Ремонт объектов культурного наследия

Сегодня в Москве насчитывается более пяти тысяч объектов культурного наследия. Часть из них находится в критическом состоянии: под угрозой разрушения или сноса. История Москвы знает много случаев, когда памятники восстанавливают таким образом, что от первоначального здания остается лишь похожий силуэт.

Однако есть истории и с положительным исходом, когда реставрация проходит под серьезным контролем властей и специалистов и результат превосходит все ожидания.

В честь Дня культурного наследия, который отмечался вчера, The Village сделал подборку недавно восстановленных объектов, которые являются примерами по-настоящему хорошей реставрационной работы.

Театр для рабочих

Название: Театр для рабочих Медеплавильного и Кабельногозавода Товарищества «Алексеев, Вишняков, Шамшин»

Адрес: ул. Станиславского, д. 21, стр. 7

Дата постройки: 1904 годАрхитектор: Т. М. Алексеенко-СербинСостояние перед реставрацией: неудовлетворительное

Ремонт объектов культурного наследияРемонт объектов культурного наследия

История создания

Театр при Медеплавильном и Кабельном заводе создал великий русский режиссер Константин Станиславский в 1898 году. Его семья владела золотоканительной фабрикой, на основе которой и создали мощности завода, в 1894 году фабрика объединилась с предприятием «П. Вишняков и А. Шaмшин».

Образовавшимся синдикатом до 1917-го руководил Константин Станиславский, который хотел просвещать рабочих, поэтому в 1894 году при фабрике открыли библиотеку с читальней, организовали хор и самодеятельный коллектив, превращенный в 1898 году в полноценную театральную труппу.

В 1904-м у новоиспеченного театра появилось собственное здание рядом с фабрикой. Стоимость постройки с электричеством и вентиляцией — что в то время еще считалось роскошью — обошлась семье фабрикантов в 50 000 рублей.

Первоначально зрительный зал был рассчитан на 250 мест, но спектакли быстро приобрели популярность не только среди рабочих, но и у простых людей, поэтому зал пришлось расширить до 580 мест. В теплое время года спектакли часто проходили в прилегающем к зданию театра садике.

В 1909-м труппа перестала существовать, и в здание театра переехали кабельные мастерские. В советское время в корпусах завода Алексеевых располагался завод «Электропровод», который специализировался на выпуске кабельной продукции.

История реставрации

Реставрация театра началась в 2009 году на деньги частного инвестора, который вложиться ради того, чтобы в отреставрированном здании расположилась Студия современного искусства Сергея Женовача.

Проект реставрации фасадов разработала строительная фирма «Сокма-С». В процессе полностью очистили фасады от грязи, прошлых покрасок и цементного раствора, а пустоты, возникшие между кирпичами, заполнили укрепляющим раствором.

Также переоблицевали стены с сохранением рисунка кладки и исторических размеров кирпича. Восстановили утраченные конструкции ограждения кровли и столярные блоки оконных проемов. Как и положено, все работы велись только при температуре выше +5 градусов Цельсия.

Реконструкция была завершена в 2011 году, а ее проект победил в конкурсе «Московская реставрация — 2011», который Департамент культурного наследия проводил в нескольких номинациях.

Здание театра для рабочих Медеплавильного и Кабельного завода Алексеевых является объектом культурного наследия регионального значения и находится под охраной государства.

ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

Название: Церковь Живоначальной Троицы в ОстанкинеАдрес: 1-я Останкинская улица, д. 5Дата постройки: 1683–1691 гг.Архитектор: П. С. ПотехинСостояние перед реставрацией: удовлетворительное

Ремонт объектов культурного наследияРемонт объектов культурного наследияРемонт объектов культурного наследия

История создания

Храм стал первой каменной церковью, построенной в селе Осташково (позднее его переименовали в Останкино). Идея создания церкви принадлежит владельцу усадьбы князю Михаилу Черкасскому, который решил построить храм в честь свадьбы своей дочери с богатым боярином Яковом Одоевским.

Сразу после получения благословения патриарха Иоакима началось строительство одного из лучших памятников московского узорочья. В 1691–1692 годах были выстроены приделы храма и создан девятиярусный иконостас, который и внешне, и по акустике напоминает орган. На завершающем этапе достроили колокольню.

В начале ХХ века в храме было от 10 до 12 колоколов, отлитых в период с XVIII по XIX век. Самый тяжелый из них, благовестник, весит 1 тонну 163 килограмма.

Первоначально церковь венчал шатер, но в 1739 году шатровая колокольня обветшала, и ее разобрали, а в 1754 году, уже при новом владельце имения, графе Петре Шереметьеве, ее сменило двухъярусное завершение в стиле барокко. До сих пор ученые спорят о том, кто на самом деле был архитектором храма.

Большинство документов указывает на зодчего Павла Потехина, построившего для князя Одоевского церковь Казанской Божьей матери и еще несколько храмов в его усадьбах, однако официально авторство Потехина не подтверждено. Структура храма типична для того времени, не хватает лишь трапезной и особой нарядности внешнего оформления.

История реставрации

До конца XIX века храм находился в запущенном состоянии: после смерти супруги граф Шереметьев перестал следить за церковью. После революции храм разграбили, а потом и вовсе переоборудовали под жилье и котельную. В советские годы здесь также размещался антирелигиозный музей искусств, во время войны — склад.

Только в 80-е годы помещение вернули церкви, провели реставрацию стенописи, иконостасов, ремонт кровли и фасадов. Здесь проходили концерты духовной музыки, однако богослужения возобновились только в 1991 году. В 2010–2011 годах по просьбе настоятеля церкви игумена Феофилакта началась реставрация.

В течение двух лет реставрационно-строительная компания (РСК) «Возрождение» под авторским надзором РСК «Архитектурное наследие» ремонтировала и реставрировала иконостасы. К разработке проекта реставрации привлекли докторов искусствоведения А. Л. Баталова, Л. И.

Лившица, искусствоведческую комиссию при патриархе Московском и Всея Руси Кирилле, независимых технологов, микологов, энтомологов. В результате укрепили деревянные элементы декора, воссоздали позолоту и посеребрение, а также удалили сколы и шелушение краски.

Все работы были направлены на возвращение храму его первоначального вида — от отделки колонн до внешней окраски, — который воссоздавали по архивным описаниям начала XIX века и по фотографии 30-х годов прошлого века. Сегодня церковь Живоначальной Троицы в Останкине — действующий православный храм, она входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.

ДОМ ЗУБОВЫХ

Название: Дом Зубовых на ТаганкеАдрес: ул. Александра Солженицына, д. 9, стр. 1Дата постройки: конец XVIII векаАрхитектор: Т. Е. КарташоваСостояние перед реставрацией: неудовлетворительное

Ремонт объектов культурного наследияРемонт объектов культурного наследия

История создания

Дому Зубовых более двух веков, он пережил наполеоновское нашествие и пожар Москвы. Первый хозяин дома, Павел Зубов, был термохимиком и известным на всю Европу нумизматом и меценатом. Представители семьи живут в доме на протяжении уже двух столетий.

 В советское время здание постигла типичная судьба: к Зубовым подселили еще 30 человек. В парадной части организовали Дом учителя. За советский период здание сильно обветшало. После приватизации здесь располагалась частная школа.

Впрочем, одну квартиру в здании отдали наследнице известной фамилии — профессору МАРХИ Марии Зубовой. Женщина пережила в этом доме пять пожаров и пять капитальных ремонтов: многие инвесторы мечтали уничтожить здание, чтобы на его месте построить что-то более выгодное.

С 2004 года дом принадлежал семье Соколовых, именно они и решили отреставрировать его за свой счет.

История реставрации

Реставрация дома продолжалась семь лет, с 2005 по 2012 год. У здания восстановили внешние стены вместе с лепниной, цокольные этажи и витражи, укрепили фундамент, сменили перекрытия и коммуникации и возвратили внутренне убранство конца XIX века.

Все детали согласовывали с архивными фотографиями и уточняли у наследников. Сегодня часть дома останется жильем наследников Зубова, а другую откроют для свободного посещения: там будут устраивать камерные музыкальные вечера, организуют галерею современной скульптуры (первая выставка запланирована на май).

Здание является объектом культурного наследия регионального уровня.

ТОРГОВЫЙ ДОМ ТРЕТЬЯКОВЫХ

Название: Торговый дом С. М. и П. М. Третьяковыхс помещениями банка «Лионский кредит».

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, д. 13/9

Дата постройки: 1892 годАрхитектор: Александр КаминскийСостояние перед реставрацией: удовлетворительное

Ремонт объектов культурного наследияРемонт объектов культурного наследия

История создания

Здание построили для купцов Третьяковых в 1892 году по проекту архитектора Александра Каминского, учителя Федора Шехтеля. Тогда в одной части здания располагались торговые конторы и квартиры, другая же отошла банку «Лионский кредит», созданному специально для хранения выручки французских магазинов, которых в то время на Кузнецком Мосту насчитывалось восемнадцать.

Также в здании создали хранилище для драгоценностей с уникальной системой безопасности: в случае необходимости сейфы затапливала вода, для этого под домом вырыли каналы от Неглинки. В левом крыле здания находился известный на всю Москву антикварный салон Дациаро, где продавали картины, не вошедшие в собрание Третьяковской галереи.

На втором и третьем этаже здания были конторы и квартиры служащих.

В советское время здесь размещались службы Генпрокуратуры, которые провели в здании ремонт, сравнимый с вандализмом: мозаичные полы залили шестисантиметровым слоем бетона, уничтожили лепнину и мраморные лестницы. Тем не менее много деталей интерьера сохранилось. В 90-е в здании располагались ресторан, парикмахерская, а на цокольном этаже — бассейн и сауна. 

История реставрации

Серьезную научную реставрацию здания затеял новый собственник в 2007 году, она продолжалась четыре года. Автором проекта выступил известный архитектор и реставратор Александр Студеникин. Только на исследования пространства ушло два года.

Отреставрировали всё: от фундамента до крыши. Восстановление проходило по чертежам и эскизам самого Каминского.

В дом вернули мраморные лестницы и позолоченную лепнину, восстановили мозаичные полы и огромные люстры, в часах над главным входом заменили механизм, также специально для дома изготовили по описанию шпалеры — делали их, как и оригиналы, в Лионе.

Собственник намерен вернуть зданию историческую функцию — снова разместить здесь офисные и торговые помещения. Аренда здесь будет стоить недешево: цена квадратного метра в год начинается от двух тысяч долларов.

ПОКРОВСКИЙ СОБОР

Название: Покровский кафедральный собор на Рогожском кладбищеАдрес: ул. Войтовича, д. 29Дата постройки: 1792 годАрхитектор: М. Ф. КазаковСостояние перед реставрацией: неудовлетворительное состояние стенных росписей

Ремонт объектов культурного наследия

История создания

Покровский собор, входящий в архитектурный ансамбль на Рогожском кладбище, является главным храмом столичных старообрядцев-поповцев. Автор проекта доподлинно неизвестен, однако предполагают, что архитектором выступил Михаил Казаков. Эта церковь — самая большая в Москве после храма Христа Спасителя.

Интересно, что уже после ее возведения разгорелся скандал: некоторым митрополитам не понравилось, что церковь превышает по размерам Успенский собор Московского Кремля.

Пришлось принять меры по ее уменьшению: отломали выпуски алтаря (именно поэтому у храма нет наружной алтарной части), вместо пяти глав оставили одну и укоротили шпиль. 

Внутри храма можно найти множество древних икон, в том числе дониконовских времен, то есть до реформирования церкви. Своды и стены расписаны в древнерусском стиле. Здесь хранится второе по величине в Москве паникадило, огромные подсвечники и лампады.

За всю историю церковь ни разу не закрывали, хотя в советское время была идея превратить храм в театр. А вот другие части архитектурного ансамбля кладбища серьезно пострадали. В 20-е годы большевики наполовину разрушили храм Рождества Христова, расположенный неподалеку, сбросили колокола с колокольни.

На северной части кладбища и вовсе развернулся Перовский колхозный рынок, просуществовавший до 40-х годов.

История реставрации

Проект реконструкции кладбища и архитектурного ансамбля разработали в 1996 году, но постановление о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы мэр Лужков подписал только в 2005 году. Однако постановление аннулировали по не совсем понятным причинам.

Уже в феврале 2012 года департамент культурного наследия снова вспомнил о реставрации ансамбля. За два месяца была отреставрирована вся внутренняя роспись храма, являющаяся редчайшим памятником монументальной живописи.

Впрочем, внутреннее убранство было в удовлетворительном состоянии, поэтому с росписи только удалили загрязнения и укрепили красочные и штукатурные слои.

Все действия реставраторов осуществляются под контролем специальной Комиссии, состоящей из специалистов в области реставрации монументальной живописи, из Министерства культуры РФ. В ближайшее время реставрация должна завершиться.

Они же памятники: на программу Минкультуры по консервации может уйти 500 млн

Анонсированная Министерством культуры консервация 50 памятников, судя по имеющимся у «Известий» документам, может обойтись в сумму, превышающую 500 млн рублей.

Как сообщили в ведомстве, в число объектов, работы по сохранению которых должны пройти в 2021–2022 годах, входят три деревянных и три каменных церкви, расположенных в Калужской, Тверской, Архангельской, Московской, Кировской и Ленинградской областях.

Их консервация, согласно смете, с которой ознакомились «Известия», потребует 76 млн. Реализация программы, подчеркивают в Минкультуры, обойдется без дополнительных бюджетных вливаний.

И хотя полный список памятников сторонним специалистам и общественности пока недоступен, опрошенные редакцией эксперты уже сетуют, что в него могли не войти объекты культурного наследия, которые по разным причинам остаются бесхозными.

Консервация vs. реставрация

  • О программе консервации памятников стало известно после декабрьской встречи министра культуры Ольги Любимовой с президентом Владимиром Путиным.
  • — Мы перераспределили средства и нашли возможность 50 крупных объектов культурного наследия консервировать на десятилетия вперед, — доложила она главе государства, отметив, что дополнительного финансирования на реализацию проекта не потребуется.
  • Консервация отличается от реставрации тем, что памятник не восстанавливается полноценно, а лишь укрепляется в такой степени, чтобы не было угрозы самому его существованию и принципиально важным элементам интерьера (например, фрескам).

— Существующее финансирование не может обеспечить в короткий срок реставрацию всех аварийных объектов, для этого потребуются сотни миллиардов рублей. В этой связи Минкультуры России, с учетом комплексного подхода к сохранению объектов культурного наследия, разработало программу консервации, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства, подчеркнув, что финансирование этого проекта «обеспечено за счет рационального подхода к планированию бюджета, а не сокращения расходов на иные направления».

В министерстве добавили, что реставрация объектов культурного наследия продолжится в прежних объемах. То есть консервация будет проведена не вместо, а в дополнение к ранее утвержденным планам ремонта.

Кроме того, разработчики программы видят в этом не только сиюминутную, но и долгосрочную экономию: если памятники не законсервировать, они продолжат разрушаться и в будущем стоимость реставрации возрастет.

Первые шесть

Эксперты и градозащитники давно предлагали выделять средства не только на «штучные» дорогостоящие реставрации объектов, но и на широкую программу консервации, которая обойдется в разы дешевле, напомнил соучредитель и координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. Инициативу министерства он считает движением в правильном направлении.

— Многим памятникам, которые находятся в аварийном состоянии и могут просто исчезнуть в ближайшие годы, это продлит жизнь и поможет дождаться реставрационных работ в будущем, когда появятся достаточные средства у государства или меценатов, — поделился эксперт в беседе с «Известиями». — Теперь было бы неплохо эту программу опубликовать, чтобы все понимали, какие именно памятники она затронет.

С этим, правда, ведомство не спешит. На момент подготовки материала Минкультуры смогло представить список лишь из шести объектов, которые точно включены в первую очередь.

Это три деревянных (церковь Богоявления Ошевенского монастыря в Архангельской области, Архангельская церковь XVIII века в Кировской области и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Московской области) и три каменных храма (церковь Св.

Модеста Троицко-Иссадского погоста в Ленинградской области, Успенская церковь усадьбы Грабцево XVIII века в Калужской области и Никольский собор Краснохолмского Антониева монастыря XV века в Тверской области).

— Удивляет, что федеральная программа консервации стартует не только с памятников, имеющих исключительную историко-культурную ценность и действительно находящихся в критическом состоянии, но и с разной степени сохранности памятников регионального значения — их здесь три, — заявил «Известиям» зампред центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Соседов.

По его данным, церковь в Кировской области около 20 лет назад была разобрана и перенесена в город на новое место — храм действующий, и вокруг него ведется активное строительство.

У церкви в Московской области — активно действующий приход, и ее можно включить в другие региональные и федеральные программы, утверждает Евгений Соседов.

А храм в Ленинградской области эксперт назвал «совершенно рядовым образцом архитектуры конца XIX века, от которого остались только стены».

Упомянутые шесть объектов, как выяснили «Известия», были предложены к включению в программу финансово-хозяйственным управлением РПЦ, оценившим их консервацию суммарно в 76 млн рублей.

Они наряду с еще 37 строениями фигурируют в «Списке объектов культурного наследия, предлагаемых на финансирование противоаварийных и консервационных работ за счет средств федерального бюджета в 2020–2021 годах» (есть в распоряжении редакции).

Суммарная смета по этому документу составляет 572,2 млн рублей.

  1. — Патриарший совет по культуре, которому патриарх поручил заниматься программой консервации, не согласовывал этот список, к работе над программой не был привлечен и Экспертный совет по церковному искусству и реставрации Патриархии, — утверждает Евгений Соседов.
  2. В пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси предоставленную экспертом информацию не стали ни подтверждать, ни опровергать.
  3. — Это не наша проблематика, — отметили там и посоветовали обратиться в Патриарший совет по культуре.

Бесхозные храмы

К слову, в самом ВООПИиК взгляды на ситуацию не столь однозначны. По мнению председателя центрального совета организации Артема Демидова, ключевая проблема в отсутствующей собственности многих разрушающихся храмов и законодательстве, мешающем епархиям взять их себе, что, в свою очередь, не позволяет и консервировать их по госпрограмме.

— Мы с Евгением Соседовым участвовали в предварительных обсуждениях с Минкультуры. И хотя я со многими его соображениями согласен, должен отметить, что выбор объектов во многом зависел от того, насколько они соответствуют принятым административным процедурам, — пояснил «Известиям» Артем Демидов.

— Многие разрушающиеся храмы сегодня бесхозны — они заброшены и не находятся ни в чьем пользовании. Стоят в поле или в лесу, за ними никто не следит. Местные епархии не берут их на баланс, потому что как только они это сделают, власти потребуют приступить к реставрации.

Да, их нужно сохранять! Но на данном этапе, в первый год реализации программы Минкультуры не может их включить туда. То есть часто всё упирается в юридические вопросы.

В целом же оба собеседника газеты из ВООПИиК позитивно оценивают сам факт старта программы. Более скептическое мнение у ректора Санкт-Петербургской академии художеств, члена Совета по культуре при президенте РФ, историка архитектуры Семена Михайловского.

— Здесь необходим индивидуальный подход, расстановка приоритетов с обязательной экспертной оценкой. Пока программа выглядит скорее как результат лоббирования, — отметил Семен Михайловский. — Меня как ректора Санкт-Петербургской академии художеств, великолепное здание которой нуждается в реставрации, беспокоит отсутствие перспектив.

Пока начальники будут придумывать программы под миллиардные субсидии, пусть даже руководствуясь добрыми намерениями, у нас так и будет сыпаться штукатурка. Остается надеяться на личное участие высшего руководства. Пример Санкт-Петербургской консерватории показателен (на проблемы с ее реставрацией обратил внимание Владимир Путин.

— «Известия»).

Впрочем, эксперт согласен, что какие-то памятники — например, отдельные сельские церкви, на поддержание которых в ближайшем будущем не будет выделяться достойных средств — имеет смысл сохранять путем консервации. Еще один аргумент в пользу таких работ заключается в том, что это позволяет дотянуть до времен, когда появится понимание, как правильно и корректно реставрировать объекты, не превращая их в новодел.

Как пояснили «Известиям» в Минкультуры, в течение 2021 года еще будут идти различные согласования по объектам. Кроме того, 50 памятников, о которых министр сказала президенту, — это только начало. Каждый год в программу будут добавляться новые здания.

Разработаем проект приспособления, перепланировки, реконструкции

Проект приспособления объекта культурного наследия для современного использования — это документ, в котором отражены все решения по реставрации, перепланировке и видоизменению здания-памятника.

Как понять, нужен ли вам такой проект? Как правило, это достаточно просто. На большинстве зданий-памятников есть специальные таблички, информирующие об исторической или культурной ценности объекта. Также, как правило, все здания-памятники (кроме вновь выявленных) внесены в специальный реестр объектов культурного наследия (ОКН).

Объектами культурного наследия считаются памятники истории и культуры народов РФ (ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ в действующей редакции). Такие здания могут быть ценными с точки зрения эстетики, антропологии, архитектуры, искусства; могут представлять собой объекты, отражающие достижения науки и техники в тот или иной исторический период, и т.д.

Любые работы, так или иначе затрагивающие здание-памятник, требуют оформления разрешительной документации. А именно:

  • эскизного проекта;
  • проекта предполагаемых работ с большой описательной текстовой частью;
  • проектно-сметной документации.

Всё перечисленное — и есть основные разделы проекта приспособления ОКН. По сути это и есть проект реставрации, но в профессиональной терминологии — проект приспособления.

Таким образом, первое, с чего необходимо начать при подготовке к реконструкции, ремонту, обновлению внутренней/внешней отделки или перепланировке здания-памятника — это разработка проекта приспособления объекта культурного наследия к современному использованию. Следующий этап — согласование разработанной проектной документации, прохождение историко-культурной экспертизы и т.д.

Долго читать  описание? Позвоните по номеру +7 (499) 685-98-95  мы сразу ответим на все вопросы.

Пишите запрос на почту info@pismos.ru с понятно описанной сутью вопроса или задачи, мы ответим.

Проект приспособления ОКН. Кто и где согласовывает?

Ещё до начала разработки проекта заявителю следует обратиться в Москомнаследие (Комитет по культурному наследию города Москвы).

Туда нужно представить заявление с просьбой об оформлении Заключения о допустимости перепланировки.

В заявлении указывают исходную информацию: сведения о текущем состоянии объекта, расчёты, характеристики здания, описание предполагаемых работ, прогнозируемый результат.

Второй шаг — оформление охранного обязательства. Этот документ также выдают в службе “одного окна” Москомнаследия. В нем указывают, какие ограничения обязан соблюдать собственник при осуществлении работ, какие обременения есть на здании. Зачастую такой документ уже сразу есть на руках у собственников или арендаторов помещений, которые расположены в памятниках архитектуры г. Москва.

Третий этап — подготовка Акта технического состояния объекта, своего рода техническое заключение о состоянии несущих конструкций. В этом документе фиксируются сведения о текущем состоянии конструкций, инженерных коммуникаций, внутренней отделки и других значимых элементов здания, которые являются предметом охраны.

После того, как у вас на руках будут эти три документа — положительное заключение о допустимости работ, охранное обязательство и акт технического состояния — можно, после консультацией с экспертами нашей компании можно подавать документы  на согласование в Департамент культурного наследия (ДКН) разработанную проектную документацию.

Проект приспособления в обязательном порядке проходит историко-культурную госэкспертизу. Такую экспертизу проводят только организации, аттестованные Министерством культуры РФ. Результатом этого этапа является (в идеале) положительное заключение, оформленное в виде акта. В остальных случаях необходимо устранять замечания и вносить корректировки в проект.

После прохождения экспертизы следующий этап — утверждение проекта приспособления в Мосжилинспекции и получение распоряжения на перепланировку, переустройство или реставрацию памятника, в случае, если помещение расположено в жилом доме.

Долго читать  описание? Позвоните по номеру +7 (499) 685-98-95  мы сразу ответим на все вопросы.

Пишите запрос на почту info@pismos.ru с понятно описанной сутью вопроса или задачи, мы ответим.

Проект приспособления ОКН для современного использования. В каких случаях требуется этот документ?

При планировании любых общестроительных работ в строениях, которые относятся к памятникам архитектуры (объектам культурного наследия), которым в частности относятся следующие работы:

  • при перепланировке мемориальной квартиры;
  • при перепланировке комнаты, расположенной в мемориальной квартире;
  • при перепланировке квартиры, расположенной в историческом здании;
  • при переустройстве помещения, планировка которого представляет собой историческую ценность;
  • помещение, где предполагается перепланировка — квартира или комната, облик и интерьер которой относятся к особенностям объекта культурного наследия, подлежащим обязательному сохранению;
  • предполагаемые работы затрагивают общее имущество жильцов здания-памятника;
  • если в результате реконструкции/переустройства внешний облик и размеры объекта культурного наследия подвергнутся изменениям. В частности: меняется высота, этажность здания; меняется внешний вид кровли/крыши; меняется количество и/или форма оконных и дверных проёмов; меняется цветовое решение и/или внешний облик наружных стен.

Чтобы понять предметно — надо смотреть требования охранного обязательства.

Долго читать  описание? Позвоните по номеру +7 (499) 685-98-95  мы сразу ответим на все вопросы.

Пишите запрос на почту info@pismos.ru с понятно описанной сутью вопроса или задачи, мы ответим.

Проект приспособления ОКН. Какие разрешения и лицензии должны быть у проектной организации для возможности применения разработанного проекта?

Для согласования архитектурных и конструктивных изменений объектов культурного наследия (памятников архитектуры) проектная организация должна обладать специальными документами: разрешениями, лицензиями и допусками. Их список регламентирует Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 №349. в действующей на сегодняшнюю дату редакции.

Организаций, официально допущенных к этой сложной и узкоспециальной деятельности, в Москве не так уж много. Они проходят аттестацию в Минкульте, где предъявляются высокие требования к образованию и опыту работы специалистов.

При выборе компании ориентируйтесь на наличие следующих документов:

  • Свидетельство СРО на право разработки проектной документации для объектов культурного наследия;
  • Лицензия Министерства культуры РФ на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
  • Лицензия на проведение проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры),
  • Лицензия на проведение проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия.

Долго читать  описание? Позвоните по номеру +7 (499) 685-98-95  мы сразу ответим на все вопросы.

Пишите запрос на почту info@pismos.ru с понятно описанной сутью вопроса или задачи, мы ответим.

Проект приспособления ОКН. Какие документы необходимы для оценки стоимости разработки такого проекта?

Для того, что бы правильно определить предмет коммерческого предложения и стоимость отдельных этапов, Вам необходимо направить на наш адрес электронной почты info@pismos.ru копии следующих документов и информацию:

  • Выписку ЕГРН на помещение или здание. Если её нет на руках — кадастровый номер помещения/здания;
  • Поэтажный план БТИ с экспликацией помещений по последним обмерам или технический паспорт помещения;
  • Эскиз планируемых изменений с подробной сопроводительной запиской в формате технического задания, которое желательно, то бы подготовил человек с инженерным образованием, обладающий знаниями и историей объекта;
  • Копию письма из Мосгорнаследия о признании объекта памятником архитектуры;
  • Копию охранного обязательства;
  • Сопроводительную записку по ситуации, особенно если вы уже начали разрабатывать какие-то документы или подавали куда-то какие-то документы.

Мы можем помочь в разработке проекта приспособления так и в согласовании его в ДКН и в Мосжилинспекции. Можем взять на себя полностью вопрос согласования от начала до конца, можем выполнить отдельные этапы решения Вашей задачи. 

Дополнительные обязанности и риски правообладателей объектов культурного наследия

В данной статье проанализированы основные специальные требования и ограничения для собственников и арендаторов зданий, нежилых помещений и квартир, относящихся к объектам культурного наследия, описаны возможные риски правообладателей и даны рекомендации по их минимизации.

Ключевые слова: объект культурного наследия, охранное обязательство, обязанности собственника, предмет охраны, особенности проведения работ, ответственность.

Покупка или аренда недвижимости в историческом центре города иногда означает получение вместе с помещением или квартирой в престижном старинном доме дополнительных обязательств и ограничений для собственников или арендаторов.

Многие старинные дома сами по себе, а также их внутренние архитектурные элементы отделки и отделимые предметы интерьера относятся к объектам культурного наследия и представляют собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства.

Владение, пользование и распоряжение такими объектами недвижимости в связи с их особым статусом должно осуществляться с соблюдением специального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [1].

В статье приведены основные специальные требования и ограничения, о которых потенциальным собственникам и арендаторам полезно знать при принятии решения о приобретении таких объектов в собственность либо в пользование.

Собственники объекта культурного наследия должны оформить отдельный документ – охранное обязательство в федеральном или региональном органе охраны объектов культурного наследия (в зависимости от статуса объекта).

В охранном обязательстве госорганом указываются обязанности и ограничения для собственника в отношении данного объекта, в частности, устанавливаются требования: к сохранению объекта (в то числе по финансированию собственником работ по сохранению); к содержанию и использованию объекта; к обеспечению доступа к объекту; к размещению наружной рекламы на объекте, в случае, если ее размещение допускается законом; по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта. При необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования. Если собственник объекта не согласен с установленными требованиями и ограничениями, он может обжаловать их в суде. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия. Предоставление охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия (если они ранее оформлялись в отношении конкретного объекта) обязательно при государственной регистрации перехода права собственности, а также при регистрации договора аренды в отношении такого объекта. Кроме того, договор купли-продажи или аренды в обязательном порядке должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на оснований такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре указанного существенного условия и (или) непредставления на государственную регистрацию прав охранных документов, государственная регистрация права собственности или договора аренды будет приостановлена. Неустранение причин приостановления государственной регистрации повлечет отказ в ее проведении [2]. Закон не устанавливает требований по оформлению собственных охранных обязательств для арендаторов объекта культурного наследия. Вместе с тем, они также в силу закона обязаны соблюдать ограничения, установленные законом и охранными документами собственника. При этом арендаторы несут ответственность, предусмотренную законодательством за несоблюдение этих требований. В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении такого объекта в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме. Поэтому отдельно, необходимо отметить, что собственники и наниматели (по договору социального найма) квартир в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, также имеют дополнительные обязанности по охранным обязательствам. Одним из основных обязательств собственников объектов культурного наследия является проведение работ по сохранению такого объекта, включающих в себя ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта для современного использования или консервацию. Перечень видов работ и сроки их проведения устанавливаются уполномоченным органом. Обязанность по финансированию и организации таких работ в силу закона возложена на собственника объекта, а также на владельцев объекта на основании иного вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления). По договору с собственником данная обязанность может также возлагаться на арендатора.

В силу закона собственники и лица, осуществляющие использование объектов культурного наследия, не имеют права проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия. Необходимо отметить, что любые ремонтные работы на объекте требуют согласования с госорганом в области охраны объектов культурного наследия, даже если, по мнению собственника или арендатора, они никак не затрагивают и не изменяют предмет охраны. Для проведения работ необходимо изготовление проектной документации по заданию госоргана, осуществление технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. 

Важно отметить, что к проведению работ допускаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. За нарушение вышеуказанных требований Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность (ст. 7.14.) в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Юридические лица – собственники или арендаторы принимают на себя риск административной ответственности за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 7.14.1. КоАП РФ). Размер ответственности составляет от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей [3].

Кроме того, за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности уничтожение памятника или его повреждение с ущербом на сумму более 500 000 рублей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 243.1 УК РФ [4].

 

Независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности, в случае утраты или повреждения элементов охраны, виновное лицо несет риск гражданско-правовой ответственности по общим нормам Гражданского кодекса РФ о возмещении убытков. В случае утраты или повреждения элементов или предметов, перечисленных в паспорте объекта, пользователь (собственник) обязан в срок, установленный органом охраны, воссоздать утраченное или устранить повреждение, а при невозможности выполнения названных действий — возместить стоимость утраченного [5]. В связи с этим, рекомендуем собственникам и пользователям таких объектов застраховать ответственность либо имущество на случай повреждения или уничтожения элементов охраны объекта культурного наследия.

В 2015 году в закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» была введена новая статья 35.1., содержащая прямой запрет на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Данный запрет не распространяется на информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Завершая обзор особенностей владения и пользования объектами культурного наследия, хотелось бы отметить позитивные компенсационные механизмы закона, направленные на поддержку лиц, несущих бремя сохранения объектов культурного наследия.

Так, арендатор объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, вложивший свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия (ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление для современного использования или консервацию) и обеспечивший их выполнение в соответствии с законом, имеет право на льготную арендную плату. 

Какой порядок проведения работ на объектах культурного наследия? — Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга

В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.

1 Федерального закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.

Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ). Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

Кроме того, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.

Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации.

Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).

Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.

В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Итак, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:

  1. Правообладателю объекта получить задание КГИОП (30 рабочих дней);

  2. Проектировщику, лицензированному Минкультуры России, разработать проектную документацию (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

  3. Провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации  (Эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертиз, аттестованные Минкультуры России);

  4. Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (Главгосэкспертиза России, проведение экспертизы инициируется заказчиком проектной документации);

  5. Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (45 рабочих дней);

  6. Подрядчику, лицензированному Минкультуры России, получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней) (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

  7. Правообладателю земельного участка (застройщику) получить в КГИОП разрешение на строительство (7 дней);

  8. Авторскому надзору и научному руководству работ сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);

  9. Получить утверждение научного отчета (30 рабочих дней);

  10. Заказчику работ, после утверждения отчета, организовать процедуру приемки работ по сохранению и получить акт приёмки работ (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета).

  11. Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).

Следует отметить, что данная последовательность может отличаться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта культурного наследия.

В целях получения исчерпывающей информации относительно требуемой документации необходимо ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:

  • Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278;
  • Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *