Советы

Характеристика элементов налога. Экономическое содержание ЕНВД, его место в налоговой системе и роль в доходах бюджета

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

  • Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:
  • 1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.
  • 2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.
  • 3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).
  • В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:
  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

  1. Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
  2. Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

    С помощью регулирующей функции осуществляется:

    • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
    • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  3. Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  4. Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.

Принципы построения налоговой системы

Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
  1. Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
  2. Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
  3. К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.
  4. К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.
  5. К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

Классификация налогов и сборов

Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

Характеристика элементов налога. Экономическое содержание ЕНВД, его место в налоговой системе и роль в доходах бюджета Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

1. По уровню управления

Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст.

 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

К федеральным налогам относятся:

  • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • 4) налог на прибыль организаций;
  • 5) водный налог;
  • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • 8) государственная пошлина.

Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

  • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
    • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
    • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
    • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

    Единый налог на вменённый доход

    Единый налог на вменённый доход (единый налог, ЕНВД) — это один из специальных налоговых режимов, при котором налог взимается с установленного законом, а не фактически полученного дохода. 

    Поскольку ЕНВД применяется для налогообложения только определенных видов деятельности, данный режим является вспомогательным и всегда должен применяться одновременно с другим режимом налогообложения (например, можно находиться на ЕНВД и общей системе налогообложения (ОСН), ЕНВД и упрощённой системе налогообложения (УСН) и т.д.). ЕНВД будет действовать до 1 января 2021 года на всей территории РФ, при этом в некоторых регионах данный налоговый режим может не применяться по решению местных органов власти (например, на момент написания статьи ЕНВД не применяется в Москве). 

    Единый налог на вменённый доход предусматривает:

    Для организаций: Для индивидуальных предпринимателей: Налоговая ставка ЕНВД составляет 15% величины вменённого дохода. Налоговая ставка может быть снижена до 7,5% местными органами власти.  ЕНВД рассчитывается по формуле:  Сумма налога за месяц = Базовая доходность * Физические показатели * К1 * К2 * налоговая ставка ЕНВД  Базовая доходность – это та сумма, которая соответствует установленной прибыли от определённого вида предпринимательской деятельности на 1 физический показатель. Определяется Налоговым кодексом.  Физические показатели – числовые значения, которые устанавливаются законом отдельно для каждого вида деятельности. Ими могут быть, например, площадь торговой точки, количество транспортных средств, количество сотрудников и т.д.  К1 – коэффициент, который устанавливается Правительством РФ каждый год.  К2 – коэффициент, который определяется местными властями.  Например, ООО, занимающееся розничной торговлей через магазин с площадью торгового зала 30 м², в 2019 году заплатит: 1800 (базовая доходность на квадратный метр магазина) * 30 (физический показатель – площадь торгового зала) * 1,915 (К1 в 2019 году) * 1 (максимально допустимый коэффициент, зависит от региона, в котором ведётся деятельность) * 15% (максимально возможная ставка) * 12 (количество месяцев) = 186 138 рублей  Индивидуальные предприниматели и организации вправе уменьшить сумму налога на суммы платежей в ПФР и ФФОМС за работников, занятых в сферах деятельности, подпадающих под ЕНВД. Сумма уменьшения не может быть больше 50% от начисленного налога. Если ИП не имеет наёмных работников, то он вправе уменьшить сумму налога на сумму уплаченных за себя страховых взносов в ПФР и ФФОМС. Подробнее о возможностях уменьшения суммы налога на вменённый доход – см. ст. 346.32 Налогового кодекса.Единый налог на вмененный доход могут применять индивидуальные предприниматели и организации, если они: 

    • Занимаются розничной торговлей: 

                      — через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м² по каждому объекту организации торговли;                   — через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов;                   — через объекты нестационарной торговой сети.      

    • Оказывают услуги общественного питания: 

                       — через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.                   — через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м² по каждому объекту.                           

    • Оказывают услуги по передаче во временное владение и пользование: 

                      — торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети;                  — объектов нестационарной торговой сети, не имеющих торговых залов;                  — объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;              — земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

    • Оказывают бытовые услуги;
    • Оказывают ветеринарные услуги;
    • Оказывают услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств; 
    • Оказывают услуги стоянок; 
    • Оказывают услуги по автоперевозке пассажиров и грузов, если имеют не более 20 транспортных средств; 
    • Занимаются распространением наружной рекламы и размещением рекламы с использованием транспортных средств;
    • Оказывают услуги по временному размещению и проживанию, если общая площадь помещений в каждом объекте размещения составляет не более 500 м².

    Исключения: 

    • Деятельность ведётся в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
    • Налогоплательщики относятся к относятся к категории крупнейших;
    • На осуществляемую деятельность введён торговый сбор (на момент написания статьи актуально для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
    • Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), которые реализуют свою с/х продукцию через свои объекты розничной торговли и общественного питания; 
    • Налогоплательщики являются учреждениями образования, здравоохранения или социального обеспечения, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью их деятельности и такие услуги они оказывают самостоятельно;
    • Налогоплательщики, которые занимаются сдачей в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций. 

    Требования: 

    • Специальный налоговый режим должен быть введен на территории муниципального образования (города, сельского поселения и т.д), и вид деятельности предпринимателя должен входить в локальный перечень деятельности, допустимой на ЕНВД;
    • Средняя численность наёмных работников – до 100 человек (кроме организаций потребительской кооперации (до 01.01.2021)); 
    • Доля участия других организаций не превышает 25% (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, организаций потребительской кооперации, хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы). 

    В случае, если были нарушены 2 и 3 пункты, то по итогам налогового периода налогоплательщик автоматически считается утратившим право на применение ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения. Порядок перехода на ЕНВД:Перейти на ЕНВД можно через 5 дней со дня начала ведения деятельности, которая подпадает под ЕНВД. Для перехода необходимо подать заявление в налоговую службу по месту ведения деятельности или по месту нахождения организации/месту жительства ИП (для развозной и разносной торговли, размещения рекламы на транспортных средствах и осуществления автотранспортных перевозок).  Нельзя перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) на ЕНВД в течение года по одному и тому же виду деятельности. С общей системы налогообложения (ОСН) на ЕНВД можно перейти в любое время. Перейти с ЕНВД на другой режим налогообложения можно с начала следующего календарного года. См. также  Патентная система налогообложения1С:ИТС — подробная информацияНормативно-правовая база

    Енвд как система налогообложения предприятия

    Важнейшим условием обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в страну вывезенных капиталов, а также повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов является осуществляемая в стране налоговая реформа, которая связана, прежде всего, с совершенствованием действующего законодательства о налогах и сборах. Основными задачами реформирования российской налоговой системы являются:

    • 1. Снижение налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, путем снижения налоговых ставок, объектов обложения и налоговых баз, изменения порядка исчисления и уплаты налогов;
    • 2. Обеспечение соблюдения принципа справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на предпринимательскую деятельность налогов и сборов, исключение из механизмов применения конкретных налогов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
    • 3. Упрощение налоговой системы путем:
      • · установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при одновременном сокращении их числа;
      • · б) минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность;
      • · в) максимальной унификации действующих режимов налогообложения;
    • 4. Достижение оптимальной комбинации между динамичностью и стабильностью налоговой системы, что позволит налогоплательщикам осуществлять планирование налоговых платежей в текущем периоде и на длительную перспективу;
    • 5. Повышение качества и эффективности налогового администрирования, в результате чего возрастает уровень собираемости налогов и сборов.

    Действующей налоговой системой Российской Федерации установлены общие и специальные режимы налогообложения. Приведенные выше задачи проводимой налоговой реформы актуальны и относятся не только к общему режиму, но, в равной степени, и к специальным.

    Если общий режим обложения может применяться ко всем налогоплательщикам, то специальные налоговые режимы действуют в отношении отдельных групп хозяйствующих субъектов.

    В соответствии с действующим законодательством специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

    К специальным налоговым режимам относятся;

    • — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • — упрощенная система налогообложения;
    • — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • — патентная система налогообложения;

    Все специальные налоговые режимы выступают нерыночными инструментами регулирования экономики, поскольку направлены на создание более выгодных экономических условий ведения предпринимательской деятельности для определенного круга хозяйствующих субъектов. Поэтому введение специальных налоговых режимов должно быть обоснованным, а для этого должна быть точно определена цель применения налогового режима.

    Специальный налоговый режим, получивший название системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится к субъектным налоговым режимам, поскольку установлен для определенной группы плательщиков. Он применяется с целью стимулирования развития малого предпринимательства.

    В странах с рыночной экономикой, где малый бизнес производит существенную часть ВВП или где занята значительная часть населения, важно собрать с него налоги. В этих случаях часто устанавливается налоговый режим в форме вмененного налога, несмотря на отмечаемые в научной и экономической литературе недостатки.

    Как правило, вмененный налог устанавливают относительно низким, чтобы снизить его возможное неблагоприятное влияние на экономическую активность организаций и предпринимателей с относительно низкой фактической доходностью.

    Поэтому специальный налоговый режим выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую, и таким образом, сочетает две важнейшие налоговые функции.

    Особое внимание заслуживает объект обложения единым налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.

    С экономической точки зрения доходы в рамках народного хозяйства в целом делятся на первичные и производные.

    Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи.

    В свою очередь, к производным доходам относятся доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

    Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации.

    Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, относятся к группе производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е.

    достаточно субъективно.

    Круг плательщиков, которые могут быть переведены на эту систему налогообложения — это организации и индивидуальные предприниматели, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной форме.

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход направлена на решение следующих задач:

    • 1. Экономия расходов налогоплательщиков на ведение налогового учета;
    • 2. Снижение налогового бремени;
    • 3. упрощение порядка исчисления и уплаты налогов;
    • 4. повышение качества и эффективности налогового администрирования и на этой основе обеспечение роста уровня собираемости налогов;
    • 5. увеличение налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды за счет повышения предпринимательской активности налогоплательщиков.

    Центральное место в этом специальном налоговом режиме отведено единому налогу на вмененный доход. Имеющиеся методические особенности его взимания принципиально отличают его от большинства налогов, входящих в налоговую систему страны.

    Первая особенность заключается в том, что сумма этого прямого налога не зависит от фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, а поэтому налоговая база и сумма налога могут исчисляться еще до начала налогового периода.

    Срок уплаты налога, а не авансовых платежей, в связи с этим может устанавливаться также до начала налогового периода.

    Эта особенность налога проявляется еще в том, что правовой основой его взимания не предусмотрена возможная корректировка суммы налога, исходя из фактически полученного дохода.

    В этой особенности содержится опасность нарушения важнейшего принципа налогообложения, к закрепленный в ст. 3 НК РФ и который определяет, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

    Налог, в этом состоит его второе отличие, уплачивается в твердой сумме прямо пропорциональной фактической величине объемных показателей (измеренных в натуральных или трудовых единицах), адекватно отражающих размер производства и реализации товаров (работ, услуг) по тем видам деятельности, которые облагаются налогом. Это связано с тем, что объектом обложения единым налогом на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению облагаемого дохода налогоплательщика от осуществления им предпринимательской деятельности.

    Размер дохода определяется государством, зависит от потенциальных возможностей налогоплательщика, которые связаны, как правило, с владением и распоряжением имеющегося у него имущества или применением трудовых ресурсов.

    Налоговая база для каждого плательщика определяется не по данным бухгалтерского учета, а на основе определенной опосредованным, расчетным путем доходности различных видов предпринимательской деятельности в соответствующих условиях места (региона) и времени.

    Расчет вмененного (потенциального) дохода привязан к установленному перечню относительно легко проверяемых в результате осуществления налогового контроля показателей, измеренных в натуральных или трудовых единицах измерения и отражающих размер деятельности плательщика.

    Вмененный доход корректируется с помощью коэффициентов, позволяющих учесть действие широкого спектра факторов, влияющих на его величину.

    Для получения значений величины вмененного дохода и коэффициентов могут использоваться данные статистических обследований, информация, полученная налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий, а также сведения и результаты оценок независимых организаций.

    Основной проблемой применения данного налогового режима выступает проблема определения величины вмененного налога.

    В случае завышения сумм вмененного дохода взимание налога может привести к прекращению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами или к их уходу в теневую экономику. Наоборот, низкие суммы налога приводят к потерям для бюджета.

    Поэтому ключевая проблема применения единого налога на вмененный доход — это определение его оптимальной величины при учете интересов налогоплательщиков и государства.

    Особенностью данного налогового режима может быть отсутствие льгот, которые в налогообложении выступают в качестве важнейшего, если не основного инструмента выполнения налогами регулирующей функции. Нельзя не согласиться с мнением И.

    Горского, который полагает, что льготы как элемент налога «как раз и устанавливаются вопреки логике налога, являясь внешним, случайным вмешательством в налог, тогда как из самого налога никак не следуют какие-то поблажки или исключения.

    В этом отношении льгота куда больше говорит о политических пристрастия, профессиональной принадлежности ее автора, чем о налоге».

    И несмотря на это, льготы были и будут устанавливаться по большинству налогов, хотя они увеличивают затраты на ведение налогового учета и осуществление контрольных мероприятий.

    Но льготы, нарушая общие условия хозяйствования у различных категорий налогоплательщиков, необходимы для решения не столько экономических, сколько социальных задач, стоящих перед государством. Что же касается ЕНВД, то поскольку это специальный налоговый режим, то он ставит плательщиков в особые условия налогообложения в целом и, таким образом, является льготным по своей сути, но не исключает установления дополнительных льгот.

    Налогообложение в РФ

    7. Специальные налоговые режимы.

    7.1. Упрощенная система налогообложения (УНС).

    Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

    Налогоплательщики (ст. 346.12 НК РФ): налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

    Организации и предприниматели вправе перейти на УСН при следующих условиях:

    — по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы от реализации (без НДС) не превысили 45 млн. рублей.

    Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену налогом при упрощенной системе налогообложения целого ряда налогов.

    Для организаций:

    1. налога на прибыль организаций;
    2. налога на имущество организаций, используемого в предпринимательской деятельности (кроме имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости);
    3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

    Для ИП:

    1. налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
    2. налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
    3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

    Однако, НДС нужно будет перечислить в случаях: — ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области); — осуществления операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ; — при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса РФ; — а также в случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ)

    После перехода на УСН организация (предприниматель) останется плательщиком следующих налогов (взносов, обязательных платежей):

    — сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; — госпошлины; — водного налога; — транспортного налога; — земельного налога; — налога на имущество организаций (физических лиц) по имуществу, налоговая база по которому определяется как их кадастровая стоимость; — страховых взносов; — взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

    Ограничение на переход и применение.

    1. Ограничения по доходам.
    2. Ограничения по видам деятельности.
    3. Ограничение по структуре организации.
    4. Ограничение по структуре уставного капитала.
    5. Ограничение по средней численности работников.
    6. Ограничения по стоимости имущества.
    7. Ограничения по использованию различных систем налогообложения.

    Так, например, не вправе применять упрощенную систему налогообложения: — организации, имеющие филиалы и (или) представительства; — банки; — страховщики; — негосударственные пенсионные фонды; — инвестиционные фонды; — профессиональные участники рынка ценных бумаг; — ломбарды; — частные нотариусы и адвокаты; — бюджетные учреждения; — иностранные организации; — организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и т.д.

    В соответствии со ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

    В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

    Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

    7.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Налогоплательщики (ст. 346.26 НК РФ)

    ЕНВД – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас чиновниками.

    • Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:
    • 6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
    • Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.
    • Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке

    1) оказание бытовых услуг; 2) оказание ветеринарных услуг; 3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; 5) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (при эксплуатации не более 20 транспортных средств) и пассажиров; 7) оказание услуг общественного питания, через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей или осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров; 8) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; 9) размещение рекламы на транспортных средствах; 10) оказание услуг по временному размещению и проживанию, если площадь помещений не превышает 500 квадратных метров.

    Налоговым периодом признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

    Ставка налога составляет 15% величины вмененного дохода.

    ЕНВД отменяет налоги: — налог на прибыль; — налог на имущество организаций; — НДС (кроме таможенных и агентских налогов).

    7.3. Патентная система налогообложения (Глава 26.5 НК РФ).

    Патентная система налогообложения (далее — ПСН) применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, и используется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ: — занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Таким образом, применять ПСН вправе коммерсанты, занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.

    Дополнительные комментарии по возможности применения ПСН ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность даны в Письме Минфина РФ от 27 января 2017 г.

    N 03-11-12/4167: «индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида предпринимательской деятельности».

    Налогоплательщиками ПСН признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.

    Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

    Документом, удостоверяющим право на применение ПНС, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

    Патент на право применения ПСН выдается налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599 «Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения»

    В соответствии с подпунктом 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется ИП в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

    Согласно пункту 3 статьи 346.43 Кодекса розничной торговлей в целях применения патентной системы налогообложения признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.

    При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

    Поэтому, ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность в данном случае следует получить два патента (на фармацевтическую деятельность и на розничную торговлю прочими товарами).

    Налоговая ставка. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.51 НК РФ). При этом налоговая ставка по общему правилу составляет 6% (пункт 1 статьи 346.50 НК РФ).

    До 01.07.2019 предприниматели, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность, перешедшие на ПСН, при осуществлении расчетов вправе не применять контрольно-кассовую технику