Вопросы юристу

Ответственность за недостоверную информацию на сайте

  • В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
  • Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
  • Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
  • На сегодняшний день законодательством созданы все необходимые механизмы для защиты прав лиц, по отношению к которым ведется распространение ложной информации и позволяет сделать это несколькими способами.

Во-первых, это внесудебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации, во-вторых, уголовно-правовой порядок защиты и в третьих гражданско-правовой порядок, то есть обращение в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации. Внесудебный порядок регламентируется статьей 43-46 Закона РФ «О средствах массовой информации». Особенностью этого способа защиты является возможность лица, в отношении которого были размещены сведения не соответствующие действительности, требовать от редакций СМИ опровержения данных сведений.

Статья 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ряд статей, которые влекут административную ответственность за распространение недостоверной информации. Так например, статья 13.

11 КоАП РФ за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Ответственность за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния предусмотрена ст. 5.53 КоАП РФ, санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Так же необходимо отметить, что за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающего его репутацию, статьей 128_1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

За совершение данного преступления гражданину может быть назначено наказание в виде штрафа максимальный размер до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательным работам на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Таким образом, действующим законодательством определены меры, направленные на возможность граждан отстоять свои права, а также честь, достоинство и деловую репутацию.

Правовое отделение УМВД России по городу Ульяновску.

За что владельцев сайтов могут затаскать по судам — разбор типичных ошибок компаний — Офтоп на vc.ru

Бесконечно усиливая продающие стороны сайта, владельцы могут забывать о правовой составляющей. Заголовки делают кричащими, тексты все более и более продающими, не задумываясь о возможных последующих проблемах.

Не все владельцы малого и среднего бизнеса уделяют дополнительное внимание закону о рекламе, защите персональных данных и так далее. О том, размещен ли на сайте нелегальный контент, некоторые задумались только после принятия «антипиратского закона».

Но эта область требует быть более изученной. Поэтому я разберу, условно разделив на категории, безобидные на первый взгляд ошибки, которые влекут за собой ощутимые правовые проблемы. И, конечно, дам советы, как их избежать.

Каждый пример подкрепляю случаями из практики УФАС или из нашей личной. Все правовое обоснование подробно изложено по ссылкам в примерах.

Ошибка: Неполная информация

«В рамках рассмотрения обращения специалистами Волгоградского УФАС России были исследованы материалы сайтов — http://arxitekt.ru/ На сайте размещена ссылка «Проектная декларация». При переходе по данной ссылке открывается сообщение: «ПРИНОСИМ ИЗВИНЕНИЯ; запрашиваемая документация в данный момент находится на техническом обновлении; ПОЖАЛУЙСТА, ЗАЙДИТЕ ПОЗЖЕ». Иного места размещения проектной декларации на сайте не содержится».

Пример.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

Не забывайте, что информация, размещенная на сайте — это реклама. Все, что вы размещаете, будут подвергать сомнению. И вы должны быть готовы отстоять каждую запятую.

Бывает, что руководители забывают о смене юридического лица и указывают в данных на сайте старую информацию или «мы на рынке с 2005 года». Но на самом деле новому юрлицу пару месяцев от роду.

Посетитель сайта может проверить дату регистрации, сопоставить ее с той, что на сайте, и сделать неверный вывод, о том, что вы приукрашиваете свой опыт работы.

Получается, что своими действиями вы вводите в заблуждение потребителей.

Это ружье, которое обязательно выстрелит. И это уже наказуемо.

Почему так? Закон «О рекламе» и закон «О защите конкуренции» прямо запрещает распространять недостоверные сведения о своей продукции и превозносить свои товары над товарами конкурентов.

Принцип относится и к документации, которая должна быть на сайте. Не стоит забывать о проектных декларациях, медлицензиях, информации, подлежащей раскрытию и многом другом. Есть великое множество законодательных документов, которые отображают ту или иную обязанность.

Например, согласно постановлению правительства «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в интернете следующие сведения:

  • для юридического лица (далее ЮЛ) — наименование и фирменное наименование; для ИП — фамилия, имя и отчество;
  • адрес места нахождения ЮЛ , адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности ИП ;
  • сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг) ;
  • перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке оплаты;
  • порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
  • сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
  • режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
  • адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан .

Ошибка: Мы самые-самые!

«В УФАС по Челябинской области поступило заявление физического лица о том, что на главной странице сайта alkor74.ru размещена информация: «Пластиковые окна Алькор — лучшие!», в которой нарушены требования федерального закона «О рекламе».

Подробнее.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

В борьбе за продающий слоган не стоит перегибать палку.

Когда копирайтер руководствуется одним полетом мысли и не задумывается о юридических тонкостях, он может увлечься и в слогане слишком много приукрасить.

Проверяйте текст на наличие в них превосходной степени сравнения («лучший», «самый качественный», «самый дешевый» и прочее). Стоит заменить выражения на подходящие. Избегайте крайностей. «Один из лучших» или «У нас низкие цены» куда меньше смутят конкурентов или представителей госорганов.

Читайте также:  Как уволиться по соглашению сторон и получить компенсацию

Ошибка: Преимущества компании или продукта над другими

«На сайте нет подтверждений того, что спецтехника была сделана по специальному заказу и в наличии только у ООО «Экотехнологии». Также организация должна представить официальные статистические данные, подтверждающие факт предоставления услуги одновременно в шести регионах РФ».

Пример, подробности.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.33 КоАП РФ)

Честность — лучшая политика. Нужно быть готовым каждое свое преимущество подтвердить документально.

Не приукрашивать, говорить только правду и ничего кроме правды. Заявляете об уникальности? Проверьте, не предлагают ли ваш «уникальный» товар конкуренты. Проверили и нашли? Есть повод переписать текст.

Ошибка: Агрессивная борьба с конкурентами

«Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля УФАС по Вологодской области в ходе рассмотрения заявления ИП и ООО «Лайна» о признаках нарушения рекламного законодательства, установлено, что на сайте http://eco35.ru размещена реклама, которая имеет признаки нарушения законодательства».

Пример.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

Не говорите о конкурентах плохо. Они могут обидеться и отомстить. Зачастую именно по их заявлениям в органы УФАС начинается производство по делу о нарушении законодательства.

Ошибка: Заимствование чужих элементов сайта

«Незаконное копирование, модификация любого из приведенных элементов будет являться нарушением авторского права, что в данном случае, согласно ст. 1302 ГК, могло вылиться в сумму от 10 000 до 5 000 000 рублей».

Пример.

Если вы не хотите тратить деньги на дизайнера и решили, что можно взять готовое решение с соседнего сайта, то будьте готовы, что придет автор и наваляет вам от 10 тысяч до 5 миллионов денежных тумаков.

Если не готовы платить персональному творцу за уникальный контент, можно воспользоваться стоками картинок и купить нужное за символическую плату. Но будьте готовы, что, приобретая на такой бирже лицензию только на размещение изображения, подобную картинку можно будет встретить и на других сайтах. Читайте условия лицензии внимательно.

Ответственность за распространение недостоверной информации

Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП), а именно введены ч. ч. 9 — 11 ст. 13.15, направленные на противодействие так называемым фейковым новостям.

В соответствии с принятым Законом недостоверная информация — это информация, распространяемая «под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

Ее распространение запрещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете.

В соответствии с поправками, введенными в КоАП РФ, за распространение фейковых новостей как в СМИ, так и в Интернете вводится наказание в виде штрафа. При этом существует определенная дифференциация в суммах в зависимости от того, какая ложная информация была опубликована и какие последствия в результате наступили.

За первое распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, штраф может составить: для граждан — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.; для должностных лиц — от 60 тыс. до 200 тыс. руб.; для юридических лиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Повторное совершение либо распространение в СМИ и в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности, может наказываться штрафами: для граждан — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; для должностных лиц — от 300 тыс. до 600 тыс. руб.; для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.

Наконец, в случае, если распространение фейковой информации повлекло за собой «смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности», штрафы могут составить: для граждан — от 300 тыс. до 400 тыс. руб.; для должностных лиц — от 600 тыс. до 900 тыс. руб.; для юридических лиц — от 1 млн до 1,5 млн руб.

Версия для печати

Подписан закон, устанавливающий административную ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации

Федеральный
закон принят Государственной
Думой 7 марта 2019 года и одобрен Советом Федерации 13 марта 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае повторного совершения указанных действий либо если такие действия повлекли создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена повышенная ответственность (часть 10 статьи 13.15 Кодекса).

Кроме того, повышенная административная ответственность установлена за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 11 статьи 13.15 Кодекса).

  • В соответствии с Федеральным законом обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.
  • Дела о таких административных правонарушениях подведомственны судьям, правом составлять протоколы об административных правонарушениях наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции).
  • В отношении указанных административных правонарушений устанавливается годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также предусматривается возможность проведения административного расследования.
  • Федеральным законом также устанавливается, что при назначении административного наказания за названные административные правонарушения административный штраф не подлежит замене предупреждением.
  • Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Предусмотренная Федеральным законом административная ответственность не применяется, если распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно
    значимой информации под видом достоверных сообщений началось до дня вступления
    в силу Федерального закона.

Федеральный закон № 27-ФЗ

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ: чего ждать и как исправить?

Ответственность за достоверность информации в ЕГРЮЛ несет сама организация, поэтому ошибки, описки и неточные сведения могут привести к неприятным последствиям. Расскажем, как избежать репутационных и финансовых потерь, а также исправить данные реестра самостоятельно.

Какие сведения являются недостоверными?

В государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) отражается основная информация о компании: дата создания, адрес, перечень учредителей, величина уставного капитала, данные о назначенном руководителе, заявленные виды деятельности и многое другое.

Если ошибка появилась изначально, либо информация изменилась с течением времени, необходимо как можно быстрее сообщить об этом в налоговую инспекцию. В противном случае компания может получить отметку о недостоверных сведениях, что затруднит дальнейшее общение с ФНС, государственными ведомствами и контрагентами.

Читайте также:  Нечем платить кредит, что будет если не платить, как законно не платить кредит, заявление о невозможности оплаты кредита, у банка отозвали лицензию

Налоговая инспекция, в случае обнаружения недостоверных данных, может инициировать выездные проверки, привлечь должностных лиц к административной, а в отдельных случаях и уголовной ответственности.

Недостоверные сведения о директоре (руководителе) появляются:

  • если руководитель сам указывает на неточности по форме Р34001;
  • если посторонний человек обнаружил, что он числится руководителем в какой-то организации (заявление также составляется по форме Р34001);
  • юрлицо не успело заявить о смене директора (например, в связи со смертью предыдущего руководителя), а в налоговой обновленная информация уже появилась;
  • руководитель был дисквалифицирован по решению судебного органа.

Кроме этого, ФНС может признать недостоверными сведениями (согласно пп. «ф» п.1 ст.23 ФЗ о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) информацию о директоре,  если:

  • он ранее руководил компанией, исключенной из ЕГРЮЛ, либо имеющей долги перед бюджетом РФ;
  • он имеет право без доверенности действовать от имени юрлица с отметкой о недостоверности сведений.

Кстати, получить отметку о недостоверности сведений может и «законопослушная» организация, если нарушит сроки внесения данных в реестр, допустит ошибки в тексте или в течение 30 дней не отреагирует на уведомление из ФНС (о предоставлении достоверных сведений).

Способы проверки достоверности сведений

Информация из ЕГРЮЛ находится в открытом доступе, поэтому обнаружить факт недостоверности могут не только инспекторы ФНС, но и любые другие заинтересованные лица: банки, партнеры, инвесторы, государственные ведомства. Чтобы самостоятельно проверить актуальность информации, руководителю или представителям юридического лица можно:

  • использовать бесплатный сервис на сайте ФНС – после указания кода ИНН или ОГРН выводятся данные о юрлице;
  • заказать официальную выписку из реестра на сайте ФНС (в электронном виде);
  • получить выписку ЕГРЮЛ в бумажном виде через МФЦ (срок оказания услуги — 7-10 дней). 

Способы исправления недостоверных сведений

Внесите правки в ЕГРЮЛ:

  • если сменился руководитель, юридический адрес, состав учредителей, коды экономической деятельности;
  • изменился размер уставного капитала или его долей;
  • юрлицо самостоятельно обнаружило ошибки или неточности;
  • ФНС считает данные недостоверными и требует их исправить.

Для этого достаточно заполнить форму Р13014 и отправить её в ФНС любым удобным способом:

  • в электронном виде через портал госуслуг или сайт налоговой инспекции( понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись);
  • при личном визите в регистрирующий орган: не забудьте заверить подпись на заявлении у нотариуса;
  • через МФЦ;
  • через «Почту России»: следует выбрать почтовое отправление с объявленной ценностью и описью вложения.

Отдельная форма предусмотрена для лиц, обнаруживших себя в списке руководителей или учредителей различных организаций и компаний: в этом случае нужно сообщить о недостоверной информации по форме Р34001. Срок внесения исправлений в ЕГРЮЛ — 5 дней.

Ответственность за предоставление недостоверных сведений

Согласно ст. 14.25 КоАП РФ за недостоверные сведения предусмотрена административная ответственность для должностных лиц, ответственных за предоставление соответствующей информации:

  • при первом нарушении –  штраф 5-10 тыс. руб.;
  • при повторном – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. 

Впрочем, неприятные последствия несет и само наличие отметки о недостоверности данных:

  • ФНС может инициировать блокировку расчетного счета, а также выездные проверки;
  • контрагенты не смогут подтвердить расходы по заключенным контрактам;
  • контрагенты, которые потеряли деньги из-за организации, вправе потребовать полной компенсации;
  • если сведения не будут исправлены в течение 6 месяцев, юрлицо могут исключить из реестра;
  • руководитель юрлица с отметкой не может в течение 3 последующих лет руководить другой организацией;
  • учредитель компании с отметкой (если его доля составляет более 50 %) в течение 3 лет не сможет зарегистрировать другое юрлицо.

Финансовые, репутационные и иные издержки достаточно серьезны, поэтому руководителю компании, а также ответственным лицам необходимо регулярно проверять актуальность сведений ЕГРЮЛ.

Как подтвердить недостоверность сведений в заявке участника

Разберемся с тем, что такое «недостоверность» и как работают закупочные комиссии в том случае, когда в заявке участника встречается такая информация

Материал подготовлен на основе вебинара «Недостоверность сведений в заявке участника: как подтвердить. Закупочная практика» адвоката в сфере госзакупок, члена Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу Юлии Межниковой.

С точки зрения контрактной системы, подача заявки на участие в закупке является полным согласием участника не только на участие в торговом процессе, но и на выполнение в дальнейшем всех условий, указанных в закупочной документации.

Таким образом, заявка участника закупки — это:

  • юридически значимое действие;
  • письменное подтверждение участника его согласия участвовать в торгах на условиях, указанных в извещении и документации;
  • письменное подтверждение в случае победы выполнить контракт на условиях, изложенных в проекте контракта.

Закон тщательно следит за тем, чтобы в закупочной документации заказчики максимально полно, ясно и четко публиковали все условия будущего исполнения обязательств по контракту. Именно поэтому заявка участника является ответом на те условия, правила и информацию, которую опубликовал заказчик в закупочной документации.

Важное правило: один участник может подать только одну заявку на участие в одной конкретной процедуре!

Недостоверность информации: понятие, пояснения

В контрактной системе нет определений понятия «недостоверность сведений», как нет и дополнительных пояснений по этому вопросу: критерии, по которым следует оценивать достоверность информации, сведения и данные, предоставленные участниками закупки, не прописаны. В Гражданском кодексе специальных норм, регулирующих это понятие, также не найти, поэтому обратимся к широко сформированной практической части.

Практика выделяет два основных условия, на основании которых устанавливается недостоверность в составе заявок и способы реагирования заказчика в случае, если такая недостоверность обнаружится.

В конце статьи вы найдете общие выводы по теме, советы и чек-лист — придерживайтесь его, и ваша заявка на участие в закупках всегда будет составлена идеально правильно!

В конце статьи есть шпаргалка

Условие № 1 по выявлению недостоверности информации

Указанная участником закупки информация не совпадает или противоречит информации из подтвержденных официальных источников.

К примеру:

  1. Участник указал характеристики определенной модели оборудования, которые противоречат данным от производителя этой продукции.
  2. Участник указал номер лицензии, а на самом деле лицензии под таким номером не существует.

Характерный пример такого подхода: выявленная недостоверность определяет отказ в приеме такой заявки. Поставщик предоставил не соответствующую действительности информацию о себе:

  • содержание выписки из ЕГРЮЛ не совпадает с данными сайта ФНС — назначен новый руководитель, а выписка содержит сведения о предыдущем руководителе;
  • в заявке приведены сведения, касающиеся единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа либо ИНН компании, отличающиеся от информации из реестра (технические ошибки относятся сюда же);
  • участник указал в заявке сведения об успешно исполненных им контрактах в качестве подтверждения опыта, в действительности все контракты исполнены с неустойкой, что зафиксировано в реестре.

В законе не установлены обязательства заказчика проверять достоверность информации о характеристиках товаров, но закупочные комиссии анализируют такие сведения, потому что хотят получить качественный товар и контракт, который будет исполнен.

Примеры:

  1. Поставщик указал недостоверные характеристики товара. Комиссия использует официальный источник — сайты производителя и дилеров, авторизованные письма, сведения из официальных интернет-ресурсов, чтобы проверить данные, которые указаны участником в его заявке.
  2. Участник неверно указал страну происхождения товара — в составе закупочной комиссии есть специалисты, которые знают о том, что данная продукция производится в другой стране.
  3. Участник закупки указал несуществующий номер регистрационного удостоверения медицинского изделия — комиссия проверила данный номер на сайте Минздрава и убедилась в том, что такого номера нет.
  4. На момент заключения контракта лицензия участника закупки утратила свое действие — комиссия проверила данные лицензии на сайте Министерства образования и убедилась в том, что лицензия не действует.

Условие № 2 по выявлению недостоверности информации

Участник указал в заявке сведения и данные, которые противоречат друг другу. К примеру, в первой части заявки указал определенные параметры товара, а во второй части в сопроводительных документах на данный товар (к примеру, сертификат) приводятся совершенно другие значения. Для комиссии такая ситуация — повод отклонить заявку.

Таким образом, недостоверность информации в заявках участников — это:

  • несоответствие данных и сведений информации из официальных источников;
  • противоречие информации, предоставленной участником в заявке.

Подробнее о том, что скрывает понятие «недостоверность сведений в заявке участника» и что делать заказчику в том случае, если она обнаружится, рассказывает эксперт Контур.Школы Юлия Межникова.

Основания для отклонения заявок

  • Если закупочная комиссия установит, что в заявке участника содержится недостоверная информация, то это является обязательным основанием для отклонения заявки.
  • Основания для отклонения можно разделить на четыре направления.
  • Основание № 1:
  • непредоставление обязательной информации со стороны участника (это не напрямую недостоверность, но недостаток информации, отсутствие важной информации делает невозможным определение комиссией, подходит участник или нет, может ли он выполнить обязательства по контракту);
  • не указана страна происхождения товара;
  • не указан товарный знак в заявке участника.
Читайте также:  Подача иска в суд

Основание № 2:

  • указана недостоверная информация, противоречащая фактам и подтвержденным данным;
  • указаны параметры товара, которых нет на самом деле (к примеру, материал, из которого изготовлен товар, не сталь, а сплав алюминия и железа).

Основание № 3:

  • указаны характеристики товара, которые не соответствуют требованиям документации, выходят за границы установленных диапазонов (к примеру, требуется шланг длиной от 13 до 15 см, а участник предлагает 10 см).

Основание № 4:

Участник не соответствует единым требованиям, установленным в ст. 31 Закона 44-ФЗ:

  • находится в стадии банкротства;
  • руководитель имеет дисквалификацию;
  • деятельность компании приостановлена;
  • имеется правонарушение за предыдущие два года, предусмотренное ст. 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Отклонение заявки зависит от того, когда выявлена недостоверность сведений. В связи с этим заказчик может вернуть ее на разных этапах закупочного процесса:

  • если недостоверные данные касаются предложения об объекте закупки, отклонение происходит по итогам рассмотрения первых частей заявок;
  • если недостоверные данные касаются участника закупки, отклонение происходит по итогам рассмотрения вторых частей заявок;
  • в заключении контракта будет отказано при выявлении на этапе заключения контракта несоответствия победителя закупки определенным требованиям либо при выявлении предоставленных им недостоверных сведений.

Случай из практики № 1:

  1. Заявка участника отклонена на том основании, что в его заявке содержится недостоверная информация: заявленные технические характеристики поставляемого товара не подтверждены производителем.
  2. Заказчик предоставил полученную от производителя товара информацию, в которой не подтверждается соответствие технических характеристик товара требованиям заказчика, изложенным в документации.
  3. Ситуацию разбирал контрольный орган: на заседании участник не представил документы, доказывающие обратное.
  4. Заявка была отклонена правомерно.

Случай из практики № 2:

  1. Участнику отказано в допуске, поскольку в заявке предоставлены недостоверные сведения: указана неверная комплектация товара.
  2. Заказчик в качестве доказательства привел сведения и данные из официального каталога производителя, которые принципиально отличались от сведений, изложенных в заявке участника в отношении комплектации товара — объекта закупки.
  3. Товар в комплектации, предложенной участником, не выпускается производителем.
  4. В ситуации разбирался контрольный орган — отклонение признано правомерным.

Случай из практики № 3:

  1. Участник не допущен к участию в аукционе, потому что предоставил неверные сведения об автомобиле, который предлагается к поставке.
  2. Согласно информации, полученной от официальных дилера и представителя производителя, заявленный размер шин не соответствует показателю дорожного просвета.
  3. По информации официального дилера, автомобиль указанной марки имеет другой дорожный просвет при данном размере колес.
  4. Участник не предоставил доказательств, подтверждающих обратное.

Случай из практики №4:

  1. В заявке участника указаны характеристики материала, из которого изготовлен предлагаемый товар: материал — сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005, (состав: массовая доля углерода — 1,22%, массовая доля марганца — 10,30%, массовая доля кремния — 0,81 %).
  2. Заказчик отклонил заявку — по ГОСТ 380-2005 марке стали ст3пс соответствуют другие характеристики (массовая доля углерода — 0,14–0,22%, массовая доля марганца — 0,40–0,65%, массовая доля кремния — 0,05–0,15%).
  3. Заявка содержит недостоверные сведения.

Случай из практики № 5:

  1. Заказчик закупал ремонт объекта. НМЦК — 30 млн руб.
  2. На этапе рассмотрения вторых частей заявок участник, предложивший цену, был отклонен, потому что указал недостоверные сведения о своем местонахождении (Екатеринбург, ул. Кузнецова, д. 26). При этом в уставе и выписке из ЕГРЮЛ место нахождения указано как: Екатеринбург, ул. Кузнецова, д. 26, пом. 5.
  3. Это основание для признания информации в заявке недостоверной.

Важно: если в закупочной документации есть противоречащие условия, явные нарушения закона, то необходимо направить заказчику вопрос на разъяснение.

Нередко участник закупки также задается вопросом: «Может ли быть такое, что заказчик, публикуя закупочную документацию, намеренно включает в нее недостоверную информацию?» Рассмотрим на примере.

В документации установлен объем услуг, который закупает заказчик: «от 18 до 72 часов», и нет никаких пояснений в отношении данного показателя и порядка его указания в составе заявки. При этом первая часть заявки должна содержать согласие участника на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению.

Объем часов — это показатель, подлежащий изменению или нет? Что делать участнику: достаточно дать согласие в диапазоне или нужно указать конкретное количество часов по предлагаемой программе? Все это риски, что заявка будет отклонена, так как изначально содержится неполная информация по объекту закупки. Участнику в подобных случаях необходимо обратиться за разъяснениями позиции. Только так он сможет быть уверен в том, что хочет получить заказчик.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Еще один пример — Решение УФАС от 23.07.2020 г. № 035/06/69-450/2020.

  1. Заказчик провел закупку, в которой от участников требовалось представить лицензию, при этом разрешалось привлекать соисполнителей-субподрядчиков.
  2. Заявку участника отклонили за недостоверность: он представил договор с соисполнителем и лицензию последнего, а вот свою лицензию не приложил.
  3. УФАС встал на сторону заказчика: право привлекать соисполнителя услуг с лицензией не освобождает участника закупки от представления своей лицензии. Раз деятельность лицензирована, то лицензия должна быть у участника.

Отдельное внимание заказчика — информация, подтверждающая специальные требования.

При любой закупке заказчику следует проверять сведения о соответствии участника специальным требованиям: лицензия, выписки из реестров СРО, квалификационные документы. В таких закупках кроется определенная специфика, и заказчик должен быть уверен, что будущий партнер сможет выполнить контракт и обладает всеми компетенциями, ресурсами, разрешениями.

Итак, недостоверная информация — это основание для отклонения заявки, отказа в допуске участника к торгам и даже отказа от заключения контракта.

Отклонение заявки за предоставление недостоверных сведений не несет для участника каких-либо негативных последствий: ему разблокируют обеспечительный платеж, репутация не пострадает, в дальнейшем он может спокойно принимать участие в любой другой закупке.

Несмотря на то что закон о контрактной системе не раскрывает понятия недостоверности, в судебной практике наблюдается четкий системный подход к решению вопросов о несоответствии сведений, указанных в закупочной документации. По мнению регулирующих органов, недостоверность информации — существенное условие признания результатов закупки несоответствующими, основание для отмены закупки и возврата бюджетных средств, уплаченных по контракту.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Советы, рекомендации и чек-лист по теме «Недостоверность сведений в заявке участника» 123.9 КБ

Скачать

Какое наказание предусмотрено за недоведение до потребителя необходимой информации?

19 января 2021

8963

Вид наказания за непредставление потребителю необходимой информации о товаре, работе, услуге, о продавце или исполнителе напрямую зависит от того, был ли продан потребителю товар, оказана ли услуга и выполнена ли работа.

По закону потребитель вправе получить достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В свою очередь изготовитель товара, исполнитель работ, услуг или продавец обязаны предоставить потребителю такую информацию.

Так, до потребителя нужно довести фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Эта информация размещается на вывеске. Кроме того, потребителю должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре, работе или услуге. В противном случае изготовитель, продавец или исполнитель может быть привлечен к административной ответственности.

КоАП РФ содержит две похожие нормы, которые могут быть применены к нарушителю в данном случае:

  • ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ – устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг организацией или ИП при отсутствии необходимой информации (штраф – от 3 000 до 4 000 руб. для ИП и от 30 000 до 40 000 руб. – для организации);

  • ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ – устанавливает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, продавце, исполнителе и о режиме их работы (штраф – от 500 до 1000 руб. для ИП и от 5 000 до 10 000 руб. – для организации).

Верховный Суд обратил внимание на то, что выбор той или иной статьи для наказания нарушителя напрямую зависит от того, был ли продан товар (оказана услуга, выполнена работа) на момент применения наказания или нет.

Если товар был реально продан, работа была выполнена, а услуга оказана, а необходимая информация не была доведена до потребителя, к нарушителю должна быть применена более строгая норма – ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Более мягкая норма ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ применяется, если право потребителя на получение информации было нарушено (например, продавец не разместил табличку с режимом работы у двери), но товар, работы или услуги не были проданы (выполнены, оказаны).

Источник: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020) (пункт 39)

Интересное

Ответственность за недостоверную информацию на сайте

  • В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
  • Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
  • Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
  • На сегодняшний день законодательством созданы все необходимые механизмы для защиты прав лиц, по отношению к которым ведется распространение ложной информации и позволяет сделать это несколькими способами.

Во-первых, это внесудебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации, во-вторых, уголовно-правовой порядок защиты и в третьих гражданско-правовой порядок, то есть обращение в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации. Внесудебный порядок регламентируется статьей 43-46 Закона РФ «О средствах массовой информации». Особенностью этого способа защиты является возможность лица, в отношении которого были размещены сведения не соответствующие действительности, требовать от редакций СМИ опровержения данных сведений.

Статья 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ряд статей, которые влекут административную ответственность за распространение недостоверной информации. Так например, статья 13.

11 КоАП РФ за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Ответственность за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния предусмотрена ст. 5.53 КоАП РФ, санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Так же необходимо отметить, что за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающего его репутацию, статьей 128_1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

За совершение данного преступления гражданину может быть назначено наказание в виде штрафа максимальный размер до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательным работам на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Таким образом, действующим законодательством определены меры, направленные на возможность граждан отстоять свои права, а также честь, достоинство и деловую репутацию.

Правовое отделение УМВД России по городу Ульяновску.

За что владельцев сайтов могут затаскать по судам — разбор типичных ошибок компаний — Офтоп на vc.ru

Бесконечно усиливая продающие стороны сайта, владельцы могут забывать о правовой составляющей. Заголовки делают кричащими, тексты все более и более продающими, не задумываясь о возможных последующих проблемах.

Не все владельцы малого и среднего бизнеса уделяют дополнительное внимание закону о рекламе, защите персональных данных и так далее. О том, размещен ли на сайте нелегальный контент, некоторые задумались только после принятия «антипиратского закона».

Но эта область требует быть более изученной. Поэтому я разберу, условно разделив на категории, безобидные на первый взгляд ошибки, которые влекут за собой ощутимые правовые проблемы. И, конечно, дам советы, как их избежать.

Каждый пример подкрепляю случаями из практики УФАС или из нашей личной. Все правовое обоснование подробно изложено по ссылкам в примерах.

Ошибка: Неполная информация

«В рамках рассмотрения обращения специалистами Волгоградского УФАС России были исследованы материалы сайтов — http://arxitekt.ru/ На сайте размещена ссылка «Проектная декларация». При переходе по данной ссылке открывается сообщение: «ПРИНОСИМ ИЗВИНЕНИЯ; запрашиваемая документация в данный момент находится на техническом обновлении; ПОЖАЛУЙСТА, ЗАЙДИТЕ ПОЗЖЕ». Иного места размещения проектной декларации на сайте не содержится».

Пример.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

Не забывайте, что информация, размещенная на сайте — это реклама. Все, что вы размещаете, будут подвергать сомнению. И вы должны быть готовы отстоять каждую запятую.

Бывает, что руководители забывают о смене юридического лица и указывают в данных на сайте старую информацию или «мы на рынке с 2005 года». Но на самом деле новому юрлицу пару месяцев от роду.

Посетитель сайта может проверить дату регистрации, сопоставить ее с той, что на сайте, и сделать неверный вывод, о том, что вы приукрашиваете свой опыт работы.

Получается, что своими действиями вы вводите в заблуждение потребителей.

Это ружье, которое обязательно выстрелит. И это уже наказуемо.

Почему так? Закон «О рекламе» и закон «О защите конкуренции» прямо запрещает распространять недостоверные сведения о своей продукции и превозносить свои товары над товарами конкурентов.

Принцип относится и к документации, которая должна быть на сайте. Не стоит забывать о проектных декларациях, медлицензиях, информации, подлежащей раскрытию и многом другом. Есть великое множество законодательных документов, которые отображают ту или иную обязанность.

Например, согласно постановлению правительства «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в интернете следующие сведения:

  • для юридического лица (далее ЮЛ) — наименование и фирменное наименование; для ИП — фамилия, имя и отчество;
  • адрес места нахождения ЮЛ , адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности ИП ;
  • сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг) ;
  • перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке оплаты;
  • порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
  • сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
  • режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
  • адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан .

Ошибка: Мы самые-самые!

«В УФАС по Челябинской области поступило заявление физического лица о том, что на главной странице сайта alkor74.ru размещена информация: «Пластиковые окна Алькор — лучшие!», в которой нарушены требования федерального закона «О рекламе».

Подробнее.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

В борьбе за продающий слоган не стоит перегибать палку.

Когда копирайтер руководствуется одним полетом мысли и не задумывается о юридических тонкостях, он может увлечься и в слогане слишком много приукрасить.

Проверяйте текст на наличие в них превосходной степени сравнения («лучший», «самый качественный», «самый дешевый» и прочее). Стоит заменить выражения на подходящие. Избегайте крайностей. «Один из лучших» или «У нас низкие цены» куда меньше смутят конкурентов или представителей госорганов.

Читайте также:  Спор об установлении сервитута

Ошибка: Преимущества компании или продукта над другими

«На сайте нет подтверждений того, что спецтехника была сделана по специальному заказу и в наличии только у ООО «Экотехнологии». Также организация должна представить официальные статистические данные, подтверждающие факт предоставления услуги одновременно в шести регионах РФ».

Пример, подробности.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.33 КоАП РФ)

Честность — лучшая политика. Нужно быть готовым каждое свое преимущество подтвердить документально.

Не приукрашивать, говорить только правду и ничего кроме правды. Заявляете об уникальности? Проверьте, не предлагают ли ваш «уникальный» товар конкуренты. Проверили и нашли? Есть повод переписать текст.

Ошибка: Агрессивная борьба с конкурентами

«Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля УФАС по Вологодской области в ходе рассмотрения заявления ИП и ООО «Лайна» о признаках нарушения рекламного законодательства, установлено, что на сайте http://eco35.ru размещена реклама, которая имеет признаки нарушения законодательства».

Пример.

Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)

Не говорите о конкурентах плохо. Они могут обидеться и отомстить. Зачастую именно по их заявлениям в органы УФАС начинается производство по делу о нарушении законодательства.

Ошибка: Заимствование чужих элементов сайта

«Незаконное копирование, модификация любого из приведенных элементов будет являться нарушением авторского права, что в данном случае, согласно ст. 1302 ГК, могло вылиться в сумму от 10 000 до 5 000 000 рублей».

Пример.

Если вы не хотите тратить деньги на дизайнера и решили, что можно взять готовое решение с соседнего сайта, то будьте готовы, что придет автор и наваляет вам от 10 тысяч до 5 миллионов денежных тумаков.

Если не готовы платить персональному творцу за уникальный контент, можно воспользоваться стоками картинок и купить нужное за символическую плату. Но будьте готовы, что, приобретая на такой бирже лицензию только на размещение изображения, подобную картинку можно будет встретить и на других сайтах. Читайте условия лицензии внимательно.

Ответственность за распространение недостоверной информации

Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП), а именно введены ч. ч. 9 — 11 ст. 13.15, направленные на противодействие так называемым фейковым новостям.

В соответствии с принятым Законом недостоверная информация — это информация, распространяемая «под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

Ее распространение запрещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете.

В соответствии с поправками, введенными в КоАП РФ, за распространение фейковых новостей как в СМИ, так и в Интернете вводится наказание в виде штрафа. При этом существует определенная дифференциация в суммах в зависимости от того, какая ложная информация была опубликована и какие последствия в результате наступили.

За первое распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, штраф может составить: для граждан — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.; для должностных лиц — от 60 тыс. до 200 тыс. руб.; для юридических лиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Повторное совершение либо распространение в СМИ и в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности, может наказываться штрафами: для граждан — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; для должностных лиц — от 300 тыс. до 600 тыс. руб.; для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.

Наконец, в случае, если распространение фейковой информации повлекло за собой «смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности», штрафы могут составить: для граждан — от 300 тыс. до 400 тыс. руб.; для должностных лиц — от 600 тыс. до 900 тыс. руб.; для юридических лиц — от 1 млн до 1,5 млн руб.

Версия для печати

Подписан закон, устанавливающий административную ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации

Федеральный
закон принят Государственной
Думой 7 марта 2019 года и одобрен Советом Федерации 13 марта 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае повторного совершения указанных действий либо если такие действия повлекли создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена повышенная ответственность (часть 10 статьи 13.15 Кодекса).

Кроме того, повышенная административная ответственность установлена за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 11 статьи 13.15 Кодекса).

  • В соответствии с Федеральным законом обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.
  • Дела о таких административных правонарушениях подведомственны судьям, правом составлять протоколы об административных правонарушениях наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции).
  • В отношении указанных административных правонарушений устанавливается годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также предусматривается возможность проведения административного расследования.
  • Федеральным законом также устанавливается, что при назначении административного наказания за названные административные правонарушения административный штраф не подлежит замене предупреждением.
  • Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Предусмотренная Федеральным законом административная ответственность не применяется, если распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно
    значимой информации под видом достоверных сообщений началось до дня вступления
    в силу Федерального закона.

Федеральный закон № 27-ФЗ

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ: чего ждать и как исправить?

Ответственность за достоверность информации в ЕГРЮЛ несет сама организация, поэтому ошибки, описки и неточные сведения могут привести к неприятным последствиям. Расскажем, как избежать репутационных и финансовых потерь, а также исправить данные реестра самостоятельно.

Какие сведения являются недостоверными?

В государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) отражается основная информация о компании: дата создания, адрес, перечень учредителей, величина уставного капитала, данные о назначенном руководителе, заявленные виды деятельности и многое другое.

Если ошибка появилась изначально, либо информация изменилась с течением времени, необходимо как можно быстрее сообщить об этом в налоговую инспекцию. В противном случае компания может получить отметку о недостоверных сведениях, что затруднит дальнейшее общение с ФНС, государственными ведомствами и контрагентами.

Читайте также:  Может ли обязанности председателя при создании ТСЖ исполнять доверенное лицо

Налоговая инспекция, в случае обнаружения недостоверных данных, может инициировать выездные проверки, привлечь должностных лиц к административной, а в отдельных случаях и уголовной ответственности.

Недостоверные сведения о директоре (руководителе) появляются:

  • если руководитель сам указывает на неточности по форме Р34001;
  • если посторонний человек обнаружил, что он числится руководителем в какой-то организации (заявление также составляется по форме Р34001);
  • юрлицо не успело заявить о смене директора (например, в связи со смертью предыдущего руководителя), а в налоговой обновленная информация уже появилась;
  • руководитель был дисквалифицирован по решению судебного органа.

Кроме этого, ФНС может признать недостоверными сведениями (согласно пп. «ф» п.1 ст.23 ФЗ о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) информацию о директоре,  если:

  • он ранее руководил компанией, исключенной из ЕГРЮЛ, либо имеющей долги перед бюджетом РФ;
  • он имеет право без доверенности действовать от имени юрлица с отметкой о недостоверности сведений.

Кстати, получить отметку о недостоверности сведений может и «законопослушная» организация, если нарушит сроки внесения данных в реестр, допустит ошибки в тексте или в течение 30 дней не отреагирует на уведомление из ФНС (о предоставлении достоверных сведений).

Способы проверки достоверности сведений

Информация из ЕГРЮЛ находится в открытом доступе, поэтому обнаружить факт недостоверности могут не только инспекторы ФНС, но и любые другие заинтересованные лица: банки, партнеры, инвесторы, государственные ведомства. Чтобы самостоятельно проверить актуальность информации, руководителю или представителям юридического лица можно:

  • использовать бесплатный сервис на сайте ФНС – после указания кода ИНН или ОГРН выводятся данные о юрлице;
  • заказать официальную выписку из реестра на сайте ФНС (в электронном виде);
  • получить выписку ЕГРЮЛ в бумажном виде через МФЦ (срок оказания услуги — 7-10 дней). 

Способы исправления недостоверных сведений

Внесите правки в ЕГРЮЛ:

  • если сменился руководитель, юридический адрес, состав учредителей, коды экономической деятельности;
  • изменился размер уставного капитала или его долей;
  • юрлицо самостоятельно обнаружило ошибки или неточности;
  • ФНС считает данные недостоверными и требует их исправить.

Для этого достаточно заполнить форму Р13014 и отправить её в ФНС любым удобным способом:

  • в электронном виде через портал госуслуг или сайт налоговой инспекции( понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись);
  • при личном визите в регистрирующий орган: не забудьте заверить подпись на заявлении у нотариуса;
  • через МФЦ;
  • через «Почту России»: следует выбрать почтовое отправление с объявленной ценностью и описью вложения.

Отдельная форма предусмотрена для лиц, обнаруживших себя в списке руководителей или учредителей различных организаций и компаний: в этом случае нужно сообщить о недостоверной информации по форме Р34001. Срок внесения исправлений в ЕГРЮЛ — 5 дней.

Ответственность за предоставление недостоверных сведений

Согласно ст. 14.25 КоАП РФ за недостоверные сведения предусмотрена административная ответственность для должностных лиц, ответственных за предоставление соответствующей информации:

  • при первом нарушении –  штраф 5-10 тыс. руб.;
  • при повторном – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. 

Впрочем, неприятные последствия несет и само наличие отметки о недостоверности данных:

  • ФНС может инициировать блокировку расчетного счета, а также выездные проверки;
  • контрагенты не смогут подтвердить расходы по заключенным контрактам;
  • контрагенты, которые потеряли деньги из-за организации, вправе потребовать полной компенсации;
  • если сведения не будут исправлены в течение 6 месяцев, юрлицо могут исключить из реестра;
  • руководитель юрлица с отметкой не может в течение 3 последующих лет руководить другой организацией;
  • учредитель компании с отметкой (если его доля составляет более 50 %) в течение 3 лет не сможет зарегистрировать другое юрлицо.

Финансовые, репутационные и иные издержки достаточно серьезны, поэтому руководителю компании, а также ответственным лицам необходимо регулярно проверять актуальность сведений ЕГРЮЛ.

Как подтвердить недостоверность сведений в заявке участника

Разберемся с тем, что такое «недостоверность» и как работают закупочные комиссии в том случае, когда в заявке участника встречается такая информация

Материал подготовлен на основе вебинара «Недостоверность сведений в заявке участника: как подтвердить. Закупочная практика» адвоката в сфере госзакупок, члена Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу Юлии Межниковой.

С точки зрения контрактной системы, подача заявки на участие в закупке является полным согласием участника не только на участие в торговом процессе, но и на выполнение в дальнейшем всех условий, указанных в закупочной документации.

Таким образом, заявка участника закупки — это:

  • юридически значимое действие;
  • письменное подтверждение участника его согласия участвовать в торгах на условиях, указанных в извещении и документации;
  • письменное подтверждение в случае победы выполнить контракт на условиях, изложенных в проекте контракта.

Закон тщательно следит за тем, чтобы в закупочной документации заказчики максимально полно, ясно и четко публиковали все условия будущего исполнения обязательств по контракту. Именно поэтому заявка участника является ответом на те условия, правила и информацию, которую опубликовал заказчик в закупочной документации.

Важное правило: один участник может подать только одну заявку на участие в одной конкретной процедуре!

Недостоверность информации: понятие, пояснения

В контрактной системе нет определений понятия «недостоверность сведений», как нет и дополнительных пояснений по этому вопросу: критерии, по которым следует оценивать достоверность информации, сведения и данные, предоставленные участниками закупки, не прописаны. В Гражданском кодексе специальных норм, регулирующих это понятие, также не найти, поэтому обратимся к широко сформированной практической части.

Практика выделяет два основных условия, на основании которых устанавливается недостоверность в составе заявок и способы реагирования заказчика в случае, если такая недостоверность обнаружится.

В конце статьи вы найдете общие выводы по теме, советы и чек-лист — придерживайтесь его, и ваша заявка на участие в закупках всегда будет составлена идеально правильно!

В конце статьи есть шпаргалка

Условие № 1 по выявлению недостоверности информации

Указанная участником закупки информация не совпадает или противоречит информации из подтвержденных официальных источников.

К примеру:

  1. Участник указал характеристики определенной модели оборудования, которые противоречат данным от производителя этой продукции.
  2. Участник указал номер лицензии, а на самом деле лицензии под таким номером не существует.

Характерный пример такого подхода: выявленная недостоверность определяет отказ в приеме такой заявки. Поставщик предоставил не соответствующую действительности информацию о себе:

  • содержание выписки из ЕГРЮЛ не совпадает с данными сайта ФНС — назначен новый руководитель, а выписка содержит сведения о предыдущем руководителе;
  • в заявке приведены сведения, касающиеся единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа либо ИНН компании, отличающиеся от информации из реестра (технические ошибки относятся сюда же);
  • участник указал в заявке сведения об успешно исполненных им контрактах в качестве подтверждения опыта, в действительности все контракты исполнены с неустойкой, что зафиксировано в реестре.

В законе не установлены обязательства заказчика проверять достоверность информации о характеристиках товаров, но закупочные комиссии анализируют такие сведения, потому что хотят получить качественный товар и контракт, который будет исполнен.

Примеры:

  1. Поставщик указал недостоверные характеристики товара. Комиссия использует официальный источник — сайты производителя и дилеров, авторизованные письма, сведения из официальных интернет-ресурсов, чтобы проверить данные, которые указаны участником в его заявке.
  2. Участник неверно указал страну происхождения товара — в составе закупочной комиссии есть специалисты, которые знают о том, что данная продукция производится в другой стране.
  3. Участник закупки указал несуществующий номер регистрационного удостоверения медицинского изделия — комиссия проверила данный номер на сайте Минздрава и убедилась в том, что такого номера нет.
  4. На момент заключения контракта лицензия участника закупки утратила свое действие — комиссия проверила данные лицензии на сайте Министерства образования и убедилась в том, что лицензия не действует.

Условие № 2 по выявлению недостоверности информации

Участник указал в заявке сведения и данные, которые противоречат друг другу. К примеру, в первой части заявки указал определенные параметры товара, а во второй части в сопроводительных документах на данный товар (к примеру, сертификат) приводятся совершенно другие значения. Для комиссии такая ситуация — повод отклонить заявку.

Таким образом, недостоверность информации в заявках участников — это:

  • несоответствие данных и сведений информации из официальных источников;
  • противоречие информации, предоставленной участником в заявке.

Подробнее о том, что скрывает понятие «недостоверность сведений в заявке участника» и что делать заказчику в том случае, если она обнаружится, рассказывает эксперт Контур.Школы Юлия Межникова.

Основания для отклонения заявок

  • Если закупочная комиссия установит, что в заявке участника содержится недостоверная информация, то это является обязательным основанием для отклонения заявки.
  • Основания для отклонения можно разделить на четыре направления.
  • Основание № 1:
  • непредоставление обязательной информации со стороны участника (это не напрямую недостоверность, но недостаток информации, отсутствие важной информации делает невозможным определение комиссией, подходит участник или нет, может ли он выполнить обязательства по контракту);
  • не указана страна происхождения товара;
  • не указан товарный знак в заявке участника.
Читайте также:  Копия трудовой книжки для банка - как заверить, срок действия - Права Работника

Основание № 2:

  • указана недостоверная информация, противоречащая фактам и подтвержденным данным;
  • указаны параметры товара, которых нет на самом деле (к примеру, материал, из которого изготовлен товар, не сталь, а сплав алюминия и железа).

Основание № 3:

  • указаны характеристики товара, которые не соответствуют требованиям документации, выходят за границы установленных диапазонов (к примеру, требуется шланг длиной от 13 до 15 см, а участник предлагает 10 см).

Основание № 4:

Участник не соответствует единым требованиям, установленным в ст. 31 Закона 44-ФЗ:

  • находится в стадии банкротства;
  • руководитель имеет дисквалификацию;
  • деятельность компании приостановлена;
  • имеется правонарушение за предыдущие два года, предусмотренное ст. 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Отклонение заявки зависит от того, когда выявлена недостоверность сведений. В связи с этим заказчик может вернуть ее на разных этапах закупочного процесса:

  • если недостоверные данные касаются предложения об объекте закупки, отклонение происходит по итогам рассмотрения первых частей заявок;
  • если недостоверные данные касаются участника закупки, отклонение происходит по итогам рассмотрения вторых частей заявок;
  • в заключении контракта будет отказано при выявлении на этапе заключения контракта несоответствия победителя закупки определенным требованиям либо при выявлении предоставленных им недостоверных сведений.

Случай из практики № 1:

  1. Заявка участника отклонена на том основании, что в его заявке содержится недостоверная информация: заявленные технические характеристики поставляемого товара не подтверждены производителем.
  2. Заказчик предоставил полученную от производителя товара информацию, в которой не подтверждается соответствие технических характеристик товара требованиям заказчика, изложенным в документации.
  3. Ситуацию разбирал контрольный орган: на заседании участник не представил документы, доказывающие обратное.
  4. Заявка была отклонена правомерно.

Случай из практики № 2:

  1. Участнику отказано в допуске, поскольку в заявке предоставлены недостоверные сведения: указана неверная комплектация товара.
  2. Заказчик в качестве доказательства привел сведения и данные из официального каталога производителя, которые принципиально отличались от сведений, изложенных в заявке участника в отношении комплектации товара — объекта закупки.
  3. Товар в комплектации, предложенной участником, не выпускается производителем.
  4. В ситуации разбирался контрольный орган — отклонение признано правомерным.

Случай из практики № 3:

  1. Участник не допущен к участию в аукционе, потому что предоставил неверные сведения об автомобиле, который предлагается к поставке.
  2. Согласно информации, полученной от официальных дилера и представителя производителя, заявленный размер шин не соответствует показателю дорожного просвета.
  3. По информации официального дилера, автомобиль указанной марки имеет другой дорожный просвет при данном размере колес.
  4. Участник не предоставил доказательств, подтверждающих обратное.

Случай из практики №4:

  1. В заявке участника указаны характеристики материала, из которого изготовлен предлагаемый товар: материал — сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005, (состав: массовая доля углерода — 1,22%, массовая доля марганца — 10,30%, массовая доля кремния — 0,81 %).
  2. Заказчик отклонил заявку — по ГОСТ 380-2005 марке стали ст3пс соответствуют другие характеристики (массовая доля углерода — 0,14–0,22%, массовая доля марганца — 0,40–0,65%, массовая доля кремния — 0,05–0,15%).
  3. Заявка содержит недостоверные сведения.

Случай из практики № 5:

  1. Заказчик закупал ремонт объекта. НМЦК — 30 млн руб.
  2. На этапе рассмотрения вторых частей заявок участник, предложивший цену, был отклонен, потому что указал недостоверные сведения о своем местонахождении (Екатеринбург, ул. Кузнецова, д. 26). При этом в уставе и выписке из ЕГРЮЛ место нахождения указано как: Екатеринбург, ул. Кузнецова, д. 26, пом. 5.
  3. Это основание для признания информации в заявке недостоверной.

Важно: если в закупочной документации есть противоречащие условия, явные нарушения закона, то необходимо направить заказчику вопрос на разъяснение.

Нередко участник закупки также задается вопросом: «Может ли быть такое, что заказчик, публикуя закупочную документацию, намеренно включает в нее недостоверную информацию?» Рассмотрим на примере.

В документации установлен объем услуг, который закупает заказчик: «от 18 до 72 часов», и нет никаких пояснений в отношении данного показателя и порядка его указания в составе заявки. При этом первая часть заявки должна содержать согласие участника на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению.

Объем часов — это показатель, подлежащий изменению или нет? Что делать участнику: достаточно дать согласие в диапазоне или нужно указать конкретное количество часов по предлагаемой программе? Все это риски, что заявка будет отклонена, так как изначально содержится неполная информация по объекту закупки. Участнику в подобных случаях необходимо обратиться за разъяснениями позиции. Только так он сможет быть уверен в том, что хочет получить заказчик.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Еще один пример — Решение УФАС от 23.07.2020 г. № 035/06/69-450/2020.

  1. Заказчик провел закупку, в которой от участников требовалось представить лицензию, при этом разрешалось привлекать соисполнителей-субподрядчиков.
  2. Заявку участника отклонили за недостоверность: он представил договор с соисполнителем и лицензию последнего, а вот свою лицензию не приложил.
  3. УФАС встал на сторону заказчика: право привлекать соисполнителя услуг с лицензией не освобождает участника закупки от представления своей лицензии. Раз деятельность лицензирована, то лицензия должна быть у участника.

Отдельное внимание заказчика — информация, подтверждающая специальные требования.

При любой закупке заказчику следует проверять сведения о соответствии участника специальным требованиям: лицензия, выписки из реестров СРО, квалификационные документы. В таких закупках кроется определенная специфика, и заказчик должен быть уверен, что будущий партнер сможет выполнить контракт и обладает всеми компетенциями, ресурсами, разрешениями.

Итак, недостоверная информация — это основание для отклонения заявки, отказа в допуске участника к торгам и даже отказа от заключения контракта.

Отклонение заявки за предоставление недостоверных сведений не несет для участника каких-либо негативных последствий: ему разблокируют обеспечительный платеж, репутация не пострадает, в дальнейшем он может спокойно принимать участие в любой другой закупке.

Несмотря на то что закон о контрактной системе не раскрывает понятия недостоверности, в судебной практике наблюдается четкий системный подход к решению вопросов о несоответствии сведений, указанных в закупочной документации. По мнению регулирующих органов, недостоверность информации — существенное условие признания результатов закупки несоответствующими, основание для отмены закупки и возврата бюджетных средств, уплаченных по контракту.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Советы, рекомендации и чек-лист по теме «Недостоверность сведений в заявке участника» 123.9 КБ

Скачать

Какое наказание предусмотрено за недоведение до потребителя необходимой информации?

19 января 2021

8963

Вид наказания за непредставление потребителю необходимой информации о товаре, работе, услуге, о продавце или исполнителе напрямую зависит от того, был ли продан потребителю товар, оказана ли услуга и выполнена ли работа.

По закону потребитель вправе получить достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В свою очередь изготовитель товара, исполнитель работ, услуг или продавец обязаны предоставить потребителю такую информацию.

Так, до потребителя нужно довести фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Эта информация размещается на вывеске. Кроме того, потребителю должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре, работе или услуге. В противном случае изготовитель, продавец или исполнитель может быть привлечен к административной ответственности.

КоАП РФ содержит две похожие нормы, которые могут быть применены к нарушителю в данном случае:

  • ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ – устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг организацией или ИП при отсутствии необходимой информации (штраф – от 3 000 до 4 000 руб. для ИП и от 30 000 до 40 000 руб. – для организации);

  • ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ – устанавливает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, продавце, исполнителе и о режиме их работы (штраф – от 500 до 1000 руб. для ИП и от 5 000 до 10 000 руб. – для организации).

Верховный Суд обратил внимание на то, что выбор той или иной статьи для наказания нарушителя напрямую зависит от того, был ли продан товар (оказана услуга, выполнена работа) на момент применения наказания или нет.

Если товар был реально продан, работа была выполнена, а услуга оказана, а необходимая информация не была доведена до потребителя, к нарушителю должна быть применена более строгая норма – ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Более мягкая норма ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ применяется, если право потребителя на получение информации было нарушено (например, продавец не разместил табличку с режимом работы у двери), но товар, работы или услуги не были проданы (выполнены, оказаны).

Источник: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020) (пункт 39)