Проблемы

Кто должен производить ремонт лифта?

Согласно принятому в первом чтении законопроекту, административный штраф от 20 тысяч рублей и приостановление деятельности до 90 суток грозят юрлицам, которые вовремя не проведут ремонт лифта. Рассмотрим вопросы о том, кто в МКД отвечает за его исправное состояние и как провести модернизацию или замену лифта.

Кто должен производить ремонт лифта?Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Кто отвечает за лифты в МКД

Согласно ч. 1.1 ст. 36 ЖК РФ, лифт входит в состав ОИ МКД, поэтому за его состояние отвечают собственники помещений в этом доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Если собственники заключили договор на содержание и ремонт общего имущества МКД с УО, она несёт ответственность за состояние лифтового оборудования.

Расходы на содержание подъёмника включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги (ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ), размер которой зависит от доли собственника в праве собственности на ОИ МКД (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). При этом расположение (этаж) и статус помещения (жилое/нежилое) не имеют значения.

Правила эксплуатации и обслуживания лифтов в МКД установлены Техническим регламентом Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утверждённым решением ТС от 18.10.2011 № 824.

В Приложениях 1 и 3 регламента подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям. Согласно ч. 5 ст.

4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования не указаны сведения о сроке службы, то он приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию. Затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено (ч. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011).

Результаты проверки покажут, можно ли модернизировать оборудование или оно подлежит замене.

Кто должен производить ремонт лифта?Профстандарты для управляющих организаций

В чём разница между заменой и модернизацией

Контроль за соблюдением требований Технического регламента – одна из основных задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

По результатам осмотров лифтов в части соблюдения требований Технического регламента Ростехнадзор обратился в Правительство РФ с предложениями о повышении безопасности эксплуатации лифтов.

Специалисты надзорного органа при проверке лифтового оборудования выявили факты подмены понятий. В МКД под видом замены лифтов была проведена лишь их модернизация, требующая меньших затрат.

При этом сохранение некоторых частей старого лифта снижало уровень его безопасности.

Как сообщает сайт Ростехнадзора, в Правительстве РФ по этому вопросу состоялось совещание, итоги которого отражены в письме Минстроя от 29.01.2018 № 2695-НС/06.

В документе чётко определены термин термин «модернизация» и его отличия от «замены». Согласно письму № 2695-НС/06, независимо от терминологии, внесённой в проектную документацию, лифт считается модернизированным, если после ремонта остался хотя бы один старый элемент.

Кто должен производить ремонт лифта?В какие сроки нужно устранять неисправности при внеплановом текущем ремонте

Какие действуют госпрограммы по замене лифтов

Помимо теоретических и терминологических вопросов, Правительство РФ пытается решить проблему финансирования работ по ремонту и замене лифтов.

Задача непростая, ведь четверть всех лифтов в российских МКД требуют модификации.

И число их постоянно растёт, поскольку у собственников в МКД часто нет возможности полностью и быстро собрать средства: стоимость таких работ – от полутора миллионов рублей и выше.

К решению проблемы подключился Минстрой РФ. Благодаря работающей в регионах Программе ускоренной замены лифтов в 2017 году завершился монтаж 15 000 новых подъёмников взамен оборудования с истёкшим сроком службы. Как сообщает «Российская газета», программа позволяет привлекать средства из городских и региональных бюджетов, а также кредиты, предоставляемые производителями оборудования.

Минстрой РФ видит и другой путь получения средств на замену лифтов, признанных непригодными. Министерство подготовило проект Постановления Правительства РФ, который позволит в рамках региональной программы капремонта в приоритетном порядке заменить опасный для жителей лифт.

Кто должен производить ремонт лифта?Мероприятия по капитальному ремонту общего имущества МКД

Как заменить лифт в доме

Согласно ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 6 ТР ТС 011/211, оценку соответствия лифтового оборудования техническим требованиям к безопасной эксплуатации нужно проводить не реже раза в год. Делать это должна уполномоченная организация. Если проверка показала, что срок службы лифта уже истёк, он подлежит обязательной замене. При обнаружении неисправности в работе оборудования лифт модернизируется.

Лифтовое хозяйство: организуем систему планово-предупредительных ремонтов

Кто должен производить ремонт лифта?

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ ППР

Жизненный цикл любого оборудования, в том числе лифтового, состоит из нескольких этапов:

  • Производство.
  • Монтаж.
  • Эксплуатация.
  • Утилизация.

Мы рассмотрим, как для обеспечения безопасной и безотказной работы лифта организовать систему ППР (см. схему), которая предусматривает планирование, подготовку и реализацию осмотров, текущего и капитального ремонта, модернизацию лифтов с заданной последовательностью и периодичностью.

Кто должен производить ремонт лифта?

Система ППР

В качестве основы для разработки собственной системы ППР вы можете использовать:

  • ГОСТ 34303-2017 (EN 13015:2001+A1:2008) «Лифты. Общие требования к руководству по техническому обслуживанию лифтов»[1];
  • Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов[2].

В соответствии с Положением о ППР техническое обслуживание и ремонт лифта — это комплекс работ по обеспечению и восстановлению исправности и безопасности лифта на стадии эксплуатации.

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание лифтов включает в себя[3]:

  • осмотры, проверки;
  • смазку, очистку механизмов лифта;
  • работы по регулировке, наладке оборудования лифта;
  • ремонт или замену изношенных или вышедших из строя элементов лифта, не влияющих на основные параметры и характеристики лифта;
  • безопасную эвакуацию людей из кабины лифта в случае аварии.

Осмотры лифтов

Осмотры диспетчеризированных лифтов, оборудованных системами автоматического контроля, следует выполнять ежемесячно и совмещать их с текущим ремонтом (техническим обслуживанием). Осмотры лифтов, не оборудованных устройствами автоматического контроля, выполняются в соответствии с требованиями Правил (табл. 1).

Кто должен производить ремонт лифта?

Инструкция изготовителя — главный документ, определяющий порядок техобслуживания, поддержания работоспособности и безопасности лифта[4]. А если ее нет? В этом случае следует руководствоваться ГОСТ Р 55964-2014 «Общие требования безопасности при эксплуатации» (далее — ГОСТ Р 55964-2014).

Если нет информации изготовителя о видах, составе и периодичности работ по техническому обслуживанию лифтов, устанавливается следующая периодичность выполнения данных работ[5]:

  • ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1) проводится не реже 1 раза в месяц;
  • квартальное техническое обслуживание (ТО-3) — не реже 1 раза в 3 месяца;
  • полугодовое техническое обслуживание (ТО-6) — не реже 1 раза в 6 месяцев;
  • годовое техническое обслуживание (ТО-12) — не реже 1 раза в 12 месяцев.

Информацию о выполнении осмотров объекта, об обслуживании и о ремонте лифта сотрудники обслуживающей организации заносят в журнал периодического осмотра и журнал технического обслуживания и ремонта лифта[6].

Формы журналов установлены Ростехнадзором[7]. Отметки, внесенные в журнал технического обслуживания и ремонта объекта (см. пример), заверяются подписью лица, ответственного за обслуживание и ремонт лифта[8].

Кто должен производить ремонт лифта?

Текущие ремонты лифтового оборудования

Текущий ремонт обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей. В соответствии с п. 3.5 Положения о ППР текущие ремонты подразделяются в зависимости от требований, предъявляемых к эксплуатации лифта его производителем, на:

  • ежемесячные;
  • квартальные;
  • полугодовые;
  • ежегодные.

Аварийно-техническое обслуживание

Аварийно-техническое обслуживание лифта предусматривает (п. 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014):

  • проведение работ по круглосуточному освобождению пассажиров из кабины лифта с использованием диспетчерских систем контроля работы лифта;
  • пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.

Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 минут с момента поступления информации в аварийную службу[9].

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ЛИФТОВ

Система восстановления ресурса лифта включает в себя проведение:

  • капитального ремонта (замены оборудования);
  • модернизации оборудования.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.12.2019 № 112 «О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” (ТР ТС 011/2011)» продлен срок приведения лифтов в соответствие требованиям ТР ТС  011/2011:

  • введенных в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011;

Сломался лифт. Как быстро УК должна его отремонтировать, и что делать, если этого не произошло — Вторичное жильё — Журнал Недвижимости

Кто отвечает за лифт

Ответственность за содержание лифтов несёт управляющая компания (УК). Она заключает договор на их обслуживание с одной из специализирующихся на этом организаций.

С какой именно, можно узнать из таблички, которая обычно висит в кабине лифта.

Но обращаться при поломке нужно в УК, в выходные и праздничные дни — в аварийную службу, контакты которой обычно указаны на квитанциях за услуги ЖКХ или на информационных табличках в подъездах.

Если лифт сломался (а вы застряли)

Если вы застряли в лифте, звоните в УК, аварийную службу или по любому номеру, какой удастся найти в информационных табличках. Нажимайте кнопку вызова диспетчерской (если она есть). По закону проблема должна быть решена в течение 30 минут.

Если лифт сломался, но в кабине никого нет, на рассмотрение вашей жалобы у УК есть 24 часа. При обращении в УК по телефону попросите диспетчера назвать регистрационный номер вашей жалобы в журнале приёма звонков и его ФИО. Так будет проще доказать, что вы действительно звонили и сообщали о поломке. Отсчёт времени для решения проблемы начался.

В УК обращаются не только, если лифт просто не едет. Его неправильная работа может стать причиной травмоопасных ситуаций, поэтому при возникновении любых проблем их нужно довести до сведения УК. Требуют внимания следующие «симптомы»:

  • кнопки западают, не срабатывают;
  • лифт двигается рывками;
  • странные звуки, вибрация появляются во время движения;
  • в кабине мигает или гаснет свет;
  • двери открываются или закрываются не до конца;
  • лифт останавливается выше или ниже порога (отклонение больше 3,5 см);
  • не работает связь с диспетчером.

Что должна сделать управляющая компания

В идеальном сценарии УК оперативно отреагирует на вашу жалобу и пришлёт мастера, который в течение суток устранит неисправность. Если проблема серьёзная, компания опечатает неработающий лифт и сообщит жильцам сроки его починки. За те дни, когда лифтом нельзя было пользоваться, УК обязана сделать перерасчёт.

Если управляющая компания не спешит ремонтировать лифт

При общении с УК что-то может пойти не так. Иногда компания просто не отвечает на звонки. А бывает, что диспетчер принимает жалобу, но дальше ничего не происходит — лифт остаётся сломанным значительно дольше обозначенных законом 24 часов.

Если в течение суток после звонка в УК лифт не заработал, сходите в офис и напишите заявление, обязательно потребуйте его зарегистрировать. Часто компания не хочет регистрировать жалобу, если лифт работает, но жильцов беспокоят какие-то неполадки механизмов (типа рывков при движении, странных звуков и т. д.).

Сотрудники УК могут пытаться убедить заявителей, что всё нормально и для данной модели лифта такие особенности допустимы.

При отказе зарегистрировать заявление отправьте его заказным письмом с уведомлением. Лучше, если жалоба будет коллективной.

Во всех этих случаях можно подключить и вышестоящие инстанции, чтобы с их помощью добиться починки лифта.

Куда жаловаться на управляющую компанию

На работу УК в силах повлиять одна из контролирующих организаций:

  • Жилищная инспекция (ЖИ). Она контролирует все вопросы, связанные с эксплуатацией жилья.
  •  Ростехнадзор. Отвечает за выполнение технических регламентов, проводит внеплановые проверки лифтов по заявлениям граждан. Если оборудование находится в неисправном состоянии, Ростехнадзор подключит к решению вопроса прокуратуру или районную администрацию.
  • Прокуратура и администрация района. В них можно обратиться не только через Ростехнадзор, но и самостоятельно.
Читайте также:  В каких случаях нужно нотариальное удостоверение сделок

Жаловаться на УК лучше сразу в несколько инстанций: чем больше контролирующих органов подключатся к решению вопроса, тем выше шансы получить результат. Бумаги можно отправить почтой, не обязательно обращаться лично, если для этого нет времени. Письменную жалобу оформляйте в двух экземплярах, один оставляйте у себя. Ответ по закону должен прийти в течение 30 дней.

А ещё, если УК бездействует, можно направить в её адрес досудебную претензию, подробно изложив всю последовательность событий, связанных со сломанным и до сих пор не починенным лифтом. В претензии ссылайтесь на правовые акты, согласно которым УК несёт ответственность за всё общедомовое имущество, включая лифты и лифтовые шахты, и обязана устранять поломки в течение 24 часов.

Обычно после досудебной претензии и проверок со стороны ЖИ, Ростехнадзора и прокуратуры УК всё же выполняет свои обязательства. Если этого не происходит, обращайтесь в суд. УК обяжут не только сделать ремонт, но и, возможно, выплатить вам денежную компенсацию морального ущерба.

А если лифт просто пора менять?

Средний срок эксплуатации лифта составляет 25 лет. Если возраст вашего больше и вы замечаете проблемы в его работе, возможно, лифт пора заменить. Узнайте, сколько лет лифту в вашем доме, на сайте Реформа ЖКХ

Есть два варианта замены лифта — за счёт жильцов и за счёт государства. Учитывая, что стоимость оборудования и работ в среднем составляет 1,5 млн рублей, второй вариант предпочтительнее. Чтобы попытаться поучаствовать в региональной или федеральной программе по замене лифтов, нужно обратиться в Ростехнадзор. В случае положительного решения почти все расходы возьмёт на себя государство.

Полезные документы

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пункт 2, пп. А: лифт, лифтовые и иные шахты входят в состав общедомового имущества; п.

 42: управляющие организации несут ответственность за содержание общедомового имущества в надлежащем состоянии как в соответствии с законодательством, так и в соответствии с договором, заключённым между управляющей организацией и жильцами многоквартирного дома.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, приложение № 2: неисправность лифта должна быть устранена в течение суток после поломки.

Жилищный кодекс РФ, ст. №№ 161, 162, 165: УК обязана содержать общедомовое имущество в исправном и безопасном для жильцов состоянии.

Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Павел Пахомов.

Вопросы, ответы, разъяснения

Вопрос: Должны ли владелец и специализированная организация назначать лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта, в том числе, когда специализированная организация по договору с владельцем объекта выполняет все работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объектов?

Ответ: Подпунктом «с» пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, установлено требование, предусматривающее безусловную обязанность организации – владельца лифта назначить из числа квалифицированного персонала лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта.

С учетом формулировки подпункта «с» пункта 4 Правил требование о назначении владельцем объекта лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, подлежит исполнению владельцем объекта независимо от распределения обязанностей по использованию и содержанию объекта между владельцем объекта и специализированной организацией (в случае заключения между ними соответствующего договора).

Контроль надлежащего исполнения специализированной организацией договорных обязательств в части выполнения работ по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту объектов с соблюдением требований Правил с учетом примененной в пунктах 4 и 16 Правил формулировки «обеспечивается владельцем объекта» выполняется владельцем объекта. При этом согласно содержащемуся в Правилах определению квалифицированного персонала и требованиям приказа Минтруда России от 17.01.2014 № 18н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования» соответствующая обязанность должна быть возложена на работника организации – владельца объекта, прошедшего в установленном порядке оценку квалификации на соответствие требованиям вышеприведенного профессионального стандарта (лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта).

Вопрос: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, предусмотрено внесение сведений об экспертных организациях, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов (кроме лифтов), в реестр. Каков порядок внесения сведений в указанный реестр?

Ответ: Сведения в целях внесения в реестр экспертных организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию объектов (кроме лифтов) подаются в центральный аппарат Ростехнадзора в заявительном порядке (форма заявления произвольная) с указанием сведений и приложением документов, в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.10.2017 № 425.

Вопрос: Прошу разъяснить, относится ли подпункт «б» пункта 2 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов ко всем грузовым лифтам (включая грузовые лифты, которые управляются лифтером из кабины лифта), или только к грузовым лифтам, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, одновременно у которых конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека?

Ответ: Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил на грузовые лифты, не допускающие свободный доступ человека в кабину лифта, действие Правил не распространяется.

На грузовые лифты независимо от вида управления, допускающие свободный доступ человека в кабину таких лифтов (лифтер, управляющий лифтом из кабины, персонал свободно входящий в кабину лифта при погрузке разгрузке лифта и т. д), требования Правил распространяются.

Вопрос: Необходимо ли регистрировать лифты, введенные в эксплуатацию в 1973 году, в связи с выходом постановления Правительства от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»?

Ответ: Согласно пункту 3 Постановления все лифты, на которые распространяется действие Правил, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации) и находящиеся в настоящее время в эксплуатации, подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.

Вопрос: Какие требования предъявляются к квалифицированному персоналу по обслуживанию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов?

Ответ: Согласно Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства от 24.06.

2017 № 743, «квалифицированный персонал — физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

  • Вопрос: Какие лица должны быть назначены организацией, обслуживающей лифты, для их безопасной эксплуатации и каким документом?
  • Ответ: В соответствии подпунктом «и» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах, лицо (организация), осуществляющее обслуживание лифта, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, назначает распорядительным актом из числа квалифицированного персонала:
  • — лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов;
  • — лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта лифта;
  • — электромеханика по лифтам;
  • — лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.
  • В распорядительном акте указываются сведения о местонахождении каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров.
  • Вопрос: Обязательно ли применять работодателям наименования квалификаций, содержащихся в профессиональных стандартах работников, занятых в лифтовой отрасли?
  • Ответ: Наименования квалификаций предназначены для целей присвоения и проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, и не определяют наименования должностей работников.
  • Наименование должности работника может быть определено на основе соответствующего профессионального стандарта — графа «возможное наименование должности».

В соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

  1. Вопрос: Может ли владелец самостоятельно эксплуатировать лифт, подъемную платформу для инвалидов, пассажирский конвейер без привлечения специализированной организации?
  2. Ответ: Согласно пунктам 16 и 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, работы по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера могут выполняться владельцем самостоятельно при условии его соответствия требованиям Правил к специализированной организации.
  3. Вопрос: Подскажите, какие профессиональные стандарты существуют на текущий момент и могут быть использованы для оценки квалификаций персонала, осуществляющего выполнение работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта?
  4. Ответ: В настоящее время разработаны, утверждены Минтрудом России и зарегистрированы в Минюсте России профессиональные стандарты, размещенные в сети Интернет по адресу http://sovetlift.ru/professionalnye-standarty/utverzhdennye-standarty/

Вопрос: Наша организация является муниципальным унитарным предприятием. Каков порядок применения профессиональных стандартов предприятиями, находящимися в муниципальной собственности?

Ответ: Для организаций с участием государственного сектора принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.

2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются организациями с государственным участием, перечисленными в Постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов, в которых предусматривается:

  • — определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
  • — определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
  • — проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке, то есть в соответствии со статьей 196 Кодекса.
  • Согласно статье 196 Кодекса работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд в пределах средств, предусмотренных на подготовку и повышение квалификации работников.
  • В Постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.
  • Вопрос: Где можно пройти оценку квалификации работников, участвующих в процессах монтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта (лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов)?
  • Ответ: Сведения о Центрах оценки квалификации, осуществляющих деятельность по проведению профессиональных экзаменов, размещены в Реестре независимой оценки квалификаций по адресу: https://nok-nark.ru/cok/
  • Вопрос: Чем определяются требования, предъявляемые к опыту работников, участвующих в процессах эксплуатации лифтов?
Читайте также:  Узаконить права на выморочную квартиру

Ответ: Согласно определению квалифицированного персонала, содержащемуся в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, такие работники должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным соответствующими профессиональными стандартами. Профессиональными стандартами определяются в том числе требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе.

Вопрос: Подтверждают ли документы об образовании и (или) о квалификации, выданные образовательными организациями (вузами, колледжами и учебными центрами), квалификацию персонала в соответствии с установленным Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах понятием «квалифицированный персонал»?

Ответ: Согласно подпункту «р» пункта 4 и подпункту «а» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, квалификация работников владельца объекта и специализированной организации (в случае заключения владельцем объекта с ней договора), участвующих в использовании и содержании объекта, должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов, устанавливающих в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации квалификационные требования и характеристики, необходимые для осуществления соответствующих трудовых функций. Кроме того, согласно определению квалифицированного персонала, соответствие его квалификация должно быть подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

Срок капремонта с момента остановки лифта составляет в среднем 75 дней

Процесс капитального ремонта и запуска нового лифта в эксплуатацию имеет двухступенчатую структуру: за первую ступень – непосредственное проведение капитального ремонта – отвечает региональный оператор.

Эта часть охватывает временной промежуток в 115 дней, а если считать с момента остановки лифта до момента проведения приемочной комиссии, в которую обязательно входит представитель собственников, составляет не более 75 календарных дней.

После этого регоператор оформляет всю необходимую документацию, оплачивает работы.

Вторая ступень – ввод объекта в эксплуатацию – в зоне ответственности управляющей компании, которая, получив документы от регионального оператора и его подрядчика, должна сделать заявку в Ростехнадзор и в течение 15 рабочих дней надзорное ведомство выдает акт ввода в эксплуатацию, после чего лифт можно запускать в работу.

В связи с масштабной работой по замене лифтового оборудования на территории области, количество обращений граждан, касающихся сроков проведения капитального ремонта лифта в последнее время возросло. Южноуральцев также интересует вопрос – почему уже после выполнения всех работ и проведения приемочной комиссии, лифты еще долгое время не запускаются в работу.

«Дело в том, что согласно последним изменениям в федеральном законодательстве, после приемки выполненных работ комиссией, для того, чтобы осуществить фактический запуск лифта, следует в обязательном порядке оформить решение о вводе объекта в эксплуатацию Ростехнадзором и на это тоже необходимо время, – прокомментировала ситуацию начальник управления инженерной инфраструктуры министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Людмила Алпатова. – Обратиться в Ростехнадзор, согласно тем же новым правилам, может только управляющая организация, которая направляет в надзорное ведомство уведомление о вводе объекта в эксплуатацию, на основании которого принимается решение о проведении контрольного осмотра».

Расчет срока выполнения работ по замене лифтового оборудования прописывается в пояснительной записке к проектно-сметной документации, выполненной проектной организацией.

На основании этого расчета, подрядная организация, выигравшая аукцион на строительно-монтажные работы по замене лифтового оборудования составляет график производства работ, в котором четко прописаны даты начала и завершения каждой фазы технологического процесса по замене лифтов.

«Срок всех процедур составляет 75 календарных дней, и, надо сказать, ни один подрядчик на сегодняшний день этот срок не нарушил, – отметил генеральный директор регоператора капремонта Вадим Борисов.

– Процесс запуска нового лифта в эксплуатацию достаточно непростой, и акты выполненных работ, подписанные приемочной комиссией – это не последний документ, который необходим, чтобы запустить новый лифт в работу.

Прошу южноуральцев, на чьих домах проводится замена лифтов учесть этот момент».

 В общей сложности в течение 2017 года по программе капремонта законтрактовано к замене 1012 лифтов. Скорректированная программа по замене лифтового оборудования в связи с невыходом подрядчиков на объекты и вследствие этого расторжения контрактов по инициативе регионального оператора, включает в себя 940 единиц лифтового оборудования.

«Замена 151 лифта на сегодняшний день выполнена, каждый день проводятся приемки, и эта цифра меняется в большую сторону.

469 лифтов находится на стадии сдачи региональному оператору, процесс этот многоступенчатый, это сначала рабочая, затем официальная приемочная комиссии, – отметил Вадим Борисов.

– После этого региональный оператор передает всю документацию в управляющую организацию для проведения процедуры ввода в эксплуатацию на основании решения Ростехнадзора».

В свою очередь, начальник главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Олег Датских, констатировал, что на сегодняшний день жалоб и нареканий от жителей на задержку сроков выполнения капремонта лифтового оборудования в Госжилинспекцию не поступало.

Информация сайта fondkapremont74.ru.

Возврат к списку

Текущий, аварийный, капитальный

Как жильцы многоквартирного дома могут инициировать проведение текущего или капитального ремонта? Кто должен его оплачивать? Могут ли собственники помещений контролировать этапы работ и их качество, выбирать необходимые материалы для ремонта?

На эти и другие вопросы отвечает заместитель генерального директора по эксплуатации группы «Комфорт», занимающейся управлением и эксплуатацией многоквартирных домов, Игорь Ситников.

Текущий ремонт инициирует инженерная служба управляющей компании (УК) многоквартирного дома. Она и определяет его параметры — в каком объеме и какие работы необходимы в конкретном доме. Текущий ремонт помещений, относящихся к общему имуществу жилых домов, как правило, выполняется с периодичностью один раз в пять лет.

Техническое обслуживание жилых зданий — это целый комплекс работ по поддержанию исправного и работоспособного состояния всех его элементов, включая и инженерное оборудование.

При их обслуживании предусматриваются текущий планово-профилактический ремонт, внеплановый ремонт (аварийный) и капитальный ремонт.

Текущий ремонт здания направлен на восстановление исправности и работоспособности его конструкций и систем инженерного обеспечения, поддержание заданных показателей эксплуатации и обеспечение долговечности здания.

Вся система технического обслуживания жилого фонда согласовывается с действующими нормативами и правилами. Как правило, начало текущих ремонтно-строительных работ планируется на теплый период времени и утверждается генеральным директором управляющей организации с учетом фактического состояния здания и потребности в конкретных работах.

Сотрудники инженерной службы должны регулярно проводить осмотры помещений, зданий, чтобы понять, как скоро требуется профилактический или текущий ремонт, какие именно работы необходимы.

Такие осмотры оформляются актами, а затем на их основе формируется общая дефектная ведомость (журнал), где отражены все замечания. На основании результатов осмотров определяются объемы, виды работ, количество необходимых материалов.

После этого проводится конкурс по подбору подрядчика.

Приемка работ может быть выполнена совместной комиссией, состоящей из числа собственников помещений дома, сотрудников управляющей организации и уполномоченных сотрудников подрядной организации.

При выявлении замечаний, отклонений и брака жители дома могут сообщить об этом в управляющую организацию любым доступным способом: в офис УК по месту расположения объекта, в единый контакт-центр, на электронную почту организации или при личном приеме уполномоченного сотрудника УК.

Обычно все подобные обращения рассматриваются и при необходимости устраняются выявленные замечания.

Текущие ремонты входят в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения. Удельный вес заменяемых и ремонтируемых элементов конструкции и инженерного оборудования в многоквартирном доме в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня 15% их общего объема в многоквартирном доме.

Аварийный ремонт — это непредвиденная поломка или отказ оборудования: прорыв трубы, засор канализации, короткое замыкание, поломка лифта и др.

Как правило, причиной и виной тому является человеческий фактор или внешнее воздействие. Иногда поломки происходят вследствие устаревания и износа оборудования или конструкций. Все работы по локализации аварии и восстановлению работоспособности должна выполнить УК путем привлечения аварийной службы или своих специалистов.

Вс пояснил, когда собственники примыкающих к мкд зданий должны платить за содержание общего имущества

22 июля Верховный Суд вынес Определение № 309-ЭС21-5387 по делу № А50-179/2019 о споре между ТСЖ и собственником примыкающего к многоквартирному дому здания о плате за пользование общим имуществом МКД.

Суды посчитали, что общие инженерные сети – не основание взимать плату за содержание общедомового имущества

ООО «Гарантия» на праве собственности принадлежит нежилое административно-офисное здание общей площадью 2,5 тыс. кв. м, расположенное на земельном участке, где находится многоквартирный дом под управлением ТСЖ «Попова, 23». Договор управления между ТСЖ и обществом заключен не был.

Полагая, что принадлежащее обществу здание входит в состав единого жилого комплекса с многоквартирным домом, ТСЖ посчитало, что оно должно также нести расходы на содержание общедомового имущества.

В связи с этим ТСЖ направило «Гарантии» претензию с требованием о погашении задолженности за период с июля 2017 г. по сентябрь 2018 г. в общей сумме 570 тыс. руб.

Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, последовал иск в суд.

В сентябре 2019 г.

по делу была произведена судебная экспертиза, которая заключила, что многоквартирный жилой дом и административно-офисное здание общества не имеют общих строительных конструкций, в том числе фундамента, несущих стен, плит перекрытий, иных плит, несущих колонн, ограждающих несущих конструкций, крыши, что свидетельствует об отсутствии между конструкциями объектов неразрывной физической или технологической связи.

Вместе с тем было установлено, что стороны совместно используют центральный тепловой пункт, системы водоснабжения и теплоснабжения.

Система теплоснабжения и водоснабжения жилого дома используется для получения коммунальных ресурсов административным офисным зданием, что свидетельствует о наличии между инженерными системами объектов неразрывной физической или технологической связи.

Иными словами, при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения административного офисного здания от систем, расположенных в ЦТП, поставка ресурсов в него прекратится.

Кроме того, эксперты указали, что офисное здание и МКД имеют общее помещение ЦТП, расположенное в подвале и являющееся техническим помещением. В заключении также указано, что согласно проектной документации многоквартирный жилой дом и пристроенное к нему нежилое здание запроектированы в составе одной стройки.

19 июня 2020 г. Арбитражный суд Пермского края частично удовлетворил исковые требования ТСЖ, взыскав с общества «Гарантия» 47 тыс. руб. за тепловую энергию, вывоз ТБО и опрессовку узла. Апелляционный и окружной суды оставили решение без изменений.

Читайте также:  Выкуп доли в квартире у родственников за счет средств материнского капитала

При разрешении спора суды руководствовались положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, п. 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также учли разъяснения, содержащиеся в п.

2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.

Суды отметили, что разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу МКД, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещения – возможности использования его в самостоятельных целях или только по вспомогательному назначению. Они посчитали, что использование теплового пункта, а также прохождение инженерных коммуникаций через многоквартирный жилой дом не являются основаниями для признания нежилого здания частью многоквартирного жилого дома. Оценив результаты экспертизы, все инстанции пришли к выводу, что спорное нежилое здание, расположенное на обособленном земельном участке ответчика, не является единым объектом с многоквартирным домом, в связи с чем не имеется оснований признавать ответчика участником долевой собственности на общее имущество МКД и возлагать на него плату за содержание и текущий ремонт общего имущества.

ВС указал, что суды проигнорировали выводы экспертизы

В дальнейшем ТСЖ обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, в которой указало на наличие на стороне общества неосновательного обогащения в виде невнесенной платы за пользование общим имуществом МКД, в связи с чем возмещение затрат легло на собственников двух жилых домов. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС после изучения материалов дела выявила существенные нарушения норм материального права нижестоящими инстанциями.

Ссылаясь на п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст.

36 ЖК РФ, Суд напомнил, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Как пояснил ВС, ст. 249 ГК установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно аналогичной норме, изложенной в п. 1 ст.

158 ЖК, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Экономколлегия отметила, что результаты экспертизы подлежали должной правовой оценке судами исходя из нормативных требований к определению состава общего имущества, которая имела важное значение для рассмотрения спора.

ВС обратил внимание, что у судов имелось заключение экспертов о том, что МКД и административно-офисное здание имеют общие системы водоснабжения и теплоснабжения; ЦТП, расположенный в нежилом помещении МКД, и техподполье являются общедомовым имуществом, поскольку в них расположены вводы и проходят общедомовые инженерные сети, которые питают два жилых дома и все встроенно-пристроенные нежилые помещения, в том числе и помещения ответчика.

ВС подчеркнул, что в судебных актах отсутствуют какие-либо сведения об изменении фактически технических характеристик объекта, в том числе о переходе на самостоятельное водоснабжение, теплоснабжение, минуя ЦТП, расположенный в помещениях дома, а также их обслуживание, как и основания для изменения наименования объекта по кадастровому учету с определением спорного объекта как здания.

Платежи собственников жилых и нежилых помещений в доме должны отвечать требованиям разумностиКонституционный Суд указал, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно устанавливать различные по размеру ставки платежей за содержание общего имущества

Высшая судебная инстанция указала, что суды сделали вывод об отсутствии у многоквартирного дома и здания, принадлежащего ответчику, общего имущества, поскольку приняли во внимание в заключении экспертов лишь выводы о присутствии отдельных элементов общего имущества, перечисленных в п. 2 Правил. ВС отметил, что нижестоящие инстанции ошибочно не дали правовую оценку обстоятельствам по делу, связанным с проектированием и возведением МКД со встроенно-пристроенным помещениями как одного строительного объекта.

ВС учел и тот факт, что ТСЖ при рассмотрении дела также указывало, что оказывает услуги по содержанию и ремонту придомовой территории общего имущества с 1999 г.

и предыдущий собственник оплачивал расходы по содержанию общего имущества, в отличие от ответчика, который продолжает пользоваться благоустроенной освещаемой охраняемой территорией жилого комплекса, контейнерами для ТБО, расположенными на территории комплекса, осуществляет разгрузочно-погрузочные работы, на территорию комплекса въезжает его транспорт.

Со ссылкой на Постановление КС РФ от 29 января 2018 г.

№ 5-П Верховный Суд отметил, что сам факт существования и сохранность каждого из помещений в МКД обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения.

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья Как указало ведомство, в случае возникновения убытков в связи с самовольным изменением размера платы собственниками недвижимости управляющая организация вправе требовать признания решения их общего собрания недействительным

«Соответственно, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и возложение расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество», – отмечено в определении.

Суд также обратил внимание, что согласно имеющимся в материалах дела протоколам собраний собственников помещений ответчику установлена плата за услуги содержания и ремонта общего имущества в 2,5 раза ниже, чем для других собственников нежилых помещений.

В сниженный тариф не включена плата за лифты, их обслуживание и ремонт, за работу вахтеров-лифтеров, уборку подъездов и лестничных маршей, придомовой территории, тариф включает плату за содержание ЦТП, работу персонала, обслуживающего инженерные сети, работу аппарата управления товарищества.

ВС пояснил, что определение такого размера платы для ответчика согласуется с подходами, изложенными в Постановлении № 5-П, и связано с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.

Исходя из изложенного, Судебная коллегия посчитала вывод судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении требования ТСЖ о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома ошибочным.

Эксперты оценили выводы ВС

Адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры» Светлана Немчинова считает, что поставленная проблема, несомненно, актуальна, поскольку на сегодняшний день в России, особенно в крупных городах, возведено большое количество административных зданий, примыкающих к МКД и используемых в качестве магазинов, офисных помещений, парковок именно с такой единой системой подключения к коммунальным ресурсам, в которой МКД выступает как источник питания коммунальными ресурсами.

Светлана Немчинова отметила, что, с одной стороны, собственники административных зданий, примыкающих к МКД, не потребляют многие услуги, оказываемые управляющей компанией жителям многоквартирного дома. В связи с этим, по мнению адвоката, у них отсутствует какой-либо экономический интерес в равном несении расходов на содержание такового общего имущества.

С другой стороны, эксперт подчеркнула, что собственники МКД, за счет денежных средств которых, в том числе, были созданы, построены сети водоснабжения, несут расходы на их содержание в полном объеме, в том числе и за ту систему, которая питает коммунальными ресурсами административные здания.

По словам Светланы Немчиновой, Верховный Суд обоснованно указал, что отсутствие отдельных элементов, таких как общие строительные конструкции, фундамент, несущие стены, плиты перекрытия, ограждающие несущие конструкции, крыша и т.п.

, не свидетельствует о том, что данные объекты не имеют общего имущества.

«Собственники должны нести расходы на содержание общего имущества при установлении вышеуказанных факторов, однако размер данных расходов может быть рассчитан дифференцированно, исходя из характера пользования собственниками данными услугами», – заключила адвокат.

Партнер «Легес Бюро» Коба Оржония считает, что рассматриваемая проблема становится актуальной именно в том случае, если собственник смежных зданий пользуется общим имуществом, но по какой-то причине решил не платить за это. «Описанная ситуация – это пример неосновательного обогащения.

И если еще до проведения экспертизы позиция собственника нежилого помещения относительно расположения офисного здания на принадлежащем юридическому лицу земельном участке могла бы быть принята во внимание как обоснованная, то после получения результатов экспертизы вопрос, по моему мнению, должен трактоваться однозначно», – выразил мнение эксперт.

Коба Оржония находит позицию ВС РФ обоснованной и в полной мере соответствующей имеющимся в деле доказательствам – выводам экспертизы.

Он отметил, что в случае, если за обслуживание общих систем платят только члены ТСЖ, а собственник здания только пользуется благами, а платить за это отказывается, то со стороны собственника здания возникает неосновательное обогащение.

Коба Оржония обратил внимание: важным доказательством общности имущества является тот факт, что при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения административного офисного здания от систем, расположенных в ЦТП, поставка ресурсов (воды, тепловой энергии) в административное офисное здание прекратится.

«Таким образом, судебной экспертизой установлены неразрывная связь и факт общности коммуникаций между домом и административным зданием. Вызывает вопросы позиция судов нижестоящих инстанций, которые могли в рамках своей компетенции рассмотреть спор и принять обоснованные судебные акты», – поделился эксперт.