Персональные данные в реестре собственников мкд

Считается, для того, чтобы работать с персональными данными собственников, необходимо с каждого из них собрать согласие на обработку персональных данных. Это и верно, и нет, — зависит от ситуации.

Сегодня мы расскажем, в каких случаях согласие на обработку персональных данных нужно получить и что делать, если собственник его не даёт.

Персональные данные в реестре собственников МКДРоскомнадзор об обработке персональных данных

Персональные данные собственников

1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Теперь есть 7 составов правонарушений, за которые управляющие компании могут привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных.

Ужесточилась административная ответственность за нарушение требований ст. 13.11 КоАП РФ – суммарный размер штрафа может составить 275 000 рублей. Многие управляющие компании не знают, как правильно работать с ПД.

Для них 4 октября мы провели вебинар «7 ошибок при работе с персональными данными, за которые УО получит штраф». Мы рассказали об обязанностях оператора ПД, дали рекомендации по выполнению требований статьи 13.11 КоАП РФ и отдельно внимание уделили вопросу получения согласия на обработку ПД.

Когда нужно получить согласие на обработку ПД

Если вы управляющая компания и у вас нет согласия на обработку ПД от собственников, но вы их обрабатываете внутри организации и не отдаёте их в сторонние организации, в таком случае согласие на обработку персональных данных не требуется.

Если вы будете передавать персональные данные собственников третьим лица, согласие на обработку нужно обязательно получить. При этом лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать отдельное согласие субъекта ПД на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

В № 152-ФЗ перечислены случаи, когда согласие на обработку ПД для передачи третьим лицам не требуется:

  1. Если это разрешает Федеральный закон. Так, например, для размещения информации в ГИС ЖКХ согласия на обработку ПД не нужно.
  2. Если вы передаёте данные платёжному агенту и расчётным центрам (ч. 16 ст. 155 ЖК РФ).

Когда вы привлекаете представителя для расчётов с собственниками и нанимателями жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласие субъектов ПД на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Но в договоре между вами и представителем необходимо закрепить положение о конфиденциальности персональных данных (ч. 10 ст. 3, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 7 № 152-ФЗ).

Персональные данные в реестре собственников МКДПравомерность обнародования списка должников ЖКУ

Каким должно быть согласие на обработку ПД

Субъект передаёт управляющей компании согласие на обработку персональных данных в любой форме, позволяющей подтвердить факт получения:

  • в договоре управления,
  • в договоре ресурсоснабжения,
  • в уставе товарищества собственников жилья.

Роскомнадзор советует оформлять его в письменной форме отдельным документом. Единственный минус такой позиции – управляющая компания может физически не собрать со всех субъектов персональных данных такое согласие.

Субъект ПД принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Полные требования к содержанию согласию описаны в ч. 4 ст. 9 № 152-ФЗ.

Согласие должно быть:

  • конкретным,
  • информированным,
  • осознанным.

Независимо от того, как вы оформите согласие на обработку ПД, в нём обязательно должны быть:

  • ФИО, адрес субъекта персональных данных или его представителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
  • наименование или ФИО и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПД;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень ПД, на обработку которых дают согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, обрабатывающего ПД по поручению оператора;
  • перечень действий с ПДн, на совершение которых даётся согласие;
  • общее описание используемых оператором способов обработки ПД;
  • срок действия согласия субъекта ПД;
  • подпись субъекта ПД;
  • условия прекращения работы с персональными данными.

Персональные данные в реестре собственников МКДПоявятся ли персональные данные собственников помещений в МКД в открытом доступе?

Согласие на обработку ПД в договоре управления МКД

Согласие на обработку персональных данных можно включить в приложение к договору управления МКд. Договор управления МКД собственники заключают с управляющей компанией в письменной форме. Составляется один документ и подписывается сторонами (ст. 162 ЖК РФ).

Персональные данные в ЖКХ

 «Защита персональных данных», «уведомление об обработке персональных данных», «согласие на обработку персональных данных», «законодательство о защите персональных данных» — данные словосочетания становятся проблемой и головной болью многих УО, ТСЖ, ЖСК, которые неожиданно столкнулись с понятием «персональные данные» и которым не хочется ни нарушить закон, ни поссорится с собственниками, ни навлечь на себя предписания и штрафы контролирующих органов. При этом расплывчатые формулировки законодательства о персональных данных, отсутствие внятных разъяснений гос.органов (и их стремление, в первую очередь, к карательной, а не регулирующей функции) делают еще более сложно определяемыми как отнесение той или иной информации к персональным данным, так и порядок обращения с такими данными. Да еще и собственники помещений все больше проникаются пониманием некой «священной неприкосновенности» их персональных данных, которые, по мнению довольно значительного их (собственников) числа, якобы нельзя использовать для целей предъявления этим собственникам к оплате стоимости потребленных ими же услуг, для взыскания имеющихся задолженностей, для исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, и т.д. и т.п. В последнее время все чаще поступают вопросы о том, в каких случаях необходимо УО, ТСЖ, ЖСК получать согласие собственника на передачу о нем информации в иные организации и гос. органы, а также о необходимости предоставления персональных данных собственников в РСО в связи с переходом на «прямые договоры» и региональному оператору по работе с ТКО. Попробуем ответить на наиболее актуальные вопросы.

Что такое персональные данные? 

 Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ (далее — ФЗ № 152) персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

 Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 ФЗ № 152).

 Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 ФЗ № 152).

  • Таким образом: 
  •  • персональные данные — это любая информация, относящаяся к собственникам (нанимателям) помещений МКД, а также работникам УО, ТСЖ, ЖСК;
  • • обработка персональных данных — это любое действие, которое с ними совершается; 
  •  • все управляющие компании, ТСЖ, ЖСК (далее — управляющие организации) являются операторами по обработке персональных данных, поскольку собирают, систематизируют, хранят, уточняют, используют и передают информацию, касающуюся собственников многоквартирного дома.
  •  Уведомление уполномоченного органа

По общему правилу оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 ФЗ № 152). 

 Органом, уполномоченным на защиту прав субъектов персональных данных в соответствии со ст. 23 ФЗ № 152 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Уведомление рекомендуется направлять в территориальный орган Роскомнадзора — управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации оператора в налоговом органе (абз. 2 п. 3.1.13 Приказа Роскомнадзора от 30 мая 2017 г.

№ 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения».

Уведомление должно быть подготовлено и направлено в уполномоченный орган в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями»). 

 Неуведомление (непредставление или несвоевременное представление) уполномоченного госоргана в порядке ст. 22 ФЗ № 152 влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.7).

Ответственность за подобные правонарушения установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Вместе с тем, п. 2 ст. 22 ФЗ № 152 установлены случаи, в соответствии с которыми УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных, к которым относятся данные: 

  1. — обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством;
  2. — полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
  3. — относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением
  4. или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
  5. — сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
  6. — включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
  7. — необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  8. — включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  9. — обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
  10. — обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Читайте также:  Штраф за неправильный расчет платы за коммунальные услуги

Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработке персональных данных. Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.

Из вышеприведенного перечня интерес также представляет следующее положение — УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления в случае, когда данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. Иными словами, если УО, ТСЖ, ЖСК персональные данные собственников обрабатывает, однако не распространяет и не передает третьим лицам, то оно не обязано направлять уведомление в Роскомнадзор.

Таким образом, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 22 ФЗ № 152, УО, ТСЖ, ЖСК обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор).

Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным.

Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем.

К ситуации, при которой обязанности по уведомлению Роскомнадзора не существовало, а в какой-то момент она возникла, можно отнести, например, переход от обработки данных без использования средств автоматизации к обработке с использованием таких средств.

Передача данных с согласия субъекта персональных данных

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152).

Требования к согласию субъекта персональных данных установлены ст. 9 ФЗ № 152.

Так, например, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 ФЗ № 152), а в случаях, предусмотренных законом обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме (п. 4 ст. 9 ФЗ № 152).

Важно отметить, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора (п. 3 ст.

6 ФЗ № 152), то есть именно УО, ТСЖ и ЖСК должны будут доказывать, получено ли такое согласие или его получение не требуется.

Сам собственник помещения МКД (субъект персональных данных) данное обстоятельство доказывать не обязан, а просто может заявить о том, что его права были нарушены оператором персональных данных.

Обработка персональных данных без согласия субъекта и без уведомления Роскомнадзора в связи с исполнением договора

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (ч. 2 ст.

6 ФЗ № 152), а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (ч. 5 ст.

6 ФЗ № 152). В указанных случаях согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется.

Что такое реестр собственников помещений многоквартирных домов

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 485-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) внесены изменения, в соответствии с которыми с января 2018 года управляющие организации должны вести реестр собственников помещений многоквартирных домов (МКД).

Реестр собственников – база, в которой управляющая организация ведёт учёт собственников жилых и нежилых помещений в МКД. Сведения могут храниться на бумажном носителе и в электронной форме.

В нём должны быть прописаны сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в МКД: Фамилия, имя, отчество, если собственник – физическое лицо, для юридического лица – полное наименование и государственный регистрационный номер; Номер помещения в МКД; Сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.

Реестр также должен содержать реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение.

Реестр собственников должен поддерживаться в актуальном состоянии.

Для этого руководитель управляющей организации, председатель ТСЖ, ЖСК или иного жилищного кооператива может назначать ответственного сотрудника, который будет вносить записи в реестр на основании свидетельства о праве собственности или других правоустанавливающих документов – дарственная, наследство, постановление органов местного самоуправления.

На собственников помещений возложена обязанность в течение десяти дней со дня возникновения основания для включения в реестр предоставлять в управляющую организацию необходимые для внесения записи в реестр документы.

На основании полученной от собственника помещения информации в реестр вносятся данные с указанием реквизитов предоставленных документов.

В течение пяти рабочих дней управляющая организация направляет собственнику уведомление о включении его в реестр.

Сведения о собственнике из реестра можно удалить при: отчуждении жилого помещения собственником; смерти собственника или его признании без вести пропавшим; ликвидации юридического лица; иных обстоятельствах, к которым могут относиться изъятие помещения для государственных нужд или разрушение помещения.

Внесение в реестр собственников помещений в МКД записи об исключении собственника производится в десятидневный срок со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для исключения собственника из реестра. Срок внесения записи о внесении или исключении собственника из реестра не должен составлять более одного месяца с даты возникновения соответствующего основания.

Теперь, согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ, управляющая компания обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней. Согласие остальных собственников на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации проведения ОСС не требуется.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ помимо ведения реестра собственников помещений МКД управляющая организация должна: собирать, обрабатывать и хранить информацию о жителях МКД; ставить граждан на регистрационный учёт или снимать с учёта, выдавать жильцам справки и выписки. Такими обязанностями занимается паспортист управляющей организации. Для выполнения этой функции управляющие организации могут заключить договор на оказание услуг паспортного стола с паспортной службой.

И.о. прокурора города Петропавловска-Камчатского

старший советник юстиции        В.И. Померанцев

Когда УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК нужно получить согласие на обработку персональных данных и как это сделать | Защита потребителей в сфере ЖКХ

По общему правилу согласие на обработку персональных данных требуется всегда. Но в деятельности по управлению МКД обязанность получать такое согласие зависит от действий, которые выполняет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Внимание: управляющей МКД организации грозит штраф и взыскание морального вреда, если обрабатывать персональные данные без согласия, когда это необходимо.

В каких случаях нужно получить согласие на обработку персональных данных

В большинстве случаев УО и жилищному объединению не нужно получать согласие на обработку персональных данных, так как они попадают под исключения.

Случай № 1. Можете не получать письменное согласие собственника, если используете персональные данные в рамках обязанностей, которые возложены на вас законом или договором, при этом обработку данных не передаете третьим лицам. Такое исключение предусмотрено пунктами 2 и 5 части 1 статьи 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).

Случай № 2. Согласие не требуется оформлять для расчетов за ЖКУ с помощью платежного или банковского агента. Это предусматривает часть 16 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Если в процессе работы передаете персональные данные собственников и нанимателей третьим лицам (организациям, физическим лицам), то получите согласие от каждого собственника. Например, согласие на обработку персональных данных получите, чтобы привлечь:

  • сторонних юристов для взыскания задолженности за ЖКУ;
  • расчетно-кассовый центр (РКЦ), который не обладает критериями платежного агента, для начисления платежей;
  • подрядную организацию для проведения общего собрания собственников помещений в МКД (технический сервис);
  • организацию, которая выгружает сведения в ГИС ЖКХ;
  • стороннего бухгалтера или организацию для расчета платы за ЖКУ.

Совет: оформите согласие собственника на обработку персональных данных, даже если пока оно вам не нужно.

В процессе управления домом может возникнуть ситуация, когда потребуется передать данные третьим лицам и вы воспользуетесь заранее оформленным документом.

Заключение соглашения под конкретную ситуацию может затормозить работу УО, ТСЖ, ЖСК или поставить ее под угрозу в целом.

Пример нарушения обработки персональных данных собственника

УО передала список должников юридической организации, которая оказывала услуги по взысканию задолженности в суде. Согласие собственников на обработку персональных данных УО не получала, полагая, что оно не требуется, чтобы реализовать свое право на получение квалифицированной юридической помощи.

Конституционный суд РФ указал, что УО обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам.

Также суд пояснил, что УО вправе получить юридическую помощь. Для этого необходимо получить согласие, которое можно включить в условия договора управления МКД (определение Конституционного суда РФ от 28 января 2016 г. № 100-О).

Читайте также:  Получение надбавки к пенсии госслужащего за выслугу лет

Ситуация: нужно ли РКЦ получать отдельное согласие собственников на обработку персональных данных, если его получили УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК

Нет, не нужно.

Управляющая МКД организация вправе поручить обработку персональных данных РКЦ лишь с согласия субъекта персональных данных – потребителя ЖКУ. Это правило предусматривает часть 3 статьи 6 Закона № 152-ФЗ. При этом РКЦ не должен получать согласие собственников помещений в МКД на обработку персональных данных (ч. 4 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Ситуация: должна ли УО предоставлять документы общего собрания по запросу одного из собственников, если он не согласен с результатами принятых решений

Нет, не должна.

Управляющая МКД организация обязана не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законом (ст. 7 Закона № 152-ФЗ). Заинтересованные собственники в такой ситуации вправе обратиться в орган ГЖН либо оспорить решение общего собрания в суде.

Ситуация: должна ли управляющая МКД организация предоставлять по запросу ГЖИ информацию, которая содержит персональные данные собственников

Да, должна, если запрошенные документы необходимы ГЖИ для проверки.

Законодательство допускает обработку персональных данных без согласия субъекта, если обработка необходима, чтобы исполнить в том числе полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов и органов МСУ. Такую возможность предусматривает пункт 4 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.

Как получить согласие на обработку персональных данных

Получить согласие человека на обработку его персональных данных возможно двумя способами: предусмотреть в договоре или оформить отдельным документом.

Способ 1. Предусмотрите в договоре с собственником или уставе ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Включите согласие в договор с собственником, если оформляете его впервые, или внесите изменения в действующий договор. Такую возможность подтверждает Конституционный суд РФ в определении от 28 января 2016 г. № 100-О.

В зависимости от способа управления МКД это может быть договор, который содержит условия предоставления коммунальных услуг или выполнения услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, или договор управления МКД.

Внимание: условия обработки персональных данных в договоре управления МКД должны утвердить собственники помещений в МКД на общем собрании (ч. 1, 8 ст. 162 ЖК РФ).

Кроме того, Минстрой рекомендовал включать в договор управления МКД информацию о том, как УО обрабатывает персональные данные собственников и пользователей помещений в МКД (подп. «д» п. 12, подп. «з» п. 25 Примерных условий договора управления многоквартирным домом, утвержденных приказом Минстроя России от 31 июля 2014 г. № 411/пр).

Жилищные объединения могут включить условия обработки персональных данных в положения своего устава.

Способ 2. Оформите отдельным документом.

Согласие оформите в письменной форме на бумажном носителе с собственноручной подписью собственника или в электронной форме с электронной подписью. Документы будут равнозначными (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Согласие, оформленное письменно, пригодится в конфликтной ситуации. Также собственник будет помнить, что подписывал отдельный документ, ведь большинство не читает договор полностью.

Один из вариантов оформления согласия в электронной форме – разместить на сайте как документ Согласие на обработку персональных данных. Это самый распространенный вариант. Он подойдет для всех случаев, когда через свой сайт вы только собираете контактные данные и информируете о своих услугах.

Совет: под каждой формой ввода данных на сайте или в мобильных приложениях дать ссылку на текст согласия на обработку персональных данных и разместить кнопку с текстом: «Даю согласие на обработку персональных данных».

Смысл в том, чтобы пользователь сайта не мог отправить свои персональные данные без согласия на их обработку.

Какие сведения должно содержать согласие на обработку персональных данных

Вне зависимости от способа оформления согласия оно должно содержать восемь групп сведений:

  • Ф. И. О., адрес, номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе1;
  • наименование и адрес УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК – оператора обработки персональных данных;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или Ф. И. О. и адрес лица, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора (если обработка будет поручена такому лицу);
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие, а также способ его отзыва, если иное не установлено законом;
  • подпись субъекта персональных данных.
  • Если согласие оформляете на представителя субъекта персональных данных, укажите: Ф. И. О., адрес представителя, номер паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя. Ситуация: есть ли срок действия у согласия собственника помещения в МКД на обработку персональных данных Нет, не имеет. Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) не содержит требований к сроку действия согласия субъекта персональных данных на их обработку. В случае оформления письменного согласия собственника помещения в МКД на обработку его персональных данных в РКЦ срок действия такого согласия должен быть указан в тексте (п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона 152-ФЗ согласие на обработку персональных данных может быть отозвано. Если собственник помещения в МКД как субъект персональных данных отзывает согласие на их обработку, вы как оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия. Это связано с тем, что обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных (ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

    Какая ответственность грозит, если не получить согласие

    Если УО или жилищное объединение обрабатывают персональные данные собственников без их письменного согласия, когда такого согласия требует закон, Роскомнадзор оштрафует (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ):

    • должностное лицо и предпринимателя – от 10 000 до 20 000 руб.;
    • организацию – от 15 000 до 75 000 руб.

    При этом нарушение не должно содержать состав уголовного преступления. Помимо штрафа, есть риск, что взыщут моральный вред.

    Пример взыскания с УО морального вреда за передачу персональных данных должника

    УО передала данные собственника квартиры – должника по оплате ЖКУ коллекторам, которые стали ему угрожать. Он вызывал бригаду скорой помощи.

    Собственник обратился в суд с иском к УО о компенсации морального вреда, который причинили незаконным распространением персональных данных.

    Суд удовлетворил требования и взыскал моральный вред.

    Судья пояснил, что УО не получала согласия должника на передачу персональных данных коллекторскому агентству и не заключала договора с коллекторами по расчетам с собственниками.

    Из этого следует, что УО не имела оснований передавать данные должников коллекторам (определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 июня 2014 г. № 33-8467).

    См. также, какие еще предусмотрены штрафы за нарушение обработки персональных данных.

    Ситуация: кто несет ответственность за персональные данные, если управляющая МКД организация поручает обработку персональных данных собственников третьему лицу

    Перед собственниками помещений в МКД ответственность будет нести управляющая МКД организация.

    Если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия третьего лица несет оператор. Лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, несет ответственность перед оператором. Ответственность лиц устанавливает часть 5 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»

Реестр собственников помещений в МКД. Зачем он нужен? Часть 2

Краткое содержание:

1. Реестр собственников помещений в МКД.

2. Обсуждение.

В настоящей статье продолжаем рассматривать вопросы в отношении порядка формирования реестра собственников помещений в МКД.

Управляющая организация, правление ТСЖ, кооператива обязаны в течение пяти дней предоставить реестр собственников помещений в МКД собственнику помещения в МКД или иному инициатору общего собрания собственников по его письменному запросу (ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении этого реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников не требуется.

Реестр собственников, предоставленный Управляющей организацией, будет содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД (ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации):

  • -фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника;
  • -полное наименование и основной государственный регистрационный номер собственника — юридического лица;
  • -номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо;
  • -размер принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество.
  • Достаточно часто случается, что Управляющая организация имеет недостоверные сведения о собственниках, так как собственники не всегда сообщают:
  • -о проведенной приватизации, и Управляющая организация продолжает выставлять им плату за наем жилого помещения;
  • -о смене собственника;

-об изменении площади занимаемого помещения после произведенной перепланировки и т.д.

Поэтому инициативная группа, занимающаяся подготовкой общего собрания, должна, прежде всего, выявить всех собственников помещений в доме. Этот документ необходим не только для проведения общего собрания собственников, но и для работы Совета МКД.

Например:

-кто-то сдает квартиру внаем, поэтому нужен его телефон для связи в экстренных случаях;

-произошла авария на инженерных сетях МКД, а собственник в квартире отсутствует (не проживает, уехал в отпуск, командировку и т.д.), нужна связь с контактным лицом, представляющим собственника и др.

Что желательно включить в реестр, составленный инициативной группой собственников:

-общую площадь жилых и нежилых помещений в МКД, у которых есть собственники;

Персональные данные в ЖКХ

Защита персональных данных —  Головная боль  УК, ТСЖ, ЖСК …

«Защита персональных данных», «уведомление об обработке персональных данных», «согласие на обработку персональных данных», «законодательство о защите персональных данных» – данные словосочетания становятся проблемой и головной болью многих УО, ТСЖ, ЖСК, которые неожиданно столкнулись с понятием «персональные данные» и которым не хочется ни нарушить закон, ни поссорится с собственниками, ни навлечь на себя предписания и штрафы контролирующих органов. При этом расплывчатые формулировки законодательства о персональных данных, отсутствие внятных разъяснений гос.органов (и их стремление, в первую очередь, к карательной, а не регулирующей функции) делают еще более сложно определяемыми как отнесенение той или иной информации к персональным данным, так и порядок обращения с такими данными. Да еще и собственники помещений все больше проникаются пониманием некой «священной неприкосновенности» их персональных данных, которые, по мнению довольно значительного их (собственников) числа, якобы нельзя использовать для целей предъявления этим собственникам к оплате стоимости потребленных ими же услуг, для взыскания имеющихся задолженностей, для исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, и т.д. и т.п.

Что такое персональные данные?
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2016 №152-ФЗ (далее – ФЗ № 152) персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Читайте также:  Как вернуть средства на оплату переоценки кадастровой стоимости земельного участка

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 ФЗ № 152).

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 ФЗ № 152).
Таким образом:

  • персональные данные – это любая информация, относящаяся к собственникам (нанимателям) помещений МКД, а также работникам УО, ТСЖ, ЖСК;
  • обработка персональных данных – это любое действие, которое с ними совершается;
  • все управляющие компании, ТСЖ, ЖСК (далее – управляющие организации) являются операторами по обработке персональных данных, поскольку собирают, систематизируют, хранят, уточняют, используют и передают информацию, касающуюся собственников многоквартирного дома.

Уведомление уполномоченного органа
По общему правилу оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 ФЗ № 152).

Органом, уполномоченным на защиту прав субъектов персональных данных в соответствии со ст. 23 ФЗ № 152 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Уведомление рекомендуется направлять в территориальный орган Роскомнадзора – управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации оператора в налоговом органе (абз. 2 п. 3.1.13 Приказа Роскомнадзора от 30 мая 2017 г.

№ 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения». Уведомление должно быть подготовлено и направлено в уполномоченный орган в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями»).

Неуведомление (непредставление или несвоевременное представление) уполномоченного госоргана в порядке ст. 22 ФЗ № 152 влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.7).

Ответственность за подобные правонарушения установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Вместе с тем, п. 2 ст. 22 ФЗ № 152 установлены случаи, в соответствии с которыми УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных, к которым относятся данные:
— обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством;
— полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
— относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
— сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
— включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
— необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
— включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
— обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
— обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработке персональных данных. Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.

Из вышеприведенного перечня интерес также представляет следующее положение – УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления в случае, когда данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. Иными словами, если УО, ТСЖ, ЖСК персональные данные собственников обрабатывает, однако не распространяет и не передает третьим лицам, то оно не обязано направлять уведомление в Роскомнадзор.
Таким образом, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 22 ФЗ № 152, УО, ТСЖ, ЖСК обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор).
Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным. Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем. К ситуации, при которой обязанности по уведомлению Роскомнадзора не существовало, а в какой-то момент она возникла, можно отнести, например, переход от обработки данных без использования средств автоматизации к обработке с использованием таких средств.

Передача данных с согласия субъекта персональных данных
Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152).
Требования к согласию субъекта персональных данных установлены ст. 9 ФЗ № 152.

Так, например, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 ФЗ № 152), а в случаях, предусмотренных законом – обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме (п. 4 ст. 9 ФЗ № 152).

Важно отметить, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора (п. 3 ст. 6 ФЗ № 152), то есть именно УО, ТСЖ и ЖСК должны будут доказывать, получено ли такое согласие или его получение не требуется. Сам собственник помещения МКД (субъект персональных данных) данное обстоятельство доказывать не обязан, а просто может заявить о том, что его права были нарушены оператором персональных данных.

Более подробные разъяснения о требованиях к согласию субъекта персональных данных в настоящей статье не приведены, поскольку не являются целью данной публикации. Указанные разъяснения даны экспертом О.Е.Яндыевой в ходе вебинара, видеозапись которого доступна к приобретению на сайте АКАТО > > >

Обработка персональных данных без согласия субъекта и без уведомления Роскомнадзора в связи с исполнением договора
Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 152), а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (ч. 5 ст. 6 ФЗ № 152). В указанных случаях согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется.

Ч. 1 ст. 162 ЖК РФ устанавливает, что договор управления многоквартирным домом

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *