Определение налогового резидентства в 2020 году

Определение налогового резидентства в 2020 году

Чтобы сэкономить на налогах, достаточно прожить в России 90 дней / Андрей Гордеев / Ведомости

Срок проживания в России, необходимый для получения статуса налогового резидента, снижен вдвое – до 90 дней. Мера носит временный характер и распространяется только на 2020 г., указала ФНС в своем разъяснении.

Обычно статус налогового резидента в России присваивается по фактическому нахождению на территории страны 183 дня.

«Это в целом общемировая практика, которая ведет к тому, что человек может быть налоговым резидентом только в одной стране, поскольку невозможно жить 183 дня в году в одной стране и 183 дня в другой», – поясняет партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Но в 2020 г.

для получения статуса налогового резидента РФ достаточно фактически находиться в России от 90 до 182 дней в период с 1 января по 31 декабря 2020 г.

«Указанный закон, в частности, направлен на защиту интересов граждан Российской Федерации, находящихся на территории иностранного государства и не имеющих возможности вернуться в Российскую Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, которые по данным обстоятельствам в 2020 г. утратили статус налогового резидента Российской Федерации», – сообщили в ФНС «Ведомостям».

Выгадать от такого режима смогут как граждане России, так и иностранцы. Россияне – налоговые резиденты РФ уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ), полученные от источников как в России, так и за рубежом, по ставке 13% – одной из самых низких в Европе.

Для иностранца в случае признания его налоговым резидентом РФ ставка по доходам, полученным от источника в России, составит те же 13%, остальные доходы облагаются по ставке страны (гражданином которой он является). Если же иностранец не имеет статуса налогового резидента РФ, ему придется платить 30% НДФЛ в наш бюджет.

«В первую очередь это может быть интересно для иностранцев, работающих в российских компаниях, и экспатов», – считает партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александр Овеснов.

«Возможность претендовать на резидентство за такой короткий срок (т. е.

фактически по истечении всего трех месяцев) традиционно встречается только в низконалоговых юрисдикциях, – рассказывает юрист налоговой практики CMS Russia Анна Осьмакова.

– Большинство стран руководствуется базовым критерием 183 дней, который зачастую применяется совместно с другими данными, позволяющими в целях налогового резидентства установить комплексную связь резидента с конкретной юрисдикцией».

Вопрос о смягчении условий налогового резидентства Минфин поднимал еще в октябре 2019 г. в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.».

Тогда это предложение вызвало негативную реакцию со стороны делового сообщества, так что в конце концов этот вопрос решили оставить на усмотрение самих налогоплательщиков.

«Поскольку признание себя резидентом РФ осуществляется в заявительном порядке, те лица, которые по каким-то причинам этого не желают, могут просто не подавать заявление», – отмечает Овеснов.

Еще один важный момент – новые правила начнут действовать раньше, чем ожидали эксперты: заявления на «ускоренное» резидентство можно подавать уже сейчас.

«Эту новацию, по нашему мнению, можно рассматривать в контексте налоговых преференций в связи с эпидемией коронавируса, так как она позволяет применить налоговую ставку по НДФЛ в размере 13% для всех доходов, полученных в РФ в 2020 г.», – рассказывает Овеснов.

Например, граждане России, которые из-за ситуации с СOVID-19 провели на территории иностранного государства большую часть календарного года, по старым правилам не смогли бы претендовать на статус налогового резидента в РФ, поясняет Осьмакова. «К доходам, полученным ими в России, применялась бы не стандартная налоговая ставка в размере 13%, а ставка в 30%, предусмотренная для нерезидентов», – добавляет она.

Лучшее налоговое резидентство

В этой статье мы расскажем про оптимальное налоговое резидентство для русских, украинцев и белорусов. Кроме того, вы узнаете о причинах, которые заставляют успешных выходцев из стран постсоветского пространства менять налоговое резидентство, а также о малоизвестных лазейках.

Определение налогового резидентства в 2020 году

Налоговое резидентство – это детерминанта принадлежности физического или юридического лица фискальной системе определенного государства для целей уплаты подоходного налога и ряда других сборов. Если брать физлиц, в подавляющем большинстве случаев они обладают налоговым резидентством государства происхождения. Но смена статуса вполне осуществима при выполнении ряда условий.

В разных государствах действуют разные правила и критерии, определения налогового резидентства. Это может быть нахождение в стране в течение определенной части года (например, 183 дней и более в случае Российской Федерации), наличие экономических и личных интересов, а также жилья (Швейцария, Австрия, Германия) или факт обладания гражданством определенной страны (США).

По ряду причин в последнее время все больше состоятельных и успешных русских, украинцев и белорусов решаются сменить налоговое резидентство. Читайте дальше, и вы узнаете, что именно ими движет, а также какие варианты доступны таким физлицам.

Основные причины, заставляющие русских, украинцев и белорусов менять налоговое резидентство

Одним из главных мотиваторов выступает, конечно же, снижение налоговой нагрузки. В настоящее время многие страны предлагают своим фискальным резидентам очень привлекательные условия налогообложения. Например, на Карибах полностью отсутствуют НДФЛ, налоги на наследование и дарение.

Нужно помнить и о том, что использование сертификата налогового резидента той или иной страны постсоветского пространства очень часто ведет к сложностям при открытии счетов в некоторых банков по всему миру.

Банки или другие финансовые институты отказывают в открытии счетов потенциальным клиентам, получившим статус налоговых резидентов в «нежелательных» юрисдикциях.

Следовательно, сложности у таких клиентов также возникают при инвестировании за пределами родного государства, покупке жилья за рубежом для отдыха и решении других задач.

Следует отметить, что банкиры и сотрудники других финансовых институтов ужесточают требования к своим потенциальным клиентам не просто так.

Процесс идет на фоне создания общемировой системы обмена налоговой информаций о держателях счетов, призванной упростить налоговикам контроль за налогоплательщикам.

Стремление обезопасить свои активы от такого контроля является еще одной причиной сменить налоговое резидентство.

Скорость как один из ключевых доводов «за»

С причинами менять налоговое резидентство мы разобрались. Теперь постараемся ответить на вопрос о том, статус налогового резидента какой именно юрисдикции будет оптимальным выбором в 2021 году, учитывая сложности при его получении, скорость этой процедуры, а также другие моменты вроде целей и возможностей физлица.

Такие факторы, как мягкий фискальный режим и обилие инструментов налогового планирования, позволяющих на легальных основаниях минимизировать фискальное бремя, конечно же, важны.

Но на первый план зачастую выходит сама возможность получения сертификата налогового резидента.

Важно учитывать, что для изменения налогового резидентства сначала придется оформить вид на жительство (ВНЖ), постоянное место жительства (ПМЖ) или даже гражданство в выбранной стране.

В подобном контексте было бы разумным выбрать юрисдикцию, которая в довесок к низкому фискальному бремени предлагает иностранцам возможности для ускоренного оформления своего ВНЖ/ПМЖ или же гражданства.

К счастью, существуют абсолютно легальные способы оформления второго гражданства или того же ВНЖ за рубежом в кратчайшие сроки. Речь о действующих в ряде государств программах по оформлению экономического гражданства или инвесторских виз.

К примеру, вкладывая определенную сумму денег в экономику принимающего государства, вы взамен в кратчайшие сроки (в буквальном смысле слова за полтора-три месяца) получаете второй паспорт. В странах Карибского бассейна для этого понадобится 100-400 тыс. американских долларов, а в ряде государств-членов Евросоюза на порядок больше – 1-2 млн. евро.

Упростить и ускорить получение сертификата налогового резидента за рубежом позволяют и инвесторские визы или программы резидентства для финансово независимых лиц. Россияне, украинцы, белорусы и другие выходцы из стран постсоветского пространства могут оформить инвесторские визы помимо прочего в Мальте, Монако, Кипре, Португалии, Андорре, Испании, Греции, Швейцарии или Великобритании.

При этом следует иметь в виду тот факт, что многие из этих стран в большинстве своем активно участвуют или собираются принимать участие в автоматическом обмене налоговой информацией. Так что этот момент следует учитывать, выбирая оптимальную страну для оформления налогового резидентства.

Ниже вы можете увидеть информацию об условиях оформления налогового резидентства в юрисдикциях, в которых имеются действующие программы для иностранных инвесторов по ускоренному оформлению гражданства или ВНЖ/ПМЖ.

Изучаем варианты и делаем выбор

Попробуем определиться с оптимальной страной для оформления фискального резидентства, отталкиваясь от условия получения экономического гражданства или ВНЖ/ПМЖ за инвестиции, а также от требований к получателям сертификатов налогового резидента в такой стране.

Как получить налоговое резидентство Великобритании?

Если рассматривать вопрос получения налогового резидентства, можно с уверенностью заявить, что релевантный раздел законодательства Британии является одним из наиболее сложных и запутанных. Вдобавок к проживанию на территории страны в течение 183 дней в разрезе года, потенциальному фискальному резиденту придется пройти через сложную процедуру тестирования Statutory Residence Test.

Что касается местной программы по оформлению инвесторских виз, требующей инвестирования двух миллионов фунтов стерлингов, следует отметить, что британские власти недавно преподнесли участникам этой программы неприятный сюрприз.

Чиновники решили задним числом проверить капитал проживающих на британской территории иностранных бизнесменов на предмет легальности, а также попытаться обнаружить связи таких лиц с политикой.

Всему причиной новый закон «О криминальных финансах», который охватывает помимо прочего и юрлиц.

Как получить налоговое резидентство Греции?

Для получения сертификата налогового резидента от греческих властей придется провести в этой европейской стране как минимум 183 дней в течение года.

Читайте также:  Как отказаться от земельного участка

Чтобы закрепить за собой право на столь долгое нахождение на территории средиземноморской юрисдикции, можно всего лишь за один месяц оформить «золотую визу» (ВНЖ) в Греции для себя и всей своей семьи, купив греческую недвижимость стоимостью не менее 250 тыс. евро.

  • Выбор гражданства Бесплатная консультация
  • по подбору подходящей юрисдикции и условий программы для получения
  • гражданства за инвестиции.
  • выбор подходящей юрисдикции и условий программы для получения гражданства за инвестиции.

Как получить налоговое резидентство Испании?

Сразу предупреждаем, что испанское законодательство предполагает довольно высокую налоговую нагрузку на физлиц.

Если это вас не пугает, учтите, что с точки зрения условий оформления налогового резидентства Испания сходна со многими другими странами: для закрепления за собой статуса испанского налогового резидента придется прожить в стране более 183 дней в течение года. Это упростит оформление за 2-3 месяца ВНЖ в Испании за инвестиции в местную недвижимость. Вложить нужно не менее 500 тыс. евро.

Как получить налоговое резидентство Кипра?

На данном этапе Кипр еще официально не является участником схемы ОЭСР по глобальному обмену налоговой информацией, что можно назвать дополнительным стимулом для иностранцев из числа русских, украинцев и белорусов, которые рассматривают возможность получения налогового резидентства в этой стране. К тому же кипрское налоговое законодательство является одним из наиболее выгодных для физлиц в объединенной Европе.

Для получения налогового резидентства можно прожить в этой стране все те же 183 дня в году или же сократить этот срок до 60 дне при выполнении ряда дополнительных условий.

Право на сколь угодно продолжительное нахождение на кипрской земле для оформления налогового резидентства Кипра иностранцы из государств постсоветского пространства могут получить, к примеру, путем инвестирования в покупку местного жилого или коммерческого недвижимого имущества стоимостью в 2 млн. евро. Взамен на такое капиталовложение можно получить экономическое гражданство Кипра. В стране также действует ряд программ по оформлению ВНЖ за инвестиции, условия которых предполагают более низкие капиталовложения.

Как получить налоговое резидентство Монако?

Княжество Монако, также требуют от желающих получить сертификат налогового резидента готовность провести в компактной стране минимум 183 дня в течение года.

Наградой будет отсутствие налогов на доходы и низкий уровень фискального бремени в целом. Условия оформления ВНЖ в стране также весьма демократичны, учитывая ее статус налогового рая для богатых и знаменитых со всего мира.

Подробнее «Как получить налоговое резидентство, ВНЖ, ПМЖ и гражданство Монако – Полное руководство«.

Как получить налоговое резидентство Португалии?

Для начала нужно будет потратить 2-6 месяца на получение ВНЖ в Португалии через программу для иностранных инвесторов из стран, не входящих в ЕС.

Таким инвесторам государство-реципиент предлагает почти десяток вариантов вложения денег, наиболее популярным из которых выступает покупка недвижимого имущества. Вложить придется от 350 тыс. евро и выше.

В последующем для получения сертификата португальского налогового резидента иностранцу достаточно будет соблюдать указания по срокам пребывания в принимающей стране. Находиться там нужно будет в течение все тех же 183 дней  году.

Как получить налоговое резидентство Швейцарии?

Швейцария выгодно выделяется на фоне остальных европейских стран из нашего списка благодаря тому факту, что в этом уникальном государстве имеется программа для состоятельных иммигрантов, условия которой позволяют иностранцу оформить вид на жительство и сертификат налогового резидента одновременно. Все  потому, что выдача ВНЖ осуществляется в обмен на уплату иностранцем фиксированного налога. При этом для сохранения статуса ВНЖ придется жить в Швейцарии минимум 183 дней в течение года. Подробнее «Резидентство в Швейцарии через налоговое соглашение«.

Как получить налоговое резидентство Мальты?

Одним из самых быстрых способов оформления сертификата налогового резидента этой страны является получение в ней экономического гражданства примерно за 1 млн. евро.

Учтите, что мальтийская система налогообложения считается одной из самых либеральных в ЕС, ввиду чего многие состоятельные выходцы из стран постсоветского пространства отдают предпочтение именно этой стране при оформлении налогового резидентства путем проживания на Мальте не менее 183 дней в течение года.

Как получить налоговое резидентство Княжества Андорра?

Оформить налоговое резидентство в Княжестве Андорра и получить там сертификат налогового резидента иностранец может, прожив в Княжестве более 90 дней в разрезе года.

Находиться в стране в течение столь длительного сорока можно после получения там вида на жительство, оформить который можно с помощью нескольких способов.

Подробнее «Помощь в получении вида на жительство в Андорре для граждан стран СНГ«

Как получить налоговое резидентство карибских стран?

Как уже упоминалось выше, юрисдикции Карибского бассейна, где действуют программы экономического гражданства, предлагают физическим лицам весьма выгодные условия налогообложения.

Это и отсутствие НДФЛ в ряде государств, и не взимание налога на прирост капитала, а также сборов с наследуемого имущества / подарков.

Кроме того, совсем скоро в ряде стран региона должны запуститься программы по упрощенному оформлению сертификатов налогового резидентства для иностранцев.

Статус налогового резидента в ряде соответствующих стран Карибского бассейна уже сейчас можно без проблем получить после оформления там экономического гражданства и выполнения ценза оседлости (проживание в течение 183 дней в году и более длительного срока).

Оформляющие экономическое гражданство иностранцы могут выбирать подходящие варианты из целого ряда доступных финансовых опций, включая следующие: безвозвратная дотация в государственный фонд, покупка недвижимости, приобретение цененных бумаг, открытие бизнеса и даже финансовая поддержка кинопроекта.

Порог вхождения в разных странах следующий:

  • Содружество Доминики – 100 американских долларов;
  • Сент-Люсия – 100 американских долларов;
  • Антигуа и Барбуда – 200 тысяч американских долларов;
  • Гренада – 200 тысяч американских долларов;
  • Федерация Сент-Китс и Невис – 250 тысяч американских долларов;

Второе гражданство и налоговое резидентство

Следует учесть один важный факт. После успешного получения гражданства или инвесторской визы вы сами будете решать, нужно ли становиться фискальным резидентом соответствующей юрисдикции (юрисдикций) или же нет.

На самом деле вполне распространена ситуация, когда обладатели (экономического) гражданства ряда стран, отличных от их исторической родины, или ВНЖ (за инвестиции) за рубежом не имеют статус налоговых резидентов соответствующих юрисдикций.

К примеру, русский, украинец или белорус может обладать паспортом и вторым гражданством за инвестиции, предоставленным властями Сент-Китс и Невиса, Вануату или Кипра, но при этом не обладать сертификатами налогового резидентства соответствующих юрисдикций.

Второе гражданство за инвестиции или инвесторская виза всего лишь позволяют иностранцу проживать на территории принимающей страны, выдавшей такое гражданство или ВНЖ, а также обеспечивают большую свободу передвижений по миру и ряд дополнительных бонусов. Вроде дополнительного источника пассивного дохода от сдачи недвижимого имущества в аренду туристам.

Почему оказавшимся под санкциями состоятельным россиянам можно не менять налоговое резидентство

В большинстве случаев налоговое резидентство следует ассоциировать не столько с обладанием гражданством и паспортом определенной юрисдикции, сколько со сроком пребывания в такой стране.

К примеру, прожив в подавляющем большинстве стран ЕС свыше полугода, те же россияне могут стать обладателями сертификатов налогового резидентства в соответствующих странах. Вопрос в том, на каких основаниях можно будет провести там положенный срок, поскольку шенгенская виза ограничена по времени.

Выходом, как уже говорилось выше, является оформление ВНЖ или гражданства – в том числе и в рамках ускоренных схем взамен на инвестиции.

Но что делать, если россиянин получит, к примеру, налоговое резидентство на Кипре за 60 дней, но при этом проведет более 183 дней в России? Искать ответ на этот вопрос, как оказалось нужно отнюдь не всем русским, оказавшимся в подобной ситуации.

Попавшие под санкции состоятельные россияне могут сохранить фискальные льготы при таком раскладе. Это важно, так как недавно Соединенные Штаты Америки пригрозили санкциями огромному множеству русских, которые участвовали в выполнении госзаказов.

Чтобы минимизировать ущерб от санкций, которые могут понести такие лица, российские законодатели ранее в этом году внесли соответствующие поправки в налоговый кодекс.

Теперь физлица, оказавшиеся под санкциями, независимо фактического от срока пребывания в РФ, могут не признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем этом году, если в том же году являлись налоговыми резидентами каких-либо иных юрисдикций.

Чтобы успешно отказаться от налогового резидентства РФ, таким лица нужно будет всего лишь подать соответствующую заявку российским налоговикам с приложением сертификата налогового резидентства зарубежной юрисдикции.

Интересно, что российские налоговики будут принимать соответствующие сертификаты из абсолютно любой страны, а не только тех государств, которые заключили соответствующие международные договора с Россией.

К тому же действие данных льгот распространяется на физлиц с произвольным гражданством или даже без него, так как статус налогового резидентства с гражданством не связан .

Обращайтесь к нам и мы представим Вас самому опытному русскоязычному консультанту в вопросе получения гражданства за инвестиции. Пишите нам на info@offshore-pro.info прямо сейчас и мы Вас представим.

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ, ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

Кто такой «налоговый резидент» и чем он отличается от налогового нерезидента

Определение налогового резидентства в 2020 годуВ этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

  • Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял — кто такие налоговые нерезиденты и как это определить — ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия «налоговый резидент», ни понятия «налоговй нерезидент»
  • Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос — к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.
  • Можно ли обычному человеку понять из формулировки: «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев» к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное — нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:
  • налоговый резидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;
  • налоговый нерезидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.
Читайте также:  Можно ли не платить взносы на капремонт дома после его ремонта

(!) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий — время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. — гражданство) никакого значения не имеют.

При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ.

лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • лечения;
  • обучения;
  • исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
  1. Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество — квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.
  2. А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) — 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.
  3. Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.
  4. А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса «налоговый резидент — нерезидент» или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание «не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»?

Практически это означает, что:

  • наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);
  • учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться — в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);
  • окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:

Российское налоговое резидентство за 90 дней: привилегия или обременение?

  • Физические лица, которые по различным причинам, в том числе связанным с мерами, ограничивающими перемещение лиц в период пандемии коронавируса, в 2020 году проведут на территории РФ менее необходимых для получения статуса российского налогового резидента 183 дней, но желают стать/остаться налоговыми резидентами в России в 2020 году, получат такую возможность.
  • Законопроектом предусмотрено, что физическое лицо может добровольно стать российским налоговым резидентом в 2020 году при условии, что оно провело на территории РФ не менее 90 дней (включая дни въезда и выезда) и подало заявление в свободной форме с указанием ФИО лица и его ИНН в налоговый орган по месту жительства (пребывания) в срок до 30 апреля 2021 года. В настоящий момент законопроект не предусматривает отдельную обязанность заявителя подтверждать количество проведенных на территории РФ дней в 2020 году. Тем не менее, мы не исключаем, что на практике данная информация может быть запрошена налоговыми органами дополнительно. Для целей подтверждения количества проведенных в России дней может использоваться паспорт с отметками о пересечении границ. В настоящий момент законопроект также не содержит положения, касающиеся порядка удержания налоговыми агентами налога на доходы физических лиц, полученные от источников в России, для лиц, ранее не являющихся российскими налоговыми резидентами. Таким образом, пока сложно предсказать, смогут ли нерезиденты, которые провели в 2020 году не менее 90 дней на территории РФ и подали соответствующее заявление о признании налоговым резидентом России, подтвердить свой «новый» статус резидента в течение года и получить право на удержание НДФЛ налоговым агентом по ставке 13% вместо 30%, применимой к доходам нерезидентов, или такие физические лица будут вынуждены самостоятельно подавать налоговую декларацию и производить возврат/зачет излишне удержанных налоговыми агентами сумм налога, обращаясь с соответствующим заявлением непосредственно в налоговый орган в 2021 году.
  • В связи с действовавшими и продолжающими действовать ограничениями на перемещение лиц между государствами в период пандемии коронавируса может возникнуть ситуация, когда лицо может стать налоговым резидентом страны временного нахождения в результате объективной невозможности своевременно покинуть страну. ОЭСР считает, что изоляция из-за коронавируса является форс-мажором и пребывание в другой стране не должно приводить к изменению статуса налогового резидента. Некоторые зарубежные государства, в том числе Великобритания, Австралия, Ирландия, выпустили соответствующие заявления. Для тех, кто, наоборот, задержался в России больше планируемого времени и фактически провел более 183 дней, правила определения налогового резидентства не изменяются. Такие лица могут быть признаны налоговыми резидентами в России независимо от причин их длительного нахождения в стране. На них будут распространены не только права налоговых резидентов, но и соответствующие обязанности.
    • Обложению НДФЛ будет подлежать весь общемировой доход российских налоговых резидентов.
    • К российским налоговым резидентам будут применимы правила КИК: обязанность по подаче уведомлений об участии в иностранной компании/структуре, уведомлений о КИК, включению в свою налоговую базу нераспределенной прибыли КИК.
    • На стадии разработки законопроекта находятся идеи, значительно меняющие порядок налогообложения доходов физических лиц в России:
    • Введение повышенной налоговой ставки в размере 15% к определенным видам доходов, превышающим 5 млн рублей в год;
    • Возможность ограничения суммы уплачиваемого налога на доходы от источников, расположенных за пределами России, в размере 5 млн рублей и освобождения от обязанности по их декларированию;
    • Пересмотр СОИДН с рядом стран с целью увеличения налоговой ставки, применимой к доходам в виде дивидендов и процентов, а также риски прекращения действия такого СОИДН в случае недостижения соглашения.
    • Возможность определения статуса налогового резидента, а также снижения/освобождения от налогообложения доходов физических лиц на основании действующих СОИДН текущими поправками не ограничивается.
    • Анализ персональной ситуации на предмет целесообразности использования возможности заявительного получения статуса российского налогового резидента.
    • Оценка потенциальных рисков и налоговых последствий.
    • Анализ и расчет налоговых обязательств.
    • Подготовка заявления, персональной налоговой отчетности и пакета сопроводительных документов.
    • Подача документов в российские налоговые органы и коммуникация с налоговыми органами от имени налогоплательщика.

Налоговое резидентство в условиях пандемии

В настоящей статье мы обратим внимание на потенциальную проблему изменения налогового резидентства физических лиц в связи с ограничениями на передвижение, введёнными в связи с пандемией нового коронавируса. Большинство стран ещё не успели выработать свою позицию по данному вопросу, но вероятные подходы к его решению уже можно обозначить.

Что такое налоговое резидентство?

Налоговое резидентство – это «привязка» лица к той или иной стране для налоговых целей. Государство имеет право на налогообложение всего объема доходов своих налоговых резидентов независимо от места их получения.

В большинстве стран (за редкими исключениями) налоговое резидентство физических лиц не зависит от их гражданства. Так, гражданин России может быть иностранным налоговым резидентом, и наоборот, иностранный гражданин признается налоговым резидентом РФ, если он проживает в РФ больше определенного срока.

Как определяется налоговое резидентство?

В мировой практике широко применяется «правило 183 дней» (или его аналоги), согласно которому налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в данном государстве не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев.

Читайте также:  Отказ от выплаты платежей по ипотеке бывшим супругом

Такое правило действует и в России (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ). В настоящее время это единственный предусмотренный НК РФ способ определения налогового резидентства физического лица.

Исключение составляют лишь спорные ситуации, когда в целях применения соглашения об избежании двойного налогообложения требуется анализ большего числа факторов (в этих случаях необходимо руководствоваться специальными нормами налогового соглашения, имеющими приоритет над НК РФ).

На что влияет налоговое резидентство?

  • Если лицо имеет (или приобретает) статус налогового резидента конкретного государства, то в этом государстве налогообложению будет подлежать его общемировой доход, то есть все доходы, полученные лицом как в этом государстве, так и за его пределами, включая прибыль контролируемых иностранных компаний.
  • Для лица, не являющегося (или переставшего быть) по отношению в данному государству налоговым резидентом, в ряде случаев также может возникать налоговая обязанность, однако объектом налогообложения для него останется лишь доход, полученный от источников в данном государстве. 
  • Таким образом, изменение налогового резидентства влияет на объём налоговых обязанностей лица в соответствующей стране.
  • Например, гражданин России, контролирующий иностранную компанию, но утративший налоговое резидентство РФ в силу своего фактического нахождения в России менее 183 дней в году и получения статуса налогового резидента иностранного государства, перестает нести в России обязанности, связанные с декларированием участия в иностранных организациях и прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).  
  • В то же время, в России для большинства видов доходов нерезидентов действует ставка НДФЛ 30% (в отличие от 13% для резидентов), за исключением дивидендов от российских компаний и доходов от некоторых видов трудовой деятельности.
  • Поэтому в каждой ситуации желательность приобретения (утраты, сохранения, возвращения) иностранного или российского налогового резидентства должна оцениваться индивидуально.

Повлияет ли вынужденная изоляция на налоговое резидентство?

  1. Основной вопрос о налоговом резидентстве, возникающий в связи с пандемией, заключается в том, будут ли государства (для налоговых целей) принимать во внимание исключительный (чрезвычайный) характер обстоятельств, заставивших граждан временно пребывать на территории соответствующей страны, учитывая, что эти обстоятельства были в первую очередь обусловлены противоэпидемическими мерами самих же государств.
  2. Так, в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции во многих странах, включая Россию, весной 2020 года была ограничена свобода передвижения людей, в частности, прекращено регулярное международное авиасообщение.
  3. Многие россияне-нерезиденты, находившиеся значительную часть времени за рубежом, приняли решение вернуться в Россию на период пандемии либо, находясь в России на момент введения ограничений, уже не покинули её территорию.

Может ли данный факт оказать влияние на их налоговый статус в России? Если исходить только из буквы закона – да. Но если учитывать обстоятельства (которые вполне можно признать исключительными) – скорее нет.

При этом, безусловно, не сто́ит выдавать желаемое за действительное, поскольку пока не известно, намерены ли власти учесть эту специфику и сохранить за людьми, вынужденно превысившими срок пребывания в стране, статус нерезидентов. Без чёткого указания в законе и в отсутствие ведомственных разъяснений надеяться на столь гибкий подход по умолчанию не следует.

Будет ли принята оговорка, позволяющая «игнорировать» время вынужденного пребывания в России для целей определения резидентства лиц, «задержавшихся» в стране из-за пандемии, покажет время. Официальных разъяснений Минфина или ФНС России по данному вопросу пока нет.

Несмотря на то, что история с пандемией сама по себе уникальна, в налоговом законодательстве РФ есть пример особого регулирования положения физических лиц в ситуации, чем-то схожей с нынешней, но касающейся намного более узкого круга лиц.

В 2017 году в статью 207 НК РФ было введено специальное исключение, позволяющее лицам, оказавшихся под иностранными персональными санкциями и оставшимися из-за них в России, заявить об отсутствии у них налогового резидентства РФ независимо от срока фактического нахождения в РФ. Иными словами, «подсанкционным» лицам в обход общего правила была предоставлена возможность выбора государства, в котором они будут платить налоги с их личных доходов, в зависимости от индивидуальной ситуации.

Подход в зарубежных странах

Налоговые службы некоторых стран уже начали выпускать разъяснения, касающиеся особенностей определения резидентства индивидов в связи с влиянием пандемии.

В частности, в марте 2020 года в британском руководстве по определению налогового резидентства было уточнено понятие «исключительных обстоятельств» в контексте COVID-19.

Соответствующий раздел руководства предусматривает, что вопрос о том, могут ли при определении резидентства лица не приниматься во внимание дни, проведённые в Соединённом Королевстве из-за исключительных обстоятельств, должен решаться с учетом всех фактов и обстоятельств, имеющих место в конкретной ситуации.

При этом обстоятельства признаются «исключительными», в частности, если лицо было помещено на карантин либо получило рекомендацию врача или органа здравоохранения о необходимости самоизоляции в Великобритании в связи с указанным вирусом, не могло покинуть Великобританию в результате закрытия границ, и в некоторых других случаях.

Служба внутренних доходов США также обозначила свой подход к случаям непредвиденных препятствий в передвижении иностранных физических лиц из-за COVID-19 для целей «теста существенного присутствия», применяемого для определения налогового резидентства США для иностранцев.

Служба не будет признавать резидентами находящихся в США иностранцев, если они пробыли в США в 2020 году дольше установленного срока из-за ограничений в передвижении, вызванных пандемией.

Лицо сможет исключить из подсчета дней пребывания в США до 60 последовательных дней, вынужденно проведённых в Штатах, отсчитывая данный период с даты, определенной лицом по своему выбору в промежутке с 1 февраля по 1 апреля 2020 года включительно.        

Позиция ОЭСР

Напомним, что при применении соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности, в отношении доходов от трудовой деятельности за рубежом, резидентство устанавливается в первую очередь на основании национальных правил, а в спорных ситуациях – с помощью последовательного применения дополнительных тестов, установленных соглашением. Они могут включать центр жизненных интересов, место обычного проживания, гражданство и др. Тупиковые ситуации «двойного резидентства» должны разрешаться по взаимному согласию компетентных органов.  

В начале апреля 2020 года Секретариат Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовал аналитический документ, затрагивающий вопросы резидентства физических лиц в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса (в контексте определения «резидента», предусматриваемого международными налоговыми соглашениями).  

По мнению авторов документа, вероятность того, что ситуация с COVID-19 затронет налоговое резидентство физических лиц, не высока. Далее рассматриваются две гипотетические ситуации.

Ситуация первая. Лицо, временно находящееся в чужой стране (в отпуске или по работе), задерживается в ней из-за кризиса, вызванного коронавирусом, и становится в этой стране налоговым резидентом.

Такой сценарий, как отмечают специалисты ОЭСР, маловероятен, поскольку временное пребывание лица в стране обусловлено чрезвычайными обстоятельствами. Несмотря на существующие в странах национальные правила определения резидентства, для целей международного налогового соглашения (при его наличии) такие лица не должны признаваться резидентами.    

Ситуация вторая. Лицо работает в новой для себя стране и приобрело в ней статус резидента, однако из-за кризиса COVID-19 временно возвращается в страну, резидентом которой оно являлось ранее. Может оказаться, что такое лицо не утрачивало статус резидента и в своей предыдущей стране, либо оно может вновь приобрести статус резидента страны, в которую оно возвратилось.

Здесь аналитики ОЭСР также считают, что лицо не должно вновь признаваться резидентом страны, в которую оно возвратилось и в которой пребывает временно и в силу чрезвычайных обстоятельств.

Валютный контроль

Срок фактического пребывания в РФ влияет не только на налоговое резидентство, но и на обязанности, предусмотренные для валютных резидентов РФ (уведомление об открытии иностранных счетов, отчеты о движении средств по таким счетам, ограничения по использованию иностранных счетов).

При этом «резидентами» для целей валютного контроля понимаются все граждане РФ (независимо от срока пребывания в России и за рубежом) и иностранцы, проживающие в России на основании вида на жительство. В то же время, Закон о валютном контроле предусматривает разный режим для резидентов, в основном живущих в России, и резидентов, проводящих бо́льшую часть времени за ее пределами.

Согласно Закону о валютном контроле, требования к порядку открытия счетов в зарубежных банках, проведения валютных операций по таким счетам и представления отчетов о движении средств не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней. В свете ограничений на передвижение между странами в условиях пандемии коронавируса данный фактор может оказаться не менее важным, чем налогообложение.

Предварительные выводы

  • В странах, применяющих только критерий количества дней пребывания, существует риск формального подхода к определению резидентства лиц, вынужденно пребывавших на территории страны из-за коронавируса.
  • По итогам налогового периода лицо может оказаться резидентом страны, в которую оно возвратилось или в которой непредвиденно задержалось, и соответственно, нести предусмотренные для резидентов налоговые обязанности, а также (если речь о России) обязанности по линии валютного законодательства.
  • Следует ожидать публикацию специальных разъяснений и, возможно, поправок в законодательство, позволяющих при определении его налогового резидентства не учитывать время, проведенное лицом в стране из-за пандемии. В России подобные поправки или разъяснения пока не приняты и не разрабатываются.
  • По мнению экспертов ОЭСР (которое не является обязательным для национальных налоговых служб), для целей применения международных налоговых соглашений изоляция из-за пандемии не должна влиять на налоговое резидентство людей.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *