Проблемы

Как реагировать на извещение налогового органа?

13 февраля 2020 в 15:54

Как реагировать на извещение налогового органа?

Если вы получили письмо из налоговой инспекции/налогового органа, то первое, что нужно сделать – определить статус полученного документа. Это важно, поскольку именно статус письма влияет на обязанности его получателя.

Содержание

Правила взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов закреплены в специальном акте: Налоговом кодексе РФ. В НК РФ заложены не только основы налогообложения, но и правила ведения  переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Так, при ведении переписки с налоговой (если вы уже получили письмо из налоговой) нужно учитывать следующие принципы:

  • все обязаны передавать налоговой документы, которые требуются для исчисления и уплаты налогов, тогда, когда это предусмотрено НК РФ и в соответствии с процедурой, закрепленной в нем же;
  • все должны подчиняться законным требованиям налогового органа об устранении выявленных нарушений законов о налогах и сборах.

Следовательно, вы должны исполнять требования налоговых органов, если они направляются в случаях, которые прямо описаны в НК РФ, и согласно установленному порядку.

Письмо из налоговой инспекции: все-таки какие виды документов могут прийти из налогового органа?

Налоговое уведомление

Физлица уплачивают ряд налогов (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) на основании уведомления. Эти виды платежей налоговики рассчитывают самостоятельно на основании данных из органов, занимающихся регистрацией прав на имущество.

Налогоплательщик может не платить имущественный налог или уплачивать его в меньшем размере при наличии права на льготу

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения такого уведомления. Налоги нужно заплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим календарным годом.

Если налогоплательщик имеет свой личный кабинет, то уведомление будет направлено в электронном виде.

Если в уведомлении содержится ошибка, обратитесь в налоговую службу по месту жительства (желательно успеть до 1 декабря).

Требование (налоговое требование)

Налоги, которые не были уплачены в срок, становятся недоимкой, на которую начисляются пени за каждый день просрочки. При наличии такой задолженности налоговый орган направляет требование (это следующий вариант письма из налоговой). Требование представляет собой извещение о наличии долга по налогам с требованием его погасить, о сумме пеней, набежавших за дни просрочки.

Обычно требование направляют в течение 3 месяцев со дня, следующего за сроком уплаты налоговых платежей. Пени в требовании рассчитываются на день, указанный в требовании. На пени, которые успеют набежать после этой даты, направят отдельное требование уже после уплаты суммы налога.

  • Налог следует оплатить в срок, указанный в требовании (если в требовании про срок не сказано, то у вас есть 8 рабочих дней со дня получения этого документа).
  • Если требование не будет исполнено, налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налогов и пеней.

Требование о представлении пояснений или исправления налоговых деклараций

Кроме рассмотренных документов, может прийти требование о представлении пояснений или исправлении налоговых деклараций, если в ходе проверочных мероприятий налоговая обнаружила ошибки либо какие то разночтения между сведениями, поданными физлицом, и данными, которые находятся в распоряжении налогового органа.

Для справки: каждый поданный документ проверяется налоговиками, указанные мероприятия именуются камеральной налоговой проверкой (т.е. эта проверка без выезда к налогоплательщику, что отличает ее от выездной налоговой проверки).

Обязанность направить декларацию может возникнуть только в связи с уплатой НДФЛ (в предусмотренных НК РФ случаях).

Например, декларацию надо направлять, если получен доход по гражданско-правовому договору от другого физического лица (например, от сдачи внаем своего имущества), если была продажа недвижимости, которой владели менее установленного срока, если вы претендуете на получение налоговых вычетов.

Раз возможность направления требования при проведении контрольных мероприятий прямо предусмотрена НК РФ, налогоплательщик обязан их исполнять. Сроки предоставления документов – 10 дней с момента получения требования.

Если вы не успеваете представить документы и сведения в этот срок, то необходимо письменно уведомить налоговый орган об этом.

Отказ в предоставлении документов

В редких случаях можно не давать ответ по сути и не предоставлять документы, то есть ответить вежливым отказом в их предоставлении.

В частности, это возможно в следующих условиях:

  • если пояснения запрошены налоговым органом уже после окончания контрольных мероприятий. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня предоставления соответствующего документа. За это время налоговики должны успеть провести все проверочные мероприятия (в том числе, запросить у налогоплательщика документы и сведения, если есть какие то противоречия).

Если требования о предоставлении пояснений или документов направлены уже за рамками указанного выше срока, то они незаконны;

  • если налоговая просит документы, которые вы ранее уже предоставляли. Сотрудники налоговой службы не могут запрашивать бесконечное количество раз документы, которые вы ранее им уже направляли. Если получено такое требование, можно направлять мотивированный отказ;
  • отказ с вашей стороны также возможен, если налоговики, по вашему мнению, требуют документы по декларации, в которой нет противоречий. Для того, чтобы убедиться в безошибочности поданных документов, рекомендуем обратиться за юридической консультацией. Это позволит снизить риски привлечения к ответственности за неисполнение требований налогового органа.

Налоговые санкции

Что касается санкций, за нарушение законодательства в рассматриваемой сфере могут быть применены разные виды ответственности. Так, за неуплату налогов предусмотрен штраф 20% от суммы долга (налоговая ответственность).

За непредставление сведений в налоговую службу рамках контрольных мероприятий – штраф от 100 до 300 рублей для физлиц (административная ответственность). Если неуплата налогов имеет крупный или особо крупный размер, то применяется уголовная ответственность.

Надеемся, мы помогли вам разобраться, какие формы взаимодействий и последствий скрываются за формулировкой письмо из налоговой инспекции. Не нужно откладывать этот документ в «долгий ящик»: своевременное решение проблемы поможет предотвратить большую проблему.

  1. Обжалование решения налоговой инспекции в суде
  2. Налоговая подает на банкротство. Порядок действий для физических и юридических лиц
  3. Налоги: главные изменения с 2020 года
  4. Что будет, если не заплатить налоги до декабря?

Когда вызов в налоговую незаконен: реальные примеры, когда можно проигнорировать уведомление

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован.Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

  • Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены  кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах.
  • Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.
  • Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

Пример № 1. Выдержка из реального уведомления (наименование организаций изменено):«Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО «Ромашка» в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

 Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.

1 по строкам 110 — 113 «Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период»».

Оставим за скобками синтаксическую ошибку (норма русского языка требует употребления дательного падежа в конструкции с предлогом «согласно»), и рассмотрим цитату из уведомления с юридической точки зрения.

https://www.youtube.com/watch?v=yx3UqDr24HE\u0026t=398s

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры в 2023 году

 Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса, а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

Пример № 2 также основан на реальных фактах. Уведомлением вызывается в налоговый орган налогоплательщик для:  «представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и  далее пунктуация оригинала — прим. автора].

Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила —  3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила — 0 руб.

»

 Проанализируем доводы налогового органа.

Во-первых, законодательство предписывает налоговому органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 30 НК РФ), а не за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что не одно и то же.

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН.

Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, – это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для предоставления пояснений далеко не всегда соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах.

Хорошая новость: ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена, и, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, представление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.

И, напоследок, о дне вызова в налоговый орган. Уведомление по форме КНД 1165009 позволяет устанавливать не конкретную дату, а ограничиться указанием приемных дней и часов работы налоговой инспекции, что зачастую и делают налоговики.

В этом случае  налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган  он во времени нисколько не ограничен.

Как грамотно ответить на требование налогового органа о представлении документов

Т. Н. Милютина автор статьи, заместитель генерального директора по аудиту ООО «АЛТ-АУДИТ»

  • По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
  • Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.
  • Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):
  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ).

Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к.

в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи.

В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Как составить ответ налоговой о предоставлении пояснений или документов?

  • Отсутствие истребуемых документов. Если документы отсутствуют, об этом факте следует в обязательном порядке поставить в известность налоговую. В ответе следует указать причины отсутствия документации (пожар, истребование документов иным органоим и т.п.).
  • Невозможность своевременного предоставления документов. Нужно написать в ответе дату, не позднее которой документация будет предъявлена. Просьба считать причины уважительными.
  • В случае отсутствия документов по независящим от налогоплательщика факторам, то в ответе на требование налоговой о предоставлении документов указываются данные причины и прикладываются акты или другие удостоверяющие факторы, вызвавшие невозможность предоставления документации. При невозможности предъявления документации по другим причинам, к субъекту могут быть применены штрафные санкции, начаться налоговые споры.
  • Запрашиваются ранее предоставленные документы. Если оригиналы бланков бухгалтерского учета были уже отправлены в налоговую и их вторичное предоставление невозможно, можно в ответе указать об этом и прикрепить копии этих документов с отметкой налоговой об изъятии. Копии должны заверяться руководством фирмы.

ПОЛЕЗНО: мы составим для Вас ответ налоговой срочно в срок не более 24 часов

Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений по страховым взносам

Если у налоговой при проведении проверки возникли расхождения или выявлены неточности, то она будет требовать пояснения по страховым взносом.

Но, как правило, этот запрос не всегда значит, что в расчетах действительно выявлены нарушения. У инспектора просто могут возникнуть сомнения. Поэтому бояться таких запросов не стоит.

Очень часто требование направляют, если выявлено снижение начисленных взносов по сравнению с предыдущим годом.

При получении требования надо обязательно ответить. Определенной формы ответа законодателем не установлено. Но следует придерживаться правил делового оборота. Ответ готовится в двух экземплярах на бланке организации, за подписью директора.

Структура стандартная:

  • Название и адрес налоговой
  • Сведения об организации
  • Данные о требовании (номер, дата, о чем оно)
  • Изложить причины
  • Перечень прилагаемых документов

Содержание письма зависит от конкретной причины, по которой требуют пояснения. Все пояснения надо подкреплять нормами закона. К примеру, если понижен тариф взносов, то должна быть ссылка на статью закона, на основании которой применяется пониженный тариф, вид деятельности фирмы или ИП и т.д.

Какие документы в ИФНС можно не представлять

Инспекторы вправе запросить у юрлица только те документы, на основании которых оно рассчитывает, уплачивает сборы, налоги, а также документы, подтверждающие своевременность и правильность исполнения фирмой налоговых обязательств. В первую очередь, это товарные накладные и счета-фактуры.

Если в документах нет информации по исчислению и уплате налогов, то компания вправе их не представлять.

В число таких документов входят: отчеты, аналитические справки, различные таблицы, объяснения причин убытков, не являющиеся налоговыми регистрами документы и т.п.

Более того, если организация, руководствуясь правилами ведения бухучета и учетной политикой, не ведет некоторые регистры бухучета, то привлечение ее к ответственности за их непредставление неправомерно.

Читайте также:  В случае смерти заемщика кто выплачивает кредит

Ответ на требование налоговой о предоставлении документов по контрагенту

Требование такого характера урегулировано ст. 93.1 НК РФ. Оно также является обязательным для исполнения. Запрос может быть, как по конкретной сделке, так и в общем по документам, затрагивающим проверяемого налогоплательщика.

При получении требования существует несколько вариантов ответа:

  1. извещение сотрудника налоговой об отсутствии запрашиваемых документов
  2. предоставление имеющихся документов в установленный срок

Как правило, ИФНС требует предоставить по сделкам акты, дополнительные соглашения, счета-фактуры за определенные периоды времени. И конечно физически в установленный срок предоставить их не возможно.

В таком случае на следующий день после получения запроса следует направить письмо в налоговую о невозможности представить документы в срок и указать в течение какого времени сможете это сделать.

Обязательно укажите причину: большой объем документов, поэтому не успеваем подготовить все в срок.

Все документы надо заверить подписью и печатью компании. Пишите сопроводительное письмо, в котором перечисляете все прилагаемые документы. Укажите сведения о каждом документе (название, дата, номер, период).

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения.

Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме.

Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

  Как в бухучете провести дивиденды

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль.

В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством.

Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству.

Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Ответ на требование об уплате налога

В ходе проверок ИФНС выявляет не мало нарушений, в том числе и по уплате налогов. Но нередки случаи, когда требование ошибочно. Организацию, получившую такой запрос, но при этом платившую налоги исправно, он приводит в недоумение. Платить долг, которого нет, конечно же не нужно.

Но в такой ситуации, все же надо будет дать ответ. В котором обязательно указать с чем не согласны и причины. Это должно подкрепляться документами: квитанции, выписки со счетов, уведомления. А в письме укажите перечень прилагаемых документов.

Не надо расписывать все очень подробно, тем самым растягивая текст. Все должно быть по делу и с доказательствами. Ответ можно направить заказным письмом, либо передать лично.

Также, если у предприятия есть ЭЦП, то можно отправить через личный кабинет на сайте nalog.ru.

Если все же, у Вас есть недоимка, то конечно при получении требования, ее следует оплатить в течение восьми дней с момента получения письма. Доказательство оплаты надо приложить к ответу, в котором будет прописана сумма уплаты, за какой период и реквизиты платежного документа.

Когда ИФНС вправе требовать документы и какие

ИФНС может запросить пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Право на истребование документов дано ИФНС статьей 93 НК РФ. Случаи, когда налоговый орган уполномочен истребовать документы в рамках камералки, регламентированы пунктом 8 статьи 88 НК.

Конституционный Суд РФ в свое время указал налоговикам, то Налоговый кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.

Налоговый контроль не должен превращаться из инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, а также чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Это, в свою очередь, не соответствует Конституции РФ.

Уловки налоговых органов на допросах

В 2019 году в бухгалтерской среде прогремело дело № А40-161770/2014, в рамках которого Владимира Цыбина, бывшего главбуха московской компании «Спринклер», обвинили в причинении ущерба бюджетной системе страны.  В результате налоговой проверки ООО доначислили налоги, штрафы и пени за 2009 — 2011 годы на сумму 97 млн руб.

Протокол допроса главбуха, который был осуществлен еще в 2011 году, через несколько лет послужил основанием для привлечения его к субсидиарной ответственности. 

Во время допроса бывший сотрудник московской компании совершил несколько ошибок, которые обернулись серьезными последствиями. В своих показаниях он вышел за пределы компетенций бухгалтера. Обычно так бывает, когда на допрос идут без сопровождения юриста, не оценивая риски. 

Ему задали порядка 12 вопросов и один из них касался работы субподрядчиков на строительных объектах. Не подозревая, что его показания могут быть интерпретированы иначе, экс-главбух рассказал, что у компании было достаточно своего штата сотрудников и никаких субподрядчиков на объектах не было, работы выполнялись собственными силами, поскольку они требуют высокой квалификации. 

Проблема заключалась в том, что до этого Цыбин говорил, что платежи в адрес субподрядчиков он включал в налоговую декларацию, тем самым уменьшал налоговую базу.

Это стало основанием для того, чтобы признать его соучастником гражданско-правового нарушения. Несмотря на то, что никакой явной выгоды он не получил (ООО «Спринклер» было его основным местом работы с зарплатой 30 000 руб.

), активов не имел, Верховный Суд оставил решение в силе.  

Этот случай, как и многие другие, показывает, что к допросам, особенно сегодня, стоит относиться внимательнее.

Новые принципы налогового контроля

Все мероприятия налогового контроля — это по сути работа по ст. 54 НК РФ. Цель налогового органа — собрать и предъявить убедительные доказательства того, что вы получили необоснованную налоговую выгоду, работали с неблагонадежными поставщиками и т.д.

Поэтому сегодня остро встает вопрос о добросовестности налогового администрирования — это касается и самой процедуры допроса, и составления протоколов, когда в них вписываются вопросы, которые на самом деле не задавали, и ответы, которых не было. 

Если человек не предупрежден о необходимости внимательно перечитывать протокол допроса и обращать внимание на формулировки и просто подписывает «с моих слов записано верно», это может быть обращено против него. 

Относительно недавнее Письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ направлено на противодействие техническим компаниям. В нем впервые появился термин «коммерческая осмотрительность». Он предполагает изучение деятельности контрагента, его деловой репутации и возможности исполнить договор.

Это выделено как приоритет. Поэтому сегодня не столько важно собирать учредительные документы по конкретному контрагенту, сколько следить за информацией о его деловой репутации, обращать внимание на наличие людских и иных ресурсов, позволяющих исполнить договор.

Любые сделки, операции проходят несколько тестов.

Ст. 54.1 НК РФ получила новое толкование. Если раньше считалось, что все операции по получению недобросовестной выгоды совершены только умышленно и за них грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, то теперь ФНС различает разные формы вины: прямой умысел, косвенный умысел и неосторожность.

Оценивайте надежность контрагента и снижайте коммерческие и налоговые риски. Получите важнейшую информацию в одном окне.

Попробовать

Почему допросы стали проводить чаще

Согласно Письму ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, для установления умысла рекомендуется проводить больше допросов и предъявлять документы на обозрение допрашиваемому.   

Так, например, если непонятно, кто выполнял работу или оказывал услуги, ФНС предлагает: 

  • допрашивать должностных и иных лиц налогоплательщика, занятых в процессе выполнения работ (при этом функционал данных лиц должен быть установлен на основании документов проверяемого налогоплательщика либо заказчика, в том числе на основании должностных инструкций, приказов о назначении ответственных лиц на объект и т.д.);
  • запрашивать документы (информацию) у заказчиков и проводить допросы их должностных лиц, которые были ответственны за приемку работ, согласование и утверждение проектной документации, лиц, осуществляющих технический надзор (в том числе указанных в журналах приемки выполненных работ); 
  • исследовать локальные акты об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации; 
  • изучать документы, касающиеся передачи строительной площадки, подключения к системам энерго-, водоснабжения, вывоза строительного мусора;
  • проводить экспертизу, осмотры.
Читайте также:  Ранее учтенный земельный участок. Статус ранее учтенного надела

Допрос в налоговой: как реагировать на хитрости

Важно иметь представление о том, как должен проходить допрос, быть осведомленным о правах допрашиваемого.

Вы можете столкнуться со следующими сценариями поведения:

  • Ваш ответ пытаются иначе интерпретировать, вам навязывают удобные налоговому органу формулировки. 
  • Прибегают к психологическим приемам: употребляют снисходительно-оскорбительные фразы («да бросьте, все понятно и так»), постоянно шантажируют («да мы звонили вашему контрагенту — он ничего не подтвердил»), провоцируют на звонок контрагенту на громкой связи, которая бы дала возможность застать врасплох и задать неудобные вопросы. 
  • Допрашивают по вопросам, которые выходят за рамками ваших компетенций. 
  • Спрашивают не о фактах, а о предположениях. 
  • Пытаются проводить допрос по телефону. Это неправомерно хотя бы потому, что вы не можете установить, кто вам звонит и представляется налоговым инспектором. 
  • При допросе директора контрагента всячески пытаются доказать его некомпетентность через постановку странных вопросов.
  • Используют в протоколе допроса формулировки, которые не соответствуют ответам, полученным в процессе допроса. Именно поэтому перед подписанием протокола нужно внимательно его прочитать. 
  • Хотят провести допрос дома. Вы не обязаны пускать инспектора в свой дом и имеете право на помощь юриста-представителя.
  • Отказываются корректировать протокол. В этом случае лучше отказаться подписывать протокол. Фиксируйте этот факт, жалуйтесь на незаконные действия налогового органа. На вычитку протокола и внесение правок нужно закладывать минимум час. 
  • Просят рассказать о том, как всё было, в свободной форме, а потом заносят это как изложение в протокол. Такое предложение — провокация: в процессе вы можете начать рассказывать то, о чем вас не спросили бы, и в итоге дать избыточную информацию. 

Как защититься от уловок на допросах

Нужно знать о своих правах и хорошо готовиться.

  • Свидетель вправе отвечать только на те вопросы, которые относятся к его компетенции и соответствуют его должности. Если задан вопрос не по теме, вежливо откажитесь от ответа, сославшись, что он не в вашей компетенции. 
  • Не стройте предположений. Если вы чего-то не помните, не знаете и не должны знать, отвечайте «не владею информацией», «не в моей компетенции». Неоднозначно или неуверенно отвечая, вы даете возможность расширительного толкования. 
  • Упоминание в показаниях фамилий конкретных лиц скорее всего приведет к их последующему допросу и сверке показаний. 
  • Если вы не уверены в показаниях, лучше воспользуйтесь ст. 51 Конституции.

Статья подготовлена по материалам выступления Киры Гин, управляющего партнера «Гин и партнеры», на Контур.Конференции для федеральных клиентов 

О вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов.

Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.

Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст.

23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом.

В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).

До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г.

№ ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам.

На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.

В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков.

Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу.

Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки.

После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами.

В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.

Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014).

Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей.

При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.  

Не удастся избежать ответственности по ст. 19.

4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г.

№ 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).

Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.