Лицензия для проведения работ по госконтракту

Лицензия для проведения работ по госконтрактуС.А. Токмина, автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Между подрядчиком и заказчиком заключен государственный контракт, в рамках которого подрядчик должен разработать рабочую документацию и выполнить строительно-монтажные работы.

Контракт подразумевает наличие у подрядчика лицензии ФСБ. Она необходима для допуска к разделу проекта с шифром «С». Данная лицензия у подрядчика есть.

  • Вопрос: Может ли подрядчик заключить договор на разработку рабочей документации с контрагентом, у которого нет лицензии ФСБ, и впоследствии выпускать рабочую документацию от своего лица?
  • ОТВЕТ
  • В данном случае подрядчик не может заключить договор на разработку рабочей документации с контрагентом, у которого нет лицензии ФСБ.
  • ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона N 44-ФЗ), в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, перечисленной в статье 42 Закона N 44-ФЗ, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены виды деятельности, которые подлежат лицензированию.

Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 21.07.

1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о гостайне), допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Таким образом, в случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, заказчик обязан установить к участнику закупки требование о представлении в своей заявке копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

В случае если проектом контракта предусмотрены работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, то заказчик обязан установить к участнику закупки требование о наличии лицензии ФСБ России.

В ходе выполнения работ по контракту генподрядчик имеет право привлекать субподрядные организации для выполнения работ, если документацией о закупке не установлен запрет на привлечение субподрядчиков.

Если генподрядчик привлекает субподрядную организацию для выполнения работ, связанных с получением доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, то субподрядная организация должна иметь действующую лицензию ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (ст. 27 Закона о гостайне). При этом если субподрядчик не имеет лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих гостайну, то при выполнении данных работ субподрядчик получает возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. При данных обстоятельствах будут нарушены положения Закона о гостайне.

Договор по 223 ФЗ или 44 ФЗ в гособоронзаказе

Сотрудники отдела продаж часто считают, что если в договоре с заказчиком упоминается Федеральный закон 223 ФЗ или 44 ФЗ, то этот договор не имеет отношения к Федеральному закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». И в этом кроется ошибка.

Как сочетаются законы 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ

Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.

В свою очередь, закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ отличаются перечнем заказчиков.

ФЗ № 44 ФЗ № 223. Постановлении от 11.12.2014 № 1352
государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 %
орган, управляющий внебюджетным фондом государства юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства
Роскосмос, Росатом естественные монополии
бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов

Закон 44-ФЗ, строго регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, внести изменения практически нельзя. Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Но эти правила должны быть прописаны в Положении о закупке и в дальнейшем учтены при составлении договора.

Лицензия для проведения работ по госконтракту

Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа. Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК).

Если ИГК состоит из 25 цифр, это скорее всего гособоронзаказ. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).

ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):

    — через символ «/» перед номером контракта; — непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК; — указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт; — в разделе контракта «реквизиты».

Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках ГОЗ. В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706. В-четвертых

Заключение и исполнение государственного контракта

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.

Посмотреть ответ

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.

Посмотреть ответ

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Как в счете-фактуре указать информацию об идентификаторе государственного контракта?

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов?

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.
Читайте также:  Как осуществляется расчет платы за коммунальные услуги

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт


Способ, которым был определен поставщик
Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 закона О контрактной системе

Законом о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупок. С большинством из них у заказчиков не возникает проблем. Требования чаще всего в неизменном виде переносятся из Закона в документацию о закупке, а участники закупок декларируют соответствие этим требованиям.

Причем в электронных процедурах участникам для этого ничего особенного делать не надо.

Текст декларации, как правило, уже включен в состав заявки и в зависимости от функционала площадки либо автоматически прилагается к ней, либо для включения декларации в заявку участнику достаточно проставить галочку в нужной графе.

Сложнее обстоят дела с требованием п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которому участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Если таким объектом является деятельность, для которой необходимо соответствовать вышеуказанным специальным требованиям, заказчик должен конкретизировать, каким документом участник подтверждает соответствие им.

Это вытекает из норм, регламентирующих содержание конкурсной и аукционной документации и состав заявки на участие в соответствующих процедурах: п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 3 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Такие документы нужно будет требовать и по новому порядку проведения электронного запроса котировок, вступление которого в силу уже не раз переносилось (п. 16 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ).

Как раз с конкретизацией требований к подтверждающим документам и возникают проблемы. На этом этапе заказчику необходимо ответить на вопросы:

  • предъявляются ли требования для этого объекта закупки;
  • какой документ подтверждает соответствие требованиям;
  • какие существуют требования к этому документу;
  • должен ли участник представлять документ, если специальные требования предусмотрены только для части работ.

Для удобства рассмотрения проблемы разделим требования и документы на четыре группы. Объект закупки может относиться к деятельности, требующей:

  1. государственной лицензии. Такие лицензии выдаются в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ и другими Федеральными законами, регулирующими лицензирование деятельности в отдельных отраслях;
  2. членства в саморегулируемой организации (СРО). Оно необходимо для ряда работ в градостроительной области: инженерных изысканий, проектирования, строительства, капремонта, сноса объектов капстроительства. Также членство в СРО предусмотрено в других сферах, например энергосбережении, оценочной деятельности, аудите, сфере финансового рынка;
  3. обязательной аккредитации либо иного допуска к определенной деятельности. Например, аккредитация необходима для органов по сертификации, испытательных лабораторий, операторов техосмотра транспортных средств. Также для деятельности по специальной оценке условий труда необходимо отвечать определенным требованиям и быть включенным в специальный реестр таких организаций;
  4. разрешения правообладателя результата интеллектуальной деятельности (РИД). Это требование вытекает из п. 1 ст. 1229 ГК РФ, устанавливающего, что правообладатель может по своему усмотрению разрешить или запретить другим лицам использование РИД. Например, разрешение необходимо для оказания некоторых услуг в отношении программного обеспечения, баз данных и других РИД, исключительные права на которые не принадлежат заказчику, а также для оказания услуг с использованием определенного программного обеспечения, баз данных и иных РИД.

В настоящей статье рассмотрим особенности применения заказчиками указанных требований. Разберем возможные варианты сочетания этих требований и действия заказчиков, не установивших требования в документах закупки.

Особенности установления требования о наличии государственной лицензии

Дополнительные документы: когда нужны и как получить | Контур.Закупки

Иногда для принятия участия в закупке поставщику требуется оформить ряд дополнительных документов. Например, лицензию ФСБ, разрешение об одобрении крупной сделки, подтверждение опыта работы либо владения необходимыми ресурсами. В статье расскажем о том, когда понадобятся эти документы, и как их подготовить.

Лицензия ФСБ

Эта лицензия может понадобиться для закупок, так или иначе связанных с гостайной. Сразу отметим, что в рамках закона 44-ФЗ лицензия ФСБ не потребуется.

Госзакупки, связанные с государственной тайной, проводятся в виде закрытых процедур, в которых участвуют только поставщики с допуском.

А вот в корпоративных закупках, которые проводятся по закону 223-ФЗ, такое разрешение может понадобиться в следующих случаях:

  • если объектом закупки являются отдельные строительные работы;
  • если закупаемые товары, работы, услуги подразумевают допуск к секретной информации;
  • если закупается выполнение работ, услуг или поставка товара на закрытый объект.

Что касается последнего пункта, то порой требование заказчиков представить лицензию ФСБ не совсем оправданно. Например, если речь идет о закупках работ, которые напрямую не связаны с гостайной, но проводятся на режимном объекте (работы по ремонту военной части). Однако практика ФАС и судов подтверждает, что оспариваются подобный требования крайне редко.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Но все же при возникновении сомнений относительно законности требования лицензии ФСБ или допуска к государственной тайне стоит обратиться к заказчику за разъяснением. Бывает, что такое требование установлено по ошибке. В отдельных случаях заказчики пытаются таким образом ограничить конкуренцию, что незаконно. Но чаще всего требование лицензии ФСБ обосновано.

О получение лицензии

Чтобы получить лицензию ФСБ, мало собрать комплект документов — нужно пройти тщательную проверку, которая занимает достаточно много времени. Однако основная проблема заключается даже не в этом. Согласно требованиям из постановления Правительства № 333 от 15.04.

95, руководитель организации — соискателя лицензии ФСБ должен иметь допуск гостайне. Дать его может заказчик. Но захочет ли он давать допуск неизвестному поставщику? Маловероятно.

Читайте также:  Переоформление соцнайма после смерти нанимателя

А познакомиться с поставщиком и его предложением поближе заказчик не сможет, ведь его заявка будет отвергнута из-за отсутствия лицензии ФСБ.

Получается, как говорится, замкнутый круг. Разорвать его можно двумя способами:

  1. Обратиться в специализированные компании, осуществляющие содействие в получении таких лицензии.
  2. Искать лояльно настроенного заказчика, который может дать допуск к гостайне, и брать с него официальное подтверждение своих намерений о заключении контракта.

Эта схема с успехом применяется поставщиками, конечно, если, им удается найти столь понимающего заказчика. Зато однажды получив такую лицензию, ее можно использовать и для других закупок в течение следующих пяти лет. После этого она может быть продлена еще на 3 года по упрощенной схеме.

Одобрение крупной сделки

Для аккредитации на ЭТП поставщикам нужно подготовить решение об одобрении крупной сделки. Кроме того, требование о его приложении может содержаться в закупочной документации для открытого конкурса и аукциона открытого и закрытого типов.

Решение понадобится, если того требуют закон или учредительные документы поставщика при осуществлении сделки, которая является для него крупной.

Это сделки на сумму 25% и более от имущества ООО или активов АО по данным отчетности за последний отчетный период.

Если Общество состоит из единственного участника, то решение об одобрении крупной сделки оформлять не нужно. Также не нуждаются в одобрении сделки, которые совершаются в ходе обычной хозяйственной деятельности компании. В остальных случаях участники могут решить сами, сделки каких типов должны быть одобрены.

Сложность в том, что для принятия решения об одобрении необходимо провести общее собрание участников ООО и заверить его у нотариуса. На все это понадобится время.

Но у поставщика, которому необходимо срочно получить аккредитацию на ЭТП, его может не быть. Некоторые площадки, например, zakazrf.

ru, разрешают вместо решения общего собрания приложить баланс и решение генерального директора о том, что торги на площадке относятся к обычной деятельности организации.

Однако такой вариант не всегда заменяет принятие решения о крупной сделке по всем правилам. Ведь даже если поставщик пройдет аккредитацию на ЭТП с решением гендиректора, заказчик может отклонить его заявку из-за отсутствия решения общего собрания или совета директоров.

Решение об одобрении крупной сделки поставщику следует включать в заявку всякий раз, когда это требуется, даже если в его уставе прописан иной порядок определения крупной сделки. Практика показывает, что оформить его проще, нежели разбираться с заказчиком в ФАС или в суде из-за неправомерно отклоненной заявки.

Соответствие дополнительным требованиям

При закупке определенных товаров и услуг, полный перечень которых содержится в постановлении Правительства № 99 от 04.02.15, поставщику придется подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям.

Это деловая репутация и опыт работы в области предмета закупки, владение нужными основными средствами, оборудованием, материалами, наличие квалифицированных сотрудников или финансовых ресурсов.

Такие требования могут быть установлены в открытых и закрытых конкурсах, в том числе двухэтапных.

Подтвердить соответствие указанным требованиям несложно — для этого нужно представить ряд документов:

  • исполненные контракты, акты приема-передачи — для подтверждения опыта и репутации;
  • копии трудовых книжек и дипломов сотрудников — для подтверждения квалификации кадров;
  • документы о праве собственности на здания и технику — для подтверждения владением основными средствами.

Подтвердить финансовые ресурсы можно разными документами. Чаще всего это баланс или письмо из банка о наличии у поставщика счета (без указания суммы). Какие именно документы требуются в конкретной закупке — это должно быть указано в закупочной документации. Если же такое уточнение отсутствует, всегда можно обратиться к заказчику за официальным разъяснением.

Дополнительные документы в заявке

Статья актуальна на 2 января 2021

В этой статье мы расскажем о документах, которые могут потребоваться поставщикам. Когда нужна лицензия ФСБ и решение об одобрении крупной сделки и как подтвердить финансовые ресурсы? Бонусом — шаблоны решения об одобрении крупной сделки.

Требование предоставить лицензию ФСБ (или допуск к государственной тайне) встречается в закупках по 223-ФЗ. Закупки по 44-ФЗ, которые касаются государственной тайны, проводят закрытым способом среди компаний, уже приглашенных заказчиком и имеющих допуск.

Лицензия ФСБ может потребоваться в закупках на: 

  • некоторые строительные работы,
  • выполнение любых услуг на объектах, которые подразумевают допуск к государственной тайне, закрытых или режимных; 
  • выполнение работ, которые связаны с защитой государственной тайны и информации, которая не подлежат распространению среди третьих лиц.  

Заказчик может потребовать лицензию на самые обычные работы или поставку товаров, которые не связаны с гостайной, но проходят на режимном объекте, — например, установка окон в военной части. Оспорить это требование скорей всего не получится. ФАС и суд встают на сторону заказчика.

Но если заказчик просит лицензию в закупках, которые никак не связаны с секретностью, то подавайте запрос на разъяснения.  Требование, которое выставили по ошибке, уберут.  Если заказчик все-таки находит обоснование, возможно, он хочет ограничить круг поставщиков. Проще пройти мимо такой закупки, если лицензии нет. 

В чем сложность?

​Чтобы получить лицензию, нужно предоставить пакет документов из п. 5 постановления правительства от 15.04.1995 № 333 и запастись временем, так как данные тщательно проверяют. Но основная сложность — в противоречии, с которым сталкиваются участники.

Постановление № 333 требует, чтобы у руководителя предприятия был допуск к гостайне (пп «а» п.5). При этом решение о допуске к гостайне руководителей негосударственных организаций принимает заказчик работ (пп.

 «в» п.13 «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ»). То есть по закону поставщик может получить лицензию, только если на нее есть «заказ», но при этом он должен предоставить ее уже в составе заявки.

 

Как решать это противоречие? 

Выход для поставщика — оформить официальное письмо от лояльного заказчика. В письме заказчик подтверждает намерение заключить контракт, для исполнения которого требуется лицензия ФСБ.

Сделать это нужно заранее: лицензию выдадут минимум за 45 дней. Получив лицензию, поставщик может участвовать в любых закупках, где она требуется.

Этой схемой бизнес успешно пользуется, хотя не всякий заказчик пойдет на уступки юридическим лицам.

Еще один вариант — обратиться в специализированные организации, которые помогают решить вопрос в получении лицензии. Но за эти услуги придется заплатить. Лицензию выдают на пять лет, после чего ее можно переоформить по упрощенной схеме еще на 3 года.

Одобрение крупной сделки 

Когда и кому нужно? 

Решение об одобрении крупной сделки нужно, чтобы пройти аккредитацию на государственных и коммерческих ЭТП. Также заказчик может потребовать от поставщиков включить этот документ в состав заявки при проведении: 

  • открытого конкурса (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ); 
  • электронного аукциона (п. 4 ч. 5 ст. 66 44-ФЗ); 
  • закрытого аукциона (подп. «д» ч. 2 ст. 88 44-ФЗ).

Участник включает решение в состав заявки, если одновременно соблюдаются два условия: 

  • требование предоставить решение установлено законом и учредительными документами участника; 
  • поставка по контракту или обеспечение заявки — это крупная сделка для участника. 

Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью размер крупной сделки составляет 25% и больше от стоимости имущества ООО или активов АО. Их стоимость определяется по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.  

Сделка на любую сумму, которую АО или ООО совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности, не считается крупной. Участники ООО вправе сами установить виды и размеры сделок, для которых требуется одобрение. Правила об одобрении не применяются к обществам, состоящим из одного участника.

С 1 сентября 2017 действуют новые требования к одобрению крупной сделки. Вступила в силу новая редакция 14-ФЗ, который регулирует деятельность ООО.

В старой редакции не конкретизировано, сколько времени действует принятое решение, поэтому заказчик не мог отклонить заявку, если решение о крупной сделке было принято больше года назад. В новой редакции внесли уточнения: сейчас в решении надо указывать срок его действия.

В ином случае такое решение по умолчанию будет действовать в течение года со дня его принятия. Те же условия для АО появились в новой редакции 208-ФЗ с 30 июля 2017. 

В чем сложность? 

Решение об одобрении принимает общее собрание участников общества или совет директоров.

Такое решение открытые акционерные общества должны заверять нотариально, если другой способ не предусмотрен уставом организации (пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).

Если нужно срочно аккредитоваться в ЕИС, а уставом предусмотрено только нотариальное заверение, поставщик может не успеть подготовить документ.

Решение 

Мы рекомендуем готовить документ заранее. прописывать срок его действия и использовать только нотариально заверенное Решение, даже если в вашем Уставе прописан другй способ заверения и установлены свои критерии, по которым сделка относится к крупным. Это быстрее и эффективнее, чем столкнуться с отклонением заявки и оспаривать в ФАС отклонение заявки. 

Подробнее о Решении об одобрении мы писали в этой статье. 

Как подтвердить соответствие дополнительным требованиям?

Когда и кому требуется подтверждение? 

Дополнительные требования распространяются на поставщиков высокотехнологичных, инновационных товаров, продуктов питания, строительных и других услуг. Полный перечень есть в постановлении правительства от 04.02.2015 № 99. Заказчик устанавливает требования в:

  • конкурсах с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсах;
  • закрытых конкурсах с ограниченным участием;
  • закрытых двухэтапных конкурсах.

В зависимости от вида товаров подтвердить добросовестность нужно наличием: 

  • финансовых ресурсов;
  • права собственности или другом законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • нужного количества квалифицированных специалистов.

В чем сложность? 

С 1 июля 2019 участники таких закупок должны заранее подтвердить соответствие дополнительным требованиям по виду работ у оператора ЭТП (ч. 1 ст. 66 44-ФЗ). Только после этого у них будет возможность подать заявку на участие. Подробности в этой статье. 

Как подтвердить?

Опыт работ подтверждают исполненными контрактами по 44-ФЗ или 223-ФЗ за последние 3-5 лет, владение недвижимостью или техникой — правом собственности, а наличие квалифицированных сотрудников — копиями трудовых книжек и дипломов.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Установление требования к участникам закупки о наличии лицензии

Стоимость подготовки жалобы в ФАС 5 000 рублей

Участие в заседании комиссии ФАС 5 000 рублей

Срок подготовки жалобы 2 дня

  • ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов
  • Звоните +7 (903) 798-43-96

Опыт защиты интересов участников закупок 6 лет

УФАС всех регионов России. Центральный аппарат ФАС

  1. Письмо Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100 «О рассмотрении обращения»
  2. О порядке «Установление требования к участникам закупки о наличии лицензии»
  3. 22 марта 2018

Минфин России, рассмотрев обращение АО по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части установления требования к участникам закупки о наличии лицензии, а также о возможности отклонения заявки участника электронного аукциона в случае отсутствия в составе второй части заявки соответствующей лицензии, сообщает следующее.

В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.

2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Читайте также:  Получение земельного участка в севастополе бесплатно

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.

В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

  • Минфин России обращает внимание, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  • При этом вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона о контрактной системе рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела.
  • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, в случае непредставления участником в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документа, требование о наличии которого установлено в документации о закупке, несоответствия указанного документа требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанном документе недостоверной информации или несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отклонить заявку такого участника в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе

Дополнительно Минфин России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.

2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  1. При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
  2. Таким образом, Минфин России не уполномочен осуществлять контроль в отношении органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, при осуществлении ими соответствующих контрольных мероприятий, а также не уполномочен давать оценку действиям вышеуказанных органов.
  3. Также отмечаем, что решение, принятое контрольным органом в сфере закупок, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
  4. Обзор документа

Рассмотрен вопрос об установлении требования к участникам закупки о наличии лицензии, а также о возможности отклонения заявки участника электронного аукциона в случае отсутствия в составе второй части заявки соответствующей лицензии

Если законодательством не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать его.

Если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует Закону о контрактной системе.

При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию

  • Если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования о наличии лицензии может ограничивать количество участников закупки.
  • В случае непредоставления участником в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документа, требование о наличии которого установлено в документации о закупке, несоответствия указанного документа требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанном документе недостоверной информации или несоответствия участника электронного аукциона заданным требованиям заказчик обязан отклонить заявку такого участника.
  • Установление в документации о закупке требования о наличии у участников лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну

В конкурсной документации, документации о проведении электронного аукциона должны быть установлены требования к участникам закупки. Их необходимость вытекает из положений ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Так, участники закупки должны соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, которые поставляют товары, выполняют работы, оказывают услуги, являющиеся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Копии документов, подтверждающих указанное соответствие, в силу пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ следует включать в состав заявки.

Ранее сходное правовое регулирование было установлено в п. 1 ч. 1 ст. 11, п. 10 ч. 4 ст. 22, пп. «б» п. 3 ч. 3 ст. 25, ч. 4 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

На практике нередко встречаются случаи, когда конкурсной документацией или документацией о проведении электронного аукциона предусматривается требование о наличии у участников закупки лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

При оценке правомерности данного требования антимонопольный орган и арбитражные суды принимают во внимание такие факторы, как режим объекта, на котором планируется проведение работ, характер выполняемых работ (оказываемых услуг), необходимость доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Карточка вопроса
1. Правомерно ли установить требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при выполнении работ (оказании услуг) на режимном объекте? >>> Подход ФАС России и арбитражных судов Установление требования правомерно, если заказчик доказал, что работы на объекте могут выполняться только лицами, имеющими лицензию >>>
Возможные последствия признания действий заказчика, комиссии заказчика неправомерными >>>
2. Правомерно ли установить требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при выполнении работ на объектах госорганов, обеспечивающих в пределах своей компетенции защиту государственной тайны, и отказать в допуске к участию в конкурсе или аукционе в связи с непредставлением лицензии? >>> Подход арбитражных судов Установление требования и отказ в допуске правомерны, если заказчик доказал, что работы на объекте могут выполняться только лицами, имеющими лицензию >>>
Возможные последствия признания действий заказчика, комиссии заказчика неправомерными >>>
  1. Правомерно ли установить требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при выполнении работ (оказании услуг) на режимном объекте?

Подход ФАС России и арбитражных судов: Установление требования правомерно, если заказчик доказал, что работы на объекте могут выполняться только лицами, имеющими лицензию.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *