Проблемы

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте

С 1 января 2019 года изменен порядок обеспечения детей-сирот жильем. В федеральные законы внесены поправки, которыми введен ряд дополнительных мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей.

Прокуратура Московской области подробно разъяснила, кто теперь может подать заявление на получение жилья, а также каков новый порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения. Подробнее об этом читайте в материале портала mosreg.

ru.

  • Как взять в семью ребенка-сироту в Подмосковье>>
  • Кто может подавать заявление

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте

Ключи от квартир

Источник: ©, сайт администрации Рузского городского округа

  1. Согласно поправкам, внесенным в федеральные законы, с 1 января 2019 года подавать заявления о включении сирот в список на получение жилья вправе не только органы опеки и попечительства, дети-сироты, но и их законные представители самостоятельно.
  2. При этом контроль над своевременной подачей представителями детей-сирот заявления о включении их в список возлагается на органы опеки и попечительства.
  3. Как в Подмосковье оформить единовременное пособие усыновителю ребенка>>
  4. Договор найма жилья

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте

Подписание документов

Источник: РИАМО, Николай Корешков

  • Договор найма специализированного жилого помещения теперь можно заключать на новый пятилетний срок неоднократно, если выявлены обстоятельства, что ребенок-сирота находится в сложной жизненной ситуации.
  • Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
  • Органы опеки и попечительства на карте Московской области>>
  • О праве обмена жилья

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте

Рассмотрение документов на заседании

Источник: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

  1. Если ребенок живет с родителями, которые лишены прав и совместное проживание с ними как бы то ни было ущемляет его законные интересы, то законные представители ребенка, орган опеки или прокурор могут обратиться в суд с требованием в принудительном порядке обменять предоставленное государством жилье.
  2. В случае если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, признано судом невозможным, они могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилья.
  3. Устройство детей-сирот в семьи: как решаются проблемы ребенка в Подмосковье>>
  4. Количество квартир для сирот в МКД

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

С 25 декабря 2018 года количество квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в одном многоквартирном доме не может превышать 25% от общего количества квартир в этом доме. За исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Как можно потратить материнский капитал в Подмосковье>>

Самостоятельная жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты

С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов.

Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества.

Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант.

Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр.

Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом.

Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправности сантехники, огрехи ремонта и так далее.

Мы обращаемся в разные организации и оперативно решаем эти проблемы», — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет.

В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру.

После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

  • Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.
  • Предоставление жилого помещения ребенку-сироте
  • Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической.

Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли.

Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика.

Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем.

Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности.

Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте.

Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга».

После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру.

Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе.

К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее.

Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Счетная палата померила сиротские метры

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

В настоящее время на территории Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (Конституцией РФ, федеральными актами: Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ) и законодательством субъектов Российской Федерации.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст. 8 ФЗ №159 от 21 декабря 1996 г.).

  • Для того чтобы получить жилье, необходимо попасть в список детей-сирот и детей,
  • оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
  • Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
  • В список включаются:
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
  1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут претендовать на жилое помещение, в случае, если:
  2. — в одном жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав, бывшие усыновители, лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;
  3. —  площадь жилого помещения не соответствует социальной норме предоставления жилого помещения;
  4. — жилое помещение признано непригодным для проживания;
  5. — проживают граждане, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
  6. — проживают граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящие на учете в наркологическом диспансере;
  7. — проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченными в дееспособности;
  8. — у ребенка тяжелая форма хронического заболевания, при которой совместное проживание в одном жилом помещении невозможно.
  9. Заявление о включении в список по месту жительства лиц, могут подать:
  10. — законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений;
  11. — дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности;
  12. — лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
  13. — лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
  14. — законные представители недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет и в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
  15. Заявление для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подается в письменной форме с приложением следующих документов:
  16. — копия свидетельства о рождении;
  17. — копия паспорта гражданина Российской Федерации;
  18. — копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
  19. — копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
  20. — копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);
  21. — копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  22. — документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
  23. Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
  24. Заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченную организацию) лично, с помощью почтовой связи либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
  25. По истечении 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список, уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:
  26. — о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;
  27. — об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.

Информация о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список или об исключении их из списка размещается уполномоченным органом в Единой государственной информационной системе социального обеспечения не позднее следующего рабочего дня со дня включения в список или исключения из него.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот по договору найма специализированного жилого помещения, на основании письменного заявления, сроком на 5 лет по достижении ими возраста 18 лет, и в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По истечении срока предоставления жилого помещения договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на пятилетний срок снова неограниченное количество раз. Такой порядок устанавливается в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается законом субъекта РФ.

По окончании срока договора и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, жилье по договору социального найма поступает в бессрочное пользование владельца, чтобы закрепить за собой собственность его остается только приватизировать.

С более подробной информацией о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно ознакомится, пройдя по ссылке https://uslugi.mosreg.ru/services/20688

Ссылка на источники:

  1. Конституцией РФ.
  2. Федеральный законот 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  3. Жилищный кодексРФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
  4. Сведения, размещенные на официальном сайте портала государственных услуг Российской Федерации https://www.gosuslugi.ru/164528/1/info.

Бортунова Анна

28 декабря 2020, 11:12 by root

Дети-сироты смогут получить сертификат на приобретение жилья с 1 января 2021 года

МОСКВА, 25 февраля. /ТАСС/. Дети-сироты смогут получить сертификат на приобретение жилья в собственность с 1 января 2021 года. Соответствующий законопроект подготовлен Минпросвещения и размещен во вторник на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Законопроектом предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение за счет бюджета субъекта РФ в пределах бюджетных ассигнований, установленных на текущий финансовый год, выплаты для приобретения жилого помещения в собственность», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Предполагается, что закон выступит в силу с 1 января 2021 года, а выплата будет составлять 1,5 млн рублей.

Уточняется, что на данный момент очередь на предоставление жилья детям-сиротам составляет более 279 тыс. человек, у порядка 191 тыс. из них такое право уже наступило, но не реализовано.

Сейчас закон требует от властей регионов предоставлять повзрослевшим детям-сиротам, не имеющим жилья, благоустроенные жилые помещения. По данным Министерства просвещения РФ, на конец декабря 2019 года общая очередь на такое жилье составляла 277 тыс.

человек, а тех, кому уже исполнилось на 1 декабря 18 лет, — 186 тыс. Для того, чтобы одномоментно всех тех, кто стоит на очереди с 18 лет, обеспечить квартирами, потребуется 247 млрд рублей.

В 2019 году из бюджета на решение этой проблемы было выделено 7 млрд 100 млн рублей, со стороны регионов — порядка 28 млрд рублей.

Ранее вице-премьер Татьяна Голикова по итогам совещания по жилищным проблемам детей-сирот, которое прошло в декабре 2019 года, сообщала, что Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост премьер-министра, поручил разработать программу, рассчитанную на шесть лет, в результате исполнения которой должна быть полностью решена проблема с жильем для детей-сирот. Она также отмечала, что по итогам совещания дано поручение проработать вопрос не только обеспечения жильем в рамках социального найма, но и возможности предоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иных компенсационных выплат.

По данным мониторинга Счетной палаты, на недостаточный уровень финансирования в сфере обеспечения жильем детей-сирот указывают более 30% регионов. В Счетной палате отмечали, что в целом по РФ ситуация по обеспечению жильем детей-сирот не улучшилась, а установленные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ выполняются ненадлежащим образом.

В 2019 году Счетная палата предлагала в качестве одного из способов решения проблемы предоставлять жилищные сертификаты детям-сиротам, которые более 10 лет стоят в очереди на бесплатное жилье. Предполагалось, что их можно будет использовать для покупки жилья, улучшения жилищных условий или погашения ипотеки.

Светлана Орлова: для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот нужно участие всех уровней власти

«Бывшие воспитанники детских домов пытаются решить свои жилищные проблемы в судах. В результате сегодня в 12 регионах жилье предоставляется исключительно по судебным решениям.

Однако наличие решения суда не приближает бывших сирот к получению законной квартиры. Количество неисполненных судебных решений за 2018-2019 годы выросло более чем на 3 тыс. и составило 26,1 тыс.

», – добавила аудитор.

Светлана Орлова обозначила основные системные проблемы, выявленные Счетной палатой, и предложила пути их решения: 

1. Отсутствие единой скоординированной политики и недостаточное использование имеющихся ресурсов и возможностей

В существующей системе учета нет сведений, характеризующих «социальный портрет» ребенка-сироты. Это не позволяет принимать обоснованные решения для выделения жилой площади, ориентированной на потребности конкретного человека. «Необходима доработка дополнительных модулей системы для проведения комплексного мониторинга», – считает Светлана Орлова. 

2. Отсутствие в регионе подходящего жилья

Увеличение средств на обеспечение детей-сирот жильем должно коррелироваться с наличием в регионе подходящих жилых помещений и возможностями их приобретениях органами власти. Если это соответствие есть, то и государственные гарантии реализуются успешно.

Однако пока не все регионы ведут активное строительство жилья, соответствующего установленным требованиям. «Выход здесь видится в закупке квартир на вторичном рынке. При этом необходимо упрощение процедуры закупки.

Возможным путем решения проблемы может стать образование в регионах фонда социального арендного жилья», – отметила аудитор. 

3. Неиспользование возможностей имеющегося невостребованного жилищного фонда

Ни в одной информационной системе, ведущей учет нуждающихся в получении жилья, нет единой сводной информации о свободном жилом фонде (федерального, регионального и ведомственного уровней), который можно использовать для обеспечения граждан, в том числе детей-сирот, жилыми помещениями.

При этом в стране такой свободный жилой фонд имеется. «В ходе проверки Счетная палата совместно с Минобороны России выявила 508 не востребованных военнослужащими жилых помещений, которые могут быть переданы регионам для обеспечения жильем детей-сирот.

Все квартиры пригодны для проживания, расположены в районах с развитой социальной инфраструктурой», – сообщила Светлана Орлова. 

4. Предоставление жилья сиротам только в том регионе, где они стоят на учете

Если у региона или муниципалитета нет возможности предоставить жилье, дети-сироты годами стоят на учете, но не могут получить жилье в другом регионе «При этом есть регионы со свободным жильем, развитой социальной инфраструктурой и потребностями в трудовых ресурсах. В первую очередь это Дальний Восток, Байкальский регион, территории опережающего развития», – подчеркнула Светлана Орлова. 

5. Медленное внедрение новых технологий в области обеспечения сирот жильем

Есть практики, о которых регионы не всегда знают.

Например, в Московской области отсутствие задолженности жилья перед детьми-сиротами достигается не только достаточным финансированием, но и четко отлаженным механизмом, позволяющим заблаговременно планировать бюджетные расходы. На каждого ребенка составляются дорожные карты. Есть полное понимание когда, где и какую квартиру получит гражданин при выпуске из интернатного учреждения. 

В Приморском крае отрабатывается технология предоставления сиротам, достигшим 25 лет, «сертификата» на приобретение жилого помещения в собственность на всей территории Приморского края. «Данная технология является наиболее предпочтительной для ликвидации задолженности перед лицами, старше 23 лет, – подчеркнула Светлана Орлова.

 – При этом расчет стоимости «жилищного сертификата» должен проводиться в субъектах Российской Федерации по единой, установленной на федеральном уровне, методике. Источником финансирования до полной ликвидации задолженности может стать федеральный бюджет.

Для обеспечения жильем состоящих на учете 68,4 тысяч лиц из числа детей-сирот старше 23 лет, потребуется порядка 94,3 млрд рублей».

Подводя итоги выступления, Светлана Орлова отметила, что Счетная палата продолжит мониторинг этой чувствительной темы, а также рассказала о мерах, принятых Правительством по итогам нашей работы.

«По нашей инициативе в декабре 2019 года Председатель Правительства Российской Федерации провел совещание, по итогам которого поставлена задача до 2025 года ликвидировать задолженность перед детьми-сиротами старше 18 лет, накопившуюся на 1 января 2020 года.

Принято решение о дополнительном выделении из федерального бюджета на данные цели в 2020 году 2,3 млрд рублей с последующим увеличением объемов финансирования. Также дано поручение о включении мероприятий по предоставлению жилья детям-сиротам в госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Одновременно поставлен вопрос о повышении ответственности регионов за исполнение полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Мы считаем, что решение проблемы возможно в двух направлениях. Первое – это все-таки добиться того, чтобы те, кому в этом году исполняется 18 лет, получили жилье в плановом порядке.

Второе – сделать отдельную программу для тех, кому уже есть 18 лет и они не получили жилье своевременно. И не допускать нарастание задолженности», – подытожила аудитор.