Отказ от НСУ при изменении группы инвалидности
Сообщения об изменении размера некоторых выплат, причитающихся людям с ограниченной трудоспособностью, появились еще в конце 2020 года. Сложные экономические обстоятельства в стране, связанные с пандемией коронавируса, вызвали рост потребительских цен, поэтому индексация с 1 февраля состоялась на больший процент, чем ранее предполагали законодатели. Увеличенная на 4,9% ЕДВ привела к аналогичному росту Нсу для инвалидов ii группы в 2021 году. Такое же увеличение ожидает и другие категории населения, заботу о которых берет на себя государство.
Предоставление набора социальных услуг
Материальная поддержка граждан с ограниченными возможностями, которые не могут частично или полностью обеспечивать свои потребности, – приоритетное направление социальной политики государства. Им предоставляются преференции и льготы, позволяющие улучшить качество жизни и облегчающие тяготы нелегкого положения.
Один из видов государственной поддержки — ежемесячная денежная выплата. Право на ее получение имеют все федеральные льготники, в том числе люди с ограниченными возможностями всех групп и дети-инвалиды.
Нсу для инвалидов ii группы в 2021 году – это часть ЕДВ, которая вычитается из общего размера по умолчанию, если льготник до определенного срока не отказался от предоставления услуг в материальном выражении и не получил свое законное право на денежную компенсацию.
Для получения денежного эквивалента пакета услуг или его отдельной части федеральный льготник должен подать соответствующее заявление до начала четвертого квартала в своем территориальном отделении ПФР.
Федеральный закон 181 (от 24.11.1995) – главный правовой акт, который предусматривает право инвалида на получение ежемесячной выплаты. Это право будет действовать, пока актуальна инвалидность – человек может пройти лечение и в некоторых случая выздороветь или перейти в другую группу.
В 2021 году продолжает действовать автоматическое продление. Получать ЕДВ может и полномочный представитель человека с ограниченными возможностями, если речь идет о недееспособном или несовершеннолетнем человеке.
Нсу для инвалидов ii группы в 2021 году – неотъемлемая часть ЕДВ, которая представляется всем, кто имеет право на получение выплаты.
Это происходит в течение 10 дней с момента обращения в ПФР и предъявления справки, выданной бюро медико-социальной экспертизы.
Поэтому обращаться в ПФР с заявлением нужно только при условии, что инвалид или льготник хочет отказаться от набора или его части и получать компенсацию в денежном эквиваленте.
Что входит и как оплачивается
В Федеральном законе 178 (от 17.07.1999) четко регламентировано, какие именно услуги входят в пакет преференций. Инвалид или льготник имеет право:
на бесплатную путевку в учреждение санаторного типа; на лекарства в аптеке на основании рецепта врача; на специальное лечебное детское питание (если речь идет о несовершеннолетнем с ограниченными возможностями); на бесплатный проезд в пригородных электричках и в междугородном поезде при проезде в санаторий для лечения и домой.
Стоимость Нсу для инвалидов ii группы в 2021 году проиндексирована на 4,9% вместе с денежной выплатой. Индексация происходит с 1 февраля, поскольку официальные сведения об уровне инфляции обнародуются Росстатом только в январе наступившего года.
В таблице приведены сумма социального набора в целом, стоимость каждой услуги (денежный эквивалент). Это данные на 1 февраля 2021 года:
Сколько в денежном эквиваленте, в рублях
Лекарства, медизделия и лечебное питание
междугородном и пригородном
Интересно! Льготы по налогам для пенсионеров в 2021 году
Общая сумма ЕДВ, которая полагается людям, отнесенным по состоянию здоровья ко II группе инвалидности, составляет 2 919,02 руб. Если вычесть из нее стоимость предлагаемого государством соцпакета, на руки человек будет получать 1 707,36 руб.
Если инвалид не хочет отказываться от всего набора услуг и пишет заявление о том, что он хочет оставить 1-2 услуги, можно провести простые вычисления:
без путевки в санаторий: 1 707,36 + 144,37 = 1 851,73 руб.; отказ от лекарств и питания: 1 707,36 + 933,25 = 2 640,61 руб.; без бесплатного проезда: 1 707,36 + 134,03 = 1 841, 39 руб.
Сумма, отведенная на каждую социальную услугу, номинальна и покрывает только незначительную часть затрат, взятых на себя государством по предоставлению преференций людям, которые не могут работать по состоянию здоровья и обеспечивать свои потребности. Однако в жизни бывают разные ситуации, в которых человек может не нуждаться в том или ином виде услуг. В этом случае вполне логично, что он должен получать компенсацию за неиспользование.
Нсу для инвалидов ii группы в 2021 году полагается всем федеральным льготникам, входящим в перечень, приведенный в законе.
Человек, получивший соответствующую группу инвалидности в результате наличия врожденной патологии, травмы или увечья или неизлечимого заболевания, и имея справку с результатами МСЭ, приходит в территориальное отделение Пенсионного фонда. Там он подает заявление о признании статуса, к которому прилагает пакет необходимых документов:
удостоверение личности (паспорт или свидетельство о рождении); справку об инвалидности (желательно оригинал и копию).
Если инвалид не может заниматься оформлением самостоятельно, обязанность ложится на законного представителя, от которого тоже требуется удостоверение личности и доверенность, заверенная у нотариуса.
Если все документы в порядке, соискателю назначается пенсия и ежемесячная денежная выплата. В нее включена стоимость набора социальных услуг. Обе суммы зависят от группы инвалидности или категории льготника. Практически во всех случаях НСУ автоматически предоставляется в натуральном виде. Для получения ее в денежном эквиваленте нужно своевременно написать соответствующее заявление.
Исключение составляют только пострадавшие при радиационной катастрофе. Им сразу все выплачивается в денежном виде, они могут написать другое заявление – на услуги в натуральном виде.
Государство заботится о людях с ограниченными возможностями, это неотъемлемая часть проводимой социальной политики. Инвалиды любой группы имеют право на получение пенсии, льгот и преференций. Выплаты ежегодно увеличиваются в размере посредством проведения индексации по официально определенному уровню инфляции.
Последняя индексация была проведена с 1 февраля текущего года. НСУ – неотъемлемая часть ЕДВ, она может предоставляться в натуральном виде или, после написанного заявления, в денежном эквиваленте. В 2021 году ЕДВ и НСУ были проиндексированы на 4,9% и увеличились в размере. Это не означает, что ежемесячная выплата уменьшится, повышение обеих частей проведено пропорционально.
Как оспорить группу инвалидности
В Госюрбюро Московской области часто приходят вопросы, связанные с социальной защитой инвалидов.
В частности, как можно и можно ли оспорить группы инвалидности, в случае ее понижения? Актуальность этого вопроса вызвана последствиями изменения группы инвалидности, например с I группы на II, в виде отмены некоторых льгот, которые распространяются только на инвалидов I группы.
Многим подобные решения, принятые бюро медико-социальной экспертизы, кажутся несправедливыми. В нашем материале мы расскажем, как оспорить решение об установлении группы инвалидности, стоит ли для этого прибегать к независимой медицинской экспертизе, и в каких случаях вам поможет Госюрбюро Московской области.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ч. 1 ст. 7 Закона № 181-ФЗ).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7 Закона № 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (ст. 32 Закона № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее — Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющихся филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).
- Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
- В соответствии с п. 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
- а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
- В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
- Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
- Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Таком образом, освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с присвоением той или иной группы инвалидности, суды не учитывают заключения независимой медицинской экспертизы.
Если вы не согласны с решением бюро, которое, по вашему мнению, неправильно определило группу инвалидности, то у вас есть два способа обжаловать его:
в течение месяца подать на бумаге или с помощью портала «Госуслуги» соответствующее заявление с жалобой в вышестоящее бюро. Оно должно рассмотреть его в течение месяца и вынести соответствующее решение (п. 42—45 Правил);
в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 46 Правил).
- Жалоба должна содержать:
- наименование бюро либо главного бюро МСЭ, а также ФИО его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются;
- сведения о заявителе — ФИО, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес;
- сведения об обжалуемом решении бюро или главного бюро;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением МСЭ или действиями его должностных лиц.
Новые правила присвоения инвалидности: зачем инвалидам теперь могут звонить из ПФР
- Каким бы тяжелым ни было состояние здоровья человека, льготы получить не удастся, пока не будет официального решения об установлении инвалидности.
- Добиться этого решения и так непросто (те, кто сталкивались с оформлением, знают), а в нынешних условиях все усложнилось вдвойне.
- Предлагаю разобрать ряд важных вопросов: как в текущей ситуации, когда учреждения медико-социальной экспертизы не ведут личный прием граждан, не остаться без пенсии и льгот, связанных с инвалидностью.
1. Если инвалидность ранее была установлена, а срок очередного переосвидетельствования уже на исходе
Постановлением от 9 апреля 2020 г. № 467 Правительство РФ утвердило «Временный порядок признания инвалидом», который действует в период с марта и до 1 октября текущего года.
Если в этот период у гражданина истекает срок, на который ему была установлена инвалидность, то ему не нужно получать направление на очередное переосвидетельствование. Статус «инвалида» ему продляется автоматически еще на 6 месяцев.
Например: инвалидность 3-й группы присвоена 10 апреля 2019 года сроком на 1 год, до 1 мая 2020 года. На основании Временного порядка, без переосвидетельствования человеку продляется 3-я группа до 1 ноября соответственно.
Если ничего не изменится, то пройти переосвидетельствование ему нужно будет в октябре.
В течение 6-месячного срока за гражданином сохраняется та же группа инвалидности, причина ее наступления, а также перечень рекомендованных мероприятий по реабилитации и абилитации.
Очевидно, что для тех, кто претендует на более высокую группу, такое продление несет явный минус, т. к. повышения пенсии вместе с группой придется ждать еще полгода.
2. Если ребенку-инвалиду исполняется 18 лет
По достижении совершеннолетия ребенку должны присвоить группу инвалидности. Если 18 лет исполняется в период с 1 марта до 1 октября, группу присвоят без очного освидетельствования — на основании данных последнего осмотра, которые имеются в распоряжении бюро медико-социальной экспертизы.
Но такая группа также присваивается временно, сроком до 6-ти месяцев. После чего нужно будет пройти освидетельствование.
3. Если инвалидности нет, но дали направление на освидетельствование
До 1 октября освидетельствование на инвалидность будут проводить в заочном порядке — на основе документов, поступивших из медицинского учреждения, где гражданин проходил лечение или реабилитацию.
Справку о подтверждении инвалидности вместе с программой реабилитации и абилитации бюро медико-социальной экспертизы будут направлять почтой.
Если в регионе закрыты почтовые отделения, гражданину сообщат о принятом решении по телефону или по электронной почте. Получить справку можно будет по окончании ограничительных мероприятий.
Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования узнают о продлении группы инвалидности непосредственно от бюро медико-социальной экспертизы. Так что самому гражданину специально обращаться туда не нужно.
4. Что будет с пенсией?
По мере получения данных от медико-социальной экспертизы ПФР будет продлять выплату пенсии по инвалидности на новый срок.
Что касается тех, кому впервые присвоят группу, то Минтруд поручил Пенсионному фонду РФ созваниваться с такими гражданами и объяснять им порядок получения пенсии без личного обращения.
А чтобы учреждения МСЭ имели право передать в ПФР контактные данные таких граждан, им предписано по телефону составлять акт — о том, что инвалид дает согласие на передачу его номера телефона Пенсионному фонду (Письмо Минтруда от 09.04.2020 № 13-4/10/П-3170).
Поэтому не стоит удивляться, если сотрудник учреждения медико-социальной экспертизы в ближайшее время позвонит и спросит, согласны ли вы получать звонки от Пенсионного фонда РФ.
- Как защититься во время совместных проверок полиции и налоговиков
Отказ от нсу
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от нсу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов: Отказ от нсу
Судебная практика: Отказ от нсу
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 12.1 «Социальные доплаты к пенсии» Федерального закона «О государственной социальной помощи»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 12.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и установив, что истец является получателем государственной пенсии по инвалидности, одновременно с пенсией была установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы» без учета отказа от набора социальных услуг (НСУ), которую истец получает в натуральном виде, суд правомерно отказал в признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в выплате федеральной социальной доплаты до величины прожиточного минимума, поскольку от истца не поступило заявление о предоставлении ему набора социальных услуг в денежном эквиваленте, поэтому ответчик обоснованно отказал ему в предоставлении набора социальных услуг в виде денежной компенсации, так как пенсионное законодательство РФ носит заявительный характер, вследствие чего право гражданина на получение социальных выплат связано не только с правом на получение социальной выплаты, но и с его волеизъявлением, оформленным в виде заявления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отказ от нсу
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Лекарственное обеспечение инвалидов: теоретические и практические проблемы(Волкова Н.С., Еремина О.Ю.)
(«Журнал российского права», 2018, N 11)
Таким образом, с одной стороны, инвалиды включены по признаку нуждаемости в категорию социально слабозащищенных граждан, которым гарантирован определенный набор социальных услуг, куда входит и лекарственное обеспечение (основание — Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).
С другой стороны, льготное лекарственное обеспечение гарантировано им ввиду медицинских показаний (по характеру заболевания) — в связи с отнесением инвалидов к числу особых категорий лиц, дифференцированных по критериям профессиональной деятельности, особых заслуг, медицинскому и малообеспеченности (основание — Постановление N 890).
Такая двойственная природа права на лекарственное обеспечение инвалидов гарантирует льготную лекарственную помощь вне зависимости от согласия или отказа от набора социальных услуг.
Это означает, что инвалид, отказавшийся от лекарственного обеспечения в рамках набора услуг, предпочтя соответствующие денежные выплаты, не лишается льготных лекарств в силу включения его в тот или иной перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям.
Нормативные акты: Отказ от нсу
Государство помогает инвалидам
В 2021 году для людей с инвалидностью предусмотрели много полезных изменений
Инвалидам гарантировано социальное обеспечение cогласно Конституции РФ, а их социальная защита регламентирована Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. В этом году появилось немало нововведений, которые направлены на улучшение жизни людей с инвалидностью. О них и пойдет речь в статье.
В прошлом году в связи с пандемией коронавируса было решено ранее установленную инвалидность автоматически продлевать на 6 месяцев, а медико-социальную экспертизу (МСЭ) для установления инвалидности впервые проводить без личного участия граждан по медицинским документам. Эти временные правила будут действовать до 1 октября 2021 г.1
Алгоритм оформления инвалидностиВременный порядок признания человека инвалидом, утвержденный в период пандемии коронавируса, действует до 1 октября 2021 г.
В феврале этого года было подписано постановление2, по которому медицинское учреждение в направлении на МСЭ указывает результаты обследований, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций организма, состояние компенсаторных возможностей, сведения о проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятиях.
Медицинская организация может сформировать направление на МСЭ без проведения дополнительных обследований: для граждан, имеющих заболевания и нарушения функций организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом (утв.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.
№ 95), и для граждан, направляемых на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, если ранее в течение года до дня формирования направления были проведены обследования, подтверждающие такие заболевания или нарушения функций организма.
Решение об установлении инвалидности в таких случаях будет принято на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на МСЭ.
Экспертизу для установления или подтверждения инвалидности необходимо будет пройти после пандемии. Направление на МСЭ выдадут в поликлинике. Еще одно полезное изменение: раньше больным приходилось повторно идти в лечебное учреждение, если данные в направлении были неполными, но с 1 марта поликлиники должны сами дорабатывать документы по запросу органа, проводящего экспертизу.
В феврале было расширено действие принципа экстерриториальности, который означает, что за государственной услугой можно обратиться в любой МФЦ или ближайшее подразделение профильного госоргана, и при этом неважно, где человек зарегистрирован или проживает.
Теперь у граждан появилась возможность независимо от места жительства получить справки об инвалидности и выписки из государственной информационной системы социального обеспечения, обратиться в Пенсионный фонд для корректировки сведений на лицевом счете и подать заявление на парковку в специальных местах для водителей-инвалидов3.
Люди с инвалидностью смогут получать средства реабилитации без привязки к месту жительства4. Теперь инвалид, оформив временную регистрацию по месту пребывания, может бесплатно получить собаку-проводника, инвалидную коляску, протез или слуховой аппарат. Для этого нужно подать заявление по почте, через МФЦ или официальный сайт ФСС.
Кроме того, с октября 2021 г. технические средства реабилитации можно будет купить с помощью электронного сертификата5.
Порядок его оформления пока разрабатывается, но уже известно, что компенсация за техническое средство, предусмотренное в индивидуальной программе реабилитации инвалида, будет поступать на карту «Мир».
Приобрести такое средство можно будет в любом магазине или через Интернет. Но потратить эти деньги на другие покупки не получится.
При этом человеку предоставят право выбора: а) оформить сертификат; б) потратить свои деньги, а потом получить компенсацию; в) забрать средство реабилитации в ФСС.
Для людей с инвалидностью, временно пребывающих или проживающих в столице, в центрах «Мои документы» появилась новая услуга. Об этом говорится на портале мэра и Правительства Москвы.
Через центры «Мои документы» такие граждане могут подать заявление на обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и заявление на выплату компенсации.
Компенсировать можно расходы: на оплату перевода русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников; ремонт технических средств и изделий; оплату проезда к месту нахождения организации, в которой получены изделия.
Для получения компенсации нужно будет предоставить документы, подтверждающие расходы, и указать в заявлении номер банковского счета или карты «Мир».
Подать заявление можно также в отделении ФСС, через личный кабинет на Портале госуслуг или «Почту России».
В январе 2021 г. все страховые пенсии, в том числе по инвалидности, для неработающих пенсионеров увеличились на 6,3%. Социальные пенсии проиндексируют с 1 апреля 2021 г. на 2,6%. Размер военных пенсий по инвалидности увеличат вместе с индексацией окладов военнослужащих с 1 октября 2021 г.
ориентировочно на 4%. Также в этом году планируют увеличить ежемесячные выплаты инвалидам на 3,8%. Социальные выплаты инвалидов I, II и III групп будут увеличены с учетом уровня инфляции 2020 г., т.е. на 3,8%.
Об этом проинформировала в конце прошлого года зампред Комитета Совфеда по вопросам социальной политики Елена Бибикова.
В 2021 г. на 3,8% увеличится и размер набора социальных услуг (речь идет о льготных лекарствах, путевках в санатории, оплате проезда в пригородных электричках), который предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты. Инвалиды вправе рассчитывать на получение набора социальных услуг в натуральном виде и в качестве финансовой компенсации.
Возможно, пенсию по инвалидности будут начислять автоматически – такой законопроект6 внесли в Госдуму 15 декабря 2020 г. Предполагается, что Пенсионный фонд сам будет назначать выплаты, без заявления граждан.
При оформлении компенсационных выплат гражданам, которые ухаживают за инвалидами и пожилыми людьми, больше не придется подтверждать, что они не работают и при этом не получают пособие по безработице или пенсию. Также им теперь не нужно собирать справки о смене места жительства подопечного. Все эти сведения территориальные органы Пенсионного фонда будут получать с помощью федеральных информационных систем7.
Напомним: ежемесячные компенсационные выплаты полагаются неработающим гражданам, которые ухаживают за инвалидами I группы, а также за престарелыми людьми, которым требуется постоянная помощь или исполнилось 80 лет. Выплаты могут получать как члены семьи, так и приглашенные помощники. При этом период ухода учитывается в страховом стаже и влияет на размер страховой пенсии.
С 1 июля 2021 г. граждане смогут получать сведения о том, какие им положены льготы, пособия и выплаты, по телефону единого контактного центра госуслуг. Для получения госуслуг подтверждать инвалидность не потребуется, так как ведомства сами будут запрашивать эти данные в Пенсионном фонде или федеральном реестре инвалидов.
С 1 января 2022 г. выписку из акта освидетельствования лица, признанного инвалидом, будут выдавать только в электронном виде. Справку об установлении инвалидности направят в течение 3 рабочих дней в органы пенсионного обеспечения8.
Кроме того, Минтруд и Минкомсвязи разрабатывают онлайн-сервисы, в том числе направленные на поддержку людей с инвалидностью.
Запустить планируется 25 суперсервисов – так называется комплекс связанных между собой электронных госуслуг, которые предоставляются пользователю в зависимости от жизненной ситуации. Все 25 приоритетных жизненных ситуаций были определены в феврале 2019 г.
президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Например, в декабре прошлого года начал работать суперсервис «Социальная поддержка онлайн». Теперь россияне, в том числе инвалиды, могут получать актуальную информацию о пособиях, выплатах и льготах, которые им полагаются, в личном кабинете на Портале госуслуг.
А с помощью суперсервиса «Онлайн-помощь при инвалидности» граждане смогут: записаться на медицинскую экспертизу и обжаловать ее результаты через Интернет; удаленно оформить пособия, пенсии и другие выплаты по инвалидности; оформить заявку на технические средства реабилитации или получить компенсацию за их покупку; подать в электронной форме информацию о транспорте, перевозящем людей с инвалидностью.
В прошлом году был принят закон9, который предусматривает административную ответственность за отказ в доступе к товарам, работам или услугам из-за ограничения жизнедеятельности человека, его состояния здоровья или возраста. Исключение составляют случаи, когда это допустимо в целях безопасности (ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ). Так, например, штраф нарушителю придется уплатить за препятствование инвалиду на коляске посетить концерт или ресторан.
( дискуссию «Права инвалидов», в которой адвокаты комментируют судебную практику по делам о защите прав людей с инвалидностью (все материалы по теме доступны на странице дискуссии в колонке справа)).
1 Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом».
2 Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2021 г. № 92 «О внесении изменения во Временный порядок признания лица инвалидом».
3 Распоряжение Правительства РФ от 16 февраля 2021 г. № 373-р.
4 Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 120 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
5 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата».
6 Законопроект № 1075528-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь».
7 Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 278 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
8 Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи”».
9 Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Какие меры социальной поддержки есть у инвалидов
Страховая пенсия
Инвалиды I, II или III группы могут получать страховую пенсию по инвалидности. Она полагается при наличии страхового стажа и не зависит от его продолжительности, причин инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент человек с инвалидностью или нет.
Для назначения страховой пенсии нужно обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации, в том числе временной, или в МФЦ.
Набор соцуслуг
- лекарственные препараты и медизделия по рецептам, спецпродукты лечебного питания для детей-инвалидов;
- путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
- бесплатный проезд на пригородном и междугородном пассажирском транспорте к месту лечения и обратно.
Этот набор можно заменить денежным эквивалентом — для этого надо подать заявление в территориальный орган ПФР.
12 февраля 2021 года было подписано постановление Правительства РФ, по которому детям-инвалидам, проживающим на территории Дальневосточного федерального округа, будут оплачивать авиабилеты к месту лечения.
Ранее такая льгота действовала, если до места лечения (в том числе санаторно-курортного) нельзя добраться на поезде. Теперь же Фонд социального страхования (ФСС) будет обеспечивать детей авиабилетами в оба направления независимо от наличия железнодорожного сообщения.
ФСС также должен предоставить льготный билет взрослому, сопровождающему ребенка-инвалида.
ЖКУ и налоговый вычет
- инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов на оплату ЖКУ в размере 50 %;
- инвалиды I и II групп имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. Он предоставляется налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, а налоговым периодом признается календарный год. Чтобы получить вычет, необходимо написать заявление работодателю или в налоговую инспекцию, а также предоставить подтверждающие документы.
Бесплатная парковка
Люди с ограниченными возможностями здоровья и сопровождающие их водители смогут бесплатно парковаться в любом городе. С 1 июля 2020 года не нужно получать отдельное местное разрешение на бесплатную парковку — информацию о транспорте возьмут из федерального реестра на основании ранее поданного заявления.
- Чтобы оформить это право, нужно написать заявление в ближайшем отделении МФЦ.
- Также при обращении за другими мерами соцподдержки и госуслугами инвалидам больше не нужно каждый раз подтверждать свой статус бумажной справкой.
- Средства технической реабилитации
- В ноябре ГД приняла закон, который предоставляет инвалидам право получать технические средства реабилитации без привязки к месту жительства.
- Теперь инвалид может по месту пребывания, оформив временную регистрацию, бесплатно получить собаку-проводника, инвалидную коляску, протез или слуховой аппарат.
- Услугу можно получить через МФЦ, по почте или на официальном сайте ФСС.
- 6 февраля необходимые для этого изменения были внесены сразу в несколько актов Правительства.
- Культурная жизнь
- В марте ГД приняла закон, согласно которому за отказ инвалиду на коляске посетить концерт или ресторан будут штрафовать.
- Закон вводит административную ответственность за отказ потребителю в доступе к товарам, работам и услугам по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья или возрастом.
- Ответственность не будет распространяться на законодательно зафиксированные случаи, когда такое ограничение допустимо в целях безопасности.
Что делать, когда Пенсионный фонд безосновательно прекращает выплаты инвалиду из-за наличия сомнений в инвалидности
Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.
Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.
Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.
Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
- Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.
- Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.
- Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.
- Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.
- Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
- За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.
Главой 5 «Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» (ст. 21−29) Федерального закона «О страховых пенсиях» определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
- Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
- Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.
- Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.
- Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.
- До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.
- Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).
Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.
В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
- Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
- Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.
- Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.
- Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
- Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.
В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г.
№ 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.
- Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.
- При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.
- Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.
- Именно пенсионный орган обязан был доказать наличие установленного пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
- Определением № 41-КГ20-28-К4 от 15 марта 2021 дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.