться о точности снимаемых показаний.

Согласно статье 6 закона «О теплоснабжении» жильцы имеют полное право на информацию, которым и должны воспользоваться в своих целях.

Для этого достаточно выбранному лицу контролировать снятие показаний прибора учёта представителями управляющей компании. Альтернативное ведение учётных записей поможет избежать недоразумений и снизить расходы.

Нюансы

Потребителям тепла следует обратить внимание на то, что горячие батареи в 2021 году больше не являются монополией государства. Поставщики тепловой энергии — коммерческие организации, целью деятельности которых является получение прибыли.

Горячую воду в краны и батареи они подают на договорной основе. Единственным критерием, тормозящим их аппетиты, является предел, установленный государством.

Исходя из своих коммерческих интересов, поставщики тепла в полной мере взимают в летнее время плату за ремонт и обслуживание теплоносителей. Это суровая реальность, подтверждённая законодательно.

Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования

           Как устанавливаются тарифы на теплоснабжение

            В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

            Общие моменты по оплате отопления

            Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

Читайте также:  Выкуп долга по исполнительному листу

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

            Варианты оплаты отопления: старое и новое

            Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

            Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

            Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

            Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

  •             В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
  • — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
  • — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

            В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

  1.             Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
  2. — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
  3. — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

            В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.

А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

            В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

            Слабые места регулирования платы за отопление

            Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.

Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).

Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

            Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.

При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.

В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

            Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.

Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).

Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

            Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.

В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).

А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

             Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Жителям Подмосковья рассказали, как рассчитывается плата за отопление

Как устанавливаются тарифы на теплоснабжение

Радиатор отопления

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Размер платы за отопление зависит от наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета, говорится в сообщении пресс-службы Министерства ЖКХ Московской области.

«Расчет платы за отопление в многоквартирных домах производится по правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года №354. Начисление по отоплению исходит из двух главных показателей: объем коммунального ресурса, потребленного отдельной квартирой; количество энергии, израсходованной на общедомовое хозяйство», — говорится в сообщении.

Размер платы зависит от многих факторов, в том числе: наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета.

Начисления за отопление могут производиться двумя способами: в отопительный период или в течение всего года.

В случае, если в многоквартирном доме отсутствуют общедомовые и индивидуальные приборы учета тепла и начисления производятся только в отопительный период, упрощенная формула для расчета выглядит так: P = S x N x T. Площадь помещения (S) умножается на установленный норматив потребления тепловой энергии (N) и на тариф на тепловую энергию (T).

«Если в доме установлен общедомовой счетчик по отоплению, то расчет производится, как правило, в отопительный период согласно показаниям прибора учета. Упрощенная формула расчета в этом случае такова: сумма к оплате P = количество потраченной тепловой энергии (V) делится на общую площадь дома (So) и умножается на площадь квартиры (Sкв) и на тариф (T)», — добавляется в сообщении.

Читайте также:  Юридическая сила судебного электронного письма

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения законодательства, которые закрепили за жителями право оплачивать отопление в квартирах согласно показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ).

Еще одно нововведение касается владельцев жилых помещений с автономным обогревом.

Теперь они не обязаны оплачивать услуги центрального отопления, но по-прежнему, как и другие жильцы, вносят плату за обогрев общедомовых площадей.

Тепло, идущее на общедомовые нужды, количество тепла, потраченное на обогрев нежилых помещений в доме, определяются по общедомовым приборам учета (при их наличии) либо исходя из нормативов.

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые нужды утверждаются министерством ЖКХ Московской области и распорядительными документами органов местного самоуправления.

Размер платы за отопление на ОДН рассчитывается пропорционально площади занимаемого жилого помещения.

Рассчитать оплату за отопление можно на сайте «Расчет ЖКХ». Уточнить подробности по оказанию услуги «отопление» можно у исполнителя услуги.

Акция «Школа ЖКХ нашего двора» — как проверят готовность домов к зиме в Подмосковье>>

Расчёт платы за отопление по-новому: от чего зависит выбор формулы

Этим летом Правительство России дважды внесло изменения в порядок расчёта платы за отопление в многоквартирных домах. Вместе с Еленой Шерешовец разбираемся в новых формулах и условиях их применения. Узнайте, что осталось прежним, а что появилось нового в системе расчётов за теплоснабжение.

Все случаи применения формул для расчёта платы за отопление в МКД разобрала Елена Шерешовец

Весной 2021 года Конституционный Суд РФ дважды обязан Правительство РФ внести изменения в расчёт платы за отопление в МКД. В результате в ПП РФ № 354 появились новые формулы. Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» разобрала произошедшие изменения в системе расчётов за теплоснабжение:

Как УО учесть расходы и их возмещение должником при ограничении КУ

Наличие в доме ОДПУ и индивидуальных приборов учёта в помещениях

В первой части выпуска онлайн-программы эксперт сделала обзор формул, применение которых зависит от того, есть ли в доме ОДПУ.

Так, в МКД без общедомового прибора учёта теплоэнергии никогда не используются показания индивидуальных счётчиков (определение КС РФ от 26.02.2021 № 292-О).

Внутри помещений расход тепла рассчитывается по формулам 2(5), 2(6), за ОДН – по формулам 2(3) и 2(4) приложения в ПП РФ № 354:

В случае, когда в МКД установлен общедомовый прибор учёта, то для расчёта платы используются формулы для трёх частных ситуаций:

  1. Нигде нет ИПУ.
  2. Часть помещений с ИПУ.
  3. Везде установлены ИПУ.

Таблица формул расчёта платы за отопление в зависимости от наличия или отсутствия ИПУТаблица формул расчёта платы за отопление в зависимости от наличия или отсутствия ИПУ

Эксперт отметила, что в ПП РФ № 354 установлены отдельные формулы для помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии. Подробнее об этом случае узнайте из выпуска-онлайн журнала.

Есть ли отопление в местах общего пользования

Во второй части видеоролика Елена Шерешовец разобрала новые формулы расчёта платы за отопление, которые Правительство России разработало в соответствии с постановлениями КС РФ.

Станет дороже: Чем грозит новая система тарифов на тепло

«Усреднять тарифы на теплоснабжение даже в пределах одного региона — неправильно. Слишком уж разные они у нас. Усреднив тарифы, мы увеличим финансирование ресурсоснабжающих организаций (РСО) в городе и устроим недофинансирование в районе. Таким образом в недалеком будущем мы можем получить еще большие проблемы с ростом тарифов», — сказал Торощин.

Он подчеркнул, что в городах, где люди в основном живут в многоэтажных домах, стоимость эксплуатации теплотрасс из расчета на одного абонента ниже.

По словам депутата, для снижения расходов россиян на теплоснабжение необходима повсеместная газификация и замена угольных и дровяных котельных на газовые. Также депутат заявил о необходимости поднять финансирование реконструкции теплосетей из федерального бюджета.

Фас представила проект перехода к эталонным тарифам на тепло

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила проект перехода на эталонное тарифообразование в теплоснабжении.

При формировании тарифов по эталонному принципу для компаний определяется эталонный уровень расходов, в зависимости от которого устанавливается конкретный тариф. Это должно стимулировать компании к экономии и повышению эффективности своей работы, передает РИА «Новости».

Указывается, что «эталонный» подход (метод аналогов) формирования сбытовых расходов теплоснабжающих организаций и проекты нормативных правовых актов (НПА) о внесении соответствующих изменений в законодательство стали ключевой темой заседания рабочей группы по теплоснабжению экспертного совета по вопросам ЖКХ.

«Принимая во внимание высокую важность исполнения поручения президента России по переходу на «эталоны», служба активно автоматизирует процесс тарифного регулирования, что должно ускорить внедрение эталонов при регулировании сферы ЖКХ, в том числе теплоснабжения. Эталоны позволяют исключить субъективизм со стороны регионов при установлении тарифов и сделать ценообразование более прозрачным», – заявил замруководителя ФАС Виталий Королев.

В рамках мероприятия служба представила для оценки экспертного сообщества проект постановления правительства, предусматривающий поэтапный переход на формирование тарифов в теплоснабжении методом сравнения аналогов, понятие «эталонных затрат» и новый порядок формирования расходов на сбыт тепловой энергии.

Предполагается, что сначала такой порядок коснется только изъявивших желание компаний-«пилотов» по договоренности с региональным органом регулирования.

На заседании также поднимался вопрос разделения цены на стоимость топлива, его транспортировку и хранение, поскольку в тарифах на тепловую энергию большую часть расходов занимают затраты на него.

По мнению службы, данный подход необходим для оптимизации закупочных процедур в целях закупки топлива по наиболее выгодной цене.

До этого, в апреле, Королев сообщал, что введение эталонных тарифов в России на передачу электроэнергии ожидается с 2022 года.

Эталонные тарифы на тепло: к чему может привести предложение ФАС?

На вопрос, как именно ФАС предлагает рассчитывать эталонные тарифы на тепло, отвечает председатель Жилищного союза Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константин Крохин.

«Это не понятно никому, потому что подобной методики давно не было. Предполагаю, что ответ кроется в самом предложении. Предлагается, что это будет их методика.

К сожалению, в отсутствие рынка (а у нас в теплоснабжении рынка нет, потому что там естественная монополия и государство законом защитило этот рынок от конкуренции) у вас нет рыночных показателей и рыночного ценообразования.

Цена ресурса устанавливается расчетным путем, а расчетную формулу устанавливает только полномочный орган, кому это постановлением правительства или законом дано.

Поэтому в данном случае предлагается от одного органа — регионально-энергетической комиссии или регионального органа власти — передать эти полномочия в федеральную структуру, например антимонопольную службу.

То есть там рисовали эту цифру, исходя из своего понимания и отраслевых интересов, а теперь это перейдет на другой уровень и в другие структуры. Это своеобразный передел рынка, когда тариф будет устанавливать антимонопольная служба.

Примером того, что я сейчас говорю, являются скандалы и уголовные дела в Республике Коми, когда одна финансово-промышленная группа через региональные органы власти сумела добиваться высоких тарифов, выгодных определенным поставщикам ресурсов, частным компаниям. Или Новосибирск, где тоже идет уголовное преследование бывшего министра Открытого правительства. Там же тоже ключевой вопрос предъявленных обвинений заключается в том, что был сговор в том числе с региональными органами власти для того, чтобы тариф был выгоден определенной финансово-промышленной группе. Собственно, теперь это будут не региональные финансово-промышленные группы, а игроки федерального уровня. И делать это будет ФАС или установленный по предложению ФАС иной орган».

— Я так понимаю, это не будет каким-то единым тарифом для всей страны, наверное, будут еще применяться какие-то коэффициенты, потому что, конечно, уравнять все не получится. Единый эталон с точки зрения подхода к конкретному региону, я так это вижу. Документ пока еще не в открытом виде, с ним ознакомилась профильная ассоциация, и они не видят проблемы.

— Не совсем понятно, в итоге будет дороже или дешевле?

— Конечно, стоит задача, чтобы потребитель вышел с меньшими издержками или как-то их ограничить. Естественно, в этом задача, чтобы наконец была найдена справедливость прежде всего для потребителя.

— Схема, предложенная ФАС, действительно сделает всю систему прозрачнее?

— Сложно оценить ситуацию. Цель такова, но, насколько она может быть реализована, покажет только практика. Это не сразу всю Россию затронет, «пилоты» покажут эффективность, найдут слабые места, и следующий этап будет уже либо широкомасштабным, либо будет в глубокой коррекции, либо же эта схема будет признана недееспособной.

Проект постановления правительства может появиться уже в июне, заявил замглавы ФАС Королев. Он добавил, что эталоны планируют вводить постепенно, но не ранее 2022 года. В «пилоте» уже захотели поучаствовать несколько компаний. «Известия» пишут, что в дальнейшей разработке предложения ФАС готов участвовать еще и Минстрой.

Эталонные тарифы на теплоснабжение — миф?

В условиях рыночной экономики эталонные тарифы на теплоснабжение — это нонсенс, считает алтайский общественник, председатель ТСЖ «Красноармейский, 53» Константин Емешин.

Читайте также:  Куда жаловаться на коллекторов - куда обратиться и как составить жалобу?

Комментируя корреспонденту ИА REGNUM инициативу, при которой эталоны на сбыт тепловой энергии будут определяться с учётом постоянных затрат ресурсоснабжающих компаний и количества точек поставок теплоэнергии потребителям, он отметил:

«Поскольку население обеспокоено ростом тарифов, чиновники изобретают разные модели, чтобы отчитаться президенту, что, мол, меры принимаем.

Так, например, с советских времен существует перекрестное субсидирование тарифов, когда за пониженные тарифы для населения повышают тарифы для бизнеса.

Я мало верю, что хватит политической воли у власти сломать энергетиков, установив единый «эталонный» тариф для всей страны».

Эксперт: введение эталонного тарифа на тепло поможет сэкономить

Введение эталонных тарифов на теплоснабжение в России позволит уменьшить стоимость теплоэнергии для россиян. Об этом в разговоре с корреспондентом «Вечерней Москвы» рассказал ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ ООД «За права человека» Виктор Федорук.

По словам Федорука, цены на тепло в регионах России устанавливают сами теплоснабжающие компании, и не всегда процедура проходит чисто.

— Мы даже делали запрос в одну из таких компаний, которая устанавливает цены на теплоснабжение. И выяснилось, что при калькуляции этого тарифа туда входит и содержание сотрудников на базах отдыха. Это абсолютно недопустимо, поскольку это уже те позиции, которые идут с прибыли, а никак не с тарифа жителей и пользователей коммунальной услугой.

Граждане не обязаны обеспечивать за свой счет отпуск работникам подобной организации, так как имеется себестоимость, которая иначе исчисляется. Счетная палата, проверяя данные состава калькуляции на тепло в разных регионах, приходит к выводу, что каждый воротит как хочет.

И в особо наглых конторах не гнушаются дополнительно повышать цены, — заметил Федорук.

Эксперт отметил, что предложение ФАС по внедрению эталонного тарифа поможет снизить подобные серые схемы.

— Сегодня отсутствует единая методика начисления тарифов на тепло, так как в разных регионах, как мы уже поняли, их формируют свои компании с дополнительными запросами сотрудников.

Исключив лишние траты на такие запросы, ФАС позволит сформировать в каждом регионе более доступные цены на тепло. И, безусловно, такая мера нужна: это позволит сэкономить деньги потребителей.

Кроме того, усредненный тариф и контроль этого вопроса со стороны ФАС позволят исключить резкие скачки цен на теплоснабжение. Предложение ФАС и актуально, и необходимо, — заметил собеседник «ВМ».

Также специалист отметил, что при эталонном подходе средний уровень расходов устанавливается на основе данных, предоставляемых всеми организациями на рынке.

Эталонные тарифы на тепло: причесать всех под одну гребёнку не получится

Проблема формирования тарифов на тепло в регионах России, действительно, существует. И зачастую тарифы эти определяются не фактическими затратами теплоснабжающих организаций, а их аппетитами и аппетитами региональных органов регулирования, заявил корреспонденту ИА REGNUM аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.

«Так что предложение ФАС ввести некие «эталонные» тарифы, относительно которых можно было бы «отталкиваться», выглядит весьма убедительным.

С другой стороны, пока не совсем понятен критерий, по которому будет определяться средний уровень расходов организаций, предоставляющих данную услугу.

Ведь разница тут может быть весьма значительной, и продиктована она не желанием побольше заработать, а структурой и величиной расходов самих компаний.

Последнее зависит и от качества используемого оборудования, и от его износа, и от вида используемых теплосетей. Причесать всех под одну гребенку в этом деле точно не получится.

И может оказаться, что теплоснабжающие компании с хорошим техническим оснащением и благоприятными условиями работы окажутся в однозначно выигрышном положении относительно компаний, работающих на изношенном и устаревшем оборудовании, чьи затраты на производство теплоэнергии просто выше.

Компенсировать в этом случае издержки за счет повышения цены за услугу не получится — ведь будут применены эталонные тарифы. В итоге такие теплоснабжающие компании могут оказаться в затруднительном финансовом положении.

Не факт, конечно, что именно так и получится, но ясно одно — вопрос должен быть тщательно проработан прежде чем дело дойдет до его фактической реализации», — высказал своё мнение аналитик.

В госдуме прокомментировали идею фас о новой системе тарифов на тепло

Введение новой системы тарифов на тепло является вполне возможным в нескольких российских регионах, особенно там, где цены неоправданно завышены. Такого мнения придерживается председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

По мнению Галины Хованской, данная идея может стать реальной. Однако важно учитывать один нюанс – пока недобросовестные компании продолжают собирать поборы с граждан с помощью увеличения нормативов.

— На данный момент поставщики предоставляют свои «хотелки» губернатору, от которого все зависит, особенно какие цены будут установлены в регионе. Было бы неплохо в качестве эксперимента посмотреть, как это повлияет на цены. Однако это стоит делать там, где губернаторы буквально смотря в рот поставщикам, — подчеркнула Галина Хованская.

По ее словам, игра может пойти на нормативах, если тариф там будет «занижен».

От чего зависит величина тарифа на тепловую энергию — новости — главная — региональная энергетическая комиссия свердловской области официальный сайт

15 октября 2012

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЕЛИЧИНА ТАРИФА НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ

Жителей Свердловской области интересует вопрос, почему существует разница в тарифах на тепловую энергию и от чего зависит величина тарифа на тепловую энергию?

Эта разница обусловлена множеством факторов. Во-первых, при сравнении тарифов организаций, расположенных на территориях в схожих климатических и географических условиях, помимо территориальных особенностей, необходимо учитывать режим выработки тепловой энергии — комбинированный и некомбинированный.

Комбинированный режим — это одновременное производство электрической и тепловой энергии, характеризующееся экономичностью и эффективностью использования ресурсов. Как правило в таком режиме работают крупные ТЭЦ.

Чем больше в структуре полезного отпуска доля тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме, тем, соответственно, дешевле услуги теплоснабжения для потребителей. Но если эта доля невелика или комбинированный режим вовсе не применяется, то стоимость тепла выше.

Себестоимость тепловой энергии, производимой котельными в некомбинированном режиме, на 50% и более, превышает себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме.

На размер тарифов на тепловую энергию также влияют затраты на используемое в котельных топливо. Эти затраты занимают в структуре тарифа значительную долю (от 50 % до 90 %).

Поэтому вид топлива и, соответственно, его стоимость один из определяющих факторов.

Так, стоимость жидкого (мазут) и твердого (уголь) топлива существенно выше природного газа: при прочих равных условиях тариф на тепло котельной, работающей на мазуте или угле, будет выше, чем на газе.

Помимо того, для котельных, функционирующих на одинаковом виде топлива, разница в тарифах на тепло может быть обусловлена и уровнем энергоемкости установленного оборудования, другими особенностями технологического процесса производства и передачи тепловой энергии.

Следует учитывать, что величина тарифа зависит от эффективности использования (загрузки) мощностей теплоснабжающей организации. При низкой загрузке, т.е.

значительно меньше установленной, на единицу вырабатываемой тепловой энергии приходится больше затрат на её производство, так как в тариф заложены затраты, не зависящие от объема выработки тепловой энергии, а именно: затраты на ремонт оборудования, возмещение его износа, так называемая амортизация, оплата труда производственного персонала, отчисления на социальные нужды, общехозяйственные расходы, налоги. Несмотря на то, что котельная работает не на полную мощность, например, амортизационные отчисления учитываются в тарифе по всему оборудованию, которое находится на балансе предприятия и участвует в выработке и передаче тепловой энергии.

Наконец, немалое значение имеет территориальное расположение котельной и потребителя: чем дальше потребитель от котельной, тем больше протяженность тепловых сетей.

Имеет значение и характер местности: горная, холмистая или равнинная – от этого зависит количество насосов и тепловых пунктов, необходимых для доведения тепла до потребителя. Эти факторы влияют на увеличение затрат на услуги по передаче тепловой энергии: в части содержания сетей и оплаты потерь в тепловых сетях.

Таким образом, затраты на услуги по передаче тепла, являющиеся неотъемлемой частью поставки, также имеют непосредственное влияние на размер тарифа.

Условный пример расчета тарифа на тепловую энергию в зависимости от факторов загрузки оборудования, вида топлива, и удаленности от коллекторов котельной показан на графике.

Кроме указанных выше факторов есть и иные, влияющие на величину тарифа. Например, налоги в зависимости от применяемой системы налогообложения влияют на размер обоснованных расходов из прибыли организации, учитываемых в тарифе, и, тем самым, на величину самого тарифа.

Так, при упрощенной системе налогообложения организация уплачивает единый налог, заменяющий ряд других.

В случае выбора общей системы налогообложения при расчете тарифа необходимо учесть дополнительные средства на уплату налогов на имущество, на добавленную стоимость, на прибыль.

В любом случае при регулировании тарифа на тепловую энергию РЭК Свердловской области руководствуется принципом баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов и бесспорным требованием документарной ответственности.

Назад к списку

Интересное

Как устанавливаются тарифы на теплоснабжение

Тарифы на тепловую энергию постоянно растут. Проживая в многоквартирном доме с центральным отоплением, платить приходится не зависимо от своих потребностей.

Ошеломляющей новинкой в 2021 году стало начисление платы за отопление в летний период. Чтобы понять суть формирования тарифов на отопление в 2021 году, следует ознакомиться с нормативными документами.

Зная некоторые отправные моменты, можно сделать правильные выводы и позаботиться об экономии тепла

Нормативные документы

Как устанавливаются тарифы на теплоснабжениеВ 2010 году был принят закон, который регулирует все вопросы тепла. Он так и называется «О теплоснабжении» (27.07.2010). Основными пунктами этого документа являются:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

  • основные понятия;
  • распределение ответственности государственных органов;
  • государственный подход к ценообразованию;
  • отношения между поставщиками и заказчиками тепла;
  • работа над качеством подачи тепла;
  • ценовые зоны и их особенности;
  • самоуправляемые предприятия;
  • права на снабжающие теплом объекты.

Рядовых потребителей касаются только первые шесть пунктов. Структурой, контролирующей подачу тепла, является Федеральный государственный энергетический надзор. Антимонопольный контроль возлагается на Антимонопольный комитет. Первая инстанция, в которой рядовой потребитель может решить интересующие его вопросы, связанные с теплом – местные власти административных единиц.

В статье 7 вышеуказанного документа говорится об основных подходах к установлению цен и тарифов на отопление в 2021 году. Основные направления – доступность для граждан государства, обоснованность с экономической точки зрения, стабильность. Особенно важен в этой статье п.6. В нём говорится о доступности для населения информации, связанной с ценообразованием на тепло.

На многие вопросы, связанные с формированием тарифов на отопление в 2021 году, отвечает статья 8. В ней рассматриваются виды оплаты, которые применяются к рядовым потребителям. Среди них:

  • тарифы на вещества, применяемые для передачи тепла;
  • плата за подогрев воды;
  • услуги за транспортировку тепла;
  • поддержание тепловой мощности в рабочем состоянии в нерабочий период.

В основу регулирования тарифов теплоснабжения положены экономическое обоснование затрат, индексация, обеспечение доходности.

Вторым документом, касающимся тепла, является Федеральный закон от 23.11.2009 №261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом законе потребителей  в основном касаются две главы:

  1. В главе 2 описываются полномочия государственной власти и местного самоуправления в области теплоснабжения.
  2. В главе 3 описывается регламент, эффективность и учёт тепловой энергии.

Нововведения

19 июля 2017 года к закону «О теплоснабжении» был принят ряд поправок. Основной целью этих изменений является переход от государственного управления к договорным ценам. Что же конкретно изменилось в законодательстве?

СтатьяСтарый вариантНовый вариант
Ст.2 п10 Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к  системе теплоснабжения. Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к  системе теплоснабжения.В ценовых зонах эта программа не разрабатывается.
Ст. 2п18а Допустимо назначение цены по соглашению сторон. Цена устанавливается строго в результате соглашения сторон, но не может превышать максимально допустимый уровень
Ст. 2п18б Процесс передачи  тепловой энергии регулируется государством Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством, но в некоторых случаях допустима цена по соглашению сторон
Ст.15ч9.3 Управляющие организации, получающие тепло для коммунальных услуг, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени. Управляющие организации, получающие тепло по договору теплоснабжения, обязаны своевременно вносить плату, иначе  им начисляются пени.

Кто составляет тарифы на отопление в 2021 году?

В статье 11 закона «О теплоснабжении» говорится, что цены на тепло и его передачу могут быть установлены органом регулирования (п.1) При этом применяются одноставочный и двухставочный тарифы. Цены могут изменяться.

Они зависят от вида источника тепла и расстояния, на которое передаётся тепловая энергия.

На изменение цены оказывают влияние и другие параметры, которые описаны в документе, называемом «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения».

В статье 15 данного закона говорится, что потребители тепла приобретают его у теплоснабжающей организации на основании двустороннего соглашения. Согласно статье 2 цена за потребляемое тепло устанавливается соглашением сторон, но она не должна превышать предельно допустимой.

Другими словами, государство устанавливает только минимальный и максимальный ценовые пределы (стать 8 п.1). В остальном стоимость поставляемых услуг зависит от поставщика. Поставщик тепловой энергии включает в её стоимость все затраты плюс предполагаемую прибыль.

Об этом упоминается в статье 7.

Почему летом происходит оплата за отопление?

Согласно закону «О защите прав потребителя» люди обязаны оплачивать только фактически оказанную услугу. Почему же теплоснабжающие организации в 2021 году взимают плату за отопление в летнее время, ведь батареи холодные? На этот вопрос в полной мере отвечает 1.

7 пункт 8 статьи: с потребителей взимается плата за обслуживание источника тепла в отсутствии потребления. То есть, потребители обязаны оплачивать профилактические, ремонтные и другие работы, направленные на подготовку тепловой мощности к работе в холодное время года.

Можно ли сэкономить на отоплении?

С наступлением отопительного сезона потери домашнего бюджета резко увеличиваются. Ни для кого не секрет, что львиная доля расходов по жилищно-коммунальным платежам приходится как раз на отопление. Добросовестные граждане задаются вопросом: а можно ли как-то сэкономить?

Говорить об экономии на отопление в 2021 году можно только, изучив виды топлива и нагревательные приборы.

Автономное отопление

Самая оптимальная экономия достигается при наличии автономного отопления в квартире. Здесь каждый хозяин сам регулирует подачу тепла и платит за него по счётчику. А если человек живёт в многоэтажном доме с центральным отоплением? Выход один – искать возможность получить разрешение на отключение от общей системы. Вариант решения проблемы сложный, но возможный.

Имея автономное отопление в 2021 году, следует позаботиться об экономии тепла всеми доступными способами:

  1. Сокращение тепловых потерь. В этом поможет утепление стен в квартире. Единожды проведённый качественный ремонт надолго обеспечит экономию тепловой энергии.
  2. Выбор источника тепла. К источникам тепла относятся газовые и электрические котлы, тёплые полы, конвекторы, электронагреватели. Каждый вид оборудования имеет свои плюсы и минусы. Выбор зависит от многих факторов.
  3. Установка терморегуляторов. Это помогает обеспечить оптимальный режим тепла.
  4. Разводка трубопровода. Правильно выбранное количество радиаторов и способ их монтажа существенно снижают потери тепла.

Системный и грамотный подход поможет добиться отличных результатов.

Центральное отопление

В многоэтажных домах с центральным отоплением в 2021 году личная экономия не пройдёт. Тепло подаётся в квартиру независимо от желания владельцев. Выход один – установка теплосчётчика.

Счётчики бывают как общедомовые, так и индивидуальные. При установке индивидуального квартирного счётчика оплата будет производиться за теплоснабжение отдельно взятой квартиры.

К этой плате добавятся транспортные расходы и обогрев помещений общего пользования: подъезда и лестничных клеток.

https://www.youtube.com/watch?v=gSiaB3OyO90

При установке общедомового счётчика оплата тарифов отопления в 2021 году производится по показаниям прибора в процентном отношении к площади квартиры. И первый, и второй варианты имеют свои прелести и недостатки.

Установив квартирный счётчик, придётся позаботиться об утеплении квартиры, в противном случае это может обернуться увеличением платы. Зато, если на улице не холодно, то можно перекрыть кран, уменьшив подачу тепла. Наличие личного счётчика позволит не обогревать пустую квартиру. Это поможет снизить расходы до 6%.

Установив общедомовой прибор учёта тепла стоит позаботиться о точности снимаемых показаний.

Согласно статье 6 закона «О теплоснабжении» жильцы имеют полное право на информацию, которым и должны воспользоваться в своих целях.

Для этого достаточно выбранному лицу контролировать снятие показаний прибора учёта представителями управляющей компании. Альтернативное ведение учётных записей поможет избежать недоразумений и снизить расходы.

Нюансы

Потребителям тепла следует обратить внимание на то, что горячие батареи в 2021 году больше не являются монополией государства. Поставщики тепловой энергии — коммерческие организации, целью деятельности которых является получение прибыли.

Горячую воду в краны и батареи они подают на договорной основе. Единственным критерием, тормозящим их аппетиты, является предел, установленный государством.

Исходя из своих коммерческих интересов, поставщики тепла в полной мере взимают в летнее время плату за ремонт и обслуживание теплоносителей. Это суровая реальность, подтверждённая законодательно.

Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования

           Как устанавливаются тарифы на теплоснабжение

            В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

            Общие моменты по оплате отопления

            Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

Читайте также:  Гражданство ребенка, родившегося в Крыму

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

            Варианты оплаты отопления: старое и новое

            Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

            Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

            Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

            Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

  •             В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
  • — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
  • — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

            В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

  1.             Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
  2. — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
  3. — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

            В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.

А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

            В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

            Слабые места регулирования платы за отопление

            Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.

Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).

Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

            Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.

При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.

В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

            Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.

Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).

Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

            Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.

В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).

А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

             Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Жителям Подмосковья рассказали, как рассчитывается плата за отопление

Как устанавливаются тарифы на теплоснабжение

Радиатор отопления

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Размер платы за отопление зависит от наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета, говорится в сообщении пресс-службы Министерства ЖКХ Московской области.

«Расчет платы за отопление в многоквартирных домах производится по правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года №354. Начисление по отоплению исходит из двух главных показателей: объем коммунального ресурса, потребленного отдельной квартирой; количество энергии, израсходованной на общедомовое хозяйство», — говорится в сообщении.

Размер платы зависит от многих факторов, в том числе: наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета.

Начисления за отопление могут производиться двумя способами: в отопительный период или в течение всего года.

В случае, если в многоквартирном доме отсутствуют общедомовые и индивидуальные приборы учета тепла и начисления производятся только в отопительный период, упрощенная формула для расчета выглядит так: P = S x N x T. Площадь помещения (S) умножается на установленный норматив потребления тепловой энергии (N) и на тариф на тепловую энергию (T).

«Если в доме установлен общедомовой счетчик по отоплению, то расчет производится, как правило, в отопительный период согласно показаниям прибора учета. Упрощенная формула расчета в этом случае такова: сумма к оплате P = количество потраченной тепловой энергии (V) делится на общую площадь дома (So) и умножается на площадь квартиры (Sкв) и на тариф (T)», — добавляется в сообщении.

Читайте также:  Правила прописки в долевой собственности

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения законодательства, которые закрепили за жителями право оплачивать отопление в квартирах согласно показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ).

Еще одно нововведение касается владельцев жилых помещений с автономным обогревом.

Теперь они не обязаны оплачивать услуги центрального отопления, но по-прежнему, как и другие жильцы, вносят плату за обогрев общедомовых площадей.

Тепло, идущее на общедомовые нужды, количество тепла, потраченное на обогрев нежилых помещений в доме, определяются по общедомовым приборам учета (при их наличии) либо исходя из нормативов.

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые нужды утверждаются министерством ЖКХ Московской области и распорядительными документами органов местного самоуправления.

Размер платы за отопление на ОДН рассчитывается пропорционально площади занимаемого жилого помещения.

Рассчитать оплату за отопление можно на сайте «Расчет ЖКХ». Уточнить подробности по оказанию услуги «отопление» можно у исполнителя услуги.

Акция «Школа ЖКХ нашего двора» — как проверят готовность домов к зиме в Подмосковье>>

Расчёт платы за отопление по-новому: от чего зависит выбор формулы

Этим летом Правительство России дважды внесло изменения в порядок расчёта платы за отопление в многоквартирных домах. Вместе с Еленой Шерешовец разбираемся в новых формулах и условиях их применения. Узнайте, что осталось прежним, а что появилось нового в системе расчётов за теплоснабжение.

Все случаи применения формул для расчёта платы за отопление в МКД разобрала Елена Шерешовец

Весной 2021 года Конституционный Суд РФ дважды обязан Правительство РФ внести изменения в расчёт платы за отопление в МКД. В результате в ПП РФ № 354 появились новые формулы. Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» разобрала произошедшие изменения в системе расчётов за теплоснабжение:

Как УО учесть расходы и их возмещение должником при ограничении КУ

Наличие в доме ОДПУ и индивидуальных приборов учёта в помещениях

В первой части выпуска онлайн-программы эксперт сделала обзор формул, применение которых зависит от того, есть ли в доме ОДПУ.

Так, в МКД без общедомового прибора учёта теплоэнергии никогда не используются показания индивидуальных счётчиков (определение КС РФ от 26.02.2021 № 292-О).

Внутри помещений расход тепла рассчитывается по формулам 2(5), 2(6), за ОДН – по формулам 2(3) и 2(4) приложения в ПП РФ № 354:

В случае, когда в МКД установлен общедомовый прибор учёта, то для расчёта платы используются формулы для трёх частных ситуаций:

  1. Нигде нет ИПУ.
  2. Часть помещений с ИПУ.
  3. Везде установлены ИПУ.

Таблица формул расчёта платы за отопление в зависимости от наличия или отсутствия ИПУТаблица формул расчёта платы за отопление в зависимости от наличия или отсутствия ИПУ

Эксперт отметила, что в ПП РФ № 354 установлены отдельные формулы для помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии. Подробнее об этом случае узнайте из выпуска-онлайн журнала.

Есть ли отопление в местах общего пользования

Во второй части видеоролика Елена Шерешовец разобрала новые формулы расчёта платы за отопление, которые Правительство России разработало в соответствии с постановлениями КС РФ.

Станет дороже: Чем грозит новая система тарифов на тепло

«Усреднять тарифы на теплоснабжение даже в пределах одного региона — неправильно. Слишком уж разные они у нас. Усреднив тарифы, мы увеличим финансирование ресурсоснабжающих организаций (РСО) в городе и устроим недофинансирование в районе. Таким образом в недалеком будущем мы можем получить еще большие проблемы с ростом тарифов», — сказал Торощин.

Он подчеркнул, что в городах, где люди в основном живут в многоэтажных домах, стоимость эксплуатации теплотрасс из расчета на одного абонента ниже.

По словам депутата, для снижения расходов россиян на теплоснабжение необходима повсеместная газификация и замена угольных и дровяных котельных на газовые. Также депутат заявил о необходимости поднять финансирование реконструкции теплосетей из федерального бюджета.

Фас представила проект перехода к эталонным тарифам на тепло

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила проект перехода на эталонное тарифообразование в теплоснабжении.

При формировании тарифов по эталонному принципу для компаний определяется эталонный уровень расходов, в зависимости от которого устанавливается конкретный тариф. Это должно стимулировать компании к экономии и повышению эффективности своей работы, передает РИА «Новости».

Указывается, что «эталонный» подход (метод аналогов) формирования сбытовых расходов теплоснабжающих организаций и проекты нормативных правовых актов (НПА) о внесении соответствующих изменений в законодательство стали ключевой темой заседания рабочей группы по теплоснабжению экспертного совета по вопросам ЖКХ.

«Принимая во внимание высокую важность исполнения поручения президента России по переходу на «эталоны», служба активно автоматизирует процесс тарифного регулирования, что должно ускорить внедрение эталонов при регулировании сферы ЖКХ, в том числе теплоснабжения. Эталоны позволяют исключить субъективизм со стороны регионов при установлении тарифов и сделать ценообразование более прозрачным», – заявил замруководителя ФАС Виталий Королев.

В рамках мероприятия служба представила для оценки экспертного сообщества проект постановления правительства, предусматривающий поэтапный переход на формирование тарифов в теплоснабжении методом сравнения аналогов, понятие «эталонных затрат» и новый порядок формирования расходов на сбыт тепловой энергии.

Предполагается, что сначала такой порядок коснется только изъявивших желание компаний-«пилотов» по договоренности с региональным органом регулирования.

На заседании также поднимался вопрос разделения цены на стоимость топлива, его транспортировку и хранение, поскольку в тарифах на тепловую энергию большую часть расходов занимают затраты на него.

По мнению службы, данный подход необходим для оптимизации закупочных процедур в целях закупки топлива по наиболее выгодной цене.

До этого, в апреле, Королев сообщал, что введение эталонных тарифов в России на передачу электроэнергии ожидается с 2022 года.

Эталонные тарифы на тепло: к чему может привести предложение ФАС?

На вопрос, как именно ФАС предлагает рассчитывать эталонные тарифы на тепло, отвечает председатель Жилищного союза Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константин Крохин.

«Это не понятно никому, потому что подобной методики давно не было. Предполагаю, что ответ кроется в самом предложении. Предлагается, что это будет их методика.

К сожалению, в отсутствие рынка (а у нас в теплоснабжении рынка нет, потому что там естественная монополия и государство законом защитило этот рынок от конкуренции) у вас нет рыночных показателей и рыночного ценообразования.

Цена ресурса устанавливается расчетным путем, а расчетную формулу устанавливает только полномочный орган, кому это постановлением правительства или законом дано.

Поэтому в данном случае предлагается от одного органа — регионально-энергетической комиссии или регионального органа власти — передать эти полномочия в федеральную структуру, например антимонопольную службу.

То есть там рисовали эту цифру, исходя из своего понимания и отраслевых интересов, а теперь это перейдет на другой уровень и в другие структуры. Это своеобразный передел рынка, когда тариф будет устанавливать антимонопольная служба.

Примером того, что я сейчас говорю, являются скандалы и уголовные дела в Республике Коми, когда одна финансово-промышленная группа через региональные органы власти сумела добиваться высоких тарифов, выгодных определенным поставщикам ресурсов, частным компаниям. Или Новосибирск, где тоже идет уголовное преследование бывшего министра Открытого правительства. Там же тоже ключевой вопрос предъявленных обвинений заключается в том, что был сговор в том числе с региональными органами власти для того, чтобы тариф был выгоден определенной финансово-промышленной группе. Собственно, теперь это будут не региональные финансово-промышленные группы, а игроки федерального уровня. И делать это будет ФАС или установленный по предложению ФАС иной орган».

— Я так понимаю, это не будет каким-то единым тарифом для всей страны, наверное, будут еще применяться какие-то коэффициенты, потому что, конечно, уравнять все не получится. Единый эталон с точки зрения подхода к конкретному региону, я так это вижу. Документ пока еще не в открытом виде, с ним ознакомилась профильная ассоциация, и они не видят проблемы.

— Не совсем понятно, в итоге будет дороже или дешевле?

— Конечно, стоит задача, чтобы потребитель вышел с меньшими издержками или как-то их ограничить. Естественно, в этом задача, чтобы наконец была найдена справедливость прежде всего для потребителя.

— Схема, предложенная ФАС, действительно сделает всю систему прозрачнее?

— Сложно оценить ситуацию. Цель такова, но, насколько она может быть реализована, покажет только практика. Это не сразу всю Россию затронет, «пилоты» покажут эффективность, найдут слабые места, и следующий этап будет уже либо широкомасштабным, либо будет в глубокой коррекции, либо же эта схема будет признана недееспособной.

Проект постановления правительства может появиться уже в июне, заявил замглавы ФАС Королев. Он добавил, что эталоны планируют вводить постепенно, но не ранее 2022 года. В «пилоте» уже захотели поучаствовать несколько компаний. «Известия» пишут, что в дальнейшей разработке предложения ФАС готов участвовать еще и Минстрой.

Эталонные тарифы на теплоснабжение — миф?

В условиях рыночной экономики эталонные тарифы на теплоснабжение — это нонсенс, считает алтайский общественник, председатель ТСЖ «Красноармейский, 53» Константин Емешин.

Читайте также:  Сколько длится декретный отпуск: количество дней больничного листа по беременности и родам в России, с какого срока начинается и когда заканчивается по закону

Комментируя корреспонденту ИА REGNUM инициативу, при которой эталоны на сбыт тепловой энергии будут определяться с учётом постоянных затрат ресурсоснабжающих компаний и количества точек поставок теплоэнергии потребителям, он отметил:

«Поскольку население обеспокоено ростом тарифов, чиновники изобретают разные модели, чтобы отчитаться президенту, что, мол, меры принимаем.

Так, например, с советских времен существует перекрестное субсидирование тарифов, когда за пониженные тарифы для населения повышают тарифы для бизнеса.

Я мало верю, что хватит политической воли у власти сломать энергетиков, установив единый «эталонный» тариф для всей страны».

Эксперт: введение эталонного тарифа на тепло поможет сэкономить

Введение эталонных тарифов на теплоснабжение в России позволит уменьшить стоимость теплоэнергии для россиян. Об этом в разговоре с корреспондентом «Вечерней Москвы» рассказал ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ ООД «За права человека» Виктор Федорук.

По словам Федорука, цены на тепло в регионах России устанавливают сами теплоснабжающие компании, и не всегда процедура проходит чисто.

— Мы даже делали запрос в одну из таких компаний, которая устанавливает цены на теплоснабжение. И выяснилось, что при калькуляции этого тарифа туда входит и содержание сотрудников на базах отдыха. Это абсолютно недопустимо, поскольку это уже те позиции, которые идут с прибыли, а никак не с тарифа жителей и пользователей коммунальной услугой.

Граждане не обязаны обеспечивать за свой счет отпуск работникам подобной организации, так как имеется себестоимость, которая иначе исчисляется. Счетная палата, проверяя данные состава калькуляции на тепло в разных регионах, приходит к выводу, что каждый воротит как хочет.

И в особо наглых конторах не гнушаются дополнительно повышать цены, — заметил Федорук.

Эксперт отметил, что предложение ФАС по внедрению эталонного тарифа поможет снизить подобные серые схемы.

— Сегодня отсутствует единая методика начисления тарифов на тепло, так как в разных регионах, как мы уже поняли, их формируют свои компании с дополнительными запросами сотрудников.

Исключив лишние траты на такие запросы, ФАС позволит сформировать в каждом регионе более доступные цены на тепло. И, безусловно, такая мера нужна: это позволит сэкономить деньги потребителей.

Кроме того, усредненный тариф и контроль этого вопроса со стороны ФАС позволят исключить резкие скачки цен на теплоснабжение. Предложение ФАС и актуально, и необходимо, — заметил собеседник «ВМ».

Также специалист отметил, что при эталонном подходе средний уровень расходов устанавливается на основе данных, предоставляемых всеми организациями на рынке.

Эталонные тарифы на тепло: причесать всех под одну гребёнку не получится

Проблема формирования тарифов на тепло в регионах России, действительно, существует. И зачастую тарифы эти определяются не фактическими затратами теплоснабжающих организаций, а их аппетитами и аппетитами региональных органов регулирования, заявил корреспонденту ИА REGNUM аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.

«Так что предложение ФАС ввести некие «эталонные» тарифы, относительно которых можно было бы «отталкиваться», выглядит весьма убедительным.

С другой стороны, пока не совсем понятен критерий, по которому будет определяться средний уровень расходов организаций, предоставляющих данную услугу.

Ведь разница тут может быть весьма значительной, и продиктована она не желанием побольше заработать, а структурой и величиной расходов самих компаний.

Последнее зависит и от качества используемого оборудования, и от его износа, и от вида используемых теплосетей. Причесать всех под одну гребенку в этом деле точно не получится.

И может оказаться, что теплоснабжающие компании с хорошим техническим оснащением и благоприятными условиями работы окажутся в однозначно выигрышном положении относительно компаний, работающих на изношенном и устаревшем оборудовании, чьи затраты на производство теплоэнергии просто выше.

Компенсировать в этом случае издержки за счет повышения цены за услугу не получится — ведь будут применены эталонные тарифы. В итоге такие теплоснабжающие компании могут оказаться в затруднительном финансовом положении.

Не факт, конечно, что именно так и получится, но ясно одно — вопрос должен быть тщательно проработан прежде чем дело дойдет до его фактической реализации», — высказал своё мнение аналитик.

В госдуме прокомментировали идею фас о новой системе тарифов на тепло

Введение новой системы тарифов на тепло является вполне возможным в нескольких российских регионах, особенно там, где цены неоправданно завышены. Такого мнения придерживается председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

По мнению Галины Хованской, данная идея может стать реальной. Однако важно учитывать один нюанс – пока недобросовестные компании продолжают собирать поборы с граждан с помощью увеличения нормативов.

— На данный момент поставщики предоставляют свои «хотелки» губернатору, от которого все зависит, особенно какие цены будут установлены в регионе. Было бы неплохо в качестве эксперимента посмотреть, как это повлияет на цены. Однако это стоит делать там, где губернаторы буквально смотря в рот поставщикам, — подчеркнула Галина Хованская.

По ее словам, игра может пойти на нормативах, если тариф там будет «занижен».

От чего зависит величина тарифа на тепловую энергию — новости — главная — региональная энергетическая комиссия свердловской области официальный сайт

15 октября 2012

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЕЛИЧИНА ТАРИФА НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ

Жителей Свердловской области интересует вопрос, почему существует разница в тарифах на тепловую энергию и от чего зависит величина тарифа на тепловую энергию?

Эта разница обусловлена множеством факторов. Во-первых, при сравнении тарифов организаций, расположенных на территориях в схожих климатических и географических условиях, помимо территориальных особенностей, необходимо учитывать режим выработки тепловой энергии — комбинированный и некомбинированный.

Комбинированный режим — это одновременное производство электрической и тепловой энергии, характеризующееся экономичностью и эффективностью использования ресурсов. Как правило в таком режиме работают крупные ТЭЦ.

Чем больше в структуре полезного отпуска доля тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме, тем, соответственно, дешевле услуги теплоснабжения для потребителей. Но если эта доля невелика или комбинированный режим вовсе не применяется, то стоимость тепла выше.

Себестоимость тепловой энергии, производимой котельными в некомбинированном режиме, на 50% и более, превышает себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме.

На размер тарифов на тепловую энергию также влияют затраты на используемое в котельных топливо. Эти затраты занимают в структуре тарифа значительную долю (от 50 % до 90 %).

Поэтому вид топлива и, соответственно, его стоимость один из определяющих факторов.

Так, стоимость жидкого (мазут) и твердого (уголь) топлива существенно выше природного газа: при прочих равных условиях тариф на тепло котельной, работающей на мазуте или угле, будет выше, чем на газе.

Помимо того, для котельных, функционирующих на одинаковом виде топлива, разница в тарифах на тепло может быть обусловлена и уровнем энергоемкости установленного оборудования, другими особенностями технологического процесса производства и передачи тепловой энергии.

Следует учитывать, что величина тарифа зависит от эффективности использования (загрузки) мощностей теплоснабжающей организации. При низкой загрузке, т.е.

значительно меньше установленной, на единицу вырабатываемой тепловой энергии приходится больше затрат на её производство, так как в тариф заложены затраты, не зависящие от объема выработки тепловой энергии, а именно: затраты на ремонт оборудования, возмещение его износа, так называемая амортизация, оплата труда производственного персонала, отчисления на социальные нужды, общехозяйственные расходы, налоги. Несмотря на то, что котельная работает не на полную мощность, например, амортизационные отчисления учитываются в тарифе по всему оборудованию, которое находится на балансе предприятия и участвует в выработке и передаче тепловой энергии.

Наконец, немалое значение имеет территориальное расположение котельной и потребителя: чем дальше потребитель от котельной, тем больше протяженность тепловых сетей.

Имеет значение и характер местности: горная, холмистая или равнинная – от этого зависит количество насосов и тепловых пунктов, необходимых для доведения тепла до потребителя. Эти факторы влияют на увеличение затрат на услуги по передаче тепловой энергии: в части содержания сетей и оплаты потерь в тепловых сетях.

Таким образом, затраты на услуги по передаче тепла, являющиеся неотъемлемой частью поставки, также имеют непосредственное влияние на размер тарифа.

Условный пример расчета тарифа на тепловую энергию в зависимости от факторов загрузки оборудования, вида топлива, и удаленности от коллекторов котельной показан на графике.

Кроме указанных выше факторов есть и иные, влияющие на величину тарифа. Например, налоги в зависимости от применяемой системы налогообложения влияют на размер обоснованных расходов из прибыли организации, учитываемых в тарифе, и, тем самым, на величину самого тарифа.

Так, при упрощенной системе налогообложения организация уплачивает единый налог, заменяющий ряд других.

В случае выбора общей системы налогообложения при расчете тарифа необходимо учесть дополнительные средства на уплату налогов на имущество, на добавленную стоимость, на прибыль.

В любом случае при регулировании тарифа на тепловую энергию РЭК Свердловской области руководствуется принципом баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов и бесспорным требованием документарной ответственности.

Назад к списку