Ежегодный отчет управляющей компании МКД

Органы ГЖИ очень тщательно следят за размещением годовых отчетов в ГИС ЖКХ. Если управляющая организация или ТСЖ не разместят отчеты, то могут получить предписание и штраф.

Какие отчеты сдавать управляющим компаниям и ТСЖ

Отчеты управляющей компании в ГИС ЖКХ (согласно Приказу №74/114/пр) – это:

  • отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом;
  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Для ТСЖ и кооперативов – это:

  • годовой отчет о деятельности правления товарищества и кооператива;
  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Отчеты в ГИС ЖКХ размещаются в течение 1 квартала года, следующего за отчетным годом, в течение которого управляющая организация осуществляла управление МКД. Срок предоставления годового отчета по управлению многоквартирным домом может быть сдвинут, если это прописано в договоре управления.

Кроме этого, управляющим организациям и ТСЖ необходимо сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность за квартал. Это нужно делать ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом

Отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом – это один из важных отчетов, который по сути является обратной связью управляющей компании к жителям о результатах работы.

Форма отчета, его содержание и порядок никак не регламентируется законодательством. Поэтому зачастую управляющие организации используют удобную для себя форму.

  1. Для размещения годового отчета в ГИС ЖКХ нужно в личном кабинете организации в разделе «Объекты управления» выбрать пункт «Договоры управления».
  2. Далее найти нужный договор, по которому нужно разместить отчет, и в контекстном меню нажать «Добавить отчет о выполнении договора управления» (рис. 1):
  3. Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 1

  4. На открывшейся странице необходимо указать отчетный период, суммы доходов и расходов (рис. 2):
  5. Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 2

  6. Далее необходимо загрузить сам отчет и нажать «Сохранить» и «Разместить информацию».
  7. Размещенная информация не подлежит удалению, ее можно только аннулировать.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

Форма бухгалтерской отчетности утверждена Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н.

  1. Для размещения бухгалтерской отчетности управляющей организации необходимо в разделе «Прочее» горизонтального меню выбрать пункт «Реестр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» (рис. 3):
  2. Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 3

    Данный раздел доступен сотруднику организации с правом «Доступ к реестру и операциям с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью управляющей организации».

    Отобразится страница «Реестр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей организации» (рис. 4):

    Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 4

  3. Для добавления нового отчета нужно нажать на кнопку «Добавить» (рис. 5):
  4. Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 5

    Откроется страница «Отчетность управляющей организации» (рис. 6):

    Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 6

  5. Здесь необходимо заполнить период, загрузить файл с отчетностью и нажать на кнопку «Разместить информацию».

Промежуточный бухгалтерский отчет в ГИС ЖКХ размещается аналогично описанному выше.

Годовой отчет о деятельности правления товарищества и кооператива

Единой формы отчета о деятельности правления также не установлено законодательством. Следовательно, определяющими могут являться уставные документы товарищества или кооператива.

  1. Для добавления отчета о деятельности правления ТСЖ в ГИС ЖКХ необходимо в личном кабинете товарищества в разделе «Объекты управления» выбрать пункт «Отчеты товарищества, кооператива» (рис. 7):
  2. Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 7

    Данный раздел доступен сотруднику организации с правом доступа «Доступ к реестру отчетов товарищества, кооператива».

  3. Откроется страница «Реестр отчетов товарищества и кооператива». Для добавления отчета нужно нажать кнопку «Добавить отчет» (рис. 8):
  4. Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 8

    Отобразится страница «Отчет товарищества, кооператива» (рис. 9):

    Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 9

  5. Здесь необходимо заполнить обязательное поле «Отчетный период».
  6. Ниже в блоке «Годовой отчет о деятельности правления товарищества, кооператива» заполняется поле «Номер» (заполняется вручную), «Дата» и прикрепляется файл отчета.
  7. После выбора файла нужно нажать на кнопку «Загрузить файлы».

Стоит обратить внимание на то, что информация о бухгалтерской отчетности ТСЖ или ЖСК добавляется здесь же.

Заполняется блок «Информация о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности», а именно поля «Дата составления», «Остаток средств на начало отчетного периода» и «Остаток средств на конец отчетного периода».

Поля в блоке «Поступило средств» и «Использовано средств» заполняются вручную. Если средств по соответствующим статьям не поступало, поля можно оставить пустыми.

  • Для добавления документов годовой бухгалтерской отчетности нужно нажать на кнопку «Добавить документ» (рис. 10):
  • Ежегодный отчет управляющей компании МКД Рис. 10

  • Прикрепить файлы можно с помощью кнопки «Добавить файл» (рис. 11):
  • Рис. 11

  • Также на данной странице необходимо заполнить тип документа, выбрав нужное значение из выпадающего списка, номер и дату.

После заполнения необходимых полей, для размещения отчета в системе нужно нажать на кнопку «Разместить информацию».

Могут ли посмотреть отчеты жильцы?

Отчеты управляющих организаций находятся в свободном доступе. Чтобы посмотреть отчет по МКД, не нужно специально регистрироваться в ГИС ЖКХ и приобретать статус собственника.

Чтобы посмотреть годовой отчет УК в ГИС ЖКХ, необходимо:

  1. На главной странице сайта в разделе «Реестры» выбрать «Реестр объектов жилищного фонда».
  2. В поиске выбрать необходимый дом и нажать «Сведения об объекте жилищного фонда».
  3. На открывшейся странице в блоке «Управляющая организация» нажать «Информация об управлении МКД». Откроется страница «Информация об организации, осуществляющей управление многоквартирными домами».
  4. Здесь в разделе «Прочее» нужно найти пункт «Отчет по управлению» (рис. 12):
  5. Рис. 12

Отчет можно скачать и распечатать.

Отчет о деятельности правления товарищества или кооператива можно посмотреть в личном кабинете собственника ГИС ЖКХ.

  1. Для этого необходимо в блоке «Информация по дому» нажать «Информация об отчетах товарищества, кооператива» (рис. 13):
  2. Рис. 13

  3. Отобразится страница «Реестр отчетов товарищества и кооператива». Здесь, используя блок поиска, можно найти нужный отчет.
  4. Для просмотра отчета необходимо нажать гиперссылку с названием отчета.

Закажите 2 месяца бесплатного тестирования

Блог

Ежегодный отчет управляющей компании МКД

Часть 1. От 731-го до 731-го

Прошло чуть больше года со времени написания статьи «Где и что раскрывать управляющим компаниям и ТСЖ?», и стало ясно, что к вопросу необходимо вернуться для актуализации. 

Для начала освежим в памяти основные моменты, касающиеся нормативного регулирования раскрытия информации управляющими организациями, ТСЖ и кооперативами. 

Впервые для означенных субъектов обязанность раскрывать определённый минимум информации была сформулирована в Постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее — Стандарт № 731). 

Обязательным федеральным интернет-ресурсом, на просторы которого было предписано «выйти из сумрака», был назначен некий сайт www.nosoun.ru.

Несколько программистов из Ижевска за сущие копейки сделали нечто, на чем успешно зарегистрироваться и работать (читай: раскрывать информацию) можно было далеко не с любого браузера.

Кстати, ситуация осложнилась и тем, что практически каждый «раскрывающий» врастал в рабочее место, занимаясь «вываливанием» оцифрованных документов. Уже тогда «особы, приближённые к императору», смекнули, что на услугах по «наполнению сайта» можно делать деньги из воздуха. 

Постепенно портал «допилили», была подготовлена его новая, уже вполне цивилизованная, версия, и стало очевидно, что пора кончать с кустарщиной, настала эпоха «раскрытия в промышленных масштабах». 

Вскоре государство в лице Минстроя решило, что самое время возглавить процесс: для раскрытия информации появился определённый соответствующим приказом сайт www.reformagkh.ru. 

  • И прошла «РеформаЖКХ» путь от полной непригодности для раскрытия информации до почти понятного и привычного ресурса. 
  • Параллельно Стандарт № 731 обязал управляющие организации раскрывать информацию на своих сайтах, в то время как наличие для ТСЖ и кооперативов наличие «своего сайта» не было обязательным требованием. 
  • Не будем вспоминать обязанности раскрывать информацию на неких региональных ресурсах, поскольку этих ресурсов в большинстве субъектов и муниципальных образований попросту не создали. 
  • Реплика в сторону: размещение на нескольких ресурсах идентичной информации (по сути — дублирование) вместо общепринятых гиперссылок является избыточным. Кстати, адепты НОСОУН первое время пытались доказать всем, что раскрывать информацию нужно только у них, а на остальных ресурсах можно просто ставить активную
  • гиперссылку.

Минстрой эту вольницу достаточно быстро пресёк, но здравая мысль была подхвачена; впоследствии от дублирования частично отказались. Но это произошло уже с появлением на свет ГИС ЖКХ.

Обратим внимание, что объём подлежащей раскрытию «на информационных досках» информации, был большим изначально, но особых вопросов это не вызывало, все как-то справлялись.  

Со временем законотворцам показалось, что управляющие организации, ТСЖ и кооперативы вполне научились электронно «саморазоблачаться»; тогда появилось Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г.

№ 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», которое, строго говоря, не заставляло организации раскрывать информацию, но определяло необходимость ежемесячно писать и направлять местным властям некий документ под названием «Электронный паспорт МКД». 

Нахлебались с электронным паспортом на местах не только «поставщики информации», но и всё местное самоуправление очень круто, а потому просуществовало злосчастное постановление всего два с половиной года, его «кончина» прошла как-то незаметно на фоне развития требований к раскрытию информации на «РеформеЖКХ». Помните, сколько было споров по «формам раскрытия»? 

Светлое будущее в виде ГИС ЖКХ настало, но не сразу для всех. 

А теперь оглянемся вокруг. Где вообще сформулированы требования по раскрытию информации? 

Идём по иерархии: ч. 10 (а потом ч. 10.1) ст. 161 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Порядок № 416) и некая странная тень Стандарта № 731, на которую ссылается означенное постановление в подп. «з» п. 4. 

Сейчас это выглядит абсурдно, поскольку Порядок № 416 содержит Раздел VIII. «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом». 

Обратим внимание на следующие обстоятельства: 

  • ЖК РФ определяет, что информация раскрывается в ГИС ЖКХ и (это важно в нашей теме) ничего не говорит о «своих сайтах» управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов; 
  • Порядок № 416 требует раскрытия информации на всякого рода стендах и информационных досках, а о сайтах (управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов) четко говорит: «при наличии». 

С первого взгляда складывается впечатление, что в электронном виде информация должна раскрываться только в ГИС ЖКХ, а на собственных сайтах – факультативно («при наличии»).

Другими словами, управляющие организации, ТСЖ и кооперативы вроде, как и не обязаны иметь свой сайт.

(По факту большинство управляющих организаций «свои сайты» имеют, а большинство ТСЖ и кооперативов – нет.) 

А что же Стандарт № 731? Постановление Правительства РФ от 29 июля 2020 г.

№ 1136 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в п. 1 Приложения № 1 указывает Стандарт № 731 в числе НПА, утративших силу. Само указанное постановление при этом вступит в силу с 01.01.2021 года. По сути, нам ещё четыре месяца жить с фактически умершим Стандартом № 731. Ведь ничего значимого в нём и не осталось. Всё, что необходимо было размещать/раскрывать на «РеформеЖКХ», ушло в ГИС ЖКХ. 

И вот тут-то на вдоль и поперёк распаханном (и политом слезами) поле раскрытия информации неожиданно появился новый, но хорошо известный игрок – Правила № 354. 

Часть 2. Правила № 354. Впихнуть невпихуемое

Справедливости ради отметим, что словосочетания «раскрытие информации» в правилах № 354 нет. Там говорится лишь о том, что «исполнитель предоставляет потребителю … информацию». Правда, быть оштрафованным за непредоставление информации может оказаться дешевле, чем за нераскрытие (неразмещение), но это отдельный вопрос. 

Кстати, на то, что Правила № 354 накладывает на управляющие организации, ТСЖ и кооперативы серьезные информационные обязанности, обращал внимание Ю. В. Кочетков на одном из вебинаров, но прошло это незаметно для участников. 

Внимательно изучим п. 31 Правил № 354. Нас интересуют: 

1) подпункт з(1), который требует «уведомлять … путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках) … ИЛИ путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах» огромного объема информации; 

Как УО отчитаться по исполнению договора управления МКД

В рекомендации показано, как отчитаться по исполнению договора управления МКД.

УО обязана ежегодно предоставлять собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Это предусмотрено ч. 11 ст. 162 ЖК РФ.

Чтобы отчитаться по договору управления МКД с соблюдением законодательства, необходимо разобраться:

  • в какой форме составить отчет;
  • что включить в отчет;
  • кому и в какие сроки представить отчет;
  • способы представления отчета;
  • как утвердить отчет;
  • ответственность за непредставление отчета.

В какой форме составить отчет УО по договору управления МКД

Отчет об исполнении договора управления МКД составляется УО в свободной форме. Форма отчета не утверждена законодательно и определяется сторонами договора.

Минстрой России указывает, что форма отчета может быть утверждена решением общего собрания собственников помещений в МКД (приказ от 31 июля 2014 г. № 411/пр). По аналогии можно сказать, что по решению сторон форма отчета по договору управления МКД может быть утверждена приказом ТСЖ (ЖК, СПК), приказом застройщика.

Ситуация: как УО предложить свою форму отчета по договору управления МКД

Разработайте форму отчета по договору управления МКД и предложите контрагенту (собственниками помещений в МКД, правлению ТСЖ, ЖК, СПК, застройщику) рассмотреть ее и вынести на утверждение вместе с текстом самого договора управления МКД.

Если утвердить форму отчета вместе с условиями договора управления МКД не удалось, воспользуйтесь ч. 7 ст. 45 ЖК РФ и проведите общее собрание собственников помещений в МКД по своей инициативе.

  • В интересах УО разработать свою форму отчета по исполнению договора управления МКД и предложить ее другой стороне договора.
  • Ситуация: как указать в договоре управления МКД, что УО составляет отчет по договору в свободной форме
  • Все необходимые сведения УО размещает в открытом доступе в рамках раскрытия информации.

Для этого достаточно не указывать, что форма отчета должна быть кем-либо утверждена. Включите в договор управления МКД следующее условие: «УО ежегодно в течение I квартала текущего года представляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления МКД за предыдущий год, а также размещает отчет в ГИС ЖКХ».

Пример утверждения формы отчета УО о выполнении договора управления МКД, заключенного с ТСЖ

УО разработана форма отчета о выполнении договора управления МКД. Форма 12 января 2016 г. официально направлена в правление ТСЖ на рассмотрение, указан разумный срок для ее утверждения – до 5 февраля 2016 г.

В рабочем порядке в форму отчета сторонами внесены правки, предложенные председателем правления ТСЖ. Вопрос об утверждении формы отчета по выполнению договора управления МКД уставом ТСЖ не отнесен к компетенции правления ТСЖ, общего собрания членов ТСЖ.

Приказом председателя правления ТСЖ от 3 февраля 2016 г. № 11-2/16 утверждена форма отчета УО по выполнению договора управления МКД.

Что включить в отчет по договору управления МКД

Стороны договора управления МКД самостоятельно решают, что необходимо включить в отчет УО о выполнении договора.

Минстроем России утверждена примерная форма отчета управляющей организации (приказом от 31 июля 2014 г. № 411/пр). Согласно примерной форме отчет содержит информацию о:

  • соответствии перечня, объемов и качества работ/услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества требованиям жилищного законодательства и техническим регламентам;
  • видах и характеристиках фактически выполненных работ и/или оказанных услуг по договору управления с указанием даты их выполнения;
  • случаях нарушения условий договора управления (число и даты нарушений, количество связанных с нарушениями случаев снижения платы за содержание и ремонт жилого помещения);
  • видах коммунальных услуг, предоставляемых в течение отчетного периода;
  • произведенных расчетах с РСО;
  • случаях нарушения периодичности и качества предоставления коммунальных услуг, в том числе по вине УО;
  • рассмотрении поступивших от собственников помещений обращений, сведения о принятых УО мерах, данные о числе выявленных по результатам рассмотрения обращений собственников фактов причинения ущерба общему имуществу действиями (бездействием) УО и сведения о возмещении такого ущерба или об устранении порчи общего имущества;
  • использовании средств из резервов, предназначенных на проведение ремонтных (в том числе непредвиденных) работ, а также случаев превышения стоимости таких работ над суммами созданных резервов (в случае формирования соответствующих резервов);
  • изменениях перечня работ, услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, перечня работ (услуг) по управлению МКД в соответствии с порядком, установленным условиями договора управления с указанием количества, даты и содержания соответствующих изменений;
  • суммах, полученных УО по заключенным от имени собственников помещений в МКД договорам об использовании общего имущества, направлении расходования таких сумм;
  • результатах сверки расчетов за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • суммах, начисленных и поступивших в отчетном периоде взносов на капитальный ремонт, его размер на дату составления отчета, а также о суммах, использованных в отчетном периоде средств такого фонда по назначениям (в случае его формирования на специальном счете регионального оператора);
  • взысканиях, штрафах, и иных санкциях к УО со стороны органов госжилконтроля и надзора, а также судебных исках, в которых истцом или ответчиком выступает УО.

Ситуация: можно ли ограничиться публикацией сведений в рамках раскрытия информации и не составлять отчет УО по выполнению договора управления МКД

Нет, нельзя. УО может брать за основу отчета по выполнению договора сведения, раскрываемые в соответствии с законодательством. Однако одна обязанность не подменяет другую.

В обязанности УО входит раскрывать сведения о своей деятельности по управлению МКД (ч. 10 и 10.1 ст. 161 ЖК РФ) и представлять отчет о выполнении договора управления МКД (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Форму отчета УО по договору управления МКД определяет или самостоятельно, или по согласованию сторон договора управления.

Ситуация: может ли УО исключить отдельные положения из примерной формы отчета управляющей организации, утвержденной Минстроем России

Да, может. УО вправе исключить и (или) добавить отдельные положения. Приказом Минстроя России от 31 июля 2014 г. № 411/пр утверждена примерная форма отчета, ее применение не обязательно для УО.

Кому и в какие сроки представить отчет по договору управления МКД

Отчет о выполнении договора управления представляется УО своему контрагенту: собственникам помещений в МКД, правлению ТСЖ, ЖК, ЖСК, застройщику.

УО обязана предоставить отчет о выполнении договора управления МКД только собственникам помещений в МКД (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). В отношении других контрагентов такую обязанность нужно закреплять условиями договора.

Пример того, что УО может не предоставлять отчет о выполнении договора управления МКД застройщику

Между ООО «Единый заказчик» и застройщиком заключен договор управления в отношении МКД, введенного в эксплуатацию.

Условиями договора, заключенного сроком на три месяца, не предусмотрено предоставление УО отчета о его выполнении. Законом также не установлена обязанность УО предоставлять отчет о выполнении договора управления застройщику.

Стороны не имеют взаимных претензий.

Стороны условиями договора управления МКД определяют срок предоставления отчета о его выполнении. Если стороны не закрепили такой срок в договоре, то УО предоставляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления ежегодно в течение первого квартала текущего года за предыдущий год.

Ситуация: как определить, что УО предоставила отчет о выполнении договора управления МКД вовремя

Ознакомьтесь с условиями договора управления. Если договором не установлен срок предоставления отчета УО, то законным сроком считается первый квартал текущего года за предыдущий год (до 31 марта ежегодно).

Каким способом представить отчет о выполнении договора управления МКД

УО обязана разместить отчет о выполнении договора управления в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Другие способы представления отчета следует урегулировать условиями договора управления МКД. Удобными способами могут быть:

  • размещение отчета в помещениях общего доступа (в подъездах МКД, лифтах и проч.);
  • размещение отчета в офисе УО, на официальном сайте УО;
  • направление отчета в письменной форме (например, всем собственникам помещений в МКД, председателю совета МКД, председателю ТСЖ).

Пример размещения отчета о выполнении договора управления МКД

В соответствии с условиями договора отчет о его выполнении УО размещает на первом этаже в каждом подъезде МКД не позднее 31 марта текущего года за предыдущий год.

УО подготовлен отчет о выполнении договора управления МКД за 2015 год, заключенного с ТСЖ «Пушкина, 12». Отчет 20 марта размещен на стендах информации, находящихся на первом этаже в каждом подъезде МКД.

Как утвердить отчет о выполнении договора управления МКД

Законодательством не установлен обязательный порядок утверждения отчета, подготовленного УО в соответствии с ч. 11 ст. 162 ЖК РФ. Поэтому порядок утверждения отчета УО о выполнении договора управления МКД определите в самом договоре.

В зависимости от способа управления МКД отчет может утверждаться:

  • решением общего собрания собственников помещений в МКД или решением совета МКД, председателя совета МКД (при управлении МКД УО);
  • решением общего собрания членов ТСЖ, ЖСК, СПК или решением правления, председателя правления соответствующего жилищного объединения;
  • застройщиком (при управлении новостройкой до проведения открытого конкурса по отбору УО).

Пример утверждения отчета УО о выполнении договора управления МКД

В условиях договора управления МКД указано, что отчет УО о выполнении договора утверждается решением правления ТСЖ. Подготовленный отчет УО официально направила в правление ТСЖ. Отчет рассмотрен на заседании правления ТСЖ и принят в редакции УО, о чем сделана соответствующая запись в протоколе заседания правления.

Ситуация: как узаконить утверждение отчета УО о выполнении договора управления МКД председателем совета МКД

Достаточно в условиях договора управления указать, что отчет о выполнении договора УО направляет председателю совета МКД на утверждение.

Если договор управления уже заключен, то возможно внести в него необходимые изменения (см. рекомендации Как внести изменения в договор управления МКД).

Какая ответственность предусмотрена за непредставление отчета о выполнении договора управления МКД

Закон не рассматривает непредставление УО отчета о выполнении договора управления МКД как правонарушение. Ответственность за это не предусмотрена.

Стороны по договору управления МКД могут самостоятельно в договоре предусмотреть ответственность УО в случае неисполнения обязанности, предусмотренной ч. 11 ст. 162 ЖК РФ и договором.

  1. Ситуация: какую ответственность УО за непредставление отчета можно предусмотреть в условиях договора управления МКД
  2. В договоре управления МКД можно предусмотреть материальную ответственность за непредставление отчета о выполнении работ и услуг по нему.
  3. В таком случае условиями договора должно быть закреплено, что в случае непредставления отчета о выполнении договора управления МКД УО выплачивает другой стороне неустойку в определенном размере.

Первоисточник: НО «Ассоциации предприятий ЖКХ»

Какую отчетность нужно сдавать управляющей компании в сфере ЖКХ — НалогОбзор.Инфо

Управляющая компания – организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом (подп. 2 п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). На практике они создаются как коммерческие. Поэтому приведенные ниже рекомендации предназначены именно для таких организаций.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Управляющие компании, как любое юридическое лицо, обязаны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность (п. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Это относится к управляющим компаниям как на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

В состав бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей компании входят следующие документы:

  • Отчет о финансовых результатах;
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств.

Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

В состав промежуточной отчетности входят Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Если управляющая компания является субъектом малого предпринимательства, то Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах она может не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Иначе поможет статья про заполнение отчета о движении капитала по строкам.

Более того, если управляющая компания использует упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), то сдавать бухгалтерскую отчетность нужно по упрощенным формам. Они приведены в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. К этим формам относятся:

  • Отчет о финансовых результатах;
  • Отчет о целевом использовании средств.

Налоговая отчетность

Управляющие компании должны сдавать и налоговую отчетность. Независимо от применяемой системы налогообложения обязательно представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (даже если персонала нет совсем), а также справки по форме 2-НДФЛ – в отношении каждого сотрудника, получившего доход от организации.

Подробнее на эту тему см.:

  • Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков;
  • Как представить справку по форме 2-НДФЛ.

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет управляющая организация.

Налоговая отчетность: ОСНО

Декларацию по налогу на прибыль управляющая компания сдавать обязана независимо от того, есть облагаемые доходы в текущем отчетном периоде или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ. Декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам.

Раз управляющая компания на общей системе налогообложения, значит, она признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). А потому она обязана сдавать декларацию по НДС (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от того, есть ли у управляющей компании облагаемые объекты.

Налоговая отчетность: УСН

Управляющие организации на упрощенке, так же как и все плательщики единого налога, обязаны ежегодно сдавать в инспекцию декларацию по такому налогу (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Представить отчетность надо, даже если в текущем году не было доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, управляющая организация на упрощенке должна вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке.

Организации на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). А значит, сдавать декларации по перечисленным налогам не нужно. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от того, есть ли у управляющей компании облагаемые объекты.

Отчетность по страховым взносам

Если в управляющей компании есть наемный персонал, то в отношении своих сотрудников она выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что управляющие компании на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Как и другие страхователи, управляющие компании обязаны сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Статистическая отчетность

Управляющие компании, как и все другие коммерческие организации, обязаны сдавать статистическую отчетность (ч. 2 ст. 6 и ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Так, управляющая компания должна сдавать общие сведения о своей деятельности и другую статистическую отчетность.

Подробнее на эту тему см.:

  • Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат;
  • Какие документы входят в состав статистической отчетности;
  • Какими способами можно сдать статистическую отчетность.

Раскрытие информации

Управляющая организация обязана раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Это значит, что такая информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц, то есть по сути любому (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Состав раскрываемой информации см. в таблице.

Чтобы исполнить обязанность о раскрытии информации, управляющая организация обязана разместить такие сведения:

  • на сайте www.reformagkh.ru;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах (стойках), размещенных в помещении управляющей компании.

Формы, по которым нужно размещать информацию, утверждает Минстрой России (п. 8 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Актуальные формы приведены в приказе Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru изложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124.

При этом информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение пяти лет. Если в раскрытую информацию будут внесены изменения, их надо опубликовать в те же источники: в Интернете – в течение семи рабочих дней, на стендах – в течение двух рабочих дней.

Об этом сказано в пунктах 5 и 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Кроме того, управляющая организация обязана предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17–23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Ответственность за нераскрытие информации

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 250 000 до 300 000 руб. – для организации;
  • от 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц (а при неоднократном нарушении – дисквалификация на срок от одного года до трех лет).

Обязана ли управляющая компания отчитываться перед жильцами

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2019 г.

[3]

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Как заставить УК отчитаться перед жителями за потраченные деньги?

В Томилино примерно 90% многоквартирных домов выбрали способ управления и заключили договора с управляющими компаниями. Между управляющими компаниями и собственниками помещений, часто возникают разногласия по вопросам исполнения договора управления многоквартирным домом.

К составлению договора необходимо отнестись с повышенным вниманием. В договоре должны быть прописаны не только объёмы и стоимость услуг, но и порядок предоставления отчета о финансово-хозяйственной деятельности компании перед жильцами.

До 9 октября 2010 года обязанность отчета управляющей компании была закреплена в статье 162 Жилищного кодекса РФ – ежегодно не позднее первого квартала по итогам прошлого года. Но если порядок предоставления отчета не был закреплен в договоре, управляющая компания могла представлять отчет по окончании действия договора или по мере выполнения обязательств.

На практике же этот ежегодный отчет управляющей организации содержал­ся, как правило, на одной странице в несколько строк.

Как видно, пункт 11, статьи 162 ЖК РФ не содержал обяза­тельных требований к ежегодному от­чету компании, последние же пользо­вались этим и, по сути, вместо полно­ценного отчета, гражданам представ­лялась некая отписка, нередко не соот­ветствующая действительности (напри­мер, по объему работ, произведенных компанией в многоквартирном доме за прошлый год).

Почему управляющие компании уклоняются от регулярного грамотного отчета перед жильцами многоквартирного дома? Ведь желание долгосрочного и выгодного сотрудничества должно быть выгодно обеим сторонам сделки и служит для реального осознания собственниками стоимости содержания дома.

Подключает граждан к процессу принятия решений, вызывает доверие к организации управления и удовлетворенность ее профессионализмом.

Именно поэтому очень важно, чтобы организации отчитывались перед собственниками, а жильцы приходили на собрание с целью заслушать, обсудить и утвердить отчет.

23 сентября 2010 г., В. Путиным было подписано Постановление Правительства N 731 «Об утверждении стандар­та раскрытия информации организаци­ями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Указанное Постановление вступи­ло в силу 9 октября 2010 года.

Пунктом 2 Постановления установлено, что об­служивающие жилой дом организации, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержден­ным настоящим постановлением стан­дартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего поста­новления.

То есть 9 декабря 2010 годы в офисах любой управляющей органи­зации мы должны были увидеть стенды с раз­мещенной на них информацией о дея­тельности управляющей компании.

Постановление достаточно четко формулируют перечень сведений, кото­рый подлежит раскрытию. К наиболее интересующим граждан сведениям, по­жалуй, можно отнести следующие:

  • сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению много­квартирными домами (по данным раз­дельного учета доходов и расходов);
  • сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управ­лению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
  • услуги, оказываемые управляю­щей организацией в отношении обще­го имущества собственников помеще­ний в многоквартирном доме, из чис­ла услуг, указанных в Правилах содер­жания общего имущества в многоквар­тирном доме; сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирно­го дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имуще­ства многоквартирного дома, описание содержания каждой работы (услуги), пе­риодичность выполнения работы (ока­зания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок, указание конструктивных особен­ностей, степени физического износа и технического состояния общего иму­щества многоквартирного дома, опре­деляющие выбор конкретных работ (услуг);
  • стоимость каждой работы (услу­ги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объек­тов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунально­го ресурса и др.; тарифы (цены) на ком­мунальные услуги, которые применяют­ся управляющей организацией для рас­чета размера платежей для потребите­лей.

В отчете указывается, что не удалось сделать и причины не выполнения, данные о задолженности граждан за услуги, предоставленные компанией, а также наличии задолженности управляющей компании перед организациями. Основания проведения работ на доме (протокол общего собрания собственников).

К отчету управляющей компании перед жильцами должен быть приложен план на следующий год (или несколько лет) по сбережению ресурсов, повышению комфорта проживания и улучшению состояния дома.

С помощью такого плана организация должна показать владельцам квартир список мер, необходимых для эффективного управления, помочь им сформулировать своеобразный заказ на управление домом на ближайший период.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и чтобы жильцы имели четкое понятие, какой обязана быть плата за услуги управления многоквартирным домом, какой вид и размер услуг им предоставляется. Собственникам нужна информация о ценах, предлагаемых управляющей организацией.

Если планируется проведение капитального ремонта, необходимо принять решение о порядке финансирования ремонтных работ, сроки возмещения затрат по оплате капитального ремонта. Подготовить акты планового осмотра дома, дефектные ведомости, сметную документацию.

Определить приоритетность задач, их цены и полномочия владельцев помещений нести надлежащие затраты.

Отчет должен быть представлен управляющей компанией на общем собрании собственников жилых помещений, при этом все они должны быть оповещены о проведении данного мероприятия заранее. Общему собранию может быть предложено несколько вариантов плана на этот год, надлежащих им смет и затрат.

Управляющей компанией, совместно с собственниками необходимо проработать перечень пожеланий и предложений, для подготовки вариантов плана и сметы расходов. Для этого необходимо использовать анализ жалоб и предложений жильцов, накопленных за год.

Проведение опросов в виде анкет и встреч с жильцами.

Заявления управляющих компаний о том, что отчет о финансово-хозяйственной деятельности по конкретному дому является «коммерческой тайной», недопустимы.

На данный момент, если компания не представит сведения гражданину (не разместит в офисе на стендах, на сайте, в СМИ) либо разместит несоответствующую действительности информацию о своей деятельности, наказать ее, что называется можно «рублем». Согласно статье 19.8.

1 КОАП за непредставление сведений или за предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности организациями коммунального комплекса может быть наложен штраф на руководителя до 20 000 рублей, а на организацию — до 500 000 рублей.

За повторный случай непредставления данных руководителям данных организаций грозит дисквалификация на три года.

На основании ч.10 ст.

161 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731.

Управляющая организация ежегодно, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (ч.11 ст.162 ЖК РФ).

Также управляющая организация обязана предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах (ч.2 ст.165 ЖК РФ).

Жители вправе получать от ответственных лиц управляющей компании не позднее 5 рабочих дней с даты обращения, информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен (подпункт «а» пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

  • Управляющая компания обязана предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
  • сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами, а также информация о Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил;
  • в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
  • сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
Видео (кликните для воспроизведения).

информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;

сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (подпункт «п» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Управляющая организация обязана также предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт «р» пункта 33 указанных Правил).

Управляющие компании должны отчитаться перед жильцами за каждую копейку

Завершился первый квартал текущего года, а это значит, что управляющие организации 1 апреля уже должны были представить собственникам отчет о выполненных работах за прошедший 2016 год. Такой отчет дает возможность оценить работу УК и принять решение, стоит ли продлять с ней договор.

Даже если вы полностью довольны обслуживанием дома и качеством коммунальных услуг, то знать о том, как тратятся деньги, – не праздное любопытство. Обязанность компаний отчитываться перед жильцами установлена Жилищным кодексом. Управляющая компания не может отказать жильцам в предоставлении такого отчета, сославшись на коммерческую тайну, – это прописано в ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса.

Независимо от того, хорошо или плохо работает управляющая организация, любой собственник имеет право обратиться в нее с письменным заявлением о предоставлении годового отчета. Нередки случаи, когда УК предоставляет отчет, не соответствующий утвержденным стандартам.

Он составлен так, что понять его очень сложно или же некоторая информация в нем кажется собственникам не соответствующей действительности. Тогда нужно опять же обратиться с письменным заявлением к управляющей организации, в котором просить разъяснить указанные цифры и факты, подтвердить их соответствующими документами.

Если управляющая компания игнорирует ваши обращения, то обязать ее предоставить вам документы можно в судебном порядке.

Что должно быть в отчете?

Недобросовестные управляющие компании могут запросто отчитаться за услуги, которые не оказывали. А проверить это можем только мы, жители. Итак, что должно быть в отчете?

  • Наименование управляющей компании. Юридическое лицо, фамилия, имя, отчество руководителя.
  • Адрес дома, по которому предоставлен отчет.
  • Период, за какой составлен отчет.
  1. * За какие услуги и кому именно перечислены собранные денежные средства собственников.
  2. * Сколько жители заплатили управляющей компании за оказанные услуги.
  3. * Сколько жители должны управляющей.
  4. * Сколько управляющая компания заплатила за поставленные ресурсы и оказанные услуги.
  5. * Сколько средств осталось на нашем счету, или сколько мы остались должны управляющей.

* Текущий ремонт: должна быть расписана каждая проделанная работа. Сверьтесь с договором управления, именно в нем написано, какие работы управляющая должна была сделать, а какие нет.

* Капитальный ремонт: должна быть расписана каждая выполненная работа и указана ее стоимость.

Собственники могут обсудить предоставленную информацию и принять решение о качестве работы управляющей компании, внесении изменений в условия договора с учетом замечаний, а также размере платы за жилое помещение только на общем собрании, поскольку при этом будет учитываться мнение большинства из них. Например, жильцы имеют право внести изменения в договор с управляющей компанией, или же вовсе предупредить УК о расторжении контракта. Кроме того, они могут установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом необходимых работ (общему собранию может быть предложено несколько вариантов плана и смет затрат на этот год). При этом, чтобы не стать должниками, собственникам нужно реально оценивать соответствие объема работ, выполняемых управляющей организацией, и оплаты за них.

Если вы не согласны с отчетом своей УК, обратитесь в свою управляющую компанию, попробуйте выяснить, откуда взялись подозрительные работы и суммы. Если ответ вас не удовлетворяет – жалуйтесь:

  1. Защита прав потребителей (управляющая не отвечает на ваш запрос, не работает аварийная служба, не исполняются обязательства по договору и т. д.):

Управление Роспотребнадзора по Калужской области http://40.rospotrebnadzor.ru Горячая линия: 55-40-76 ( в рабочие дни с 10.00 до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 12.45)

  1. Исполнение жилищного законодательства (нарушения Жилищного кодекса, нарушения технического состояния объектов недвижимости и пр.): Жилищная инспекция по Калужской области сайт: горячая линия тел.:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *