Право осужденного на получение юридической литературы

14 августа 2020 г. 13:23

«Владимирскому централу» запретили отказывать адвокатам в свиданиях с осужденными из-за нехватки кабинетов

Муромский городской суд решил, что ненадлежащая организация рабочих встреч адвокатов с осужденными нарушает права не только осужденного, но и адвоката.

Как сообщила «АГ», адвокат АП Владимирской области Юлия Чванова, добившаяся признания незаконным бездействия сотрудников тюрьмы в судебном порядке, назвала недопуск адвокатов к осужденным системной проблемой учреждений УФСИН Владимирской области.

Президент АП ВО Юрий Денисов сообщил, что намерен обсудить регулярный недопуск адвокатов во «Владимирский централ» с начальником регионального Управления ФСИН и Уполномоченным по правам человека во Владимирской области.

15 июля Муромский городской суд признал незаконным бездействием недопуск адвоката Муромской коллегии адвокатов № 1 «МАК» Юлии Чвановой на встречу с ее доверителем, который отбывает наказание во «Владимирском централе».

29 ноября и 7 декабря 2019 г. Юлия Чванова не смогла попасть на свидание со своим доверителем П., отбывающим наказание в ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области. Посчитав бездействие администрации тюрьмы незаконным, адвокат подала административный иск в Муромский городской суд Владимирской области.

Юлия Чванова пояснила, что 29 ноября прибыла во «Владимирский централ» для встречи с П. в порядке живой очереди, поскольку доверитель остро нуждался в юридической помощи. Однако сотрудники тюрьмы не пропустили адвоката на территорию учреждения и не приняли ее заявление на свидание с осужденным.

5 декабря юрисконсульт ФКУ Т-2 приняла заявление, в котором Юлия Чванова попросила предоставить свидание с доверителем 7-го декабря (суббота). Однако в назначенный день на КПП не было ни одного сотрудника, на телефонные звонки никто не отвечал.

Адвокат попыталась напомнить о себе, направив по электронной почте письмо с просьбой провести ее на территорию исправительного учреждения и предоставить свидание с осужденным. В случае отказа Юлия Чванова попросила письменно разъяснить причины принятия такого решения.

Сотрудники тюрьмы никак не отреагировали на письмо.

Далее адвокат позвонила сначала дежурному прокурору, который разъяснил, что она может подать письменную жалобу, а затем – в УФСИН по Владимирской области, где ей пообещали позвонить в ФКУ Т-2 для разрешения проблемы. Однако попасть к доверителю так и не удалось.

В ответ на поданную адвокатом жалобу региональное УФСИН сообщило, что свидание не было предоставлено из-за занятости кабинета для свиданий. Аналогичная жалоба была направлена во Владимирскую прокуратуру по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, однако на момент обращения в суд ответа не было.

«Владимирский централ» сослался на отсутствие свободного кабинета

В суде представитель ФКУ Т-2 настаивала на том, что 29 ноября и 5 декабря Юлия Чванова не смогла увидеться со своим доверителем потому, что «комната свиданий была занята другими адвокатами в порядке очереди».

Относительно 7 декабря представитель административного ответчика пояснила, что, поскольку это выходной день, адвокат должна была «обратиться в учреждение заблаговременно». В соответствии с п. 48–49 Приказа Минюста России от 11 октября 2018 г.

№ 211 пропуск в исправительные учреждения в выходные и праздничные дни осуществляется на основании списков, утверждала представитель учреждения.

По ее мнению, право на оказание квалифицированной юридической помощи не влечет возникновение у адвоката безусловного права на предоставление свиданий в порядке ч. 4 ст. 89 УИК РФ.

Более того, с точки зрения представителя тюрьмы, тот факт, что Юлия Чванова наконец встретилась со своим доверителем 21 января 2020 г., говорит о восстановлении прав адвоката.

Суд встал на сторону адвоката

Муромский городской суд установил, что 5 декабря, передавая сотруднику тюрьмы заявление о свидании с подзащитным, Юлия Чванова одновременно просила подготовить все необходимые для прохода на режимную территорию документы.

В силу п. 5 ч. 3 ст. 6 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности, напомнила первая инстанция.

«Данное право адвоката призвано реально обеспечить осужденному право на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ст. 48 Конституции РФ.

Исходя из этого, необоснованное ограничение права адвоката на беспрепятственное общение со своим подзащитным влечет нарушение прав как адвоката, так и его доверителя», – констатировал суд.

При этом, отметил он, административные ответчики не доказали невозможность предоставления свиданий в данном случае.

«Ненадлежащая организация рабочих встреч адвокатов с осужденными для оказания юридической помощи (защиты), в том числе в выходные дни, отсутствие необходимого количества помещений для таких встреч нарушают гарантированные законом права осужденного лица на получение защиты и права адвоката на оказание юридической помощи подзащитному лицу и сами по себе не являются достаточным основанием для необеспечения в разумный срок возможности реализовать право на квалифицированную юридическую помощь», – сказано в решении. Право осужденного на получение юридической помощи не ставится в зависимость от выходного или рабочего дня, а также от наличия или отсутствия свободного помещения для свиданий с адвокатом, подчеркнул суд.

Создание необходимых условий для осуществления адвокатами своих функций на территории исправительного учреждения возложено законом на администрацию такого учреждения, напомнила первая инстанция. В данном случае администрация ФКУ Т-2 таких условий адвокату не предоставила, подытожил суд.

На этом основании бездействие администрации «Владимирского централа», выразившееся в непредоставлении Юлии Чвановой свиданий с П., было признано незаконным. Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля, на момент опубликования новости информация об обжаловании на сайте Владимирского областного суда отсутствует.

Отметим, что в тот же день, 15 июля, Муромский городской суд признал незаконным бездействием отказ начальника ФКУ Т-2 Александра Зотова в предоставлении Юлии Чвановой личного приема 10 декабря 2019 г.

ja_mageia

   Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, к задачам которой относятся исполнение уголовных наказаний, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, обеспечение установленного порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, а также исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания.

        Обязанность по предоставлению осужденным информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также ознакомлению с изменениями порядка и условий отбывания наказаний в соответствии со ст. 12 УИК РФ возложена на администрацию учреждения или органа, исполняющего наказания.

      Кроме того, в соответствии со ст. 12 УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

         В соответствии со ст.

15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию.

    Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

      Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения — издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

         В соответствии со ст.

95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

Полномочиями по направлению гражданам нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также ведомственных правовых актов Министерство юстиции Российской Федерации не наделено.

      В этой связи по вопросам предоставления информации о правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, получения правовых актов, осужденные вправе обратиться к администрации исправительного учреждения, воспользоваться услугами адвоката, а также приобрести соответствующие нормативные правовые акты через торговую сеть.

Проблемы реализации и защиты прав осужденных в местах лишения свободы

В последнее время деятельность исправительных учреждений стала более открытой для общества.

Особенно большое внимание общественности и СМИ привлекает проблема реализации и защиты прав человека в ИУ.

Проводятся и научные исследования в данной области, которые выявляют проблемные аспекты и предлагают пути их решения. Рассмотрим результаты некоторых из них. осужденный защита жалоба свобода

Наиболее распространенными нарушениями прав, согласно опросам осужденных, проведенных С.К. Акимовым, являются нарушение права на вежливое обращение со стороны персонала ИУ (1.

6,2 %), на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение (14,1%), на направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб (12,5 %), а также на незаконное применение физической силы, специальных средств и оружия (12 %) 56.

О полном восстановлении нарушенных прав после обращения в государственные органы сообщили 23,7 % осужденных, о частичном — 10,3 %, о том, что их права не были восстановлены — 20,6 %. Однако больше всего осужденных (45,4 %) не ответили на этот вопрос.

Вероятно, некоторые из них на момент анкетирования не получили ответа на жалобу, другие и не ожидали восстановления своих прав, поскольку, как показывает практика работы с жалобами, многие осужденные зачастую приводят в них недостоверные сведения.

Показательно, что наибольшее доверие в вопросе восстановления нарушенных прав осужденные высказали администрации ИК — 16,6 %, а в целом учреждениям и органам УИС — 27,7 % (наибольший показатель). Органам прокуратуры высказали свое доверие — 26,2 % осужденных (Генпрокуратуре России-15,7%) 57.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учреждения и органы УИС, а также органы прокуратуры играют значительную роль в защите прав и свобод осужденных.

Читайте также:  Документы на квартиру после вступления в наследство

С другой стороны, суды, наделенные в настоящее время наибольшим объемом полномочий по защите прав и свобод граждан, недостаточно представлены в рассматриваемой нами сфере деятельности (3,7%) 58.

На наш взгляд, это связано с тем, что повышение роли судебной власти в области зашиты прав граждан произошло достаточно быстро и относительно недавно, а в сознании многих людей осуществление этих функций еще традиционно отождествляется с ведомственными или надзорными органами.

Однако, несомненно, что в будущем, при условии сохранения нынешней направленности судебной реформы, по мере формирования нового правосознания и повышения уровня правовой грамотности граждан, возрастет и доверие к суду, как к одному из главных институтов правового государства.

  • Относительно высоким оказался показатель недоверия осужденных всем указанным в опросном листе правозащитным органам — 8,9 %.
  • Наиболее распространенными нарушениями прав осужденных, допускаемых администрацией ИУ, согласно представлениям прокуроров, являются несоблюдение норм о материально-бытовом обеспечении (27,8 %), нарушение трудовых прав (26,5 %), требований закона об охране здоровья и медико-санитарном обеспечении (17,3 %) и незаконное применение взысканий (9 %) 59.
  • По сообщениям экспертов — прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (спецпрокуроров) чаще всего ими выявляются нарушения требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных — 12,8 %, прав на охрану здоровья и на медико-санитарное обеспечение — 11,5 %, права на направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб — 11,1 %, а также трудовых прав — 8,9 %.60
  • Некоторые расхождения с данными, полученными по результатам обобщения представлений можно объяснить тем, что последние вносятся, как правило, при выявлении наиболее серьезных нарушений законов, тогда как мнение спецпрокуроров дает как бы общий фон состояния законности в УИС.

Сопоставление результатов, полученных при обработке представлений прокуроров и анкетировании экспертов, позволяет отметить, что чаще остальных нарушаются права осужденных на материально-бытовое обеспечение, на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение, а также трудовые права. Такие данные позволяют с уверенностью говорить о наличии серьезной проблемы в обеспечении учреждениями и органами УИС этих прав осужденных и обеспокоенностью последних сложившейся обстановкой.

Анализ причин перечисленных нарушений прав осужденных позволяет констатировать, что они вызваны как объективными (недостаток финансирования, последствия развала экономики страны и т.д.), так и субъективными причинами, связанными как с недостаточно высоким уровнем правовой грамотности сотрудников УИС, так и с ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

С другой стороны, сами сужденные назвали наиболее распространенными нарушения прав на вежливое обращение со стороны персонала ИУ (16,2 %) и на направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб (12,5 %).

Изложенное в сопоставлении с объективными показателями нарушений законов в отношении осужденных, зафиксированных прокурорами в представлениях, показывает, что осужденные не только плохо осведомлены о широком комплексе предоставляемых им уголовно-исполнительным законодательством прав и свобод, которые нередко нарушаются, но и ненадлежащим образом информируются об этом администрацией ИУ. Это позволяет утверждать, что правовая грамотность осужденных находится на очень низком уровне.

Информацию о своих правах осуждённые чаще всего получают от рядового персонала исправительного учреждения; из наглядных материалов (стендов, досок объявлений и т.п.

), вывешенных на территории исправительного учреждения и разъясняющих права осуждённых; непосредственно при поступлении в исправительное учреждение; от других осуждённых; из имеющейся юридической литературы; на личном приёме у начальника исправительного учреждения; по радио или телевидению.

И лишь немногие осуждённые информацию о своих правах получают от адвокатов.

Те респонденты, которые считают, что не имеют возможности ознакомиться со своими правами во время отбывания наказания, связывают данное обстоятельство в основном с отсутствием библиотеки в исправительном учреждении или юридической литературы в ней, нежеланием персонала исправительного учреждения разъяснять права осуждённых, отсутствием наглядных материалов.

Исследования, проведенные О.А. Акимовой, показали, что юридическую помощь в исправительных учреждениях осужденные чаще всего получают от рядовых сотрудников. Однако в большинстве своём эти сотрудники не имеют достаточных познаний в области юриспруденции. В этой связи О.А.

Акимова предлагает, во-первых, уделить внимание непосредственно повышению профессиональной квалификации сотрудников исправительных учреждений, во-вторых, ввести в штатное расписание исправительных колоний единицу юрисконсульта для оказания квалифицированной юридической помощи осуждённым на постоянной основе63.

При реализации права осуждённых на юридическую помощь важное значение имеют организационные гарантии — наличие специальных помещений для конфиденциальных консультаций, осуждённых с адвокатами.

Однако лишь 40% опрошенных осуждённых ответили, что встречи с адвокатами в исправительных учреждениях проходят в специально оборудованных для этих целей помещениях вне пределов слышимости третьих лиц.

В большинстве же случаев для этого предоставляются общие комнаты, где проходят свидания с родственниками и иными лицами (34%), помещения в дежурной части (12%) либо кабинеты начальника воспитательного отдела, оперативных подразделений, комнаты отдыха и др. (14%).

В этой связи руководителям исправительных учреждений необходимо принять безотлагательные меры по оборудованию специальных помещений, где осуждённые и адвокаты могли бы встречаться наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания, как того требует законодательство. Ещё одной проблемой, выявленной в ходе исследования, является получение осуждёнными бесплатной юридической помощи адвокатов.

Таким образом, можно констатировать, что хотя услуги адвокатов являются основной формой оказания профессиональной (квалифицированной) юридической помощи осуждённым, роль адвокатуры как института, призванного обеспечивать защиту прав осуждённых в России, остаётся на весьма низком уровне. Поэтому в действующее законодательство должны быть внесены изменения и дополнения как правового, так и организационного характера в целях реального обеспечения полномочий адвоката, гарантий оказания бесплатной юридической помощи, увеличения численности адвокатуры.

Анализ анкетных данных респондентов из числа осужденных, содержащихся в ИУ различных видов режима, показал, что в настоящее время, 45 % осужденных необходимыми средствами личной гигиены обеспечивают родственники, друзья, знакомые, которые присылают средства гигиены в посылках, передачах, бандеролях; 15 % респондентам помогают другие осужденные и такое же количество осужденных не пользуются в полном объеме средствами индивидуальной гигиены, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством. Следует отметить, что из 256 опрошенных, содержащихся в СИЗО, 19% имеют в камере весь необходимый коммунально-бытовой инвентарь, 67 % — только некоторые предметы, 3 % ничего не имеют в камере.

Другой проблемой, выявленной в ходе проведенного исследования, является организация питания осужденных в соответствии с нормами по калорийности и учетом потребностей человека в суточной норме витаминов.

В ИУ дефицитными остаются натуральные продукты с содержанием белка и витаминов, овощи и фрукты.

Минимальный рацион поддерживается в течение продолжительного времени за счет продуктов ограниченного ассортимента.

В ходе исследования 76% осужденных указали на отсутствие мясных продуктов, их замену соевым заменителем, 56 % — на низкое качество и небрежное приготовление пищи (использование испорченных продуктов, наличие посторонних предметов в пище), несоблюдение санитарных правил (плохо вымытая посуда, грязные помещения, наличие грызунов и насекомых). В отдельных колониях обозначенные в меню продукты не соответствовали реально наличествующим в рационе. Следует также отметить, что 11 % от общего числа респондентов оценивают рацион питания в ИУ как удовлетворительный, а 6 % готовят пииту сами63.

Анализ проведенного анкетирования показал, что 53 % осужденных считают медицинское обеспечение ИУ неудовлетворительным (нехватка лекарств, устаревшее медицинское оборудование и т.п.

); 21 % указали на ограниченность медицинской помощи устными пожеланиями врача и выдачей медицинских препаратов.

Только 26% респондентов отметили удовлетворительную медицинскую помощь, которая была им предоставлена со стороны персонала медицинской части68.

В то же время исследования показывают, что реализация прав осужденных в целом обеспечивается действующим законодательством. Это подтверждается позицией опрошенных лиц. Подобную точку зрения поддержали 71 % осужденных и 56 % законопослушных граждан из числа опрошенных автором.

Однако социологический опрос осужденных и обычных граждан приводит к выводу о том, что здесь имеют место нерешенные проблемы.

Только 37 % и 32 % соответственно считают возможным в условиях лишения свободы реализовать предоставленные законом права, тогда как 60 % и 63 % дали на этот вопрос отрицательный ответ или усомнились в этом.

Рассматриваемая проблема является важной, поскольку от решения проблем деятельности уголовно-исполнительной системы во многом зависят состояние правопорядка и законности в стране, покой и безопасность людей, моральное здоровье нашего общества.

В современном российском обществе нет согласия по поводу необходимости проведения реформы системы исполнения наказаний: 56 % опрошенных законопослушных граждан не поддерживают меры, направленные на гуманизацию исполнения наказаний.

Одни при этом считают, что наказание, выступая в качестве возмездия за совершенное преступление, теряет свою сущность. Другие не разделяют такие меры, просто опасаясь за свою безопасность.

Стоит отметить, что иного мнения придерживаются 84 % осужденных66.

Это означает, с одной стороны, что не все шаги, осуществляемые государством в этой сфере, были понятны широкой общественности. Между тем значимость морально-нравственных факторов, действующих в обществе, несомненно, велика.

«Без моральной поддержки народа любые попытки изменения уголовной политики государства в борьбе с преступностью, модернизации законодательства в этой и других областях будут малоэффективны, какие бы силы и средства не были брошены на достижение поставленных целей»67.

С другой стороны, возникает ответственная задача соблюдения сбалансированности процессов гуманизации и обеспечения безопасности всего общества.

Представляется, что если не брать во внимание экономические проблемы пенитенциарной системы, породившие массу негативных последствий, связанных с обеспечением процесса исполнения уголовного наказания, то проблема реализации прав осужденных состоит из трех основных компонентов, решение которых позволит значительно продвинуться в этом вопросе, снимет напряженность в местах лишения свободы:

  • 1) проведение комплексной работы с населением, направленной на повышение уровня правосознания граждан (с использованием информационных средств воздействия, возможностей образовательных учреждений). Нужно стремиться к тому, чтобы каждый гражданин четко понимал цели предлагаемых реформ в УИС, их значение для общества, роль личности в процессе их реализации. Только тогда мы вправе рассчитывать на успех;
  • 2) пересмотр приоритетов в организации процесса исполнения наказаний с учетом соблюдения условий, при которых реализуются права человека;
  • 3) деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей исполнение наказания, оказывающего влияние на реализацию прав осужденных.
Читайте также:  Порядок вселения в квартиру сособственника

В завершении данного вопроса отметим следующее. Сложившаяся в местах лишения свободы ситуация требует принятия комплекса организационно-правовых и экономических мер, исключающих возможности для произвола со стороны администрации исправительного учреждения, а также в целях укрепления социально полезных связей осужденных.

Предпочтительно, чтобы в перспективе каждый осужденный жил в отдельной камере с необходимыми удобствами. Следует отметить, что в настоящее время в пенитенциарной практике одним из наиболее жестких видов наказания и дисциплинарного воздействия является одиночное заключение.

Следует отказаться от такой практики, оставив место лишь для минимально необходимых элементов принуждения, связанных с одиночным заключением.

Для надлежащего исполнения требований санитарии и гигиены представляется целесообразным увеличить нормы жилой площади на одного осужденного.

Кроме того, следует отказаться от не предусмотренных законом правоограничений в местах лишения свободы, основанных на соображениях целесообразности, противоречащих гуманистическим представлениям, ущемляющих права осужденных или унижающих их достоинство.

Необходимо дальнейшее укрепление и, что особенно важно, расширение правовых возможностей по реализации прав осужденными. Недопустимо и «двойное» толкование законодательных норм. Нельзя исходить из того, что какая-то законодательная норма может быть удобна или неудобна для исполнения.

Обращаясь к нормам закона необходимо руководствоваться незыблемым правилом: исполнять не «дух закона», а его «букву».

Проблемы соблюдения конституционного права осужденных на получение квалифицированной юридической помощи — Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»

Проблемы соблюдения конституционного права осужденных на получение квалифицированной юридической помощи

Трунов И.Л.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина соответствующие общепринятым принципам и нормам международного права и Конституции. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемость прав и свобод человека предполагает строгую их охрану всей системой норм внутреннего (национального) и международного права .

Соблюдение, охрана прав свобод и законных интересов осужденных означает, что права и свободы граждан могут быть ограниченны лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы данных граждан подлежат охране и защите наравне со всеми другими гражданами России.

В основу правового положения осужденных закладываются как бы три фундаментальных положения: 1) права и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных актах 2) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных законах РФ; 2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний.
В ч. 1 ст. 10 УИК закреплен принцип один из фундаментальных основ конституционного строя. Конституция понятие «высшая ценность» относит к человеку признанию и охране его прав и свобод. В правовом государстве значение прав человека таково, что они, с одной стороны, лишают государственные органы возможности их отменить или запретить, с другой стороны – определяют смысл, содержание и применение законов . Принципы правового государства являются фундаментом современного цивилизованного общества. Без соблюдения этих принципов невозможен ни экономический прогресс государства, ни гармоничное существование людей в нем.
Попадая в сферу регулировании отношений, возникающих при исполнении наказания лицо приобретает определенное правовое положение (статус). Осужденный – лицо, в отношении которого вынесенный судом обвинительный приговор вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. К данной категории лиц, обладающих специальным статусом, относятся лица, отбывающие уголовное наказание. Под правовым статусом осужденного понимается совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен на период отбывания определенного вида уголовного наказания и на срок судимости. Правовой статус осужденного зависит от конкретного вида уголовного наказания, назначенного ему приговором суда. В науке уголовно-исполнительного права правовое положение лиц, отбывающих наказание, принято делить на два вида: правовой статус осужденных, отбывающих наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, и правовой статус осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Ограничения прав и свобод осужденных устанавливаются уголовным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 43 УК наказание является мерой принуждения и заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица. В соответствии с этим определением в нормах УК РФ, устанавливающих конкретные виды наказаний, закрепляются их содержание, представляющие из себя ни что иное как комплекс ограничений прав и свобод гражданина.
Ограничения общегражданских прав и свобод осужденных устанавливаются также уголовно-исполнительным законодательством, поскольку последнее конкретизирует уголовно-правовое содержание наказания, и устанавливает принудительный порядок его исполнения (отбывания), в процессе которых дополнительно ограничиваются права и свободы гражданина (например, установление цензуры корреспонденции и обыска в исправительных учреждениях).
Важным направлением развития защиты прав осужденных, исходя из положений Конституции РФ, является усиление средств охраны и защиты, к которым относятся средства, предусмотренные ст. 46 Конституции РФ, такие, как судебная защита нарушенных прав и обращение в международные органы по защите прав и свобод человека. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, закреплены в ст. 118 Конституции. Расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо применение судебного, а не административного порядка обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов в большей степени гарантирует соблюдение интересов, а в особенности если дело касается осужденных к лишению свободы как одной из наименее защищенных на сегодняшний день категорий населения.
Вместе с тем каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45 Конституции России) ч. 1 ст. 45 Конституции России, гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Поэтому выбор способов защиты, например, обращение в прокуратуру, в суд, либо в правозащитные объединения, является правом осужденного. Исключение установлено для обращения в Европейски суд по правам человека в Страсбурге: оно возможно, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, в том числе должностных лиц администрации исправительных учреждений могут быть обжалованы в суд (ФЗ №19 от27.04.1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Часть 3 статьи 46 Конституции РФ гласит «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
«1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Конституция Российской Федерации Статья 48. Право на оказание юридической помощи относится к основным правам и свободам человека гражданина. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 25 октября 2001 г. № 14-П, федеральный законодатель при регулировании права на помощь адвоката (защитника), относящегося к основным правам и свободам человека и гражданина, обязан установить в уголовно-процессуальном законе все важнейшие элементы данного права, включая условия и порядок его реализации, в частности условия и порядок предоставления адвокату свиданий с обвиняемым (подозреваемым), поскольку такое регулирование непосредственно затрагивает само существо уголовно-процессуальных отношений, в том числе в части реализации функции защиты обвиняемым и его адвокатом.

УИК РФ гарантирует получение юридической помощи адвоката ч. 8 ст. 12 «Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи».

Продолжительность свиданий с осужденного защитником регламентируют Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России № 205 от 3 ноября 2005 года, ограничивая 4 часами (п.

83).

Норма установленная п.15, части 2, ст.

16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривающая возможность ведомственного регулирования порядка проведения свиданий с защитником «по предъявлении защитником документа о допуске к участию в уголовном деле, выданным лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело» Конституционным Судом РФ признана не соответствующей Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 25 октября 2001 г. № 14-П / Вестник Конституционного Суда РФ, № 2001).
Везде кроме одного региона России Москвы, где данное решение Конституционного суда не действует, в остальных регионах России основанием для предоставления свиданий с адвокатом является ордер, а также удостоверение адвоката. Требовать иные документы с адвоката для предоставления свидания запрещено. Эти правила действуют для адвокатов, когда последние выполняют функции защиты по уголовным делам.

Какие необходимы документы для предоставления подозреваемому, обвиняемому или осужденному свидания с адвокатом, если последний является не защитником, а представителем, например, в гражданском процессе? Прямого ответа на данный вопрос в нормах закона нет. Ст.

29 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют права с разрешения лица, или органа, в производстве которых находится уголовное дело, и в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка, участвовать в гражданско-правовых сделках через своих представителей или непосредственно, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Гражданско-правовая сделка носит разрешительный характер, и для предоставления свидания с адвокатом-представителем подозреваемого или обвиняемого – необходимо разрешение лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. предоставления свидания осужденного с адвокатом является заявление осужденного о необходимости предоставления ему свидания с адвокатом, ордер (соглашение) и удостоверение адвоката (ч.4 ст.89 УИК РФ).

Читайте также:  Переоформление собственности между родственниками

Правовая помощь осужденным и ее роль в исправлении



В рассмотрены особенности оказания правовой помощи осужденным, изучена ее роль в исправлении граждан, отбывающих наказание. Кроме того, выявлены правовые недостатки регулирования оказания юридической помощи осужденным.

Ключевые слова: осужденный, правовая помощь осужденным, юридическая помощь осужденным, правовое воспитание, правовое просвещение.

Тюремное заключение — это самое суровое уголовное наказание, применяемое в настоящее время в Российской Федерации, реализация которого достигается в том числе значительными правовыми ограничениями для осужденного.

При этом заключение и изоляция отбывающего наказания гражданина не означает полного лишения социальной жизни, что подтверждается ст.

6 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится о том, что каждый имеет право быть признанным лицом перед законом.

А. В. Кузнецов справедливо отмечает, что «лица, отбывающие наказание, сохраняют все права человека, за исключением тех, в которых они ограничены вследствие лишения свободы».

Кроме того, осужденные нуждаются в помощи не только для себя, но и для общества в целом, поскольку общество крайне заинтересовано в том, чтобы лицо, освобожденное из мест изоляции, не допускало повторного совершения преступления [1].

В отличие от подозреваемых и обвиняемых, для которых адвокат может быть назначен органами предварительного следствия и суда с оплатой за счет государства, для осужденных такой порядок не предусмотрен.

Единственным исключением является участие осужденного в суде апелляционной и кассационной инстанций при обжаловании приговора. По мнению Ю. И.

Соловьевой, осужденный не должен быть лишен качественной и своевременной юридической помощи.

Поскольку выплата такой помощи законом не установлена, вопросы ее предоставления находятся в ведении государственных и общественных учреждений.

Такие полномочия берут на себя Федеральная служба исполнения наказаний России, правозащитные организации, а также юридические клиники профильных вузов и факультетов в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Юридическая помощь и как производная — правовое просвещение осужденных, представляется важным не только как направление, обеспечивающее соблюдение их прав и законных интересов, но и как существенная составляющая воспитательной работы с осужденными, которые, получая профессиональные юридические консультации, не изолированы от правового поля и чувствуют определенную степень своей социализации.

Правовое воспитание как направление воспитательной работы с осужденными согласно ч. 1 ст. 109 УК РФ воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа включает в себя комплекс различных мероприятий по воспитанию нравственных качеств, развитию трудовых навыков, соблюдению норм права и др.

Правовое воспитание способствует тому, что осужденный чувствует себя человеком, гражданином. Люди не отворачиваются от него, они не избегают его. Напротив, они идут ему навстречу, разговаривают с ним, объясняют закон и воспринимают его как часть общества. В результате повышается самооценка человека, развивается уважение к закону и государству [2].

Правовое просвещение лиц, осужденных к лишению свободы, может осуществляться в форме групповой разъяснительной работы и индивидуальных юридических консультаций.

Групповая разъяснительная работа предполагает проведение занятий, в ходе которых рассматриваются положения законодательства, касающиеся определенной группы осужденных. Такая работа будет важна для групп осужденных, объединенных общими интересами, связанными с их правовым статусом.

Индивидуальная юридическая консультация-это разъяснение правовых норм, касающихся конкретного лица. Такая консультация может быть письменной или устной.

Чтобы получить наиболее полный ответ на существующие вопросы, в ряде случаев необходимо изучить определенные правовые документы (приговоры, судебные решения и др.).

Юридическое образование должно основываться на принципах взаимного уважения и доверия, всесторонних консультаций и профессиональной грамотности. При проведении юридического занятия или индивидуальной консультации вы должны быть вежливы и тактичны. Необходимо в доступной форме раскрыть положения законодательства и, по возможности, привести примеры из практики.

Важно иметь в виду, что во время консультации заключенные часто ожидают от консультанта ответа, который совпадал бы с их собственной позицией. Однако это не всегда возможно, так как мнение осужденного может не совпадать с нормативными требованиями. В этом случае консультант должен изложить законодательство, указав в мягкой форме ошибочное мнение осужденного.

В рамках уголовно-исполнительной системы правовое воспитание осуществляется различными подразделениями учреждений, исполняющих наказания.

В частности, сотрудники специальных отделов и начальники отрядов разъясняют вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением, заменой наказания на более мягкое, проводят лекции по профилактике девиантного поведения (наркомании, алкоголизма и др.

), принимают меры по недопущению проникновения криминальной субкультуры в подростковую среду с несовершеннолетними осужденными. Сотрудники финансовых отделов разъясняют вопросы материального удержания с осужденных и др. юрист учреждения разъясняет гражданско-правовые вопросы (оформление доверенности, наследование и т. д.) [3].

Мы считаем, что работа по правовому воспитанию осужденных к лишению свободы имеет хорошие перспективы и должна развиваться также в рамках взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний России с юридическими образовательными учреждениями, а также официально зарегистрированными общественными организациями.

По нашему мнению, воспитательная работа в области реформирования правового сознания осужденных должна начинаться в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и в то же время не должна заканчиваться в них и ограничиваться только теми средствами, которыми располагает эта система.

Например, для решения этой задачи в каждом подразделении исправительных учреждений Саратовской области созданы уголки правовых знаний.

В них содержатся выдержки из уголовного и Уголовно-исполнительного законодательства, образцы написания различных заявлений, обращения в Европейский суд по правам человека, УФСИН России по Саратовской области, областную прокуратуру и так далее.

Кроме того, в этих учреждениях в рамках социально-правовой подготовки наиболее опытные сотрудники пенитенциарного учреждения регулярно проводят занятия с осужденными, в ходе которых осужденные могут задавать вопросы и получать консультации.

Таким образом, несмотря на достаточно значительную роль пенитенциарной системы в исправлении осужденных, как показывает практика, ее сотрудники не в состоянии в одиночку справиться с проблемой всего общества в виде увеличения числа лиц, совершающих преступления, а зачастую и вновь их совершающих.

В связи с этим, согласно концепции, одним из приоритетных направлений развития уголовно-исполнительной системы является взаимодействие органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний с общественными организациями и формированиями.

Это направление довольно тесно связано с позицией пункта 6 раздела. III часть концепции — «вовлечение общественных организаций в работу по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы».

Такое взаимодействие, на наш взгляд, позволит достичь необходимых воспитательных целей за счет привлечения людей извне, то есть тех, кто не относится к пенитенциарной системе по роду своей деятельности, что повысит степень доверия осужденных к этим лицам.

Кроме того, на наш взгляд, вполне корректно ориентироваться на повышение уровня правосознания самих работников, т. е.

воспитательная работа в органах исполнения наказаний должна вестись не только среди осужденных, но и среди самих работников, которые нередко также попадают под негативное влияние криминальной сферы.

Следует отметить, что воспитательная работа с осужденными должна строиться не только на процессе формального представления правовой информации, например, в виде брошюр и плакатов с изложением основного перечня прав и свобод, существующих в настоящее время в местах лишения свободы.

Все занятия с осужденными воспитательной направленности должны быть буквально проникнуты особым духом уважения к закону, как мере ответственности перед обществом, связанным с нравственными принципами общества, которые дают осужденному особое понимание неизбежности ответственности перед законом и обществом, невозможности уклонения от ответственности. [4].

Определение приоритетности этого направления, на наш взгляд, является важным шагом на пути реформирования всей уголовно-исполнительной системы в целом.

В ее рамках нам особенно интересны следующие положения концепции: «внедрение электронного делопроизводства, включающее оснащение автоматизированными рабочими местами всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, формирование и ведение реестра единой системы электронных документов, оцифровку 100 процентов документов информационных фондов и архивов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к 2022 году», а также «обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей»., технические возможности для использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, включая видеоконференции, электронную почту и т. д». (раздел III, пункт 3). Помимо общения с различными общественными организациями, осужденные должны уметь пользоваться различными техническими средствами, такими как справочно-правовые системы «Гарант» и «КонсультантПлюс».

  • Выработка необходимых навыков в этой области поможет осужденным овладеть необходимой правовой базой знаний, отслеживать изменения законодательства в интересующих их сферах, изучать научную литературу, полученную из этих источников, находить решения насущных проблем.
  • Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов.
  • Во-первых, воспитательная работа в отношении осужденных к лишению свободы должна стать приоритетным направлением деятельности уголовно-исполнительной системы, поскольку именно в ее рамках прививаются нравственные ценности и формируется законопослушная личность.

Во-вторых, среди различных направлений воспитательной работы особое место занимает правовое воспитание. Она не только обеспечивает правовую поддержку, но и является важной составляющей социализации осужденного.

В-третьих, правовое воспитание осужденных должно способствовать уважению к закону, обществу и государству.

Литература:

  1. Кузнецов А. В. Защита прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. №. 2. С. 39–41.
  2. Бахтин А. А. О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исправительному законодательству России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2019. № 1 (5). С. 68–72
  3. Керефов И. Р. Бесплатная юридическая помощь осуждённым: правовое регулирование, практика реализации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2012.
  4. Афанасьева О. Р. Проблемы реализации права на правовую помощь осужденными к наказанию в виде лишения свободы // Проблемы реализации конституционного права осужденных к лишению свободы на получение юридической помощи. 2019. С. 6–12.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, осужденный, уголовно-исполнительная система, правовое воспитание, лишение свободы, юридическая помощь, групповая разъяснительная работа, пенитенциарная система, Российская Федерация, Саратовская область.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *