Советы

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

Для того, чтобы встать на учёт как нуждающаяся в жилье семья, иногда приходится умышленно ухудшать свои жилищные условия.

Такое правовое понятие получило отражение в 2005 году в положениях Жилищного Кодекса. Намеренное ухудшение жилищных условий – это умышленные действия со стороны граждан, которыми они специально меняют в худшую сторону свой жилищный статус и статус нуждаемости.

Конституционный суд страны даёт четкие пояснения относительно того, что может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий, а что – нет. Так или иначе любое такое действие ведёт к наступлению определенных юридических последствий, которые иногда являются очень далекими от ожидаемых.

Ухудшение жилищных условий: основные моменты

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условийСт. 53 Жилищного Кодекса страны регламентирует последствия намеренного ухудшения жилищных условий. Что считается ухудшением жилищных условий, она не отражает. Более развёрнуто данное понятие отражено в определении Конституционного суда РФ № 258-В О-О.

По закону намеренные действия по ухудшению жилищных условий – это действия, осуществляемые на протяжении некоторого времени субъектом правоотношений, повлёкшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий. Эти действия вынуждают государственные или муниципальные власти вмешаться в жизнь субъекта для выделения ему жилой площади из местного жилищного фонда.

Чтобы получить жильё, гражданин должен приобрести статус нуждающегося и встать на очередь в муниципалитет. Как правило, таких желающих огромное множество. Муниципалитет не справляется с задачей обеспечения жильем всех нуждающихся.

Намеренные действия такого характера не всегда могут однозначно трактоваться. Что такое – эти намеренные действия, четко ни в одном нормативно-правовом акте не указано. Что не является намеренным ухудшением жилищных условий, также в законах не прописано. В итоге каждый конкретный спор по этому вопросу решается в суде.

К признакам таких намеренных действий можно отнести:

  • в результате этих целенаправленных действий граждане встали на учёт как нуждающаяся семья;
  • первоначально до осуществления данных действий гражданин не состоял на учете как нуждающийся в жилье;
  • гражданин имеет конкретный умысел в виде сформированной цели;
  • ухудшение жилищных условий влечёт за собой участие государственных органов, принимающих решение о выделении жилья.

Специально созданное ухудшение жилищных условий предполагает снижение учетной нормы жилья на одного субъекта правоотношений.

Примеры намеренных действий

На основании сформированной судебной практики по решению такого вопроса как намеренное ухудшение жилищных условий можно сделать вывод о том, какие действия могут быть признаны умышленными.

К примерам ухудшения жилищных условий можно отнести:

    Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

  1. Постоянная регистрация в объекте недвижимости ещё нескольких граждан.
  2. Разделение лицевых счетов и долей с переоформление прав собственности.
  3. Переселение по суду в помещение с худшими условиями проживания.
  4. Продажа, дарение или иной вид сделки по отчуждению собственности.
  5. Отказ от заключения договора социального найма.
  6. Перевод части жилья в нежилое помещение.

Так, к примеру, бюджетники, в жилой площади которых прописано большое число родственников, могут рассчитывать на получение денежной субсидии на улучшение жилищных условий.

Военнослужащие

Имело ли место быть намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих решает Военсуд. Принимает решение он на основании Приказа № 1280 Министерства обороны страны от 30 сентября 2010 года.

Для военнослужащих намеренными действиями будут признаны:

    Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

  • постоянная регистрация близких родственников, которые на этот момент имел в собственности другие объекты недвижимости;
  • заключение фиктивного брака для прописки супруги;
  • выделение долей взрослым членам семьи или детям в ходе развода;
  • нарушение правил эксплуатации жилого помещения;
  • совершение сделок по отчуждению недвижимости (продажа, дарение).

Является ли намеренным ухудшением жилищных условий развод, будет решать суд. Если развод имеет фиктивный характер для выделения отдельных долей, эти действия будут признаны умышленными.

Не будет признаваться намеренным ухудшением жилищных условий признание объекта недвижимости аварийным.

Семья и дети

В отношении молодых семей в качестве умышленных действий по ухудшению жилищного положения также будут признаваться незаконные прописки родственников, фиктивные разводы или специально созданные сделки по отчуждению имущества.

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

Является ли ухудшением жилищных условий прописка жены к мужу? Эти действия будут признаны законными и никак не влияющими на жилищный статус граждан, если ими не будут прямо нарушены законодательные нормы.

Многих также интересует, является ли ухудшением жилищных условий выписка из квартиры родителей? Нет, не является. В случае любой выписки граждан увеличивается норматив жилого помещения на остальных членов семьи.

Действия, не признаваемые намеренными

Не могут трактоваться как умышленные следующие действия граждан в отношении своего жилья:

  • прописка несовершеннолетних детей у родителей;
  • законная прописка близких родственников;
  • временная регистрация любых жильцов;
  • отказ от квартиры одариваемого или отказ от соблюдения условий дарственной дарителем;
  • признание судом сделки с недвижимостью незаконной;
  • расторжение договора ренты с возвратом жилья по решению получателя.

Отказ от приватизации и отказ от наследства также не будут признаваться намеренными действиями по ухудшению жилищного положения гражданина.

Наследство в этом случае рассматривается как дар. Гражданин вправе добровольно принимать решение о принятии наследства или приватизации социального жилья. Его решение никак не повлияет на жилищный статус.

Отказ от наследства будет окончательным, в дальнейшем восстановить пропущенный срок и получить наследство спустя много лет уже не получится. Передумать в этом случае гражданин уже не сможет, отказ будет оформляться документально.

Последствия ухудшения условий жизни

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

На 2021 год действуют два основных правовых последствия в отношении тех граждан, для которых будет доказан факт совершения ими преднамеренных действий.

К ним относятся:

  1. Отказ в постановке на учёт в качестве нуждающихся субъектов.
  2. Повторная постановка на учёт таких граждан может иметь место быть только по прошествии срока в 5 лет после совершения противоправных действий.

По ст. 56 ЖК РФ основаниями для снятия с учета нуждающихся являются предоставление неверных или заведомо ложных сведений, на основании которых было принято решение о постановке на учёт.

Кроме того противоправные действия со стороны должностных лиц муниципалитета, выявленные в ходе проверок, тоже будут являться основаниями снятия с учета нуждающихся граждан.

Как встать на учёт нуждающемуся?

Право на постановку на учёт в качестве нуждающегося могут получить по закону только те граждане, кто признан органами социальной защиты малоимущим.

Для приобретения статуса малоимущего в расчёт берётся средний заработок гражданина за предыдущие три месяца в определённой семье.

Органы социальной защиты для оформления статуса малоимущего гражданина проводят следующие расчеты:

  • суммарный доход за три месяца делится на 3 для определения среднего заработка в месяц;
  • полученный показатель делится на количество членов семьи;
  • окончательная сумма сравнивается в прожиточным минимумом, утвержденным на территории субъекта страны.

Для постановки на учёт нуждающаяся семья должна предоставить определённый набор документов и написать заявление. Граждане, получившие инвалидность, и семьи с детьми-инвалидами имеют привилегированное право постановки на учёт в качестве нуждающихся.

Некоторые из инвалидов имеют право даже получить дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма.

Примеры из судебной практики

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

Конституционный суд в своих разъяснениях говорит о том, что намеренные действия должны характеризоваться двумя признаками:

  1. Умыслом.
  2. Искусственным характером действий.

Переезд недееспособных родителей к детям не может быть нарушением вне зависимости от наличия недвижимости в их собственности.

Для военнослужащих действует сомнительное правило относительно женитьбы только на дамах без постоянной прописки и собственного жилья. Эта позиция является сомнительной с точки зрения многих факторов. Это ущемление прав на свободный брак, который никак не должен быть связан с жилищными вопросами.

Конституционный суд говорит также о том, что каждый конкретный случай такой ситуации должен рассматриваться индивидуально в суде с учетом всех намерений и скрытых мотивов действий этих субъектов.

Если женщина сразу перед вступлением в брак продаёт своё жильё, ее молодая семья не будет терять право на улучшение жилищных условий. Все ее действия до брака не могут быть признаны судом умышленными ухудшениями жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий – это умышленные действия со стороны гражданина, которыми он пытается приобрести статус нуждающегося в жильё незаконно. Эти действия могут стать препятствием в постановке на учёт в будущем, поскольку при наличии доказательства предумышленности действий ещё на протяжении 5 лет он не сможет встать в очередь на новое жильё.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условийВВЕДЕНИЕ Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции. Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
  • Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условийКОММЕНТАРИИ

Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из  Грудцыной Л.Ю.[1]          

Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

  И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ[2]:  

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции. Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства,  вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы.   Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:

Читайте также:  Отсрочка по уплате налогов

 «Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются: … — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»

Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще: Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.  

Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт.

Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной.

Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?

  Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ[3]:   «Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее. Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.   Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).   В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.   Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…   Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.   Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней. [1] (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147). [2] Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О [3] Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

Продолжение следует.

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условийАНОНС!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:

1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики. 2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий. 3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.

Намеренное ухудшение жилищных условий: несовершеннолетних, военнослужащих, молодых семей, понятие, судебная практика

Главная » Жилищные споры » Улучшение жилищных условий » Намеренное ухудшение жилищных условий

1 112 просмотров

Проблемы с жильем можно решить разными способами, одним из которых является постановка на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Так как у многих людей есть нормальное жилье, и оно вполне подходит для комфортного проживания, у них возникает идея сознательно ухудшить жилищные условия для того, чтобы получить квартиру получше.

Насколько это реально и какие есть особенности у данной процедуры – читайте в этой статье.

Понятие намеренного ухудшения

Намеренное (умышленное) ухудшение жилищных условий кратко описано в ст.53 Жилищного Кодекса РФ. В основе лежит желание получить более комфортное жилье за счет государства.

Так, например, если стать на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно претендовать на новую квартиру по договору социального найма.

А потом ее можно без особых проблем приватизировать по закону.

В то же время, рассматривается именно намеренное ухудшение условий с целью стать на учет. К сожалению, в законодательстве нет четкого описания того, что именно может считаться (или не может считаться) намеренным ухудшением жилищных условий. Этот элемент отдан на откуп местному законодательству в каждом отдельном регионе.

Более или менее детальное, или хотя бы условно подробное описание допустимых или недопустимых действий описано лишь в законодательстве 15 регионов и нередко оно противоречит друг другу.

На практике, если ситуация четко нигде не описана, то конечное решение принимается в индивидуальном порядке. Иногда – на этапе обращения в местную администрацию с целью постановки на учет, но чаще всего – в суде.

Основной и важный элемент, являющийся подтверждением ухудшения гражданами своих жилищных условий – это намерение/умысел.

Одно дело, если человек по определенным причинам (свадьба, рождение ребенка и так далее) прописывает в своей квартире других людей (жену, ребенка и так далее) и совсем другое, если собственник квартиры специально прописывает в своем жилье всех, до кого только может дотянутся.

В первом случае человек получает право на улучшение жилищных условий, так как ухудшение произошло по вполне логичным причинам (проживание вместе с женой, рождение ребенка, которого тоже нужно прописать и так далее). Во втором случае такие действия могут расцениваться как сознательное ухудшение жилищных условий со всеми вытекающими отсюда последствиями (о последствиях см.ниже).

Пример: Человек проживает в собственной квартире площадью 30 кв.м. Этого достаточно для комфортной жизни по любым нормативам. После свадьбы, в результате которой к владельцу жилья переезжает жена, на каждого из них будет приходиться по 15 кв.м., чего тоже достаточно для нормальной жизни.

Но после рождения ребенка на каждого жильца квартиры будет приходиться всего по 10 кв.м. И в некоторых регионах это уже меньше нормы (размер нормы также устанавливается индивидуально в каждом отдельном регионе). В такой ситуации семья может становится на учет и претендовать на более комфортную недвижимость.

Основные способы ухудшения условий жизни, которые могут быть признаны умышленными при постановке на учет для получения жилья:

  • Изменение статуса недвижимости. В частности – превращение жилья в нежилое помещение. Это явно сознательное действие. Если владельцу больше негде жить, то может рассматриваться как умышленное ухудшение условий.
  • Уменьшение жилой площади недвижимости. Это может быть, например, превращение зала или спальни в большую кладовку или гардеробную. Подобных вариантов может быть множество, однако они крайне редко рассматриваются как ухудшение условий проживания и, что в данном контексте более важно, такие действия и не являются, фактически, ухудшением. Дело в том, что сейчас при определении площади жилья, приходящегося на каждого из прописанных лиц, используется не жилая, а общая площадь квартиры. Таким образом, администрации будет все равно, как используются помещения и какой они имеют статус до тех пор, пока недвижимость остается жилой.
  • Отказ от заключения договора социального найма. Некоторые лица уже даже после постановки на учет хотят получить не просто какое-то жилье, а очень хорошую квартиру. Как следствие, они могут отказаться заключать договор социального найма, если предложенная квартира их не устраивает. Такие действия считаются умышленными и не дают права требовать чего-то лучшего.
  • Нарушение условий договора социального найма или нарушение условий проживания в квартире. Чаще всего в таких ситуациях подразумевается неоплата коммунальных услуг на протяжении долгого срока (от нескольких месяцев до нескольких лет). В результате владелец/жилец квартиры будет выселен из занимаемой им недвижимости при расторжении договора социального найма в одностороннем порядке или при аресте квартиры. Оба варианта действий также являются умышленными. Исключение составляют ситуации, когда человеку действительно нечем платить за коммуналку и он может это доказать.
  • Прописка новых жильцов. Это самая распространенная и спорная схема. С одной стороны, нельзя назвать умышленными действия, когда собственник квартиры прописывает своих родителей, родственников, жену, ребенка и так далее. Особенно если им больше негде жить. С другой стороны, чаще всего для намеренного ухудшения жилищных условий используется именно эта схема: собираются все доступные родственники и прописываются в одной квартире. Так как количество занимаемой площади будет меньше любой нормы, появляется возможность стать на учет. Подобные ситуации обычно рассматриваются в индивидуальном порядке. Кроме того, в некоторых регионах действуют строгие правила, определяющие, вселение каких лиц и при каких условиях является умышленным или неумышленным действием.
  • Жилья или его продажа с получением квартиры меньшей площади. Самый простой пример: продажа двухкомнатной квартиры с последующим приобретением однокомнатной. Формально – жилищные условия ухудшились, но фактически человек пошел на такую сделку сам, а значит все сделал умышленно. Исключение делается только для отдельных ситуаций, когда продажа была вынужденным шагом.
Читайте также:  Налог на продажу квартиры

Следует учитывать один важный момент: умышленными указанные действия станут только в том случае, если после реализации чего-то из описанного выше человек сразу же пытается стать на учет.

Каждая ситуация с преднамеренным ухудшением жилищных условий может рассматриваться индивидуально, ведь обстоятельства могут быть очень отличающимися друг от друга. Ниже приведено несколько самых распространенных вариантов.

Несовершеннолетнего ребенка

Специально ухудшить условия жизни ребенка – очень сложная задача. За этим следят органы опеки. Так, например, не получится без их разрешения продать жилье, выписать ребенка и, в некоторых случаях, вписать нового жилья без веских на то оснований. Как следствие, проблемы именно с детьми возникают крайне редко.

Один из немногих вариантов – прописать в квартире других лиц, тем самым уменьшив количество площади, приходящейся на каждого из жильцов, в том числе и на ребенка. Однако и тут органы опеки будут на страже. Они могут просто наложить запрет на регистрацию нового жильца в квартире.

При постановке на учет для получения ЕСВ (единовременных социальных выплат) военным также нередко возникают проблемы. К счастью, в данном случае следует опираться на приказ Министерства Обороны №1280. В нем достаточно детально описано все, что может или не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий.

Считается намеренным ухудшением:

  • Продажа или обмен квартиры, в результате чего площадь каждого из прописанных лиц падает ниже установленной нормы.
  • Специальная неуплата коммунальных услуг, порча общедомового имущества и другие антисоциальные действия, в результате которых возникает угроза выселения жильца.
  • Заключение фиктивного брака с последующей регистрацией «супруги/супруга» в квартире для постановки на учет.
  • Специальное расторжение брака с выделением долей в квартире бывшей супруге/супругу и детям. Предполагается именно фиктивный вариант, а не выполнение подобных действий по решению суда или в соответствии с условиями ранее заключенного брачного контракта (последнее – под вопросом, может быть рассмотрено и как фиктивный брак с сознательным заключением изначально невыгодного брачного контракта).

Не считается намеренным ухудшением:

  • Регистрация ребенка или второго супруга.
  • Отсутствие места для проживания (фактическое отсутствие квартиры по уважительным причинам).
  • Проблемы с жильем по причинам, которые не зависят от заявителя (дом с предыдущей квартирой признан аварийным, был уничтожен и так далее.

Молодых семей

Существует специальная государственная программа, позволяющая молодым семьям (возраст до 35 лет) получить квартиру на льготных условиях (меньше ставка по кредиту, погашение части долга государством и так далее).

Важная особенность – молодая семья должна действительно нуждаться в жилье. По этой причине некоторые родители сознательно идут на различные махинации, чтобы показать, что дети действительно нуждаются в квартире.

Это может быть, например, аннулированная прописка мужа или жены, регистрация в квартире родителей других родственников и так далее.

Если при рассмотрении заявки выяснится, что ухудшение условий носило сознательный характер, то в участии в программе будет отказано.

Выделяются некоторые намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, которые могут стать причиной для постановки на учет. Рассмотрим их подробнее.

Развод

После развода в квартире, где обитала семья, обычно остается тот человек, которому это жилье принадлежало до брака. Исключение составляют ситуации, при которых квартиру приходится делить или продавать с последующим разделом вырученной суммы. В данной ситуации все очень индивидуально.

Так, например, если семья действительно распалась и супруг/супруга не имеет места для проживания, он/она получает право на постановку на учет. С другой стороны, если развод с разделом имущества был сознательным и специальным, выполненным только для того, чтобы получить новое жилье, то такие действия будут признаны умышленными.

Отказ от наследства

Отказ от наследства практически никогда не рассматривается как ухудшение жилищных условий. Во-первых, наследник принимает такое решение самостоятельно. А во-вторых, если он не проживает в той квартире, которая может перейти к нему по наследству, то ни о каком ухудшении жилищных условий речь вообще не идет.

Если человек проживает в квартире, которая может перейти к нему по наследству, но сознательно отказывается от наследства, он не получает права на постановку на учет, ведь жилье у него было и такой отказ является умышленным.

Добровольное участие в приватизации – это обязательное условие.

Если человек специально отказывается от части имущества, он, фактически, ничего не теряет: он сохраняет за собой право на бесплатную приватизацию квартиры в дальнейшем и, кроме этого, получает право пожизненного проживания в этой же квартире, вне зависимости от того, кто становится ее собственником. Как следствие, никакого ухудшения условий не происходит, а значит не возникает и право постановки на учет.

Отказ во включении в список сирот

Про закону, каждая сирота имеет право на бесплатное жилье от государства. Для этого нужно стать в специальную очередь. Этого можно и не делать, однако участие не является обязательным. Потому отказ от участия не считается основанием для постановки на учет.

Что не считается намеренных ухудшением жилищных условий

Как уже было сказано ранее, в федеральном законодательстве нет конкретного перечня причин и оснований, считающихся или не считающихся сознательным ухудшением жилищных условий. Но подобные нормы есть в разных регионах (пусть и не во всех). Примерный список различных действий, признанных в качестве намеренного ухудшения условий:

  • Обмен или продажа недвижимости.
  • Нарушение условий проживания (например, неуплата коммунальных услуг).
  • Расторжение брака или другой вариант изменение состава семьи.
  • Регистрация в квартире третьих лиц.
  • Раздел квартиры между несколькими собственниками.
  • Расторжение договора социального найма по требованию жильца.
  • Изменение статуса недвижимости (перевод в нежилое состояние).
  • Выход из кооператива с соответствующим получением пая.

Последствия

Основное последствие, также рассматриваемое как срок давности – это ограничение для постановки на учет. Так, исходя из указанной в начале этой статьи ст.53 ЖК РФ, если будет выявлено умышленное ухудшение условий, то заявитель теряет право на постановку на учет сроком на 5 лет.

Пример: Семья, проживающая в двухкомнатной квартире с целью стать на учет и получить более комфортабельное жилье продает свою недвижимость и приобретает небольшую комнату коммунальной квартире.

Это рассматривается как умышленное действие, так как в двухкомнатной квартире было достаточно места для всех прописанных лиц.

Теперь эта семья не сможет стать на учет в течение следующих 5 лет и будет вынуждена или жить в комнате коммунальной квартиры или же приобретать другое жилье.

В связи с тем, что не существует строгого регулирования действий и порядков, каждый суд рассматривает заявление индивидуально и руководствуется действующей практикой, разъяснениями вышестоящих инстанций, а также местным законодательством. Это значит, что в каждом отдельном случае результат может серьезно различаться. Пара примеров из судебной практики:

Пример №1: В суд обратился истец, который требует, чтобы его поставили на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исходя из иска, заявителю уже неоднократно в этом отказывали, хотя санитарно-гигиенические условия в его жилье не соответствуют нормам.

Рассмотрев материалы дела, суд выяснил, что отказы следовали по уважительной причине: у заявителя было другое жилье, но он его сознательно продал, чтобы с полным на то основанием заявлять, что в той квартире, в которой он проживает, условия для этого не соответствуют.

Учитывая сложившуюся ситуацию, суд отказал в удовлетворении иска на основании ст.53 ЖК РФ.

Пример №2: В суд обратился истец, который требует, чтобы его поставили на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Судя по заявлению, он уже неоднократно подавал заявления, но всегда получал отказ на том основании, что он сам продал собственную квартиру, что было умышленным действием.

Истец отмечает, что он действительно продал свою квартиру, однако сделал это не по собственному желанию, а по решению суда, полученному в результате развода с бывшей супругой. В той ситуации суд постановил, что истец обязан продать квартиру и передать всю сумму супруге, а у него, взамен, останется другое имущество: автомобиль и дача.

Истец отмечает, что дача не пригодна для проживания в холодное время года. Изучив материалы дела, суд удовлетворил иск заявителя и выдал ему решение, на основании которого он сможет стать на учет.

Следует отметить тот факт, что данная ситуация могла быть рассмотрена и по-другому: подобный развод мог быть признан фиктивным и в таком случае в удовлетворении иска было бы отказано.

Из-за слабой проработанности законодательства в сфере сознательного ухудшения жилищных условий, чаще всего добиться нужного решения без помощи опытного юриста бывает крайне сложно или абсолютно невозможно. На бесплатной консультации опытные юристы расскажут об основных особенностях, которые нужно учитывать. Они также могут представлять интересы клиента как при попытке постановки на учет, так и при обращении в суд. Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 — Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 — Санкт-Петербург и область

Полезная информация по теме

Консультации по жилищным вопросам: что считается ухудшением жилищных условий

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено: граждане, свершившие действия, по результату они могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения, принимаются органом местного самоуправления в очередь по истечении 5 лет со дня свершения таких действий.

Законодательство не дает описания таких действий, не раскрывают их сути. В результате чего наличие (отсутствие) намеренности в ухудшении жилищных условий устанавливается судебным разбирательством.

Поскольку на сегодняшний день судебная практика по признанию действий намеренным ухудшением сложилась, можем описать такие действия.

Ухудшением жилищных условий является вселение и регистрация по месту жительства третьих лиц в качестве членов семьи. Например, молодая семья из трех человек занимает двухкомнатную квартиру площадью 48,1 кв.

м, собственную, в которую регистрирует кого-нибудь из родителей. Это – ухудшение жилищных условий.

При чем, даже по прошествии 5 лет после прописки муниципалитет может отказать в постановке на учет, если окажется, что у родителя есть или было жилое помещение в собственности или в пользовании.

Ухудшением жилищных условий являются все сделки по отчуждению жилых помещений или долей жилых помещений. Это: дарение, продажа, мены жилого помещения, в результате которой у семьи стало меньше площади, является ухудшением жилищных условий.

Читайте также:  Куда жаловаться на такси и как это сделать

Какие же действия не будут считаться намеренным ухудшением жилищных условий?

Рождение ребенка. В результате появления малыша доля площади каждого члена семьи уменьшается, что приводит к нуждаемости.

Но появление ребенка в семье не будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий.

К этому же относится и усыновление, хотя семья и не обязана представлять в муниципалитет сведения об усыновлении – вполне достаточно представления свидетельства о рождении принятого в семью ребенка.

Вселение (прописка) в жилое помещение супруга (супруги). Регистрация по месту жительства жены к мужу или мужа к жене не является намеренным ухудшением жилищных условий. Вселение (прописка) родителей, братьев, сестер, других близких и дальних родственников  будет ухудшением, а вот супругов – нет.

Продажа (любое отчуждение – дарение, например) доли собственности в квартире, с одновременным приобретением отдельного жилого помещения гражданином или всей его семьей, также не будет считаться намеренным ухудшением. Просто же продажа доли, без приобретения иного помещения, или доли – будет считаться ухудшением.

Продажа жилого помещения с одновременной покупкой другого помещения, большей площадью. Это – естественно, также не является ухудшением жилищных условий, когда вы из маленькой квартирки переезжаете в большую, но обеспеченность площадью все еще не дотягивает до нормы.

Ухудшили жилищные условия -ждите 5 лет

  • Право на жилище — это одно из важнейших социально-экономических прав граждан России.
  • Соблюдение жилищных прав — юридическая обязанность органов государственной власти по обеспечению условий для осуществления права на жилище.
  • Вместе с тем и государство, создавая условия для возможности приобрести жилое помещение, требует со стороны граждан добросовестности, разумности и не совершать действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий.
  • Определением Конституционного Суда РФ №258-0-0 дано точное определение понятию «намеренного ухудшения жилищных условий», а именно, умышленные действия граждан в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти в обеспечении жилыми помещениями.
  • Хотелось бы остановиться на примерах из жизни, да и читателю будет интересно узнать на какие только ухищрения не идут граждане, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом от них не отстают и те граждане, которые уже получили от государства помощь (например, в качестве материнского капитала) и улучшили свои «жилищные условия».

Так, некий Т., являясь членом семьи собственника жилья, проживая вместе со своими родителями в 2-х этажном доме, общей площадью 240 кв.м. обратился в жилищную комиссию поставить его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья. Комиссия решила, что оснований для постановки его на данный учет не имеется в связи с обеспеченностью нормой жилья согласно жилищному законодательству. Не согласившись сданным решением, он обратился в суд, где заявил, что родители предоставили ему право безвозмездного пользования их жильем, но он не является членом их семьи.

При рассмотрении данного гражданского участники процесса узнали много нового о взаимоотношениях в данной семье со слов Т., без участия родителей, которые даже не догадывались, что Т. (их сын) не считает их членами своей семьи и между ними прекращены семейные отношения. Вместе с тем, «они, по-прежнему позволяют ему жить в их доме».

Граждане забывают, что само по себе раздельное проживание граждан, являющихся одной семьей, не влечет автоматически прекращения семейных отношений с собственником жилья. Исходя из семейного статуса родители не могут быть бывшими членами семьи. Однако, как показала практика, когда речь идет о приобретении жилья, могут.

Как говорится квартирный вопрос не оставляет никаких шансов для сохранения семейных традиций и морали…

Подавая документы по месту жительства (любой правоспособный гражданин) или по месту службы (правоохранительные органы) в жилищную комиссию гражданин должен осознавать, что жилые помещения предоставляются реально нуждающимся гражданам. Ведь несоблюдение данного принципа, ведет к социальному неравенству и невосполнимым затратам из федерального бюджета.

Жилищная комиссия, рассматривая действия, совершенные лицом, который хочет встать в очередь на получения жилья, придет к выводу, что они умышленные и недобросовестные, это может стать препятствием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Закон ставит в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Уважаемые граждане помните, что если Вами или членами семьи (путем отчуждения имущества: дарение, купля-продажа) ухудшены жилищные условия, то обращаться в жилищную комиссию для поставки на жилищный учет, в соответствии со ст.

53 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч.7 ст.4 Федерального Закона от 19.07.

2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты РФ» возможно лишь по истечении 5 лет с момента ухудшения жилищных условий.

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике

Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения — Управление персоналом

Соавторы:

1. И.В. Максимчук, начальник управления по жилищной политике администрации г. Волгограда, кандидат экономических наук, действительный муниципальный советник Волгоградской области 1 класса;

2. Р.Н. Мальцев, главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации г. Волгограда.

Намеренное ухудшение жилищных условий является новеллой Жилищного кодекса РФ. Статья 53 Жилищного кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» установила новые правила, неизвестные прежнему жилищному законодательству.

Так, из содержания указанной статьи следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К сожалению, законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В настоящее время на вопросы, что признавать намеренным ухудшением жилищных условий, в каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий, какие действия не могут расцениваться, как намеренное ухудшения жилищных условий, не может быть дан четкий ответ.

К примеру, семья из 3 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. Затем в указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник и количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5 кв. м.

  • Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ в отличие от ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.
  • Так, учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  • Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4, 5 статьи 50 ЖК РФ)

К примеру, в Волгограде в соответствии с пунктом 1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 г.

№ 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 01 марта 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В указанном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв.

м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий учет.

Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы, и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Действительно, как справедливо отмечают авторы, обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ч.1 ст.51 ЖК РФ) будет служить основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако одного только уменьшения размера общей площади жилого помещения не достаточно для принятия граждан на учет, поскольку согласно ч.2 ст.

52 ЖК РФ состоят на учете имеют право только определенные категории граждан: 1) малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, сотрудники милиции, педагогические работники образовательных учреждений).

В связи с изложенным сразу возникает несколько существенных вопросов:

  • Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализации права на свободу передвижения?
  • Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?
  • Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении указанных ситуаций?

Для юридической оценки всех обстоятельств и дачи правового заключения следует учитывать, что установление перечня действий, являющих намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса.

Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.