Оплата за отопление в подъезде

  • Меню
  • X

Оплата за отопление в подъезде Артем Евланов эксперт по строительству и ЖКХ

С 1 января прошлого года в квитанциях за теплоснабжение появился новый пункт – оплата отопления мест общего пользования. Под этими местами подразумеваются, в основном, подъезды, которые по факту тоже отапливаются за счет ресурсов системы централизованного теплоснабжения.

Оплата за отопление в подъезде

Этот платеж входит в категорию платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома (наряду с оплатой управляющей компании или взносов на капитальный ремонт).

Сумма такого платежа зависит от метража квартиры (именно площадь жилья является основой для начисления платы), тарифов на теплоснабжение в конкретном населенном пункте, и от общей площади многоквартирного дома – жилой и нежилой. В среднем, платеж составляет по каждому абоненту от 150 до 250 рублей, и платить его обязаны даже те, кто отключился от централизованного отопления.

Фактически платить за отопление мест общего пользования должны все – даже в тех домах, в подъездах которых нет радиаторов отопления, говорит генеральный директор одной из строительных компаний Артем Евланов:

В январе 2019 года в России начали действовать изменения в правилах предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам помещений в многоквартирных домах.

Согласно нововведениям, теперь, даже если не во всех помещениях многоквартирного жилого дома стоят индивидуальные приборы учета тепла, те, у кого они установлены, буду платить только по показаниям счетчика, не переплачивая за расход энергии соседями.

Но, одновременно с этим изменением, в квитанциях на оплату ЖКУ появится строка – отопление мест общественного пользования. К ним относятся подвалы и подъезды многоквартирных домов.

На первый взгляд, все логично и понятно. Но возникает вопрос, что делать жильцам домов, где проведено центральное отопление, но в подъездах не установлены батареи. Нужно ли оплачивать услугу в таком случае?

Да, данное правило распространяется и на дома, в подъездах которых батареи отсутствуют.

Согласно нормам жилищного законодательства РФ, отсутствие радиаторов в местах общего пользования не является основанием для освобождения от оплаты за тепловую энергию, которая поставляется на содержание общедомового имущества.

Обогрев всех помещений в многоквартирном доме, включая подъезды, подвалы, чердаки и места для размещения колясок, происходит за счет отдачи тепла стояками центрального отопления

В случае если в местах общественного пользования нарушена теплоизоляция (выбиты окна, есть трещины в стенах, не подключены радиаторы), в связи с чем температура в помещениях продолжает оставаться низкой, следует обращаться в управляющую компанию или диспетчерскую службу своего района, которые обязаны устранить неполадки. Если проблема не решается и обращение остается без ответа, о плохом состоянии МОП и работе отопительных систем можно сообщить в Департамент ЖКХ, рассматривающий жалобы граждан.

Но, в любом случае, оплачивать расход тепла жильцам дома придется.

Единственный вариант, когда не надо платить за отопление общедомового имущества – это полный отказ многоквартирного жилого дома от центрального отопления в пользу установки автономного оборудования для поставки тепловой энергии. В этом случае жильцы сами будут решать: когда и в каком объеме отапливать места общественного пользования и делать ли это вообще.

— генеральный директор ООО «Интэк-Строй» Артем Евланов

Артем Васильев

Эпоха дешевой ипотеки подходит к концу: ставки по базовым программам начали расти даже в Сбербанке
Оплата за отопление в подъезде В крупнейшем банке страны с октября можно оформить кредит по базовой ставке от 8,1% годовых, растут проценты и в других банках.

Оплата за отопление в подъезде

Почему потребитель платит за теплоснабжение при автономном отоплении

В декабре 2018 года КС РФ утвердил право собственника помещения с автономным отоплением не платить за их централизованное теплоснабжение, но с несколькими условиями. Рассказываем о деле, в котором такой собственник доказывал право не платить РСО, а суд в соответствии с позицией КС РФ с ним не согласился.

Многоквартирный дом подключён к централизованной системе теплоснабжения

Между индивидуальным предпринимателем и исполнителем КУ по теплоснабжению был заключён договор по нежилому помещению в многоквартирном доме. Дом был подключён к централизованной системе отопления.

Собственник перекрыл в помещении радиаторы без их демонтажа и изолировал стояки, подключив альтернативные источники тепла. После этого он перестал платить исполнителю КУ, поскольку, по его мнению, услугу больше не получал. Срок письменного договора с РСО к тому моменту истёк.

Однако ресурсоснабжающая организация по-прежнему направляла в адрес собственника акты выполненных работ и выставляла счёт-фактуры для оплаты поставленного ресурса. Все претензии, направленные потребителю в связи с растущей задолженностью, остались без ответа.

Исполнитель услуг подал иск в суд с требованием взыскать с предпринимателя 250 тысяч рублей задолженности и пени. Собственник не согласился с требованием РСО по нескольких причинам:

  1. Срок договора ресурсоснабжения истёк.
  2. Батареи в помещении перекрыты, услуга не предоставляется, произведён монтаж автономной системы теплоснабжения.
  3. В помещении никто не живёт, оно не используется для предпринимательской деятельности, следовательно, платить за коммунальные услуги как ИП собственник не должен, а при отсутствии жителей в помещении должен быть сделан перерасчёт платы.

Судебный спор прошёл все возможные инстанции, и точку в нём поставил ВС РФ (дело № А51-5866/2018). Рассмотрим доводы судов, которые были единогласны в своих решениях.

Оплата за отопление в подъездеПочему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

Договор теплоснабжения с РСО заключается письменно или путём конклюдентных действий

Суд первой инстанции при рассмотрении иска разобрал каждый из доводов собственника, которые он привёл в свою защиту, прося отклонить иск РСО.

Судья указал, что договоры ресурсоснабжения в нежилых помещениях должны заключаться всегда напрямую между собственником и ресурсоснабжающей организацией (п. 6 ПП РФ № 354).

Они могут быть заключены в письменной форме или путём совершения потребителем конклюдентных действий – свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Обязательство оплатить поставленную теплоэнергию возникло у предпринимателя в силу факта потребления теплоэнергии независимо от наличия или отсутствия соответствующего договора в письменной форме (ст. ст. 539, 544 ГК РФ).

Факт поставки исполнителем КУ тепловой энергии в нежилое помещение ответчика подтверждён счёт-фактурами, актами выполненных работ, актом о подключении помещения к системе теплоснабжения.

Следовательно, даже в отсутствие письменного договора с исполнителем коммунальной услуги потребитель обязан платить за тепловую энергию.

Оплата за отопление в подъездеКак учесть требования законодательства при расчётах за отопление

Отключение радиаторов и монтаж автономного отопления должны быть согласованы органом МСУ

В суде не подтвердился и довод собственника о том, что он не потреблял тепловую энергию, поскольку отключил помещение от централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома. В нежилом помещении установлено оборудование для автономного отопления.

В соответствии с пп. «в» п. 35 ПП РФ № 354, потребитель не имеет права самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, регулировать внутриквартирное оборудование системы теплоснабжения. Эти действия могут привести к снижению температуры воздуха во всех помещениях дома и увеличению объёма потребления коммунального ресурса.  

Согласно п. 1.7.1 Правил № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в МКД допускается только после получения соответствующих разрешений в муниципалитете. Завершение такого переустройства подтверждается актом приёмочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).

Суд сослался на постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 30-П, где указано, что МКД является целостной системой. Поэтому собственник помещения не может полностью отказаться от оплаты услуг теплоснабжения дома, в том числе мест общего пользования, входящих в состав общего имущества дома.

Собственник нежилого помещения не представил суду доказательств, что изоляция стояков в помещении, отключение радиаторов и монтаж автономного отопительного оборудования были проведены с получением разрешительной документации, а помещение полностью отключено от теплоснабжения дома. Поэтому он не может быть освобождён от оплаты поставленной теплоэнергии.

Перерасчёт за отопление при временном отсутствии потребителя не делается

В первой инстанции были подробно рассмотрены доводы собственника о том, что в помещении не ведётся предпринимательская деятельность, следовательно, расчёт платы должен производиться по тарифам для физических лиц. К тому же, как утверждал потребитель, помещением никто не пользуется, а значит, РСО должна сделать перерасчёт платы при временном отсутствии.

Суд не принял и эти доводы ответчика, поскольку:

  1. Потребитель зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и не представил доказательств утраты этого статуса.
  2. Ответчик не представил доказательств, что нежилое помещение используется в личных и/или бытовых целях, следовательно, расчёт платы за отопление не может производиться по тарифам для населения.
  3. Как следует из п. 86 ПП РФ № 354, перерасчёт размера платы за отопление при временном отсутствии потребителя в жилом помещении не производится.
  4. Неиспользование помещений в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от обязанности оплатить коммунальную услугу по теплоснабжению (п. 37 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).
Читайте также:  Заочная регистрация родственника в УФМС

Оплата за отопление в подъездеИзменились ли формулы расчёта платы за отопление: объясняет юрист

Потребитель может быть освобождён от оплаты отопления в помещении при законном демонтаже радиаторов

Важным обстоятельством в судебном деле также стало то, что батареи в помещении не были демонтированы: они были только перекрыты. Это не позволило собственнику апеллировать к правовой позиции ВС РФ, изложенной в определении от 30.08.2016 № 71-КГ16-12.

В этом определении ВС РФ отметил, что факт прохождения через нежилое помещение сетей при отсутствии теплопринимающих устройств не даёт оснований для взыскания с собственника платы за отопление. Поскольку в помещениях индивидуального предпринимателя радиаторы отопления не были демонтированы, суд первой инстанции не принял во внимание ссылку на определение № 71-КГ16-12.

Разобрав каждый довод собственника, суд пришёл к выводу, что исполнитель КУ имеет право взыскать с потребителя всю сумму задолженности и пени за просрочку платежей.

Изменение системы теплоснабжения должно быть согласовано в органе МСУ и внесено в техдокументацию

Подавая апелляцию, собственник помещения попытался доказать, что система теплоснабжения в его помещениях была переустроена в установленном законом порядке.

Он указал, что радиаторы отопления были перекрыты управляющей домом организацией с установкой пломб, а трубопроводы – изолированы, в помещении смонтирована вентиляция с калорифером как альтернатива централизованной системе теплоснабжения. Следовательно, услуга централизованного теплоснабжения ему не предоставлялась.

Апелляционный суд, рассматривая жалобу, отметил, что дом, в котором расположены нежилые помещения ответчика, имеет единую общедомовую систему отопления. Собственник помещения не предоставил доказательств, что его помещения конструктивно расположены отдельно от многоквартирного жилого дома и не имеют общих инженерных систем с внутридомовыми или имеют отдельный изолированный тепловой ввод.

Потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные технической документацией дома, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (п. 35 ПП РФ № 354).

Любое вмешательство в общедомовые инженерные сети требует согласованного проекта и внесения изменений в техдокументацию дома. Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.

При отключении в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобождён от оплаты услуг по теплоснабжению только при одном условии: если предоставит доказательства, что это сделано с соблюдением процедур согласования с органами МСУ. Согласование управляющей организации или акты других специалистов значения не имеют.

Апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции. Кассационный суд подтвердил эту позицию, а Верховный суд РФ не стал рассматривать жалобу, согласившись с коллегами.

На заметку

Вопросу начисления платы за отопление в помещениях собственников в МКД уделяется много внимание с декабря 2018 года, когда КС РФ в постановлении от 20.12.2018 № 46-П установил, что потребители с индивидуальными источниками тепловой энергии должны платить только за ресурс, потреблённый в целях содержания общего имущества.

Однако в том же постановлении № 46-П указано, что это касается только тех собственников, в помещениях которых переустройство системы теплоснабжения произведено с получением всех разрешительных документов. При этом за потреблённый на содержание общего имущества ресурс платят все собственники помещений в доме.

Разобранное выше дело как раз реализует требования, озвученные КС РФ о том, что без оформления переустройства в установленном законом порядке собственник обязан оплачивать централизованное теплоснабжение в полном объёме даже при установке автономного оборудования.

Кс разъяснил, как платить за отопление в подъездах жилых домов

Оплата за отопление в подъезде

Игорь Самохвалов / ПГ

В России нужно создать механизм расчёта платы за отопление мест общего пользования, который будет учитывать интересы собственников, использующих автономные источники обогрева. Об этом говорится в постановлении Конституционного суда. 

КС дал пояснение после изучения дела жительницы Ставропольского края. Женщина проживает в многоквартирном доме, который подключён к централизованному теплоснабжению. Отмечается, что большая часть его помещений обогревается автономно при помощи газовых котлов.

С 2018 года собственники квартир, отапливающихся таким образом, начали получать квитанции на оплату мест общего пользования, несмотря на отсутствие в этих помещениях радиаторов и стояков отопления, — этот факт был подтверждён экспертизой. Однако суды постановили, что «автономных» собственников нельзя освободить от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В Конституционном суде заявили, что нужная температура в неотапливаемых местах общего пользования многоэтажек в том числе поддерживается за счёт теплоотдачи от общих стояков и других отапливаемых помещений.

Это является основанием для разделения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды. В КС подчеркнули, что общедомовое тепло обязаны оплачивать все собственники и пользователи помещений, включая тех, кто пользуется индивидуальным отоплением.

 Таким образом, оспоренные нормы не противоречат Конституции РФ. 

Однако если подавляющее большинство помещений в доме отапливается автономно, то и места общего пользования обогреваются преимущественно за счёт теплоотдачи от них.

Таким образом, жильцы, уже вложившиеся в автономную систему отопления, регулярно выделяют деньги на её обслуживание и вместе с тем несут расходы на отопление дома как единой постройки.

Существующий порядок расчёта платы за отопление это обстоятельство не учитывает.

• Кому доверить управление многоквартирным домом • Штрафы за холодные батареи предлагается увеличить • Депутат раскритиковал предложение переложить долги прежних владельцев на новых собственников жилья

В КС заявили, что в связи с этим возникает пробел в правовом регулировании, вступающий в противоречие с конституционными гарантиями.

Так, суд считает, что Правительство должно создать механизм расчёта оплаты услуг ЖКХ для «автономных» собственников и тех, кто пользуется централизованным отоплением, чтобы учитывалось фактическое участие каждого из них в опосредованном отоплении помещений общего пользования. До этого прежний порядок расчёта платы за отопление сохранится.

Также сообщается, в Конституционном суде отметили, что дело жительницы Ставропольского края не подлежит пересмотру. В первую очередь это связано с невозможностью пересчитать платежи за уже поставленное тепло ввиду отсутствия специального механизма расчёта. 

Однако заявительнице после внесения изменений в правовое регулирование выплатят компенсацию. Её форму и размер определит рассматривавший её дело суд. 

Ранее сообщалось, что Минстрой разработал проект постановления об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения к системам теплоснабжения. Это поможет упростить процедуру и сделать её более прозрачной. 

Некоторые особенности при определении платы за отопление в целях содержания общего имущества

Централизованное теплоснабжение жилищного фонда в Российской Федерации у многих экспертов вызывает ряд вопросов в части отсутствия на федеральном уровне требований к качеству теплоснабжения в месте её потребления, выбора оптимального метода ценообразования (тарифного регулирования) и др.

Определение порядка расчета платы за отопление собственниками помещений, имеющих индивидуальные источники теплоснабжения (газовый или электрический котел; печное отопление; самостоятельная система теплоснабжения, оборудованная узлом учета тепловой энергии и др.) при централизованном теплоснабжении многоквартирного дома, имеет особое значение в свете последних изменений жилищного законодательства.

Порядок определения платы за отопление для вышеуказанных лиц регулируется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [2].

Конституционный Суд РФ неоднократно обращал свое внимание на несовершенство вышеуказанных правил и признавал отдельные их пункты не соответствующими Конституции РФ.

Так в своем постановлении от 20.12.

2018 N 46-П Конституционный Суд РФ отметил, что подавляющее большинство многоквартирных домов в нашей стране подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме [1].

Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.

Конституционный Суд РФ руководствовался правовой моделью, основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения.

Читайте также:  Невключение в обвинительный документ в качестве потерпевшего

При этом такая правовая модель, как справедливо отметил Конституционный Суд РФ, не учитывала возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии.

При этом Конституционный Суд РФ не бесспорно отметил, что ввиду изоляции расположенных в таких помещениях  элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.

) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам — тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.

Если подходить к этой правовой модели от обратного, то можно отметить, что в любом помещении при отсутствии в нём теплопотребляющих установок (отопительные приборы, стояки и др.

) или при наличии индивидуальных источников тепловой энергии в таком помещении имеется в любом случае потребность в тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Это утверждение, вытекающее из позиции Суда, также не является бесспорным.

Так исходя из требований к нормам проектирования многоквартирных домов нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции составляет 2-4 °С (табл. 5 «СП 50.13330.2012») [3].

В противном случае создаются условия для выпадения конденсата внутри помещения, что является недопустимым при выполнении санитарно-гигиенических требований к тепловой защите здания.

Потери теплоты через внутренние ограждающие конструкции помещений допускается не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях равна 3 °С и менее (далее – температурный порог) [4].

Таким образом, исходя из вышеуказанных требований при эксплуатации многоквартирных домов в помещениях с отсутствующим индивидуальным источником тепловой энергии и(или) при его наличии с температурой внутреннего воздуха ниже нормативной на 3 °С  происходит теплопередача от смежных отапливаемых помещений с нормативной температурой.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении также отмечает, что по смыслу подпункта «д» пункта 35 Правил №354 для обогрева помещений их пользователи во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 °С (далее – минимально установленная температура). При этом данные пользователи несут соответствующие расходы, связанные с функционированием их индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).

При соблюдении пользователями помещений минимально установленной температуры в помещении у таких пользователей имеется возможность её регулирования в целях снижения платы за конкретный вид энергетического ресурса в диапазоне от 12 °С до нормативной (редко выше).

При этом в этом диапазоне температур внутреннего воздуха имеются два самостоятельных диапазона температур: 1) от 12 °С до нормативной температуры минус 3 °С; 2) от нормативной температуры минус 3 °С и до нормативной температуры.

  В первом диапазоне температур внутреннего воздуха в таком помещении протекает процесс естественной конвекции с внутренней поверхности отапливаемой стены, соединяющей такое помещений с другим отапливаемым помещением, которое в свою очередь имеет нормативную температуру.

Естественная конвекция с внутренней поверхности стен в помещениях с индивидуальным источником тепловой энергии, являющейся составляющей процесса теплопередачи, и будет являться по своей сути объемом тепловой энергии, необходимым для выравнивания температуры между двумя помещениями до нормативной (или ниже). По мнению Конституционного Суда РФ тепловая энергия в таком объеме и является объемом тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).

Из постановления Конституционный суд РФ следует допущение о том, что в помещении многоквартирного дома с индивидуальным источником тепловой энергии в любом случае идет потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Однако эта позиция также не является бесспорной так как на практике имеется ряд случаев, где далеко не всегда возникает потребность в тепловой энергии в целях содержания общего имущества в помещении с индивидуальным источником тепловой энергии, изолированной от системы теплоснабжения многоквартирного дома, например:

1. Смежные помещения (одно или несколько) имеют более низкую температуру внутреннего воздуха, чем помещение с индивидуальным источником теплоснабжения.

2. Помещение с индивидуальным источником теплоснабжения имеет равную температуру внутреннего воздуха (с допуском минус 3 °С) со смежным помещением (одним или несколькими).

При этом на помещение с индивидуальным источником теплоснабжения удельный фактический расход тепловой энергии (Гкал/м2) должен быть меньше или равен удельному фактическому тепловому расходу тепловой энергии в смежных помещениях[1].

Первый вариант в представлении автора статьи предполагает случаи, когда смежные помещения (одно или несколько) не имеют индивидуального источника теплоснабжения или индивидуальной системы отопления (обрезаны отопительные приборы, стояки заизолированы и т.п.) или помещение в многоквартирном доме было запроектировано изначально с более низкой температурой (более чем на 3 °С) относительно нормативной температуры в жилых помещениях (подвал, цокольный этаж и пр.)

Во втором варианте с точки зрения теплотехники при равных температурах внутреннего воздуха в смежных помещениях процесс теплопередачи происходить не будет.

При этом если два помещения, одно из который имеет индивидуальный источник теплоснабжения, а второе внутриквартирную систему отопления, и где удельный фактический расход тепловой энергии у второго не превышает удельный фактический тепловой расход у первого, также не возникает перетока тепловой энергии от второго к первому, что в свою очередь сведет потребность тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для первого к нулю.

Если в помещении с внутриквартирной системой отопления удельный фактический расход тепловой энергии выше, чем в помещении с индивидуальным источником теплоснабжения и температуры в этих помещения равны (допуск 3 °С), то пользователей первого помещения потребляет тепловую энергию в большем объеме, чем второго. Например, это характерно для двух смежных помещений, одно из которых имеет больше ограждающих конструкций в виде наружных стен многоквартирного дома, а второе соответственно ограничено большим количеством отапливаемых ограждающих его конструкций. При этом с учетом действующих Правил №354 плата за отопление между двумя такими помещениями при равной площади будет одинакова. При таком раскладе возникают сомнения о соответствии пункта 40 Правил №354 (ред. от 13.07.2019) статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ в их системной взаимосвязи [1].   

Следовательно, при определении платы за тепловую энергию на нужды отопления во втором варианте потребители тепловой энергии с индивидуальным источником теплоснабжения могут быть полностью освобождены от платы за тепловую энергию в целях содержания общего имущества, если не доказано, что они не поддерживали (не обеспечивали) нормативную температуру, определенную для жилых помещений в многоквартирном доме и удельный фактический расход тепловой энергии на отопление 1 м2 такого помещения не превышает удельный фактический расход тепловой энергии на отопление у любого из смежных к нему помещений.

Таким образом, презумпция потребления тепловой энергии на отопление в целях содержания общего имущества всеми пользователями помещений в многоквартирном доме, которые перешли на индивидуальные источники тепловой энергии, выработанная Конституционным судом РФ в постановлении от 20.12.2018 N 46-П, не является абсолютно универсальной при расчете платы за отопление для пользователя такого помещения.

Для вышеуказанных пользователей помещений в многоквартирном доме с учетом их права на благоприятную окружающую среду (статьи 7, 42 и 58 Конституции РФ) новая проверка Конституционным Судом РФ конституционности Правил №354 может стать драйвером для внесения Правительством РФ соответствующих изменений в вышеуказанные правила при определении порядка платы за отопление, в том числе в целях содержания общего имущества.

Примечания

Как начисляется плата за отопление на общедомовые нужды

С 01 января 2018 года коммунальные услуги на содержание многоквартирных домов рассчитываются по-новому. Поэтому нужно определить, как изменилась их оплата, и как подсчитываются месячные взносы.

Изменения в законодательстве нацелены на обеспечение реального учета потребленных энергоресурсов.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет за проценты по кредиту, как вернуть подоходный налог с потребительского кредита, в каких случаях возврат налога невозможен

Что такое общедомовые нужды

Общедомовые нужды – это понятие, относящееся только к многоквартирным домам. Согласно п.1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ[1], ОДН обеспечивают энергоресурсами работу нежилых пространств общего пользования, сюда относится:

  • подача электроэнергии к лифтам, освещение подвалов, чердаков, парадных;
  • отопление этих помещений в осенне-зимний период;
  • потребление воды при испытаниях и сливах стояков отопления;
  • затраты на содержание придомовой территории.

Изменения в оплате в 2018 году

Количество теплоэнергии, необходимое для обеспечения заданных температур в пространствах домов, является нормативом потребления тепловой энергии. Измеряется в гигакалориях на квадратный метр площади за месяц.

Интервалы допустимых температур в территориях жилых домов указаны в санитарных нормах и правилах № 2.1.2645-10[2].

С 01 января 2017 года дополнениями в ЖК РФ установлено, что подсчет энергоресурсов, использованных на общедомовые помещения, производится по нормативам.

Право устанавливать такие показатели предоставлено региональным властям. В некоторых областях нормативы не обновлялись, а Управляющие компании выставляли счета на оплату гораздо выше, чем ранее. Подтвердилось это в ходе контрольных мероприятий, проведенных Минстроем РФ в нескольких регионах страны.

29 июля 2017 года был принят закон №258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 ЖК РФ»[3], который окончательно постановил, что подсчет взносов за общедомовые нужды производится на основании показателей приборов учета.

Главный смысл введения нормативов потребления на общедомовые нужды заключается в том, чтобы собственники не платили за перерасход затраченных воды, электричества и тепла.

Тарифы на теплоэнергию и утвержденные показатели потребления общедомовых нужд размещаются в интернете на вэб-сайтах компаний ЖКУ и порталах местных администраций. Располагая этими данными, жильцы могут проверить, верно ли начисляются взносы за энергоресурсы.

Расчет оплаты в многоквартирных домах

При наличии общедомового счетчика расчет оплаты за отопление ОДН производится следующим образом:

  • фиксируются данные прибора учета входящей тепловой сети;
  • фиксируются и суммируются данные квартирных расходомеров;
  • вычисляется разница значений;
  • полученный результат делится на количество квартир с учетом их площади;
  • далее цифры сравниваются с нормативом потребления;
  • если величина расхода не больше установленной нормы, то оплачивается полностью;
  • если величина расхода выше то, собственники платят за тепло по нормативу, сумму свыше установленного показателя платит управляющая организация.

Если общедомовой прибор учета отсутствует, то для подсчета оплаты за теплоснабжение площадь общедомового имущества умножается на тариф тепловой энергии. Затем полученная сумма распределяется по квартирам, пропорционально их площади.

Рассчитать можно и другие услуги на ОДН:

  • за электроэнергию;
  • за водоотведение;
  • за водоснабжение.

Порядок оплаты

С 2018 года расходы на ОДН показываются в квитанциях вместе с общедомовыми затратами. Владельцы оплачивают коммунальные взносы по видам потребленных ресурсов и общедомовых расходов. Для информации граждан, в счетах печатаются сведения о площади здания и общедомовой площади.

В доме, где установлены счетчики на входе в домовую теплосеть, приоритет имеет фактический расход теплоэнергии. Поэтому мероприятия по сбережению тепла (утепление фасадов, крыш, установка стеклопакетов на лестничных клетках, утепление входных дверей) позволят жильцам сэкономить на плате за отопление.

Кс разъяснил правила оплаты отопления подъездов для владельцев индивидуальных котлов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 апреля. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) России разъяснил правила оплаты отопления подъездов и других мест общего пользования жильцами многоэтажек в случае, если их квартиры имеют индивидуальные отопительные приборы.

Согласно постановлению КС, от оплаты освобождаются жители домов, где индивидуальное отопление есть в большинстве квартир, а места общего пользования не оборудованы батареями.

Платить за тепло в подъездах и других общих помещениях, подключенных к централизованному теплоснабжению, обязательно всем.

  • КС также указал, что правительство РФ должно внести изменения в порядок расчета оплаты за отопление.
  • «Признать положения абзаца третьего пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не соответствующими конституции РФ», — говорится в постановлении.
  • Как указал суд, данные нормы не учитывают «фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений», то есть обязывают оплачивать отопление общественных помещений без батарей по общедомовому счетчику, в то время как подъезд обогревается за счет естественной теплоотдачи от квартир.

При этом суд отметил, что если большинство квартир в доме отапливаются централизованно, а в общих помещениях установлены батареи, то взимать плату с граждан, которые установили у себя в квартирах индивидуальные отопительные приборы законно.

«Эти нормативные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным прибором учета тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии», — отмечается в документе.

История жалобы

Постановление КС вынесено по жалобе жительницы Ставропольского края Валентины Шестериковой. Она живет в многоквартирном доме, который подключен к центральному отоплению, однако жильцы большей части квартир в нем сделали себе индивидуальное отопление газовыми котлами.

В 2018 году Шестерикова и другие жильцы стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя в них не было батарей.

Женщина обратилась в суд общей юрисдикции с требованием освободить ее от оплаты отопления мест общего пользования, однако получила отказ.

После этого женщина пожаловалась в КС, посчитав, что такой порядок расчетов оплаты коммунальной услуги противоречит конституции.

КС в постановлении также указал, что решение судов общей юрисдикции, несмотря на то, что КС поддержал заявительницу, не подлежит пересмотру, так как пересчитать платежи за уже поставленные услуги без поправок в порядок расчетов невозможно. Однако, как отмечается в документе, она имеет право получить компенсацию после того, как поправки будут внесены.

Расчет платы за индивидуальное отопление — новое в законе

Главная страница » ЖКХ » Расчет платы за индивидуальное отопление — новое в законе

  • Для всех собственников квартир с индивидуальными котлами — наконец-то свершилось!
  • Правительство РФ после определения Конституционного суда, принятого 20 декабря 2018 года, уже, внимание, 28 декабря 2018 года утверждает новый порядок расчета по отоплению!
  • Такой скорости принятия поправок после указания Конституционного суда я не припомню, очевидно, документы давно были разработаны.
  • Написав про определение Конституционного суда, в котором суд дал Правительству указания разработать новый расчет платы за отопление для собственников, имеющих индивидуальный котел, спустя неделю я случайно обнаруживаю, что Правительство уже приняло изменения.

Постановление касается не только тех, у кого индивидуальный котел, но и собственников, установивших индивидуальные счетчики отопления. Так как раньше законом не предусматривался расчет платы за тепло, если в МКД не у всех собственников были теплосчетчики.

В том числе поправки касаются и владельцев нежилых помещений, имеющих свою систему отопления.

Изменения содержат в себе длинные формулы, копировать их в статью я не буду. Если вкратце — теперь собственник будет платить отдельно за свое тепло и отдельно за отопление в МКД общих площадей (общего имущества — подъезды, подвалы и т.п.). За общее тепло оплата будет производиться пропорционально доле в общем имуществе.

Однако, теперь собственники, обогревающиеся от Теплосети, точнее их оплата за тепло, будет зависеть от некого «условного коэффициента», получаемого от суммы показаний индивидуальных счетчиков всех квартир, разделенной на общую площадь этих квартир. Если квартира с теплосчетчиком одна — то по ее данным и получат условную цифру.

Остается надеется, что соблюдение прав индивидуалов и принятие поправок Правительством не увеличит размер платы для потребителей, использующих центральное отопление (а таких большинство).

С принятием поправок в Правила 354 аналогичные изменения внесены в Жилищный кодекс, обязывающие при расчете платы за отопление учитывать показания индивидуальных счетчиков тепла.

Таким образом, собственники, планирующие установить индивидуальный котел — теперь могут не беспокоиться и смело начинать работы и сбор документов.

Квитанции на двойные суммы по отоплению больше приходить к индивидуалам не будут (с 1 января 2019 года).

Однако, следует не забывать, что на установку отопительного котла в квартире необходимо согласие администрации района и соответствующих контролирующих служб города.

Похожее

Страница 1 из 11

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *