Могут ли дети-инвалиды получить жилье вне очереди

Дети-инвалиды относятся к группе людей, которую принято называть слабозащищенной. Такая позиция основывается на том, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в проживании в определенных условиях, где было бы возможным осуществлять свои бытовые потребности с максимальным удобством.

В нашей стране есть возможность получить жилье для детей-инвалидов. Однако для этого необходимо совершить определенные действия.

Необходимость постановки на учет

Могут ли дети-инвалиды получить жилье вне очередиВ Российской Федерации обеспечение жильем детей-инвалидов — это одно из направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения. На улучшение жилищных условий могут рассчитывать семьи, которые воспитывают детей, официально признанных инвалидами на основании медицинских заключений.

Руководствоваться в праве на улучшения условий жилья и в предоставлении жилой площади для детей-инвалидов, можно статьей 17 ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В таком случае необходима постановка на учет. Российское законодательство предусматривает, что приобретение приоритетного права на жилье для детей-инвалидов есть у тех граждан, которые встали на таковой учет до 1 января 2005 года.

Важно! Люди, обратившиеся за получением льготы до указанного срока, могут рассчитывать на получение денежных средств из образованных для этой цели фондов либо жилого помещения.

Многих интересует вопрос о том, как получить квартиру ребенку-инвалиду после 1 января 2005 года. В таком случае все действия будут регулироваться уже Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом очень важны такие показатели:

  • время постановки на учет;
  • номер в очереди;
  • наличие прав на внеочередное получение жилого помещения.

Вне очереди жилое помещение могут приобрести дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания и являющиеся сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, по достижении 18 лет. При этом в индивидуальной программе реабилитации такого ребенка должно быть прописано, что он может осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Кроме того, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Первая очередь может оказаться у детей, если их заболевание сопряжено с тяжелыми хроническими формами. Данные категории прописаны в ЖК и к ним, например, могут относиться:

  • абсцесс или некроз легких;
  • злокачественные опухоли;
  • ряд психических заболеваний;
  • кожные поражения в тяжелых формах;
  • активный туберкулез и другие заболевания, указанные в Приказе Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.

Жилищным кодексом также предусмотрено право внеочередного получения жилья гражданами (в том числе, детьми-инвалидами), жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”

Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2014 N 458-ФЗ

Законодательное регулирование

Могут ли дети-инвалиды получить жилье вне очередиЗакон РФ изобрел специальную систему, которая позволяет приобрести жилье семьям, содержащих детей-инвалидов. Руководствоваться в праве на улучшение условий жилья и в предоставлении жилой площади для детей-инвалидов, можно статьей 17 ФЗ № 181, которая принята еще с 24.11.1995г.

Для тех, кого поставили на учет после 01.01.2005, жилищные квадраты выдаются, согласно статьи № 57, Жилищного Кодекса.

Жилая площадь для ребенка-инвалида в разрезе нормативов

На федеральном уровне нет какого-либо определенного значения для минимального размера площади жилья, которое может предоставляться инвалиду. Такое право предоставлено местным властям. На количество квадратных метров влияют различные условия. Так, например, в г. Москва на одного человека, подпадающего под категорию инвалида, выделяется 18 кв.м. минимально.

Важно! В иных регионах России могут иметься и иные нормативные показатели, с которыми можно ознакомиться в местных законодательных актах.

Могут ли дети-инвалиды получить жилье вне очередиПеред тем как получить жилье ребенку-инвалиду, нужно собрать определенный пакет документов и подать его в органы местного самоуправления.

В перечень документации входит следующее:

  • паспорт гражданина РФ;
  • заявление;
  • выписка, выданная Росреестром, если уже имеются жилые помещения;
  • выписка из домовой книги или справка о составе семьи;
  • документ, подтверждающий имеющуюся инвалидность и сопутствующие документы;
  • документ о браке или разводе и иные документы, подтверждающие степень родства.

Перечень необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий может меняться в зависимости от региона проживания, поскольку местные власти самостоятельно разрабатывают методику принятия граждан в очередь.

Нередки и случаи, когда в подтверждении инвалидности вовсе отказывается. Тогда необходимо обжаловать решение в судебном порядке.

Внимание! Подача документов может осуществляться законными представителями льготника. Это вправе сделать и любые официально доверенные лица. Для этого нужна нотариальная доверенность, где будет четко прописано таковое право.

Кто может претендовать на жилплощадь

Могут ли дети-инвалиды получить жилье вне очередиТолько наличие у несовершеннолетнего члена семьи инвалидности не может стать безоговорочным основанием для получения жилых квадратных метров. Очень важно быть именно той семьей, которая нуждается в улучшении жилищных условий.

В данном случае органы, занимающиеся вопросом обеспечения жильем инвалидов, опираются на Правила, прописанные Жилищным кодексом (ст. 51).

К обстоятельствам, влекущим право на льготные условия, относятся:

  • отсутствие у ребенка-инвалида или члена его семьи жилого помещения, принадлежащего по праву собственности или по договору социального найма;
  • площадь жилого помещения, которое принадлежит по праву собственности ребенку-инвалиду или члену его семьи или находится в найме, менее учетной нормы на одного члена семьи;
  • жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений;
  • в квартире проживает несколько семей, один из членов которой больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним невозможно. При этом в собственности или по договору найма у нуждающейся семьи не должно быть другого жилья.

Инвалиды не включаются в отдельный список лиц, которым вне очереди положено жилье по найму. Они получают такое жилье в порядке очередности.

Случаи, когда ребенок-инвалид может претендовать на жилье вне очереди, мы разобрали в начале. К ним можно отнести:

  • достижение 18 лет ребенком-инвалидом, находящимся в организации социального обслуживания и наличие возможности самостоятельного ведения быта, прописанного в индивидуальной программе реабилитации;
  • жилье, в котором проживает ребенок-инвалид, непригодно для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит;
  • ребенок-инвалид или член его семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания.

Даже без учета всех бюрократических процедур, Российская Федерация в лице своих государственных органов обязательно должна создавать комфортные условия для инвалидов:

  • наличие пандусов или специальных подъемников для колясок в общественных местах и в жилых домах;
  • оказывать содействие в переселении граждан с ограниченными возможностями и их семей на первые этажи домов и др.

Это очень важно для полноценного функционирования общества.

Скачать для просмотра и печати:

Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901

Последние  изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Смотрите видео о льготах для детей-инвалидов

Кс разъяснил право на получение жилья вне очереди семьям с детьми-инвалидами — новости право.ру

Государство может предоставить инвалидам жилье по договору соцнайма вне очереди и большей площади, в том числе для проживания с опекунами. Так решил КС, проверяя ряд положений Жилищного кодекса на соответствие Основному закону.

Конституционный суд принял постановление по делу о проверке конституционности положений Жилищного кодекса, которые, по мнению заявителей, препятствуют предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом.

История вопроса

  • 33-летняя дочь жительницы Астрахани гражданки Г. – инвалид I группы по зрению. В 2011-м ее признали недееспособной, а в 2012 году заявительницу назначили опекуном. С того же года семья Г. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
  • В августе 2013 года Кировский районный суд Астрахани удовлетворил иск прокурора о предоставлении семье вне очереди благоустроенного жилья с учетом дополнительной жилплощади, предусмотренной для инвалидов.
  • В октябре того же года Астраханский областной суд отменил решение первой инстанции и принял новое, согласно которому местные власти должны предоставить социальное жилье только дочери-инвалиду.
  • В 2018 году после принятия КС аналогичного постановления гражданка Г. обжаловала прежние решения судов, но ей было отказано. Суды указали, что родители инвалида самостоятельным правом на получение социального жилья не обладают.
  • В 2019 году Астраханский облсуд отказал в передаче кассационной жалобы, заметив, что постановка на учет после 1 января 2005 года исключает для ее семьи право претендовать на получение жилого помещения с учетом дополнительной жилой площади.
  • Верховный суд тоже отказал семье Г. в рассмотрении кассационной жалобы.
  • В итоге Г. обратилась в КС с просьбой проверить ст. 57 ЖК, поскольку эта статья ограничивает права опекунов, что, по мнению заявительницы, неконституционно.

Позиция КС

Конституционный суд встал на сторону заявительницы и ее дочери-инвалида, но при этом указал на конституционность спорной нормы. В своем решении КС еще раз напомнил, что государство обязано оказывать инвалидам поддержку.

В постановлении разъясняется, что Жилищный кодекс и закон о социальной защите инвалидов предполагают внеочередное предоставление жилья страдающему тяжелой формой хронического заболевания, признанному недееспособным и нуждающемуся в постоянном уходе гражданину, в том числе инвалиду, с учетом площади, достаточной для обеспечения ухода. В исключительных случаях допускается предоставление жилья и недееспособному гражданину, и его опекуну по одному договору социального найма.

Решения по делу заявительницы и ее дочери подлежат пересмотру, постановил КС.

ВС: семьи с больными детьми должны получать жилье вне очереди

Проживание родителей с детьми-инвалидами вместе с другими родственниками не является основанием для отказа предоставить им квартиру вне очереди, разъяснил Верховный суд РФ.

Читайте также:  Расселение аварийного дома

Он отметил, что факт проживания страдающего от заболевания ребёнка и его матери вместе с бабушкой и дедушкой не доказывает, что все они являются членами одной семьи, тем более, когда родственники оказались в ссоре и ведут отдельное хозяйство.

Высшая инстанция также подчеркивает, что законодатель установил для страдающих тяжелыми заболеваниями людей особый льготный порядок получения жилья, который защищает интересы как самих инвалидов, так и их соседей по квартире. Поэтому закон позволяет таким гражданам встать на учет независимо от характеристик и размера занимаемого ими жилого помещения, поясняет ВС.

Суть спора

В суд обратилась жительница Тольятти, которая просила обязать администрацию предоставить ей и ребёнку жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Заявительница пояснила, что живет со своими родителями и сыном, который является инвалидом детства по психическому заболеванию.

Его состояние здоровья уже является фактором, дающим право на получение дополнительной жилой площади: при таком заболевании совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Однако заммэра Тольятти в декабре 2017 года в предоставлении ей муниципального жилья вне очереди отказал. Чиновник счёл, что раз сын истицы имеет в собственности 1/3 доли в квартире и проживает не с посторонними людьми, а родными бабушкой и дедушкой, то в муниципальном жилье он не нуждается.

  • Заявительница в суде пояснила, что в статье 31 Жилищного кодекса РФ бабушки и дедушки в качестве членов семьи не указаны.
  • Кроме того, в связи с психическим заболеванием ребёнка между истицей и ее родителями сложились неприязненные отношения: общее хозяйство они не ведут, имеют раздельный бюджет и лицевые счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, занимают отдельные комнаты, в жизни друг друга не участвуют.
  • При этом принадлежащая сыну доля в размере 14,9 квадратных метров с учетом двоих членов семьи составляет менее 7,35 квадратных метров на человека, что почти в два раза менее учетной нормы — 12 квадратных метров.
  • Между тем Центральный суд Тольятти в удовлетворении исковых требований отказал, а апелляционная инстанция Самарского областного суда это решение оставила без изменения.
  • Верховный суд посчитал, что суды ошибочно трактовали законодательные нормы.
  • Позиция ВС
  • В силу статьи 40 (часть 3) Конституции бесплатное жильё предоставляется малоимущим и иным указанным в законе гражданам, напоминает ВС.
  • В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе семьи, где родственник страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
  • «Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей», — поясняет ВС.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказываясь обязать власти предоставить квартиру, исходили из того, что жилье может быть признано занятым несколькими семьями, если проживающие в нем не являются родственниками. Если же людей вселили как членов семьи собственника или нанимателя жилья, то они не могут признаваться разными семьями вне зависимости от того, ведут ли они общее хозяйство, посчитали нижестоящие инстанции.

Данное судами первой и апелляционной инстанций толкование пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса является ошибочным, считает ВС.

«Законодатель не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по основанию пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса с наличием семейных отношений исключительно на момент вселения лиц в жилое помещение, такие основания должны наличествовать на момент обращения с соответствующим заявлением», — отмечает высшая инстанция.

В данном деле видно, что на момент обращения за помощью в спорном помещении проживало несколько семей. Это подтверждается актом обследования жилищных условий, а также решением Автозаводского районного суда Тольятти и распоряжением заммэра города о постановке матери и сына на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

  1. При этом, жилые помещения по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне, предоставляются вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК).
  2. Согласно материалам дела, сын истицы страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (перечень содержится в постановление правительства от 16 июня 2006 года N378, а также в настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 года N987н).
  3. Таким образом, положения норм ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав определенной категории граждан.
  4. «Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
  5. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено», — подчеркивает ВС .
  6. Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, отмечает он.
  7. Однако эти правовые нормы не были учтены судом первой и апелляционной инстанций, что привело к неправильному разрешению спора, указывает высшая инстанция.
  8. В связи с чем ВС отменил и решение районного, и определение областного суда и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
  9. Алиса Фокс

Жилье для детей-инвалидов: условия и порядок предоставления

Обновлено: 22 января, 2020

Предоставление жилья детям-инвалидам положено по закону России, при этом такая группа граждан имеет право получить жилплощадь вне очереди.

Предоставление жилья полностью законно, и получить его может та семья, в которой воспитывается недееспособный ребенок.

Закон был сформирован по той причине, что такие дети проживают за счет родителей, при этом нуждаются в уходе и лечении, поэтому им требуются особенные условия для проживания.

Основные требования

Для начала родители должны поставить инвалида на учет, это будет говорить о том, что ребенок нуждается в улучшении условий проживания.

Государство предоставляет жилье инвалидам с детства и их родителям по составленной очереди. Продвижение очереди же зависит от сданного муниципального или государственного фонда.

Для получения жилплощади, семья должна соответствовать некоторым критериям:

  • дом, в котором проживает ребенок, не отвечает техническим и санитарным нормам, что подтверждено письменно экспертами;
  • семья проживает вместе с человеком, который страдает от тяжелого заболевания;
  • ребенок-инвалид живет в смежной комнате с другими людьми, которые не являются родственниками;
  • помещение, где проживает инвалид, не отвечает минимальным нормативам, которые установлены в региональных законах;
  • семья проживает на постоянной основе в общежитии.

Обратите внимание! Если семья проживает в общежитии, то для такой категории лиц существуют определенные условия. Жилье по закону может быть предоставлено, только если проживание в комнате происходит на основе социального найма.

На учет не могут встать те люди, которые работают по срочному или сезонному договору. Когда происходит постановка, муниципалитет может рассмотреть возможность получения права на дополнительную площадь к уже имеющейся.

Нужно ли вставать на учет

Сфера социальной защиты населения в нашей стране активно развивается, и главной задачей является обеспечение детей-инвалидов жилплощадью, чтобы обеспечить их комфортное проживание. Рассчитывать на улучшение жилищных условий могут те семьи, в которых есть дети-инвалиды, и их статус подтвержден справкой медицинской комиссии.

Если руководствоваться статьей 17 ФЗ № 181, чтобы получить право на улучшение жилищных условий, то в этом случае обязательно предусматривается постановка ребенка на учет.

Если родители инвалида обратились за льготами до этого срока, то они могут получить не только право на получение жилплощади, но еще и на выделение денежных средств, чтобы обучить ребенка в образовательном учреждении.

Многие родители интересуются, что делать тем семьям, которые не смогли поставить сына/дочь на учет до 1 января 2005 года. В этом случае придется уже обратиться к ЖК РФ. При этом будут учитываться такие важные нюансы, как:

  • номер ребенка в очереди;
  • время, когда произошла постановка на учет;
  • есть ли у инвалида права, чтобы получить жилое помещение без очереди.
Читайте также:  Субсидии в санкт-петербурге при переезде из коммуналки

Если у ребенка патология сопряжена с тяжелыми формами хронических болезней, то такие инвалиды оказываются в первых рядах очереди.

Какие заболевания дают право на получение жилья

В законодательстве предусмотрен список заболеваний, при которых ребенок-инвалид может получить право на жилплощадь:

  • туберкулез всех систем и органов в активной форме;
  • заболевания психического характера, которые требуют диспансерного наблюдения постоянно;
  • нефростома пожизненная;
  • недержание мочи, не поддающееся хирургическому лечению;
  • проказа;
  • трахеостома;
  • пороки развития черепа и лица, с нарушением дыхательной функции или глотания;
  • ВИЧ-инфекция у ребенка;
  • серьезные и неизлечимые поражения кожи;
  • каловые и мочевые свищи;
  • сложное поражение почек, которое привело к почечной недостаточности 2-3 степени;
  • отсутствие нижних конечностей, или стойкое нарушение их функциональности из-за наследственности.

Все эти заболевания предоставляют возможность семье, где воспитывается ребенок-инвалид, получить бесплатное жилье от государства.

Документация

Чтобы ребенок-инвалид и его семья получила жилплощадь, родители должны поставить его на учет, как нуждающегося в улучшении условий для проживания. Чтобы провести такую процедуру, необходимо обратиться в органы местного самоуправления, так как именно они занимаются постановкой на учет, для этого родителям следует написать заявление.

Написанное заявление необходимо отнести в соответствующие органы, к нему также прилагается целый перечень документов. Подача заявления осуществляется по месту жительства, также можно обратиться в многофункциональный центр (МФЦ). В заявлении родители должны изъявить желание на использование льготы по получению жилья. Также потребуется предоставить перечень документов:

  • справка, подтверждающая, что ребенок прошел экспертизу и признан инвалидом;
  • выписка, полученная из домовой книги;
  • дополнительные бумаги (различные справки из медицинских учреждений);
  • бумага, подтверждающая открытие лицевого счета, а также выписка из него;
  • справка о наличии индивидуальной программы для реабилитации инвалида.

Обратите внимание! Чтобы семья, где воспитывается ребенок инвалид, могла получить жилье от правительства, у ребенка обязательно должен быть установлен факт инвалидности. Также прилагаются дополнительные документы, в которых прописано, каким образом была получена инвалидность, а также какие потребности есть у ребенка на данный момент, по мнению социальной защиты.

Все описанные факты помогает установить МСЭ, которая проводится обязательно в федеральных учреждениях, чтобы установить факт инвалидности. В законе о льготах не говорится о том, кто именно должен подать документы.

Обычно этим занимаются опекуны или родителя несовершеннолетнего. В соответствии с законом, каждый человек может передать свои права уполномоченному лицу, если оформит доверенность и заверит документ у нотариуса.

Получение жилплощади, если инвалид не состоит на учете

Если у ребенка имеются серьезные отклонения в здоровье, но родители не поставили его на учет, то семья не имеет права по закону получить бесплатную жилую площадь для проживания. Встречались случаи, когда ребенок рождался позднее, чем в документах указан срок, тогда постановление на учет производилось позднее.

По закону семьи с детьми-инвалидами имеют право на расширение собственной жилплощади, чтобы улучшить жилищные условия инвалида. Чаще всего, такие семьи получают жилплощадь, так как в населенном пункте возводят новые многоквартирные дома, откуда и происходит выделение квартиры.

Подводя итоги можно сказать, что семья с ребенком-инвалидом может встать в очередь на улучшение жилищных условий, если несовершеннолетний стоит на учете. Получение квартиры происходит в порядке очереди.

Чтобы получить квартиру, необходимо предоставить перечень документов. Существует ряд заболеваний, при которых ребенок будет внесен в список первых инвалидов на получение жилья.

  • Уважаемые читатели!
  • Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.
  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.
  • Это быстро и бесплатно!

Предоставление семьям, имеющим детей-инвалидов, социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственной услуги (жалоба).

Заявители имеют право подать жалобу на решения и действия (бездействие), принятые Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», директором (заместителями директора) СПб ГБУ «ГЖО», сотрудниками СПб ГБУ «ГЖО».

Подача жалобы в МФЦ на решения и действия (бездействие) МФЦ, работников МФЦ осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 6.4 административного регламента.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета. СПб ГБУ «ГЖО», сотрудника СПб ГБУ «ГЖО» в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, сотрудника СПб ГБУ «ГЖО», решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», должностного лица Комитета, сотрудника СПб ГБУ «ГЖО» либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», должностного лица Комитета, сотрудника СПб ГБУ «ГЖО» либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
  • Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.
  • Жалоба подается в Комитет, СПб ГБУ «ГЖО».
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) директора СПб ГБУ «ГЖО» подается в Комитет.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета также может быть подана вице‑губернатору Санкт‑Петербурга (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон (812) 576‑60‑51) (вышестоящий орган), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, либо, в случае его отсутствия, руководителю Комитета.
  • Способы подачи и рассмотрения жалобы
  • Жалоба может быть подана:
  • в электронной форме в случае подачи заявления о предоставлении государственной услуги через МФЦ;
  • в письменной форме на бумажном носителе.
Читайте также:  Компенсация средств, выплаченных по ипотеке, при разводе

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Комитете, СПб ГБУ «ГЖО» (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

При личном приеме заявитель на бумажном носителе представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  1. Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством Портала.
  2. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  3. Порядок рассмотрения жалобы
  4. Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета рассматривается Комитетом.
  5. Жалоба на директора СПб ГБУ «ГЖО», специалиста СПб ГБУ «ГЖО» рассматривается Комитетом.
  6. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета рассматривается вышестоящим органом.
  7. МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в СПб ГБУ «ГЖО» в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы Федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя. отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  • В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • Сроки рассмотрения жалобы
  • Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете, СПб ГБУ «ГЖО».

Жалоба, поступившая в Комитет, СПб ГБУ «ГЖО» либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

  1. В случае обжалования отказа Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», специалиста СПб ГБУ «ГЖО» в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. Результат рассмотрения жалобы
  3. По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • Указанное решение принимается в форме акта Комитета.
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и йо тому же предмету жалобы.
  1. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  2. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
  3. При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  4. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  5. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  • Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитетом, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, наделенный полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  • Порядок обжалования решения по жалобе
  • Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вышестоящему органу, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
  • Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  • Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на сайте Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), на сайте СПб ГБУ «ГЖО» (www.obmencity.ru) и на Портале.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитете, СПб ГБУ «ГЖО» подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *