Учет службы по призыву при расчете страховой пенсии

Давайте признаем: большинство людей не очень-то интересуется пенсией. Если до преклонных лет еще далеко, это кажется делом будущим, которое всегда можно отложить на потом. При этом каждому хочется в старости иметь достаточно средств к существованию, чтобы меньше зависеть от превратностей судьбы.

А вот добиться этого можно, если принять нужные меры уже сейчас, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Будущим пенсионерам как минимум полезно понять, как устроена пенсионная система, какие нюансы есть в современном законодательстве. Наиболее частые вопросы: что такое накопительная, страховая и социальная пенсия, в чем отличие между ними, как оформить документы.

В этой статье мы подробно разберем все, что вам нужно об этом знать.

Три уровня пенсионной системы

Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.

Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:

  • людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
  • социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:

  • самостоятельных взносов вкладчика,
  • взносов работодателя;
  • дохода, который был получен от инвестиций.

Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.

Подробнее читайте в статье «Что такое НПО и как получить три пенсии?» 

Виды денежных выплат в системе ОПС

Учет службы по призыву при расчете страховой пенсии

Дадим для начала простое определение термина «страховая пенсия». Под этими словами понимается денежная выплата, которая выступает компенсацией:

  • собственной зарплаты получателя, зарабатываемой им во время активной трудовой жизни;
  • дохода, которого лишилась семья из-за гибели лица, имеющего страховку.

Выплату страховой пенсии производит Пенсионный фонд России – ежемесячно, равными платежами и в течение всей жизни получателя. Ее размер ежегодно индексируется на государственном уровне. Страховая пенсия может быть нескольких видов: по старости, инвалидности и утере кормильца.

До 2002 года устройство пенсионной системы было таким, что размер будущей пенсии работника не зависел от его зарплаты: важен был только трудовой стаж. А с 2002 года пенсии разделили на страховую и накопительную. И в страховую часть работодатели стали отчислять взносы в размере 16% от зарплаты сотрудника.

Эти деньги не поступают на личный пенсионный счет работника, а идут на выплату пенсий тем, кто свое уже отработал. Но в обмен на них работник получает так называемые пенсионные коэффициенты, также известные как пенсионные баллы. Чем больше зарплата и чем дольше трудовой стаж, тем больше коэффициентов (баллов) на счету.

А при выходе на пенсию накопленные коэффициенты пересчитываются в рубли – так и получается размер страховой пенсии.

КСТАТИ Начиная с 2015 года работодатели отчисляют в страховую часть пенсии 22% от зарплаты работника. Это связано с так называемой «заморозкой пенсионных накоплений». На размер будущей страховой части пенсионных выплат работника это, впрочем, никак не влияет.

Но влияет на размер накопительной. Итак, второй вид пенсий в ОПС – накопительная пенсия. В отличие от страховой суммы эти деньги копятся на личном пенсионном счете и выплачиваются по достижении пенсионного возраста либо всей суммой единовременно, либо ежемесячно и по частям. Такие накопления есть не у всех россиян, а лишь у тех, кто:

  • 1967 года рождения или моложе;
  • получал официальный доход в любой период с 2002 по 2013 годы;
  • не обращался к работодателям с просьбой перевести все пенсионные взносы целиком в страховую часть.

Также пенсионные накопления могут быть у:

  • тех, кто родился до 1967 года и добровольно участвовал в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений;
  • женщин 1957–1966 года рождения и мужчины 1953–1966 года рождения, которые с 2002 по 2004 год уплачивали страховые взносы на накопительную пенсию;
  • матерей, использовавших средства материнского (семейного) капитала для формирования накопительной пенсии.

В случае с накопительной пенсией сроки ее назначения не изменились – это по-прежнему 55 лет для женщин и 60 – для мужчин. Она также выплачивается ежемесячно, но выплаты может производить как ПФР, так и НПФ – это зависит от того, в какой организации формировались пенсионные накопления. Продолжительность выплаты накопительной пенсии тоже может быть различной:

  • пожизненная, как в случае со страховой частью,
  • срочная (например, в течение 10 лет после выхода на пенсию),
  • единовременная.

Подробнее читайте в статье «Что такое накопительная пенсия ?»

КСТАТИ Сейчас, пока действует «заморозка» пенсионных накоплений, их размер может прирастать только за счет дохода от вложения средств. И тут уже все зависит от того, насколько успешно конкретная частная или государственная управляющая компания будет инвестировать ваши накопления.

Когда назначается страховая пенсия

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ.

Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

Мужчины

Год рождения Год выхода на пенсию Пенсионный возраст
1959 2020 61 год
1960 2022 62 года
1961 2024 63 года
1962 2026 64 года
1963 2028 65 лет

Женщины

Год рождения Год выхода на пенсию Пенсионный возраст
1964  2020 56 лет
1965 2022 57 лет
1966 2024 58 лет
1967 2026 59 лет
1968  2028 60 лет
1969 2030 61 год
1970 2032 62 года
1971 2034 63 года

Достаточный страховой стаж. Раньше он еще назывался трудовым стажем. Для получения страховой пенсии в 2019 году достаточно было иметь минимум 10 лет стажа. А вот выходящим на пенсию в 2024 году нужно будет отработать не менее 15 лет, чтобы рассчитывать на страховые выплаты.

Нужное количество пенсионных коэффициентов. Взносы, которые работодатель отчисляет в ПФР с зарплаты сотрудника, пересчитываются в коэффициенты. Минимально за 2019 год можно было получить 1,18 коэффициента – это соответствует ежемесячной зарплате 11 280 руб.

в месяц (меньше она не может быть по закону). Если же ежемесячный доход в 2019 году составлял 95 833 руб. и выше, удастся получить 9,13 коэффициентов за год – и это максимум. В 2021 году можно будет получить максимум 10 коэффициентов, а в 2020-м – 9,57.

Как и в случае со страховым стажем требования к количеству пенсионных коэффициентов растут с каждым годом. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требовалось 16,2 коэффициентов.

Ежегодно это число будет увеличиваться на 2,4, чтобы в 2025 году достичь окончательной величины – 30. Подробнее — в таблице ниже:

Год Минимальный страховой стаж Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента
при отказе от формирования накопительной пенсии при формировании накопительной пенсии
2019 10 16,2 9,13 9,13*
2020 11 18,6 9,57 9,57*
2021 12 21 10 6,25
2022 13 23,4 10 6,25
2023 14 25,8 10 6,25
2024 15 28,2 10 6,25
2025 и позднее 15 30 10 6,25

Для назначения страховой пенсии также необходимо получить полис пенсионного страхования установленного законом образца (СНИЛС).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Досрочная страховая пенсия назначается, если человек «заработал» не менее 30 пенсионных коэффициентов (баллов) и входит в определенную категорию граждан. Подробно ознакомиться с ними можно в статье 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

Формула расчета пенсии по старости

Учет службы по призыву при расчете страховой пенсии

Как исчисляется страховая пенсия по старости? Для получения конкретной суммы в рублях используется формула:

Читайте также:  Приватизация земельного участка в 2018 году

сумма пенсионных коэффициентов (баллов) х стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) на момент установления пенсии + фиксированная выплата (базовое значение равно 5686,25 рублей).

Государство индексирует стоимость пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты раз в год. С 1 января 2022 г. 1 пенсионный коэффициент равен 98,86 рублям. Каждый год его цена будет увеличиваться следующим образом:

Дата увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента Размер (в рублях) Основание
01.01.2020 93,00

О порядке зачета времени нахождения на военной службе по призыву в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел

О порядке зачета времени нахождения на военной службе по призыву в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

В то же время частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г.

№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении соответствующих категорий государственных служащих.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.

№ 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении).

В соответствии со статьей 1 Закона о пенсионном обеспечении его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Согласно части второй статьи 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статье 1 Закона.

В соответствии с частью третьей статьи 18 Закона о пенсионном обеспечении порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 Постановления от 22 сентября 1993 г.

№ 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установило, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Правомерность зачета военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в календарном исчислении за исключением особо оговоренных случаев подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2012 года по делу № АКПИ12-630.

Из чего складывается ваша будущая страховая пенсия? И кто за это платит?

Важно знать, что, помимо страховой, есть еще государственная пенсия, которую за счёт бюджетных средств получают работники государственных органов (полицейские, военные и т.д.), негосударственная — формируется за счет ваших средств и доходов негосударственных пенсионных фондов (НПФ), корпоративная — пенсия от работодателя и накопительная.

Как формируется?

Работодатели перечисляют в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы — 22% от вашей заработной платы. Эти 22% не вычитаются из вашей зарплаты и не имеют отношения к НДФЛ (13%), а уплачиваются за счет работодателя. До 2014 года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%). А с 2014 года накопительная пенсия «заморожена», и все 22% идут на страховую пенсию.

Управлять можно только накопительной пенсией — той суммой, которую успели накопить до «заморозки». Например, перевести свои накопления в НПФ или оставить в ПФР.

Страховой пенсией управляет ПФР, складывается она из фиксированной и переменной частей. С 2015 года переменная часть формируется в баллах – это 16% взносов из 22%, уплачиваемых работодателем от заработной платы работника.

А 6% не переводятся в баллы и идут на формирование фиксированной выплаты.

Как переводятся страховые взносы в баллы?

Когда речь идет о страховой пенсии все время встречается такое понятие как баллы. Но мы знаем, работодатель перечисляет за работника взносы в деньгах. Сколько же это баллов и как они рассчитываются?

Формула пересчета в баллы накоплений, сформированных до 2015 года: ПК = СЧ / СПК ПК – баллы, которые заработал гражданин до 2015 года СЧ – страховая пенсия, сформированная на 31 декабря 2014 (без учета фиксированной выплаты)

СПК – стоимость пенсионного балла на 1 января 2015 года = 64 руб. 10 коп.

Например, у Ивана Владимировича пенсионные накопления на 31 декабря 2014 года составили 500 000 рублей. Рассчитаем размер страховой пенсии (СЧ) в соответствии с правилами, указанными в Федераль-ном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

СЧ (страховая пенсия) = ПК (пенсионный капитал) / Т (ожидаемый период выплаты пенсии) + Б (фиксированный размер страховой пенсии)

СЧ= 500 000 руб./ 228 месяцев + 3610,31 руб.= 5 803,29 руб. Теперь рассчитаем количество баллов. ПК = 5 803,29 / 64,1 = 90,535

Таким образом, мужчина заработал до 2015 года 90,535 баллов. Но, так как ему еще нет 60-ти лет, к этим баллам будут прибавляться текущие взносы работодателя, которые переводятся по другой схеме.

Схема перевода текущих взносов работодателей в баллы, действует с 2015 года: Количество баллов = взносы работодателя / (максимальный размер взносов за год * 10) Взносы работодателя — при расчете учитываются только 16% из 22% уплачиваемые работодателем от заработной платы работника.

6% идут на формирование фиксированной выплаты и в баллы не переводятся. Максимальный размер взносов — в 2016 году максимальная годовая заработная плата, с которой уплачиваются страховые взносы — 796 000 рублей.

Соответственно, максимальный размер взносов рассчитывается как 16% от 796 000 рублей и составляет 127 360 рублей.

  • 10 — множитель, введенный для удобства подсчетов пенсионных баллов.
  • Также, баллы начисляются дополнительно:
  • за срочную воинскую службу по призыву — 1,8 балла
  • за отпуск по уходу за первым ребенком — 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим – 5,4
  • за уход за инвалидом или пожилым человеком — 1,8 балла.

Разберем на примере. Зарплата Ивана Владимировича составляет 30 000 рублей в месяц, в год — 360 000 рублей. Таким образом, максимальный размер взносов равен 57 600 рублей (360 000*16%= 360 000/100*16). С этого размера взносов и будут рассчитываться баллы.

Теперь посчитаем, сколько баллов накопит Иван Владимирович за каждый год работы, начиная с 2015: 57 600 / 127 360 * 10 = 4,52 балла

Как переводятся баллы в рубли, когда вы выходите на пенсию?

Здесь все очень просто, нужно перемножить всего две цифры: Страховая пенсия = количество баллов * стоимость 1 балла

Например, Иван Владимирович за время трудового стажа накопил 118 пенсионных баллов. Поскольку нельзя заранее знать, сколько будет стоить 1 балл через 5-7 лет, в нашем примере мы возьмем стоимость 1 балла как в 2016 году — 1 балл равен 74,27 руб.

Читайте также:  Где получить информацию о размере заработка?

Страховая пенсия, не включая фиксированную часть, составит 8 763,86 рублей (118 * 74,27).

Для расчета размера страховой пенсии, которую будет получать Иван Владимирович, добавим фиксированную выплату (она одного размера для всех) — в 2016 году она составляет 4558, 93 рублей.

Итого страховая пенсия составит 13 322,79 рублей.

Куда идти за пенсией?

Страховую пенсию выплачивает ПФР. Накопительную — ПФР или НПФ, зависит это от того, где вы ее формировали. Если у Ивана Владимировича есть накопительная пенсия, то ее прибавляем к страховой пенсии. Иначе, доход нашего героя на пенсии составит 13 322,79 рублей в месяц.

Размер будущей пенсии можно увеличить

Стоит помнить, что ситуацию с пенсией можно улучшить. Например, если бы Иван Владимирович оформил индивидуальный пенсионный план, и самостоятельно делал взносы, тогда к страховой и накопительной пенсии добавилась бы еще и негосударственная пенсия, и доход на пенсии мог быть не меньше его зарплаты.

Это важно знать

Есть условия, при выполнении которых назначается пенсия. У вас должен быть минимально установленный трудовой стаж и минимальное количество накопленных баллов. Если вы планируете выйти на пенсию с 2025 года и после стаж должен быть 15 лет, а количество баллов — 30. Минимальные требования для других лет приведены в таблице:

Год Минимальный страховой стаж Минимальное количество баллов
2016 7 9
2017 8 11,4
2018 9 13,8
2019 10 16,2
2020 11 18,6
2021 12 21
2022 13 23,4
2023 14 25,8
2024 15 28,2
2025 и позднее 15 30

Решение Верховного Суда РФ от 09.06.2016 N АКПИ16-452

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2016 г. N АКПИ16-452

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.

о признании недействующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г.

N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»,

установил:

Министерство социальной защиты населения РСФСР издало 20 апреля 1992 г. указание N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» (далее — Указание), которое было опубликовано в издании «Социальная защита», 1997, N 9.

Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» дополнен статьей 133.

1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам «а» и «б» статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г.

по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

М.

, являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом «а» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании «Социальная защита», 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г.

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов», изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К.

, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.

, полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 «Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР» были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

  • В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
  • Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.
  • Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  • Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (далее — Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г.

«О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г.

N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Читайте также:  Право собственности на землю

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г.

N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г.

N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт «к»).

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г.

N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г.

, закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.

) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г.

, разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г.

специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.

  1. В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.
  2. Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.
  3. В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
  4. Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 111, 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет».

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

——————————————————————

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *