Советы

НДФЛ при возвращении в Россию гражданина после отсутствия более 183 дней

НДФЛ при возвращении в Россию гражданина после отсутствия более 183 дней

После трудоустройства такие иностранные работники в соответствии со статьей 227.1. НК РФ могут воспользоваться правом возместить часть уплаченного ими ранее НДФЛ за счет налога, который обязан уплачивать в бюджет работодатель с их заработной платы.

Такое право в течение одного года иностранный работник может реализовать только один раз в отношении только одного работодателя.

Иностранный гражданин подает в бухгалтерию своей организации заявление с просьбой уменьшить НДФЛ, удерживаемый из его дохода организацией, на сумму уплаченных им ранее фиксированных авансовых платежей по патенту. К заявлению он прилагает копии квитанций, подтверждающих сделанную им оплату налога на доходы физических лиц.

 (Образец заявления)

Генеральному директору ООО «********»

Ф.И.О.

от _________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу уменьшить НДФЛ, удержанный из моего дохода, на сумму уплаченных мною фиксированных авансовых платежей НДФЛ по патенту. По настоящее время мною оплачено фиксированных авансовых платежей на сумму — ******** руб. Квитанции, подтверждающие   уплату авансовых платежей, прилагаю.

18.04.2016                                                                      ___________________ (подпись)

Бухгалтерия предприятия на основании представленных документов подает заявление в налоговую инспекцию по утвержденной форме. Форма утверждена Приказом ФНС от 13 ноября 2015 г. N ММВ-7-11/512@.

Получив заявление, налоговая инспекция по своим каналам обращается в органы миграции за подтверждением, что между иностранным работником и предприятием имеются трудовые отношения.

Эта информация попадает в миграционные органы из двух источников: от работодателя и от работника.

Если с работодателем всё ясно: он обязан уведомить территориальный орган миграции о заключении трудового договора в трехдневный срок, то для работника – другие правила.

Закон обязывает работника предоставить в территориальный орган миграции копию трудового договора в течение первых двух месяцев с момента получения патента.

При этом в обязанности работника не входит предоставление трудового договора с новым работодателем, если работник по какой-либо причине решил сменить место работы в течение срока действия патента.

Органы миграции вправе отказать в приеме копии трудового договора и даже аннулировать патент если иностранный работник получил патент, но в двухмесячный срок не устроился на работу. Однако миграционные органы прибегает к аннулированию патента по такому основанию крайне редко.

Возможна также ситуация, когда работник после получения патента какое-то время работал наемным работником у физического лица. В этом случае обязанность предоставлять в миграционный орган копию трудового договора у иностранного гражданина также отсутствует.

Из вышеприведенных ситуаций следует, что наличие или отсутствие в органах миграции копии трудового договора может послужить лишь косвенным признаком, подтверждающим возникновение между иностранным работником и российским работодателем трудовых отношений.

Основным документом, подтверждающим такие отношения, является уведомление территориального органа миграции работодателем о заключении с иностранным гражданином трудового договора и процедуре подачи такого уведомления мы предлагаем уделить особое внимание.

Законом предусматривается возможность предоставления такого уведомления, как лично, так и по почте, и даже по электронным каналам связи, однако, не во всех регионах эта возможность реализована. Ни Москва, ни Питер, ни Московская область в число счастливчиков пока не попали.

Для последних и большинства других субъектов Федерации остается выбирать между почтой и очередями в миграционных органах.

Наши рекомендации следующие: все уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранными работниками, прибывшими из государств-членов ЕАЭС, имеющих РВП, ВНЖ, статус беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища или статус участника программы по переселению соотечественников, а также уведомления о расторжении трудовых договоров с иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по патенту – отправлять в органы миграции по почте ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Уведомления о заключении трудового договора с иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по патенту – подавать лично!

Это ускорит попадание информации в базу миграционных органов, а также исключит вероятность утери уведомления в процессе почтовой пересылки. При подаче уведомления лично у инспектора можно поинтересоваться, когда оно будет заведено в базу.

После этого уже можно обращаться в налоговую инспекцию за получением разрешения на уменьшение НДФЛ.

У ФНС есть только два основания отказать работодателю в выдаче разрешения: если такое разрешение в этом налоговом периоде в отношении этого же работника ранее выдавалось другому работодателю, либо при отсутствии в ФНС информации о факте заключения между работодателем и иностранным работником трудового договора. (См. Письмо ФНС от 16 марта 2015 года N ЗН-4-11/4105). Поэтому мы рекомендуем вместе с заявлением о праве на уменьшение НДФЛ предоставлять в ФНС копию патента, трудового договора, квитанций об оплате НДФЛ, а главное – копии уведомления о заключении трудового договора с отметкой территориального органа миграции о принятии. В этом случае ведомствам сложнее будет отказать вам по основанию отсутствия информации о факте заключения трудового договора, держа это подтверждение в руках.

Налоговая инспекция в течение 10 дней обязана предоставить ответ на ваше заявление в виде уведомления о праве на уменьшение НДФЛ, либо отказа в таком праве.

С момента получения уведомления вы вправе начать уменьшать размер удержанного из дохода работника налога на сумму уплаченных им платежей по патенту. Нехитрый расчет показывает, что для иностранного работника, имеющего патент для работы в г.

Москве, баланс достигается при совокупном доходе в размере 32 300 руб. в месяц.

Право на уменьшение НДФЛ действует в отношении иностранного работника и одного и того же работодателя в течение всего года независимо от количества патентов, полученных работником в этом налоговом периоде, а также времени совершения иностранным гражданином платежей: до получения работодателем уведомления из налоговой или после. (Позиция ФНС, выраженная в Письме от 14 марта 2016 г. N БС-4-11/4184@).

Это право также распространяется на все платежи, сделанные иностранным гражданином в текущем налоговом периоде, независимо от места совершения таких платежей. (Позиция ФНС, выраженная в Письме от 16 марта 2016 г. N БС-3-11/1096@).

При наступлении нового налогового периода следует обратиться с заявлением в налоговую инспекцию повторно для получения права на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных работником фиксированных авансовых платежей в следующем году.

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ, ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

Кто такой «налоговый резидент» и чем он отличается от налогового нерезидента

НДФЛ при возвращении в Россию гражданина после отсутствия более 183 днейВ этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

  • Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял — кто такие налоговые нерезиденты и как это определить — ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия «налоговый резидент», ни понятия «налоговй нерезидент»
  • Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос — к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.
  • Можно ли обычному человеку понять из формулировки: «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев» к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное — нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:
  • налоговый резидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;
  • налоговый нерезидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

(!) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий — время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. — гражданство) никакого значения не имеют.

При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ.

лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • лечения;
  • обучения;
  • исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
  1. Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество — квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.
  2. А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) — 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.
  3. Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.
  4. А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса «налоговый резидент — нерезидент» или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание «не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»?

Практически это означает, что:

  • наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);
  • учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться — в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);
  • окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

Читайте также:  Наказание за игры в финансовую пирамиду

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:

Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ — НалогОбзор.Инфо

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус: кем он является – резидентом или нерезидентом России.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами. Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом.

Определение статуса

  • Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.
  • Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
  • Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
  • Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.
  • Исключение предусмотрено только для:
  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения, подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода.

Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г.

№ 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход.

То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г.

№ 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

  1. Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.
  2. Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.
  3. Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в дипломатическом паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы.

Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.

Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде.

Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

  • Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?
  • Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.
  • При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.
  • Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.
  • Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.
  • Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ.

  1. Нет, не прерывается.
  2. Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.
  3. Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.
  4. Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ).

Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может.

Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом. И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Читайте также:  Обязательно ли и зачем нужно делать межевание земельного участка?

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней).

Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в дипломатическом паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы.

Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.

Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина РФ от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

Зарубежный доход — декларирование, уплата налога, особенности валютного регулирования

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;
  • Налоговые последствия

    В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог — НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов — 13%.

    Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е.

    лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало «набирать» указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

    Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

    В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%.

    Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога — также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога — меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%.

    В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

    Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы — например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д.

    Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов).

    Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы — сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве — и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

    Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. — ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

    Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами.

    Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр.

    , с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды — в стране — источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

    Ответственность за неуплату налога

    1) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

    Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

    Блог

    28 Декабрь 2017 Консалтинг

    Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

    Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

    — относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

    — является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

    Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории.  Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

    • Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
    • Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
    • Налоговый резидент
    • Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

    В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

    1. При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
    2. — его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
    3. — для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
    4. Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

    Вокруг света из-за 90 дней: кому выгодны новые правила налогового резидентства

    Предлагаемые Минфином поправки в законодательство сокращают срок минимального пребывания в России, при котором налогоплательщик считается налоговым резидентом страны.

    Кроме того, вводится понятие «центра жизненных интересов» (ЦЖИ), так что налоговое резидентство РФ может наступать вообще независимо от места фактического пребывания.

    В результате статус значительного числа налогоплательщиков может существенно измениться.

    Правда, позднее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что реформа может быть отложена. Однако какие-то шаги в этом направлении будут все равно сделаны, так как концепция ЦЖИ применяется сегодня в большинстве стран мира.

    Читайте также:  Административный иск об оспаривании решения органа власти

    Яркий пример использования этого принципа продемонстрировали испанские власти: суд признал «привычным (habitual)» резидентом страны гражданку Колумбии певицу Шакиру, хотя и не смогли доказать, что певица жила в Испании больше 183 дней в году.

    Согласно испанскому законодательству, резидентами считаются не только лица, прожившие более полугода в стране, но и те, кто имеет там центр жизненных интересов.

    И хотя певица проводила большую часть времени в гастролях по всему миру, она владела собственным домом в Каталонии, ее муж — футболист испанского FC Barcelona, а дети обучались в испанской школе.

    В материалах дела фигурировали также периодические походы певицы к местному парикмахеру и в местные магазины, посты и снимки певицы в соцсетях и даже собачка Шакиры, регулярно в течение налогового года топчущая соседский газон. Результат — €14,5 млн налогов и штрафов.

    Немного теории: как платить налоги при жизни на две страны?

    По общему правилу вы платите налоги в стране, где вы резидент, то есть живете и получаете доход. Если есть доходы в другой стране, там вы тоже должны платить налоги. При этом, если между странами есть соглашение об избежании двойного налогообложения (СоИДН), налоги, уплаченные за рубежом, будут вычтены из ваших общих налогов.

    Определение налогового резидентства разное в разных странах. Вот некоторые примеры применяемых критериев:

    • Самый жесткий — по гражданству. Все граждане США и обладатели американской Green Card считаются налоговыми резидентами независимо от места жительства. Кроме США, такой позиции придерживается только африканская Эритрея.
    • Самый распространенный: минимальное пребывание (обычно 90-183 дня) и/или центр жизненных интересов либо другие связи со страной пребывания. Скажем, в Великобритании достаточно провести в собственном жилище всего одну ночь, чтобы при наличии ряда других связей стать резидентом. В Казахстане пошли еще дальше: если семья налогоплательщика остается в стране, значит ЦЖИ и налоговое резидентство здесь, даже если вы не провели на родине и дня за весь год.
    • Самый мягкий: 183 дня пребывания в стране независимо ни от чего. Россия здесь чуть ли не единственный представитель, поэтому периодически встает вопрос об изменении этого критерия.

    Обычно резиденты уплачивают в стране налоги по своим доходам по всему миру, а нерезиденты — только по доходам в этой стране. Но есть и приятные исключения. Жители стран с территориальным принципом налогообложения платят налоги только с доходов внутри этих стран.

    Примеры — Грузия, Сингапур, Гонконг, Куба, Панама. Не взимает налоги с зарубежных доходов своих резидентов-иностранцев Греция. В ряде стран (Португалия, Великобритания, Кипр, Израиль) вновь прибывшие жители не платят налог с доходов за рубежом в течение 10-15 лет (так называемый режим нон-домициль).

    Наконец, есть страны с нулевым НДФЛ: Карибские острова, Вануату, ОАЭ и ряд других. Все это создает определенный простор для личного налогового планирования при получении ВНЖ или приобретения гражданства в одной из таких стран.

    При этом не следует забывать, что гражданство и налоговое резидентство — разные понятия, и они часто не совпадают.

    Следует также учитывать, что ставка налога на большинство видов доходов из РФ для нерезидентов составляет сегодня 30%, а не 13%, как для резидентов (постоянных жителей России).

    Об этом забывают многие наши соотечественники, уехавшие из страны, но получающие здесь доход.

    Минфин, кстати, предлагает уравнять эти ставки с 2021 года, что сильно облегчит жизнь наших граждан, проживающих за рубежом и имеющих активы или доход в России.

    Кроме того, резиденты РФ должны в ряде случаев платить налоги на нераспределенную прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК), то есть фактически на неполученные доходы.

    Кто пострадает от нововведений?

    Прежде всего пострадают как раз владельцы КИК и счетов за рубежом, которые проводили в России меньше полугода, и, как следствие, не попадали под требования НК РФ по отчетности и уплате налогов. Теперь таким лицам придется декларировать свои компании и счета за рубежом, отчитываться по ним и платить налоги.

    Из «простых» граждан, которые станут по новым правилам налоговыми резидентами, пострадают лишь те, кто получал доходы в странах, где налоговая ставка меньше российской, либо в странах, с которыми нет налоговых соглашений. Сейчас они не должны отчитываться и платить налоги в России.

    С принятием новых критериев первые должны будут доплатить в РФ до ставки 13%, а вторые — оплатить налог и в другой стране, и целиком в России (13%). Примеры стран с низким НДФЛ: Черногория (9%), Андорра, Болгария и Казахстан (10%), ОАЭ (0%).

    А вот, например, с Грузией (20%) и Эстонией (20%) соглашения есть, но они не действуют, так как не ратифицированы. Здесь придется заплатить дважды.

    Для счастливых же обладателей дворцов и яхт на Лазурном Берегу или в других местах Европы, где налоговые ставки обычно до 40% и выше, однако действуют СоИДН, ничего, по существу, не изменится. Их зарубежные налоги и так превышают российские, доплачивать не придется. Правда, надо будет по ним отчитаться, что тоже не всем понравится.

    Кто выиграет?

    Прежде всего, выиграть, по замыслу авторов изменений, должно государство. Собственники крупных бизнесов в России и по совместительству владельцы иностранных компаний не смогут оставить свои российские бизнесы без присмотра на 9 месяцев в году.

    Они неизбежно будут проводить здесь больше 90 дней и таким образом попадут под новые требования по КИК. К тому же само наличие бизнеса может стать основанием для применения критерия ЦЖИ.

    Таким образом, бюджет должен будет получить существенные вливания в виде НДФЛ с прибыли этих КИК.

    Другими неожиданными бенефициарами нововведений могут стать «обычные» граждане, имеющие ВНЖ в странах с высокими налогами.

    Для продления ВНЖ обычно требуется присутствие в той или иной стране более полугода, что автоматически ведет к приобретению налогового резидентства в этой новой стране.

    Тем самым европейцы с российскими паспортами должны сейчас платить налоги по своим доходам по всему миру, включая РФ, по европейским ставкам — 30-50%.

    Теперь, если поправки будут приняты, такие граждане смогут воспользоваться Соглашениями с Россией и платить 13%, по крайней мере, с доходов в России. Если, конечно, проведут здесь более 90 дней и новая страна признает, что ЦЖИ гражданина остался в РФ.

    Большинство СоИДН предусматривает, что в случае, если физическое лицо подходит под определение налогового резидента в двух странах, резидентство определяется по его гражданству.

    Таким образом, если по новым правилам гражданин России, проживающий в европейской стране, где действует СоИДН с Россией, окажется налоговым резидентом России, именно это резидентство должно быть признано страной пребывания. В этом случае налоги по доходам в РФ надо будет платить только в России.

    Очевидно, при наличии грамотного налогового консультанта не составит большого труда вынудить налоговые органы европейской страны признать этот факт, причем даже для владельцев Green Card.

    Разбор на примере

    Для примера рассмотрим воображаемого героя. Он владеет бизнесом и недвижимостью в России и других странах, имеет компанию на Каймановых островах и счет в Швейцарии, является двойным гражданином России и Израиля и имеет ВНЖ еще в паре стран.

     Наш герой круглый год сдает свою виллу в Ницце и апартаменты в Эмиратах, а сам живет весной и осенью в тель-авивской квартире, пару зимних месяцев проводит в Лондоне, где у него учатся дети, а с мая по сентябрь проживает в своем особняке на Рублевке, вылетая периодически на Кузбасс, где расположен бизнес.

    По нынешним правилам этот герой — нерезидент РФ. Кроме того, в течение 10 лет он не платит налогов в Израиле по зарубежным доходам. Он, кстати, вообще может быть «налоговым туристом», то есть не быть налоговым резидентом ни в одной стране.

    Однако с этим есть проблема: в банках при купле-продаже активов и во многих других ситуациях ему зададут вопрос: «А где же вы все-таки резидент?»

    Как новые правила изменят жизнь нашего героя?

    Что касается налогов вне России, то почти никак. Но в России сразу появятся проблемы — в крупном и даже особо крупном размере.

    Во-первых, и это самое простое, ему придется отчитываться и платить налоги в РФ по доходам во всех странах, в том числе от сдачи недвижимости.

    С Францией и Израилем дополнительных расходов не возникает: с этими странами у РФ есть СоИДН и ставки там выше российских. А вот с аренды в ОАЭ придется теперь заплатить 13%: и соглашения с ними толком нет, и налоги там нулевые.

    Во-вторых, и это главное: теперь придется отчитываться по всем иностранным компаниям, которые в одночасье стали КИКами, а также по швейцарским и другим счетам, и платить по ним налоги.

    Интересно отметить, что даже если бы наш герой вовсе не был гражданином РФ и проводил бы здесь лишь пару месяцев в году, но при этом имел серьезный бизнес в России, приносящий основные доходы, и особняк, где постоянно проживала бы, скажем, его теща, по предлагаемым правилам он все равно мог бы быть признан налоговым резидентом РФ по причине наличия в России «центра жизненных интересов». Причем эксперты опасаются, что размытость критериев и отсутствие правоприменительной практики в части определения ЦЖИ дают налоговым органам возможность трактовать его достаточно широко.

    Заключение

    Можно заключить, что обычные граждане, даже имеющие активы за рубежом, от введения новых критериев в большинстве своем не пострадают.

     Некоторые даже смогут при грамотном подходе выиграть, так как ставка НДФЛ в России — 13% (пока), то есть меньше, чем в большинстве развитых стран.

    Еще меньше ставка для индивидуальных предпринимателей по упрощенной системе налогообложения (ИП/УСН) — всего 6%. Правда, налоги ИП попадают не подо все СоИДН, о чем тоже мало кто задумывается.

    Более того, не исключено, что новый налоговый режим действительно приведет к росту инвестиций в Россию, если желающие стать налоговыми резидентами России получат облегченный режим и дополнительные возможности, как заявил глава РСПП Александр Шохин в кулуарах Евразийского экономического форума.

    Но что делать нашему воображаемому герою и другим потенциальным владельцам КИК? Естественно, что правительство хочет «вернуть» как можно больше бизнесменов на Родину. Однако эффект может быть обратным.

     К сожалению, ужесточение режима налогового резидентства может привести к очередному исходу из страны наиболее экономически деятельной части населения, тем более что выбор для человека с деньгами — весь мир.

    Будем также надеяться, что изменения не затронут определение валютного резидентства. Иначе многие операции по зарубежным счетам лиц, которые сейчас проводят больше полугода вне страны, могут стать незаконными и подвергнутся штрафам до 100% от суммы поступления. Но это уже тема для отдельного анализа.