Проблемы

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

Кто прав — учитель или ученик? Куда обращаться родителю школьника? В нашей статье мы разбираемся в самых важных ситуациях и конфликтах в школе, которые вызывают больше всего вопросов у родителей и учеников.

Школа живет по четким правилам — они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах. Но в некоторых моментах учителям предоставлена свобода действий.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

1. Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии.

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения.

Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта.

Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

2. Какую ответственность несут учитель и ученик за оскорбление

Ученики по закону имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. Учителя должны соблюдать правовые и нравственные нормы: нельзя ни наедине, ни при всем классе оскорблять ученика, пугать его, заставлять словами или силой выполнить какое-то действие.

За подобный проступок к учителю можно применить дисциплинарные меры, в том числе увольнение. За оскорбления в неприличной форме учитель может получить штраф по ст. 5.61. КоАП РФ.

Также учителя не должны читать личные записки учеников и разглашать их содержание, ведь по Конституции ребенок тоже имеет право на личную тайну. Если вас это коснулось — обратитесь к администрации школы с заявлением.

В то же время педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование любого случая.

Если учителя оскорбляет ученик — ребенка могут привлечь к дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор или исключение из школы (для детей с 15 лет).

Ученика 14-16 лет могут привлечь и к гражданско-правовой ответственности как за причинение морального вреда по ст. 1074 ГК РФ, если учитель подаст иск.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

3. Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой

  • В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:
  • — итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);
  • — итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.
  • Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.

Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет Введение школьной формы — законно ли это требование? Читать далее

4. Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке.

Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса.

Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.

5. Может ли учитель отнять мобильный телефон у ребенка

Телефон — имущество ученика, и учитель не имеет права отбирать телефон даже временно. Если ребенок пользуется телефоном на уроке, отвлекается и мешает другим детям, учитель может сделать замечание, запись в дневник, провести профилактическую беседу после урока, пригласить родителей в школу.

В некоторых школьных Уставах есть Положения о мобильных устройствах, например, запрет на пользование телефоном в учебное время. Родители знакомятся с Уставом и автоматически соглашаются с этим правилом. За нарушение Устава школа тоже может сделать не так много: сделать ученику замечание или выговор, пригласить родителей на беседу.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

6. Могут ли родители посещать уроки

Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков — это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.

Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию.

В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока.

Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.

7. Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно

Закон предусматривает для длительно болеющих детей обучение на дому или при больницах. Поэтому школьники, которые пропустили уроки по непродолжительной болезни, проходят материал самостоятельно.

То же касается “отстающих” детей с трудностями в обучении. Но если у школы есть средства для оплаты дополнительных занятий с детьми — она может их организовать. Также школа может предложить ребенку индивидуальный учебный план.

Чтобы решить вопрос — обращайтесь к директору.

Если ученик не справляется с программой, у него к концу года есть академическая задолженность, то школа может предложить семье оставить ребенка на повторное обучение, перевести на обучение по индивидуальному плану или по адаптированным программам. Окончательное решение принимают родители. Если вы не хотите оставлять ребенка на второй год, то академическую задолженность придется погасить не позже, чем через год после ее появления.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

8. Когда в школе нужна справка от врача

Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.

С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке.

Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может.

Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.

9. Может ли ученик посещать уроки не со своим классом

Иногда ученику важно бывать на уроках с другим классом или у другого учителя (например, для углубленных занятий или, наоборот, чтобы наверстать пропущенный материал). Это возможно. Требуется согласие самого учителя и директора школы. Но уроки в своем классе пропускать нельзя.

Если весь класс хотел бы заниматься у другого учителя или сменить классного руководителя — ученики и родители имеют право обращаться к директору о замене учителя. Это право должно быть закреплено в Уставе школы.

10. Куда жаловаться на нарушение прав школьника

Закон разрешает (и даже рекомендует) нам жаловаться на нарушение порядка и прав ребенка в школе. Куда же писать жалобы и заявления родителям?

  1. — в школьную комиссию по урегулированию споров;
  2. — в вышестоящие органы управления школой;
  3. — в прокуратуру и суд.

Заявление о нарушении прав пишется в двух экземплярах: в месте подачи остается один экземпляр, а второй забираете вы с отметкой о приеме. Если директор бездействует, не рассматривает жалобу родителей и не дает на нее письменный ответ, — это поведение можно обжаловать в суде.

Кто предупрежден — тот вооружен, и мы в этой статье постарались привести вас в боеготовность. Но все же, пусть новый учебный год принесет вам только интересные и приятные вопросы и ответы, а ваши отношения со школой будут теплыми и радостными!

Как поменять учителя в школе

Бывает, что ребёнку не нравится ходить в школу по самым разным причинам. Родителю в таком случае стоит отнестись к ситуации с чуткостью и разобраться, в чём дело. Болезненные отношения со школой могут вытекать из конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.

Читайте также:  Приобретение квартиры с прописанным человеком

Если решить конфликт невозможно, то необязательно переводить ребёнка в другую школу — в некоторых ситуациях родители могут поменять учителя.

Как грамотно составить заявление на смену учителя в школе, к кому с ним обращаться и как поддержать ребёнка, обсудили с юристом и психологом.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

У родителей есть законные основания требовать смены преподавателя. Это право гарантируется Законом «Об образовании в Российской Федерации». Обязанности школьного педагога установлены п. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при их несоблюдении родители могут просить школу о замене учителя. Вот эти обязанности:

1) обеспечение реализации в полном объёме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдение прав и свобод обучающихся (ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), родителей обучающихся.

К правам и свободам обучающихся относятся, среди прочего, уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия — в школе недопустимы физические наказания, а также оскорбления учеников, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья, а также свобода совести, информации, право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

Что делать, если учитель вмешивается в личную жизнь

Российским законодательством гарантируется право родителей на то, чтобы знакомиться с содержанием образования своих детей, с используемыми в школе методами обучения и воспитания, с оценками успеваемости учеников, а также возможность защищать права и законные интересы детей.

В целях защиты своих прав как сами обучающиеся, так и их родители могут направлять в органы управления школы обращения о применении дисциплинарных взысканий к педагогам, нарушающим права учеников или их родителей. Заявление вы можете подать сами или нанять для этого юриста.

Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению администрацией школы вместе с учениками и родителями.

Кроме того, вы имеете право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии конфликта интересов педагогического работника.

  1. Написать заявление на имя директора школы (пример заявления представлен ниже), в котором вы изложите все известные обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения учителя от проведения занятий в классе.
  2. Дождаться рассмотрения заявления директором. При необходимости будьте готовы помочь директору школы в выяснении обстоятельств, препятствующих, по вашему мнению, преподаванию конкретного учителя в вашем классе.
  3. Если принятое школой итоговое решение вас не удовлетворяет, вы можете обратиться в вышестоящие инстанции с заявлением о несогласии с таким решением.

Заявление подаётся родителями в свободной форме на имя директора учебного заведения. Ниже пример подобного заявления.

  • Директору МБОУ СОШ № ___
  • от родителя/законного представителя (выбрать нужное)
  • ученика 5 класса Иванова Ивана Ивановича
  • Иванова Петра Семёновича

Заявление

Прошу заменить преподавателя математики Петрову Марию Николаевну в связи с некорректным поведением (здесь нужно будет конкретизировать, в чём проблема, например: преподаватель оскорбляет детей на уроках) или неграмотным преподаванием предмета (важно указать, что конкретно не соответствует программе и образовательным стандартам, на ваш взгляд).

Чем больше обстоятельств, препятствующих преподаванию у детей, вы укажете, тем вероятнее, что в отношении вашего заявления примут положительное решение и удовлетворят ваш запрос на смену учителя.

С просьбой поменять учителя может обратиться как один родитель, так и весь класс — количество родителей, которые должны подписать заявление, не регламентировано. Однако это может повлиять на исход проблемы.

Если учителем недовольны родители одного или двух учеников, скорее всего, школа предложит перевести этих детей в другой класс.

В случае, когда класс единодушно выражает недовольство преподавателем, выше шансы, что учителя поменяют.

Общих регламентированных сроков рассмотрения обращений родителей нет. Такие сроки могут быть закреплены Уставом или другими локальными нормативными актами школы. Как правило, подобные обращения рассматривают в течение 30 календарных дней.

Если в результате рассмотрения заявления школа решила не менять учителя, можно обратиться с аналогичным заявлением в комитет образования при администрации города или района (РОНО), Департамент образования региона, Рособрнадзор.

В тех случаях, когда речь идет о серьёзных нарушениях со стороны педагога (сексуальные домогательства, физическое насилие в отношении детей), стоит обращаться в прокуратуру.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

Валерия Медведкова,

психолог

Если негативный школьный опыт вызван общением с педагогом, у родителя есть несколько вариантов. В первом случае, когда у ребёнка есть проблемы ещё и в других аспектах школьной жизни, имеет смысл задуматься о фундаментальном решении вопроса — сменить школу или перейти на домашнее обучение.

Возможна и ситуация, когда проблема связана с конкретным учителем, на некорректное поведение которого повлиять не получается, а перевод в другую школу не рассматривается.

Тогда родителю необходимо эмоционально грамотно поговорить с ребёнком — выстроить разговор так, чтобы ребёнок мог раскрыться и поделиться своими переживаниями.

Важно, чтобы ребёнок, которого чем-то обижают в школе, не чувствовал себя виноватым, умел замечать и оценивать чужое некорректное поведение.

Родителям предстоит создать дома безопасное пространство для выражения своих эмоций, обсуждения обид. Чем старше ребёнок, тем проще ему будет подстроиться под ситуацию с педагогом так, чтобы она не травмировала его, — особенно, если конфликт с учителем у всего класса или большей его части.

Однако родители должны быть готовы к тому, что от них потребуется дополнительная поддержка, — в том числе, возможно, придётся нанять ребёнку репетитора или пойти с ним к психологу, снизить ожидания от академической успеваемости ребёнка по предмету преподавателя, с которым у учеников не складываются отношения.

Конечно, помочь ребёнку не значит соглашаться с ним во всём. Родитель должен научить ребёнка здраво оценивать конфликтные ситуации, разобраться, действительно ли проблема в педагоге или дело в непосильной школьной программе. Оставаясь на стороне ребёнка, важно не поддаваться детской истерии и сохранять спокойствие.

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

Как помочь ребёнку, если с ним не дружат

Родителям, которые решили писать заявление о смене учителя, нужно всегда держаться в поле правовых отношений, вести себя корректно.

Начиная процесс отстранения преподавателя от занятий, вы должны чётко понимать: вашему ребёнку плохо и вы хотите помочь. При наличии ресурсов не лишней может оказаться помощь юриста.

Когда вы не можете сдерживать эмоции, он справится с этим вместо вас и сможет добиться более эффективных результатов.

Изображение на обложке: Viktoria / Dribbble

Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах

8 июня 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон, который даёт возможность студентам старших курсов, учащимся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать в школах, если они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. Соответствующие поправки внесены в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет Пресс-служба Минпросвещения России

Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.

«Это отличная возможность, она открывает дорогу студентам к практическим занятиям, помогает им войти в профессию в наиболее комфортном режиме и в конечном счёте позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду.

Я сам был педагогом и скажу, что, когда вы выходите из стен университета и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием, это требует очень серьёзной подготовки, в том числе и психологической.

И такая возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких определённых занятий по своему предметному направлению под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым педагогическим опытом, – это действительно помогает, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.

– Прежде всего, здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов».

Законодательные изменения нашли живой отклик в университетской среде.

«Безусловно, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов.

Надо сказать, что в целом нынешнее содержание образования – это как раз и есть попытка соединить фундаментальную подготовку и практико-ориентированную направленность всего образовательного процесса.

Поэтому, если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе, это надо только приветствовать. И правовые решения, которые принимает сегодня государство, будут только способствовать углублению их профессиональной подготовки.

Мы делаем всё и посредством наших стандартов, и посредством нашей внеучебной работы, чтобы студенты были подготовлены к работе в школе, с детьми, и были теми профессионалами, которые сегодня нужны стране», – рассказал ректор МПГУ Алексей Лубков.

«Это правильные и давно ожидаемые поправки. Во-первых, работа студента в образовательном учреждении повышает качество подготовки будущих специалистов. Выпускники, обладающие практическим опытом, у работодателей в приоритете. Во-вторых, право преподавать позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который в том числе может быть направлен и на оплату обучения.

Кроме того, для нас важно, чтобы студенты работали по своей будущей специальности, а не занимались деятельностью, не имеющей ничего общего со школой. В-третьих, безусловно, очень важно дать возможность студентам легально работать с точки зрения решения кадровых проблем в отрасли образования.

Очень часто в образовательных организациях небольшая нагрузка, которая не устраивает опытного педагога, а для студента такое трудоустройство, наоборот, важно, потому что ему приходится отдавать львиную долю времени учёбе. Приход студентов на подработку в организации образования, конечно, позволит смягчить кадровые проблемы отрасли.

Но главное – привнесёт в школы энергию молодых специалистов, которые только недавно окунулись в новые технологии образовательного процесса и постоянно общаются, консультируются с преподавателями в высшей школе.

Такое взаимодействие позволит построить мостик оперативной трансляции актуальной профессиональной информации из стен вузов в образовательные организации страны», – отметил ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев.

По мнению ректора Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.

Ульянова Игоря Петрищева, появление студентов даст позитивный опыт и самим школам: «Важно, что этим наша система образования открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной «цифровой» волне.

Уверен, что и педагогическим вузам придётся учитывать новые возможности при реализации своих образовательных программ. Эти программы, с одной стороны, должны носить практико-ориентированный характер, а с другой – учитывать индивидуальные запросы студента, работающего в конкретной школе».

«Новый закон легализировал уже существующую в разных вариантах практику, которая была жизненно необходима. Есть основания полагать, что принятие законопроекта позволит восполнить в школах кадровые запросы. Студенты, в свою очередь, получат возможность раннего входа в профессию и возможность в период учёбы искать оплачиваемую работу по своему профилю.

Кроме того, ещё во время обучения будущие педагоги смогут оценить правильность профессионального выбора. Также очевидно, что допуск к преподаванию студентов позволит развивать наставничество в школах.

А это – одна из задач национального проекта «Образование», – отметила ректор Липецкого государственного педагогического университета Нина Федина.

Дорогие педагоги и директора школ! Это не ваша война

Управлять неживыми объектами легче, чем живыми. Все неживое более послушно и предсказуемо, не дает резкой обратной связи. Но в образовании за неживым всегда стоит живое. За смарт-досками, компьютерами, столами, обедами и учебниками стоят люди — учителя и ученики. Поэтому любое управленческое решение в образовании имеет множество скрытых рисков.

Яркий пример — обнародованный в последние дни прошлого года (если быть точными, 28 декабря) новый федеральный перечень учебников. Кажется, решение касается материальной базы — ан нет, оно бьет по всему образовательному процессу. Постараемся понять, как это получается и что мы можем сделать, чтобы наше живое не пострадало от «неживых» управленческих решений.

Что же произошло? Последствия нового ФПУ для школ, для педагогов, для учеников

Выход в свет нового ФПУ — как оружие массового поражения — нанес удар по всем без разбору, в том числе и по «мирным жителям», то есть педагогам и ученикам. И, по самым скромным первичным подсчетам, поражение действительно массовое.

Не менее 20% всех учителей-предметников России (а это примерно 228 тысяч человек) столкнутся с проблемой смены учебной линии в период с 2019 по 2021 год.

ОПРОС УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛ

Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет Опрос проводился в феврале 2019 г. в течение одной недели через онлайн-платформу rosuchebnik.ru. На вопросы анкеты ответили 6693 учителя-предметника и руководителя школ России.

Соответственно, миллионы учеников должны будут также «пересесть» на новые учебники. Особенно рисковым это мероприятие представляется для тех, кто в будущем готовится к ГИА.

Курс практически пройден, а систематизировать знания — как? На материале совершенно нового УМК? Плюс принятие нового ФПУ совпало с годом, когда страна переходит в 9-х классах на ФГОС второго поколения: то есть все ученики с 5-го по 8-й класс уже работают по ФГОС второго поколения, остался последний год на уровне основного образования, чтобы полностью внедрить ФГОС, и вот в этот год вводят новый перечень учебников, ломающий большое количество линий. Под угрозой качество работы на протяжении четырех лет.

Переход на новый ФПУ означает 13,8 млрд рублей дополнительных затрат государства на обновление школьных библиотечных фондов. Тонны отличных книг, еще не изношенных, будут списаны, а на их место придут новые учебники.

Предметы, которых больше всего коснется проблема смены учебников и УМК, — география, биология, химия, английский язык, а в особенности — технология и ОБЖ (абсолютно всем ученикам в основной школе придется в ближайшее время заменить учебники).

  • Но это в целом, а в частности — для каждого педагога история с вычеркиванием из списка его рабочего учебника имеет свои очень серьезные последствия.
  • Прежде всего перед педагогом встает дилемма: доучивать сколько возможно по привычному учебнику или переходить прямо сейчас на новую линию УМК
  • Если учитель решится сменить линию УМК, он получает, пожалуй, самую большую головную боль из всех возможных, а именно:

Риск перехода на новый УМК для детей. Дети, привыкшие к определенной манере подачи материала, дают обратную связь в виде снижения успеваемости при переходе на другие учебники.

За неудачами всегда есть риск падения мотивации, а уж без мотивации давать детям знания сложно.

Таким образом, педагог должен быть готов к такого рода «аллергии» на новый УМК и как можно бережнее вводить его в образовательный процесс.

Если «доучивать» по привычным учебникам:

Учитель имеет право. В приказе ФПУ-2018 обозначен срок, в течение которого школа имеет право использовать учебники из предыдущего перечня, не вошедшие в новый. Три года! Три года можно работать с учебниками, которые вы считаете правильными для вашего класса.

Тем более, кто может знать, какие учебники окажутся в перечне через год, два, три? Многие ушедшие из перечня 2013 года учебники оказались реабилитированными — вернулись в перечень 2018 года.

Оправдают ли себя все усилия педагога, насильно пересадившего себя с любимого УМК на другой, пусть даже, как говорят, самый лучший, если через некоторое время проверенный многолетним опытом учебник будет реабилитирован, а новый уйдет из перечня? А именно такие случаи сейчас происходят от перечня к перечню.

Проблемы с закупкой учебников. «Разжалованные» из учебников в учебные пособия нужные книги уже не так просто закупить за бюджетные деньги. Не у всех регионов есть достаточно денег, чтобы покрыть возросшие потребности в учебниках и пособиях. Пособия по определению — на вторых ролях.

Администрация школы. Зачастую администрация школы принимает рекомендации за директивы: готова «сотрудничать» скорее с государством, чем с педагогом и семьями.

Сказано новый печень, значит, новый! Но мы надеемся, что этого учителю удастся избежать.

В любом случае, какое бы решение ни было принято об изъятом УМК, администрации школы потребуется оказывать всестороннее содействие либо по добыче изъятого учебника, либо по освоению нового УМК педагогами.

Последствия нового ФПУ для образования в целом

Федеральный перечень — это двуединая задача: обеспечение гарантии качества общего образования для каждого ученика и обеспечение единства образовательного пространства для реализации задач, входящих в сферу интересов государства в целом.

Эти две задачи часто входят в противоречие.

И государству необходимы компетенции тонкого управления, потому что образование — это не то, что насаждается в ребенка извне даже из самых хороших побуждений и для реализации самых высоких целей, а то, что случается внутри каждой личности.

Образование — это сотрудничество, в котором трудно переоценить роль самостоятельности педагога, обеспечиваю- щей его личностное участие в образовательном процессе. Только личность может воспитать личность.

Но по мере вычеркивания допустимых УМК из федерального перечня учитель все больше чувствует себя посаженным в комнату с опускающимся потолком: того нельзя, этого не брать; еще немного — и придется ходить согнувшись! Когда-то в конце девяностых в России действительно стало издаваться много учебников по всем предметам.

Да, их было много, и педагогу было сложно сориентироваться в потоке авторов и методик. И, возможно, тогда некоторые учебные издания были не самого высокого качества. Но у учителя был выбор.

Возможность выбора — главная возможность становления педагога как профессионала, выстраивающего пространство для становления учеников в предмете и вообще в жизни.

Сегодня нас подталкивают к монополии в самом широком смысле слова. Монополии мышления (все и всех учат по одной и той же книге), монополии действия (единый учебный план на всю страну, день в день), монополии книгоиздания.

При этом все это выдается за заботу о качестве: мы ведь для детей работаем, тут все должно быть высшего сорта. Одного-единственного, без выбора и вариантов, но якобы самого лучшего.

Еще никогда в истории человечества не было создано вот этого «одного-единственного идеального» вне конкуренции, вне участия самых разных сторон и вне возможности выбирать — влиять на постоянно возобновляющийся процесс поиска этого идеального.

Для образования это еще более верно по самой сути образования как воспитания личности. Образовательный процесс заканчивается, когда попадает в прокрустово ложе несобственных решений его участников.

Как сказано выше, новый федеральный перечень по неясным основаниям снижает возможность выбора у почти четверти учителей страны. В каждом управленческом решении в образовании должно быть больше педагогики, чем управления. Наша пропорция несколько иная: здесь есть много управления, немало коммерции и совсем неочевидная педагогическая составляющая.

Перечень вызвал подлинное изумление у педагогов, директоров школ, авторов учебников и книгоиздателей

Логика изъятия. Решения о включении и изъятии учебников из перечня удивляют своей непоследовательностью. Все линии системы учебников для 1–4-х классов «Начальная школа XXI века» вошли в список — кроме литературного чтения и ОРКСЭ. В результате — разрушение системы и дополнительная головная боль учителю. И таких примеров в новом перечне много.

Механизм принятия решений. Сама процедура принятия ФПУ вызывает сомнения у ряда экспертов.

Согласно протоколу заседания научно-методического совета по учебникам при Министерстве просвещения, некоторые линии учебников с отрицательным заключением экспертной комиссии оказались в перечне, а те, по которым были только положительные заключения, оказались изъяты из него.

Красноречивый пример — линия УМК для 2–11-х классов по английскому языку Rainbow English: осталась только начальная школа — 2–4-е классы. Учебники для 5–11-х классов вылетели, притом что заключения были положительными. То есть вылетели из ФПУ по неясным причинам.

Вот уже несколько недель книгоиздатели и эксперты вынуждены разводить руками на справедливые вопросы «Почему учебник N выпал из перечня?»: экспертизу прошли, результаты обучения по ним прекрасные, соответствие ФГОС констатируют все методисты, а учебник не в перечне. Загадка…

Прозрачность. И еще одно обстоятельство. На этот раз стандартная процедура из трех экспертиз неожиданно оказалась дополненной еще одной экспертизой, заказанной министерством.

Российская академия образования провела анализ этой экспертизы.

Заключение РАО: процедура не отвечает заявленным стандартам качества! И все-таки окончательный вариант перечня определила именно эта дополнительная экспертиза.

Небрежности, выдающие непрофессионализм. В новом ФПУ — россыпь технических ошибок: неточности в инициалах, именах и фамилиях авторов, не до конца прописанный состав авторских коллективов.

И это не мелочи, так как все госзакупки проводятся согласно строгой документации, с учетом ранее заключенных авторских договоров, а это значит, что неаккуратность в перечислении авторов учебника, к примеру, может быть серьезным препятствием для покупки этого учебника на бюджетные деньги.

Еще далеко не везде указано количество частей учебника; это тоже беда, так как, если иное не указано, органы контроля считают, что учебник имеет одну часть. И в рамках бюджетной закупки вы получаете набор первых томов учебника по русскому языку, — а как же том два? Неизвестно.

Зато известно, что в таком случае закупка второго тома по закону может караться штрафом. Книгоиздатели направили в министерство длинные списки поправок и уточнений.

Слово редактора. Артем Соловейчик. «Учебник в школе»

Оцениваем обстановку в сообществе

В феврале в течение одной недели на портале корпорации «Российский учебник» проходил добровольный опрос учителей и представителей школьной администрации. На вопросы анкеты ответили 6693 человека. Результаты опроса таковы:

В феврале в течение одной недели на портале корпорации «Российский учебник» проходил добровольный опрос учителей и представителей школьной администрации. На вопросы анкеты ответили 6693 человека. Результаты опроса таковы:

  • Недовольны изменениями, прошедшими в ФПУ — 64% директоров школ;
  • Считают процедуру принятия нового ФПУ непрозрачной и необъективной — 76% директоров и 66% учителей-предметников;
  • Хотят, чтобы в ФПУ вернулись изъятые в 2019 году учебники — 85% директоров и 77% учителей-предметников;
  • Уверены, что изменения в ФПУ негативно повлияют на их работу — 69% директоров и 54% учителей-предметников. При этом и те и другие прогнозируют, что в связи с изменениями в перечне у учащихся снизятся образовательные результаты, усложнится работа учителя, увеличатся расходы бюджетных средств.
  • Наконец, 93% всех директоров школ, прошедших опрос, не хотят переходить с выпавшей из перечня линии УМК на какую-либо другую. Из них 23% собираются искать любой легальный способ продолжить работу по старому учебнику, еще 18% предпочтут подождать нового перечня (у нас есть всего три года, но они наши: имеем полное право продолжать курс).

Другие варианты ответов: «затрудняюсь ответить», «не хочу менять линию, но придется», «а что делать — ведь все равно через три года будем обязаны».

Здесь важно задать себе вопрос: а точно ли придется? Точно ли будем обязаны? Где заканчиваются факты и начинается наша усталая покорность? Самое главное — действительно ли возможно угодить системе, прямо сейчас ответив сменой УМК на новые, пока еще одобренные?

Дорогие педагоги и директора школ! Это не ваша война. Это война государства с бизнесом, унитаризма с многообразием, резких управленческих решений с заботливыми сервисами. Ваши книгоиздатели осознают ответственность за ваш комфорт и ваш выбор их учебников. Они сделают все возможное, чтобы вы не пали жертвами этой войны.

Консолидируемся. Ищем решение

Что можно сделать педагогам и директорам школ прямо сейчас?

Сохранять спокойствие. У нас есть три года, чтобы довести все классы, не меняя УМК. Эти три года нужно использовать по максимуму, а поэтому не стоит совершать резких движений и срочно переходить на новые линии УМК.

Изыскать способ получить нужные учебники за бюджетные деньги. Воображение рисует страшные картины о сжигаемых тоннах учебных книг — но на самом деле все они скорее всего есть на складах издательств.

Не спешите сокрушаться, что в статусе учебных пособий книги окажутся недоступны.

Обязательно и как можно скорее наведите в издательствах справки о наличии нужных вам учебных пособий — и о том, каким образом можно их получить.

Не стесняться просить о помощи. Обратитесь в районные методические центры, в издательства: вам расскажут, какой судьбы изъятых линий УМК можно ожидать, как и на какую линию лучше всего осуществить переход, как добыть книги, нужные для завершения курсов. Вы не одни: мы все готовы поддержать вас в этой ситуации управленческой катастрофы.

Так, корпорация «Российский учебник» уже развернула свой «полевой госпиталь» для преодоления сложностей в связи с новым федеральным перечнем. Вероятно, ее примеру последуют и другие издатели.

Во-первых, на сайте корпорации открыта горячая линия методической помощи: специалисты рассказывают учителям, какие линии учебников уцелели, как можно с минимальными потерями продолжить работу по линиям УМК, изъятым из перечня.

Во-вторых, специалисты корпорации уже продумывают специальные предложения и акции, которые позволят педагогам, пожелавшим остаться верными своим УМК, вовремя закупить необходимые книги. К счастью, в фондах корпорации есть достаточно запасов, чтобы новый перечень не стал большой проблемой для учителей и учеников.

В-третьих, если уж переход для вас неизбежен — то их специалисты подскажут, на какую линию удобнее всего перейти именно вам, какие использовать электронные ресурсы, на что обратить внимание и куда обратиться в случае затруднений.

Наконец, корпорация ведет работу, чтобы нужные и полезные, уникальные, легендарные учебники вернулись в перечень.

Судя по рейтингам, экспертным заключениям и вашим отзывам, изъятие многих линий УМК было чистым недоразумением. Исправить ситуацию — дело чести.

Впереди три года, чтобы защитить ваше право преподавать так, как вам удобно. Все, что требуется от вас, — сохранять спокойствие и ждать возвращения учебников.

Надеяться на лучшее

Каждый педагог знает, почему он выбрал тот или иной учебник — знает его достоинства, смыслы, уникальные черты. Каждый книгоиздатель тоже уверен, что его работа хороша — особенно если об этом говорят результаты подробнейшей экспертизы. А хороший учебник никогда не пропадает всуе: он через два-три года возвращается — и вновь радует нас и помогает учить детей.

Мы уверены, что вы не станете предпринимать никаких нелегальных мер. Нельзя игнорировать закон, каким бы он ни был: новый федеральный перечень — это данность, наша задача — принять ее и побеждать с тем, что имеем.

Однако никто не запретит нам сражаться за признание качества нашей работы. Впереди новые экспертизы, заключения, комиссии, упорная работа и, надеемся, успех.

Лучшие учебники должны вернуться в школу — и мы убеждены, что они вернутся.

Может ли учитель вести предмет не по своему профилю

Не знаю, как дело обстоит в городах, но в сельской местности зачастую учитель ведет 1-2 предмета не по своему профилю. К примеру, физрук запросто может вести информатику, учитель литературы — историю, учитель русского — немецкий, учитель без педобразования — технологию. А еще учителя начальных классов работают в старшем звене.

Такая чехарда, объясняется легко:

Советские учителя постепенно уходят на пенсию, а молодежь в деревню не затащишь. Жить в деревне труднее, развлечений нет, по каждому пустяку нужно мотаться в город.

Если вести только свой профильный предмет, то просто не будет выходить ставка. К примеру, у нас информатика только с восьмого класса. Или, например, технология сокращена до минимума. Вот и приходится учителю брать какие-то другие предметы, на которых нет специалиста.

Попробуем найти плюсы и минусы

Для учеников я ни одного плюса не вижу. Представьте ситуацию — человек последний раз изучал историю только в школе. А ему на — «в этом году вы ведете историку, так как историка до сих пор нет».

Садится он за книжки, готовится к урокам, но это будет не совсем то, так как учитель сам начинает «плавать» в датах, в событиях, в других исторических периодах.

Может быть ученикам это и не сильно заметно, но такое есть.

Ладно, если эта история, которую можно просто прочитать, а потом попытаться объяснить ученикам. А если это, к примеру, информатика, или немецкий язык, или физика?

Для учителя плюс есть — с помощью этих часов набегает ставка и чуть больше. Но и минус значительный — вместо того, чтобы отдыхать в послерабочее время, он вынужден изучать новую для него науку.

И хорошо, если он этот новый предмет будет вести продолжительное время, к примеру, 10-15 лет. За это время он его освоит на хорошем уровне. Но бывает и так, что вдруг находится какой-то временный «настоящий» учитель, за год-два он полностью разочаровывается в профессии, уезжает, а его предмет снова достается кому-то из учителей.

Выгодна такая практика и государству — вообще не нужно париться насчет какого-то стимулирования тем, кто работает в местах, где не очень то привлекательно жить. Работает там кто-то в школе — вот и пусть они варятся в этой школе самостоятельно.

  • Есть, конечно, с недавних пор программа «земский учитель», но, сами понимаете, точечное стимулирование должного эффекта не вызовет.
  • ***
  • А потом где-нибудь на методическом объединении или конференции вознкают такие ситуации:

— Вот ученики из такой-то школы плохо нынче сдали ОГЭ по географии. Ая-яй!

И учителю очень хочется воскликнуть.

— Да не пошли бы вы н**ер*! Я вообще учитель немецкого! Дуйте сами в деревню и ведите там географию, профессионалы, блин!

  1. Но он скромного промолчит, так как учителям прилюдно материться нельзя.
  2. ***
  3. Пользуясь служебным положением, я хотел бы задать вам два важных вопроса, которые мне действительно интересны.

Дано: вы выпускник педвуза. В кармане у вас ни гроша, а только красный диплом. И теперь вам нужно устроиться куда-то на работу.

Вопрос 1

Если бы вы согласились поехать работать в деревню (в реальную деревню, которая в 50-80 км от ближайшего города), то какую бы сумму денег вы согласились получать за работу, чтобы не было разочарования от работы? Важное условие — своего жилья нет.

Вопрос 2

  • Как вы считаете, если учитель ведет предметы не по своему профилю, то это скорее плюс или минус?
  • ***
  • Мой Телеграм канал https://t.me/dnevnikmiko

На канале я ничего не скрываю, так как он не для случайной публики.