Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта

Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта

  • Это документ, подтверждающий, что застройщик, собственник, арендатор вправе проводить строительство или застройку, реконструкцию на конкретно обозначенной территории.
  • Вопросы, связанные с алгоритмом выдачи разрешения, его формой и содержанием, процессом рассмотрения и вариантами отказа, занимается Градостроительный Кодекс РФ.
  • Правовое регулирование застройки, реконструкции осуществляет не только этот закон, но и ряд отраслевых НПА по конкретному направлению строительства, особенностями территории застройки и объектов недвижимости.

Почему отказали и что делать, если не дали разрешение на строительство? Попробуем разобраться!

Основания, почему отказано

Государственная инстанция, ответственная за выдачу разрешения на строительство, может отказать. Несогласие выдается в мотивированном виде: заявитель должен понимать причину отказа, устранить ее.

Основания, которыми руководствуется уполномоченный орган, составляют обширный список на практике. Но в законе они собраны воедино, в ст. 51, ч. 13 Градостроительного Кодекса.

Основания, по которым происходит отказ, следующие:

  1. Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объектаОтсутствие документов (список предусмотрен положениями Градостроительного Кодекса в ст. 51, ч. 7,9).
  2. Наличие документов, но бумаги не отвечают требованиям ГПЗ.
  3. Наличие документов, но бумаги не отвечают требованиям разрешения на отклонение от предельных размеров строительства или реконструкции.

Законодатель оговаривается, что перечень ситуаций, приводящих к отказу, носит исчерпывающий характер. Это означает, что он не может быть дополнен решениями уполномоченного органа.

Ошибки заявителей как причина

Это достаточно тонкие нюансы, о которых заявитель может и не подозревать.

Правительство в 2008 году издало Постановление под N 87. Оно касается вопросов проектной документации: разделов документа, требованиях к содержанию.

В разделе II, пункте Б указано, что в пояснительной записке должны содержаться реквизиты документов. Их перечень объемный, ознакомиться с ним можно в Постановлении. Кроме перечисления реквизитов документов, должны быть приложены копии бумаг.

К заявлению прикладывается проект, который проходил экспертизу несколько лет назад. Времена меняются, как и нормы и правила строительства.

Пример: проект был разработан три года назад. Планировали начать строительство, но оно было отложено по финансовым соображениям. Заявление на получение разрешения было подано спустя три года.

При просмотре документов выяснилось, что схема планировочной организации ЗУ не учитывается, так как была разработана на основании старого градостроительного плана.

Ко времени подачи заявления может быть составлен новый план. Назначение территории, где планируется застройка, также поменялось. Соответственно, проект градостроительного плана устарел.

Проблема у заявителя может возникнуть из-за того, что изменились нормативы, учитываемые при разработке проекта. Например, были изменены требования по доступности к объекту маломобильным гражданам. Т.е. изменен угол уклона пандуса.

В проекте, представленном заявителем, норматив по этому показателю старый. То есть, проект уже не соответствует новым нормативам и его отдадут на доработку. Как следствие – откажут в выдаче разрешения.

Досудебное обжалование решения

Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объектаОтказ в выдаче разрешения обжалуется в претензионном и судебном порядке. Заинтересованное лицо ссылается на незаконность отказа со стороны уполномоченных органов.

Заявитель уверен, что он передал в государственную инстанцию все необходимые документы, соответствующие требованиям законодательства. Но получил отрицательный ответ на заявление.

Отказ можно считать незаконным, если заявитель предоставил в уполномоченную инстанцию требуемый перечень документов, но получил отказ. Представители уполномоченного органа не дали обоснования своему решению.

Законодатель определил перечень споров, досудебный порядок по которым обязательный. Обжалование отказа не входит в этот список, поэтому урегулирование спорного правоотношения без вмешательства судебного органа выступает исключительной прерогативой заинтересованного лица. Он может не составлять претензию, а обращаться напрямую в суд.

В процессе досудебного решения заявитель должен отправить в местный орган власти претензию. Это официальное письмо, суть которого состоит в требовании признать действия конкретного должностного лица противоречащим положениям закона.

Претензия составляется на имя руководителя местной администрации. Письмо рассматривается в течение 5 дней, исключая выходные. Кроме письма, внимательно рассматриваются основания, по которым произошел отказ.

В результате рассмотрения, государственная инстанция принимает один из вариантов решения:

  • отказывает в мотивированном порядке;
  • принимает претензию во внимание, отменяет ранее принятое решение, должностное лицо обязано в течение трех дней признать предшествующий отказ не соответствующим закону.

Оспаривание действий государственных инстанций без вмешательства в дело суда – самый действенный способы защитить заявителю попранные права, законные интересы.

В случае если до суда не получается решить вопрос мирным способом, на претензию заявителя не отвечают в разумный срок (по гражданскому законодательству он равен месяцу), заявитель использует право на защиту в суде.

Оспаривание

При подаче искового заявления заинтересованное лицо должно понимать, в какой суд обращаться:

  1. Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объектаАПК содержит главу 24. В ней устанавливается порядок оспаривания ненормативных правовых актов, решений – как действий, так и бездействий государственных инстанций, ОМС.
  2. КАС – кодекс административного судопроизводства, в ст. 24 также устанавливает порядок обжалования и признания не соответствующему закону решения государственной инстанции, как полностью, так и в части.

Куда подавать иск заинтересованному лицу, какой закон регулирует этот вопрос? Иск подается по АПК РФ – соответственно в Арбитражный суд, если государственная инстанция незаконным решением нарушила права организации и затронула сферу предпринимательской деятельности юридического лица.

Если иск подает гражданин, его спор не связан с осуществлением хозяйственной деятельности, проблемное правоотношение рассматривается в суде общей юрисдикции.

По ст. 197, ч. 2 АПК основанием к рассмотрению дела в арбитражном процессе выступает заявление от заинтересованного лица. В иске заявитель излагает требование, связанное с признанием решения уполномоченного органа не соответствующим закону.

Критерием обращения в АС РФ с иском выступает заявление, в котором истец просит признать незаконными действия (бездействия) государственного органа. Таким образом, защищаются права, законные интересы.

В рамках ст. 198, ч. 2 с требованием в АС РФ вправе обратиться гражданин в статусе ИП, организации, прокурор. Законные интересы истца нарушаются оспариваемыми действиями (бездействиями) со стороны государственной инстанции в экономической сфере.

Для истца при подаче искового заявления важно определить подсудность спорного правоотношения. По ст. 27, п.2, ч.1, ст. 29, ч.1, ст. 34, ст.35 АПК при оспаривании действий государственных органов необходимо направлять иск в АС по месту нахождения местного органа власти, другого государственного органа, нарушившего права истца.

Истец при подаче заявления обязан соблюдать сроки: 3 месяца со дня, когда право гражданина в статусе ИП, организации было нарушено.

Как составить исковое заявление?

Рассмотрим, как составить исковое заявление:

В арбитражный суд

Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объектаФорма, содержание иска, направляемого в суд, рассмотрена в ст. 125 АПК РФ. Составляется письменный документ, который подписывается истцом.

Иск подается двумя способами:

  • лично, через канцелярию суда;
  • через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Если гражданин или представитель организации подает иск дистанционно, он обязан иметь усиленную квалифицированную подпись. Это аналог обычной подписи человека, но позволяющий совершать правовые и иные действия подобно обращению в суд.

Исковое заявление составляется по правилам, указанным в ст. 125 АПК, если иск подается в Арбитражный суд. В иске должны быть обязательные реквизиты: это обеспечивает корректность заполнения заявления. Судья может отказать в его принятии из-за недочетов, исправлений, описок.

Если предприниматель сомневается в корректности составления документа, лучше обратиться к юристу. Образцы исков по теме обжалования решений государственных органов находятся в интернете, на специализированных сайтах.

Реквизиты иска:

  • наименование АС, куда подается иск;
  • данные о заявителе: место жительство, работы, государственной регистрации ЮЛ, номера телефонов, факсов, электронной почты, факса;
  • информация об ответчике: паспортные данные лица, если ответчик – ЮЛ, то сведения о государственной регистрации, юридический и фактический адрес, наименование ЮЛ, генерального директора;
  • требование истца к ответчику: в иске указываются ссылки на НПА, по которым было нарушено право со стороны государственного органа;
  • факты обоснования исковых требований;
  • сведения о том, был ли соблюден досудебный порядок;
  • перечень документов, которые прилагаются к документу.

Документ печатается в 3 экземплярах:

  • один – в суде,
  • второй – у истца,
  • третий направляется ответчику.
Читайте также:  Вниманию потребителя: цены на ценнике не совпадает с ценой в чеке. Что делать?

Скачать образец искового заявления в арбитражный суд

В суд общей юрисдикции

Форма иска указана в ст. 125 КАС РФ. Принципиальных отличий между двумя формами исков не существует, так как вне зависимости от вида судопроизводства, суть остается прежней: права человека нарушены, он просит их восстановить, защитить законные интересы.

Исковое заявление подается с разборчивым подчерком, с реквизитами по требованию ст. 125 АПК. Структура иска аналогична для заявления, поданного в Арбитражный суд.

Скачать образец искового заявления об обжаловании отказа в выдаче разрешения на строительство

Прилагаемые документы

Список документов перечисляется в иске в графе «приложения».

Юридическое назначение приложенного комплекта бумаг состоит в том, чтобы судья получил исчерпывающие данные о фактических обстоятельствах спорного дела, понимал, что они подкрепляются доказательствами, которыми выступают документы. Список приложенных бумаг не одинаковый, так как много зависит от обстоятельств рассматриваемого спорного правоотношения.

Документы:

  1. Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объектаБумаги, подтверждающие факт незаконного решения уполномоченного органа, принятого в отношении истца.
  2. Копия ответа на претензию от государственного органа, если истец подавал ее в установленном порядке.
  3. Уведомление суда о том, что были вручены копии административного заявления лицам, которые принимают участие в спорном деле.
  4. Квитанция или платежное поручение, фиксирующая факт уплаты пошлины за предоставление государством правовой услуги.
  5. Оригинал отказа в выдачи разрешения на строительство со стоны уполномоченного органа.
  6. Иные документы, имеющие значение для рассматриваемого спорного дела.

В суде задача истца состоит в том, чтобы суметь убедить суд в своей правоте. Для этого представляются исчерпывающие доказательства незаконности действий государственного органа, который не выдал истцу разрешение на строительство. Документы подтверждают факт незаконного действия, поэтому их присутствие в спорном деле необходимо.

Госпошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый государством за оказание правовой услуги. Пошлина уплачивается до подачи иска в суд. Факт оплаты подтверждается квитанцией или платежным поручением, на котором стоит отметка банка, что платеж исполнен.

Статья 333.21 НК РФ указывает на размеры взимаемых с населения сборов при обращении к суду. В частности, в арбитражном судопроизводстве иск, связанный с оспариванием действий или бездействий государственных инстанций, оплачивается в зависимости правового статуса истца:

  • граждане – 300 рублей;
  • организации – 2000 рублей.

При подаче административного иска с теми же основаниями, требованиями к суду, размер государственной пошлины не меняется.

Срок рассмотрения спорного правоотношения

Статья 200 АПК РФ устанавливает сроки рассмотрения спорных правоотношений:

  1. Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объектаОспаривание ненормативных актов, решений органов публичной власти – 3 месяца с момента поступления иска в суд. Во временной период включена стадия подготовки к заседанию суда, принятие решения по делу.

    Но 3 месяца – не окончательный срок, так как он продлевается до полугода. Но только по заявлению судьи, которое должно содержать причины продления срока, то есть быть мотивированным.

  2. Спорные правоотношения об оспаривании решений ОМС, связанные с предельными параметрами разрешенного строительства, вопросами реконструкций объектов, принадлежащих к капитальному строительству, рассматриваются в более короткий срок. Это один месяц с момента подачи иска в суд. В этот временной промежуток входит стадия подготовки дела к рассмотрению, принятия по нему окончательного решения судьей.

Не в интересах сторон пропускать судебные заседания. Для обеспечения явки истца, ответчика, заинтересованных в деле лиц, суд извещает о времени, месте рассмотрения спорного правоотношения.

Если сторона (ы) не придут на заседание, дело все равно будет рассматриваться в их отсутствие. Но при условии, что судья не признает обязательности присутствия участника заседания в зале суда.

Судебная практика представлена здесь.

Заключение

Разрешение на строительство — необходимый документ для возведения объектив капитального назначения, реконструкции зданий и сооружений. Действия застройщиков, произведенные с игнорированием разрешения, незаконны. В большинстве случаев, строителям не позволят работать на территории без разрешения.

Получают одобрение на строительство в местных органах власти, в каждом регионе работает конкретное государственное учреждение. Но подобные инстанции не всегда соглашаются с заявителями на разрешение строительства. Несогласие выражается в отказах.

Заявитель наделен правом защитить свои права, интересы. Он делает это вне суда по направлению претензии в адрес государственного органа. Также он имеет право отправить иск в суд, минуя претензионное производство.

Прекращение регистрации

  • Главная
  • Начало работы
  • Основы работы
  • Работа в модулях
  • Техническая поддержка

После выбора действия «Прекращение регистрации» откроется окно модуля с четырьмя шагами.

Шаг 1: Детали заявления

Шаг 1 предназначен для ввода сведений о заявлении, которые было зарегистрировано ранее.

Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта

В поле «! Дата предоставления документов по ранее зарегистрированному заявлению» укажите дату предоставления документов.

Укажите номер книги учета входящих документов, в которой документы были зарегистрированы, и номер записи в этой книге, под которым были зарегистрированы заявления и документы, в одноименном поле.

При необходимости в таблице «Дополнительные сведения» в столбце «! Дополнительные сведения» из выпадающего списка выберите, какие сведения необходимо указать, затем в столбце «! Описание дополнительных сведений» укажите их.

Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта

Шаг 2: Правообладатели (заявители)

Шаг 2 предназначен для внесения сведений о правообладателе (заявителе), способах получения и доставки результатов.

Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта

Поле «! Документ» используется для автоматического заполнения заявления. В данное поле Вы можете приложить основой пакет документов – GKUZU_*.zip, GKUOKS_*.zip, act_*.zip, из которого сведения будут перенесены в заявление.

Если необходимо включить основной документ в состав пакета, установите одноименную галочку.

В таблицу «! Данные о правообладателях (заявителях)» вносятся сведения о правообладателях (заявителях). Нажмите кнопку , чтобы внести сведения.

Как заполнить сведения о правообладателе?

Откроется окно «Сведения о правообладателе (заявителе)»:

Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта

В поле «! Тип заявителя» выберите тип заявителя и заполните открывшиеся поля.

При выборе типа заявителя — «Правообладатель или его законный представитель» выберите вид заявителя в поле «! Вид».

При выборе значения «Физическое лицо»:

  • Укажите фамилию, имя и отчество (при наличии);
  • Выберите пол из выпадающего списка;
  • Укажите дату и место рождения;
  • Из выпадающего списка выберите гражданство;
  • В поле «! Документ, удостоверяющий личность» нажмите кнопку .
    В окне «Документ удостоверяющий личность» внесите сведения о документе:
    Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта
    Чтобы сохранить сведения, нажмите или . Окно будет закрыто, Вы будете перенаправлены в окно «Сведения о правообладателе (заявителе)».
  • Укажите СНИЛС;
  • В поле «! Указать адрес» из выпадающего списка выберите тип адреса, затем в поле «! Адрес» укажите его;

Как заполнить поле с адресом?

Ввести адрес в программе можно 3 способами:

  1. Ввод адреса из ФИАС онлайн;
  2. Ввод адреса из установленной на компьютере базы ФИАС;
  3. Вручную.
  • Для ввода адреса из ФИАС онлайн:
    В окне «Адрес» в поле «Ввести адрес:» введите нужный адрес в произвольной форме. Программа предложит варианты для заполнения структурированного адреса согласно ФИАС, выберите подходящий вариант. Далее программа сама заполнит необходимые поля.

    • Для ввода адреса из установленной на компьютере базы ФИАС:
    • В окне «Адрес» установите галочку «Заполнять адрес из классификатора».
    • Для ввода адреса начните набирать в строке «Регион» первые символы названия региона, возможно, достаточно будет ввести 1 или 2 символа, чтобы программа нашла нужный регион, выберите подходящий из списка.
    • Нажмите клавишу Enter, чтобы перейти к вводу названия района, аналогично заполняйте далее.
  • Для ввода адреса вручную:

    Снимите галочку «Заполнять адрес из классификатора» и введите вручную необходимый адрес.

Чтобы сохранить адрес, нажмите или . Окно ввода адреса будет закрыто.

  • Дополнительно укажите: телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес;
  • Если заявитель относится к льготной категории граждан, установите галочку в одноименном пункте и: выберите категорию, и внесите сведения о документе, подтверждающем эту льготу;
  • Если правообладателя (заявителя) представляет представитель, нажмите кнопку .

Как заполнить сведения о представителе?

Откроется окно «Сведения о представителе правообладателя (заявителя)»:

  • Укажите фамилию, имя и отчество (при наличии);
  • Выберите пол из выпадающего списка;
  • Укажите дату и место рождения;
  • В поле «! Документ, удостоверяющий личность» нажмите кнопку и внеситие сведения о документе.
  • Укажите СНИЛС;
  • В поле «! Указать адрес» из выпадающего списка выберите тип адреса, затем в поле «! Адрес» укажите его;
  • Дополнительно укажите: телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес.
Читайте также:  Как оформить долю в квартире сына, купленной по ипотеке

Чтобы сохранить сведения, нажмите или . Окно будет закрыто, Вы будете перенаправлены в окно «Сведения о правообладателе (заявителе)».

При выборе значения «Юридическое лицо» выберите тип заявителя в поле «! Тип»:

Для российского юридического лица:

  • Укажите полное наименование в одноименном поле;
  • Укажите ОГРН (13 цифр без разделителей) и ИНН (10 цифр без разделителей) в соответствующих одноименных полях;
  • В поле «! КПП» укажите код в формате NNNNPPXXX, где: NNNN – код налогового органа, PP – причина постановки, ХХХ – порядковый номер;
  • В поле «Дата регистрации» укажите дату регистрации юридического лица;
  • Дополнительно укажите: телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес.
  • Если правообладателя (заявителя) представляет представитель, нажмите кнопку .

Как заполнить сведения о представителе?

  1. Откроется окно «Сведения о представителе правообладателя (заявителя)»:
  2. Выберите тип и вид представителя, и заполните открывшиеся поля.

Чтобы сохранить сведения, нажмите или . Окно будет закрыто, Вы будете перенаправлены в окно «Сведения о правообладателе (заявителе)».

Для иностранного юридического лица:

  • Укажите полное наименование в одноименном поле;
  • В поле «! КПП» обязательно укажите код в формате NNNNPPXXX, где: NNNN – код налогового органа, PP – причина постановки, ХХХ – порядковый номер;
  • В поле «! Код страны регистрации» из выпадающего списка обязательно выберите страну, в которой зарегистрировано юридическое лицо;
  • В поле «Дата регистрации» укажите дату регистрации юридического лица;
  • В полях «! Номер регистрации» и «! Код иностранной организации» обязательно укажите номер и код соответственно;
  • Дополнительно укажите: телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес;
  • Если правообладателя (заявителя) представляет представитель, нажмите кнопку и внесите сведения о представителе.

При выборе значения «Российская Федерация или иностранное государство»:

  • В поле «! Код страны» из выпадающего списка выберите нужное значение;
  • Укажите: телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес.
  • Если правообладателя (заявителя) представляет представитель, нажмите кнопку и внесите сведения о представителе.

При выборе значения «Субъект Российской Федерации»:

  • В поле «! Код субъекта» из выпадающего списка выберите нужное значение;
  • Укажите: телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес;
  • Если правообладателя (заявителя) представляет представитель, нажмите кнопку и внесите сведения о представителе.

При выборе значения «Орган власти»:

  • В поле «! Тип» из выпадающего списка выберите тип органа власти;
  • Укажите полное наименование;
  • Укажите ИНН и ОГРН;
  • Укажите: телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес.
  • Если правообладателя (заявителя) представляет представитель, нажмите кнопку и внесите сведения о представителе.

При выборе значения «Иное описание правообладателя»:

  • В поле «! Тип» выберите нужное значение из выпадающего списка;
  • В поле «! Название» укажите обозначение в зависимости от выбранного типа;
  • Если правообладателя (заявителя) представляет представитель, нажмите кнопку и внесите сведения о представителе.

При выборе типа заявителя — «Судебный пристав-исполнитель» или «Кадастровый инженер»:

  • Укажите фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • Выберите пол из выпадающего списка;
  • Обязательно укажите дату и место рождения;
  • Из выпадающего списка выберите гражданство;
  • В поле «! Документ, удостоверяющий личность» нажмите кнопку .
    В окне «Документ удостоверяющий личность» внесите сведения о документе:

    Чтобы сохранить сведения, нажмите или . Окно будет закрыто, Вы будете перенаправлены в окно «Сведения о правообладателе (заявителе)».

  • Укажите СНИЛС и ИНН;
  • В поле «! Указать адрес» из выпадающего списка выберите тип адреса, затем в поле «! Адрес» укажите его;
  • Дополнительно укажите: телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес.

Чтобы сохранить сведения, нажмите или . Окно будет закрыто, Вы будете перенаправлены в основное окно модуля.

В поле «Способ получения результатов» из выпадающего списка выберите подходящий способ получения результатов, и при необходимости заполните открывшиеся поля.

Затем:

  • Проверьте адрес электронной почты для оповещения о приостановке или отказе в одноименном поле;
  • Если галочка в поле «Согласие на получение выписки в качестве результата» установлена, в качестве результата будет направлена выписка в форме электронного документа;
  • Если Вы хотите получить уведомление о приеме заявления и прилагаемых документов, установите галочку в одноименном пункте, затем выберите способ доставки.

Нажмите кнопку для перехода к третьему шагу.

Шаг 3: Объекты недвижимости

Шаг 3 предназначен для ввода сведений об объектах недвижимости.

В таблицу «! Описание объектов недвижимости» вносятся сведения об объектах. Нажмите кнопку , чтобы внести эти сведения.

Как заполнить сведения об объекте?

  • После нажатия откроется окно «Описание объекта недвижимости»:
  • Если право на объект недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, установите галочку в одноименном пункте.
  • Укажите кадастровый номер объекта.

В поле «! Вид объекта» выберите вид объекта и заполните открывшиеся поля.

При выборе пункта — земельный участок, здание, помещение или машино-место: укажите адрес объекта.

При выборе пункта — сооружение, объект незавершенного строительства, предприятие как имущественный комплекс, единый недвижимый комплекс: в таблице «! Адреса» укажите адрес объекта.

При выборе пункта — иной объект недвижимости:

  • В поле «Описание объекта» укажите описание объекта недвижимости;
  • Укажите адрес объекта.

Чтобы сохранить сведения, нажмите или . Окно будет закрыто, Вы будете перенаправлены в основное окно модуля.

Нажмите кнопку для перехода к четвертому шагу.

Шаг 4: Приложенные документы

Шаг 4 предназначен для описания документов, которые необходимо приложить.

Чтобы заполнить таблицу «Приложенные документы» в столбце «! Документы» нажмите кнопку .

Как внести сведения о приложенных документах?

  1. После нажатия откроется окно «Приложенный документ»:
  2. Укажите:
  • Выберите код документа из выпадающего списка;
  • Укажите серию (при наличии) и номер документа;
  • Укажите дату выдачи и наименование органа, выдавшего документ;
  • Период действия документа («Действует с», «Действует по»).

В поле «Приложенный документ» Вы можете приложить образ документа.

Если необходимо указать реквизиты о нотариальном заверении, в блоке «Иные сведения» установите галочку в одноименном пункте и:

  • Обязательно укажите ФИО нотариуса и дату регистрации документа;
  • Укажите номер нотариального документа в реестре нотариальных действий.

Чтобы сохранить сведения, нажмите или . Окно будет закрыто, Вы будете перенаправлены в основное окно модуля.

Для формирования пакета документов нажмите .

Вверх

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Получение разрешения на строительство » Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

В данном материале подробно раскрываются вопросы причин отказа в выдаче разрешения на строительство; перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство; проблематика оспаривания отказа в выдаче такого разрешения: досудебный и судебный порядки

Содержание

 Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения.

Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы.

Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со ст. 51 вышеуказанного законодательного акта.

Поводом для отказа может послужить несоответствие документов, которые были представлены заявителем, требованиям, содержащимся в градостроительном плане на конкретный земельный участок, а равно и тем требованиям, которые установлены в разрешительной документации на реконструкцию или отклонение от граничных критериев ранее согласованного строительства.

Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.

Список документации, требуемой для оформления разрешений

Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст.

51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства.

Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
  • градостроительный план, относящийся к земельному участку;
  • материалы, которые отражены в проектах, среди которых:
  • — пояснительная записка;
  • — схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;
  • — схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;
  • — схема архитектурных решений;
  • — сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;
  • — проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.
  • положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
  • разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
  • согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.

Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.

Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.

О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.

Досудебный порядок действий по обжалованию

Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.

Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.

Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:

  • отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
  • принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.

Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.

Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.

Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.

  1. Судебные процедуры
  2. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.
  3. Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.

При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.

Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

На земле ижс где вокруг уже построины дома, на нашем участке 10 соток, отказали строить, поскольку там скотомогильник. А вокруг дома стоят зарегистрированные… Как действовать?

Олеся 11.12.2020 13:30

Добрый день!

Отказ в разрешении на строительство

Причины и проблематика обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство

Строительные, ремонтные работы, а также реконструкция объектов капитального строительства всегда сопровождается получением соответствующих разрешительных документов. Такие документы подтверждают право застройщика на проведение строительных работ на определенной территории.

Функция выдачи разрешений на строительство лежит на федеральных властях, органах государственной власти субъекта, а также органах местного самоуправления и напрямую зависит от принадлежности участка, а также от его особенностей. Однако, чаще всего выдачу разрешительных документов осуществляют городские власти.

Рассмотрим основные причины отказов в выдаче разрешения на строительство.

1. Отсутствие необходимых документовв ч. 7 ст.

51 Градостроительного кодекса РФ указан исчерпывающий перечень документов, которые застройщик обязан предоставить с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Непредставление хотя бы одного из них влечет к отказу в выдаче разрешения.

Однако, следует помнить, что требовать иные документы, не указанные в п. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство, не допускается (п. 10 ст. 51 ГрК РФ).

Так, индивидуальному предпринимателю из Курска удалось отменить решение об отказе в выдаче разрешения на строительство Комитета Архитектуры и градостроительства г. Курска (далее – Комитет) (решение Арбитражного суда Курской области от 19 сентября 2019 г. по делу № А35-11309/2017).

Заявителем в Комитет было подано заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению были приложены все необходимые документы, однако Комитет в выдаче разрешения на строительство отказал на основании ч. 13 ст.

51 ГрК РФ в связи с несоответствием представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с отсутствием документов, указанных в пп.

Д (сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения), в пп. 3 (перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам административного назначения), п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Арбитражный суд решение об отказе отменил, пояснив следующее: в соответствии с п. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.

Следовательно, уполномоченные органы не вправе требовать предоставления проектной документации в полном объеме, который указан в Постановлении 87 Правительства РФ от 16.02.2008 г. «О составе проектной документации».

Застройщик, подавший заявление на получение разрешения на строительство объекта капитального строительства может иметь проектную документацию, соответствующую по составу вышеуказанному Постановлению, но не обязан предоставлять ее в орган исполнительной власти, как приложение к своему заявлению, а должен представить те документы, которые регламентированы ст. 51 ГрК РФ.

В решении Арбитражного суда Брянской области от 9 декабря 2015 г. по делу № А09-9880/2015 Управление по строительству и развитию территории г.

Брянска отказало заявителю в выдаче разрешения на строительство в связи с непредставлением им схем, отображающих архитектурные решения (а именно, плана благоустройства, согласованного Управлением, в соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска, утвержденными решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.06.2006 №460.

Суд данное решение отменил и отметил, что законом не предусмотрено предоставление плана благоустройства территории на стадии получения разрешения на строительство. Таким образом, у Управления по строительству и развитию территории города Брянска отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов.

А вот в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2018 г. по делу № А33-4829/2018 заявителю не удалось добиться отмены решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, вынесенного Департаментом градостроительства.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *