Проблемы

Очередность удовлетворения требований взыскателей

Всех кредиторов, участвующих в банкротстве, распределяют в одну из трех очередей. Для этого учитывается не дата подачи заявления в арбитраж и сумма задолженности, а вид и характер требований.

Для взыскания текущих платежей с банкрота предусмотрено пять очередей. В статье расскажем, зачем нужна и как применяется очередность удовлетворения требований при банкротстве, что это значит для должника.

Что такое очередность кредиторов

В процессе банкротства кредиторы получают последний шанс вернуть деньги с должника. Если у неплательщика нет имущества, либо его реализация не позволит полностью погасить долг, кредиторы останутся ни с чем. Задолженности будут признаны безнадежными, и на последнем заседании суда их спишут с должника. Автоматически утрачивается право на взыскание через суды у приставов и коллекторов.

При ведении банкротного дела управляющий формирует конкурсную массу. В нее включаются денежные средства и имущественные активы, на которые можно обратить взыскание. За счет конкурсной массы кредиторы могут рассчитывать на полное или частичное возмещение по задолженности.

Чтобы участвовать в распределении конкурсной массы после реализации, кредиторы должны заявить о своих требованиях. Они подают документы в арбитраж, доказывают основания возникновения и размер задолженности. Все требования, заявленные кредиторами, проверяет суд.

Если требование обосновано, его включают в реестр. Также все требования разносятся по очередям, что будет важно при распределении денежных средств, выявленных у должника или полученных после реализации. Соблюдать порядок очередности в банкротстве обязан управляющий.

У меня есть долги по алиментам и перед банками. Бывшая жена переживает,

что ей ничего не достанется. Так ли это?

Зачем нужна очередность

Очередность при банкротстве физического лица или организации введена, чтобы определить приоритет разных видов требований. Суть требования будет видна по документам, представленным кредиторами. Отдельная очередность предусмотрена для требований, возникших до обращения на банкротство и после возбуждения дела в арбитраже. Во втором случае определяется очередь по текущим платежам.

Очередность требований кредиторов в банкротстве введена со следующими целями:

  • чтобы определить порядок выплаты по долгам, если такая возможность имеется;
  • чтобы разграничить текущие обязательства, возникшие после возбуждения дела, и старые долги, ставшие причиной банкротства;
  • чтобы избежать споров между кредиторами при распределении денежных средств.

Очередность требований кредиторов формируется даже в случае, если у должника заведомо нет имущества и доходов. Бывают ситуации, когда уже после возбуждения банкротства у должника появляются ликвидные активы, которые можно продать на торгах. На этот случай у управляющего уже будет список кредиторов разных очередей.

Спишут ли мне текущие долги по платежам за ЖКХ? Какая

это очередь кредиторов?

Не применяется очередность при упрощенном банкротстве в МФЦ. Для этой процедуры заявитель указывает все обязательства, которые у него есть перед банками, предприятиями ЖКХ, физическими и юридическими лицами.

Так как МФЦ не проводит реализацию имущества, очередь кредиторов не имеет значения.

Считается, что на банкротство через МФЦ подают только те граждане, у которых имущества нет — такой вывод сделали судебные приставы.

Можно ли повлиять на очередность

Повлиять на отнесение требований к определенной категории нельзя. В документах будет сразу видна суть обязательства, возникшего у должника. Например, если по исполнительному листу подтверждается долг по кредиту, его никак нельзя отнести к выплатам по возмещению вреда или по алиментам.

Считаете, что управляющий нарушает очередность выплаты долга?

Распределение долгов и текущих платежей по определенным очередям осуществляется по статье 134 закона № 127-ФЗ. Этот нормативный акт обязаны соблюдать кредиторы, должник, управляющий, суд. После завершения расчетов управляющий подготовит отчет. В нем будет указано, каким образом распределены деньги между кредиторами разных очередей.

При банкротстве очередность определяется отдельно для текущих платежей и обязательств, возникших до возбуждения дела

Текущие платежи делятся на пять очередей, погашаются в приоритетном порядке. Требования, возникшие до банкротства, делятся на три очереди, погашаются после расчета по текущим платежам.

Какие требования кредиторов включаются в очередь

Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве гражданина не может определяться произвольно, на усмотрение суда, управляющего или взыскателей. Ст. 134 закона № 127-ФЗ делит все просроченных долги на три очереди. Текущие платежи по обязательствам, возникшим после возбуждения банкротного дела, распределяются по пяти очередям.

Первая очередь

Кредиторы, чьи требования возникли до возбуждения банкротства, смогут рассчитывать на возврат долга только после расчета по текущим платежам. Это прямо указано в ст. 134 закона о банкротстве.

В первую очередь включаются кредиторы-граждане, которые предъявили требования о возмещении вреда жизни и здоровью.

По указанным требованиям сумма долга определяется путем капитализации повременных платежей. Обычно это выплаты в возмещение вреда здоровью, причиненного на производстве.

Отметим, что выплаты по возмещению вреда не списываются при банкротстве. Например, если указанное требование было предъявлено физическому лицу, оно сохранится и после списания остальных видов долгов. Это следует из статьи 213.28 закона № 127-ФЗ.

Спишут ли мне штрафы ГИБДД, долги перед МФО и долг по алиментам?

Спросите юриста

Вторая очередь

Ко второй очереди относятся тоже долги перед физическими лицами. Сюда включаются следующие требования:

  • по выплате выходных пособий по увольнению или сокращению;
  • по оплате труда граждан, работавших на предприятии-должнике или у ИП;
  • по выплате вознаграждений за интеллектуальную собственность.

Задолженность по выходному пособию и зарплате могут получить давно уволенные работники или сотрудники, работающие у должника на момент ликвидации. При проверке обоснованности требований будут запрошены документы по кадрам и бухгалтерии, чтобы сверить суммы и периоды в расчетах.

Задолженность по выплатам за результаты интеллектуальной собственности может определяться на основании договоров авторского заказа, по лицензионным соглашениям, по цессии. Будущие платежи в расчет не входят.

Третья очередь

Очередность третьего уровня включает всех остальных кредиторов, чьи требования возникли до банкротства. По этой очереди может взыскиваться задолженность:

  • по кредитам, займам перед банками, МФО;
  • по договорам цессии в пользу коллекторской фирмы;
  • по обязательствам перед гражданами, организациями и предпринимателями (например, по договорам займа и распискам, за непоставку товаров и т.д.);
  • по налогам, сборам и штрафным санкциям в бюджет;
  • по коммунальным услугам;
  • по услугам связи;
  • по другим видам обязательств.

В очередях будут учтены даже долги, которые не подлежат списанию после банкротства физ. лица, ИП или организации. Например, субсидиарный долг, взысканный с контролирующего лица при банкротстве, можно включить в реестр требований. Но если эту задолженность не удастся погасить после реализации имущества, она не списывается по решению суда.

Суд не включил вас в реестр кредиторов? Закажите звонок юриста

Требования кредиторов вне очереди

Есть ряд требований, которые не включаются ни в одну из очередей, хотя кредиторы смогут получить по ним возмещение. Вот их перечень:

  • требования по сделкам, признанным недействительными в ходе банкротства (выплаты по ним будут сделаны после расчета с кредиторами третьей очереди);
  • по специальным правилам и вне очередности удовлетворяются требования, обеспеченные залогом (выплата осуществляется за счет предмета залога);
  • кредиторы, владеющие облигациями без срока погашения, смогут получить выплаты после расчета по всем очередям.

«Разбираться» со всеми требованиями кредиторов будет суд и управляющий. У должника есть право возражать о включении в реестр определенных долгов, ссылаться на пропуски сроков, на неправильные расчеты, на другие обстоятельства.

Суд принял долг, по которому истек срок давности? Закажите звонок юриста

Очередность погашения требований по текущим платежам

После обращения на банкротство с должника не снимаются текущие обязательства, могут возникать новые долги. Если обязательство возникнет после возбуждения банкротного дела, оно признается текущим платежом.

Для таких платежей статья 134 закона № 127-ФЗ предусматривает специальную очередность:

  • первая очередь — расходы на ведение банкротного дела (вознаграждение управляющему, судебные расходы, выплаты другим лицам);
  • вторая очередь — зарплата и выходные пособия, начисленные за период после возбуждения банкротства;
  • третья очередь — выплаты лицам, привлеченным управляющим для осуществления отдельных полномочий (например, на оценку имущества);
  • четвертая очередь — коммуналка, платежи за энергоснабжение, другие аналогичные выплаты;
  • пятая очередь — все остальные обязательства, возникшие после возбуждения банкротного дела.

В одной очереди может быть множество разнородных текущих платежей. Например, требования могут подаваться по каждому виду коммунальных услуг. На этот случай в законе тоже есть норма. Между текущими платежами одной очереди приоритет определяется по календарной дате их предъявления.

Порядок удовлетворения требований кредиторов из разных очередей

После принятия всех требований кредиторов и утверждении реестра, управляющий приступит к реализации конкурсной массы.

Алгоритм действий на этапе конкурсного производства:

  • определяется начальная стоимость имущества для торгов;
  • по лотам, сформированным управляющим, проводятся торги;
  • все средства, вырученные от реализации, поступают в конкурсную массу;
  • управляющий осуществляет расчет по каждой из очередей текущих платежей, от первой до пятой (если в какой-либо очереди нет требований, управляющий переходит к следующей);
  • после расчета по текущим платежам начинается погашение долгов по обязательствам, возникшим до начала банкротства (принцип тот же самый, от первой к третьей очереди);
  • если после указанных расчетов остались средства, делаются выплаты кредиторам вне очереди;
  • после завершения конкурсного производства управляющий готовит отчет, передает его в арбитраж;
  • судья утверждает отчет, принимает решение о списании долгов, о сохранении за банкротом отдельных обязательств.
Читайте также:  Кто является лицами, участвующими в деле о банкротстве

Это только общие правила применения очередности при расчетах с кредиторами. Есть множество специальных норм, которые будут применяться в банкротстве. Например, если при реализации имущества должника-организации остались непогашенные долги, кредиторы и управляющие могут требовать субсидиарной ответственности для контролирующих лиц.

Подробнее обо всех нюансах удовлетворения требований кредиторов вы можете узнать на консультации у наших юристов.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex

Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.

Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?

Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.

Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.

Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.

Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.

  • Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
  • — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
  • — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
  • — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
  • — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
  • — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.

Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?

С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.

Это целесообразно, когда в отношении того же должника ОПИ возбудил исполнительные производства и по ним проводится работа.

Подобный порядок исключит конфликт интересов разных органов, осуществляющих взыскание задолженности с одного и того же лица.

Как видится, если ОПИ уже проводит работу в отношении должника, взыскание задолженности по налогам, сборам (пошлинам), а также по иным обязательным платежам в бюджет будет оперативным с учетом преимущественной очередности их погашения. С 15.07.2021 это четвертая очередь удовлетворения требований (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Взыскатель до направления заявления о возбуждении исполнительного производства воспользовался правом на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника. Станет ли судебный исполнитель, получивший от взыскателя документы об отсутствии денег на счете должника, вновь направлять платежное требование через АИС ИДО?

От взыскателей теперь не требуется направлять исполнительный документ о взыскании задолженности с юридического лица или ИП в ОПИ только после предъявления платежного требования в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

При исполнении исполнительного документа, связанного с взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на эти средства должника в белорусских рублях и валюте (ч. 1 и 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). И только при их отсутствии — на иное имущество должника (ч. 4 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, принцип взыскания задолженности в первую очередь за счет денежных средств сохранился. Вместе с тем, даже если взыскатель реализовал право на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника, судебный исполнитель может выставить платежное требование через систему АИС ИДО.

Срок предъявления исполнительного документа сокращается на период нахождения в ОПИ, если взыскатель отозвал документ. Не нарушает ли прав взыскателя такое нововведение? Что стало основанием для его принятия?

В соответствии с решением Конституционного Суда от 14.02.2018 N Р-1121/2018 в целях реализации конституционного принципа верховенства права и принципа правовой неопределенности следовало устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления к исполнению исполнительного документа, который ранее вернули взыскателю по его заявлению.

В связи с этим дополнение в ст. 35 Закона об исполнительном производстве предусмотрело уменьшение общеустановленного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Так, если исполнительный документ вернут по заявлению взыскателя, период со дня предъявления документа к исполнению до дня окончания исполнения теперь будут вычитать из срока, определенного законодательными актами. Закон закрепил аналогичное правило применительно к окончанию исполнительного производства в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению исполнительного документа.

Будет ли применяться вышеназванное правило о сокращении срока предъявления к ранее выданным исполнительным документам?

НПА не имеет обратной силы. Исключение составляют случаи, когда НПА смягчает или отменяет ответственность граждан или юридических лиц (ст. 66 Закона о НПА).

НПА, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) обязанности, ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если законодательные акты не предусматривают иного (ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА).

Закон не содержит норм о распространении действия на отношения, возникшие до его вступления в силу. Другие НПА по данному вопросу не принимались. Таким образом, ч. 4 ст.

35 Закона об исполнительном производстве не применяется в отношении исполнительных документов, возвращенных судебными исполнителями взыскателям до 15.07.2021 на основании абз. 2 и 9 ч. 1 ст.

53 Закона об исполнительном производстве.

Постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц будет направляться только должнику.

В настоящее время оно адресуется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.

Как взыскатель, направивший ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления операций по банковским счетам должника, узнает, удовлетворил ли судебный исполнитель его ходатайство? Какие способы уведомления взыскателя предусматриваются?

Если Закон об исполнительном производстве не устанавливает иного, постановления судебного исполнителя, руководителя ОПИ не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, при необходимости — иным лицам (ч. 5 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Постановление судебного исполнителя о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц представляет собой исполнительный документ, который направляется должнику, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве закрепил особый порядок, определивший круг лиц, которым направляется постановление о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц.

Приостановление операций по банковским счетам не относится к мерам по обеспечению исполнения исполнительного документа (ст. 60 Закона об исполнительном производстве). Это одно из исполнительных действий, которые вправе совершить судебный исполнитель. Следовательно, оно не соотносится с процедурой принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа по ходатайству взыскателя.

В каких случаях судебные исполнители будут применять ограничение на управление транспортом?

Раньше меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту входили в компетенцию суда. Сейчас такие полномочия получают судебные исполнители.

Читайте также:  Ведение предпринимательской деятельности без регистрации

С 15.07.2021 судебный исполнитель будет вправе принимать указанные меры с вынесением постановления. Это повлекло изменение порядка их исполнения. Однако в целом, как и прежде, меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут приниматься на любой стадии исполнительного производства, если того потребует исполнение исполнительного документа.

В целях реализации положений Закона в данной части Минюст принял постановления от 21.05.2021 N 93 «О взаимодействии органов принудительного исполнения с государственными органами и организациями» и N 94 «О признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 ноября 2012 г. N 262».

Обратим внимание, что вышеупомянутые меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут подлежать исполнению с момента надлежащего извещения должника о постановлении судебного исполнителя.

Новые основания для приостановления исполнительного производства — рассрочка, отсрочка. Что происходит после их предоставления?

В случае предоставления должнику судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство (ст. 49 Закона об исполнительном производстве с учетом изменений с 15.07.2021).

Таким образом, после истечения срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, исполнительное производство будет возобновлено и судебный исполнитель продолжит работу по нему.

Вместе с тем, в случае когда актами законодательства должнику предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа, судебный исполнитель вернет исполнительный документ взыскателю.

Как будет определяться цена имущества должника при продаже? В каких случаях взыскатель сможет оставить данное имущество себе?

Общие подходы к оценке арестованного имущества не изменились. Если законодательство не предусматривает иного, стоимость арестованного имущества должника устанавливает судебный исполнитель в акте ареста по цене, существующей в данной местности, по остаточной стоимости, отпускной цене.

Закон внес дополнения в положения об оценке земельных участков. Их стоимость будет устанавливаться исходя из кадастровой.

В случае определения стоимости имущества в исполнительном документе судебный исполнитель укажет ее в акте ареста имущества.

Если установить стоимость всего арестованного имущества или его части затруднительно, в акте ареста судебный исполнитель укажет предварительную стоимость. Далее потребуется привлечение специалиста либо проведение независимой оценки.

Статья 88 Закона об исполнительном производстве определяет имущество, для которого обязательна предварительная стоимость в акте ареста. С учетом изменений, вступающих в силу с 15.07.

2021, не понадобится устанавливать предварительную стоимость имущества, реализуемого с торгов (электронных торгов) (если оно не относится к тому, в отношении которого необходимо указывать предварительную стоимость).

Закон внес изменения в нормы о переоценке арестованного имущества должника. Вместо одной переоценки, которая составляла до 20% от первоначальной стоимости имущества, будут проводиться четыре. При этом закрепляется фиксированный размер переоценки — 20% от первоначальной стоимости.

Следует учитывать, что Закон устанавливает особенности переоценки в сторону уменьшения стоимости арестованного имущества, находящегося под таможенным контролем. Переоценка такого имущества не будет проводиться, если после этого его стоимость будет меньше размера таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей либо равна ему.

Взыскатель вправе будет до каждой из четырех переоценок реализовать право принять имущество в счет погашения задолженности.

Будет ли удерживаться принудительный сбор в случае заключения медиативного соглашения, если должник ничего не перечислил в счет погашения долга по исполнительному документу? Если да, в каком размере?

В случае заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения и при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составит 50% от установленного (п. 180 Инструкции по исполнительному производству). Размер принудительного сбора рассчитывается на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения.

Таким образом, если на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения должник задолженность не погасил, принудительный сбор взыскиваться не будет.

Исполнительное производство прекратят, если истечет срок давности исполнения исполнительного документа. Какие сроки давности и для каких исполнительных документов предусматриваются?

Основания для прекращения исполнительного производства дополнило истечение срока давности исполнения требований исполнительного документа при отсутствии у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которое можно обратить взыскание.

Норма призвана упорядочить работу по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и по установлению предельного срока, в течение которого такие исполнительные документы могут находиться на исполнении. В связи с указанным нормы ПИКоАП дополнили положения, закрепляющие двухлетний срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания.

В частности, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости, не исполненное в течение двух лет со дня вступления в законную силу, когда ОПИ установил, что у должника нет денежных средств и иного имущества, на которые можно обратить взыскание (ч. 3 ст. 14.5 ПИКоАП) .

Важно!
В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 13.7 ПИКоАП (обжалование), предоставления отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнительного производства приостанавливается течение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости.

Будут ли изменения в порядке предоставления информации из банка данных исполнительных производств сторонам исполнительного производства, третьим лицам?

Обновлено! Об изменении законодательства об исполнительном производстве

В Республике Беларусь принят Закон Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее – Закон), который опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 14 января 2021 г. Ключевые положения Закона вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

  • Из концептуальных изменений законодательства об исполнительном производстве следует назвать следующие.
  • Для взыскателей
  • Направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов исключается из оснований для окончания исполнительного производства.
  • Предоставление судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа будет выступать основанием для приостановления исполнительного производства (в настоящее время данные обстоятельства являются основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю и окончания исполнительного производства).
  • Предложенные нормы направлены на защиту прав взыскателей в части усиления контроля судебных исполнителей за исполнением таких исполнительных документов.

Закон также направлен на упрощение порядка обращения взыскателей в орган принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства.

Обязанность взыскателя в первую очередь предъявить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств со счетов должника — индивидуального предпринимателя или юридического лица до предъявления исполнительного документа  к исполнению в орган принудительного исполнения заменена правом взыскателя осуществить данное действие.

Помимо этого, упрощен порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей (установлены минимальные требования при подаче документов для рассмотрения процессуальной жалобы).

Медиация

Закон предусматривает внедрение в исполнительное производство системы мотивации при реализации сторонами института медиации.

Так, заключение между взыскателем и должником соглашения о применении медиации, во-первых, будет являться основанием для приостановления исполнительного производства.

Во-вторых, в случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер будет составлять всего 50 процентов от установленного.

  1. Данные нормы направлены на стимулирование добровольного урегулирования сторонами вопросов погашения задолженности по исполнительным документам.
  2. Очередность удовлетворения требований
  3. Законом корректируется очередность удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам.
  4. Так, удовлетворение требований, имеющих социальную направленность (оплата труда граждан, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением), в соответствии с Законом будет осуществляться во вторую очередь.
  5. В случае недостаточности взысканных с должника денежных средств удовлетворение таких требований будет производиться пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
  6. Также повышается очередность удовлетворения требований о взыскании сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов (взносы на государственное социальное страхование).
  7. Экстерриториальность

Законом устанавливается экстерриториальность в деятельности органов принудительного исполнения, предусматривающая распространение полномочий судебного исполнителя на всю территорию Республики Беларусь. Закрепление данной нормы обеспечит возможность оперативного совершения исполнительных действий, в том числе, на территории иной области (города Минска).

Процедура реализации арестованного имущества

Предусмотренные Законом изменения направлены на повышение результативности реализации арестованного имущества должников, а также снижение временных и финансовых издержек, связанных с исполнительным производством. 

Читайте также:  Дисциплинарная ответственность работника и ее виды

Так, изменяется подход к проведению переоценки арестованного имущества должника в тех случаях, когда в установленный Законом срок имущество не реализовано.

Вместо одной переоценки, которая проводится в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве и составляет до 20 процентов от первоначальной стоимости имущества, Законом предлагается проводить четыре переоценки имущества.

При этом установлен фиксированный размер переоценки арестованного имущество, составляющий 20 процентов от первоначальной стоимости.

Также Закон изменяет процедуру проведения торгов, в том числе электронных, что обусловлено необходимостью повышениях их результативности: в случае, когда покупатель имущества на торгах (электронных торгах) не оплачивает стоимость, за которую им приобретено имущество, либо если устанавливается, что данный покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), такое имущество предлагается приобрести участнику торгов (электронных торгов), который не являлся в данной ситуации  победителем торгов, но при этом им была сделана предпоследняя ставка в ходе проведения торгов.

Развитие информационных технологий

Отдельные концептуальные изменения, закрепленные в Законе, направлены на развитие информационных технологий в деятельности органов принудительного исполнения. Например, предусматривается возможность направления процессуальных документов сторонам исполнительного производства в электронном виде, что повысит оперативность получения сторонами соответствующих документов.

О судебных исполнителях

Право на принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, из компетенции суда передается в компетенцию судебного исполнителя. 

Законом также повышаются требования для занятия должности судебного исполнителя, а именно предусматривается необходимость прохождения кандидатом на должность судебного исполнителя стажировки и тестирования на знание законодательства об исполнительном производстве. Такие правила необходимы с учетом высокой ответственности судебных исполнителей при выполнении ими служебных обязанностей, что требует наличие достаточного уровня знаний и определенной практической подготовки. 

В этой связи Министерство юстиции Республики Беларусь обращает внимание на наличие возможности воспользоваться информационным ресурсом «Реестр задолженностей по исполнительным производствам»,размещенным на Интернет-портале Министерства юстиции для получения справочной информации о наличии задолженности по исполнительным производствам.

Очередность удовлетворения требований взыскателей

  • Статья 534 ГПК предусматривает пять очередей удовлетворения требований взыскателей.
  • В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию али­ментов; требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
  • Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытека­ющие из трудовых правоотношений; требования членов производствен­ных кооперативов, коллективных и арендных предприятий, связанные с оплатой их труда; требования о выплате авторского вознаграждения.
  • В третью очередь удовлетворяются требования по налогам и сбо­рам; требования страховых организаций по обязательному страхо­ванию; требования по возмещению ущерба, причиненного преступ­лением или административным правонарушением юридическим лицам.
  • В четвертую очередь удовлетворяются требования по социальному страхованию и требования граждан по возмещению ущерба, причи­ненного их имуществу преступлением или административным пра­вонарушением, а также обеспеченные залогом требования о взыска­нии из стоимости заложенного имущества.
  • В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования.

Очередность удовлетворения требований при ликвидации юри­дического лица, в том числе и в связи с признанием его банкротом, определяется законодательством Республики Беларусь.

Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуаль­ными предпринимателями в Республике Беларусь регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359.

  1. Действующим законодательством предусмотрены следующие общие правила удовлетворения требований взыскателей.
  2. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.
  3. При наличии нескольких взыскателей и недостаточности взыскан­ной с должника суммы для полного погашения всех требований судеб­ный исполнитель составляет расчет распределения денег между взыска­телями и представляет его на утверждение суду.
  4. На определение суда об утверждении или изменении расчета су­дебного исполнителя может быть подана частная жалоба или прине­сен частный протест.

Закон предусматривает очередность исполнения приговора в части конфискации имущества. Согласно ст. 535 ГПК, реализация имущества при исполнении приговора суда в части конфискации имущества должна производиться после удовлетворения всех предъ­явленных к должнику требований, возникших до наложения орга­нами предварительного следствия или судом ареста на имущество осужденного.

Требования о взыскании алиментов и о возмещении ущерба, при­чиненного жизни или здоровью гражданина, удовлетворяются и в том случае, если они возникли после наложения ареста на имущество осужденного.

Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве физлиц

Признание банкротства физ. лица ещё не означает, что все долги сразу спишут. Законом оговорены процедуры реструктуризации долгов и реализации имущества, направленные сохранение баланса между требованиями взыскателей и финансовыми возможностями должников.

Выплаты долгов в банкротстве производятся согласно очередности кредиторов. Давайте разберемся, чьи требования будут удовлетворены в первую очередь, а кто из займодавцев окажется на второстепенных местах и рискует не добиться взыскания долга.

Как формируется очередность кредиторов

Существуют разные типы задолженностей. Есть текущие платежи и есть долги, перечисленные в реестре кредиторов. В первом случае речь идет о задолженностях, возникших уже после подачи заявления о банкротстве, во втором — о долгах, накопленных до процедуры и ставших «катализатором» для обращения за признанием несостоятельности.

Долги в рамках банкротства погашаются в следующей последовательности:

  • текущие платежи, судебные издержки;
  • личные долги: алименты и возмещение вреда третьим лицам (в случае, если необходимость выплаты таких компенсаций установлена в судебном порядке);
  • расчеты с сотрудниками — если банкротится ИП;
  • долги физлицам, а также по кредитам, по займам, налогам, штрафам и т.п.;
  • прочие задолженности.

Текущие платежи и задолженности, связанные с личностью должника, придется выплатить при любом раскладе. Даже если средств от продажи имущества будет недостаточно для погашения претензий, такие должники после окончания банкротства имеют право получить на руки исполнительный лист, чтобы продолжить взыскание через судебных приставов.

В остальных случаях есть вероятность окончательного списания долга, если средств и имущества не хватит для погашения. Порядок очередности весьма строг — к следующей очереди переходят только после погашения требований предыдущей.

За соблюдением очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве гражданина следит финансовый управляющий. Нарушение правил приоритета недопустимо — за него возможно привлечение к ответственности.

Текущие платежи

Текущими называются задолженности, не включаемые в реестр требований кредиторов, поскольку они возникли уже после подачи заявления на банкротство.

Это:

  • алименты и компенсации морального, материального вреда;
  • оплата «коммуналки», налогов и штрафов (того, что накопилось уже после подачи заявления о банкротстве).
  • прочие платежи: например, оплата полученных товаров и услуг.

Первая очередь

Сюда относятся обязательные платежи, долги по которым возникли до банкротства:

  • компенсации морального и материального вреда, в том числе жизни и здоровью, подкрепленные решениями суда и исполнительными листами;
  • присужденные алименты в адрес детей или недееспособных членов семьи.

Эти долги не подлежат списанию и в любом случае должны быть оплачены, даже после признания должника банкротом. Все платежи перечисляются единовременно за исключением тех случаев, когда назначена пожизненная компенсация пострадавшим.

Также с должника не будет списана субсидиарная ответственность.

Вторая очередь

Это «трудовые» долги, возникшие в том случае, если должник, будучи предпринимателем, нанимал по трудовому договору сотрудников и остался им должен при банкротстве ИП.

Сюда входят задолженности по:

  • зарплате перед сотрудниками;
  • невыплаченным отпускным и/или командировочным;
  • процентам по задержке зарплаты;
  • страховым пенсионным взносам и НДФЛ;
  • авторским гонорарам — выплачиваются уже после расчетов с основными сотрудниками.

Кредиторы вправе потребовать пени за несвоевременную выплату зарплаты, но сделать это можно до даты подачи заявления на банкротство. Взыскать задолженность могут и давно уволенные сотрудники, если заявятся в реестр.

Третья очередь

Сюда входят все остальные кредиторы, задолженности перед которыми возникли до банкротства. Это могут быть обязательства по:

  • кредитам и займам (взыскателями могут быть банки, коллекторы, микрофинансовые организации);
  • распискам перед частными лицами;
  • налогам, штрафам, сборам в бюджет;
  • ЖКХ и услугам связи;
  • всем прочим видам обязательств.

Как правило, именно третья очередь — наиболее объемная. Не у всех есть дети, на содержание которых надо выплачивать алименты, не каждый банкротится, ликвидируя ИП.

Но долги по кредитам и займам — это самый «популярный» среди граждан тип задолженностей.

К тому же, практика показывает, что у должников чаще всего не оказывается имущества, достаточного для погашения требований взыскателей после реализации.

Внутри одной очереди погашение идет пропорционально суммам долга.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  • реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов.