Правой статус заключения межведомственной комиссии о непригодности помещения к проживанию и не подлежащего ремонту

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Так, Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.

Определением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, в принятии искового заявления Г. в части требований о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта отказано. В остальной части исковое заявление принято к производству суда первой инстанции.

Отказывая Г.

на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в принятии искового заявления в части требования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, судебные инстанции правомерно исходили из того, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов.Одновременно Г. было разъяснено, что в целях защиты своих законных прав и интересов она вправе оспорить бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания, обратившись в суд в порядке, предусмотренном статьей 254 ГПК РФ.

При рассмотрении другого дела апелляционным определением областного суда отменено решение районного суда по иску Д. и других к администрации городского округа о признании жилого здания аварийным, жилых помещений непригодными для проживания и предоставлении жилых помещений, которым были частично удовлетворены исковые требования граждан, признаны непригодными для проживания жилые помещения, на администрацию городского округа возложена обязанность предоставить истцам в черте городского округа по договору социального найма благоустроенные жилые помещения.

Отменяя решение суда в части удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.Поскольку решения по вопросу о соответствии занимаемых истцами помещений установленным требованиям не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, судебная коллегия по гражданским делам областного суда пришла к обоснованному выводу, что судом разрешен вопрос, относящийся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заявленное требование о признании жилого помещения непригодным для проживания не может быть разрешено в порядке искового производства и производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Как показывает анализ судебной практики, чаще всего граждане обжалуют заключения межведомственных комиссий с целью признания незаконным заключения комиссии, возложения на нее обязанности составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями.

При рассмотрении данной категории дел судами, в частности, проверялось, вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, — представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций. Кроме того, судами выяснялось, производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, для чего в необходимых случаях назначались экспертизы.Распределяя бремя доказывания, суды руководствовались положениями части 1 статьи 249 ГПК РФ, согласно которым обязанность по доказыванию законности оспариваемого заключения возлагается на принявший его орган.

Например, решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, удовлетворено заявление П. и других лиц о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра города, о признании многоквартирного жилого дома пригодным для проживания и подлежащим ремонту. На межведомственную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом установлено, что заявители являются как нанимателями, так и собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра города, по результатам обследования помещений дома установлена возможность проведения капитального ремонта дома.

Удовлетворяя требования заявителей о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, судебные инстанции исходили из того, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Читайте также:  Оплата работы на замене

Комиссия, произведя визуальную осмотр конструкции дома, сочла, что требуется ремонт свайного основания, стен (частично замена бруса, пораженного гнилью), цокольного перекрытия, чердачного перекрытия (частичный ремонт в местах протечек), межэтажного перекрытия; лестниц (укрепление перил и окраска), кровли, крыши, системы электрооборудования, текущий ремонт печей, ремонт окон, падовых стояков, покрытия пола.

Судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально.

Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.

Кроме того, заявители в обоснование требований ссылались на заключение эксперта, согласно которому отдельные конструкции и помещения многоквартирного жилого дома (в частности, помещения техподполья, чердака, подъездов, коридоров, общих кухонь и туалетов, жилых комнат) не отвечают требованиям, указанным в разделе II Положения.

При этом экспертом дополнительно выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом (обрушение цокольного перекрытия, уменьшение рабочего диаметра свай из-за разрушения оголовков тела свай и поражения гнилью, повреждение инженерно-технических систем отопления и электроснабжения), изменения параметров среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований (несоответствие санитарным нормам параметров влажности древесины забирки, древесины свай, древесины прогонов крыши, влажности воздуха жилых помещений; наличие плесневелых грибков, гнили на деревянных конструкциях несущих стен; распространение фекальных масс по затопленному помещению техподполья и придомовой территории; высыпание утеплителя цокольного перекрытия).

Комиссией, располагавшей указанным заключением эксперта на момент проведения обследования жилого дома, указанные выводы эксперта о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, в том числе заявителей, опровергнуты не были.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

13 августа 2015

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение № 47).

  • Основания и несущие конструкции жилого дома (индивидуального), а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
  • Жилое помещение, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме должны быть обустроены и оборудованы так, чтобы не допустить риск получения травм жильцами при передвижении внутри, около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них.
  • Если выявлены вредные факторы среды проживания человека, такие как:
  • ухудшение в связи с физическим износом эксплуатационных характеристик здания в целом или отдельных частей, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований,
  • изменение параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан,
  • жилое помещение могут признать непригодным для проживания.

Если многоквартирный дом имеет деформацию фундамента, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, его могут признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, которая создается в зависимости от вида собственности жилого помещения.

Для оценки и обследования помещения, находящегося в государственной собственности Пермского края, в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома, все помещения в котором находятся в государственной собственности Пермского края, в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции создана Межведомственная комиссия, состав которой утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17 июля 2014 г. № СЭД-35-05-06-143. 

Если жилые помещения, многоквартирные дома находятся в федеральной, муниципальной и частной собственности, для их оценки и обследования межведомственная комиссия создается органом местного самоуправления.

Таким образом, для проведения оценки соответствия жилых помещений, многоквартирных домов требованиям, установленным Положением № 47, гражданам, заключившим договор социального найма жилых помещений, находящихся в государственной собственности Пермского края, необходимо подавать заявление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В остальных случаях – в орган местного самоуправления. Частный собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

Заявления собственников (нанимателей) помещений подаются на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, в форме электронных документов с использованием информационной системы государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/) или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. К заявлению необходимо приложить документы, установленные пунктами 45 и 45 (2) Положения № 47.

Межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения;
  • о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  • о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  • о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар»

Заявители:

Собственники жилых помещений, правообладатели жилых помещений, наниматели жилых помещений

  • От имени заявителя для получения муниципальной услуги может выступать лицо, имеющее такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в силу наделения его заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими полномочиями

Необходимые документы:

  1. Документы, представляемые заявителем в обязательном порядке:

    1. Заявление о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме

    2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, и (или) иной документ, подтверждающий полномочия представителя (законного представителя) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если заявление подписывается представителем заявителя (законным представителем)

    3. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя) (1 экз., оригинал, подлежит возврату)

    4. Правоустанавливающие документы на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (1 экз., копия (с представлением оригинала, либо должным образом заверенной копии), копия возврату не подлежит)

    5. Проект реконструкции нежилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала, либо должным образом заверенной копии), копия возврату не подлежит) (представляется в отношении нежилого помещения для признания его жилым помещением)

    6. Заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома (1 экз., копия (с представлением оригинала, либо должным образом заверенной копии), копия возврату не подлежит) (представляется в случае подачи заявления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции)

    7. Заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала, либо должным образом заверенной копии), копия возврату не подлежит) (предоставляется в случае, если предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям)

    8. Заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания (1 экз., копия возврату не подлежит) (представляются по усмотрению заявителя)
    9. Заключение экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 (представляется в случае проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использования механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (1 экз., оригинал либо должным образом заверенная копия, возврату не подлежат)
  2. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

    1. Сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение (1 экз., копия (с представлением оригинала, либо должным образом заверенной копии), копия возврату не подлежит)

    2. Технический паспорт жилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала, либо должным образом заверенной копии), копия возврату не подлежит)
    3. Технический план нежилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала, либо должным образом заверенной копии), копия возврату не подлежит)
    4. Заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) (1 экз., копия (с представлением оригинала, либо должным образом заверенной копии), копия возврату не подлежит) (представляются в случае, если представление указанных документов признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным законодательством Российской Федерации требованиям)
    5. Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (1 экз., оригинал либо должным образом заверенная копия, возврату не подлежат) (представляется для признания жилых помещений, занимаемых инвалидами, непригодными для проживания граждан и членов их семей)

Срок предоставления услуги:

60 календарных дней, исчисляемых со дня регистрации заявления с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги

  • Срок подготовки уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги составляет 30 календарных дней, исчисляемых со дня регистрации заявления с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги

Стоимость услуги и порядок оплаты:

Бесплатно

Результат предоставления услуги: 

  1. Выдача заключения о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания и постановления администрации «О признании помещения жилым помещением и его пригодности для проживания»

  2. Выдача заключения о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке и постановления администрации «О признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в виде капитального ремонта, реконструкции или перепланировки»

  3. Выдача заключения о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания и постановления администрации «О непригодности жилого помещения для проживания»

  4. Выдача заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и постановления администрации «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции»

  5. Выдача заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и постановления администрации «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»
  6. Выдача заключения об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»
  7. Выдача уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги

Место обращения за получением услуги:

Отдел по организации предоставления муниципальных услуг МБУ «ГИКЦ»

Адрес: г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 22, кабинет 103

Межведомственная комиссия: признание жилья аварийным

Срок эксплуатации любого здания со временем истекает, изнашивается его конструкция, приходят в негодность строительные материалы. На данное время немало граждан проживает в жилых зданиях, которые уже пришли в аварийное, достаточно опасное для жизни жильцов состояние.

По закону они должны быть переселены в новые квартиры или такие, которые соответствуют всем требованиям к жилью. Но для того, чтобы произошло переселение, должно быть получено заключение о признании дома аварийным, которое выдает специальная вневедомственная комиссия.

Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным должна провести экспертизу, обследовать дом, выдать решение о его состоянии и о необходимости переселения жильцов. Такая жилищная комиссия решает целый комплекс важных, ответственных вопросов, поэтому при ее создании и выбору членов нужно быть очень требовательным и внимательным.

Создание

Что такое МВК? Комиссия городская по решению жилищных вопросов – это организация, в которую жильцы аварийных домов могут обращаться до того, как идти с исковым заявлением в суд. Заседание межведомственной комиссии проходит с повесткой о признании дома аварийным.

Тем, кто имеет в доме квартиры, по решению комиссии должны выдать новое жилье. Если городские власти пока не имеют такой возможности, они должны предоставить жильцам денежные суммы на покупку новой жилплощади.

Аварийный дом: получение жилья при расселении

ВНИМАНИЕ! В разных регионах может быть и разным состав такой важной комиссии, он не является стандартным.

Когда создается комиссия независимая по жилью, в нее включаются представители различных структур, имеющих отношение к решению жилищных вопросов. Кто может входить в состав?

  • Это работники местной администрации.
  • Представители законодательного собрания.
  • Специалисты из городского управления по градостроительству.
  • Органы надзорного плана.
  • Работники из МЧС, БТИ.

А также включаются в комиссию и представители управления аварийным домом (из ТСЖ, Управляющей Компании, ЖСК).

Состав комиссии

Деятельность межведомственной комиссии должна соответствовать нормам Жилищного Кодекса, Конституции РФ, Постановлению Правительства под номером 47, другим важным документам.

Признание квартиры аварийной многоквартирном доме выполняется специально созданным органом – межведомственной комиссией.

В ней может быть разное количество людей, в зависимости от региона состав может немного отличаться. Но существует определенный порядок создания МВК, согласно которого среди кленов комиссии должны быть депутаты, представители местной администрации населенного пункта.

Выбирается и кто-то из отдела архитектуры. Среди других организаций, работники которых должны присутствовать в списке комиссии – БТИ, МЧС. Обязательно включается и кто-то из Роспотребнадзора. При желании можно дополнить состав и другими людьми.

ВНИМАНИЕ! Создается жилищная комиссия и утверждается ее состав органами местного самоуправления.

Создание комиссии подразумевает и выборы ее председателя. Данное ответственное лицо, как правило, выбирается из представителей исполнительной власти. Председатель имеет много важных и ответственных функций, которые должен выполнять на высоком уровне:

  1. Он ведет заседание, ставит важные вопросы на нем.
  2. Также это лицо выполняет представительскую функцию, ведь комиссии обязательно нужно будет взаимодействовать и решать многие вопросы с различными организациями и ведомствами.
  3. Подписывает протокол дома обследования, другие важные документы по оценке жилых помещений.
  4. Председатель должен постоянно общаться с другими членами комиссии, давать им задания по работе, инициировать собрания.

В помощь председателю выбирается и грамотный секретарь, который будет вести записи документов, подготавливать и составлять их.

Признание многоквартирного дома аварийным

Задачи

Комиссия данного рода создается с определенной целью – она должна заниматься признанием аварийности дома и вопросами переселения жильцов из него. Но такая функция является сложной, ответственной и подразумевает выполнение целого комплекса задач.

От правильности принятого комиссией решения зависит безопасность людей, часто это решение должно быть принято за сутки. Ответственные лица проводят комплексное обследование и решает вопрос по необходимости срочного переселения людей из дома, который может в любую минуту разрушиться. Как признать здание аварийным и непригодным для проживания?

  • При показателе высокой степени износа строительных материалов, что докажет обследование комиссией, признается факт аварийности здания. Показатель износа должен составлять не менее 65%.
  • Помимо решения о ветхости и аварийности должно еще быть и решение о сносе здания. Только при наличии этих документов встает вопрос о срочном переселении жильцов.

Вызвать жилищную комиссию могут и сами жильцы дома, опасающиеся за свою безопасность. Но после своей работы комиссия может принять разные решения. Возможно, будет установлена необходимость капитального ремонта или реставрации.

Также члены этого важного органа могут решить, что здание еще пригодно для проживания, судя по степени износа строительных материалов. Также среди вариантов решения – признание дома ветхим и подлежащим сносу, признание ветхим, аварийным из-за износа материалов, нарушения санитарных норм.

Жильцы, которые составляли заявление на обследование, указав точный адрес объекта, должны обязательно получить уведомление о проведенной работе и о принятом комиссией решении.

Смотрите видео: Компенсация за аварийное жилье при расселении

Как работает

  1. Чтобы вызвать комиссию, нужно обратиться всего лишь в орган местного самоуправления. Для вызова составляется заявление, справка о состоянии многоквартирного дома. Также необходим план здания, где проживают заявители. Если у управления дома нет такого плана, его можно заказать в БТИ.

  2. Перед обращением следует провести обследование дома с помощью группы, в которую войдут представители Управляющей Компании и сами жильцы, делающий вызов.
  3. Если дом частный, понадобятся правоустанавливающие документы.

Чем больше жильцов подпишет заявление на обследование, о признании дома непригодным для жизни, тем быстрее поступит реакция на заявку.

Определение состояния дома

Показатели ветхого состояния дома разнообразны. Комиссия может выявить:

  • Нарушение целостности стен, крыши, фундамента.
  • Деформацию конструкции, угрозу обрушения стен или других элементов.
  • Расположение дома в опасной зоне подтопления, вследствие чего и создается аварийность.
  • Несоответствие жилого помещения нормам САнПина. Например, присутствует радиационное загрязнение внутри помещения.

Аварийным может быть признан дом, который не подключен к инженерным коммуникациям и в силу технических причин не может быть подключен. Дом может быть межведомственной комиссией признан только ветхим, но не аварийным.

ВАЖНО! В большинстве случаев для домов, признанных ветхими, разрабатывается проект по ремонту, но они не сносятся, как аварийные.

Ветхие дома, даже со сложными условиями проживания, не представляют собой угрозы для жизни проживающих в них.

Члены комиссии должны составить также список тех бумаг, которые позволят детально изучить состояние дома. По рекомендациям комиссии собирается группа экспертов, которые могут точно определить, насколько плохим является состояние дома, можно там жить еще определенное время или опасно.

Потом комиссия должна принять решение, которого ожидают жильцы дома. В обязанности комиссии входит не только изучение документов, она обязана и сама побывать на объекте, тщательно осмотреть его.

Требования к зданию

Комиссией изучаются такие характеристики дома, как степень стойкости к пожару, соответствие гигиеническим и санитарным нормам, изношенность стен, фундамента, крыши. Проверяется приборами уровень радиации внутри дома, уровень шума.

Документы

Помимо заключения о состоянии жилого здания, межведомственная жилищная комиссия должна еще составить документ, в котором дается рыночная оценка аварийного жилья. Сколько стоит квартира в аварийном доме, зависит не только от цены жилых метров.

При оценке учитывается целый список расходов, которые несет владелец недвижимости при переселении его на новую квартиру. Нужно включить в оценку расходы на аренду до получения нового жилья, на оформление недвижимости, другое.

ВНИМАНИЕ! Комиссия, учитывая разные показатели аварийности дома, может признать его и пригодным для проживания.

Жильцам остается только или согласиться с таким решением, или опротестовать его в суде. Иск будет рассматриваться в районом суде общей юрисдикции.

Вправе ли межведомственная комиссия признать многоквартирный жилой дом непригодным для проживания?

Вправе ли межведомственная комиссия признать многоквартирный жилой дом непригодным для проживания (вместо признания непригодным для проживания жилого помещения)? Насколько важна правильность формулировок в заключении межведомственной комиссии? Могут ли выселить из «непригодного для проживания многоквартирного дома»?

Ответ:

В соответствии с п. 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;
  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
  • о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  • о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции

Таким образом, многоквартирный жилой дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу, а вследствие этого жилое помещение в нем — непригодным для проживания.

Многоквартирный дом непригодным для проживания по смыслу норм вышеуказанного Постановления признан быть не может.

В случае же такой некорректной формулировки юридических последствий такого «признания» в виде выселения проживающих в доме граждан по основаниям, указанным в ст. 85 ЖК РФ не наступит.

Пример из судебной практики

«…При рассмотрении дел о выселении из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма по п. 1 ст. 85 ЖК РФ, когда дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, либо по п. 3 ст.

85 ЖК РФ, когда жилое помещение признано непригодным для проживания, необходимо иметь в виду, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции устанавливается Правительством РФ (ст. 15 ЖК РФ).

В целях исполнения ст. ст. 15 и 85 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Данным Положением понятия жилого помещения и многоквартирного жилого дома разделены (пункты 5, 6, 7), что соответствует положениям ст. 85 ЖК РФ, и установлены новые критерии решений, принимаемых в отношении жилого помещения и многоквартирного дома.

В отношении жилого помещения, которым, в том числе признается квартира, принимается решение о признании непригодным для проживания (пункты 5, 47 Положения), в отношении многоквартирного жилого дома – о признании аварийным и подлежащим сносу.

Данные требования закона не были соблюдены Октябрьским районным судом при рассмотрении дела по иску мэрии г. Калининграда о выселении С.М.М. и несовершеннолетней С.М.М. в г. Калининграде с предоставлением другого жилого помещения.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что решением городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда от 29 июля 2005 г., утвержденным постановлением мэра г. Калининграда от 22 августа 2005 г.

№ 3589, вышеназванный дом включен в список жилых домов, непригодных для проживания, основные конструкции которого находятся в эксплуатационном состоянии (Список № 2). Мотивом принятия такого решения послужило ветхое состояние здания и нецелесообразность его ремонта.

В то же время угроза обрушения основных конструкций жилого дома отсутствует.

Отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в иске, судебная коллегия обоснованно указала на то, что основания, предусмотренные ст. 85 ЖК РФ для выселения ответчиков, отсутствуют, так как занимаемая ими квартира непригодной для проживания не признана.

Многоквартирный жилой дом, в котором находится данное жилое помещение, также не признавался аварийным и подлежащим сносу.

Ветхое состояние жилья и нецелесообразность его ремонта, при наличии у граждан, занимающих такое жилое помещение, желания проживать в нем, не могут служить основанием ни для их выселения, ни для предоставления им жилого помещения по договору социального найма вне очереди по п. 1 ч.

2 ст. 57 ЖК РФ» (извлечение из обзора судебной практики по рассмотрению районными (городскими) судами Калининградской области гражданских дел в первом полугодии 2008 года).

Вернуться к началу обзора практики: «Аварийное и ветхое жилье. Снос домов, расселение, выселение, предоставление, выкуп. Судебная практика»

Рекомендуем также обзор практики: «Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *