Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры

Сейчас идет зачисление детей в первые классы. А в школах с углубленным изучением ряда предметов происходит поступление в старшие классы. От того, попадут ли дети в хорошую школу, зависит многое.

Какие особые права есть у братьев и сестер и всегда ли они гарантированы, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» старший управляющий партнер юридической компании «PG Partners» Петр Гусятников.

«В декабре 2019 года вступил в силу закон, согласно которому проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.

Соответствующие поправки были внесены в Семейный кодекс и закон «Об образовании», – говорит эксперт. – Государственные и муниципальные школы и детские сады обязаны придерживаться этого принципа. Средней и старшей школы это не касается.

То есть, если, например, в семье один ребенок учится в восьмом классе и родители хотят перевести туда же его брата-пятиклассника, то им могут отказать».

По словам эксперта, отказать могут и в том случае, если ребенок относится к школе не по прописке, и там нет мест, потому что учебные учреждения обязаны в первую очередь принимать детей, которые относятся к ним по территориальной принадлежности.

Согласно закону, братьев и сестер должны зачислять в одно учебное учреждение, но если оно имеет несколько корпусов, то нет гарантии, что дети будут учиться в одном здании. Это абсолютно законно. Проблему можно решить, договорившись c директором школы. Обычно они с пониманием относятся к ситуации и пытаются найти варианты.

Кроме того, чтобы братья и сестры получили преимущественное право на зачисление в одно учебное учреждение, они должны проживать совместно, на одной территории. Если, допустим, мать с отцом развелись, и дети проживают по разным адресам, даже в соседних подъездах одной многоэтажки, преимущественного права они лишаются.

Специализированные учебные заведения, например, физико-математический или лингвистический лицей, которые принимают учеников на основании вступительных экзаменов, могут, по словам юриста, отходить от этого правила. И это совершенно справедливо, ведь один ребенок может иметь склонность к точным наукам или языкам, а другой нет.

Близнецы, с точки зрения закона, не имеют никаких преимуществ перед братьями и сестрами разного возраста.

Если вы имеете право на преимущественное зачисление ребенка в детский сад или начальную школу, в которой уже учится один из детей, и вам отказывают, необходимо написать заявление на имя директора с просьбой предоставить письменный мотивированный отказ. Если у учебного заведения нет оснований, а чаще всего получается именно так, то ситуация разрешиться достаточно быстро.

«Если администрация отказывается идти с вами на контакт, предоставлять письменный отказ и т.п., то можно жаловаться в местный Департамент образования. В принципе туда обратиться можно сразу, минуя директора, но я бы не рекомендовал, потому что 90% проблем решаются обращением в администрацию учебного заведения», – говорит юрист.

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры
Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестрыПраво ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестрыПраво ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестрыПраво ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры

Братья и сёстры получили приоритет при зачислении в школы

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры

фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Летом младшие школы и детские сады в регионах набирали детей по новым правилам — ребёнка должны были зачислить в первоочередном порядке, если его брат или сестра учатся в том же учреждении.

Как пояснили в Госдуме, это не касалось только специализированных школ, например художественных или математических.

Но решены пока не все вопросы — правила приёма в сады официально обновлены, а в школы — нет, и у Верховного суда возникли претензии к порядку зачисления льготников.

Без закона было не обойтись

2 декабря прошлого года президент подписал закон, по которому у детей появилось право на преимущество при приёме в ясли, детский сад или начальную школу (с 1-го по 4-й класс), где уже учатся их братья и сёстры. Дети должны быть из одной семьи и жить в одной квартире или доме.

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры

Воспитание школьников стало государевой задачей

Этим летом в регионах начали принимать воспитанников и учеников по новым правилам. Например, родители из Санкт-Петербурга могли подать онлайн-заявление на зачисление в детский сад, указав, что туда уже ходит их старший ребёнок.

«Без этого федерального закона было не обойтись. У нас был целый поток жалоб», — говорит один из авторов документа, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин.

По его словам, нередко складывалась ситуация, когда семья покупала квартиру в новостройке, и ребёнка зачисляли в школу рядом с домом, а через пару лет, когда подрастал второй ребёнок, ему не доставалось места в той же школе, и его отправляли в другую часть Москвы. «Теперь эта нелепость устранена», — подчеркнул депутат.

Закон позволил избавить от неудобств, в первую очередь, мам и пап, которым надо было водить детей в разные школы, согласилась соавтор документа, глава Комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Тамара Плетнёва.

Но преимущественное право при зачислении в школу даётся только в том случае, если она ведёт обучение по основным общеобразовательным программам, уточнила она. «Это не относится к зачислению в школы художественного направления, математического. Там нужно сдать специальные экзамены.

Может быть так, что у одного ребёнка конкретный талант, а у другого — нет», — пояснила депутат.

В начале лета Минпросвещения закрепило правило приоритета для детских садов. Кроме братьев и сестёр, постановлениями Правительства и указами президента установлены другие категории дошкольников, которых берут в сады в особом порядке.

На внеочередное зачисление имеют право, например, дети судей, прокуроров и погибших по время контртеррористических операций военнослужащих. Стандартно же в первоочередном порядке берут в сад детей из многодетных семей, инвалидов, детей военнослужащих и сотрудников полиции и так далее.

Полный список льготников публикуют на сайтах учреждений.

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры

Как будут питаться школьники в новом учебном году

Проблемы ещё есть

Что касается зачисления в школы, пока порядок приёма не обновили в соответствии с новым законом. В феврале в Госдуме даже требовали от Минпросвещения объяснений, почему правила работают не по всей стране. В итоге 21 мая министерство опубликовало проект приказа, регулирующего этот вопрос. Но утверждён он пока не был.

Хотя в регионах справляются и так. Например, в Екатеринбурге младших братьев и сестёр учеников брали в первый класс независимо от того, прописаны они на закреплённой за школой территории или нет.

В остальных случаях действовал обычный порядок, установленный Минпросвещения — сначала зачисляли детей из очереди по месту жительства, а потом, на свободные места, всех остальных.

Тем не менее случались и проколы. В начале лета Верховный суд удовлетворил часть претензий жителя Биробиджана, который не смог устроить дочь в ту же школу, где учится его сын. Вопросы возникли к двум основным пунктам существующего порядка.

По первому приоритет при зачислении за прописанными на закреплённой за школой территорией детьми, по второму свободные места, оставшиеся после зачисления местных детей, отдают льготникам. В обоих случаях Верховный суд постановил учитывать также детей, чьи братья и сёстры уже учатся в конкретной школе или детсаду.

В Минпросвещения с решением не согласились, отметив, что порядок не противоречит закону, и нарушения прав истца «повлекли исключительно неправомерные действия образовательной организации».

Закон о зачислении братьев и сестер в одну школу вызвал новые проблемы в Екатеринбурге

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестрыhttps://www.znak.com/2019-12-06/zakon_o_zachislenii_bratev_i_sester_v_odnu_shkolu_vyzval_novye_problemy_v_ekaterinburge

2019.12.06

Принятый недавно закон, дающий преимущественное право на зачисление в одну школу братьев и сестер, вызвал новые споры и проблемы в Екатеринбурге, депутаты которого и стали инициаторами этой федеральной нормы.

Оказалось, что данное право плохо согласуется с существующей сейчас в городе системой зачисления детей в первый класс.

Дело в том, что в уральской столице действует так называемый территориальный принцип, когда в школу в первую очередь принимают только детей, зарегистрированных в домах, прикрепленных к каждому учебному заведению. При этом в федеральном законе нет никакой связки между школой и адресом регистрации братьев и сестер.

Льготникам можно записывать детей в первый класс с 15 декабряЯромир Романов / Znak.

com

Утвержденные поправки в Семейный кодекс РФ и в закон «Об образовании в РФ» о зачислении младших детей в ту же школу, где учатся их старшие братья и сестры, вызвал серьезные вопросы у родителей в Екатеринбурге.

На городских форумах, где обсуждается новая льгота, родители спрашивают: будет ли младший ребенок зачислен в ту же школу, что и старший, если она находится не по прописке семьи? В Екатеринбурге за каждым микрорайоном закреплены определенные школы, куда дети могут быть зачислены в первую очередь. Поэтому для поступления в первый класс в школу должна быть предоставлена справка о регистрации ребенка. Поэтому некоторые родители до сих пор ищут способы — как легальные, так и нелегальные, — чтобы зарегистрировать ребенка по адресу, прикрепленному к нужной им школе. 

Набор по территориальному принципу ведется до конца июля. И только после этого срока можно претендовать на поступление в школу не по месту регистрации. Как правило, в популярных школах, а также в районах новостроек, где есть дефицит социальных учреждений, к 1 июля свободных мест не остается.

Обязательная привязка школы к месту регистрации в Екатеринбурге существовала не всегда. Ее ввели только в 2012 году. Поэтому многие старшие дети в семьях обучаются не в тех школах, которые определены им сейчас по месту регистрации.

Кроме того, семьи могут переезжать, а ребенок продолжает ходить в старую школу, даже если она находится далеко от дома.

Наконец, по окончании начальной школы можно попробовать перевестись в более сильное учебное заведение без привязки к месту регистрации. 

Таким образом, может быть достаточно много причин, по которым старший ребенок в семье учится в одной школе, а младший, по правилам, установленным мэрией Екатеринбурга, имеет право на зачисление в другую школу.

«Будет ли школа в этой ситуации требовать прописку первоклассника в определенных домах, если старший брат или сестра учатся в этой школе?» — задаются вопросом участники форумов. «У нас такая ситуация: старший учится в школе по прописке. Младшего планируем туда же.

Обрадовалась новому закону, но опа… По новому списку закрепленных улиц наш дом более не относится к этой школе… И чего делать???? Влияет все же прописка на зачисление младших братьев или как? Где узнать правду?» — пишет одна из анонимных участниц форума U-mama.

«По закону предполагалось, что люди могут переехать, сменить место жительство, но если старшие дети учатся в школе по прежнему месту жительства, то и младший бы мог пойти туда же, чтоб освободить родителей от головной боли по развозу детей по разным школам. Но у нас истолковали его иначе. Не противоречит ли федеральному закону местный регламент, который на первое место все равно ставит приписку к школе?» — отмечает другая мама.

«Когда-то школы могли принимать и не прописанных детей — через экзамен.

Моя одиннадцатиклассница именно так поступила в 5-ю гимназию в 1-й класс — по конкурсу», — пишет одна из родительниц, обсуждая зачисление младших детей без прописки. «То, что было когда-то, 11 лет назад, значения сейчас не имеет.

К младшему применяется тот порядок, который действует во время его зачисления. В данный момент это адресное прикрепление», — замечает другая участница.

Читайте также:  Гражданство ребенка, родившегося в Крыму

Отметим, что федеральный закон лишь обязывает детей проживать вместе, но о том, что они оба могут ходить только в прикрепленную к дому школу, в законе ничего нет.

В школах, куда родители, по их словам, звонили с вопросами, реакция неоднозначная. Но чаще сообщается о том, что «хоть они и братья/сестры, но должны быть приписаны к данной школе все равно».

«До 30 июня зачисляют только тех, кто идет по прописке», — пишет одна из участниц форума U-mama.

«Нам сказали, если старший ребенок учится в нашей школе, то младший, не приписанный к школе по участку, пойдет на общих основаниях с 1 июля… Или в другую школу, если мест не будет… В Москве свои правила, в Екатеринбурге — свои», — замечает другая мама.

В департаменте образования администрации Екатеринбурга Znak.com обещали прояснить ситуацию позже.

Один из чиновников мэрии на условиях анонимности рассказал, что точного ответа на вопрос, как зачислять детей, сейчас ни у кого нет. По его словам, городские власти проводят консультации с различными структурами, чтобы выработать единое мнение на данный счет, найти выход, который не будет противоречить ни федеральному законодательству, ни местному правилу.

Один из сторонников расширения категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления детей в первый класс, депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Сергин признался Znak.com, что о таких нюансах, как в Екатеринбурге, законотворцы не думали.

«Перед нами стояла более широкая задача — увеличить категории детей, имеющих право на льготное зачисление в школу, и распространить это на всю стану. Главное, что мы сдвинули эту махину с места. Это первый шаг. Может быть, он не идеален, но дальше закон будет совершенствоваться.

Вряд ли я смогу выступить экспертом [в вопросе зачисления детей в школу в Екатеринбурге], но, по моим ощущениям, принимать младших детей в ту же школу, в которую ходят старшие, надо без привязки к регистрации», — сказал Сергин.

Он добавил, что при подготовке поправок депутаты понимали: «Что бы мы ни сделали, если для кого-то предлагают приоритеты, то чьи-то интересы, наоборот, будут ущемлены».

Между тем с 15 декабря уже начнется запись первоклассников-льготников, которые сядут за парты в сентябре 2020 года. То есть с этого дня подать документы о зачислении могут родители, старшие дети которых уже учатся.

Участники форума советуют таким льготникам в случае отказа обращаться в прокуратуру. «Если будут жалобы, последуют проверки, разъяснения, то все могут „переиграть“.

Так как если брату без регистрации откажут в записи в школу, где учится его [старший] брат, то нет такого федерального закона, на который можно сослаться, что он не имел преимущественного права на зачисление! Ну, нет его, по факту-то выходит.

Вы можете на что-то сослаться, кроме местного регламента? А местный административный регламент не должен противоречить федеральному законодательству», — уверен один из участников форума.

«Думаю к директору сходить в школу. Если и директор не поможет, 16 декабря с документами в школу пойду — пусть письменно отказывают, обосновывают. Также написала на сайте администрации района жалобу. Там есть ссылка на электронную приемную президента — если не решится ничего, туда писать буду», — рассказала пользователь под ником «Аноним 633».

Надо отметить, что в прошлом году после многочисленных жалоб родителей в прокуратуру департамент образования Екатеринбурга отменил первоначальные итоги формирования очереди на зачисление детей в первый класс.

Проблемы произошли из-за технического сбоя, после которого заявители, первые подавшие заявление на портале госуслуг, оказались в конце очереди и не попадали в нужную им школу.

После поднятой шумихи было решено принять в школы всех желающих. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Как записать сестру в ту же школу, если директор против?

В конце 2019 года был принят закон, позволяющий братьям и сестрам из одной семьи обучаться в одной и той же школе или посещать один и тот же детский сад. Но на практике родители сталкиваются с отказом директоров подчиняться этой норме.

«Школа, к которой мы приписаны, находится далеко от дома, нужно переходить две дороги», — рассказывает мама будущей первоклассницы.

– «Старший сын учится в школе рядом с домом: когда он шел в первый класс, там были места, удалось записать. А сейчас вокруг построили многоэтажки, мест нет.

Я ходила, говорила с директором, она знать ничего не хочет про этот закон. Сказала приходить в июле, если места будут – возьмут, а нет – до свидания».

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры Брат и сестра идут в одну школу. Фото — фотобанк Лори

Как в такой ситуации отстаивать свою правоту и на что ссылаться?

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» вступил в силу с момента опубликования в Российской газете, то есть с 4 декабря 2019 года. Закон закрепляет следующую норму:

«Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры».

Как видим, норма закона распространяется только на детские сады и начальную школу. Поэтому если вам отказывают в приеме в 5 класс, данный закон не поможет.

Кого зачисляют в школу в первую очередь?

Сначала зачисляют детей, которые зарегистрированы в прикрепленных к школе районах, а затем, если есть свободные места, — детей, зарегистрированных в районах, не прикрепленных к школе. Согласно новому закону N 411-ФЗ дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют преимущество при зачислении в школу, в которой учатся их братья или сестры.

Если директор отказывает в приеме в школу согласно закону N 411-ФЗ, отстаивать свои права можно, подав жалобу в вышестоящие инстанции:

  • Районное управление образования
  • Региональный департамент образования
  • Федеральная служба по надзору (Рособрнадзор)
  • Министерство (Минобрнауки)
  • Роспотребнадзор
  • Прокуратура
  • Суд
  • Омбудсмен

Адреса всех этих организаций легко найти в интернете, в обращении полезно сослаться на номер упомянутого закона.

Дата публикации 17.01.2020

Права детей до 18 лет, связанные с образованием: памятка для детей, родителей и учителей

У наших детей есть все основные права человека: на безопасность, образование, охрану здоровья, частную собственность, смену имени и свободный труд. Но до 18 лет за них почти все делают родители: представляют в суде, подписывают договоры, платят штрафы. В этой памятке расшифровали основные права детей, связанные с безопасностью и образованием.

Право ребенка: учиться за счет государства

Нормативно-правовая база: Конституция РФ ст. 43, ФЗ № 273-ФЗ ст. 5 ч. 3

Бесплатное образование можно получить в государственных и муниципальных организациях (не в частных). Дошкольное, основное и среднее профессиональное образование за счет бюджетных денег могут получить все. Другими словами, учеба в детских садах, школах и колледжах — бесплатная. Но только учеба. Содержание ребенка в саду и питание в школе — это все оплачивают родители.

Что входит в “учебу”? Учебники, пособия, карты, рабочие тетради и игрушки — это все должно быть бесплатно и доступно для каждого ребенка. На нужды класса или детского сада, на подарки, жалюзи, шторы, инвентарь, охрану, благоустройство —  родители сдают добровольно. Требовать этого никто не имеет права. 

Первое высшее образование пока тоже можно получить бесплатно, но только по итогам конкурсного отбора. Если не пройти по конкурсу, бюджетное место не дадут.

Второе высшее — за свой счет.

Право ребенка: учиться по месту жительства

Нормативно-правовая база: ФЗ № 273-ФЗ ст. 67 ч. 3, ч. 6, приложение к приказу Минобрнауки № 32 п. 4

Родители могут выбрать сад рядом с домом или рядом с работой. Важно только то, чтобы учреждение находилось в том же муниципальном образовании, где живет ребенок.  Для школ у нас действует территориальный принцип: для каждой школы определены дома, которые к ней относятся. Дети, которые в них живут, имеют право поступить в первый класс именно в эту школу.

Может ли ребенок поступить в первый класс по месту фактического проживания, если оно не совпадает с регистрацией?

В детский сад принимают без конкурса, но нужно дождаться своей очереди. Для первоклассников также нельзя проводить конкурс или какой-то иной отбор. Это возможно только для среднего и старшего звена.

Принимать по конкурсу могут только школы, лицеи и гимназии с углубленным или профильным изучением предметов. Это правило регулирует законодательство субъектов РФ, поэтому по регионам что-то может различаться. Обратите внимание! Рядом с таким профильным учреждением обязательно должна быть альтернативная обычная школа, куда можно поступить без конкурса.

Право ребенка: учиться дома

Нормативно-правовая база: ФЗ № 273-ФЗ ст. 63

Наш закон разрешает родителям и ребенку самим выбрать, как получать основное образование. Можно ходить в школу, а можно учиться дома — то есть получать образование в семейной форме. Учиться дома могут не только дети, которые болеют и не могут посещать занятия, но и те, кто просто считает школу не самым лучшим вариантом получить знания.

Что такое семейное образование и как на него перейти?

Право ребенка: выбирать школу, форму обучения и язык

Нормативно-правовая база: статья 44 закона об образовании.

Ребенку не имеют права навязать какую-то конкретную школу. Он и его родители могут сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. Но с учетом рекомендаций медико-педагогической комиссии, если оно требуется по медицинским показаниям.

По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Учтите, что ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников.

Право ребенка: отказаться от факультативов и олимпиад

Нормативно-правовая база: статья 34 закона об образовании.

В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей и с которой родители имеют право познакомиться.

Для родителей это бесплатно, платит за всё, что необходимо для усвоения этой программы — государство. При этом по закону любая школа может ввести платные услуги — с ценами, которые утверждает местная администрация.

Список и стоимость услуг обязаны быть в открытом доступе: официально публиковаться на сайте школы.

Иногда детям и родителям навязывают дополнительные занятия по отдельным предметам или обучение за рамками школьной программы. А еще проводят олимпиады, где нужно платить за участие и бланки. Все платные занятия, услуги, факультативы и олимпиады — только добровольно и с вашего согласия.

Право ребенка: требовать уведомления родителей при задержании

Нормативно-правовая база: ФЗ № 120-ФЗ ст. 8 п. 2, ФЗ № 7-ФЗ ст. 14 п. 8, КоАП РФ ст. 27.3 ч. 4, УПК РФ ст. 423 ч. 3

Читайте также:  Положен ли сервитут, если на участок нет проезда?

Полиция может задерживать детей и доставлять их в полицию. В МВД с ними работают подразделения по делам несовершеннолетних — ПДН. Когда сотрудник полиции может это сделать?

  • Если ребенок что-то нарушил — кража в магазине или даже подозрение на неё, распитие спиртных напитков, курение, вандализм и так далее
  • Нахождение в общественном месте без взрослых после наступления комендантского часа (в каждом регионе он свой)
  • Если считают ребенка беспризорником
  • Нарушение правил ЧП

В такой ситуации первым делом ребенок должен потребовать уведомить своих родителей о том, где он находится и что с ним случилось. Родители разберутся, законны ли действия полиции и что делать дальше.

Ребенок имеет право, чтобы через три часа его отпустили. Однако для этого родители должны его забрать. Если найти родителей невозможно или они далеко живут, ребенка могут поместить в социально-реабилитационный центр или центр временного содержания.

Брат за братом: в России вступили в силу новые правила зачисления в школы и детсады

Братья и сестры детей, которые уже ходят в школу или детский сад, получат преимущество при поступлении в то же образовательное учреждение даже в случае, если они прописаны в разных квартирах или не являются единокровными родственниками. Такие поправки в Семейный кодекс вступили в силу в середине июля.

Право преимущественного зачисления действовало и ранее, однако до последнего времени образовательные учреждения могли отказать родителям в случае, если дети не являлись единокровными братьями или сестрами или были прописаны в разных местах.

«Известия» выяснили, что теперь изменится для родителей и какие вопросы в этой сфере остаются нерешенными.

«Не перестают быть братьями и сестрами»

Новые поправки в Семейный кодекс, уточняющие порядок преимущественного приема в школы и детские сады детей из одной семьи, вступили в силу в середине июля.

«Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра», — говорится в ст. 54 действующего Семейного кодекса в новой редакции.

Кроме того, теперь снято ограничение, по которому дети для этого должны были быть прописаны на одной жилплощади.

Это не первая инициатива, направленная на то, чтобы облегчить родителям процедуру зачисления детей в образовательные учреждения. Закон, предусматривающий право преимущественного приема, был принят еще в конце 2019 года. Он вступил в силу в 2020-м.

— Этот закон был очень позитивно воспринят людьми, мера очень востребована и понятна всем. Однако, как показала практика, бывают случаи, когда дети зарегистрированы по разным адресам, то есть формально считаются не имеющими общее место жительства, хотя проживают вместе в одной семье, — рассказала «Известиям» член комитета Государственной думы по образованию и науке, депутат Алена Аршинова.

В некоторых случаях семьи имеют не только квартиру или комнату, но и дом и многие прописывают в разных помещениях детей, которые на практике проживают вместе. Однако в этом случае семьи сталкивались с отказом в праве на преимущество при приеме детей в одну школу.

К похожим проблемам приводило и требование об обязательном проживании детей в одной семье, обращает внимание собеседница издания: «Жизненные ситуации у семей бывают разные, они часто меняются. Сейчас один ребенок живет с бабушкой, а затем вновь с родителями. И если они братья и сестры, даже если не живут вместе, они не перестают быть братьями и сестрами».

На практике это приводило к тому, что от родителей часто требовали сбора дополнительных справок. Снятие этих противоречий может повысить качество жизни всей семьи и позволит решить не только финансовые, но и психологические проблемы внутри семьи, уверена она.

«Множество логистических проблем»

  • Невозможность отдать детей в одно образовательное учреждение, в частности дошкольное, не только существенно осложняет жизнь родителям, но и лишает их возможности исполнять предусмотренные законом обязанности, обращает внимание юрист движения «Российским детям — доступное дошкольное образование» Елена Шульгина.
  • — Если один ребенок ходит в одно дошкольное образовательное учреждение и в это учреждение не могут попасть последующие дети — рожденные от разных родителей, усыновленные или, например, опекаемые, — это будет накладно, поскольку родители вместо своих обязанностей обеспечить детям в семье комфорт, который зависит в том числе от заработной платы, будут заниматься этими разъездами, а не работать, — говорит собеседница издания.
  • Она также напомнила, что во многих регионах расстояние между «соседними» дошкольными образовательными учреждениями может достигать нескольких десятков километров.
  • Такие ситуации, когда люди сталкивались со сложностями при зачислении двух и более детей в одно учреждение, по ее словам, до последнего времени встречались достаточно часто.

— У нас был случай, когда в семье были дети-близнецы и у одной девочки была инвалидность. Вот эту девочку взяли в детский сад, потому что у нее льгота, а другой отказали, потому что льготы не было, — приводит пример юрист.

Сложности при зачислении двоих и более детей в одну школу — одна из наиболее распространенных и остро стоящих для родителей проблем, согласен председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.

— Допустим у меня рядом есть хорошая, удобно расположенная школа и старшего ребенка туда взяли. Через несколько лет подрос следующий ребенок, и по многим параметрам удобнее, чтобы он пошел в ту же школу. А мне говорят, что мест нет, ищите другую, — объясняет собеседник издания.

Для родителей это создает множество трудностей, прежде всего логистических. В то же время от учебного заведения согласие не потребует существенных дополнительных затрат или усилий, недоумевает он. Кроме того, обращает внимание собеседник издания, совместные походы в школу могут быть удобнее и детям, поскольку старший сможет последить за младшим ребенком или поддержать его.

В теории такое правило существовало давно, однако чаще всего школы и детские сады «под разными предлогами» его не исполняли, отмечает председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова.

Особенно важно это в случае, когда речь идет о многодетных семьях, обращает внимание она: «Дети вообще должны учиться вместе, это правильно. Но представьте себе семьи, в которых воспитывается три, четыре ребенка. Как их можно отдать в разные школы или детсады?»

Поправки, по ее мнению, могут дать возможность «окончательно расставить все точки над i в этом вопросе.

Без «прямой нормы»

В целом зависимость от прописки при зачислении ребенка в школу создает «эффект крепостного права», подчеркивает Руслан Ткаченко: «Главная проблема сегодня — в невозможности выбрать образовательное учреждение. Если человек пробивной или хорошо знает законы, он сможет поступить куда угодно, но для остальных это серьезное ограничение».

В случае с детскими садами ключевая сложность заключается в том, что их по-прежнему не хватает, отмечает Елена Шульгина. Связано это, по ее словам, с градостроительным проектированием, в котором часть нормативов перевели из обязательных в рекомендуемые.

  1. — В результате точечная застройка не учитывает требования, которые действовали до этого, когда предусматривалось обязательное наличие объектов социальной инфраструктуры, — отмечает собеседница издания.
  2. Обучение детей в одном образовательном учреждении позволяет реализовать заложенный в Семейном кодексе принцип семейственности, говорит она.
  3. Принятие первых поправок о преимущественном праве не позволило коренным образом улучшить ситуацию из-за особенностей российского законодательства, поскольку, по ее словам, в большинстве случаев спорные случаи решаются не в пользу родителей в отсутствие «прямой нормы».

— Сейчас этот вопрос законодательно урегулирован, есть определенный регламент по действиям, следовательно, отступить от него будет сложнее. И если со временем будет введена ответственность за нарушение этих правил, то есть вероятность, что система выстроится в нужное русло, — заключает Шульгина.

Эксперт: учеба братьев и сестер в одной школе решит психологические и финансовые проблемы

Госдума 14 ноября приняла закон о преимуществе при зачислении детей в детсад или начальную школу, где уже учатся их родные братья или сестры.

«Для родителей это удобнее тем, что не тратится время на отвоз детей в несколько школ. Кроме того, старший брат или сестра могут с младшим пойти вместе в одну школу, освобождается родитель.

Если школа далеко — это постоянные недосыпы, транспортные переезды. Теперь будет удобно то, что одна школа, одни требования, одни учителя, общие темы для обсуждения в семье, одна школьная форма.

А это означает, что финансовые и психологические проблемы будут решены», — сказала ТАСС Адаменко.

Она подчеркнула, что иногда дети не хотят ходить в школу, когда она далеко или, когда, предположим, брат, учится далеко.

По словам Адаменко, муниципалитеты порой отказывают в зачислении детей в ту или иную школу из-за отсутствия, например, обязательной прописки.

«Мы сегодня детей загоняем в такие рамки, когда они перестают хорошо учиться, перестают любить ходит в школу, не хотят идти далеко в школу», — сказала детский омбудсмен.

Она рассказала, что к ней на Ставрополье обращались семьи с подобными вопросами, и ей приходилось вмешиваться в их решение и восстанавливать права детей.

«К сожалению, факт нарушения прав детей, когда не принимают в школу братьев и сестер, живущих на одной территории, возле одной школы, имеет место. И ко мне, как к уполномоченному, за последние годы [поступало] немало таких обращений.

Порой родители вынуждены возить детей в школы, расположенные на другом конце города, это в корне неправильно, и это не работает в интересах детей», — сказала Адаменко.

По ее словам, Ассоциация уполномоченных по правам ребенка РФ неоднократно поднимала вопрос о том, чтобы закрепить в Семейном кодексе право преимущественного приема детей хотя бы в начальные классы и детские сады, где уже учатся братья и сестры. «Мы, правозащитники, приветствуем этот законопроект, потому что отсутствие единого федерального требования для регионов нарушало права детей и родителей. Это очень правильное и своевременное решение», — добавила она.

Как говорится в тексте закона, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры. Поправки внесены в Семейный кодекс РФ и закон об образовании.

В рамках первого чтения речь шла только о праве на зачисление детей в начальные классы той же школы, где учатся их братья или сестры. Как пояснил ранее журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин, ко второму чтению было решено распространить действие поправок и на детские сады.

Спикер отметил, что иногда дети проживают вместе, но прописаны в разных местах, или семья переезжает, но школу или сад менять не собирается: в итоге образовательное учреждение, приняв на обучение одного ребенка по территориальному принципу, отказывает его брату или сестре, а родители вынуждены водить детей по разным школам и садам.

Володин добавил, что принятие закона сделает положение о праве детей учиться вместе со своими братьями и сестрами общим для всех регионов.

Поступление в школу по праву «братьев и сестёр» — нужна ли детям одинаковая прописка?

Гарантированно попасть в престижную школу помогает прописка: если ребенок имеет постоянную регистрацию на территории, закрепленной за школой, его обязаны принять.

Читайте также:  Какой транспортный налог для трактора - Автолюбитель

Еще один вариант — если старшие братья или сестры ребенка уже учатся в желаемой школе.

Но не потребуется ли прописка и в этой ситуации? Объясняет эксперт службы Правового консалтинга «Гарант», кандидат юридических наук Марат Сулейманов.

Вопрос. Должны ли быть прописаны по месту нахождения школы дети, поступающие в школу и имеющие преимущественное право (старших братьев и сестер, уже обучающихся в данной школе) на территории, за которой закреплена школа?

Ответ. Дети, поступающие в школу и имеющие преимущественное право (старших братьев и сестер, уже обучающихся в данной школе) на территории, за которой закреплена школа, не обязательно должны быть прописаны по месту нахождения этой школы.

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 3.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.

2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Аналогичные положения закреплены в п. 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. N 458 (далее — Порядок).

Согласно п. 17 Порядка, прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в п. 12 Порядка, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.

По нашему мнению, дети, проживающие на закрепленной территории, не имеют приоритетного права по сравнению с детьми, у которых в образовательном учреждении обучаются их братья и (или) сестры.

Таким образом, неважно, где проживают дети, чьи братья и сестры уже учатся в этой школе, относительно места нахождения самой школы. Важно, что все эти дети должны жить в одной семье и иметь общее место жительства.

Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Shutterstock / Antonovskay Anzhella

Госдума утвердила право братьев и сестер обучаться в одной школе

Настоящее Пользовательское соглашение является публичной офертой. Любые действия Пользователя (посетителя) Портала (в том числе, но не исключая – регистрация, размещение материалов, комментарии, распространение материалов и пр.), совершенные им на Портале, являются полным и безоговорочным акцептом указанной оферты.

Собственник: ИП Балыко Елена Николаевна, ИНН 505000901495, ОГРН 308505024000041

СМИ: Наименование ActivityEdu, свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 73397, от 03.08.2018

Контактные данные: Тел: 8 (495) 909-24-46, e-mail: info@activityedu.ru

2. Термины и определения, используемые в Пользовательском соглашении

Портал (сайт) — совокупность интегрированных программно-аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической или звуковых формах, расположенная по адресу https://activityedu.ru/.

Владелец (Администрация) Портала – собственник Портала либо лица, уполномоченные собственником представлять его интересы в силу трудового или гражданско-правового договора.

Пользователь — информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, физические и юридические лица, получающие доступ к контенту, размещенному на Портале, а также в пределах функционала Портала и Личного кабинета, создающие такой контент. В зависимости от ролевой модели и функционала Пользователи могут делиться на несколько типов, в том числе:

  • Читатель – имеет доступ к контенту;
  • Автор – имеет доступ к контенту и создает контент;
  • Покупатель (Заказчик) – приобретает (заказывает) товары, работы, услуги, решения через Каталог.
  • Продавец (Поставщик) – загружает товары, работы, услуги, решения в Каталог и создает часть Контента.

Регистрация — действия Пользователя по созданию Аккаунта по установленной Администрацией процедуре. В процессе Регистрации Пользователь должен предоставить свои Аутентификационные данные, а также может указать иные необязательные сведения, которые сочтет необходимым.

Расширенная (дополнительная) регистрация – указание пользователем дополнительных данных после создания Аккаунта, необходима для доступа к некоторым разделам Портала и расширенному функционалу.

Аккаунт пользователя– набор данных о Пользователе, формируемый Пользователем самостоятельно при регистрации на Портале и в ходе дальнейшей работы с Порталом.

Профиль — информация, автоматически создаваемая при Регистрации и / или заполнении соответствующих данных в Аккаунте пользователя, содержащая часть данных из Аккаунта, а именно данные из разделов Фамилия, Имя, а так же изображение, загруженное Пользователем в Аккаунт в качестве фото. В профиле не отражается пароль.

Личный кабинет – инструмент управления данными Пользователя и размещаемым им контентом.

Блокировка пользователя – ограничение Администрацией прав Пользователя полное или частичное, влекущее за собой невозможность использовать функционал Портала полностью или частично.

Контент – любые материалы, размещенные на Портале как Пользователями, так и Администрацией, в том числе тексты, фото, видео и пр., в том числе информация, направляемая в личных сообщениях, отзывах и х.

  • Модератор –пользователь и / или уполномоченное Администрацией (Владельцем) лицо, которому Администрация (Владелец) предоставила доступ к функциональности, позволяющей осуществлять модерацию Контента Портала.
  • Модерация Контента (Модерация) –проверка контента на соответствие правилам Портала и настоящему Соглашению и его опубликование на Портале.
  • Редактор – уполномоченное Администрацией (Владельцем) лицо, которому Администрация (Владелец) предоставила доступ к функциональности, позволяющей осуществлять редактирование Контента Портала.
  • Редактирование — изменение Контента и его опубликование на Портале.
  • Блог – один из способов размещения контента на Портале (ведение Блога), при котором контент формируется Пользователем самостоятельно в личном кабинете, не редактируется Администрацией и размещается на Портале с меткой Блог.  
  • Каталог – раздел Портала, представляющий из себя базу товаров, услуг, работ и решений, формируемый Поставщиками, оборудованный системой поиска, заказа и обмена информацией об указанных товарах между Пользователями, третьими лицами и Поставщиками.
  • Форма обратной связи – система обращения Пользователей к Администрации, интегрированная в Портал.

3. Общая информация о Портале

ActivityEDU – интернет ресурс о школьном и дошкольном образовании, представляющий из себя совокупность текстовых, видео и фото материалов на обозначенную тематику, а так же каталог товаров, услуг и комплексных решений для образования. 

4. Общие положения об использовании Портала

  1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на Портале.

  2. Портал доступен Пользователям, которые обладают дееспособностью для принятия условий настоящего Соглашения и достигшим возраста, который необходим для того, чтобы использовать Портал, в соответствии с законодательством страны гражданства или места жительства Пользователя.

  3. Использование Портала Пользователем означает, что Пользователь принимает и обязуется соблюдать все нижеприведенные условия настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение полностью или в части может быть изменено Администрацией Портала в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на сайте www.activityedu.ru.

  • Пользователь, не согласный с условиями действующей редакции Соглашения полностью или в части, обязан прекратить любое использование Портала.
  • Нарушение Пользователем условий Соглашения может привести к блокировке Пользователя и / или удалению Аккаунта такого Пользователя, а также к полному или частичному удалению Контента или ограничению доступа к нему без предварительного уведомления.
  • Длительность блокировки определяется Администрацией по собственному усмотрению.

Решение о снятии блокировки принимается Администрацией Портала после направления Пользователем обращения на электронную почту info@activityedu.ru. В снятии блокировки может быть отказано без объяснения причин.

5. Условия использования материалов, размещенных на Портале

  1. Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

  2. Портал содержит материалы, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, включая, но не ограничиваясь, тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения.

  3. При этом все содержание сайта охраняется законом как произведение науки, литературы и искусства, созданное коллективным творческим трудом в соответствии с положениями 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.

  4. Владельцу принадлежат исключительные права на использование содержания Портала, которые были переданы ему на основании настоящего Пользовательского соглашения авторами произведений науки, литературы и искусства (в том числе, право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Портале, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в настоящем Соглашении и / или в содержании опубликованных на Портале материалов.
  5. Использование любой информации с Портала в любых целях, кроме как в личных, без согласия Владельца не допускается.
  6. Распространяется бесплатно.

6. Обязанности Пользователей при использовании материалов

При использовании контента Портала в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Портала обязательна.

  • В печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях Пользователи обязаны в каждом случае использования контента указать источник — «Источник: https://activityedu.ru/».
  • в Интернете или иных формах использования в электронном виде, а также разместить гиперссылку на страницу Портала, где размещен соответствующий контент.
  • Ссылка на источник и гиперссылка, указанные выше, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового контента, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим контентом сайта.
  • Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются контент сайта, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы.
  • Использование контента Портала, полученного из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.

При использовании контента Портала не допускается переработка его оригинального текста. Сокращение, изменение, редактирование контента возможно только с согласия Администрации (Владельца), оформленного в виде электронного письма и направленного Пользователю с любого из адресов электронной почты, указанных на Портале в разделе Контакты (https://activityedu.ru/Pages/contacts/).

Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации не допускается копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование в коммерческих целях контента, загруженного с Портала, без получения письменного разрешения Администрации (Владельца) или другого законного владельца авторских прав.

Коммерческое использование контента Портала осуществляется на основании договоров, заключенных в письменной форме.

Указанные в настоящем разделе Соглашения положения предусматривают защиту интересов Владельца и третьих лиц, являющихся обладателями прав в отношении контента сайта. При этом все обладатели прав вправе воспользоваться своими правами, указанными в настоящем Соглашении, самостоятельно.

7. Регистрация Аккаунта

Ряд функций Портала доступен Пользователю только после Регистрации.

Для Регистрации Пользователь предоставляет информацию, предусмотренную формой регистрации. Если у Администрации есть основания полагать, что предоставленная Пользователем информация не является достоверной и актуальной, Администрация вправе по своему усмотрению заблокировать Пользователя.

После заполнения формы Регистрации Пользователю надо подтвердить Регистрацию путем ее активации согласно инструкции, направленной Администрацией на адрес электронной почты, указанный Пользователем при Регистрации.

Администрация вправе по своему усмотрению установить требования к логину и паролю (количество знаков, допустимые символы и т. д.).

В результате Регистрации создается Аккаунт пользователя.

Пользователь несет ответственность за безопасность (устойчивость к атакам подбора) выбранных им Аутентификационных данных, и их конфиденциальность.

Пользователь несет ответственность за все действия, совершенные с использованием Аутентификационных данных Пользователя.

Все действия, выполненные после Авторизации с использованием Аутентификационных данных Пользователя, считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь в порядке, предусмотренном Соглашением, предварительно уведомил Администрацию о возможности несанкционированного доступа и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих Аутентификационных данных.

Пользователь несет ответственность за возможную потерю или искажение данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-занарушения Пользователем положений Соглашения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *