Вопросы юристу

Кто не допускается к педагогической деятельности

Личность педагога во все времена оставалась основным инструментом воспитания и образования детей. Профессионал высокого уровня в какой-либо специальности не способен донести свои обширные знания до учеников без желания и умения сделать это.

Профессиональная непригодность проявляется в разных сферах работы педагога. Часто ее оценка становится субъективной. Однако есть категория граждан, разрешить которой общаться с детьми и заниматься их образованием просто недопустимо. Личность учителя накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка и при негативном влиянии может причинить непоправимый вред.

Поэтому государство законодательно оградило учащихся от лиц, которые могут нанести моральный, физический и психологический ущерб, и лишило таких людей права на занятие педагогической деятельностью.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — процесс передачи духовных и прикладных знаний в результате сознательного образования и воспитания. Компетентность педагога складывается из его теоретической и практической готовности к своей профессии. Она требует организаторских, аналитических, коммуникативных, проективных умений и навыков.

О необходимости педагогической деятельности говорят, когда обществу требуется передать знания и опыт от поколения к поколению. Социум предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, моральным качествам, физическому и психическому здоровью.

Учитель должен любить детей и хотеть заниматься их воспитанием. Он владеет знаниями по возрастной психологии и имеет представление о планировании воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ученика. Будучи профессионалом в определенной научной сфере, учитель разбирается в своем предмете и может передать эти знания детям на всех этапах обучения.

Но иногда такой дипломированный преподаватель лишается права работать педагогом или не может быть трудоустроен в образовательное учреждение.

Статья 331 ТК РФ

Новая редакция статьи уточняет, кто имеет право работать в педагогике.

Допуск производится при наличии образовательного ценза. Это уровень профессионального образования и квалификации педагога, соответствующий требованиям учебного заведения для должности, на которую претендует кандидат. От соблюдения образовательного ценза освобождаются специалисты — практики, приглашенные для проведения занятий.

Эта статья касается заключения трудового договора с педагогом в учреждениях, упомянутых в утвержденном перечне.

Она также указывает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права преподавать;
  • судимые по определенным уголовным статьям;
  • судимые по тяжким статьям за любые правонарушения;
  • недееспособные и лица с определенными заболеваниями.

Отдельно оговаривается возможность возврата к педагогической деятельности для лиц, имеющих погашенную судимость за преступления, не представляющие опасность для общества.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Кого лишают права быть педагогом

Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.

Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:

  • жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой свободы и неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения;
  • общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • мира и безопасности человечества;
  • общественной безопасности.

Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Кого не примут на работу преподавателем

Государство постановило, что к педагогической деятельности не допускаются лица с криминальным прошлым. Справку об отсутствии судимости сейчас в обязательном порядке запрашивают у каждого, кто устраивается на работу в сферу образования.

По закону, на работу в сферу образования не примут:

  • если имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • если была судимость за преступления против личности;
  • если ранее было лишение права заниматься педагогической деятельностью;
  • если официально установлен факт недееспособности;
  • если имеются заболевания из перечня, указанного в федеральном законе.

За определенные преступления граждане РФ имеют пожизненный запрет на любую работу в образовательных учреждениях.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Что такое уголовное преследование

Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.

Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.

Есть разница между «преследованием» и «делом». Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности.

Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование.

Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.

Недееспособность педагога

Недееспособность устанавливается судом по заявлению родственников при участии представителя органов опеки. Гражданин может быть признан недееспособным в полной мере или частично. Несовершеннолетние до 16 лет считаются полностью недееспособными по возрасту, с 16 до 18 лет — частично, судебного подтверждения этого факта не требуется.

Частичная недееспособность с обязательным назначением опекуна признается судом в случае употребления гражданином наркотиков или алкоголя в такой степени, что это влечет за собой значительное ухудшение финансового состояния семьи и угрожает жизни и здоровью детей зависимого.

Если у человека развилось психическое расстройство и он не может адекватно воспринимать реальность, нести ответственность за свои поступки, то он может быть признан недееспособным в полной мере. Суд в этом случае отправляет гражданина, в отношении которого подано заявление, на обязательную психиатрическую экспертизу для получения от врачебной комиссии справки о его состоянии.

При приеме на работу педагога администрация ОУ не может требовать предоставить справку о дееспособности и не имеет права сделать соответствующий запрос в суд или психиатрическую клинику.

При выявлении факта сокрытия частичной или полной недееспособности, установленной в суде, трудовой договор расторгается, потому что к педагогической деятельности не допускаются лица с психическими отклонениями.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Заболевания, несовместимые с работой в сфере образования

ТК РФ в 2006 году было дополнено положением о том, что к работе в образовательных учреждениях не допускаются лица с заболеваниями, указанными в утвержденном перечне.

На сегодняшний день этот список законодателями не создан, поэтому руководствуются перечнем психиатрических заболеваний, при которых противопоказана деятельность, связанная с повышенной опасностью, и инструкцией Минздрава СССР о запрете на работу с детьми для лиц с открытой формой туберкулеза.

Для выявления непригодности по психиатрическим причинам профессиональные педагоги должны раз в 5 лет проходить освидетельствование. Остальные заболевания, в том числе инфекционные и заразные, выявляются во время ежегодного осмотра, результаты которого вносятся в личную медицинскую книжку сотрудника.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Исключения для судимых по решению комиссии

Если судимые преподаватели считают, что их прошлое никак не повлияет на работу с детьми, их уголовное наказание не предполагало пожизненное лишение права заниматься педагогической деятельностью и отсутствует непогашенная судимость, то есть возможность разрешить им работать в сфере образования. Этот вопрос рассматривается в индивидуальном порядке по личному заявлению.

Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации населенного пункта изучает все обстоятельства потери права работать с детьми и оценивает степень опасности заявителя для общества в данный момент.

Если человек был осужден за преступление на сексуальной почве или любое тяжкое, его заявление не может быть принято и рассмотрено комиссией, так как по закону к педагогической деятельности не допускаются лица, потерявшие на это право пожизненно.

Через 30 дней письменный ответ выдается на руки. В случае отказа бывший педагог может оспорить решение комиссии в суде.

Читайте также:  Как доказать родство для права подхоронения?

Правовой статус педагога

Правовым статусом педагога называется принятая законодательством система прав и свобод, которая включает в себя:

  • трудовые права, социальные гарантии и компенсации;
  • академические права и свободы;
  • обязанности и ответственности;
  • ограничения.

Особое положение педагогов в обществе и престиж их труда признается государством.

Для повышения значимости образования, подъема уровня преподавания и культуры педагогам предоставляется ряд академических прав и свобод, в том числе выбор форм преподавания, проявление творчества, разработка учебных программ, защита профессиональной чести и достоинства, участие в научных и образовательных объединениях.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Требования к педагогам

Требования к педагогу не ограничиваются профессиональными. Общество ждет от него высоких моральных качеств, интеллигентности, культурности, эрудированности и коммуникабельности.

В то время как вся педагогическая деятельность классифицируется и подвергается оценке по строго установленной системе, часть ее основана на умении творить и импровизировать в процессе обучения. С талантом воспитателя и творца рождаются не все. Зато можно развить у себя требуемые педагогические способности:

  • организаторские;
  • научно-познавательные;
  • дидактические;
  • коммуникативные;
  • перцептивно-суггестивные;
  • исследовательские.

Большую роль в образовании и воспитании играют человеческие качества педагога, такие как душевная чуткость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и терпение. Ученики, их родители и руководство ОУ требуют от учителя только положительных качеств личности.

Должности работников в образовательной сфере

Должности работников образования распределяются по трем уровням:

  1. Руководители: директора, начальники, заведующие.
  2. Педагоги: учителя, преподаватели, психологи, логопеды, методисты и другие.
  3. Вспомогательный персонал: дежурный, секретарь, помощник воспитателя и т. п.

Вспомогательный персонал не обязан иметь педагогическое образование.

https://www.youtube.com/watch?v=LbXEK84HFUM\u0026t=16s

В зависимости от уровня занимаемой должности работники должны соответствовать определенным требованиям в плане квалификации, что проверяется регулярными аттестациями.

Аттестация преподавателей

Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.

Цели аттестации:

  • стимулировать профессиональный и личностный рост;
  • повысить качество педагогической работы;
  • выявить необходимость повышения квалификации;
  • оценить нераскрытый потенциал;
  • определить квалификационную категорию для установления уровня оплаты труда.

Задача руководства ОУ — провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.

Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.

При аттестации педагогов основное внимание уделяется 3 направлениям:

  1. Выполнение обязанностей, связанных с конкретной должностью.
  2. Соответствие уровня знаний установленным требованиям.
  3. Уровень профессиональной подготовки и стаж работы.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Нарушение Трудового кодекса РФ при трудоустройстве

Руководитель ОУ не имеет права принять на работу лицо, которое:

  • не соответствует вакантной должности по образовательному цензу или уровню квалификации;
  • является лишенным права заниматься педагогической деятельностью;
  • не имеет справки о прохождении предварительного медосмотра;
  • не предоставило справку об отсутствии судимости;
  • имеет или имело в прошлом судимость за определенные правонарушения;
  • имеет непогашенную или неснятую судимость за тяжкие преступления;
  • не представило полный пакет документов для трудоустройства.

Нарушить закон при трудоустройстве может и соискатель, если предоставит поддельные документы об образовании или не соответствующую действительности справку об отсутствии судимости.

Педагог также несет ответственность за сокрытие факта своей полной или частичной недееспособности или наличия заболевания как при устройстве на работу, так и во время осуществления образовательной педагогической деятельности.

Правовой статус педагогических работников

Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.

Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей.

До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Должности в новых профессиональных стандартах:

  • Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  • Инструктор-методист.
  • Педагог-психолог.
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
  • Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

  • Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
  • Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
  • Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Академические права и свободы педагога

  • Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).
  • Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.
  • Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).
  • Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).
  • Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.
  • Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.
  • Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.
  • Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.
  • Право на участие в управлении образовательной организацией.
  • Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.
  • Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).
  • Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).
  • Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).
Читайте также:  Компенсационные выплаты многодетным семьям в Москве

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Разъяснение положений статьи 351.1 трудового кодекса российской федерации — Прокурор разъясняет — Пресс-центр — Главная — Официальный сайт Кушвинского городского округа

6 марта 2018

Разъяснение положений статьи 351.1 трудового кодекса российской федерации

Кто не допускается к педагогической деятельности

Ограничение, установленное статьей 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных с

Согласно ч. 1 ст. 351.

1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Согласно абзацам третьему и четвертому части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 января 2010 года N 127-0-0, такое ограничение, обусловленное спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не может рассматриваться как несоразмерное, не согласующееся с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Ограничение, установленное статьей 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с обучающимися детьми.

Если основания, препятствующие осуществлению трудовой деятельности возникли до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 351.1 ТК РФ введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ), трудовой договор подлежит прекращению по п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

При этом, частью 3 статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

При применении положений пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления из числа указанных в этих положениях, при том, что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 19-П указывается, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование надлежащих изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие — подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации преступлений, лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Назад к списку

Ограничения при приеме на работу лиц, имеющих судимость, в сфере образования с участием несовершеннолетних — Правительство Республики Хакасия

Кто не допускается к педагогической деятельности 25 мая 2021 г., 09:42

Действующим законодательством Российской Федерации ограничено право образовательных организаций на заключение трудовых договоров с лицами, имеющими судимость или подвергающихся уголовному преследованию.

Так, согласно ст. 351.

1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Таким образом, закон ограничивает возможность привлекать к трудовой деятельности в образовательных организациях лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья (ст.ст. 105-125 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (ст.ст. 126-127.2 УК РФ), половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст.

131-135 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (ст.с. 150-157 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст. 228-245 УК РФ), против общественной безопасности (ст.ст. 205-227 УК РФ).

Из этого следует, что трудовой договор может быть заключен с лицами, имеющими судимость по иным статьям Уголовного кодекса РФ, например за совершение кражи, грабежа, нарушение правил дорожного движения и т.д.

Педагогические работники (учителя, воспитатели и др.) не могут иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Данные ограничения возникают с момента начала уголовного преследования. Основанием для прекращения трудового договора с работником будут справка о наличии судимости, об уголовном преследовании работника или копия приговора суда о признании работника виновным в совершении преступления, входящего в перечень статьи 351.1 Трудового кодекса РФ.

Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Читайте также:  Получение школьного образования в 20 лет

При рассмотрении обращений о допуске к работе лиц, желающих трудоустроиться в образовательную организацию, но имеющих или имевших судимость за совершение преступлений, комиссия должна изучить все обстоятельства: форму вины, поведение человека после преступления, его отношение ко всему, что с ним случилось. Если кому-то был причинен вред, загладил ли гражданин свою вину и т.д.

  • Комиссия должна принять мотивированное решение в течение 30 дней. По результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:
  • — о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;
  • — о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.
  • Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности либо представляет опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
  • Пресс-служба прокуратуры Республики Хакасия

331 статья ТК РФ — защита интересов несовершеннолетних или… инструмент увольнения за сам факт уголовного преследования?

В консультацию обратился гражданин, попросил разъяснить, имеет ли он право на занятие педагогической деятельностью при наличии погашенной судимости за угон транспортного средства, совершенный с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья (п «в» ч. 2 ст. 166 УК РФ). Читаем ст. 331 ТК РФ.

  • К педагогической деятельности не допускаются лица:
  • — лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда — обратившийся такого права не лишен.
  • — имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья (НЕТ), свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы) (ТОЖЕ НЕТ), половой неприкосновенности и половой свободы личности (НЕТ), против семьи и несовершеннолетних (НЕТ), здоровья населения и общественной нравственности (НЕТ), основ конституционного строя и безопасности государства (НЕТ), мира и безопасности человечества (ТЕМ БОЛЕЕ НЕТ), а также против общественной безопасности (И НЕТ), за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
  • — имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; (НЕ ТО, СУДИМОСТЬ ПОГАШЕНА)
  • — признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; (НЕТ)
  • — имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (НЕТ).
  • Итак, формально — да, имеет такое право.

Однако суд показал другой, более интересный способ понимания закона (см. апелляционное определение Владимирского областного суда от 18.05.2017 г. по делу № 33-1855/2017 — в прикрепленном файле). В этом споре истец осужден за грабеж и превышение должностных полномочий с использованием насилия. В кратком пересказе решение звучит так.

Несмотря на то, что грабеж отнесен к главе 21 УК РФ  — преступления против собственности, в превышение полномочий — к главе 30 УК РФ — преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в ст.

331 ТК РФ поименованы не номера глав и статей, а конкретные объекты уголовно-правовой охраны, которым причиняется вред. Так, при совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, применено насилие. Следовательно, дополнительным объектом преступления являются жизнь и здоровье человека, что подпадает под ограничение, предусмотренное ст.

331 ТК РФ, поэтому является безусловным и пожизненным основанием отказа в приеме на должности, предусмотривающие занятие педагогической деятельностью.

Тогда позиция следующая: при разрешении подобных вопросов следует обращать внимание не только на номер статьи или главы, но и на фактические обстоятельства совершения преступления.

Буду рад любым м или соображениям.

Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Интересное

Кто не допускается к педагогической деятельности

Личность педагога во все времена оставалась основным инструментом воспитания и образования детей. Профессионал высокого уровня в какой-либо специальности не способен донести свои обширные знания до учеников без желания и умения сделать это.

Профессиональная непригодность проявляется в разных сферах работы педагога. Часто ее оценка становится субъективной. Однако есть категория граждан, разрешить которой общаться с детьми и заниматься их образованием просто недопустимо. Личность учителя накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка и при негативном влиянии может причинить непоправимый вред.

Поэтому государство законодательно оградило учащихся от лиц, которые могут нанести моральный, физический и психологический ущерб, и лишило таких людей права на занятие педагогической деятельностью.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — процесс передачи духовных и прикладных знаний в результате сознательного образования и воспитания. Компетентность педагога складывается из его теоретической и практической готовности к своей профессии. Она требует организаторских, аналитических, коммуникативных, проективных умений и навыков.

О необходимости педагогической деятельности говорят, когда обществу требуется передать знания и опыт от поколения к поколению. Социум предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, моральным качествам, физическому и психическому здоровью.

Учитель должен любить детей и хотеть заниматься их воспитанием. Он владеет знаниями по возрастной психологии и имеет представление о планировании воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ученика. Будучи профессионалом в определенной научной сфере, учитель разбирается в своем предмете и может передать эти знания детям на всех этапах обучения.

Но иногда такой дипломированный преподаватель лишается права работать педагогом или не может быть трудоустроен в образовательное учреждение.

Статья 331 ТК РФ

Новая редакция статьи уточняет, кто имеет право работать в педагогике.

Допуск производится при наличии образовательного ценза. Это уровень профессионального образования и квалификации педагога, соответствующий требованиям учебного заведения для должности, на которую претендует кандидат. От соблюдения образовательного ценза освобождаются специалисты — практики, приглашенные для проведения занятий.

Эта статья касается заключения трудового договора с педагогом в учреждениях, упомянутых в утвержденном перечне.

Она также указывает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права преподавать;
  • судимые по определенным уголовным статьям;
  • судимые по тяжким статьям за любые правонарушения;
  • недееспособные и лица с определенными заболеваниями.

Отдельно оговаривается возможность возврата к педагогической деятельности для лиц, имеющих погашенную судимость за преступления, не представляющие опасность для общества.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Кого лишают права быть педагогом

Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.

Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:

  • жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой свободы и неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения;
  • общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • мира и безопасности человечества;
  • общественной безопасности.

Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Кого не примут на работу преподавателем

Государство постановило, что к педагогической деятельности не допускаются лица с криминальным прошлым. Справку об отсутствии судимости сейчас в обязательном порядке запрашивают у каждого, кто устраивается на работу в сферу образования.

По закону, на работу в сферу образования не примут:

  • если имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • если была судимость за преступления против личности;
  • если ранее было лишение права заниматься педагогической деятельностью;
  • если официально установлен факт недееспособности;
  • если имеются заболевания из перечня, указанного в федеральном законе.

За определенные преступления граждане РФ имеют пожизненный запрет на любую работу в образовательных учреждениях.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Что такое уголовное преследование

Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.

Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.

Есть разница между «преследованием» и «делом». Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности.

Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование.

Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.

Недееспособность педагога

Недееспособность устанавливается судом по заявлению родственников при участии представителя органов опеки. Гражданин может быть признан недееспособным в полной мере или частично. Несовершеннолетние до 16 лет считаются полностью недееспособными по возрасту, с 16 до 18 лет — частично, судебного подтверждения этого факта не требуется.

Частичная недееспособность с обязательным назначением опекуна признается судом в случае употребления гражданином наркотиков или алкоголя в такой степени, что это влечет за собой значительное ухудшение финансового состояния семьи и угрожает жизни и здоровью детей зависимого.

Если у человека развилось психическое расстройство и он не может адекватно воспринимать реальность, нести ответственность за свои поступки, то он может быть признан недееспособным в полной мере. Суд в этом случае отправляет гражданина, в отношении которого подано заявление, на обязательную психиатрическую экспертизу для получения от врачебной комиссии справки о его состоянии.

При приеме на работу педагога администрация ОУ не может требовать предоставить справку о дееспособности и не имеет права сделать соответствующий запрос в суд или психиатрическую клинику.

При выявлении факта сокрытия частичной или полной недееспособности, установленной в суде, трудовой договор расторгается, потому что к педагогической деятельности не допускаются лица с психическими отклонениями.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Заболевания, несовместимые с работой в сфере образования

ТК РФ в 2006 году было дополнено положением о том, что к работе в образовательных учреждениях не допускаются лица с заболеваниями, указанными в утвержденном перечне.

На сегодняшний день этот список законодателями не создан, поэтому руководствуются перечнем психиатрических заболеваний, при которых противопоказана деятельность, связанная с повышенной опасностью, и инструкцией Минздрава СССР о запрете на работу с детьми для лиц с открытой формой туберкулеза.

Для выявления непригодности по психиатрическим причинам профессиональные педагоги должны раз в 5 лет проходить освидетельствование. Остальные заболевания, в том числе инфекционные и заразные, выявляются во время ежегодного осмотра, результаты которого вносятся в личную медицинскую книжку сотрудника.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Исключения для судимых по решению комиссии

Если судимые преподаватели считают, что их прошлое никак не повлияет на работу с детьми, их уголовное наказание не предполагало пожизненное лишение права заниматься педагогической деятельностью и отсутствует непогашенная судимость, то есть возможность разрешить им работать в сфере образования. Этот вопрос рассматривается в индивидуальном порядке по личному заявлению.

Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации населенного пункта изучает все обстоятельства потери права работать с детьми и оценивает степень опасности заявителя для общества в данный момент.

Если человек был осужден за преступление на сексуальной почве или любое тяжкое, его заявление не может быть принято и рассмотрено комиссией, так как по закону к педагогической деятельности не допускаются лица, потерявшие на это право пожизненно.

Через 30 дней письменный ответ выдается на руки. В случае отказа бывший педагог может оспорить решение комиссии в суде.

Читайте также:  Имущество, на которое не может быть обращено взыскание

Правовой статус педагога

Правовым статусом педагога называется принятая законодательством система прав и свобод, которая включает в себя:

  • трудовые права, социальные гарантии и компенсации;
  • академические права и свободы;
  • обязанности и ответственности;
  • ограничения.

Особое положение педагогов в обществе и престиж их труда признается государством.

Для повышения значимости образования, подъема уровня преподавания и культуры педагогам предоставляется ряд академических прав и свобод, в том числе выбор форм преподавания, проявление творчества, разработка учебных программ, защита профессиональной чести и достоинства, участие в научных и образовательных объединениях.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Требования к педагогам

Требования к педагогу не ограничиваются профессиональными. Общество ждет от него высоких моральных качеств, интеллигентности, культурности, эрудированности и коммуникабельности.

В то время как вся педагогическая деятельность классифицируется и подвергается оценке по строго установленной системе, часть ее основана на умении творить и импровизировать в процессе обучения. С талантом воспитателя и творца рождаются не все. Зато можно развить у себя требуемые педагогические способности:

  • организаторские;
  • научно-познавательные;
  • дидактические;
  • коммуникативные;
  • перцептивно-суггестивные;
  • исследовательские.

Большую роль в образовании и воспитании играют человеческие качества педагога, такие как душевная чуткость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и терпение. Ученики, их родители и руководство ОУ требуют от учителя только положительных качеств личности.

Должности работников в образовательной сфере

Должности работников образования распределяются по трем уровням:

  1. Руководители: директора, начальники, заведующие.
  2. Педагоги: учителя, преподаватели, психологи, логопеды, методисты и другие.
  3. Вспомогательный персонал: дежурный, секретарь, помощник воспитателя и т. п.

Вспомогательный персонал не обязан иметь педагогическое образование.

https://www.youtube.com/watch?v=LbXEK84HFUM\u0026t=16s

В зависимости от уровня занимаемой должности работники должны соответствовать определенным требованиям в плане квалификации, что проверяется регулярными аттестациями.

Аттестация преподавателей

Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.

Цели аттестации:

  • стимулировать профессиональный и личностный рост;
  • повысить качество педагогической работы;
  • выявить необходимость повышения квалификации;
  • оценить нераскрытый потенциал;
  • определить квалификационную категорию для установления уровня оплаты труда.

Задача руководства ОУ — провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.

Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.

При аттестации педагогов основное внимание уделяется 3 направлениям:

  1. Выполнение обязанностей, связанных с конкретной должностью.
  2. Соответствие уровня знаний установленным требованиям.
  3. Уровень профессиональной подготовки и стаж работы.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Нарушение Трудового кодекса РФ при трудоустройстве

Руководитель ОУ не имеет права принять на работу лицо, которое:

  • не соответствует вакантной должности по образовательному цензу или уровню квалификации;
  • является лишенным права заниматься педагогической деятельностью;
  • не имеет справки о прохождении предварительного медосмотра;
  • не предоставило справку об отсутствии судимости;
  • имеет или имело в прошлом судимость за определенные правонарушения;
  • имеет непогашенную или неснятую судимость за тяжкие преступления;
  • не представило полный пакет документов для трудоустройства.

Нарушить закон при трудоустройстве может и соискатель, если предоставит поддельные документы об образовании или не соответствующую действительности справку об отсутствии судимости.

Педагог также несет ответственность за сокрытие факта своей полной или частичной недееспособности или наличия заболевания как при устройстве на работу, так и во время осуществления образовательной педагогической деятельности.

Правовой статус педагогических работников

Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.

Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей.

До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Должности в новых профессиональных стандартах:

  • Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  • Инструктор-методист.
  • Педагог-психолог.
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
  • Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

  • Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
  • Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
  • Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Кто не допускается к педагогической деятельности

Академические права и свободы педагога

  • Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).
  • Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.
  • Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).
  • Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).
  • Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.
  • Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.
  • Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.
  • Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.
  • Право на участие в управлении образовательной организацией.
  • Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.
  • Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).
  • Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).
  • Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).
Читайте также:  Получение школьного образования в 20 лет

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Разъяснение положений статьи 351.1 трудового кодекса российской федерации — Прокурор разъясняет — Пресс-центр — Главная — Официальный сайт Кушвинского городского округа

6 марта 2018

Разъяснение положений статьи 351.1 трудового кодекса российской федерации

Кто не допускается к педагогической деятельности

Ограничение, установленное статьей 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных с

Согласно ч. 1 ст. 351.

1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Согласно абзацам третьему и четвертому части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 января 2010 года N 127-0-0, такое ограничение, обусловленное спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не может рассматриваться как несоразмерное, не согласующееся с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Ограничение, установленное статьей 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с обучающимися детьми.

Если основания, препятствующие осуществлению трудовой деятельности возникли до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 351.1 ТК РФ введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ), трудовой договор подлежит прекращению по п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

При этом, частью 3 статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

При применении положений пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления из числа указанных в этих положениях, при том, что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 19-П указывается, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование надлежащих изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие — подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации преступлений, лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Назад к списку

Ограничения при приеме на работу лиц, имеющих судимость, в сфере образования с участием несовершеннолетних — Правительство Республики Хакасия

Кто не допускается к педагогической деятельности 25 мая 2021 г., 09:42

Действующим законодательством Российской Федерации ограничено право образовательных организаций на заключение трудовых договоров с лицами, имеющими судимость или подвергающихся уголовному преследованию.

Так, согласно ст. 351.

1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Таким образом, закон ограничивает возможность привлекать к трудовой деятельности в образовательных организациях лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья (ст.ст. 105-125 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (ст.ст. 126-127.2 УК РФ), половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст.

131-135 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (ст.с. 150-157 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст. 228-245 УК РФ), против общественной безопасности (ст.ст. 205-227 УК РФ).

Из этого следует, что трудовой договор может быть заключен с лицами, имеющими судимость по иным статьям Уголовного кодекса РФ, например за совершение кражи, грабежа, нарушение правил дорожного движения и т.д.

Педагогические работники (учителя, воспитатели и др.) не могут иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Данные ограничения возникают с момента начала уголовного преследования. Основанием для прекращения трудового договора с работником будут справка о наличии судимости, об уголовном преследовании работника или копия приговора суда о признании работника виновным в совершении преступления, входящего в перечень статьи 351.1 Трудового кодекса РФ.

Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Читайте также:  Судебное заседание по расторжению брака: процедура развода и сроки

При рассмотрении обращений о допуске к работе лиц, желающих трудоустроиться в образовательную организацию, но имеющих или имевших судимость за совершение преступлений, комиссия должна изучить все обстоятельства: форму вины, поведение человека после преступления, его отношение ко всему, что с ним случилось. Если кому-то был причинен вред, загладил ли гражданин свою вину и т.д.

  • Комиссия должна принять мотивированное решение в течение 30 дней. По результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:
  • — о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;
  • — о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.
  • Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности либо представляет опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
  • Пресс-служба прокуратуры Республики Хакасия

331 статья ТК РФ — защита интересов несовершеннолетних или… инструмент увольнения за сам факт уголовного преследования?

В консультацию обратился гражданин, попросил разъяснить, имеет ли он право на занятие педагогической деятельностью при наличии погашенной судимости за угон транспортного средства, совершенный с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья (п «в» ч. 2 ст. 166 УК РФ). Читаем ст. 331 ТК РФ.

  • К педагогической деятельности не допускаются лица:
  • — лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда — обратившийся такого права не лишен.
  • — имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья (НЕТ), свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы) (ТОЖЕ НЕТ), половой неприкосновенности и половой свободы личности (НЕТ), против семьи и несовершеннолетних (НЕТ), здоровья населения и общественной нравственности (НЕТ), основ конституционного строя и безопасности государства (НЕТ), мира и безопасности человечества (ТЕМ БОЛЕЕ НЕТ), а также против общественной безопасности (И НЕТ), за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
  • — имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; (НЕ ТО, СУДИМОСТЬ ПОГАШЕНА)
  • — признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; (НЕТ)
  • — имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (НЕТ).
  • Итак, формально — да, имеет такое право.

Однако суд показал другой, более интересный способ понимания закона (см. апелляционное определение Владимирского областного суда от 18.05.2017 г. по делу № 33-1855/2017 — в прикрепленном файле). В этом споре истец осужден за грабеж и превышение должностных полномочий с использованием насилия. В кратком пересказе решение звучит так.

Несмотря на то, что грабеж отнесен к главе 21 УК РФ  — преступления против собственности, в превышение полномочий — к главе 30 УК РФ — преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в ст.

331 ТК РФ поименованы не номера глав и статей, а конкретные объекты уголовно-правовой охраны, которым причиняется вред. Так, при совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, применено насилие. Следовательно, дополнительным объектом преступления являются жизнь и здоровье человека, что подпадает под ограничение, предусмотренное ст.

331 ТК РФ, поэтому является безусловным и пожизненным основанием отказа в приеме на должности, предусмотривающие занятие педагогической деятельностью.

Тогда позиция следующая: при разрешении подобных вопросов следует обращать внимание не только на номер статьи или главы, но и на фактические обстоятельства совершения преступления.

Буду рад любым м или соображениям.

Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.