Вопросы юристу

Ответственность за порчу имущества в МКД

Когда управляющую организацию необоснованно обвиняют в причинении вреда общему имуществу, ей необходимо доказать свою невиновность и привлечь к ответственности нарушителей. Поможет в этом алгоритм, разработанный Сусаной Киракосян.

Ответственность за порчу имущества в МКДНарушение правил пользования общим имуществом МКД

Cледуйте алгоритму для УО, ТСЖ и ЖК

  • 21 августа наш постоянный эксперт Сусана Киракосян провела онлайн-семинар для УК и ТСЖ «Правила проведения осмотров МКД: теория и практика», в ходе которого в том числе рассказала, как привлечь третьих лиц к ответственности за вред, причинённый ими общему имуществу многоквартирного дома.
  • Этот алгоритм – отличный способ самозащиты, он позволит вам минимизировать риск привлечения к ответственности:
  • Оформите акт во время внеочередного частичного осмотра или в ходе весеннего или осеннего осмотра.
  1. На основании проведённого осмотра и составленного акта направьте претензию виновнику.

Виновник должен быть точно известен. Если вы не знаете, кто причинил вред общему имуществу, то возмещать ущерб будете вы.

Привлеките правоохранительные органы для установления личности нарушителя. Такой вариант подойдёт для случаев вандализма и хулиганства.

  1. Обратитесь в суд или административный орган, чтобы потребовать от виновного лица устранить недостатки или возместить причинённый ущерб.

На этом этапе важна юридическая оценка способа защиты: какой конкретно иск предъявить.

  1. Примите дополнительные меры самозащиты.

Если в доме часто хулиганят в лифтах или портят почтовые ящики, вам поможет установка видеокамеры или нанятый консьерж. Важно использовать все возможные законные способы подтверждения факта вины третьего лица.

О том, как алгоритм работает в реальных условиях, вы узнаете, посмотрев видеозапись онлайн-семинара. Дальше мы приведём несколько примеров из судебной практики, когда в результате грамотно выстроенной защиты к ответственности за причинение ущерба общему имуществу были привлечены собственники.

Соберите показания свидетелей

В отношении гражданина был вынесен обвинительный приговор. Он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выломал в помещении консьержа дверь и измазал её своей кровью, разбил стекло на окне, сломал жалюзи, домофон, телевизор и аквариум.

Произошедшее подтвердили показания свидетелей. Сумма ущерба, причинённого ТСЖ, составила 100 068 рублей. В судебном заседании гражданин вину в совершении преступления признал частично. Согласился с тем, что повредил и уничтожил имущество, но указал, что действовал не из хулиганских побуждений, а потому, что испытывал личные неприязненные отношения к руководству ТСЖ.

Ответственность за порчу имущества в МКДКак устранить препятствия в пользовании общим имуществом МКД

Укажите на противоречивость представленных доказательств вашей вины

Управляющей организации было предписано принять меры по восстановлению работоспособности системы вентиляции в квартире. Суд признал это предписание незаконным, указав на то, что ГЖИ не доказала факт совершения УО виновных действий (бездействия), повлекших нарушение требований.

  • Ранее мировой суд прекратил производство, так как не обнаружил события правонарушения.
  • Представленные ГЖИ доказательства были противоречивы и не позволили сделать однозначный вывод о том, что именно явилось причиной отсутствия на момент проверки вентиляции в жилом помещении.

Такимипричинами могли быть недостатки конструкции МКД постройки 1940 года, действия самого собственника квартиры, который самовольно переместил газовую плиту и газовый водонагреватель, или действия УО, не предпринявшей необходимых мер по техобслуживанию и ремонту общего имущества.

Докажите предположительный характер заключений комиссий

В результате пожара, который случился в многоквартирном доме, в квартире было уничтожено принадлежащее истцу имущество. По мнению истца, пожар произошёл по вине управляющей организации.

Материалы дела не подтвердили, что причинителем вреда является именно УО. Заключения экспертов и специалистов, составленные в досудебном порядке, не установили точное место возникновения пожара, а сами заключения имели предположительный характер. Не была установлена причинно-следственная связь.

Суд указал, что оснований для возложения на УО ответственности по возмещению ущерба, причинённого пожаром, нет. А сам факт пожара не является безусловным и достаточным основанием для признания УО виновной в причинении убытков истцу.

Ответственность за порчу имущества в МКД5 оснований для применения судами положений о малозначительности

На заметку

Не всегда вина за причинённый общему имуществу МКД вред лежит на управляющей организации. Но чтобы это доказать, нужно потрудиться. Следуя приведённому выше алгоритму и опираясь на положительную для УО судебную практику, вы сможете минимизировать для себя риски и привлечь к ответственности третьих лиц.

Третьими лицами могут быть подрядчики, провайдеры и даже сами собственники и жители многоквартирного дома. Порой именно их действия или бездействие наносят непоправимый урон общедомовому имуществу.

Соблюдайте следующие правила фиксации нарушения третьих лиц, чтобы привлечь их к ответственности:

  • фото- или видеофиксация, которая позволит подтвердить причинно-следственную связь;
  • показания свидетелей;
  • cоставление комиссионного акта – при вмешательстве в работу инженерных систем, установке незаконных конструкций;
  • заявление в полицию.
  1. Если вину третьих лиц, за вред, причинённый общему имуществу не доказать, будет отвечать управляющая организация.
  2. Больше подробностей о том, как защитить себя от возможных рисков и грамотно провести осмотр дома, вы узнаете из видеозаписи онлайн-семинара.

Порча общедомового имущества по статье 7.17, 20.1 КоАП и 167 УК РФ

Очень часто в жилых домах можно наблюдать неприятные результаты хулиганства: исписанные стены в подъезде, сломанные перила лестниц и входные двери, испорченные почтовые ящики.

Можно ли наказать виновных? И есть ли соответствующая статья за порчу общедомового имущества? Оказывается, можно и нужно добиваться справедливости. Просто надо знать, как это сделать. О чем и пойдет речь в сегодняшней статье.

Общедомовое имущество

Понятие общедомового имущества в многоквартирном доме относится к тем конструкциям и сооружениям, которые не являются собственностью одного человека. Или, говоря проще, все то, что не находится в квартире жильца, будет общедомовой собственностью.

Если конкретнее, то к такому имуществу относятся: лестницы, лестничные площадки, входные двери в подъезде, лифты, чердаки, подвалы.

Также сюда можно причислить все несущие конструкции здания, крышу, фундамент и различное оборудование (газовое, электрическое, сантехническое), которое обслуживает больше одной квартиры.

Также общим имуществом считается участок земли, на котором построен дом, и все сооружения на этом участке: лавочки, детские площадки, беседки.

Ответственность за содержание имущества дома несет управляющая компания. Жильцы заключают с ней договор и ежемесячно оплачивают услуги организации. А сотрудники управляющей компании поддерживают общедомовое имущество в рабочем состоянии, своевременно ремонтируют его или меняют на новое.

Порча общедомового имущества

Разберемся, что подразумевается под порчей общедомового имущества. Порча имущества — это неправомерные действия людей, которые приводят к нарушению внешнего вида и технического состояния объектов собственности.

Ответственность за порчу имущества в МКД

Вот конкретные примеры: исписанные стены подъезда, испорченный лифт, сломанные перила, поломанные скамейки и инвентарь детской площадки, сломанные деревья и кустарники во дворе дома.

Естественно, что за каждым таким деянием стоит виновное лицо. Причем вред может быть нанесен просто по неосторожности. А может быть действия нарушителей были осознанными и заранее спланированными. Что это: хулиганство, желание досадить или отомстить кому-то?

Независимо от мотива, преступление должно быть наказано. И в действующем законодательстве предусмотрена ответственность за порчу общедомового имущества.

Ответственность

Отдельной статьи за порчу именно общедомового имущества нет. Но для данного преступления можно применять статьи 7.17 и 20.1 Кодекса об административных правонарушениях. А если порча рассматривается как уголовное дело, то статью 167 УК РФ.

Если ущерб имуществу был причинен незначительный, то следует обратиться к статье 7.17. Наказанием за такие действия будет штраф на сумму от трехсот до пятисот рублей.

Если действия преступника квалифицировали как хулиганство, придется применять статью 20.1. Она предписывает накладывать на хулигана штраф на несколько большую сумму: от пятисот рублей до одной тысячи. Либо к нарушителю могут применить административный арест длительностью до пятнадцати суток.

Обратимся к Уголовному Кодексу. Преступление будет считаться уголовным, если повлекло значительный ущерб. Тогда в дело вступает статья 167. Вот какие наказания она предусматривает:

  • штраф максимум 40 тысяч рублей;
  • обязательные работы длительностью до 360 часов;
  • исправительные работы максимальным сроком в один год;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест максимум до трех месяцев;
  • лишение свободы до двух лет.

И совсем плохо придется тому, кто не просто испортил общедомовое имущество, а сделал это с помощью поджога или взрыва. А также если действия преступника привели к смерти человека. В этом случае могут приговорить к принудительным работам или лишению свободы до пяти лет.

И еще один важный момент. Если преступление совершено детьми в возрасте до 14 лет, то ответственность за их действия будут нести родители. Если же дети старше 14 лет, то они уже будут самостоятельно отвечать за свои поступки.

Привлечение к ответственности

Никто не хочет отбывать наказание или платить штрафы. Есть ли лазейки для преступников и как этого избежать? Самое верное средство — не совершать противоправных действий. Тогда не надо будет и искать способа уклониться от ответственности.

Читайте также:  Самостоятельное исполнение решения суда

Ответственность за порчу имущества в МКД

Чтобы предъявить обвинения, должны быть четкие и достоверные доказательства. Например, свидетели или запись камер видеонаблюдения. Но хулиганы, как правило, не стремятся совершать свои дела перед зрителями. Поэтому так сложно порой найти вредителей.

Во-вторых, если уголовное дело все же завели, можно попытаться заключить мирное соглашение. Тогда обвиняемый будет обязан добровольно исправить весь ущерб, который он причинил. А обвинители в этом случае забирают свое заявление. И проблема решается вполне мирным путем.

Кому пожаловаться

Куда обращаться, если хулиганы испортили имущество многоквартирного дома? Прежде всего надо написать заявление в управляющую компанию, которая обслуживает этот дом. Там примут жалобу и составят акт.

Следующий шаг — участковый сотрудник полиции. Его задача состоит в том, чтобы завести дело об административном или уголовном правонарушении. Он же будет искать нарушителей, если таковые не известны заявителям.

Как найти виновных? Помогут свидетели или записи камер видеонаблюдения. Когда подозреваемые установлены — возбуждается уголовное дело. И после суд вынесет соответствующий приговор.

Но очень часто достаточно сложно найти виновных лиц. Если все попытки окажутся безрезультатны, дело не получит дальнейшего продвижения. Наказывать будет некого.

Заключение

Порой кажется, что если у имущества нет конкретного хозяина, то можно позволять себе делать с ним все что угодно. Но это не так. За всякое противоправное действие обязательно положено наказание. И виновных обязательно рано или поздно найдут.

Порча общего имущества в доме — ответственность в 2020 году

Ответственность за порчу имущества в МКД

Что попадает под общее имущество жильцов

В многоквартирных домах (далее МКД) проживает большое количество граждан, при этом право владения каждого из жильцов ограничено собственной квартирой. Но жильцы пользуются не только собственной жилплощадью. То, что не может принадлежать кому-то из собственников в МКД лично, при этом является неотъемлемой частью дома, именуется общим имуществом. К этому относится:

  • технические помещения, такие как чердак или подвал;
  • лестничные площадки, подъезды;
  • мусоропровод, лифты;
  • стояки отопления, водоснабжения, водоотведения;
  • дымоходы, вентканалы;
  • дворовая территория, включая расположенные во дворе малые архитектурные формы, парковку, элементы озеленения.

Таким образом, все, что находится за пределами отдельно взятой квартиры в МКД, является общедомовым имуществом, на которое в равной степени имеют права все собственники многоквартирного дома.

Вместе с правами на собственников законодательно возложена обязанность по содержанию общедомового имущества – жильцы обязаны уплачивать взносы на текущее содержание общего имущества, а также на капитальный ремонт.

Исполнителем в данном процессе является управляющая организация, взявшая дом на баланс.

Что является порчей общедомового имущества

С течением времени неминуем естественный износ, поэтому даже при отсутствии целенаправленного воздействия различные элементы в общедомовом пользовании могут прийти в негодность. В данном случае обязанностью управляющей организации является осуществление своевременных работ по текущему ремонту.

Но как быть, если управляющая организация только-только установила во дворе дома детскую площадку, а сооруженную конструкцию в первые же дни сломали и привели в негодность? Данные действия будут расцениваться в качестве порчи общего имущества, причем, независимо от того, носили подобные действия сознательный, либо неумышленный характер.

Законодательством предусмотрена ответственность за деяния, сопряженные с нанесением ущерба имуществу МКД.

Что говорит закон

Законодательство предусматривает три вида ответственности за действия, повлекшие порчу общедомового имущества:

  1. Гражданско-правовую.
  2. Административную.
  3. Уголовную.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает деяния с небольшой степенью общественной опасности, тогда как серьезные проступки, именуемые преступления, подлежат уголовной ответственности.

Степень вреда в данном случае оценивается в материальном эквиваленте, например, если причинен незначительный ущерб менее чем на 2500 рублей, к нарушителю правопорядка применяется КоАП РФ, а именно статья 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества), или же статья 20.1 о мелком хулиганстве.

В рамках данных статей правонарушитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа до 2500 рублей или административному аресту сроком до 15 суток.

Куда серьезнее будет наказан правонарушитель, чьи действия будут расценены как преступление. В соответствии со ст.

167 УК РФ причинение ущерба посредством умышленного уничтожения чужих имущественных ценностей наказывается внушительным штрафом, исправительными работами или лишением свободы на срок до двух лет, а если деяние носило общеопасные признаки, например, совершалось путем поджога, подрыва, то преступника могут отправить за решетку на пять лет.

Параллельно с указанными мерами правонарушителя можно привлечь к гражданско-правовой ответственности, подав в суд иск о возмещении причиненного ущерба.

Важно! Гражданско-правовая ответственность может наступать совместно с административной или уголовной.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Если виновники – дети

Очень часто виновниками вандализма в многоквартирных домах становятся дети и подростки. Лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, к ответственности не привлекаются. За противоправные деяния малолетних хулиганов придется отвечать их законным представителям или опекунам.

Также на лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних, может быть дополнительно составлен административный протокол по ст. 5.35 КоАП РФ в связи с ненадлежащим выполнением законными представителями несовершеннолетних своих родительских обязательств.

Начиная с четырнадцатилетнего возраста дети подлежат привлечению к административной ответственности, а  с  16 лет могут привлекаться в рамках уголовного законодательства за порчу общего имущества при наличии признаков преступления.

Куда обращаться

Если жильцами были выявлены последствия противоправных действий третьих лиц, повлекшие повреждение или порчу общедомового имущества, в первую очередь надлежит обратиться в организацию, у которой многоквартирный дом стоит на балансе. Это могут быть:

  • управляющая компания;
  • жилищно-строительный кооператив;
  • товарищество собственников жилья.

Обращение нужно произвести в письменном виде, указав в заявке просьбу о составлении дефектного акта. С выданным актом следует обратиться в органы правопорядка – ближайшее отделение полиции, либо к участковому, ответственному за конкретный район.

И в том и в другом случае, полиция обязана принять заявление и начать мероприятия по выявлению виновных лиц.

Конечно, виновных будет проще найти, когда речь идет о нанесении ущерба общему имуществу в коммунальной квартире, где проживает ограниченное количество человек, чем по вопросу сломанной детской площадки во дворе многоквартирного дома, где количество квартир исчисляется несколькими десятками.

Если виновного найти не удастся, возмещение ущерба будет не с кого получать. Именно поэтому жители МКД зачастую устанавливают кодовые двери в подъездах, систему видеонаблюдения или берут на работу консьержа.

Однако имеется обратная сторона медали подобных мер – подобные действия ведут к удорожанию коммунальных услуг, так за работу консьержа, либо техническое оснащение МКД дополнительно придется оплачивать проживающим в доме жильцам.

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 91-АД16-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. N 91-АД16-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «Управляющая организация «Десятка Завеличье» (далее — ООО «УО «Десятка Завеличье», общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г.

Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, ООО «УО «Десятка Завеличье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
  • В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Читайте также:  Получение денег после смерти родственника

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — Правила).

  1. Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  2. В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
  3. В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» — «д» пункта 2 данных Правил.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее — административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г.

Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта «д» пункта 10 и подпункта «з» пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), предписанием (л.д.

7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 — 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю.

заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

  • В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
  • Подпунктом «д» пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.
  • При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

  1. При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.
  3. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.
  4. Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.
  5. Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.
  6. Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.
Читайте также:  Предъявление иска к юридическому лицу

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «УО «Десятка Завеличье», — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

——————————————————————

Права потребителей при неисполнении (ненадлежащее исполнение) управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (своевременное проведение текущего ремонта, уборки… — RSS — Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

Права потребителей при неисполнении (ненадлежащее исполнение) управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (своевременное проведение текущего ремонта, уборки лестничных клеток, придомовых территорий, снега и мусора и т.д.), подготовке жилищного фонда к отопительному сезону

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.п.

Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст.

29, далее — Закон РФ «О защите прав потребителей») установлено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать помимо безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги),а также соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее — ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.

В том случае, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК, привело к нанесению вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, то такой вред подлежит возмещению в полном объеме (ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

  • Не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
  • Алгоритм действий:
  • Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее — наниматель), — к наймодателю.
  • При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
  • Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
  • Лицо, которому направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 3 рабочих дней со дня его получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
  • При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в акте нарушения качества. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей  7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов» и выдачу предписания  с требованием об устранении выявленных нарушений осуществляют органы государственного жилищного надзора.

Контроль и надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Санкт-Петербурге осуществляет Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга. Адрес: 195272, Санкт – Петербург, Малоохтинский пр., д. 68.

Интересное

Ответственность за порчу имущества в МКД

Когда управляющую организацию необоснованно обвиняют в причинении вреда общему имуществу, ей необходимо доказать свою невиновность и привлечь к ответственности нарушителей. Поможет в этом алгоритм, разработанный Сусаной Киракосян.

Ответственность за порчу имущества в МКДНарушение правил пользования общим имуществом МКД

Cледуйте алгоритму для УО, ТСЖ и ЖК

  • 21 августа наш постоянный эксперт Сусана Киракосян провела онлайн-семинар для УК и ТСЖ «Правила проведения осмотров МКД: теория и практика», в ходе которого в том числе рассказала, как привлечь третьих лиц к ответственности за вред, причинённый ими общему имуществу многоквартирного дома.
  • Этот алгоритм – отличный способ самозащиты, он позволит вам минимизировать риск привлечения к ответственности:
  • Оформите акт во время внеочередного частичного осмотра или в ходе весеннего или осеннего осмотра.
  1. На основании проведённого осмотра и составленного акта направьте претензию виновнику.

Виновник должен быть точно известен. Если вы не знаете, кто причинил вред общему имуществу, то возмещать ущерб будете вы.

Привлеките правоохранительные органы для установления личности нарушителя. Такой вариант подойдёт для случаев вандализма и хулиганства.

  1. Обратитесь в суд или административный орган, чтобы потребовать от виновного лица устранить недостатки или возместить причинённый ущерб.

На этом этапе важна юридическая оценка способа защиты: какой конкретно иск предъявить.

  1. Примите дополнительные меры самозащиты.

Если в доме часто хулиганят в лифтах или портят почтовые ящики, вам поможет установка видеокамеры или нанятый консьерж. Важно использовать все возможные законные способы подтверждения факта вины третьего лица.

О том, как алгоритм работает в реальных условиях, вы узнаете, посмотрев видеозапись онлайн-семинара. Дальше мы приведём несколько примеров из судебной практики, когда в результате грамотно выстроенной защиты к ответственности за причинение ущерба общему имуществу были привлечены собственники.

Соберите показания свидетелей

В отношении гражданина был вынесен обвинительный приговор. Он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выломал в помещении консьержа дверь и измазал её своей кровью, разбил стекло на окне, сломал жалюзи, домофон, телевизор и аквариум.

Произошедшее подтвердили показания свидетелей. Сумма ущерба, причинённого ТСЖ, составила 100 068 рублей. В судебном заседании гражданин вину в совершении преступления признал частично. Согласился с тем, что повредил и уничтожил имущество, но указал, что действовал не из хулиганских побуждений, а потому, что испытывал личные неприязненные отношения к руководству ТСЖ.

Ответственность за порчу имущества в МКДКак устранить препятствия в пользовании общим имуществом МКД

Укажите на противоречивость представленных доказательств вашей вины

Управляющей организации было предписано принять меры по восстановлению работоспособности системы вентиляции в квартире. Суд признал это предписание незаконным, указав на то, что ГЖИ не доказала факт совершения УО виновных действий (бездействия), повлекших нарушение требований.

  • Ранее мировой суд прекратил производство, так как не обнаружил события правонарушения.
  • Представленные ГЖИ доказательства были противоречивы и не позволили сделать однозначный вывод о том, что именно явилось причиной отсутствия на момент проверки вентиляции в жилом помещении.

Такимипричинами могли быть недостатки конструкции МКД постройки 1940 года, действия самого собственника квартиры, который самовольно переместил газовую плиту и газовый водонагреватель, или действия УО, не предпринявшей необходимых мер по техобслуживанию и ремонту общего имущества.

Докажите предположительный характер заключений комиссий

В результате пожара, который случился в многоквартирном доме, в квартире было уничтожено принадлежащее истцу имущество. По мнению истца, пожар произошёл по вине управляющей организации.

Материалы дела не подтвердили, что причинителем вреда является именно УО. Заключения экспертов и специалистов, составленные в досудебном порядке, не установили точное место возникновения пожара, а сами заключения имели предположительный характер. Не была установлена причинно-следственная связь.

Суд указал, что оснований для возложения на УО ответственности по возмещению ущерба, причинённого пожаром, нет. А сам факт пожара не является безусловным и достаточным основанием для признания УО виновной в причинении убытков истцу.

Ответственность за порчу имущества в МКД5 оснований для применения судами положений о малозначительности

На заметку

Не всегда вина за причинённый общему имуществу МКД вред лежит на управляющей организации. Но чтобы это доказать, нужно потрудиться. Следуя приведённому выше алгоритму и опираясь на положительную для УО судебную практику, вы сможете минимизировать для себя риски и привлечь к ответственности третьих лиц.

Третьими лицами могут быть подрядчики, провайдеры и даже сами собственники и жители многоквартирного дома. Порой именно их действия или бездействие наносят непоправимый урон общедомовому имуществу.

Соблюдайте следующие правила фиксации нарушения третьих лиц, чтобы привлечь их к ответственности:

  • фото- или видеофиксация, которая позволит подтвердить причинно-следственную связь;
  • показания свидетелей;
  • cоставление комиссионного акта – при вмешательстве в работу инженерных систем, установке незаконных конструкций;
  • заявление в полицию.
  1. Если вину третьих лиц, за вред, причинённый общему имуществу не доказать, будет отвечать управляющая организация.
  2. Больше подробностей о том, как защитить себя от возможных рисков и грамотно провести осмотр дома, вы узнаете из видеозаписи онлайн-семинара.

Порча общедомового имущества по статье 7.17, 20.1 КоАП и 167 УК РФ

Очень часто в жилых домах можно наблюдать неприятные результаты хулиганства: исписанные стены в подъезде, сломанные перила лестниц и входные двери, испорченные почтовые ящики.

Можно ли наказать виновных? И есть ли соответствующая статья за порчу общедомового имущества? Оказывается, можно и нужно добиваться справедливости. Просто надо знать, как это сделать. О чем и пойдет речь в сегодняшней статье.

Общедомовое имущество

Понятие общедомового имущества в многоквартирном доме относится к тем конструкциям и сооружениям, которые не являются собственностью одного человека. Или, говоря проще, все то, что не находится в квартире жильца, будет общедомовой собственностью.

Если конкретнее, то к такому имуществу относятся: лестницы, лестничные площадки, входные двери в подъезде, лифты, чердаки, подвалы.

Также сюда можно причислить все несущие конструкции здания, крышу, фундамент и различное оборудование (газовое, электрическое, сантехническое), которое обслуживает больше одной квартиры.

Также общим имуществом считается участок земли, на котором построен дом, и все сооружения на этом участке: лавочки, детские площадки, беседки.

Ответственность за содержание имущества дома несет управляющая компания. Жильцы заключают с ней договор и ежемесячно оплачивают услуги организации. А сотрудники управляющей компании поддерживают общедомовое имущество в рабочем состоянии, своевременно ремонтируют его или меняют на новое.

Порча общедомового имущества

Разберемся, что подразумевается под порчей общедомового имущества. Порча имущества — это неправомерные действия людей, которые приводят к нарушению внешнего вида и технического состояния объектов собственности.

Ответственность за порчу имущества в МКД

Вот конкретные примеры: исписанные стены подъезда, испорченный лифт, сломанные перила, поломанные скамейки и инвентарь детской площадки, сломанные деревья и кустарники во дворе дома.

Естественно, что за каждым таким деянием стоит виновное лицо. Причем вред может быть нанесен просто по неосторожности. А может быть действия нарушителей были осознанными и заранее спланированными. Что это: хулиганство, желание досадить или отомстить кому-то?

Независимо от мотива, преступление должно быть наказано. И в действующем законодательстве предусмотрена ответственность за порчу общедомового имущества.

Ответственность

Отдельной статьи за порчу именно общедомового имущества нет. Но для данного преступления можно применять статьи 7.17 и 20.1 Кодекса об административных правонарушениях. А если порча рассматривается как уголовное дело, то статью 167 УК РФ.

Если ущерб имуществу был причинен незначительный, то следует обратиться к статье 7.17. Наказанием за такие действия будет штраф на сумму от трехсот до пятисот рублей.

Если действия преступника квалифицировали как хулиганство, придется применять статью 20.1. Она предписывает накладывать на хулигана штраф на несколько большую сумму: от пятисот рублей до одной тысячи. Либо к нарушителю могут применить административный арест длительностью до пятнадцати суток.

Обратимся к Уголовному Кодексу. Преступление будет считаться уголовным, если повлекло значительный ущерб. Тогда в дело вступает статья 167. Вот какие наказания она предусматривает:

  • штраф максимум 40 тысяч рублей;
  • обязательные работы длительностью до 360 часов;
  • исправительные работы максимальным сроком в один год;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест максимум до трех месяцев;
  • лишение свободы до двух лет.

И совсем плохо придется тому, кто не просто испортил общедомовое имущество, а сделал это с помощью поджога или взрыва. А также если действия преступника привели к смерти человека. В этом случае могут приговорить к принудительным работам или лишению свободы до пяти лет.

И еще один важный момент. Если преступление совершено детьми в возрасте до 14 лет, то ответственность за их действия будут нести родители. Если же дети старше 14 лет, то они уже будут самостоятельно отвечать за свои поступки.

Привлечение к ответственности

Никто не хочет отбывать наказание или платить штрафы. Есть ли лазейки для преступников и как этого избежать? Самое верное средство — не совершать противоправных действий. Тогда не надо будет и искать способа уклониться от ответственности.

Читайте также:  Получение денег после смерти родственника

Ответственность за порчу имущества в МКД

Чтобы предъявить обвинения, должны быть четкие и достоверные доказательства. Например, свидетели или запись камер видеонаблюдения. Но хулиганы, как правило, не стремятся совершать свои дела перед зрителями. Поэтому так сложно порой найти вредителей.

Во-вторых, если уголовное дело все же завели, можно попытаться заключить мирное соглашение. Тогда обвиняемый будет обязан добровольно исправить весь ущерб, который он причинил. А обвинители в этом случае забирают свое заявление. И проблема решается вполне мирным путем.

Кому пожаловаться

Куда обращаться, если хулиганы испортили имущество многоквартирного дома? Прежде всего надо написать заявление в управляющую компанию, которая обслуживает этот дом. Там примут жалобу и составят акт.

Следующий шаг — участковый сотрудник полиции. Его задача состоит в том, чтобы завести дело об административном или уголовном правонарушении. Он же будет искать нарушителей, если таковые не известны заявителям.

Как найти виновных? Помогут свидетели или записи камер видеонаблюдения. Когда подозреваемые установлены — возбуждается уголовное дело. И после суд вынесет соответствующий приговор.

Но очень часто достаточно сложно найти виновных лиц. Если все попытки окажутся безрезультатны, дело не получит дальнейшего продвижения. Наказывать будет некого.

Заключение

Порой кажется, что если у имущества нет конкретного хозяина, то можно позволять себе делать с ним все что угодно. Но это не так. За всякое противоправное действие обязательно положено наказание. И виновных обязательно рано или поздно найдут.

Порча общего имущества в доме — ответственность в 2020 году

Ответственность за порчу имущества в МКД

Что попадает под общее имущество жильцов

В многоквартирных домах (далее МКД) проживает большое количество граждан, при этом право владения каждого из жильцов ограничено собственной квартирой. Но жильцы пользуются не только собственной жилплощадью. То, что не может принадлежать кому-то из собственников в МКД лично, при этом является неотъемлемой частью дома, именуется общим имуществом. К этому относится:

  • технические помещения, такие как чердак или подвал;
  • лестничные площадки, подъезды;
  • мусоропровод, лифты;
  • стояки отопления, водоснабжения, водоотведения;
  • дымоходы, вентканалы;
  • дворовая территория, включая расположенные во дворе малые архитектурные формы, парковку, элементы озеленения.

Таким образом, все, что находится за пределами отдельно взятой квартиры в МКД, является общедомовым имуществом, на которое в равной степени имеют права все собственники многоквартирного дома.

Вместе с правами на собственников законодательно возложена обязанность по содержанию общедомового имущества – жильцы обязаны уплачивать взносы на текущее содержание общего имущества, а также на капитальный ремонт.

Исполнителем в данном процессе является управляющая организация, взявшая дом на баланс.

Что является порчей общедомового имущества

С течением времени неминуем естественный износ, поэтому даже при отсутствии целенаправленного воздействия различные элементы в общедомовом пользовании могут прийти в негодность. В данном случае обязанностью управляющей организации является осуществление своевременных работ по текущему ремонту.

Но как быть, если управляющая организация только-только установила во дворе дома детскую площадку, а сооруженную конструкцию в первые же дни сломали и привели в негодность? Данные действия будут расцениваться в качестве порчи общего имущества, причем, независимо от того, носили подобные действия сознательный, либо неумышленный характер.

Законодательством предусмотрена ответственность за деяния, сопряженные с нанесением ущерба имуществу МКД.

Что говорит закон

Законодательство предусматривает три вида ответственности за действия, повлекшие порчу общедомового имущества:

  1. Гражданско-правовую.
  2. Административную.
  3. Уголовную.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает деяния с небольшой степенью общественной опасности, тогда как серьезные проступки, именуемые преступления, подлежат уголовной ответственности.

Степень вреда в данном случае оценивается в материальном эквиваленте, например, если причинен незначительный ущерб менее чем на 2500 рублей, к нарушителю правопорядка применяется КоАП РФ, а именно статья 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества), или же статья 20.1 о мелком хулиганстве.

В рамках данных статей правонарушитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа до 2500 рублей или административному аресту сроком до 15 суток.

Куда серьезнее будет наказан правонарушитель, чьи действия будут расценены как преступление. В соответствии со ст.

167 УК РФ причинение ущерба посредством умышленного уничтожения чужих имущественных ценностей наказывается внушительным штрафом, исправительными работами или лишением свободы на срок до двух лет, а если деяние носило общеопасные признаки, например, совершалось путем поджога, подрыва, то преступника могут отправить за решетку на пять лет.

Параллельно с указанными мерами правонарушителя можно привлечь к гражданско-правовой ответственности, подав в суд иск о возмещении причиненного ущерба.

Важно! Гражданско-правовая ответственность может наступать совместно с административной или уголовной.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Если виновники – дети

Очень часто виновниками вандализма в многоквартирных домах становятся дети и подростки. Лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, к ответственности не привлекаются. За противоправные деяния малолетних хулиганов придется отвечать их законным представителям или опекунам.

Также на лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних, может быть дополнительно составлен административный протокол по ст. 5.35 КоАП РФ в связи с ненадлежащим выполнением законными представителями несовершеннолетних своих родительских обязательств.

Начиная с четырнадцатилетнего возраста дети подлежат привлечению к административной ответственности, а  с  16 лет могут привлекаться в рамках уголовного законодательства за порчу общего имущества при наличии признаков преступления.

Куда обращаться

Если жильцами были выявлены последствия противоправных действий третьих лиц, повлекшие повреждение или порчу общедомового имущества, в первую очередь надлежит обратиться в организацию, у которой многоквартирный дом стоит на балансе. Это могут быть:

  • управляющая компания;
  • жилищно-строительный кооператив;
  • товарищество собственников жилья.

Обращение нужно произвести в письменном виде, указав в заявке просьбу о составлении дефектного акта. С выданным актом следует обратиться в органы правопорядка – ближайшее отделение полиции, либо к участковому, ответственному за конкретный район.

И в том и в другом случае, полиция обязана принять заявление и начать мероприятия по выявлению виновных лиц.

Конечно, виновных будет проще найти, когда речь идет о нанесении ущерба общему имуществу в коммунальной квартире, где проживает ограниченное количество человек, чем по вопросу сломанной детской площадки во дворе многоквартирного дома, где количество квартир исчисляется несколькими десятками.

Если виновного найти не удастся, возмещение ущерба будет не с кого получать. Именно поэтому жители МКД зачастую устанавливают кодовые двери в подъездах, систему видеонаблюдения или берут на работу консьержа.

Однако имеется обратная сторона медали подобных мер – подобные действия ведут к удорожанию коммунальных услуг, так за работу консьержа, либо техническое оснащение МКД дополнительно придется оплачивать проживающим в доме жильцам.

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 91-АД16-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. N 91-АД16-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «Управляющая организация «Десятка Завеличье» (далее — ООО «УО «Десятка Завеличье», общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г.

Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, ООО «УО «Десятка Завеличье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
  • В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Читайте также:  Заочное решение суда: отмена решения, как подать апелляционное обжалование, срок вступления в силу

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — Правила).

  1. Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  2. В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
  3. В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» — «д» пункта 2 данных Правил.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее — административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г.

Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта «д» пункта 10 и подпункта «з» пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), предписанием (л.д.

7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 — 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю.

заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

  • В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
  • Подпунктом «д» пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.
  • При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

  1. При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.
  3. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.
  4. Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.
  5. Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.
  6. Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.
Читайте также:  Самостоятельное исполнение решения суда

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «УО «Десятка Завеличье», — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

——————————————————————

Права потребителей при неисполнении (ненадлежащее исполнение) управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (своевременное проведение текущего ремонта, уборки… — RSS — Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

Права потребителей при неисполнении (ненадлежащее исполнение) управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (своевременное проведение текущего ремонта, уборки лестничных клеток, придомовых территорий, снега и мусора и т.д.), подготовке жилищного фонда к отопительному сезону

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.п.

Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст.

29, далее — Закон РФ «О защите прав потребителей») установлено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать помимо безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги),а также соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее — ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.

В том случае, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК, привело к нанесению вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, то такой вред подлежит возмещению в полном объеме (ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

  • Не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
  • Алгоритм действий:
  • Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее — наниматель), — к наймодателю.
  • При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
  • Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
  • Лицо, которому направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 3 рабочих дней со дня его получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
  • При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в акте нарушения качества. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей  7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов» и выдачу предписания  с требованием об устранении выявленных нарушений осуществляют органы государственного жилищного надзора.

Контроль и надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Санкт-Петербурге осуществляет Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга. Адрес: 195272, Санкт – Петербург, Малоохтинский пр., д. 68.