Вопросы юристу

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГО

У моего полиса ОСАГО истёк срок действия, и на момент аварии новый я оформить не успела. Буквально за пару дней до визита в страховую я попала в ДТП. Авария произошла зимой 2021 года.

Мы с мамой ездили за продуктами и как раз собирались уезжать с парковки, когда в мою машину врезалась Mazda 3. Водитель не заметила мой автомобиль и не услышала, как я сигналила.

У моей машины треснул и отвалился бампер, треснула правая фара.

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГОСлева — моя машина, у которой после столкновения с Mazda 3 отвалился бампер.

Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.

Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.

Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.

Я думала, что разбор будет происходить в кабинете, с участием обеих сторон, но это был мой самый короткий визит в ГАИ. Я пришла, получила определение об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём говорилось, что виновником аварии является водитель Mazda 3 и что дело решено досудебно.

Мне также дали инструкции, как действовать дальше. Нужно было позвонить в страховую компанию виновника ДТП, сообщить о страховом случае и договориться об экспертизе повреждений.

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГООпределение, которое выдали в ГАИ на разборе.

Я позвонила страховщику и заявила о страховом случае. Заявку приняли и назначили дату экспертизы. Оператор предупредила, что машина должна быть чистой, и попросила взять с собой:

  • все документы, связанные с ДТП: постановление, определение, протокол;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации авто (СТС);
  • водительское удостоверение.

В указанный день, спустя неделю, я приехала в страховую компанию. Эксперт осмотрел машину, сфотографировал повреждения, отсканировал документы. Я написала заявление на получение компенсации за повреждения. Через несколько дней мне сообщили положенную сумму и пригласили на ремонт в автосервис.

Страховая компания насчитала компенсацию в 8000 ₽ с учётом износа — моей машине было уже 10 лет. На момент аварии у меня уже около двух недель хранились в гараже новые бамперы и фары. Давно собиралась их поменять, но всё время откладывала.

Смысла в ремонте я не видела: у меня уже были нужные запчасти. Выгоднее было получить деньги, поэтому я написала заявление на компенсацию в денежном эквиваленте. Форму заявления предоставили сотрудники страховой компании.

Возможно, деньги мне выдали бы в отделении страховой компании в Орехово-Зуеве, но там уволился сотрудник, отвечавший за эти операции. Страховщик предложил обратиться в головной офис компании в Москве. Для меня это неудобно, но других вариантов не было. Я съездила в Москву, написала заявление на компенсацию, и через несколько дней мне перечислили 8000 ₽ по указанным банковским реквизитам.

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГО

ведущий юрист Европейской Юридической Службы

ОСАГО — это страхование не автомобиля, а ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.

Давайте представим себе обратную ситуацию: ОСАГО нет у виновника аварии, а не у потерпевшего. В этом случае предстоит судебная тяжба с виновным.

При подготовке к ней пострадавшему придётся заплатить эксперту за оценку ущерба, юристу — за ведение дела, почтовые расходы, госпошлину.

Разбирательство может затянуться на несколько месяцев, а после может выясниться, например, что с должника просто нечего взять: официальных доходов он не имеет, имущества нет.

Личный опыт: в мою машину врезался водитель без ОСАГО

Федеральный закон «Об ОСАГО» как раз нацелен на то, чтобы потерпевший мог получить компенсацию до 400 тысяч ₽ без дополнительных финансовых и временных затрат. Он обязывает всех автовладельцев страховать свою ответственность. За отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф в размере 800 ₽.

Виновник ДТП, не оформивший полис ОСАГО, несёт личную ответственность перед пострадавшим в соответствии со статьями 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса. То есть ему самому придётся выплачивать ущерб и компенсировать потерпевшему все расходы и издержки.

Если этого не сделать, деньги взыщут судебные приставы. Предельного срока взыскания не существует: пострадавший в аварии может требовать деньги до конца жизни должника, а после — обратиться к его наследникам.

Всего этого можно избежать, если ежегодно оформлять ОСАГО.

Оформите ОСАГО, чтобы ни о чём не беспокоиться

Если нет ОСАГО при ДТП у потерпевшего

В соответствии со статьёй 12.38 пунктом 2 КоАП РФ, если водитель управляет автотранспортным средством без страховки (независимо от того, виновен он в ДТП либо нет), на него накладывается штраф в 800 рублей.

Это самое первое последствие, если потерпевший в ДТП управлял авто без страховки ОСАГО. В инциденте может пострадать не только автотранспорт, но и люди.

Полис автогражданки позволит получить возмещение по полученному вреду.

Порядок действий, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО

После дорожного инцидента важно узнать, имеет ли каждый участник дорожного инцидента оформленный и действующий полис обязательного страхования автомобилиста. Это касается и пострадавших, и особенно виновника.

Последний обязан предоставить такие сведения. При появлении проблем можно обратиться за помощью к сотруднику ДПС.

Если у пострадавшего в аварии нет автогражданки, его действия будут зависеть от каждой конкретной ситуации:

  • Виноватый водитель имеет действующий полис;
  • Виновник аварии не имеет действующего полиса автогражданки;
  • Срок действия автогражданки виноватого водителя истёк;
  • Виноватый в ДТП шофер не вписан в страховку;
  • Полис ОСАГО оказался поддельным.

Рассмотрим каждый случай, который может произойти, и его особенности.

Компенсирует ли страховщик ущерб, если пострадавший в ДТП без ОСАГО

Здесь нужно вспомнить сущность обязательного страхования гражданской ответственности автомобилиста. Наличие ОСАГО гарантирует, что потерпевший в дорожном инциденте получит страховое возмещение.

Его произведёт страховая компания, услугами которой пользуется виновный. В инциденте может пострадать автомобиль и люди.

В первом случае страховщик организует и покроет ремонт транспортного средства, во втором – оплатит лечение и прочие затраты, связанные с медицинским обслуживанием.

Всё перечисленное выше означает, что компенсировать ущерб будет не виноватый в дорожном инциденте шофер, а его страховщик. По сути, вопрос наличия полиса автогражданки у потерпевшего не является принципиальным.

Пострадавший при ДТП без страховки ОСАГО: кто будет компенсировать ущерб?

Существует 2 основных варианта, кто будет производить возмещение:

  • Страховщик виновного водителя (при наличии действующей автогражданки у виновника ДТП);
  • Виновный водитель (не оформлена автогражданка).

Во втором случае порядок действий может отличаться, он зависит от обстановки. Виновный водитель может за причинённый вред возместить потери либо позже выполнить обязательство, оставив невиновной стороне расписку. Может быть, нужно будет составить досудебную претензию либо подать судебный иск.

Несколько отличаются ситуации, при которых у пострадавшего в аварии отсутствует автогражданка или она имеется, но пострадавший не вписан в документ. Последний вариант – это не то же самое, что отсутствие страховки. Потерпевшему придётся действовать иначе, чем когда у него нет страховки (разница заключается в возможности проведения прямого возмещения).

Порядок действий, если у виноватого водителя есть ОСАГО, а у пострадавшего – нет

В большинстве дорожных инцидентов у потерпевшего есть действующий полис автогражданки. В данном случае для получения компенсации причинённого вреда следует обратиться в страховую организацию виновного водителя. Действия должны быть такими:

  1. Сообщите страховой компании виновного водителя о возникновении страхового случая.
  2. Направьте страховщику заявление о возмещении и необходимые для этого документы.
  3. Представьте повреждённый в результате ДТП автотранспорт и прочее имущество на экспертизу.

Что будет при просроченном ОСАГО?

На сегодняшний день управление авто с просроченной автогражданкой приравнивается к езде без страховки. Если такая ситуация возникнет у пострадавшего, ему придётся заплатить штраф. Поэтому в любом случае лучше всего своевременно обновлять ОСАГО. Порядок компенсации ущерба в такой ситуации не изменяется.

Если у пострадавшего просрочен полис ОСАГО, однако есть действующий КАСКО?

Потерпевший может рассчитывать на ремонт по КАСКО в таких ситуациях:

  • Виновный в ДТП не имеет действующего полиса ОСАГО. Пострадавшая сторона обращается к страховщику, в котором он оформил полис КАСКО. В такой ситуации автомобилисту не требуется взыскивать возмещение за ремонт транспортного средства с виноватого в аварии (в некоторых случаях это достаточно проблематично): он может скрыться с места происшествия, может потребоваться составить досудебную претензию и обратиться в суд. После восстановления автотранспорта пострадавшего страховщик, который оформил КАСКО, может взыскать ущерб с виновного в аварии водителя.
  • Виновный водитель имеет действующий полис автогражданки, а у пострадавшего есть КАСКО. При отсутствии у потерпевшего ОСАГО ему на выбор предоставляется 2 варианта:
  1. Восстановить ТС по КАСКО. Этот способ выгодный, если стоимость восстановительных работ больше максимальной выплаты по автогражданке. В такой ситуации пострадавший ремонтирует ТС в полном объёме, после чего страховщик взыскивает необходимую сумму со страховой виноватого и самого виновника дорожного инцидента.
  2. Восстановить машину по автогражданке виновного. Если затраты на восстановление авто превысят установленную законодательством сумму, пострадавшему недостающие деньги придётся самостоятельно взыскать с виновного в аварии.
Читайте также:  Раздел лицевого счета за услуги жкх

Можно ли составить европротокол, если у потерпевшего нет полиса ОСАГО

В соответствии со страховым законодательством, участники ДТП могут оформить его по упрощённой процедуре, составив европротокол. В этом случае участие сотрудника ГИБДД не является обязательным. Рассмотрим возможную ситуацию.

Допустим, произошла авария, в которой у потерпевшего нет ОСАГО, стороны могут оформить европротокол. Такой порядок можно использовать при небольших повреждениях автотранспорта и отсутствия причинения вреда здоровью.

Ещё одно его преимущество – не нужно ждать приезда полиции и оформления всех документов.

Закон «Об ОСАГО» в статье 11.

1 пункте 1 устанавливает, что в упрощённом порядке европротокол можно использовать лишь в тех случаях, когда в ДТП столкнулись 2 автомобиля, гражданская ответственность которых застрахована в порядке, установленном действующим законодательством. Поэтому, если у пострадавшего нет ОСАГО, оформление европротокола не будет иметь законной силы. Единственным решением в такой ситуации станет вызов полиции.

Если у пострадавшего поддельный ОСАГО

Сегодня мошенничество необычайно распространено, поэтому автомобилисты нередко приобретают фальшивый ОСАГО.

Многие водители даже не догадываются, что при эксплуатации транспортного средства они не имеют финансовой защиты от страховщика. Подделка обнаружится лишь после аварии.

Важно понимать, что статус пострадавшего с поддельной автогражданкой будет такой же, что и у потерпевшего без полиса (в этой ситуации могут быть исключения).

Если у потерпевшего в аварии ОСАГО оказался поддельным, а узнал он об этом лишь при обращении к страховщику при подаче заявления о страховом возмещении, тогда придётся обратиться за компенсацией полученного ущерба в компанию виновного водителя. При отсутствии полиса у виновника аварии придётся взыскивать убытки непосредственно с него в досудебном либо судебном порядке.

Если автомобилист узнал, что у него поддельная страховка, это не значит, что ничего нельзя сделать. Нередко сами компании злоупотребляют законодательством с тем, чтобы не производить выплаты по автогражданке.

Один из вариантов – страховка может быть недействительной, однако она при этом не поддельная.

Это происходит в результате того, что агенты и брокеры страховщиков несвоевременно сдают страховые премии по автогражданке, а также оформляют недействительные страховки или изменяют сроки их действия.

В каждой ситуации действовать необходимо индивидуально. Важно найти хорошего юриста, который сможет отстоять права автомобилиста. Нередко страховщики добровольно выплачивают компенсацию, чтобы не доводить дело до суда и сберечь свою репутацию в таких ситуациях.

Когда пострадавший не имеет ОСАГО и получил травму в ДТП

В законе «Об ОСАГО» в статье 6 пункте 1 говорится, что помимо ответственности за ущерб имуществу пострадавших страхуется риск причинения вреда здоровью и жизни пострадавших в аварии. В статье 14.1 пункте 1 регламентируется, что прямое возмещение ущерба здоровью прямым способом не осуществляется.

Независимо от того, имеется ли ОСАГО при аварии у пострадавшего либо нет для возмещения причинённого здоровью ущерба необходимо обратиться в страховую организацию виновного водителя.

Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего

В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба.

Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать.

Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.

Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.

17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.

В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».

Судебная практика: у потерпевшего нет ОСАГО

Подать судебный иск на виновного в аварии при отсутствии ОСАГО у пострадавшего в аварии можно в таких ситуациях:

  • У виноватого в аварии отсутствует полис автогражданки;
  • У потерпевшего отсутствует автогражданка, инцидент оформлен по европротоколу;
  • У виновного в аварии действует автостраховка, однако ущерб превышает страховую сумму;
  • Виновный водитель отказывает в компенсации вреда, хотя первоначально согласился на это, в результате чего авария не была должным образом оформлена.

Пострадавший сам принимает решение, когда подать судебный иск. Законодательство отводит на это три года.

В этой области судебная практика многогранна, на неё влияет квалификация юристов и представителей каждой стороны. В принципах правосудия закрепляется состязательность каждой стороны во время разбирательства. К примеру, адвокат виновника может значительно занизить величину ущерба.

Как видно, у пострадавшего в ДТП без ОСАГО есть все шансы получить возмещение ущерба. Сделать это намного проще, если у виновного в аварии не было автогражданки. При аварии без страхового полиса пострадавший обращается к страховщику.

Порядок действий при ДТП без ОСАГО потерпевшего

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГО

Если страховка отсутствует, аварию необходимо оформлять в обычном порядке, если ОСАГО имеется у всех других участников. В такой ситуации документы об инциденте обязаны заполнять сотрудники ГИБДД. Использование европротокола в таком случае не допускается. Каждый участник (виноватый или нет) должен проверить наличие в процессуальных документах контактной информации других сторон (телефонный номер, гражданский паспорт, адрес проживания). Эти сведения требуются, чтобы определить суд, в который при необходимости будет направлено требование о компенсации полученного вреда.

Внимание! Действующее законодательство позволяет оформить европротокол только в том случае, если у каждого автомобилиста застрахована гражданская ответственность.

При наступлении дорожного инцидента необходимо предпринять такие действия:

  1. Вызов сотрудников дорожной полиции на место дорожного инцидента
  2. Нельзя перемещать автотранспорт и покидать место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД
  3. Фиксация основных деталей происшествия на фото либо видео
  4. Поиск свидетелей инцидента и получение информации об их контактных данных
  5. Освобождение проезжей части от автомобилей после оформления документов дорожной полицией

Законодательство обязывает сотрудников дорожной полиции выполнить следующие действия:

  • Составление схемы происшествия;
  • Определение виновного водителя;
  • Осмотр автотранспорта и повреждений, полученных в результате аварии;
  • Оформление протокола;
  • Просмотр видеозаписи с регистратора и опрос свидетелей.

Когда инспектор выполнит обозначенные выше действия, он должен предоставить копию протокола каждому участнику инцидента. Документ будет выступать доказательством при определении виновности при ведении судебного процесса.

Как взыскать возмещение с другого водителя при аварии без ОСАГО

Гражданский кодекс РФ в статье 1064 пункте 1 определяет: при нанесении ущерба имуществу гражданина лицо, причинившее вред, должно полностью компенсировать его.

Законодательство относит использование автотранспорта к виду деятельности, который создаёт высокую опасность окружающим (статья 1079). Собственник машины должен компенсировать причинённый ущерб, если не сможет доказать обстоятельства, которые исключают его ответственность.

С учётом того, что виновник ДТП не имеет ОСАГО, пострадавший может взыскать компенсацию лишь в судебном порядке.

Судебный иск следует направить в суд общей юрисдикции по месту проживания ответчика. Если его величина не превышает 50000 рублей, то заявление нужно подать мировому судье, в противном случае – в районный суд.

Это регламентируют статьи 23 и 24 Гражданского кодекса РФ. Наличие вины является общим основанием для взыскания с владельца авто ущерба.

При распределении ответственности суд использует принцип виновности, прежде всего это относится к водителю, который находился в момент ДТП за рулём автотранспорта.

В случае удовлетворения требования заявителя судья примет во внимание все обстоятельства и обяжет лицо, причинившее ущерб, компенсировать его в натуральном виде (например, произвести оплату ремонтных работ) или возместить нанесённый вред в соответствии с 1082 статьёй Гражданского Кодекса РФ.

Внимание! Суд не устанавливает срок компенсации имущественного ущерба.

Федеральный закон №229 в статье 30.12 указывает, что после получения виноватым водителем постановления об исполнительном производстве он должен добровольно исполнить обязательства. Для этого установлен срок в 5 дней.

Если решение не оспаривается и виноватый водитель не выполнил обязательства, судебный пристав инициирует процедуру поиска денежных средств, имущества и прочего дохода, с которых может быть взыскан ущерб. Исполнительный лист может быть направлен на место трудовой деятельности виновного водителя.

В соответствии с ТК РФ статьёй 138 до исполнения обязательств из зарплаты должника может быть удержано до 50%. Судебный пристав уполномочен арестовать имущество либо прочие доходы виновного. Также допускается опись имущества (дорогостоящая мебель, бытовая техники и прочее) по месту регистрации либо проживания, они будут проданы с аукциона.

Читайте также:  Материнский капитал в 2023 году

Полученные денежные средства будут использованы для погашения задолженности.

В сложных ситуациях лучше без промедления обратиться к квалифицированному юристу. Он сможет изучить документацию, разработать общую стратегию и план действий. В этом случае отсутствие ОСАГО при ДТП не станет проблемой для страхового возмещения.

Вс обязал страховщика компенсировать ущерб по осаго водителю без полиса

Если пострадавший в аварии не застрахован по ОСАГО — это не повод отказывать ему в возмещении ущерба. В законе такого повода для отказа не предусмотрено. Казалось бы, истина очевидна. Но, как выяснилось, не для всех. Верховному суду пришлось восстанавливать справедливость, потому что суды нижестоящие придумали весьма странное основание для того, чтобы страховщик не возмещал ущерб.

Дело оказалось непростое. Незастрахованными по ОСАГО оказались оба участника аварии. Но полис на автомобиль виновника был. Правда, за рулем оказался водитель, в него не вписанный.

Авария произошла в марте 2019 года. В автомобиль некоего Салихова врезалась машина, которой управлял некто Балаов. Машина виновника была застрахована по ОСАГО, поэтому Салихов обратился за выплатой к страховщику виновника.

По идее, он должен был обращаться за прямым возмещением ущерба к своему страховщику. Но так как его ответственность не была застрахована, он подал заявление в страховую компанию виновника. И это вполне законно.

Страховщик признал случай страховым и даже выплатил Салихову чуть больше 100 тысяч рублей. Но пострадавший посчитал, что это явно заниженная сумма. Он провел независимую оценку ущерба, которая насчитала более 400 тысяч даже с учетом износа, и обратился к страховщику с требованием доплаты. Страховщик проигнорировал его обращение.

Тогда пострадавший пошел к финансовому омбудсмену, который не принял его обращение. Салихов подал заявление в суд, и суд первой инстанции частично удовлетворил требования пострадавшего.

Он справедливо указал: страховщик признал факт наступления страхового случая, но возмещения ущерба в полном объеме в установленные сроки не произвел.

Суд обязал страховщика заплатить спорную часть суммы — 230 тысяч рублей, а также неустойку в размере 170 тысяч и штраф в размере 130 тысяч рублей. А также оплатить независимую экспертизу и почтовые расходы.

Но страховщик подал апелляцию. И апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что Балаов не был вписан в полис, оформленный на машину, причинившую ущерб. А сам Салихов «не указан ни в страховом полисе, ни в материалах о ДТП», да и полис на его имя на поврежденный автомобиль не выдавался.

Обрадованный страховщик тут же заявил, что выплаты истцу произведены отделом убытков ошибочно, в связи с чем будет заявлен иск о взыскании с него выплаченных сумм. Кассационный суд почему-то поддержал это решение.

Однако Верховный суд пришел к другим выводам. Он указал, что по закону об ОСАГО потерпевший, не застраховавший свою гражданскую ответственность, вправе направить страховщику, застраховавшему ответственность причинителя вреда, заявление о страховом возмещении в связи с нанесением ущерба его имуществу.

При этом оснований для освобождения страховщика от выплаты из-за незастрахованной ответственности потерпевшего не имеется. Доводы суда апелляционной инстанции о том, что истец не включен в страховой полис причинителя вреда, какого-либо значения не имеют, поскольку это законом об ОСАГО не предусмотрено.

  • Оснований для освобождения страховщика от выплаты ущерба из-за того, что потерпевший не застраховал свою ответственность, не имеется
  • Довод о том, что водитель Балаов не включен в полис страхования в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, также не основание для отказа в выплате.
  • В силу прямой нормы закона об ОСАГО страховщик имеет право регресса к водителю, не включенному в число допущенных к управлению по договору ОСАГО, однако не освобождается от выплаты страхового возмещения потерпевшему, подчеркнул Верховный суд.

Он также напомнил: судом первой инстанции установлено, что гражданская ответственность виновника ДТП застрахована. Этот факт был признан и страховой компанией, частично выплатившей страховое возмещение.

Поэтому ВС отменил решения судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение в кассационный суд.

У виновника дтп нет осаго. как правильно поступить в этом случае — drive2

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются.

Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП.

Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа.

Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра.

Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела.

Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам.

Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда.

Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев.

А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист.

Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем.

Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование.

По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование».

Читайте также:  Выплаты переселенцам в 2023 году при участии в госпрограмме

Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

авторамблер.ру

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта.

Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства.

Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП.

Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС.

То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс.

Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам.

Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.

В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты.

При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда.

Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда.

В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда.

Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г.

№ 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других.

Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК.

С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден.

«В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда.

Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г.

№ 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО.

«Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности.

С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП.

Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина.

– Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Интересное

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГО

У моего полиса ОСАГО истёк срок действия, и на момент аварии новый я оформить не успела. Буквально за пару дней до визита в страховую я попала в ДТП. Авария произошла зимой 2021 года.

Мы с мамой ездили за продуктами и как раз собирались уезжать с парковки, когда в мою машину врезалась Mazda 3. Водитель не заметила мой автомобиль и не услышала, как я сигналила.

У моей машины треснул и отвалился бампер, треснула правая фара.

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГОСлева — моя машина, у которой после столкновения с Mazda 3 отвалился бампер.

Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.

Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.

Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.

Я думала, что разбор будет происходить в кабинете, с участием обеих сторон, но это был мой самый короткий визит в ГАИ. Я пришла, получила определение об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём говорилось, что виновником аварии является водитель Mazda 3 и что дело решено досудебно.

Мне также дали инструкции, как действовать дальше. Нужно было позвонить в страховую компанию виновника ДТП, сообщить о страховом случае и договориться об экспертизе повреждений.

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГООпределение, которое выдали в ГАИ на разборе.

Я позвонила страховщику и заявила о страховом случае. Заявку приняли и назначили дату экспертизы. Оператор предупредила, что машина должна быть чистой, и попросила взять с собой:

  • все документы, связанные с ДТП: постановление, определение, протокол;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации авто (СТС);
  • водительское удостоверение.

В указанный день, спустя неделю, я приехала в страховую компанию. Эксперт осмотрел машину, сфотографировал повреждения, отсканировал документы. Я написала заявление на получение компенсации за повреждения. Через несколько дней мне сообщили положенную сумму и пригласили на ремонт в автосервис.

Страховая компания насчитала компенсацию в 8000 ₽ с учётом износа — моей машине было уже 10 лет. На момент аварии у меня уже около двух недель хранились в гараже новые бамперы и фары. Давно собиралась их поменять, но всё время откладывала.

Смысла в ремонте я не видела: у меня уже были нужные запчасти. Выгоднее было получить деньги, поэтому я написала заявление на компенсацию в денежном эквиваленте. Форму заявления предоставили сотрудники страховой компании.

Возможно, деньги мне выдали бы в отделении страховой компании в Орехово-Зуеве, но там уволился сотрудник, отвечавший за эти операции. Страховщик предложил обратиться в головной офис компании в Москве. Для меня это неудобно, но других вариантов не было. Я съездила в Москву, написала заявление на компенсацию, и через несколько дней мне перечислили 8000 ₽ по указанным банковским реквизитам.

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГО

ведущий юрист Европейской Юридической Службы

ОСАГО — это страхование не автомобиля, а ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.

Давайте представим себе обратную ситуацию: ОСАГО нет у виновника аварии, а не у потерпевшего. В этом случае предстоит судебная тяжба с виновным.

При подготовке к ней пострадавшему придётся заплатить эксперту за оценку ущерба, юристу — за ведение дела, почтовые расходы, госпошлину.

Разбирательство может затянуться на несколько месяцев, а после может выясниться, например, что с должника просто нечего взять: официальных доходов он не имеет, имущества нет.

Личный опыт: в мою машину врезался водитель без ОСАГО

Федеральный закон «Об ОСАГО» как раз нацелен на то, чтобы потерпевший мог получить компенсацию до 400 тысяч ₽ без дополнительных финансовых и временных затрат. Он обязывает всех автовладельцев страховать свою ответственность. За отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф в размере 800 ₽.

Виновник ДТП, не оформивший полис ОСАГО, несёт личную ответственность перед пострадавшим в соответствии со статьями 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса. То есть ему самому придётся выплачивать ущерб и компенсировать потерпевшему все расходы и издержки.

Если этого не сделать, деньги взыщут судебные приставы. Предельного срока взыскания не существует: пострадавший в аварии может требовать деньги до конца жизни должника, а после — обратиться к его наследникам.

Всего этого можно избежать, если ежегодно оформлять ОСАГО.

Оформите ОСАГО, чтобы ни о чём не беспокоиться

Если нет ОСАГО при ДТП у потерпевшего

В соответствии со статьёй 12.38 пунктом 2 КоАП РФ, если водитель управляет автотранспортным средством без страховки (независимо от того, виновен он в ДТП либо нет), на него накладывается штраф в 800 рублей.

Это самое первое последствие, если потерпевший в ДТП управлял авто без страховки ОСАГО. В инциденте может пострадать не только автотранспорт, но и люди.

Полис автогражданки позволит получить возмещение по полученному вреду.

Порядок действий, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО

После дорожного инцидента важно узнать, имеет ли каждый участник дорожного инцидента оформленный и действующий полис обязательного страхования автомобилиста. Это касается и пострадавших, и особенно виновника.

Последний обязан предоставить такие сведения. При появлении проблем можно обратиться за помощью к сотруднику ДПС.

Если у пострадавшего в аварии нет автогражданки, его действия будут зависеть от каждой конкретной ситуации:

  • Виноватый водитель имеет действующий полис;
  • Виновник аварии не имеет действующего полиса автогражданки;
  • Срок действия автогражданки виноватого водителя истёк;
  • Виноватый в ДТП шофер не вписан в страховку;
  • Полис ОСАГО оказался поддельным.

Рассмотрим каждый случай, который может произойти, и его особенности.

Компенсирует ли страховщик ущерб, если пострадавший в ДТП без ОСАГО

Здесь нужно вспомнить сущность обязательного страхования гражданской ответственности автомобилиста. Наличие ОСАГО гарантирует, что потерпевший в дорожном инциденте получит страховое возмещение.

Его произведёт страховая компания, услугами которой пользуется виновный. В инциденте может пострадать автомобиль и люди.

В первом случае страховщик организует и покроет ремонт транспортного средства, во втором – оплатит лечение и прочие затраты, связанные с медицинским обслуживанием.

Всё перечисленное выше означает, что компенсировать ущерб будет не виноватый в дорожном инциденте шофер, а его страховщик. По сути, вопрос наличия полиса автогражданки у потерпевшего не является принципиальным.

Пострадавший при ДТП без страховки ОСАГО: кто будет компенсировать ущерб?

Существует 2 основных варианта, кто будет производить возмещение:

  • Страховщик виновного водителя (при наличии действующей автогражданки у виновника ДТП);
  • Виновный водитель (не оформлена автогражданка).

Во втором случае порядок действий может отличаться, он зависит от обстановки. Виновный водитель может за причинённый вред возместить потери либо позже выполнить обязательство, оставив невиновной стороне расписку. Может быть, нужно будет составить досудебную претензию либо подать судебный иск.

Несколько отличаются ситуации, при которых у пострадавшего в аварии отсутствует автогражданка или она имеется, но пострадавший не вписан в документ. Последний вариант – это не то же самое, что отсутствие страховки. Потерпевшему придётся действовать иначе, чем когда у него нет страховки (разница заключается в возможности проведения прямого возмещения).

Порядок действий, если у виноватого водителя есть ОСАГО, а у пострадавшего – нет

В большинстве дорожных инцидентов у потерпевшего есть действующий полис автогражданки. В данном случае для получения компенсации причинённого вреда следует обратиться в страховую организацию виновного водителя. Действия должны быть такими:

  1. Сообщите страховой компании виновного водителя о возникновении страхового случая.
  2. Направьте страховщику заявление о возмещении и необходимые для этого документы.
  3. Представьте повреждённый в результате ДТП автотранспорт и прочее имущество на экспертизу.

Что будет при просроченном ОСАГО?

На сегодняшний день управление авто с просроченной автогражданкой приравнивается к езде без страховки. Если такая ситуация возникнет у пострадавшего, ему придётся заплатить штраф. Поэтому в любом случае лучше всего своевременно обновлять ОСАГО. Порядок компенсации ущерба в такой ситуации не изменяется.

Если у пострадавшего просрочен полис ОСАГО, однако есть действующий КАСКО?

Потерпевший может рассчитывать на ремонт по КАСКО в таких ситуациях:

  • Виновный в ДТП не имеет действующего полиса ОСАГО. Пострадавшая сторона обращается к страховщику, в котором он оформил полис КАСКО. В такой ситуации автомобилисту не требуется взыскивать возмещение за ремонт транспортного средства с виноватого в аварии (в некоторых случаях это достаточно проблематично): он может скрыться с места происшествия, может потребоваться составить досудебную претензию и обратиться в суд. После восстановления автотранспорта пострадавшего страховщик, который оформил КАСКО, может взыскать ущерб с виновного в аварии водителя.
  • Виновный водитель имеет действующий полис автогражданки, а у пострадавшего есть КАСКО. При отсутствии у потерпевшего ОСАГО ему на выбор предоставляется 2 варианта:
  1. Восстановить ТС по КАСКО. Этот способ выгодный, если стоимость восстановительных работ больше максимальной выплаты по автогражданке. В такой ситуации пострадавший ремонтирует ТС в полном объёме, после чего страховщик взыскивает необходимую сумму со страховой виноватого и самого виновника дорожного инцидента.
  2. Восстановить машину по автогражданке виновного. Если затраты на восстановление авто превысят установленную законодательством сумму, пострадавшему недостающие деньги придётся самостоятельно взыскать с виновного в аварии.
Читайте также:  Фиксация отпуска в табеле учета рабочего времени

Можно ли составить европротокол, если у потерпевшего нет полиса ОСАГО

В соответствии со страховым законодательством, участники ДТП могут оформить его по упрощённой процедуре, составив европротокол. В этом случае участие сотрудника ГИБДД не является обязательным. Рассмотрим возможную ситуацию.

Допустим, произошла авария, в которой у потерпевшего нет ОСАГО, стороны могут оформить европротокол. Такой порядок можно использовать при небольших повреждениях автотранспорта и отсутствия причинения вреда здоровью.

Ещё одно его преимущество – не нужно ждать приезда полиции и оформления всех документов.

Закон «Об ОСАГО» в статье 11.

1 пункте 1 устанавливает, что в упрощённом порядке европротокол можно использовать лишь в тех случаях, когда в ДТП столкнулись 2 автомобиля, гражданская ответственность которых застрахована в порядке, установленном действующим законодательством. Поэтому, если у пострадавшего нет ОСАГО, оформление европротокола не будет иметь законной силы. Единственным решением в такой ситуации станет вызов полиции.

Если у пострадавшего поддельный ОСАГО

Сегодня мошенничество необычайно распространено, поэтому автомобилисты нередко приобретают фальшивый ОСАГО.

Многие водители даже не догадываются, что при эксплуатации транспортного средства они не имеют финансовой защиты от страховщика. Подделка обнаружится лишь после аварии.

Важно понимать, что статус пострадавшего с поддельной автогражданкой будет такой же, что и у потерпевшего без полиса (в этой ситуации могут быть исключения).

Если у потерпевшего в аварии ОСАГО оказался поддельным, а узнал он об этом лишь при обращении к страховщику при подаче заявления о страховом возмещении, тогда придётся обратиться за компенсацией полученного ущерба в компанию виновного водителя. При отсутствии полиса у виновника аварии придётся взыскивать убытки непосредственно с него в досудебном либо судебном порядке.

Если автомобилист узнал, что у него поддельная страховка, это не значит, что ничего нельзя сделать. Нередко сами компании злоупотребляют законодательством с тем, чтобы не производить выплаты по автогражданке.

Один из вариантов – страховка может быть недействительной, однако она при этом не поддельная.

Это происходит в результате того, что агенты и брокеры страховщиков несвоевременно сдают страховые премии по автогражданке, а также оформляют недействительные страховки или изменяют сроки их действия.

В каждой ситуации действовать необходимо индивидуально. Важно найти хорошего юриста, который сможет отстоять права автомобилиста. Нередко страховщики добровольно выплачивают компенсацию, чтобы не доводить дело до суда и сберечь свою репутацию в таких ситуациях.

Когда пострадавший не имеет ОСАГО и получил травму в ДТП

В законе «Об ОСАГО» в статье 6 пункте 1 говорится, что помимо ответственности за ущерб имуществу пострадавших страхуется риск причинения вреда здоровью и жизни пострадавших в аварии. В статье 14.1 пункте 1 регламентируется, что прямое возмещение ущерба здоровью прямым способом не осуществляется.

Независимо от того, имеется ли ОСАГО при аварии у пострадавшего либо нет для возмещения причинённого здоровью ущерба необходимо обратиться в страховую организацию виновного водителя.

Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего

В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба.

Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать.

Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.

Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.

17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.

В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».

Судебная практика: у потерпевшего нет ОСАГО

Подать судебный иск на виновного в аварии при отсутствии ОСАГО у пострадавшего в аварии можно в таких ситуациях:

  • У виноватого в аварии отсутствует полис автогражданки;
  • У потерпевшего отсутствует автогражданка, инцидент оформлен по европротоколу;
  • У виновного в аварии действует автостраховка, однако ущерб превышает страховую сумму;
  • Виновный водитель отказывает в компенсации вреда, хотя первоначально согласился на это, в результате чего авария не была должным образом оформлена.

Пострадавший сам принимает решение, когда подать судебный иск. Законодательство отводит на это три года.

В этой области судебная практика многогранна, на неё влияет квалификация юристов и представителей каждой стороны. В принципах правосудия закрепляется состязательность каждой стороны во время разбирательства. К примеру, адвокат виновника может значительно занизить величину ущерба.

Как видно, у пострадавшего в ДТП без ОСАГО есть все шансы получить возмещение ущерба. Сделать это намного проще, если у виновного в аварии не было автогражданки. При аварии без страхового полиса пострадавший обращается к страховщику.

Порядок действий при ДТП без ОСАГО потерпевшего

Возмещение ущерба при ДТП, если нет ОСАГО

Если страховка отсутствует, аварию необходимо оформлять в обычном порядке, если ОСАГО имеется у всех других участников. В такой ситуации документы об инциденте обязаны заполнять сотрудники ГИБДД. Использование европротокола в таком случае не допускается. Каждый участник (виноватый или нет) должен проверить наличие в процессуальных документах контактной информации других сторон (телефонный номер, гражданский паспорт, адрес проживания). Эти сведения требуются, чтобы определить суд, в который при необходимости будет направлено требование о компенсации полученного вреда.

Внимание! Действующее законодательство позволяет оформить европротокол только в том случае, если у каждого автомобилиста застрахована гражданская ответственность.

При наступлении дорожного инцидента необходимо предпринять такие действия:

  1. Вызов сотрудников дорожной полиции на место дорожного инцидента
  2. Нельзя перемещать автотранспорт и покидать место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД
  3. Фиксация основных деталей происшествия на фото либо видео
  4. Поиск свидетелей инцидента и получение информации об их контактных данных
  5. Освобождение проезжей части от автомобилей после оформления документов дорожной полицией

Законодательство обязывает сотрудников дорожной полиции выполнить следующие действия:

  • Составление схемы происшествия;
  • Определение виновного водителя;
  • Осмотр автотранспорта и повреждений, полученных в результате аварии;
  • Оформление протокола;
  • Просмотр видеозаписи с регистратора и опрос свидетелей.

Когда инспектор выполнит обозначенные выше действия, он должен предоставить копию протокола каждому участнику инцидента. Документ будет выступать доказательством при определении виновности при ведении судебного процесса.

Как взыскать возмещение с другого водителя при аварии без ОСАГО

Гражданский кодекс РФ в статье 1064 пункте 1 определяет: при нанесении ущерба имуществу гражданина лицо, причинившее вред, должно полностью компенсировать его.

Законодательство относит использование автотранспорта к виду деятельности, который создаёт высокую опасность окружающим (статья 1079). Собственник машины должен компенсировать причинённый ущерб, если не сможет доказать обстоятельства, которые исключают его ответственность.

С учётом того, что виновник ДТП не имеет ОСАГО, пострадавший может взыскать компенсацию лишь в судебном порядке.

Судебный иск следует направить в суд общей юрисдикции по месту проживания ответчика. Если его величина не превышает 50000 рублей, то заявление нужно подать мировому судье, в противном случае – в районный суд.

Это регламентируют статьи 23 и 24 Гражданского кодекса РФ. Наличие вины является общим основанием для взыскания с владельца авто ущерба.

При распределении ответственности суд использует принцип виновности, прежде всего это относится к водителю, который находился в момент ДТП за рулём автотранспорта.

В случае удовлетворения требования заявителя судья примет во внимание все обстоятельства и обяжет лицо, причинившее ущерб, компенсировать его в натуральном виде (например, произвести оплату ремонтных работ) или возместить нанесённый вред в соответствии с 1082 статьёй Гражданского Кодекса РФ.

Внимание! Суд не устанавливает срок компенсации имущественного ущерба.

Федеральный закон №229 в статье 30.12 указывает, что после получения виноватым водителем постановления об исполнительном производстве он должен добровольно исполнить обязательства. Для этого установлен срок в 5 дней.

Если решение не оспаривается и виноватый водитель не выполнил обязательства, судебный пристав инициирует процедуру поиска денежных средств, имущества и прочего дохода, с которых может быть взыскан ущерб. Исполнительный лист может быть направлен на место трудовой деятельности виновного водителя.

В соответствии с ТК РФ статьёй 138 до исполнения обязательств из зарплаты должника может быть удержано до 50%. Судебный пристав уполномочен арестовать имущество либо прочие доходы виновного. Также допускается опись имущества (дорогостоящая мебель, бытовая техники и прочее) по месту регистрации либо проживания, они будут проданы с аукциона.

Читайте также:  Выплаты переселенцам в 2023 году при участии в госпрограмме

Полученные денежные средства будут использованы для погашения задолженности.

В сложных ситуациях лучше без промедления обратиться к квалифицированному юристу. Он сможет изучить документацию, разработать общую стратегию и план действий. В этом случае отсутствие ОСАГО при ДТП не станет проблемой для страхового возмещения.

Вс обязал страховщика компенсировать ущерб по осаго водителю без полиса

Если пострадавший в аварии не застрахован по ОСАГО — это не повод отказывать ему в возмещении ущерба. В законе такого повода для отказа не предусмотрено. Казалось бы, истина очевидна. Но, как выяснилось, не для всех. Верховному суду пришлось восстанавливать справедливость, потому что суды нижестоящие придумали весьма странное основание для того, чтобы страховщик не возмещал ущерб.

Дело оказалось непростое. Незастрахованными по ОСАГО оказались оба участника аварии. Но полис на автомобиль виновника был. Правда, за рулем оказался водитель, в него не вписанный.

Авария произошла в марте 2019 года. В автомобиль некоего Салихова врезалась машина, которой управлял некто Балаов. Машина виновника была застрахована по ОСАГО, поэтому Салихов обратился за выплатой к страховщику виновника.

По идее, он должен был обращаться за прямым возмещением ущерба к своему страховщику. Но так как его ответственность не была застрахована, он подал заявление в страховую компанию виновника. И это вполне законно.

Страховщик признал случай страховым и даже выплатил Салихову чуть больше 100 тысяч рублей. Но пострадавший посчитал, что это явно заниженная сумма. Он провел независимую оценку ущерба, которая насчитала более 400 тысяч даже с учетом износа, и обратился к страховщику с требованием доплаты. Страховщик проигнорировал его обращение.

Тогда пострадавший пошел к финансовому омбудсмену, который не принял его обращение. Салихов подал заявление в суд, и суд первой инстанции частично удовлетворил требования пострадавшего.

Он справедливо указал: страховщик признал факт наступления страхового случая, но возмещения ущерба в полном объеме в установленные сроки не произвел.

Суд обязал страховщика заплатить спорную часть суммы — 230 тысяч рублей, а также неустойку в размере 170 тысяч и штраф в размере 130 тысяч рублей. А также оплатить независимую экспертизу и почтовые расходы.

Но страховщик подал апелляцию. И апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что Балаов не был вписан в полис, оформленный на машину, причинившую ущерб. А сам Салихов «не указан ни в страховом полисе, ни в материалах о ДТП», да и полис на его имя на поврежденный автомобиль не выдавался.

Обрадованный страховщик тут же заявил, что выплаты истцу произведены отделом убытков ошибочно, в связи с чем будет заявлен иск о взыскании с него выплаченных сумм. Кассационный суд почему-то поддержал это решение.

Однако Верховный суд пришел к другим выводам. Он указал, что по закону об ОСАГО потерпевший, не застраховавший свою гражданскую ответственность, вправе направить страховщику, застраховавшему ответственность причинителя вреда, заявление о страховом возмещении в связи с нанесением ущерба его имуществу.

При этом оснований для освобождения страховщика от выплаты из-за незастрахованной ответственности потерпевшего не имеется. Доводы суда апелляционной инстанции о том, что истец не включен в страховой полис причинителя вреда, какого-либо значения не имеют, поскольку это законом об ОСАГО не предусмотрено.

  • Оснований для освобождения страховщика от выплаты ущерба из-за того, что потерпевший не застраховал свою ответственность, не имеется
  • Довод о том, что водитель Балаов не включен в полис страхования в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, также не основание для отказа в выплате.
  • В силу прямой нормы закона об ОСАГО страховщик имеет право регресса к водителю, не включенному в число допущенных к управлению по договору ОСАГО, однако не освобождается от выплаты страхового возмещения потерпевшему, подчеркнул Верховный суд.

Он также напомнил: судом первой инстанции установлено, что гражданская ответственность виновника ДТП застрахована. Этот факт был признан и страховой компанией, частично выплатившей страховое возмещение.

Поэтому ВС отменил решения судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение в кассационный суд.

У виновника дтп нет осаго. как правильно поступить в этом случае — drive2

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются.

Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП.

Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа.

Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра.

Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела.

Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам.

Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда.

Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев.

А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист.

Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем.

Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование.

По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование».

Читайте также:  Юридическая сила судебного электронного письма

Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

авторамблер.ру

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта.

Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства.

Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП.

Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС.

То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс.

Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам.

Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.

В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты.

При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда.

Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда.

В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда.

Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г.

№ 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других.

Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК.

С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден.

«В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда.

Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г.

№ 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО.

«Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности.

С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП.

Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина.

– Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»