Советы

Что делать, если невозможно установить прибор учета воды?

С квартирными счетчиками коммунальные счета обычно ниже. Однако установить водомеры можно не везде и не всегда. В этой статье мы расскажем о том, что такое отсутствие технической возможности установки приборов учёта, какой составляется документ и для чего он оформляется.

Нормативная база

Если стоят счетчики, плата рассчитывается, исходя из учтённого расхода, помноженного на тариф. Тариф утверждается органом власти субъекта РФ, то есть в каждом регионе он свой.

Если счётчик отсутствует, плата будет рассчитываться, исходя из требований п. 42 правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила 354). То есть не по показаниям, а исходя из норматива, с учётом увеличивающего коэффициента. Нормативы утверждаются отдельным нормативным актом для каждого ресурса отдельно в каждом регионе.

Что делать, если невозможно установить прибор учета воды?

Повышающий коэффициент также прописан в Правилах 354 (формула 23(1)).При проведении расчётов по нормативам при отсутствии общедомовых, индивидуальных или общих квартирных счётчиков монтажа в 2016 году коэффициент был равен 1,4.

С 2017 года коэффициент повысился, сейчас он равен 1,5. Например, если норматив на человека — 100 кВт электроэнергии, то придется платить не за 100, а уже как за потреблённые 150 кВт.

Однако существуют ситуации, когда нет возможности поставить счётчик. В этом случае, чтобы снизить финансовую нагрузку, потребителю необходимо будет добиться составления акта о невозможности его монтажа.

Основным документом, регулирующим вопрос о допустимости установки водомеров (счётчиков), является Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 № 627.

Пункт 81 Правил 354 закрепляет, что критерии возможности (невозможности) установки приборов должны быть определены Министерством строительства и ЖКХ. Однако редакция этих же Правил 354, действующая до 2014 года, указанное полномочие делегировала Министерству регионразвития. Поэтому сейчас этот вопрос регламентирует приказ этого ведомства от 29 декабря 2011 № 627.

Критерии

Если при обследовании объекта будут обнаружены следующие факторы, то они будут указывать на невозможность монтажа счётчиков:

  1. Если требуется проведение капитального ремонта инженерных сетей жилого помещения.
  2. Если требуется создание новых внутридомовых инженерных сетей.
  3. Если в таком жилом помещении невозможно соблюсти следующие требования, определённые законом о единстве измерений:
  • требования метрологических и качественных признаков водомера;
  • место его нахождения;
  • порядок монтажа.

Также в качестве факторов, которые могут существенно повлиять на работу измерительного устройства можно отнести:

  1. Присутствие магнитных помех.
  2. Повышенную влажность.
  3. Отсутствие доступа к снятию показаний и осмотру водомера.
  4. Затопление помещения.

Во всех этих случаях техническая возможность установки водомера отсутствует.

В каких домах не ставят счетчики

Перечислим технические характеристики дома, в которых нельзя ставить приборы учёта:

  1. В жилые помещения либо дом, в соответствии с проектными условиями, невозможно монтировать устройство без проведения капитального ремонта или без реконструкции. Либо требуется прокладка дополнительных инженерных систем.
  2. Внутридомовые инженерные сети дома находятся в вертикальной плоскости.
  3. При монтаже в таких помещениях будут нарушаться метрологические требования водомеров, а также требования к порядку и месту его монтажа, определённые действующими нормами.
  4. Место крепления водомера не позволит ремонтировать либо заменять его.
  5. В месте предполагаемого нахождения такого помещения невозможно соблюсти требования по эксплуатации счётчика, определённые законом о единстве измерений. То есть работа измерительного устройства будет нарушена, вследствие чего счетчик будет показывать неправильно. Произойти это может последующим причинам:
  • затопление помещения;
  • магнитное излучение;
  • невозможность снятия показаний;
  • нарушение температурного режима.

Важно, что при наличии этих характеристик нельзя ставить не только индивидуальные приборы учёта в жилых квартирах (домах), но и общедомовые счётчики.

Как и зачем подтверждать невозможность установки

В п. к(3) п. 33 Правил 354 определено право абонента требовать от своей управляющей компании составить акт о невозможности установки счётчиков на воду. Это правило касается не только водомеров, но и приборов, учитывающих потребление газа, электричества, а также общедомовых счетчиков.

  • Если есть такой документ, то при расчете платы за воду уже не будет применяться повышающий коэффициент.
  • Что делать, если невозможно установить прибор учета воды?
  • Для составления акта обследования приглашается представитель коммунальной компании.

Алгоритм

Для оформления акта о невозможности установки прибора учёта владельцу квартиры необходимо действовать следующим образом:

  1. Обратиться в коммунальную компанию за разъяснениями о порядке начислений платы за коммунальную услугу.
  2. Получить ответ с разъяснениями и причинами: применение повышающего коэффициента по причине отсутствия водомера, отсутствия составленного акта.
  3. Обратиться в коммунальную компанию с заявлением о проведении обследования на предмет возможности монтажа водомера.
  4. Дождаться визита представителя коммунальной компании для проведения совместного обследования.
  5. Подписать акт о невозможности установки водомера и получить один его экземпляр на руки.
  6. Обратиться повторно в коммунальную компанию с заявлением и копией акта. Проинформировать представителей УК о том, что расчётная схема абонента должна быть изменена – применение коэффициента недопустимо. При этом важно знать, что перерасчёт за все предыдущие периоды невозможен, то есть размер платы будет откорректирован только после даты составления акта.

Акт о невозможности установки счетчика поможет снизить размер платы за потребляемый ресурс. Расчёт платы будет выглядеть как произведение норматива потребления на тариф, но без использования повышающего коэффициента. Составить этот документ можно только при наличии определённых критериев, список которых утверждён приказом Министерства регионразвития.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями! 

В каких случаях невозможно установить счётчик

Для экономии на коммунальных счетах жильцы занимаются установкой индивидуальных приборов учёта. Проблема в том, что не всегда и не везде можно установить счётчик. Рассмотрим случаи, когда технические возможности не позволяют установить прибор учёта, какие документы оформляются в такой ситуации и для чего он нужен.

Что делать, если невозможно установить прибор учета воды?

Нормативная база

Если прибор учёта установлен – начисление счетов происходит только на расходованный ресурс. Власти каждого отдельного региона самостоятельно устанавливают тариф на какой-либо определённый ресурс (они учитывают затраты на добычу, доставку, содержание и работу при добыче ресурса).

Кроме того, каждый регион самостоятельно устанавливает норматив (сумма, необходимая для покрытия всех расходов на ресурс в месяц на одного человека исходя из региональных потребностей). Норматив применяется, если счётчик не установлен.

Кроме того, в случае отсутствия счётчика применяется повышающий коэффициент (около 1,5%) на всю сумму счёта – сделано это для того, что бы сподвигнуть жильца к установке прибора учёта.

Но не редки случаи, когда невозможно установить прибор учёта. В этом случае, что бы не платить необоснованно высокую плату  – жилец может добиться составления акты о невозможности установки счётчика.

Критерии

Перечислим критерии, при наличии которых невозможно установить прибор учёта:

  • необходим капитальный ремонт инженерных сетей в жилом доме;
  • требуется создание новых инженерных сетей;
  • невозможно соблюсти следующие требования: требования самого счётчика по установке, правила и место установки.

Важно, что бы вблизи не было предметов и атмосферы, влияющих на правильность показаний прибора:

  • магнитные помехи;
  • высокая влажность;
  • отсутствие возможности снимать показания;
  • затопленное помещение.

В подобных случаях установка прибора учёта невозможна.

Рекомендуем:  Что такое ИПУ в квитанциях ЖКХ

В каких домах не ставят счётчики

Индивидуальный прибор учёта невозможно установить, если у дома есть следующие характеристики:

  • в доме не выйдет установить счётчик без значительного ремонта или реконструкции;
  • инженерные сети расположены вертикально;
  • при установке на счётчик будет происходить воздействие, которое понизит правильность показаний;
  • место монтажа не даст доступ к счётчику для ремонта и замены;
  • после установки не удастся соблюдать правила эксплуатации счётчика (затопленное помещение, магнитное воздействие, отсутствие к нему доступа, ненадлежащий температурный режим).

В таких условиях невозможно ставить не только индивидуальный прибор учёта, но и общедомовой.

Как и зачем подтверждать невозможность установки счётчика

Согласно правилам № 354, каждый потребитель вправе требовать от управляющей компании акта о невозможности установки прибора учёта в квартире. Это правило распространяется на счётчики поды, газа и электроэнергии. При наличии такого акта к владельцу жилья не применяется норматив и повышающий коэффициент.

Что делать, если невозможно установить прибор учета воды?

Алгоритм

Для оформления подобного документа необходимо, необходимо следовать следующим действиям:

  • обратитесь в УК,
  • подайте заявление для обследования помещения на возможность установки прибора учёта,
  • встретьте представителя коммунальной службы, который проведёт осмотр,
  • совместно составьте акт о невозможности установки счётчика,
  • с копией акта обратитесь в коммунальную компанию и УК для установления оплаты на воду, без надбавок.

Когда не получится установить счетчик воды в квартире

Бытовые приборы учета давно уже стали обыденными устройствами во многих домах и квартирах: когда-то они устанавливались пользователями с конкретной целью – добиться экономии ресурсов и соответственно, сокращения расходов из семейного бюджета.

Читайте также:  Как отказаться от земельного участка

Но в современных реалиях они стали обязательны для установки всеми потребителями, которые, в принципе и не против законодательных норм, но не всегда могут воплотить такое решение в жизнь.

В каких же случаях невозможно установить счетчик воды и как правильно обосновать отказ, чтобы не попасть под штрафные санкции?

Два способа начисления оплаты за воду

Использование водомеров, в большинстве случаев, действительно позволяет существенно снизить суммы оплаты за коммунальные услуги. Поэтому мало кто из потребителей отказывается от установки прибора, даже несмотря на то, что вначале приходится нести вполне ощутимые расходы, связанные с покупкой устройства, его монтажом и введением в эксплуатацию.

Однако не всегда удается организовать такую систему учета потребления воды в доме или квартире и самая частая причина такой ситуации – отсутствие технической возможности. В таких случаях потребитель вынужден оплачивать расход воды по нормативу, утвержденному в субъекте РФ.

Если же установлен и введен в эксплуатацию счетчик воды, оплата начисляется исходя из размеров потребления, умноженного на тариф.

Следует обратить внимание, что по нормативу могут оплачивать потребление воды и пользователи, у которых могут быть установлены счетчики, но по каким-либо причинам, их показания не признаются достоверными. Например, вышел срок поверки или эксплуатации прибора, были выявлены нарушения, или водомер просто сломался и вышел из строя, а на новое устройство его еще не успели заменить.

В таких ситуациях оплата производится по нормативу с применением повышающего коэффициента, который на настоящий момент равен 1,5. Использовать такую же схему оплаты для потребителей, у которых нет технической возможности для установки водосчетчика не совсем справедливо, поэтому им приходится документально подтверждать этот факт, а для этого нужно знать правильный алгоритм действий.

В каких случаях отсутствует техническая возможность для установки счетчика воды

Нужно знать, что самостоятельно определить наличие или отсутствие технической возможности, чтобы установить водомер нельзя, этот вопрос регулируется Приказом № 627 Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 года. В этом документе четко обозначены все критерии, наличие которых позволяет вынести решение об отсутствии технической возможности для установки водомера.

Итак, индивидуальный или общедомовой водомер нельзя устанавливать, если:

  • инженерные сети находятся в изношенном состоянии и требуется проведение капремонта;
  • инженерные сети отсутствуют или требуется их модернизация;
  • отсутствуют условия для исполнения норм, определенных Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», а именно: соблюдение правил монтажа и месторасположения счетчика воды, а также выполнение метрологических и других норм, необходимых для его эксплуатации;
  • имеется источник магнитных помех, при этом его устранение не является возможным;
  • отсутствует доступ к прибору учета для снятия показаний, ремонта и обслуживания;
  • невозможно обеспечить нужный температурный режим для эксплуатации водомера;
  • фиксируется повышенная влажность или помещение периодически подвергается затоплению.

Что делать, если невозможно установить прибор учета воды?

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Все эти причины являются объективными и позволяют потребителю воспользоваться своим правом, чтобы не устанавливать водомер.

Однако если, например, в доме был произведен ремонт, в результате которого трубы водоснабжения были спрятаны за гипсокартонными конструкциями, залиты в стяжке пола и т.д.

, заключение об отсутствии технической возможности для установки водосчетчика выдано не будет, так как такое инженерное решение является собственной инициативой потребителя.

Важно отметить, что при вынесении решения о наличии или отсутствии технической возможности для установки водомера исходят, прежде всего, из состояния инженерных сетей дома, но в некоторых случаях во внимание принимается и техническое состояние дома, в том числе и факт отнесения его к аварийному фонду.

Установление факта отсутствия технической возможности для монтажа водомера

Права и обязанности потребителей при поверке и установке индивидуальных приборов учета водопотреблени

Права и обязанности потребителей при поверке и установке индивидуальных приборов учета водопотреблени

Давайте разберемся, как производится опломбирование и поверка индивидуальных приборов учета водопотребления?

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.

2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).

  • Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
  • Из содержания указанной нормы Федерального закона следует, что опломбирование приборов учета производится без взимания платы.
  • Установка пломб на индивидуальные приборы учета производится перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию и не предполагает взимания платы при вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Данный нормативный правовой акт регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы.

Из пунктов 80-81 Правил следует, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

  1. В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
  2. а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
  3. б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
  4. в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
  5. г) работоспособность прибора учета.
  6. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
  7. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
  8. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
  9. Согласно пункту 81 Правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных указанных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Действующее законодательство не предусматривает возмездного оказания услуг по опломбированию приборов учета. Указанные действия не обладают никакими полезными потребительскими свойствами и производятся исключительно в интересах ресурсоснабжающей организации с целью контроля несанкционированного доступа к приборам учета.

  • По вопросу поверки приборов учета разъясняем, что поверка приборов учета проводится за счет владельцев приборов.
  • Установленные в домах или квартирах индивидуальные приборы учета горячего или холодного водоснабжения (счетчики воды) нуждаются в периодической поверке и ком­петентном подтверждении их пригодности к дальнейшему применению в качестве прибора учета.
  • Поверка счетчиков — обязанность их владельцев.

Конкретный срок поверки прибора учета указывается в паспорте. В паспорте также указывается срок службы прибора.

Срок поверки и срок службы — это разные правовые понятия. При этом, сроки службы водяных счетчиков и периоды их поверки указаны в документах, прилагающихся к приборам учета.

Читайте также:  Наследование квартиры, попадающей под реновацию

Федеральный закон Российской Федерации от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» регулирует поверку приборов учета.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Что делать, если невозможно установить прибор учета воды?

Что делать, если невозможно установить прибор учета воды? — Юридическая консультация

Согласно пп. «к(3)» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее — Правила), потребитель коммунальных услуг вправе требовать от исполнителя составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета.

Такой акт будет являться основанием для неприменения повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета.

При составлении акта вправе присутствовать иные лица, в том числе лицо, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, члены совета многоквартирного дома,

Аналогичное правомочие в части определения технической возможности установки общедомового прибора учета предоставлено потребителю пп. «к(5)» п. 33 Правил.

Существенным отличием для составления актов, определяющих наличие технической возможности установить общедомовой прибор учета, от актов, касающихся индивидуальных приборов учета, является обязательное участие ресурсоснабжающей организации.

Пункт 81 Правил относит полномочие по утверждению критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также формы акта обследования и порядка ее заполнения к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В редакции Правил предоставления коммунальных услугу, действовавшей до 26 февраля 2014 г., это правомочие было предоставлено Министерству регионального развития.

Критерии, форма акта обследования и порядок ее заполнения были утверждены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627. Ознакомиться с полным текстом приказа можно на сайте НП «ЖКХ Контроль».

  • Если принадлежащее собственнику помещение в многоквартирном доме не оборудовано индивидуальными приборами учета, а также отсутствуют общедомовые приборы учета, обязанность по инициированию процедуры составления акта об отсутствии технической возможности их установки возложена на собственников.
  • Начать необходимо с обращения к исполнителю, каковым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
  • Исполнителем является организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив).
  • Если собственниками реализовано непосредственное управление, то заявление должно быть адресовано ресурсоснабжающей организации.
  • Исполнителем должно быть организовано проведение обследования с составлением акта.
  • Приказом утверждены следующие критерии:
  • установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
  • невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки;
  • в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
  • Дополнительный критерий, применяемый при определении возможности установки индивидуальным приборов учета тепловой энергии, — это наличие в доме вертикальной разводки инженерной системы отопления, обусловленное проектными характеристиками.
  • Достаточно наличия одного из приведенных оснований.  

Возможность составления акта не предусмотрена для домов, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку в ч. 6 ст.

11 указанного закона установлен прямой запрет на ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Факт наличия возможности установки приборов учета в таких домах считается доказанным.

Обращаем ваше внимание, что необходимость составления акта обусловлена не только наличием повышающего коэффициента. В связи с внесенными постановлением Правительства РФ от 26.12.

2016 № 1498 изменениями в Правила, условием перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении является наличие акта об отсутствии технической возможности установки в таком помещении индивидуальных приборов учета.

После составления акта выставление платы с учетом повышающего коэффициента может рассматривать как нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее его увеличение, что дает основание потребителю требовать во внесудебном порядке выплаты штрафа, предусмотренного п. 155 (1) Правил. Размер штрафа составляет 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.

Зачем нужен акт о невозможности установки счетчиков на воду

Счетчики фиксируют количество израсходованного ресурса, благодаря чему пользователи платят только за использованные кубометры.

Поэтому большинство собственников недвижимого имущества стараются их установить. Однако бывают ситуации, когда по техническим причинам, установить водомеры не получится.

В таких случаях уполномоченными лицами составляется акт о невозможности установления счетчиков на воду,

В каких случаях установить измерительное устройство невозможно

Перед тем как подключать измерительный прибор на горячую и холодную воду, специалисты проводят обследование условий. По результатам проверки будет принято решение о возможности или невозможности подключения индивидуального механизма. В большинстве случаев принимается положительное решение. Присоединить специальный прибор не удастся если:

  1. В результате обследования были выявлены факторы, которые будут влиять на работу измерительного прибора: электромагнитные помехи, повышенная влажность.
  2. После установки водомера снять показания будет крайне сложно.
  3. Для установки потребуется реконструкция внутридомовых инженерных систем.
  4. Разводка внутридомовых инженерных систем расположена вертикально.
  5. Место крепления фиксатора не позволит свободно производить его ремонт или замену.

Требования к месту крепления счетчика указаны в [1]Постановлении Правительства РФ № 354. Трудности в основном возникают у собственников квартир в старых домах. В новых строениях подобных проблем нет.

Кем проводится проверка и составляется протокол

Кем составляется акт о невозможности установки водомера:

  • специалистом управляющей компании;
  • сотрудником водоканала;
  • владельцем помещения.

Однако документ составленный хозяином квартиры, подлежит проверке. Так как физическое лицо не обладает достаточными знаниями в данной области и могло допустить ошибки.

Гражданин может составить этот документ и написать заявление в управляющую компанию, которая обязана принять его и проверить наличие указанных причин.

Если основания заявителя нашли свое подтверждение, то лицо освобождается от обязанности оплачивать предоставленные услуги по завышенному тарифу.

Что указывается в протоколе

Составить акт об отсутствии возможности подключить счетчик довольно сложно. Самостоятельно человеку в этом не разобраться. Так как прийти к верному выводу может только лицо, которое обладает специальными техническими знаниями.

В документе указывается следующее:

  1. Данные организации и специалиста, который выехал по адресу. Кроме паспортных сведений, также требуется указать наличие лицензии или разрешения на проведение процедуры.
  2. ФИО и контакты владельца жилища, адрес помещения, в котором проводится проверка.
  3. Сведения о других участниках процедуры.
  4. Вид услуги: водоснабжение.
  5. Характеристика места крепления.
  6. Способ обследования.
  7. Результаты исследования с указанием конкретной причины, из-за которой отсутствует возможность подсоединения.
  8. Предметы, которые использовались в процессе осмотра.
  9. Дата проведения процедуры замены счётчика воды.
  10. В конце ставиться подпись специалиста, собственника и других лиц.

Данное свидетельство имеет строго установленную форму. Письменный протокол осмотра должен быть оформлен соответствующим образом. При несоответствии оформления протокола либо при допущении нарушений при проведении процедуры, он признается недействительным. Если никаких нарушений не было обнаружено, то свидетельство принимается и фиксируется в регистрационном журнале.

Все лица, владеющие недвижимым имуществом на праве собственности, обязаны подключить специальные приборы учета. За неисполнение данного обязательства им предоставляются коммунальные услуги по завышенным тарифам.

Гражданам, у которых нет технической возможности сделать это, следует, не теряя времени, обратится в управляющую компанию с заявлением о составлении акта о невозможности подключения специального технического устройства и о проведении перерасчета.

[1]Постановлении Правительства РФ № 354.

Придется ли платить больше за коммунальные услуги, если счетчик в квартире вышел из строя?

Сохранение счетчиков – обязанность собственника квартиры. Что делать, чтобы поломку не посчитали вмешательством в работу прибора учета и не доначислили плату за коммунальные услуги?

Читайте также:  Налог на недвижимость для иностранца

В квартире Сергея Демченко в 2015 г. была произведена опломбировка прибора учета воды. В 2017 г. во время проверки были установлены повреждения контрольной пломбы и индикатора антимагнитной пломбы. Проверяющие составили акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. В связи с этим ТСЖ произвело доначисление платы за коммунальные услуги. 

Демченко не согласился с требованиями ТСЖ об уплате данной суммы и обратился в суд. Однако суд признал правоту управляющей компании и отказал в признании акта о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и доначисление платы незаконными1. Почему суд пришел к такому выводу – рассмотрим ниже.

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг2 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод их в эксплуатацию и их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником.

По заявлению собственника квартиры лицо, предоставляющее коммунальные услуги (это может быть управляющая организация, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация), осуществляет ввод прибора учета в эксплуатацию без взимания платы.

Ввод в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца с момента установки прибора учета и оформлен соответствующим актом.

При этом прибор должен быть утвержденного типа и должен пройти проверку согласно требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Управляющая организация вправе при очередной проверке без взимания платы установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, которые собственник обязан сохранять.

Управляющая организация обязана проверять состояние приборов учета и достоверность сведений об их показаниях не реже одного раза в год. Приборы учета, установленные внутри квартиры, управляющая организация вправе проверять не чаще одного раза в три месяца, а если прибор установлен вне квартиры – не чаще одного раза в месяц.

Представитель управляющей организации проверяет:

  • целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений и не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
  • наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
  • отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в его работу.

1. Управляющая организация направляет собственнику не позднее 14 дней до проверки письменное извещение о дате и времени ее проведения, о необходимости допуска представителя с разъяснением последствий бездействия собственника или его отказа в допуске к приборам учета.

2. Собственник обязан обеспечить допуск в квартиру представителя для проведения проверки в указанное в извещении время.

Если собственник не может обеспечить допуск в квартиру, он обязан сообщить об этом управляющей организации не позднее двух дней до даты, указанной в извещении, и обозначить иные возможные даты и время. При этом предложенная дата не может быть ранее двух дней с даты, когда поступило предложение от собственника, и позднее трех дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.

3. Управляющая организация обязана провести проверку в согласованные сроки. По ее итогам составляется акт проверки.

Если собственник не обеспечил допуск представителя управляющей организации, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. В этом случае управляющая организация обязана провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от собственника, отказавшего в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить такой допуск.

В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении в ходе проверки нарушений состояния прибора учета управляющая организация составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем управляющей организации, проводившим проверку, и собственником или его представителем. 

Он включает следующие сведения:

  • дату, место, время составления акта;
  • обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
  • состав лиц, участвовавших в проверке и составлении акта;
  • подписи исполнителя и потребителя коммунальных услуг;
  • отметку об отказе потребителя от подписания акта и информацию о причинах такого отказа (при наличии);
  • возражения потребителя в связи с выявленным нарушением;
  • иные обстоятельства, связанные с нарушением.

Если прибор учета установлен в квартире, куда не может быть осуществлен доступ без присутствия собственника, управляющая организация производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной суммы.

Перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломб, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующих дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство, и до даты устранения такого вмешательства. Перерасчет производится исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальных услуг, с применением повышающего коэффициента 10.

Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет платы за услугу может быть произведен не только в случае нарушения целостности прибора учета, но и из-за необеспечения сохранности контрольных пломб и индикатора антимагнитной пломбы.

Показательным примером является случай Сергея Демченко, о котором упоминалось выше. Так, суд указал, что сохранность прибора учета является обязанностью собственника жилого помещения.

Поскольку в ходе проверки было выявлено повреждение пломб и антимагнитной пломбы, был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета.

Суд пришел к выводу, что управляющая компания правомерно произвела доначисление платы за коммунальные услуги.

Прибор учета считается вышедшим из строя в случае:

  • неотображения прибором результатов измерений;
  • нарушения контрольных пломб или знаков поверки;
  • механического повреждения прибора;
  • превышения допустимой погрешности показаний прибора;
  • истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

При выявлении неисправности прибора собственник обязан незамедлительно известить об этом управляющую организацию. Он должен сообщить показания прибора учета на момент возникновения неисправности и обеспечить его ремонт или замену в течение 30 дней.

Если требуется демонтаж прибора, необходимо известить управляющую организацию об этом не менее чем за два рабочих дня.

Демонтаж и последующий монтаж выполняются в присутствии представителя управляющей организации, за исключением случаев, когда он не явился к сроку демонтажа, указанному в извещении.

После установки прибор учета вводится в эксплуатацию и опломбируется. За повторное опломбирование при нарушении пломбы собственником управляющая организация может потребовать плату.

Суды отмечают, что перерасчет возможен только при наличии вины (умысла или неосторожности) собственника. Встречаются случаи, когда нарушение целостности пломбы возникло в результате устранения утечек или протечек. В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой оказался житель Омска.

В ходе проведения технического обслуживания газового оборудования была выявлена утечка газа. Специалист предпринял попытку ее устранить.

В результате была нарушена целостность пломбы, о чем собственник сразу сообщил в ресурсоснабжающую организацию.

После организация провела проверку, составила акт несанкционированного вмешательства и произвела доначисление платы, а затем обратилась в суд с иском о взыскании задолженности с собственника.

Суд установил отсутствие его вины в повреждении контрольной пломбы, позволяющей фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, и пломбы-наклейки завода-изготовителя.

В решении суда отмечено, что если нарушение целостности прибора учета или контрольных пломб произошло не по вине собственника, то расчет платы должен быть осуществлен по среднемесячному объему потребления за период с даты нарушения контрольной пломбы (если дата и соответствующие ей показания прибора учета зафиксированы в сообщении собственника) до даты ввода прибора в эксплуатацию (включительно). Суд отказал в удовлетворении исковых требований ресурсоснабжающей организации3.

Таким образом, управляющая организация должна доказать факт несанкционированного вмешательства, а собственник вправе представить доказательства отсутствия такого вмешательства.

Однако во избежание подобных ситуаций важно извещать управляющую организацию о нарушении целостности пломбы или выходе прибора из строя, а в акте несанкционированного вмешательства отражать свою позицию в связи с выявленным нарушением.

1 Решение Советского районного суда г. Брянска от 24 мая 2018 г. по делу № 2-1698/2018. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 августа 2018 г. по делу № 33-2926/2018.

2 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

3 Апелляционное определение Омского областного суда от 19 декабря 2018 г. по делу № 33-8307/2018.