Советы

Как привлечь к ответственности за нарушение сроков по договору оказания услуг

Часто приходится сталкиваться с неприятной ситуацией: договор на оказание услуг заключен, а исполнитель постоянно «кормит завтраками», игнорирует сроки. Хочется вернуть деньги и выбрать более надежного поставщика. Но если действовать в рамках закона, можно не только выиграть дело, но и остаться в плюсе.

  • Оглавление:
  • 1. Что является нарушением срока оказания услуг
  • 2. Особые случаи
  • 3. Если срок не нарушен, но услуга не будет оказана вовремя
  • 4. Что потребитель может потребовать при нарушении сроков
  • 5. Расчет и получение неустойки
  • 6. Образцы претензий

Что является нарушением срока оказания услуг?

При заказе той или иной услуги заключается договор на ее оказание. В нем отражаются сроки выполнения. Но некоторые исполнители считают, что могут безнаказанно нарушать их.

Чтобы действовать в рамках закона, важно внимательно изучить подписанный документ. В нем часто отмечается, что исполнитель обязан оказывать услугу до момента, когда потребитель решит вернуть деньги.

Если в договоре отсутствует дата проведения работ, то доказывать факт нарушений не стоит. Обещания, сделанные на словах, не являются подтверждением невыполнения сроков договоренности.

  1. Факт нарушения договора можно доказать, если из условий соглашения следует, что:
  2. √  Услуга должна быть оказана в установленную документом дату;
  3. √  Исполнитель обязан начать оказание услуги после заключения договора;
  4. √  Исполнитель должен оказать услугу в течение установленного срока после некоторых событий (например, внесение потребителем предоплаты или полной стоимости услуги на протяжении недели);
  5. √  Имеются иные условия совершения сделки.

Законодательно определено, что срок оказания услуги должен указываться в договоре. Документ может содержать конкретную дату начала работ или их окончания. При оказании услуг частями в момент, пока действует договор, предусматриваются отдельные промежуточные периоды. Данные положения содержатся в Законе о защите прав потребителей.

Особые случаи

Особенно внимательно нужно изучить условие, после выполнения которого услуга будет оказана. Например, в договоре может значиться, что срок начала работ зависит от внесения предоплаты. Это требование может быть замаскировано в тексте договора.

Бывает, что на словах стороны договариваются о необходимости внесения предоплаты для начала работы. А оставшуюся часть можно доплатить в момент оказания услуги, о чем исполнитель обязуется сказать потребителю.

Но в договоре при этом на видном месте жирным шрифтом выделяется срок оказания услуги в соответствии с устной договоренностью. А ниже может мелким шрифтом отмечаться, что приступает исполнитель к своим обязанностям только после полной оплаты по договору.

Таким образом исполнитель снимает с себя ответственность за возможный пропуск сроков. Ему легче контролировать ситуацию, когда имеется условие, на деле не выполненное потребителем. Получается, что юридически обстоятельства для оказания услуги не наступили. Поэтому потребовать ничего получатель услуги не вправе.

Заказчик становится заложником ситуации.

1. Его права по факту уже нарушены.

2. Невозможно понять, будет ли вообще оказываться услуга, вернут ли предоплату.

3. Для предъявления требований фактически нужно внести полную сумму оплаты услуги.

Если срок не нарушен, но услуга не будет оказана вовремя

Бывает так: договор на оказание услуги заключен. В нем отражены условия и сроки оказания услуги. Несмотря на то, что установленная дата еще не прошла, потребитель понимает, что вовремя услуга оказана не будет.

  • Развитие событий в такой ситуации обычно следующее:
  • √  Другие клиенты исполнителя, которые ранее заключали с ним договор, отмечают, что не получили результата;
  • √  Исполнитель игнорирует телефонные звонки;
  • √  Офис компании, где был подписан договор, закрыт, о переезде клиенту не было сообщено;
  • √  Запущен процесс признания банкротства фирмы, ее ликвидации;
  •    Иные признаки, указывающие на несоответствие процедуры стандартной схеме.
  • Законодательно предусматривается, что, если клиент понимает, что услуга в срок не будет оказана, он имеет такие же полномочия, как и при пропуске срока исполнения заказа.

Ситуация имеет множество особенностей. Ведь доказать, что срок будет нарушен в будущем, сложно.

Догадки потребителя нельзя считать объективными фактами. Поэтому в таком случае лучше проконсультироваться с юристом.

Что потребитель может потребовать при нарушении сроков

При нарушении сроков оказания услуг данный факт можно расценивать как основание для расторжения договора. Потребитель получает большие возможности, если отмечается несоблюдение временного промежутка исполнителем. И это является хорошим правовым основанием с юридической точки зрения.

Клиент получает несколько преимуществ.

1. Он может ходатайствовать о расторжении договора и возврате полной суммы сразу же, как установленный срок истек.

2. Дополнительные доказательства и экспертиза не потребуются. Дело в судебном органе будет рассмотрено быстро, что дает возможность не останавливать производство для проведения специальной экспертизы.

3. Доказать факт нарушения сроков оказания услуг легко можно через суд. Подтверждение своей правоты потребуется собирать ответчику. Явным способом опровергнуть необоснованные обвинения будет только предоставление акта-приема передачи. В нем обязательно должна стоять дата оказания услуги, подпись получателя. Важно, чтобы максимальный срок оказания услуг был позднее этой даты.

4. При пропуске сроков сразу, с первого дня, начинает начисляться неустойка. В отличие от случаев, когда услуга была оказана с нарушениями.

  1. Требования заказчика при неоказании услуги вовремя прописаны законодательно. Он вправе:
  2. √  Перенести срок исполнения услуг по соглашению со второй стороной;
  3. √  Назначить третьих лиц в качестве исполнителей, установив разумную цену, а также выполнить работу самостоятельно, после чего предоставить нарушителю сроков счет для компенсации понесенных расходов;
  4. √  Уменьшить цену оказания услуг за счет нарушения сроков;
  5.    Расторгнуть договор на оказание услуг.

Лучше не переносить сроки оказания услуг. В противном случае может получиться, что исполнитель вновь нарушит условия договора, а работы так и не будут проведены. Он будет чувствовать себя правым, а заказчик потеряет рычаги давления до момента, пока срок повторно не будет нарушен.

Если заказчик все же хочет получить услугу, то стоит ждать ее оказания в рамках уже действующих сроков. Исполнитель будет понимать, что за каждый день начисляется неустойка.

К тому же потребитель в любой момент может расторгнуть договор. Это будет стимулировать его на быструю работу, чтобы получить прибыль.

Как показывает практика, при пропуске сроков исполнитель обычно вообще не оказывает услугу или допускает очень серьезную просрочку.

  • Финансовые вопросы также отражены на законодательном уровне. Заказчик, права которого нарушены, может потребовать:
  • √  Возмещение причиненных убытков;
  • √  Оплату неустойки за пропуск допустимых сроков;
  • √  Компенсацию морального вреда;
  • Оплату штрафа за нарушение удовлетворения требований в добровольной форме от всей суммы, присужденной судом.

Предъявлять требования к исполнителю нужно в соответствии с конкретной ситуацией. Если заказчик на 100% не уверен в правовых последствиях требований, лучше проконсультироваться с юристом для выбора условия. 

Расчет и получение неустойки

Как привлечь к ответственности за нарушение сроков по договору оказания услуг

Правовые отношения заказчика и исполнителя регулируются нормой, отраженной в пункте 5 статьи 25 закона «О защите прав потребителей».

Размер неустойки определяется законодательно. Она составляет 3% от стоимости оказания услуги. Начисление ее производится за каждый просроченный день. Сумма неустойки не может быть более стоимости оказания услуг, отдельного ее этапа.

Если цена работ увеличилась, расчет производится от новой стоимости услуг. При уменьшении ее размера 3% рассчитываются от суммы, указанной в договоре.

Неустойка будет начисляться до момента, когда услуги будут оказаны. За отправную точку можно брать начало или окончание работ. Если исполнитель отказывается от обязательств, расчет производится до даты отказа и предъявления требования о возврате средств.

Закон предписывает, что исполнитель должен погашать неустойку на добровольной основе. Но на деле такой исход практически исключен. Ведь в судебные органы с требованием взыскать неустойку обращаются только 2-3 человека из 10. Они и остаются в плюсе, получая деньги. Остальные же не добиваются справедливости.

Для получения неустойки нужно направить исполнителю требование о ее выплате. Не обязательно дождаться окончания периода просрочки. Потребовать ее можно в отношении текущего нарушения. Для этого необходимо:

√  Составить претензию с требованиями оплатить задолженность;

Передать ее исполнителю.

Документ может быть самостоятельным или использоваться в качестве дополнений к другим требованиям. Ориентироваться необходимо на статью 28 закона «О защите прав потребителей».

Образцы претензий

Чтобы правильно составить документ, можно использовать нижеприведенные образцы претензий по нарушению срока оказания услуг.

1.  Возмещение расходов при оказании услуг третьим лицом

2. Уменьшение стоимости услуг.

3.  Отказ от исполнения договора оказания услуг.

4. Выплата неустойки за нарушение сроков работ.

При внимательном изучении пунктов договора можно возместить убытки при пропуске сроков оказания услуг. Если самостоятельно это не удается, стоит обратиться за юридической помощью.

Читайте также:  Отказ от наследства в пользу брата

Как привлечь к ответственности за нарушение сроков по договору оказания услуг

             

             Андрей Иванов

Административная ответственность заказчика по госконтракту | Адвокат Мугин Александр

Как привлечь к ответственности за нарушение сроков по договору оказания услугСтатья будет особенно интересна поставщикам и подрядчикам (исполнителям) по государственным контрактам, как и предыдущая статья, продолжает серию публикаций о взыскании задолженности, только теперь речь пойдет о взыскании задолженности по оплате по госконтракту.

Ни для кого не секрет, что споры в сфере госзакупок явление частое. Не скажу, что заказчики всегда не правы, но поскольку чаще ко мне обращаются за юридической помощью именно подрядчики и поставщики, то примеров, когда заказчики совершенно необоснованно отказывают в оплате за выполненные работы (оказанные услуги) или поставленные товары, у меня предостаточно.

Вопрос с оплатой по госконтракту для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является основным, поскольку участвуют в закупках предприниматели, все же с целью извлечения прибыли. Заказчики же, зачастую манипулируют, пользуясь своим положением.

Достаточно часто проблемы с оплатой возникают, когда у заказчика меняется руководство, иногда новое начальство по объективным причинам не успевает разобраться с ситуацией на вверенном предприятии, иногда умышленно саботирует и выживает подрядчиков, обоснованно и необоснованно подозреваемых в нечестных договоренностях с предшественником.

Некоторые поставщики (подрядчики) сталкиваются с тем, что заказчик «учит» победителей за то, что те «влезли» не в свой контракт.

А уж сколько ко мне было обращений вроде: «исполнительный лист в казначействе лежит три года, что делать?» вообще не счесть.

  • Соответственно и мероприятий, направленных на взыскание задолженности по госконтрактам, в нашем арсенале также не мало.
  • С момента написания статьи «Что делать если администрация не платит…» прошло уже довольно много времени и летом 2017 года в кодекс об административных правонарушениях законодатель добавил нам еще один инструмент влияния на недобросовестных заказчиков, установив административную ответственность заказчика за неисполнение обязательств по оплате.
  • Причем если в предыдущей статье «Административная ответственность должника» речь шла об инструментах воздействия на должника, применить которые можно только после получения решения суда, то сейчас расскажу вам о том, как воздействовать на заказчика практически сразу после нарушения им обязанностей по оплате по госконтракту.

Ответственность заказчика

  1. Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.

  2. Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.

  3. При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.

С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).

Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.

Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.

В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.

Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.

Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.

Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно – «потерять место».

Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.

С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.

Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты

Как и в случае в недобросовестными руководителями организаций-должников, уклоняющихся от исполнения решений судов, руководитель заказчика по госконтракту сам себя к административной ответственности не привлечет и ему в этом также надо помочь.

Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5, возбуждают и рассматривают контрольные органы в сфере закупок, то есть территориальные подразделения ФАС России (см. ст.ст. 28.3 и 23.66 КРФоАП).

Соответственно необходимо подготовить заявление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором подробно изложить обстоятельства дела, и подать заявление в ФАС по месту нахождения заказчика.

Прежде чем подавать заявление, целесообразно все таки оценить правильность вашей позиции, для чего вы можете обратится к юристу, имеющему опыт в подобных делах.

Согласитесь, если вы, будучи в целом правы, заблуждаетесь относительно фактических обстоятельств, либо не учли какие-либо формальные тонкости, и ваше заявление не возымеет необходимого результата, заказчик лишь убедится в своей правоте и безнаказанности.

  • Получив ваше заявление должностное лицо ФАС помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении, скорее всего также вынесет определение об административном расследовании, поскольку для рассмотрения дела и принятия решения по существу необходимо выслушать позицию лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
  • Если ФАС откажет в возбуждении дела об административном правонарушении – обжалуйте определение в арбитражный суд.
  • Привлекут ли руководителя заказчика к ответственности в рамках настоящей статьи, понятно, однозначно сказать нельзя, все зависит от конкретных обстоятельств.
  • Если же ФАС прекратит производство по делу, например, за отсутствием состава административного правонарушения, а вы с этим не согласны – также обжалуйте определение в арбитражный суд.

Привлечение к ответственности руководителя заказчика будет иметь существенное значение для определения гражданско-правовой ответственности заказчика за нарушение условий контракта.

Другими словами, сам факт привлечения руководителя заказчика к административной ответственности делает вашу задачу по доказыванию оснований для привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности (взысканию пеней и штрафов) намного проще.

  1. Думаю согласитесь, что инициирование подобной процедуры может быть весьма действенным способом досудебного урегулирования спора.
  2. Если вам понравилась статья или у вас есть вопросы – пишите комментарии и подписывайтесь на рассылку.
  3. Позже мы продолжим публикации на тему взыскания задолженности.
  4. Возможно вам также будут интересны следующие статьи:
  5. “Что делать если администрация не платит по исполнительному листу“
  6. “Исполнение решений судов о взыскании с казны“
  7. “Заказчик не оплатил выполненную работу“

О правах потребителей при нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказания услуг

О правах потребителей при нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказания услуг

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ (оказании услуг) регулирует Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Он устанавливает права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о работах (услугах) и об их исполнителях), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Сроки выполнения работ (оказания услуг).

Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

  • Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  • Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
  • В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).
  • По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
  • Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).
  • Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) — сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
  • · назначить исполнителю новый срок;
  • · поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • · потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • · отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
  • Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).
  • Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги).
  • В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования.
  • Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги).
  • В случае предъявления потребителем требования об уменьшении цены за выполнение работы (оказание услуги) в расчет принимается цена выполненной работы (оказанной услуги) на момент предъявления потребителем требования об уменьшении цены за выполнение работы (оказание услуги) или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены;
  • При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой выполнения работы (оказания услуги), установленной договором, и ценой соответствующей работы (услуги) на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
  • В случае отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) в кредит, потребителю возвращается уплаченная за выполнение работы (оказание услуги) денежная сумма в размере погашенного ко дню отказа от исполнения договора выполнения работы (оказания услуги) кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
  • При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
Читайте также:  Размер заработной платы

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

  1. Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем предусмотренных требований.
  2. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем предусмотренных требований.
  3. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
  4. Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
  5. Установленные требования потребителя, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
  6. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.
  7. Требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
  8. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню).
  9. В случае нарушения сроков удовлетворения установленных требований, потребитель вправе предъявить исполнителю иные предусмотренные требования.
  10. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).
  11. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
  12. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
  13. Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
  14. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков.
  15. Действия потребителя при нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказания услуг.
  16. При нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказании услуг, потребителю необходимо поставить об этом в известность исполнителя, подготовив письменную претензиюв двух экземплярах,в которой четко сформулировать свои требования.

Один экземпляр претензии необходимо вручить исполнителю лично, либо направить заказным письмом с уведомлением. Если претензия вручается лично, то получивший ее должен указать на втором экземпляре претензии дату, свою должность, Ф.И.О. и поставить личную подпись.

Управление Роспотребнадзора по Курской области информирует, что в целях получения правовой помощи при подготовке претензионного обращения в адрес исполнителя, а также подготовке искового заявления в судебные органы, Вы можете обратиться в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» по адресу: 305035 г.Курск, ул.Дзержинского, д. 55, тел. 54-41-14.

Неустойка за просрочку по договору оказания услуг: как установить в договоре, начислить и взыскать?

Договором оказания услуг может быть предусмотрена неустойка за нарушение сроков оказания услуг, за просрочку оплаты оказанных услуг, предоставления документов и т.д. О видах неустойки за просрочку по договору оказания услуг, порядке взыскания неустойки, а также о том, как компенсировать свои убытки, если неустойка договором не установлена, речь пойдет в настоящей статье.

Виды неустойки за просрочку по договору оказания услуг

В теории неустойка делится на 4 вида: 

  • зачетная (сумма взысканной неустойки вычитается из суммы подлежащих взысканию убытков)
  • исключительная (взыскание неустойки исключает взыскание убытков)
  • альтернативная (сторона вправе выбрать: взыскать неустойку или убытки)
  • штрафная (убытки взыскиваются помимо неустойки, сверх суммы неустойки)

Исполнитель и заказчик в договоре оказания услуг могут предусмотреть различный характер неустойки.

Помимо теоретического значения, определение вида неустойки имеет также и практическое значение, заключающееся в том, что взыскание договорной или законной неустойки, за исключением неустойки, которая носит штрафной характер, исключает начисление процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, а взыскание же штрафной неустойки допускает одновременное взыскание и процентов по ст. 395 ГК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

На практике стороны в договоре оказания услуг устанавливают неустойку в виде размера процента за каждый день просрочки, так называемые пени за просрочку (например, 0,1%, 0,5%, 1% за каждый день просрочки), либо размер неустойки можете приравниваться к ставке рефинансирования, ключевой ставке (с 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке), может устанавливаться, к примеру, 1/150, 1/300 ставки рефинансирования, ключевой ставки, либо размер устанавливается в твердой сумме, в том числе за каждый день просрочки (например, 1000 рублей за каждый день просрочки). Также в договоре может содержаться ограничение общей суммы неустойки (“но не более 5 % от суммы договора”, “но не более 10% от стоимости неоплаченных услуг” и т.д.). Сумма, от которой рассчитывается неустойка, также варьируется (от всей цены договора, от цены неоплаченных услуг, неоказанных услуг и т.д.). Поэтому при расчете неустойки за просрочку необходимо внимательно изучить условия договора и учесть все условия расчета неустойки за просрочку по договору оказания услуг.

Неустойка (штраф) может устанавливаться за различные нарушения условий договора, просрочку исполнения обязательства: нарушение сроков выполнения услуг, нарушение срока оплаты услуг, немотивированное досрочное расторжение договора, непредставление документов, нарушение срока возврата денег, устранения недостатков услуг, гарантийного ремонта и т.д.

Читайте также:  Открытие банком счетов на физическое лицо

Расчет неустойки по договору оказания услуг

Правила расчета неустойки по договору оказания услуг устанавливаются договором оказания услуг.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Проблема реализации прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременную оплату государственными и муниципальными заказчиками обязательств по контрактам в условиях современной социальной и экономической ситуации в республике чрезвычайно актуальна.

Исполнители контрактов, надлежащим образом исполнившие обязательства, часто не могут получить оплату от заказчиков в течение долгого времени. Нередко это влечёт высокие и неоправданные финансовые издержки хозяйствующих субъектов и приводит к тому, что бизнес вынужден работать в убыток.

  • В этой связи у добросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) возникает закономерный вопрос о способах воздействия на нерадивых заказчиков.
  • Безусловно, неотъемлемым правом хозяйствующих субъектов, гарантированным законом, является право на взыскание задолженности в судебном порядке в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
  • Преимуществом данного способа защиты своих прав для хозяйствующего субъекта является, прежде всего, возможность принудительного исполнения судебного акта, а также компенсации понесённых убытков путём взыскания наряду с суммой основного долга суммы неустойки за ненадлежащее исполнение обязательства.

Между тем законодательство допускает обжалование действий заказчиков, не исполняющих свои финансовые обязательства, в вышестоящий в порядке подчинённости орган или вышестоящему должностному лицу, а также в контрольно-надзорные органы и органы прокуратуры. При этом данные способы защиты могут применяться наряду с использованием судебного способа защиты права.

Так, с 06.08.2017 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнен новой статьей 7.32.

5, предусматривающей ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере до 50 тыс. руб., а в случае повторного совершения аналогичного правонарушения — дисквалификацию до 2 лет.

Правом на возбуждение дел об административных правонарушениях по названной статье и на рассмотрение обращений предпринимателей о привлечении виновных к ответственности наделено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (вправе возбуждать дела по части 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ).

Зачастую уклонение заказчика от оплаты исполненного контракта обусловлено заключением такого контракта в отсутствие доведённых лимитов бюджетных обязательств.

В частности, в соответствии с ч. 3 ст.

219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств вправе принимать бюджетные обязательства, в том числе путём заключения государственных (муниципальных) контрактов, только в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Только доведение до получателя денежных средств в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств до заключения контракта является одной из гарантий наличия у него необходимых бюджетных средств на момент его исполнения.

Отступление заказчика от данного требования образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ. В качестве меры ответственности за указанного правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа в размере до 50 тыс. руб.

Органами, уполномоченными на возбуждение дел по данной статье,  являются Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия)), уполномоченные должностные лица Счётной Палаты Республики Саха (Якутия), должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации (руководители органов муниципального финансового контроля, являющихся органами местных администраций муниципальных образований Республики Саха (Якутия), и их заместители, председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счётных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия)).

Дело о любом указанном административном правонарушении вправе возбудить прокурор. Однако в силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В этой связи органы прокуратуры самостоятельно возбуждают дела об административных правонарушениях, возбуждение которых также отнесено к компетенции иных органов, только в исключительных случаях (сформировавшаяся отрицательная позиция уполномоченного органа по данному вопросу, приближающееся истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и т.п.).

К примеру, прокуратура Сунтарского района в декабре 2018 года провела проверку соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности. Установлено, что между администрацией МО «Крестяхский наслег» и индивидуальным предпринимателем заключён договор об оказании услуг по сопровождению официального информационного сайта заказчика.

В нарушение требований гражданского законодательства, при полном и своевременном оказании исполнителем услуг по договору,  муниципалитетом свои обязательства по их оплате в установленные сроки не исполнены. При этом оплата за оказанные предпринимателем услуги задержана без уважительных причин, препятствия для своевременного исполнения заказчиком своих обязательств отсутствовали.

Прокуратура возбудила в связи с этим в отношении главы администрации административное дело по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого в январе текущего года решением УФАС по Республике Саха (Якутия)  должностное лицо оштрафовано на 30 тыс. руб.

Оплата предпринимателю произведена администрацией МО «Крестяхский наслег» в ходе прокурорской проверки.

Помимо возбуждения дела об административном правонарушении органы прокуратуры также наделены иными полномочиями, направленными на понуждение заказчиков к надлежащему исполнению своих финансовых обязательств.

В частности, наиболее распространённой мерой прокурорского реагирования на факты несвоевременной оплаты государственных и муниципальных контрактов является представление, содержащее требование к заказчику самостоятельно устранить допущенное нарушение и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Неисполнение законных требований прокурора, в том числе изложенных в представлении, влечёт административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающей наказание вплоть до дисквалификации.

Также следует отметить, что кроме ущемления прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добросовестно исполнивших свои обязательства по контрактам, бездействие заказчиков по исполнению своих финансовых обязательств может влечь за собой дополнительные расходы бюджетов. В частности, при решении таких вопросов в судебном порядке помимо основной суммы долга заказчикам зачастую приходится выплачивать также проценты за пользование чужими денежными средствами, нести расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителей.

  1. В таких случаях действенной мерой прокурорского вмешательства является предостережение о недопустимости нарушения закона.
  2. В тех же случаях, когда такие расходы уже понесены, органами прокуратуры  сформирована практика предъявления регрессных исков к должностным лицам, чьи неправомерные действия повлекли несвоевременную оплату работ, услуг, поставок и, как следствие, выплату хозяйствующим субъектам за счет бюджета через вступившие в законную силу судебные решения неустоек, пеней и судебных расходов.
  3. Также органами прокуратуры предъявляются иски в случае включения заказчиками в государственные и муниципальные контракты не основанных на законе условий, ущемляющих права предпринимателей.

Например, в соответствии со ст.ст. 30, 34 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок оплаты контракта не должен превышать 30 календарных дней с даты подписания акта приёмки и 15 рабочих дней – в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства. Однако отдельными заказчиками в целях уклонения от ответственности за несвоевременную оплату поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в контракты включались отлагательные условия, привязывающие срок исполнения их финансовых обязательств перед предпринимателями к дате фактического выделения из бюджета денежных средств. Подобные условия контрактов успешно оспаривались органами прокуратуры в судебном порядке.

Дополнительно следует отметить, что намеренное бездействие заказчиков в решении вопросов оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для государственных и муниципальных нужд при определённых обстоятельствах может образовывать состав преступлений, предусмотренных ст.ст. 169 («Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности»), 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), 286 («Превышение должностных полномочий») Уголовного кодекса Российской Федерации.

  • Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных перечисленными статьями, отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.
  • Понимание и активная реализация субъектами предпринимательской деятельности прав на своевременную оплату по государственными муниципальным контрактам является залогом стабильности их работы
  • и дальнейшего развития бизнеса.