Советы

Налогообложение пассажирских перевозок

Налогообложение пассажирских перевозок

Бизнес в сфере пассажирских перевозок традиционно считается очень прибыльным и престижным. Автопарк из 10 – 15 машин, при грамотной организации дела, может стабильно приносить своему владельцу весьма неплохой доход без серьёзных временных затрат. Главное – подобрать ответственных сотрудников, найти общий язык с конкурентами и суметь удержаться на рынке.

Начало начал: выбор маршрута

Прежде чем начинать оформление документов и закупку автомобилей, стоит тщательно изучить действующие схемы движения пассажирского автотранспорта. Это необходимо и для того, чтобы выстроить дальнейшую стратегию действий, и для того, чтобы составить бизнес-план маршрутного такси.

Выйти на рынок городских пассажирских перевозок можно двумя способами:

  • выбить место для своих машин на уже существующем маршруте. В этом случае вы получите одновременно и уже сложившийся поток пассажиров, и большое количество недовольных конкурентов. Справиться с последними порой очень сложно, и это надо обязательно иметь в виду;
  • самостоятельно освоить новый маршрут. Если вы решите не конфликтовать с другими перевозчиками, придётся составить свою схему движения. Вряд ли она будет пользоваться популярностью в первые месяцы, так что приготовьтесь к работе в минус.

Новый маршрут должен быть утверждён Министерством транспорта РФ. Это довольно сложный процесс, поэтому тщательно взвесьте свои возможности, как финансовые, так и юридические.

Инвестиции, расходы и окупаемость

Такой бизнес, как маршрутное такси, требует весьма значительных инвестиционных вложений на начальном этапе. Начинающие предприниматели, не имеющие никакого опыта в ведении коммерческой деятельности, вряд ли способны справиться с таким объёмом расходов. Если, конечно, они не сумеют получить финансовую помощь от крупных инвесторов или кредитных организаций.

Автомобили

Налогообложение пассажирских перевозок

Первая и, пожалуй, самая значительная статья расходов. Для организации маршрутного такси вам понадобится, как минимум, 5 – 10 машин. И все они должны быть в хорошем состоянии, иначе процесс окупаемости затянется на несколько лет.

На российском рынке пассажирских перевозок большой популярностью пользуются автомобили марки «Газель». Их главное преимущество – низкая цена (от 600 000 до 850 000 рублей) и простота обслуживания.

Производятся они на отечественном заводе, поэтому комплектующие в случае поломки или аварии долго искать не придётся.

Правда, и ломаются они часто, так что существенное увеличение затрат на ремонт ждёт вас уже к 3 – 4 году эксплуатации.

Микроавтобусы Mercedes Sprinter, Hyundai County и Ford Transit куда надёжнее «Газели». Средний срок службы – 7 – 8 лет. Технические характеристики, как и качество отделки салона, у иномарок выше, но и стоят они примерно в два раза дороже.

В среднем на покупку 3–5 микроавтобусов для такси необходимо 3 500 000–4 000 000 рублей. Окончательная сумма зависит от цен на рынке, предпочтений покупателя (новые или б/у) и т. д.

Техобслуживание и страховка

Если вас интересует маршрутное такси как бизнес, в расчёты при составлении бизнес-плана придётся заложить не только стандартную страховку КАСКО, но и ОСАГО.

Иначе о лицензии пассажирского перевозчика и выгодных кредитных предложениях от крупных банковских организаций можно и не мечтать. Цена вопроса – примерно 12 000–20 000 по КАСКО и 8 000–10 000 по ОСАГО.

Дополнительно обычно проводится оформление страховки для пассажиров и водителя во время движения (1 % от общей страховой суммы). Годовые затраты – около 40 000 рублей.

Расходы на обслуживание, мойку и ремонт автомобилей зависят от наличия или отсутствия у перевозчика собственного сервиса. В среднем на одну машину тратится около 1 000 рублей в день. В месяц, соответственно, около 25 000–30 000 рублей.

Гаражи и место для автопарка

Без аренды гаражей, небольшого офисного помещения и площадки для автопарка вам тоже не обойтись. Держать автомобили на открытой стоянке зимой очень рискованно. Поэтому заложите для этих целей в ваш будущий бюджет ещё примерно 100 000–150 000 рублей в месяц.

Персонал

Для посменной работы на 5 машинах вам понадобится 10 водителей. Заработную плату им можно платить как сдельно, так и по установленным нормативам. В штате организации также обязательно должны быть диспетчеры, механик и бухгалтер-кассир. Медицинского работника для осмотра водителей можно нанять на неполный рабочий день.

В месяц на выплату заработной платы всем своим сотрудникам вы будете тратить примерно 500 000 рублей.

Подсчёт начальных вложений

Подведём итоги. Итак, на начальном этапе вам потребуется:

  • 4 000 000 рублей – на покупку автомобилей;
  • 200 000 рублей – на страховку;
  • 150 000 рублей – на техобслуживание;
  • 100 000 рублей – на аренду служебных помещений;
  • 500 000 рублей – на выплату заработной платы сотрудникам.

Итого: 4 950 000 рублей.

Доходы и окупаемость

Чистый месячный доход с одной машины составляет обычно 40 000–50 000 рублей. Если вы решите открыть бизнес в сфере маршрутного такси и составите автопарк из 5 автомобилей, то сможете рассчитывать примерно на 200 000–250 000 рублей в месяц. Полная окупаемость предприятия, соответственно, займёт около 1,5–2 лет.

Оформление документации

Государственная регистрация такого бизнеса, как маршрутное такси, судя по отзывам, занимает немало времени. Вам придётся не только выбрать систему налогообложения и организационно-правовую форму компании, но и получить специальную лицензию на осуществление пассажирских перевозок.

ИП или ООО?

Лучшая форма субъекта коммерческой деятельности при организации маршрутного такси – общество с ограниченной ответственностью. Она позволяет избежать лишних рисков в случае банкротства предприятия и даёт шансы на получение дополнительного финансирования. Процесс регистрации занимает около 3–4 недель, сумма расходов – 15 000–20 000 рублей.

Система налогообложения

Налогообложение пассажирских перевозок

Деятельность по оказанию автотранспортных услуг по пассажирской перевозке зачастую попадает под налогообложение по системе ЕНВД. Это очень удобно, причём как для предпринимателей, так и для фискальных органов. Поэтому, если в вашем регионе есть возможность оформить налог по ЕНВД, выбирайте именно его. В противном случае можно воспользоваться УСН или ОСНО.

Лицензии и разрешения

Как уже упоминалось выше, для осуществления перевозок вам понадобится лицензия. Получить её можно в местном отделении Министерства транспорта РФ. Для выдачи лицензии требуются следующие документы:

  • устав организации;
  • учредительные документы;
  • бумаги, подтверждающие факт государственной регистрации;
  • банковские реквизиты;
  • ПТС автомобилей;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учёт, и т. д.

Оформляется лицензия обычно от 21 до 45 дней. За выдачу документа, как и за рассмотрение заявления, взимается госпошлина. Срок действия лицензии – 5 лет.

Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров с 1 марта 2019 года — СНТА

Налогообложение пассажирских перевозок

В Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесены поправки, которые теперь обязывают юрлиц и ИП приобретать лицензию для перевозки автобусами более 8 пассажиров. Не исключаются даже перевозки для собсвенных нужд компании.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению

Федеральный закон от 30 октября 2018 №386-ФЗ: требования к лицензированию перевозок

  • 30 октября был принят Федеральный закон № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
  • Налогообложение пассажирских перевозок
  • Этот документ внес ряд поправок в следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Здесь внесено определение понятия «тахограф», которым называется техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

  1. Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:
  2. 1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
  3. 2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Изменен пункт 24 часть 1 статьи 12, который касается лицензирования пассажирских перевозок автобусами более 8 человек для собственных нужд:

До 1 марта 2019 года После 1 марта 2019 года
Необходимо лицензировать деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лицензировать деятельность по перевозкам должны также и в тех случаях, когда перевозки осуществляются в автобусах с оборудованными местами более восьми человек по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП.
Читайте также:  Аннулирование записи об отце в документах ребенка

Теперь пункт 24 звучит следующим образом:

«деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования».

Как видите, уже нет речи о перевозках для нужд компании в автобусах с оборудованными местами для пассажиров более 8 человек. То есть категория перевозчиков исключена из данной нормы.

Получить лицензию на перевозку пассажиров для собственных нужд

Изменения, которые касаются лицензирования перевозок для собственных нужд, вступят в силу с 1 марта. Поэтому до первого марта компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки для своих нужд в автобусах более 8 пассажиров, должны получить лицензии.

Скачать Федеральный закон № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Какая система налогообложения подходит для сферы грузоперевозок

Налогообложение пассажирских перевозок

Рассмотрены наиболее выгодные с точки зрения ведения учета и снижения фискальной нагрузки системы налогообложения – УСН, патент (ПСН) и ЕНВД. Условия применения, примеры расчета налоговых платежей.

Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ).

Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим.

Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.

Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

Допустимые налоговые режимы

Чтобы определить с выбором, необходимо принимать во внимание организационно-правовой статус фирмы, количество рабочих единиц транспорта, масштаб планируемых сделок и объем выручки за период. Доступные режимы для ИП и ООО различаются. При этом законодательно варьируются не только уплачиваемые налоги, но и документооборот, а также методология ведения учета.

Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:

  1. УСН – предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) – численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
  2. ЕНВД – применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД – численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).

Порядок расчета ЕНВД для пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки ЕНВДодин из распространенных видов деятельности на данном режиме налогообложения. Как и для любой деятельности, при расчете ЕНВД для пассажирских перевозок необходимо соблюдать определенный порядок, который и рассматривается в данной статье.

Физический показатель при расчете вмененного налога для пассажирских перевозок

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право заниматься пассажирскими перевозками и перевозками грузов при наличии специализированных транспортных средств. Применение ЕНВД в данном случае возможно при соблюдении ограничения по количеству транспортных средств — не более 20 единиц (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Расчет налога осуществляется в определенной последовательности и по итогам квартала.

О правилах расчета ЕНВД при оказании транспортных услуг читайте в статье «Транспортные услуги и ЕНВД в 2014–2015 годах»

Согласно ст. 346.26 НК РФ физическим показателем при данном виде деятельности является количество посадочных мест.

Минфин России считает, что при расчете данного показателя следует учитывать все транспортные средства, находящиеся у налогоплательщика на праве собственности или иных правах (письмо от 28 декабря 2011 года № 03-11-11/329). Органы контроля пришли к выводу, что фактическое использование автотранспорта для перевозок не влияет на возможность применения ЕНВД.

Енвд для пассажирских перевозок: постановка на учет и уплата налога

При осуществлении пассажирских перевозок организация или ИП должны встать на учет в качестве плательщиков вмененного налога по месту нахождения организации либо месту жительства предпринимателя. В п. 2 ст. 346.28 НК РФ уточнено, что место ведения деятельности на данное условие не влияет.

При оказании автотранспортных услуг ЕНВД уплачивается по месту нахождения организации или регистрации ИП.

Нередки случаи, когда помимо пассажирских перевозок налогоплательщиком осуществляется иная «вмененная» деятельность, причем организация или ИП является плательщиком налога на территории разных муниципальных образований. В таком случае общая сумма ЕНВД распределяется по кодам ОКТМО по нескольким муниципальным образованиям. Данный порядок прописан в правилах, утвержденных приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н.

Сроки уплаты налога и подачи декларации

НК РФ предусмотрены определенные сроки для уплаты единого налога.

Налогоплательщик обязан уплачивать налог по итогам налогового периода (квартала) до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ст. 346.30, 346.32 НК РФ).

Организация или ИП должны подавать налоговую декларацию ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 346.30, 346.32 НК РФ).

Если указанные даты выпадают на праздничный или выходной день, срок подачи декларации или уплаты налога переносится на первый следующий за таким днем рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Об изменениях в налоговой декларации по ЕНВД читайте в статье «Новая форма декларации по ЕНВД: основные изменения»

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как рассчитать ЕНВД по услугам перевозки пассажиров и грузов — НалогОбзор.Инфо

Физические показатели

При расчете ЕНВД по перевозкам используйте следующие физические показатели:

  • при пассажирских перевозках – количество посадочных мест. Базовая доходность одного места составляет 1500 руб.;
  • при перевозках грузов – количество автотранспортных средств (автомобилей). Базовая доходность одного автомобиля составляет 6000 руб.

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ.

Физический показатель «количество посадочных мест» определите на основании паспорта технического средства (ПТС) без учета места водителя и контролера.

Если количество посадочных мест в ПТС не указано, обратитесь за этой информацией в органы гостехнадзора или территориальное подразделение ГИБДД. Такой порядок установлен абзацем 10 статьи 346.

27 Налогового кодекса РФ и письмами Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-11/112, от 16 марта 2009 г. № 03-11-06/3/61.

Фактическая заполняемость посадочных мест в транспортном средстве на расчет ЕНВД не влияет (письмо Минфина России от 20 октября 2010 г. № 03-11-11/272).

При определении физического показателя «количество автотранспортных средств» учитывайте все автомобили, которые числятся на балансе организации или которыми она распоряжается на правах аренды.

То есть данный показатель включает в себя как транспортные средства, которые фактически используются для перевозок, так и автомобили, которые числятся на балансе, но временно не используются (например, находятся на техническом осмотре, консервации, в ремонте, простое и т. п.).

При этом характер использования транспортных средств также значения не имеет. То есть учитывать нужно как транспортные средства, которые непосредственно используются для оказания услуг, так и служебный (вспомогательный) транспорт. Такая позиция отражена в письмах Минфина России от 27 июля 2015 г.

№ 03-11-09/43179, от 18 ноября 2013 г. № 03-11-11/49499, от 3 июня 2013 г. № 03-11-11/20192, от 28 декабря 2011 г. № 03-11-11/329.

Следует отметить, что более ранние разъяснения Минфина России позволяли сделать другой вывод: при расчете ЕНВД учитывается только тот транспорт, который в течение налогового периода фактически использовался в перевозках.

Если организация оказывает транспортные услуги в рамках договора подряда с привлечением субподрядчиков, то при определении физического показателя нужно учитывать также транспортные средства, принадлежащие субподрядчикам.

Читайте также:  Пребывание лица без гражданства на территории России

Если количество транспортных средств организации с учетом транспортных средств субподрядчиков будет больше 20 единиц, организация не вправе применять ЕНВД. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июня 2011 г.

№ 03-11-06/3/75.

Пример включения в налоговую базу по ЕНВД транспортных средств, находящихся в ремонте

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке грузов. В муниципальном образовании, где работает организация, эта деятельность переведена на ЕНВД. Организация владеет 10 транспортными средствами.

В феврале фактически не эксплуатировался один автомобиль (находился в ремонте). В марте не эксплуатировалось два автомобиля. Один был в простое, второй – в ремонте.

Количество автомобилей для расчета ЕНВД за I квартал бухгалтер «Альфы» определил так:

  • январь – 10 штук;
  • февраль – 10 штук (включая автомобиль, который был в ремонте);
  • март – 10 штук (включая автомобили, которые были в ремонте и простое).

Ситуация: нужно ли при расчете ЕНВД учитывать автомобиль, сданный в аренду без экипажа. Организация оказывает услуги по перевозке грузов?

Нет, не нужно.

Если автомобиль сдается в аренду, то он выводится из деятельности, связанной с перевозками грузов. Поэтому такой автомобиль при расчете ЕНВД можно не учитывать.

С доходов от передачи транспортного средства в аренду налоги нужно платить по общей системе налогообложения или по упрощенке.

В расчет физических показателей, на основании которых определяется налоговая база по ЕНВД, автомобиль, сданный в аренду, не включается.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 июля 2015 г. № 03-11-09/43179, от 9 июня 2011 г. № 03-11-06/3/65.

О применении ЕНВД при передаче автомобилей в аренду с экипажем см. Какие виды автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

Корректирующие коэффициенты

Кроме физических показателей и базовой доходности, для расчета суммы ЕНВД используйте показатели:

  • коэффициента-дефлятора К1 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ);
  • корректирующего коэффициента К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).

Значение коэффициента К1 не округляется, а значение коэффициента К2 округлите до трех знаков после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ).

Налоговая ставка

Если местными властями не установлена пониженная налоговая ставка, сумму ЕНВД рассчитывайте по ставке 15 процентов (ст. 346.31 НК РФ).

Налоговая база

Для расчета ЕНВД по пассажирским перевозкам определите налоговую базу за отчетный квартал по формуле:

Налоговая база (вмененный доход) за квартал = Базовая доходность за месяц (1500 руб.) × Количество посадочных мест, используемых для перевозки пассажиров, за первый месяц квартала + Количество посадочных мест, используемых для перевозки пассажиров, за второй месяц квартала + Количество посадочных мест, используемых для перевозки пассажиров, за третий месяц квартала × К1 × К2

Для расчета ЕНВД по грузовым перевозкам определите налоговую базу за отчетный квартал по формуле:

Налоговая база (вмененный доход) за квартал = Базовая доходность за месяц (6000 руб.) × Количество транспортных средств, используемых для перевозки, за первый месяц квартала + Количество транспортных средств, используемых для перевозки, за второй месяц квартала + Количество транспортных средств, используемых для перевозки, за третий месяц квартала × К1 × К2

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами ФНС России от 15 марта 2016 г. № СД-3-3/1072 и Минфина России от 23 января 2013 г. № 03-11-11/24.

Изменение физического показателя

Увеличение или уменьшение количества транспортных средств (посадочных мест) учитывайте с начала месяца, в котором произошло это изменение (п. 9 ст. 346.29 НК РФ).

Если организация начала или прекратила применение ЕНВД в течение квартала (например, с 20 февраля), то налоговую базу нужно определять с учетом фактической продолжительности ведения деятельности за месяц, в котором организация была поставлена на учет (снята с учета) в качестве плательщика единого налога. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.

Расчет ЕНВД

Определив размер налоговой базы, рассчитайте сумму ЕНВД за отчетный квартал. Для этого используйте формулу:

ЕНВД   =   Налоговая база (вмененный доход) за квартал   ×   15%

Это следует из подпункта 10 пункта 5.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 23 января 2012 г. № ММВ-7-3/13.

Рассчитанную сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов и выплаченных больничных пособий. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.

Пример расчета ЕНВД при ведении деятельности по перевозке пассажиров. В течение квартала количество посадочных мест изменилось

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров и применяет ЕНВД.

В 2016 году значение коэффициента-дефлятора К1 равно 1,798. Значение корректирующего коэффициента К2 местными властями установлено в размере 0,7. Налоговая ставка – 15 процентов.

В I квартале организация имеет на балансе 5 микроавтобусов «Газель». 10 февраля организация заключила договор на аренду 3 дополнительных микроавтобусов «Газель». В каждом микроавтобусе – 13 посадочных мест.

Количество посадочных мест составило:

  • в январе – 65 посадочных мест (5 × 13);
  • в феврале – 104 посадочных места (8 × 13);
  • в марте – 104 посадочных места (8 × 13).

Вмененный доход для расчета ЕНВД за I квартал составляет: 1500 руб./ед. × (65 мест + 104 места + 104 места) × 1,798 × 0,7 = 515 397 руб.

Сумма ЕНВД за I квартал равна: 515 397 руб. × 15% = 77 310 руб.

Пример расчета ЕНВД при ведении деятельности по перевозке грузов. В течение квартала количество транспортных средств изменилось

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке грузов и применяет ЕНВД.

В 2016 году значение коэффициента-дефлятора К1 равно 1,798. Значение корректирующего коэффициента К2 местными властями установлено в размере 0,7. Налоговая ставка – 15 процентов.

В I квартале организация владеет 5 транспортными средствами, еще 5 она арендует. 10 февраля организация заключила договор на аренду 3 дополнительных транспортных средств.

Количество транспортных средств составило:

  • в январе – 10 единиц (5 ед. + 5 ед.);
  • в феврале – 13 единиц (5 ед. + 5 ед. + 3 ед.);
  • в марте – 13 единиц (5 ед. + 5 ед. + 3 ед.).

Вмененный доход для расчета ЕНВД за I квартал составляет: 6000 руб./ед. × (10 ед. + 13 ед. + 13 ед.) × 0,7 × 1,798 = 271 858 руб.

Сумма ЕНВД за I квартал равна: 271 858 руб. × 15% = 40 779 руб.

Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.

Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.

С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит. 

Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц.

Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей.

Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона.

В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование.

Читайте также:  Разрешительные документы на проведение ремонта

Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков. 

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний).

Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.

Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».

У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент. 

Иными словами, патент должен покупаться там, где выдаётся накладная.

Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.

Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью.

Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН.

А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс.

рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы.

Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха.

В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.

) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому 

многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

  • В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
  • Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.