Отказ УК в проведении ремонта из-за пандемии

Начну, пожалуй, с заявления Мишустина о том, что «работодателей, решавших проблемы за счет «шумихи» вокруг коронавируса, проверит трудовая инспекция, ФНС и прокуратура»:Подробнее на РБК:

https://www.rbc.ru/society/21/03/2020/5e75e3619a79474c3ea1d877

Продолжу своим видением оформления трудовых отношений в период COVID-19.

По результатам анализа Указа Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ разделила работодателей на 3 группы:

  1. работодатели, обязанные приостановить свою основную деятельность;
  2. работодатели, которым лишь рекомендовано обеспечить режим самоизоляции сотрудников;
  3. работодатели, обязанные обеспечить режим самоизоляции всем сотрудникам.

Группа 1: компании, занимающиеся проведением спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий; досуговых мероприятий с участием граждан, в т.ч. в сфере культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно.

Группа 2: все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы.

Группа 3: по состоянию на 19 марта, в группе нет никого.

Отказ УК в проведении ремонта из-за пандемии

► Оформление трудовых отношений для трех категорий работодателей

Группа 1: компании вправе принять решение либо (1) о продолжении сотрудниками осуществления своих трудовых функций, либо (2) о полном прекращении деятельности сотрудников на период пандемии.

Полное прекращение трудовых функций персонала в данном случае будет квалифицироваться как простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Внесение изменений в трудовые договоры с персоналом не требуется: простой по причинам, не зависящим от работодателя и сотрудника, оформляется распоряжением работодателя.

  • В случае принятия решения о продолжения исполнения работниками своих должностных обязанностей работодатели могут использовать гибкие формы занятости персонала: перевеси сотрудника с его согласия на дистанционный режим работы, ввести для работника неполный рабочий день или посменный режим работы.
  • Смена режима работы должна оформляться дополнительным соглашением к трудовому договору.
  • Группа 2: Работодатели вправе перевести сотрудника с его согласия на удаленный режим работы, ввести неполный рабочий день, посменный режим работы либо вынуждены будут оформить простой по вине работодателя.
  • Отказ работодателя от перевода сотрудника по его требованию на дистанционный режим, если такой режим для данного вида работ возможен, может быть расценен как нарушение трудовых прав персонала.
  • Смена режима работы оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.
  • ► Оплата труда
  • дистанционная работа — оплата неизменна;
  • неполный рабочий день – исходя из кол-ва выбранных часов работы;
  • посменный режим работы – исходя из кол-ва смен;
  • простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника — не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) пропорционально времени простоя (Группа 1);
  • простой по вине работодателя — не менее 2/3 средней заработной платы сотрудника (Группа 2)

► Новые обязанности работодателей

  • измерение температуры тела сотрудников на рабочих местах;
  • отстранение от работы сотрудников с повышенной температурой;
  • оказание содействия в обеспечении соблюдения режима самоизоляции сотрудникам на дому;
  • проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший COVID-19 работник;
  • незамедлительный ответ на запрос Роспотребнадзора с информацией о лицах, контактировавших с заболевшим COVID-19 сотрудником;
  • ограничение допуска в организацию в течение 14 дней с момента прибытия работников, прибывших из неблагополучных стран (Китай, Корея, Италия и других, находящихся в «черном списке»);
  • не допускать на территорию организации сотрудников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции.

► Ответственность работодателей за нарушение новых обязанностей

Административная ответственность в виде штрафа в размере 50-80 тысяч руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Уголовная ответственность, если несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил привело к массовому заболеванию людей или смерти человека (ст. 236 УК РФ).

Отказ управляющей компании от управления многоквартирным домом — Правовые консультации. Официальный портал Администрации города Омска

В первую очередь необходимо разобраться — может ли управляющая компания (далее — УК) отказаться от управления многоквартирным домом (далее — МКД) в одностороннем порядке.

Как следует из требований части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), изменение или расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно общим требованиям статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) УК не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств в отношениях с гражданами, являющимися потребителями услуг, предоставляемых УК.

Частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что договор изменяется и расторгается по соглашению сторон. Иное может быть предусмотрено только отдельными положениями ГК РФ и других законов, а также самим договором, заключенным между сторонами.

Изменение и расторжение договора в одностороннем порядке возможно только лишь по решению суда в следующих случаях: — при существенном нарушении договора другой стороной; — в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Также договор может быть изменен или расторгнут в судебном порядке по причине существенного изменения обстоятельств в порядке, установленном статьей 451 ГК РФ. Таким образом, законодательством не предусмотрено право УК на односторонний отказ от управления МКД.

Что делать, если УК отказалась от дома?

С момента, когда УК объявлено о прекращении собственных полномочий, жильцы обязаны определиться с видом управления МКД.

Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено три вида способа управления: 1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.

При выборе способа управления следует учитывать особенности каждого способа.

При непосредственном управлении ответственность перед собственниками жилых помещений в МКД несут лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. В случае если управление МКД осуществляется товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, то указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

При управлении МКД УК, она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Важно помнить, что статьей 162 ЖК РФ установлена обязанность УК за тридцать дней до прекращения договора управления МКД передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы (в том числе оформить отчет по затратам, понесенным УК, а также остаткам средств на лицевых счетах жильцов) вновь выбранной УК, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления МКД, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В течение какого срока должен быть реализован способ управления?

По общему правилу, установленному статьей 161 ЖК РФ, собственникам помещений для выбора и реализации способа управления МКД предоставлен один год.

Если собственники МКД в течение указанного времени не смогли по каким-либо причинам реализовать свое право, орган местного самоуправления (на территории города Омска – это департамент городского хозяйства Администрации города Омска) проводит открытый конкурс по отбору УК.

В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, орган местного самоуправления уведомляет всех собственников помещений в МКД о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в МКД обязаны заключить договор управления этим домом с УК, выбранной по результатам открытого конкурса.

Каков порядок проведения общего собрания собственников помещений в МКД при выборе способа управления и управляющей компании?

Не все нарушения можно оправдать пандемией / КонсультантПлюс

ФАС ранее сообщала: контрольные органы будут учитывать коронавирус как обстоятельство непреодолимой силы, когда будут рассматривать обращения о включении в РНП. При этом большую роль играет причинно-следственная связь.

Приведем примеры, когда антимонопольщики не обнаружили признаков недобросовестности:

— участник не смог подписать контракт в срок, так как ответственный сотрудник заболел коронавирусом;

— участник перечислил обеспечение исполнения контракта позже срока, поскольку не успел наладить удаленную работу главбуха;

— участнику удалось только согласовать с заказчиком проект банковской гарантии, а вот выдать оригинал банк в срок не смог из-за своей ограниченной работы в связи с пандемией;

— участнику одобрили банковскую гарантию, однако он не знал о новом порядке выдачи гарантий из-за коронавируса. Участник ждал гарантию нарочно, вместо того чтобы искать информацию на официальном сайте, из-за чего сорвал срок подписания контракта;

— в протоколе разногласий к проекту контракта участник сообщил о невозможности заключить контракт, так как он не вошел в число организаций, которым было разрешено работать с 4 по 30 апреля 2020 года;

— организация не смогла поставить товары в срок, так как зарубежный партнер приостановил производство комплектующих для этого товара из-за пандемии. При этом в России их не делают.

Но сослаться на пандемию получается не всегда. Так, заказчик отказался от исполнения контракта из-за неоднократных нарушений поставщика начиная с января 2020 года:

Читайте также:  Имеют ли право сотрудники гибдд останавливать машины в ночное время

— поставка товара ненадлежащего качества без необходимых документов;

— нарушение сроков;

— невозможность подтвердить достоверность товаров. Поставщик потребовал отменить отказ от исполнения контракта, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы в связи с пандемией, однако это не помогло. Заказчик вернул товар, а УФАС включил сведения о поставщике в РНП.

Отметим, что включение в РНП — не единственная ответственность поставщика за уклонение от заключения или исполнения контракта.

Так, участник не подписал контракт в срок, объяснив это следующим: он подал заявку ошибочно, исходя из цены, рассчитанной в январе 2020 года с учетом другого курса доллара.

В текущих условиях исполнение контракта затруднено из-за пандемии и невыгодно из-за выросшего курса доллара. Организацию не включили в реестр, но оштрафовали за уклонение от заключения контракта.

Открыть полный текст документа

Вс восстановил срок, пропущенный из-за пандемии

Истец на два месяца опоздал с подачей кассационной жалобы. Он пояснил, что из-за антикоронавирусных ограничений не мог вовремя собрать нужные документы, в том числе заверенные копии судебных решений.

Но кассация отказалась восстанавливать процессуальный срок, посчитав причину неуважительной. Так ли это – разбирался Верховный суд. Его решение прокомментировали эксперты.

По их словам, ссылка на пандемию с большой вероятностью поможет восстановить пропущенный срок в суде общей юрисдикции. В арбитражах иначе. Предыстория

Федор Никонов* задолжал почти 4,9 млн руб. алиментов.

Судебный пристав-исполнитель Вероника Васнецова* возбудила исполнительное производство и арестовала два автомобиля Никонова – КАМАЗ и Honda Pilot. Должник посчитал, что арест был незаконным, и подал административный иск.

Никонов, в частности, указывал, что пристав не выдала ему материалы исполнительного производства для ознакомления, не вернула вещи, которые были в машинах, не известила его, где они находятся, и отказалась направить арестованное имущество на оценку. Должник просил признать действия Васнецовой незаконными, обязать выдать вещи, провести оценку имущества.

В конце мая 2019 года Подольский городской суд Подмосковья отклонил иск заявителя. Некоторые требования Никонова, по мнению первой инстанции, были неконкретны.

Например, истец не пояснил, какие именно вещи из машины ему не отдали. По некоторым требованиям прошел срок на обжалование, по другим – было недостаточно доказательств (№ 2а-2534/2019).

В сентябре того же года апелляция полностью подтвердила отказ горсуда (№ 33а-29771/2019).

Уважительная или нет

После этого, 19 июня 2020-го, мужчина обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Но суд его жалобу возвратил: Никонов пропустил срок на обжалование, который истек 23 апреля.

Мужчина просил восстановить процессуальный срок, настаивая, что из-за антикоронавирусных ограничений не мог вовремя собрать нужные документы, в том числе получить заверенные копии судебных решений. Но кассация ему отказала, посчитав эту причину неуважительной.

Суд отметил, что все зависело от Никонова, у которого была возможность подать жалобу в любое время до конца срока (№ 8а-17985/2020).

Истец обжаловал определение первой кассации в Верховном суде. Судья Владимир Хаменков, рассматривая это дело, напомнил, что с 4 по 30 апреля президент своим указом ввел ряд ограничений для предотвращения распространения коронавируса (Указ от 2 апреля 2020 года № 239).

В частности, была приостановлена работа многих организаций и ограничено передвижение граждан. Позднее эти меры несколько раз продлевали (Указ от 28 апреля 2020 года № 294, Указ от 11 мая 2020 года № 316). Первый кассационный СОЮ этого не учел, обратил внимание Хаменков.

Обстоятельства, на которые ссылался заявитель, – невозможность в условиях ограничительных мер ознакомиться с материалами дела, получить заверенные копии оспариваемых судебных актов, а также юридическую помощь при составлении жалобы – свидетельствуют об уважительности пропуска срока обращения, подчеркнул судья.

Эти выводы, как отметил Хаменков, согласуются с п. 4 первого «коронавирусного» обзора ВС. В нем говорится, что суд должен восстановить срок, если лицо не могло совершить необходимое процессуальное действие из-за введенных ограничений.

Таким образом, у Первого кассационного СОЮ не было оснований для возврата жалобы, решил ВС.

Он отменил определение нижестоящего суда, восстановил Никонову процессуальный срок и направил дело на рассмотрение в первую кассацию (№ 4-КАД20-16-К1).

Мнение экспертов

В этом деле ВС применил «пониженный» стандарт уважительности причин пропуска, считает Владислав Аристов из юркомпании Лемчик, Крупский и Партнеры.

Оказание квалифицированной юридической помощи в пандемию не прекращалось, а суды старались обеспечить ознакомление с материалами дела по записи. То есть доступ к правосудию был возможен, но затруднен.

Тем не менее, ВС счел эти доводы достаточными для признания пропуска уважительным, поясняет юрист.

Среди решений судов общей юрисдикции такой подход к пропущенным из-за пандемии срокам можно встретить довольно часто (например, № 88а-27555/2020, № 88-18085/2020, № 88-16828/2020). В этом смысле определение Первого кассационного СОЮ по делу Никонова – скорее исключение, чем правило, замечает Дарья Богданова из  Бюро адвокатов «Де-юре».

«В то же время, в арбитражном судопроизводстве шансов на восстановление пропущенных сроков объективно гораздо меньше. Ведь электронные сервисы «Мой арбитр» и «Картотека арбитражных дел» работали эффективно, – добавляет эксперт. 

Есть примеры, когда суды прямо указывают: участники могли подать документы и совершить необходимые процессуальные действия дистанционно, например, через «Мой Арбитр», отмечает Аристов (№ А40-179468/2018). Впрочем, сам он объясняет менее лояльный подход арбитражных судов к восстановлению сроков из-за COVID-19 не столько работой сервисов, сколько «профессиональностью» арбитражного процесса.

* Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

Кира Климачева

Дом не ремонтируют из-за долгов одной квартиры. Что делать?

futag.mail.ru/Depositphotos

Отвечает генеральный директор АПРИ «Флай Плэнинг» Владимир Савченков:

Таких случаев, когда в одной или нескольких квартирах дома имеются большие задолженности по коммунальным платежам или за капремонт, и при этом у других жильцов появляются разного рода трудности, достаточно много, и не всегда они являются совсем уж противозаконными.

В первую очередь необходимо поднимать договор с ТСЖ и УК, смотреть правила оказания установленных услуг. Часто представители управкомпаний оставляют себе различные пути координирования ситуацией, например, перераспределять задолженности на других жильцов, задерживать начало плановых ремонтов.

Если таких условий нет – следует обратиться в Роспотребнадзор, прокуратуру и суд с требованием осуществить плановые работы.

Тем не менее судебная практика, к сожалению, не всегда эффективно регулирует такого рода вопросы. Чаще всего все стороны остаются «при своих».

Кто может не платить за капремонт?

Инструкция: как узнать, есть ли у вас долги за ЖКУ?

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

В жилищном законодательстве России отсутствуют какие-либо связи между неоплатой ЖКУ и проведением капитального ремонта. В большинстве многоквартирных домов сбором платежей за ЖКУ ведает управляющая компания, которая является своего рода посредником между жителями дома и ресурсоснабжающими организациями.

Следовательно, при неоплате ЖКУ нарушаются интересы ресурсоснабжающих организаций. Вместе с тем средства на капитальный ремонт поступают из Фонда капитального ремонта.

Соответственно, эти две сферы с финансовой точки зрения пересекаются довольно слабо, поэтому неясно, каким образом недоплата по ЖКУ может повлечь за собой отказ в проведении капитального ремонта.

В соответствии с Вашим вопросом, жителям Вашего дома было отказано в проведении капитального ремонта. Для решения данной проблемы необходимо уточнить нормативно-правовой акт (статью какого-либо закона, например), на основании которой был вынесен этот отказ. В идеале сам отказ должен быть в письменной форме. С данным документом Вы можете обратиться в прокуратуру для проверки его законности.

Отвечает вице-президент ГК АРИН, руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

То, что Вы описываете, неправомочно. Долг по коммунальным платежам не относится к капремонту, и по такому поводу отказа на законных основаниях быть не может.

Это хитрые игры управляющей компании, чтобы жильцы воздействовали на соседей.

Пишите общее письмо от собственников в свою УК, получайте входящий номер обращения, получайте письменный обоснованный отказ и несите его в прокуратуру с заявлением о некачественном оказании услуг по управлению Вашим МКД.

Как доказать, что Фонд капремонта не выполняет обязательств?

Входит ли капитальный ремонт в число коммунальных услуг?

Отвечает генеральный директор юридической компании «Центр гражданского права» Александра Бродельщикова:

В каждом регионе принимаются свои региональные программы по капитальному ремонту. Вам нужно изучить такую программу по месту нахождения многоквартирного дома и проверить, действительно ли она не позволяет произвести ремонт при наличии долга в одной из квартир. Если никаких ограничений не установлено, то отказ можно обжаловать в судебном порядке – подав соответствующий иск.

Кроме того, рекомендуется запросить у органа, отказавшего в ремонте, письменную мотивировку такого отказа. Она поможет проанализировать его законность.

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

По проведению капитального ремонта Вы можете обратиться в Фонд капительного ремонта своего региона; их адрес легко найти в интернете на официальном сайте. Ответ Вам должны дать в течение месяца. Также в открытом доступе представлен перечень мероприятий по капремонту на предстоящие годы.

Непонятно, сколько у Вас в доме квартир, что из-за одного должника Вам не хотят проводить капремонт всего дома. Вообще Фонд капитального ремонта должен сам обращаться к неплательщику и взыскивать с него деньги, то есть это не Ваши проблемы, и страдать Вы не должны.

Нужно ли платить за капитальный ремонт?

Как заставить управляющую компанию делать текущий ремонт?

Читайте также:  Использование фотографии без согласия ее владельца

Отвечает генеральный директор УК «РАДЭКС» Евгений Беляев:

Тут нужно понимать, кто является распорядителем счета, на котором аккумулируются взносы собственников на капитальный ремонт. Именно эта структура и обязана вести работу по взысканию дебиторской задолженности.

Представьте, что владельцем счета является ТСЖ.

Как ТСЖ может отказать своим жильцам в проведении капремонта? Скажем так, «припугнуть» с целью воздействия на должника – да, может быть, но отказать напрямую? ТСЖ управляет домом, и оно обязано вести работу с должниками. Это первое.

Второе – вам не могут отказать в проведении того или иного вида работ по капремонту в связи с задолженностью кого-то из собственников. Такое право не прописано в законодательстве.

Вам могут отказать в проведении того или иного вида работ по капитальному ремонту просто потому, что вам не хватает денег на проведение этих работ.

Так что должники-соседи, конечно, могут повлиять на проведение капитального ремонта в вашем доме.

  • Текст подготовила Мария Гуреева
  • Не пропустите:
  • Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
  • Как привести в чувство управляющую компанию? 
  • Может ли управляющая компания поднять взнос за капремонт?
  • Можно ли вернуть взносы на капремонт, уплаченные по старым платежкам?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Мурманской области

проникновение в квартиру работников управляющих компаний без ведома собственника незаконно даже в случаях необходимости ликвидации коммунальных аварий

  • Период подготовки к отопительному периоду на территории любого муниципального образования характеризуется увеличением количества коммунальных аварий, происходящих во время испытания сетей теплоснабжения.
  • Данные аварии требуют незамедлительного реагирования обслуживающих организаций и аварийных служб.
  • Однако даже для целей ликвидации аварии самовольный доступ работников аварийных служб в квартиру без ведома жильцов путем вскрытия дверей является незаконным.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В развитие указанного конституционного положения статьей 3 Жилищного кодекса РФ закреплено правило о том, что никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных данным Кодексом целях и в предусмотренных федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая на основании судебного решения.

Согласно ч. 4 ст.

17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании ст.

161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354, также предусмотрена обязанность собственника жилого помещения допускать в заранее согласованное время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя коммунальных услуг (в том числе работников аварийных служб) для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ — по мере необходимости, а для ликвидации аварий — в любое время.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность проникновения в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц независимо от законности оснований проживания в жилом помещении при отсутствии судебного решения.

На основании изложенного, в случае возникновения экстренной необходимости устранения коммунальной аварии на внутридомовых сетях в жилом помещении обслуживающие организации обязаны предпринять все возможные меры к уведомлению собственника о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение. В случае объективной невозможности получения согласия собственника, доступ в квартиру возможен исключительно на основании судебного решения.

[5] Постановление губернатора Пензенской области от 16 марта 2020 года № 27 "О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области"

Сегодня, когда люди вынуждены изолироваться в своих квартирах, их контакты с «внешним миром», а значит, и возможность заразиться, не полностью исключена. Люди выходят в ближайший продуктовый магазин, вынести мусор, выгулять домашних животных.

Кроме того, многие сейчас пользуются доставками, соответственно, в подъезды заходят курьеры, которые за день могут объехать половину города.

Места общего пользования в многоквартирных домах стали местом возможных контактов с вирусом и зоной потенциального заражения.

Должны ли управляющие организации обеспечивать эпидемиологическую безопасность в местах общего пользования в многоквартирных домах или это их добровольные действия? Есть ли у управляющих организаций средства на дезинфекцию подъездов или на эти цели им должна быть оказана бюджетная помощь? Эти вопросы активно обсуждаются обществом в Интернет-пространстве. Представляем точку зрения эксперта Института на основные обсуждаемые вопросы.

Первый вопрос – обязательно или добровольно?

Прежде всего, необходимо вспомнить, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, а общее имущество в многоквартирном доме – содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения[1]. Уборка и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, предусмотрены правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме[2]. Установленный минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме[3], конкретизирует работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме как сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; проведение дератизации и дезинсекции помещений.

Дезинфекция помещений общего пользования в многоквартирном доме не указана в перечне обязательных услуг и работ, определенных нормативными правовыми актами, относящимися к жилищному законодательству.

Но этот перечень относится к обычной жизни, а не к периоду пандемии. В период пандемии необходимо руководствоваться указаниями органов, отвечающих за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

К сожалению, Роспотребнадзор только 3 апреля выпустил рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий в местах общего пользования в многоквартирных домах[4]. И это рекомендации, а не обязательное требование, что существенно снижает действенность данного документа.

Анализ рекомендаций Роспотребнадзора позволяет сделать вывод, что применительно к многоквартирным домам следует различать:

  1. Обязательное проведение профилактической и очаговой (текущей, заключительной) дезинфекции в помещениях (в том числе относящихся к общему имуществу);
  2. Профилактическую дезинфекцию мест общего пользования.

Исходя из общего понимания, очаговую дезинфекцию необходимо проводить в тех помещениях (квартирах) и местах общего пользования в многоквартирных домах, в которых проживают люди, заразившиеся коронавирусом.

Такую дезинфекцию проводят с использованием «наиболее надежных дезинфицирующих средств» и специального оборудования и мер по защите лиц, проводящих обработку (спецодежда, влагонепроницаемые перчатки, при обработке способом орошения — респиратор, герметичные очки).

В многоквартирных домах, в которых нет заразившихся людей, рекомендована профилактическая дезинфекция мест общего – подъездов, тамбуров, холлов, коридоров, лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, мусоропроводов.

При ее проведении могут использоваться обычные дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке и допущенные к применению в Российской Федерации. Они используются в соответствии с инструкциями по применению в режимах, эффективных при вирусных инфекциях.

Обработку рекомендовано проводить способом протирания поверхностей в ночное время, чтобы не допустить возможного негативного воздействия дезинфицирующих средств на проживающих с обязательным информированием населения о предстоящей обработке.

Таким образом, если речь идет о профилактической дезинфекции мест общего пользования в многоквартирном доме, то:

  • перечень услуг и работ, оказываемых управляющей организацией по договору управления, не меняется, поскольку санитарное содержание помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, входит в обязательный перечень услуг и работ управляющей организации, состав работ по санитарному содержанию помещений общего пользования тоже не меняется, поэтому не требуется внесение изменений в договор управления и принятие для этого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
  • может измениться периодичность некоторых работ в сравнении с установленной договором – ежедневная влажная уборка (протирание) вместо одного раза в неделю или в месяц; влажная уборка будет проводиться с использованием не обычной воды, а воды, содержащей дезинфицирующее средство. Но это не те вопросы, которые требуют решения общего собрания. Увеличившийся объем (периодичность) выполнения работ по санитарному содержанию общего имущества в период пандемии управляющая организация может просто отразить в отчете об исполнении договора управления (больше – не меньше, к этому претензий у собственников не будет);
  • несколько увеличатся затраты управляющей организации на один вид работ – санитарное содержание помещений общего имущества в многоквартирном доме, на период пандемии (в связи с приобретением дезинфицирующих средств, средств защиты персонала, проводящего обработку и увеличением рабочего времени такого персонала).
Читайте также:  Место отбывания наказания

Таким образом, мое мнение – управляющая организация должна в период пандемии проводить ежедневно профилактическую обработку мест общего пользования в многоквартирном доме (влажную уборку с применением дезинфицирующих средств). Для этого не нужно решения общего собрания и внесения изменений в договор управления многоквартирным домом.

Органы государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации приняли специальное решение, обязывающее управляющие организации проводить дезинфекцию подъездов. Так, например, постановлением губернатора Пензенской области[5] обязанность проводить санитарную обработку была возложена на управляющие компании и товарищества собственников жилья.

Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Правительства Москвы[6] на период введения режима повышенной готовности внесены изменения в Регламент на работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым влажная протирка с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия оконных и дверных ручек, выключателей, поручней, перил, почтовых ящиков, подоконников, кнопок вызова лифта по этажам, кнопок приказов кабины лифта, кнопок домофонов и других контактных поверхностей помещений общего пользования, помещений дежурного по подъезду, консьержки, охраны и т.п., дверец и ручек загрузочного клапана мусоропровода должна проводиться 3 раза в день (до 8-00; до 16-00 и до 20-00) в многоквартирных домах, где проживают жители, госпитализированные с диагнозом COVID-19 (или с подозрением); лица, помещенные в обсерватор, контактные лица. В отношении других многоквартирных домов никаких указаний Департамента нет, поэтому можно считать, что изменение периодичности и состава работ по содержанию мест общего пользования оставлено на усмотрение управляющих организаций.

Обработку дворовых территорий в Москве осуществляют городские коммунальные службы за счет бюджетных средств. Так, 12 апреля проведена третья дезинфекция всех московских дворов (более 25 тысяч) в рамках сплошной обработки всех асфальтобетонных плиточных покрытий дорог, прилегающих парковок и межквартальных проездов[7].

По сообщению заместителя Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, обработка проводилась с применением совершенно безопасных дезинфицирующих препаратов, рекомендованных Роспотребнадзором, которые широко используются для обеззараживания поверхностей в школах, детских садах и на предприятиях общественного питания.

Есть информация о том, что органы местного самоуправления предоставляют управляющим организациям дезинфицирующие средства для обработки подъездов. Так, например, мэрией Нижнего Тагила было выделено порядка 3 млн руб.

для закупки дезинфицирующего средства для санитарной обработки муниципальных учреждений.

При этом было анонсировано, что все управляющие компании города смогут получить данные дезинфицирующие средства для обработки подъездов[8].

Администрация города г. Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ) предоставила управляющим организациям 1300 литров концентрата гипохлорита натрия (пригодного для санитарной обработки мест общего пользования). Таким образом, управляющие компании города не несут дополнительных финансовых затрат[9] на проведение дезинфекции подъездов и мест общего пользования.

  • В Калужской области было принято решение о выделении финансирования из областного бюджета муниципалитетам для приобретения материалов и оборудования для дезинфекции подъездов[10].
  • Некоторые управляющие компании самостоятельно проводят мероприятия по дезинфекции либо нанимают специализированные организации за счет средств платежей  собственников помещений в многоквартирных домах на содержание общего имущества[11].
  • В связи с этим возникает второй вопрос — насколько увеличатся затраты управляющей организации в связи с профилактической дезинфекционной обработкой мест общего пользования в многоквартирном доме?
  • Оценка дополнительных расходов управляющей организации, связанных с дезинфекцией типового многоквартирного дома (на примере ближнего Подмосковья):
  • Исходные данные:
  • Многоквартирный дом серии П111М, 17 этажей, 5 подъездов.

Площадь мест общего пользования (SМОП МКД) – 4 430,6 кв. м.

Площадь жилых и нежилых помещений (SПОМ) – 16 643 кв. м.

Размер платы за жилое помещение – 34,08 руб. / кв. м.

Объем средств, получаемых управляющей организацией на содержание и текущий ремонт –  538 834 руб. месяц[12].

Стоимость дезинфицирующих средств, оборудования для обработки и защитных материалов:

  • Дезинфицирующий раствор «Белизна» — 30 руб. за литр.
  • Ранцевый распылитель емкостью 12 литров – 5000 руб.
  • Одноразовый костюм для дезинфекции – 500 руб.
  • Защитные очки – 1300 руб. за шт.
  • Респиратор-маска (фильтрующая с клапаном выдоха) – 600 руб. за шт.
  • Перчатки хозяйственные – 200 руб. за пару.

Оценочная стоимость однократной обработки мест общего пользования в многоквартирном доме[13] способом протирания составляет не более 1000 рублей. Расходы на однократную обработку мест общего пользования методом орошения составляют около 9 тысяч рублей в первый раз (если оборудование для обработки приобретается для одного дома) и не более 1000 рублей каждая последующая обработка.

Таким образом, месячные расходы на двукратную дезинфицирующую обработку мест общего пользования многоквартирного дома в рассматриваемом примере способом орошения и во все остальные дни способом протирания составят немногим более 30 тысяч рублей.

Это примерно 5,6% средств, ежемесячно поступающих управляющей организации как плата собственников помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Если принять во внимание, что расходы на санитарное содержание помещений общего пользования составляют в среднем около 10-12% в многоквартирных домах с лифтами и мусоропроводами, то обработка дезинфицирующая обработка подъездов вполне укладывается в плановые расходы.

Управляющие организации подтверждают, что существенных затрат на проведение мероприятий по дезинфекции мест общего пользования они не несут в силу низкой стоимости средств и материалов, необходимых для проведения дезинфекции[14].

Для сравнения, тариф за санитарную обработку 1 кв. м мест общего пользования многоквартирного дома специализированными организациями – 14 руб. за кв. м[15].

В рассматриваемом примере многоквартирного дома, если допустить, что площадь подъездов составляет 50% площади всех помещений, относящихся к общему имуществу, стоимость однократной обработки составит 31 014 рублей, что равноценно месячным расходам на ежедневную обработку мест общего пользования управляющей организацией.

Поэтому такую дезинфекцию необходимо проводить только в случае, если в многоквартирном доме официально зарегистрирован случай заражения коронавирусной инфекцией. И оплату такой обработки желательно проводить за счет бюджетных средств.

Таким образом, мое мнение – увеличение затрат управляющей организации на профилактическую дезинфекционную обработку мест общего пользования в многоквартирном доме в период пандемии не носит драматического характера. Управляющая организация в состоянии нести эти расходы за счет платы собственников на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Если все же допустить, что дополнительные расходы на приобретение дезинфицирующего средства и средств индивидуальной защиты – это превышение плановых расходов по статье «санитарное содержание помещений, относящихся к общему имуществу», то в рассматриваемом примере речь может идти об увеличении размера платы на 1,8 руб./кв.

м на период, в течение которого управляющая организация несет такие расходы.

Если продолжительность периода, в течение которого управляющая организация будет осуществлять ежедневную дезинфицирующую обработку, не превысит двух месяцев, вопрос об увеличении размера платы собственников для компенсации понесенных управляющей организацией дополнительных расходов просто нецелесообразно будет поднимать.

В качестве рекомендации управляющим организациям можно посоветовать учитывать фактически понесенные в связи с пандемией затраты для принятия в последствии обоснованного решения о их возможной компенсации за счет других статей расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, в том числе на основании решения общего собрания или совета многоквартирного дома, если ему предоставлены такие полномочия.

Третий вопрос — есть ли у управляющих организаций текущие средства для дезинфицирующей обработки мест общего пользования в многоквартирном доме?

Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме вносится ежемесячно в одинаковом размере. Между тем, расходы на управляющей организации на выполнение работ распределяются по месяцам календарного года далеко не равномерно.

Наиболее затратные работы – подготовка конструкций и инженерных систем дома к сезонной эксплуатации, ремонты, даже дератизация и дезинсекция подвалов, приходятся на конец весны, лето и осень.

Платежи в зимние месяцы, в начале весны создают резерв на летне-осенние работы.

С этой точки зрения, более благоприятным, как бы кощунственно это не звучало, является то, что увеличение затрат управляющих организацией на выполнение мероприятий в многоквартирных домах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) пришлось на март-апрель.

У управляющих организаций есть текущие средства на дезинфекционную обработку мест общего пользования.

Даже уже отмечаемое некоторое снижение поступления платежей за март и прогнозируемое неполное поступление платежей за апрель[16] не может служить оправданием невыполнения управляющими организациями жизненно необходимых действий по обеспечению безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах.

И последнее. Соответствие «слова и дела».

Людям нужна уверенность, что управляющая организация в сегодняшней тяжелой ситуации взяла на себя заботу о безопасности в доме.

Между тем, в Интернете появились сообщения людей о том, что управляющие организации, разместив в подъездах объявления о графике ежедневной дезинфекции мест общего пользования в многоквартирном доме, на самом деле такой обработки не делают[17], видеокамеры фиксируют, что люди в защитных костюмах с распылителями создают лишь видимость дезинфицирующей обработки, а при обращении в управляющую организацию получают ответ – «дезинфекция подъездов проводится».

Мое мнение, что сегодняшняя ситуация – это экзамен для управляющих организаций. Их действия в этот период могут как укрепить доверие к ним собственников помещений, так и непоправимо испортить репутацию в глазах потребителей.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *