Программа «Земский учитель»

По предложению Президента в 2020 году планируется запустить программу «Земский учитель». Она должна решить одну из важнейших проблем российского образования – минимизировать дефицит кадров в сельских школах. Уже через год все педагоги, выбирающие работу в сельских школах, смогут получить существенную материальную компенсацию.

Инициатива Президента

Положительная практика запуска программы для работников сферы здравоохранения «Земской доктор» стала поводом предложить аналогичный вариант для учителей, что было оглашено Путиным В. В. на февральском послании Федеральному Собранию.

Основная идея «Земского учителя» заключается в том, чтобы специалистам, согласным переехать в 2020 году для продолжения профессиональной деятельности в «глубинку», выплачивать из федерального бюджета 1 млн. руб.

 Деньги можно тратить на любые цели без необходимости предоставления отчета:

  • приобретение жилья (квартиры, частного дома);
  • покупку земельного участка и стройматериалов;
  • оплату ипотеки.

Компенсация будет предоставляться при переезде в сельские населенные пункты, поселки городского типа, рабочие поселки и города с населением до 50 000 жителей.

Программа «Земский учитель»

Инициатива связана с тем, что среди 42 000 школ Российской Федерации, 26 000 работают в сельской местности и испытывают нехватку около 12 000 педагогических работников. Основными причинами такой ситуации являются:

  • Перепрофилирование деятельности. После нескольких лет «школьного» стажа многие специалисты принимают решение о смене профессии или готовы работать не по специальности, предпочитая более высокооплачиваемую работу.
  • Большое количество кадров пенсионного возраста, которых некому заменить после ухода на пенсию. К тому же в силу возраста они не всегда способны справляться со своими обязанностями, могут подавать ученикам устаревший материал, что также не способствует повышению качества обучения.

Программа должна «погасить» нехватку педагогов в небольших населенных пунктах, чтобы в полной мере реализовать право детей на бесплатное полноценное обучение.

Отсутствие достаточного количества специалистов в сельских школах значительно снижает качество образовательного процесса, а некоторые учебные заведения вовсе приходится закрывать. Дефицит кадров также негативно влияет на результаты сдачи ЕГЭ.

Один учитель вынужден вести несколько предметов, но не всегда справляется с заданным объемом, поэтому ученики просто не получают достаточных знаний.

На уровне регионов в России ранее действовали аналогичные проекты, предусматривающие доплаты к заработной плате в первые 3-5 лет работы. Но большинство из них рассчитаны прежде всего на молодежь до 35 лет, тогда как новая программа поможет привлекать более широкий круг специалистов, независимо от возраста и опыта.

Программа «Земский учитель»

Преимущества для педагогов

Важный аспект: по аналогии с участниками программы «Земской доктор», для учителей планируется расширить возрастные барьеры до 50 лет. С 2020 года можно будет привлечь в село не только выпускников ВУЗов, но и всех желающих преподавателей с большим стажем. Поскольку возрастные ограничения будут сняты, в качестве требований к претенденту выдвигаются:

  • наличие высшего педагогического образования;
  • контракт с руководством сельской школы минимальным сроком на 5 лет.

Кроме того, обсуждаются другие возможные условия, которым необходимо будет соответствовать педагогам, готовым с 2020 года стать участниками программы «Земский учитель» и сменить городскую жизнь на сельскую.

Преимущества для участников:

  • «подъемные» в размере 1 млн. руб.;
  • предоставление жилья или оплата аренды;
  • возможность сменить место жительства на более привлекательный регион (к примеру, Крым, Краснодарский край с жильем у моря);
  • реализация творческого потенциала, возможность повышения.

Особенно актуальна программа будет для специалистов, которые не имеют собственного жилья или хотят продолжать профессиональную деятельность в спокойных условиях сельской местности.

  Многие готовы уехать из шумного города, но не имеют достаточно средств для переезда, поэтому захотят использовать такой шанс. Учителю достаточно будет определиться с населенным пунктом, оформить заявку и получить соответствующие льготы.

На месте ему бесплатно предоставят жилье для проживания, а при отсутствии такового будут компенсировать плату за аренду.

Программа «Земский учитель»

Переехать и остаться

Одна из главных задач программы «Земский учитель» не только стимулировать педагогов к переезду в село, но действительно там оставаться и развиваться в профессиональной сфере.

Для этого чиновникам придется учесть ряд ошибок, совершенных при реализации аналогичной программы по привлечению в сельскую местность медиков под названием «Земский доктор».

Тогда молодые специалисты оформляли за предложенный миллион рублей ипотеку или покупали жилье в городе, куда возвращались после честно отработанных трех лет в селе. Таким образом, никакого закрепления кадров добиться не удавалось.

Переезд должен стать не только материально выгодным на первых порах, но и вызывать желание остаться для дальнейшего проживания. Для этого планируется обеспечить сельских педагогов жильем, более высокой зарплатой и социальными гарантиями.

Подобные правила уже действовали в период 1991-2004 согласно Закону о социальном развитии села. Но со временем заработная плата в сельских школах стала такой же, как в городских, льготы по коммунальным услугам сократили или отменили.

Так, ранее педагогические работники были освобождены от платы за электричество и отопление, но со временем эту льготу отменили, что значительно сказывается на семейном бюджете.

Для примера, только на отопление в зимний период требуется около 5-6 машин дров, каждая из которых стоит около 8 000 рублей или до 40 000 за всю зиму при учительской ставке 14 500 руб.

Для сравнения врачу, который переезжает работать в село положен «бонус» из федерального бюджета в виде миллиона рублей, тогда как учитель в аналогичной ситуации получает доплаты из регионального бюджета, которые во многих субъекта РФ дефицитные. К примеру, в Омской области сумма региональных выплат при переезде в «глубинку» составляет 20 000 рублей, что вряд ли является достаточным стимулом.

Даже при условии учета предыдущих ошибок с помощью программы «Земский учитель» только сократить тотальный дефицит кадров, но не ликвидировать его полностью. Значительное материальное вознаграждение и предоставление жилья – заманчивая перспектива только для части педагогов. Многие специалисты предпочитают жить и учить детей в крупных городах по личным причинам.

  • Путин предложил с 2020 года запустить программу Земский учитель: видео

Комментировать (2

Предварительные итоги программы "Земский учитель" неоднозначны

11.03.2020 19:08:00

Губернаторы проявили неслыханную скромность по отношению к школам в сельской местности

Программа «Земский учитель» Как ни странно, готовы поехать работать на село прежде всего педагоги со стажем более 15 лет. Фото Reuters

Общественная палата провела опрос потенциальных участников программы «Земский учитель». Более половины опрошенных заявили в интервью, что решающим стал для них в этой теме денежный фактор. А портрет тех, кто готов переехать в сельскую местность по этой программе, не особенно порадовал участников слушаний в ОП, которые собрались для обсуждения данной темы.

Напомним, что программа «Земский учитель» была разработана правительством РФ с целью улучшения кадровой ситуации в школах в сельской местности.

И в настоящее время Министерством просвещения РФ создан федеральный портал «Земский учитель», который содержит информацию о вакансиях, образовательных организациях – участниках программы. На этом портале любой учитель может получить необходимую информацию и подать заявку на участие в программе.

Портал функционирует по принципу одного окна, обеспечивая тем самым взаимодействие участников и организаторов программы «Земский учитель» через единую точку доступа.

В конкурсе на участие в данной программе могут участвовать претенденты, отвечающие следующим перечисленным требованиям: «Наличие среднего профессионального или высшего образования, отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам; трудоустройство в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее чем 18 часов в неделю за ставку заработной платы». Срок приема заявок – до 15 апреля 2020 года. С учителями в рамках программы «Земский учитель» будут заключены трудовые договоры. Денежные средства учителям выплачиваются в срок до 1 декабря 2020 года.

Многие регионы уже подключились к программе и успешно работают. Например, власти Дагестана в текущем году планируют трудоустроить 130 педагогов в сельских школах по программе «Земский учитель». Педагоги получат за участие в программе единовременную выплату в размере 1 млн руб. По заявлению главы республики, в прошлом году на реализацию программы было выделено 50 млн руб.

и направлено работать в сельскую местность 50 учителей. Принять участие в программе могут молодые педагоги и учителя со стажем не старше 50 лет, проживающие в Дагестане и за его пределами. 1 млн руб. выделяется при условии, что участник проработает в селе в течение пяти лет. И школы в основном испытывают дефицит в учителях английского и русского языка, а также математики.

Но не везде обстановка столь радостная, как в Дагестане. В рамках этой же программы в 2020 году в школы Псковской области планируется привлечь всего пять учителей. В местном комитете образования напоминают, что программа направлена на поддержку учителей и решение кадрового вопроса в школах, которые находятся в небольших населенных пунктах.

Поскромничали и в Хабаровском крае. В региональном Министерстве образования и науки посчитали, что существует только шесть вакантных должностей учителей, что и было указано в форме федерального статистического наблюдения. Таким образом, в 2020 и 2021 годах там предложены для замещения четыре вакансии (в 2020-м – две вакансии, в 2021-м – две вакансии).

Объем средств федерального бюджета на 2020 год для Хабаровского края составляет 3,36 млн руб. Тем не менее местные СМИ (портал PROkhab.ru) распространили заявление депутата Государственной думы от Хабаровского края Бориса Гладких о том, что только один Комсомольский муниципальный район нуждается в замещении 27 вакансий учителей.

При этом в «банке вакансий» на сайте для Комсомольского района не предусмотрено ни одной вакансии.

Также депутат Государственной думы сообщил, что сейчас в регионе требуется не менее полусотни педагогов, в связи с чем он направил губернатору Хабаровского края запрос о предоставлении информации, по какой причине не направлены в Министерство просвещения РФ предложения для замещения вакансий учителей в большем объеме.

Читайте также:  Что нужно для приобретения статуса адвоката

Интересно, что более 100 лет назад программа с таким же названием уже существовала в России. Правда, мотивация переезжающих была другой. Да и материальное положение и место в обществе тоже.

Тогда интеллигентные и материально обеспеченные люди ехали в глубинку, чтобы проводить ликбез в массах.

Ехали, разумеется, по зову сердца, проникнутые демократическими идеями и стремясь быть полезными людям, стоящим ниже их по социальному положению.

В отличие от земских учителей столетней давности главный мотив тех, кто хочет принять участие в правительственной программе сегодня, как показали опросы ОП, – это преимущественно деньги.

И 52% опрошенных, заявила первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова, назвали финансовое поощрение как свой главный мотив участия в программе.

Только треть на первое место ставит возможность приложения профессиональных знаний в новых условиях труда. По 20% отметили сопричастность важному государственному делу и также свой карьерный рост.

Портрет тех, кто собирается переехать в село, не сильно обрадовал участников слушаний: прежде всего это учителя со стажем более 15 лет, молодых претендентов всего несколько сотен.

Причем 65% педагогов, желающих участвовать в программе, уже живут в сельской местности.

(Напомним, что программа «Земский учитель» не разрешает откликаться на вакансии в своем собственном регионе, населенный пункт должен находиться не менее чем в 200 км от места жительства.)

Участники слушаний в Общественной палате РФ тем не менее призвали министерство пересмотреть критерии отбора участников программы, так как он перекрывает возможность местным жителям, которые уехали, например, в город, вернуться обратно на свою малую родину и принять участие в программе «Земский учитель».

На форумах сами учителя и родители школьников тоже не в восторге от идеи. «Если держат только экономические привязки, вот отработают педагоги пять лет (если отработают?!), а дальше все равно уедут туда, где лучше», – пишут учителя на форумах. 

Педагоги по всей стране изучают условия программы «Земский учитель». Новости. Первый канал

Профессиональное образование, возраст до 55 лет и желание работать на селе или в небольших городах. Педагоги по всей стране изучают условия программы «Земский учитель», запущенной по предложению Владимира Путина.

Прием заявок стартовал накануне. Тем, кто решится на переезд, государство выделит серьезные подъемные: по миллиону рублей и по два миллиона, если речь идет о переселении на Дальний Восток.

Светлана Петрова стала первой в Краснодарском крае участницей, подавшей заявку по программе «Земский учитель». 15 лет она преподает математику в одной из школ Краснодара. В прошлом году даже стала заместителем директора. Но сейчас Светлана решила круто поменять привычный образ жизни и собирается переехать в небольшую станицу. Там есть вакансия как раз по ее специальности.

«Когда я увидела список вакантных мест, меня очень удивило, что в одной из школ хутора Карла Маркса нет учителя математики уже 10 лет. Я просто подумала, а как же дети учатся математики там, поэтому выбрала эту школу», — рассказывает учитель математики Светлана Петрова.

Получит ли новую работу Светлана Петрова, станет известно в апреле. Все кандидаты проходят конкурсный отбор. Требования выполнимые — профильное образование, возраст не старше 55 лет.

По условиям программы, переехавший в село учитель получает подъемные — один миллион рублей. Деньги можно потратить на что угодно. Главное условие — в селе нужно отработать пять лет. В станице Новониколаевской школа большая даже по городским меркам — три этажа, два спортзала. Не хватает только учителей.

Это одна из немногих школ в Краснодарском крае, где есть своя учебная мастерская. И пусть оборудование и станки не новые — токарный, сверлильный, фрезерный — но все в рабочем состоянии. Нет только учителя труда, который мог бы вести этот предмет. Преподаватель уволился два года назад.

А еще здесь ждут учителя английского языка. Его-то и собираются найти уже к новому учебному году, благодаря программе «Земский учитель».

«Все условия для того, чтобы изучать английский язык, в нашей школе есть, единственное только то, что нам очень остро не хватает еще одного учителя английского языка», — говорит директор школы № 12 станицы Новониколаевская Нина Лихачева.

Помимо сел и станиц программа «Земский учитель» распространяется и на города с населением не больше 50 тысяч человек. Так, учителей готовы приять школы на Черноморском побережье. Нехватка ощущается в Геленджике, Новороссийске, Адлерском и Лазаревском районах.

«В нашей школе не хватает учителя биологии и начальных классов. В рамках программы мы об этом заявили и надеемся, что программа начнет работать», — говорит руководитель средней школы № 66 г. Сочи Марина Мартынова.

«Этот проект очень важен, и он действительно поможет переломить отношение, ситуацию и в школах, где долго фактически не было учителей. Именно туда в первую очередь придут так необходимые нам педагоги.

Для нас актуально, чтобы современные квалифицированные учителя приехали на село, получили поддержку федерального и краевого бюджета и стали работать с нашими детьми», — отмечает министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева.

Земских учителей уже ждут 2,5 тысячи российских школ. Заявки можно подать как лично в региональные отделы образования, так и в электронном виде. Документы принимают на сайте «Земский учитель». Там же можно узнать условия программы и ознакомиться с вакансиями по всем регионам.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, а также в целях реализации государственной программы Ростовской области «Развитие образования», предусматривающей проведение мероприятий, направленных на решение кадровых вопросов в общеобразовательных организациях, расположенных в сельских территориях Ростовской области, и испытывающих проблемы (дефицит) кадрового обеспечения образовательной деятельности, в Ростовской области с 2020 года осуществляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее – программа «Земский учитель»).

Условиями предоставления единовременной компенсационной выплаты учителю являются:

  • возраст учителя до 55 лет включительно на дату подачи документов;
  • наличие среднего профессионального или высшего образования и отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;
  • трудоустройство в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее чем 18-ти часов в неделю за ставку заработной платы;
  • принятие учителем обязательства отработать в течение пяти лет по основному месту работы при условии учебной нагрузки не менее 18-часовой в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором.
  • Федеральный оператор
  • Министерство просвещения Российской Федерации (официальный портал: Земский учитель)
  • Уполномоченный орган

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области:г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 31, каб.4,тел. (863) 240-67-96, отдел кадровой работы.

Региональный оператор

ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Гвардейский, 2,тел. (863) 269-53-29 (доб.121), аудитория 4, Корнилова Елена Вячеславовна, e-mail: profotdel@roipkpro.ru.

ВНИМАНИЕ!

ПРОВОДИТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНКУРСНЫЙ ОТБОР ПО ПРОГРАММЕ «ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ»

Приём заявок для участия в программе «Земский учитель», предусматривающей предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек осуществляется 

Стаж, категория и дополнительные специальности: что нужно знать о программе «Земский учитель»

Два миллиона рублей, договор на пять лет и жизнь в селе — федеральная программа «Земский учитель» начинает работу в Амурской области. За восемь дней, с 16 января, переехать в малые города и села решили свыше 400 учителей, при том, что требуется всего 47. Критерии к кандидатам — строгие.

Это стаж не менее года, квалификационная категория, дополнительные специальности. Стать земским учителем смогут мужчина или женщина не старше 55 лет.

Что нужно знать о программе, рассказали зампред правительства — министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева и ее заместитель Лариса Закирова.

Что нужно знать о программе, рассказали зампред правительства — министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева и ее заместитель Лариса Закирова.» src=»https://www.ampravda.ru/files/articles-2/93516/ruqjv6logzyh-640.jpg»>

Миллионы — не главное

Программа — трехлетняя. В первый год малые города и села готовы принять 47 педагогов, в 2021-м — 41-го, а в 2020-м — 38. Учителя нужны в 40 населенных пунктов 26 муниципальных образований. Больше всего вакансий от Тынды, Шимановского, Мазановского и Серышевского районов.

Читайте также:  Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

На этот год правительство РФ выделило Приамурью 79,9 миллиона рублей на единовременные выплаты учителям, областная казна добавила 14,1 миллиона.

Вопреки скептическим мнениям о том, что в село поедут лишь за большими деньгами, Светлана Яковлева заявила: критерий качества и профессионализма заложен в конкурсном отборе.

— Если учитель нигде не работал, не подтвердил свою категорию — это уже говорит о том, что у него меньше шансов получить финансовую поддержку. Правительство России оказывает большое внимание Дальнему Востоку и тот факт, что к нам можно приехать и работать с хорошей отдачей — первопричина такого большого количества заявок, — объяснила министр образования.

— Мы не раз говорили: 30 процентов наших выпускников едут в престижные вузы страны и поступают на бюджетные места. Это говорит о высоком качестве нашего образования. Во-вторых, на Дальний Восток пришли большие инвесторы — Газпром, и СИБУР. Экономика развивается. То есть педагогам, приехавшим в сельские школы, будет интересно работать.

Они могут не просто преподавать свой предмет, но и показать детям, для чего нужно современное высокое образование. И мне кажется, все-таки больше интерес в том, что есть возможность преподавать. Я бы не сказала, что учитель в приоритет ставит деньги.

Потому что в дальнейшем, если ты в приоритет ставишь деньги и работаешь не качественно, не исполняешь все требования, ты рискуешь не подтвердить категорию и не пройти аттестацию.

Главными критериями профессионального отбора потенциальных участников программы министр образования назвала категорию (чем она выше, тем больше баллов присвоят кандидату), наличие дополнительных специальностей (например, учитель физики и математики с правом преподавания астрономии), компетенции в области дополнительного образования (помощь школе в организации мероприятий допобразования). Важная пометка: участвовать в программе не может кандидат, проживающий в муниципалитете, от которого подана заявка. Например, двум селам Архаринского района — Касаткино и Кундуру — нужны учителя английского языка. Если вы живете в Архаре, то переехать туда по программе не получится.

Педагогам из центра России — дополнительные баллы

Впервые о программе наподобие «Земского доктора» для медиков амурские учителя заговорили еще пять лет назад. Сотрудники минобра, приезжая в города и районы, слышали от педагогов один и тот же вопрос: «Почему нет «Земского учителя»?» Система распределения выпускников педагогических вузов в глубинки давно канула в лету.

Острый вопрос поднял сам президент Владимир Путин, оглашая свое послание Федеральному собранию в феврале 2019 года. Глава государства предложил создать программу «Земский учитель» и выплачивать с 2020 года учителям по миллиону рублей. Дальневосточникам выплату повысили вдвое.

В частности, сотрудники амурского минобра выступали за это.

Одна из задач «Земского учителя» — привлечь людей на Дальний Восток. Сейчас разрабатывается еще один дополнительный критерий — начислять кандидатам на вакансию из центральной России дополнительные баллы.

Сотрудники министерства видят количество заявок на портале программы. Пока там указаны лишь сухие цифры: количество претендентов на ту или иную вакансию. Самая большая нехватка с учителями английского языка. На 19 вакансий уже подана 101 заявка, вакансий учителя физкультуры всего две, а заявок в 20 раз больше.

После 15 апреля — дня окончания приема заявлений — министерство образования сможет составить портрет участника программы «Земский учитель». Тогда будет видно, сколько мужчин и женщин согласны на переезд, средний возраст педагога, сколько возрастных учителей, из каких городов и районов больше всего желающих.

— Пока мы не видим, кто подал заявки. Зато принимаем звонки из разных регионов. Лично мне звонили за консультацией учитель из Санкт-Петербурга, педагоги из Ульяновской области, Хабаровского края, Владивостока, один учитель из Благовещенска, — рассказала замминистра образования Лариса Закирова.

Сводные данные о кандидатах сотрудники минобра используют в своих целях. Благодаря ей, специалисты узнают, в каком возрасте педагоги более мобильны, будет понятно, из каких территорий хочет переехать больше всего учителей. «Для нас это будет сигнал тревоги, будем смотреть, почему учителя решили поменять место жительства», — объяснила министр Светлана Яковлева.

Программа «Земский учитель» заинтересовала многих педагогов. Огульной радости нет: учителя знают о высоких критериях отбора, взвешивают все за и против. 21 января Лариса Закирова приезжала в Тамбовку. Там к ней подошла учительница с вопросами по программе. Она рассказала, что уже десять лет не работает в школе, а последние курсы повышения квалификации проходила в 2010 году.

— Естественно, она не пройдет отбор, — заключила замминистра. — Мы, когда рассматривали документы от муниципалитетов и размещали вакансии, выкладывали на портал «Земский учитель» фотографии населенного пункта, рассказывали об амурских традициях и особенностях.

Люди, интересуясь о программе по телефону, всегда говорят, что эта информация была им полезна, есть желание ехать. Мы ведь и так закроем эти вакансии. У нас есть педагогический отряд, который выезжает в села, но наша задача привлечь в школу высококвалифицированные кадры.

Это самая главная задача.

О жилье и зарплате

Земским учителям будет, где жить. Жилищный вопрос решен по 70 процентам вакансий: есть 23 благоустроенные квартиры и 10 жилых домов. Остальные населенные пункты еще решают квартирный вопрос.

Некоторые готовы оплачивать вновь прибывшему педагогу аренду жилья до 8 тысяч рублей.

Что касается зарплаты, то она зависит от количества часов, которые возьмет на себя педагог, дополнительной нагрузки, например, ведение кружков и, конечно же, его квалификации.

— Финансовая составляющая работы педагогов сейчас вызывает много вопросов. Есть понятие о средней зарплате, но у каждого учителя она по факту своя. Средняя заработная плата зависит от объемов и качества выполняемой работы, — подчеркнула Светлана Яковлева.

— В программе «Земский учитель» важен подбор качественного педагога.

Его зарплата в месте, куда он приедет, как и у тех коллег, которые работали до него в этой школе, будет зависеть от объема учебной нагрузки, 18 часов или 20 часов, от категории, качества его работы, может, он будет еще вести кружок и мероприятия, связанные с развитием военно-патриотического направления. Вместе с тем напомню: президент Владимир Путин объявил о доплатах классным руководителям в 5 тысяч рублей. Это тоже существенная поддержка наших педагогов. Мы рады, что классное руководство становится в один ряд с преподаванием предметов.

Деньги могут отозвать

Программа «Земский учитель» предусматривает отзыв компенсационной выплаты, если, к примеру, педагог недобросовестно выполнял свою работу.  В таком случае он пишет заявление, что в связи с такими-то причинами обязуется вернуть деньги.

— Нам не нужны такие события, поэтому и существует конкурсный отбор, — заверила министр образования и науки Амурской области Светлана Яковлева.

— Я прекрасно понимаю, что от ошибок никто не застрахован, но мы же должны понимать: если учитель имеет высшую категорию, стаж работы, если он успешен — а все это входит в критерии — ошибки будут сведены к минимуму. Мы не настраиваемся на такие ситуации.

Заявки на участие в программе «Земский учитель» принимаются от педагогов в возрасте до 55 лет с 16 января по 15 апреля. Затем конкурсная комиссия будет отбирать кандидатов. К работе педагоги приступят 1 сентября, а выплаты в два миллиона рублей получат до 1 декабря.

Возрастная категория материалов: 18+

"Земский Учитель"

10 января 2020 года Минпросвещения России запустило Всероссийский информационный портал «Земский учитель» — Zemteacher.edu.

ru, который позволит педагогам найти вакансии в сельских населённых пунктах, посёлках или городах с населением до 50 тысяч человек.


 Официальный сайт функционирует по принципу одного окна, обеспечивая оптимальное взаимодействие участников и организаторов программы «Земский учитель» через единую точку доступа. О текущих нюансах и сроках реализации программы читайте ниже.

Коротко о программе Проект получил название «Земский учитель» по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор». Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей — в остальных регионах. Всего на программу из федерального бюджета предусмотрено около 4 млрд рублей.

Но за это придется отработать в школе, расположенной в сельской местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет. В 2020 году данная программа распространится на все регионы России. Как сообщила Министр просвещения О.Ю.

Васильева на Всероссийском съезде учителей сельских школ, проходившем в Белгородской области 5-8 ноября 2019 года, в Налоговый кодекс внесены изменения, которые освобождают от налогообложения компенсационные выплаты. По её словам, главная цель программы в том, что сельские дети получат равный доступ к качественному образованию. Минпросвещения России письмом от 27 сентября 2019 г.

№135-13/08 направило в регионы Методические рекомендации по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее — Рекомендации).

В Рекомендациях представлены Проекты порядка предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, Положения о конкурсном отборе претендентов на право получения выплаты и Положения о конкурсной комиссии субъекта РФ по отбору претендентов.

Читайте также:  Заключение срочного трудового договора

Кто может стать участником программы?

Согласно Рекомендациям, участниками программы могут стать учителя, имеющие среднее профобразование или высшее образование и отвечающие требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартах, в возрасте до 55 лет при условии трудоустройства в образовательную организацию на вакантную должность учителя с объемом нагрузки не менее 18 час в неделю за ставку, принятия обязательства отработать не менее 5 лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором. По решению органа власти субъекта РФ отпуск по уходу за ребёнком в период пятилетнего срока отработки включается в период работы. К участию в отборе не допускаются претенденты, проживающие или работающие в муниципальном образовании или в городском округе, куда планируется переезд, или место планируемого переезда претендента находится на расстоянии менее 200 км от места его настоящего проживания и (или) работы.

Как стать участником программы?

Согласно Рекомендациям, чтобы стать участником программы претендент предоставляет региональному оператору заявление на участие с приложением копии следующих документов:

  • документа, удостоверяющих личность со страницей регистрации;
  • документа об образовании;
  • документа, удостоверяющих уровень квалификации;
  • трудовой книжки;
  • свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе или уведомления о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ;
  • страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Копии должны быть заверены в установленном законодательством РФ порядке и засвидетельствованы подписью руководителя и печатью.

Кроме того предоставляются:

  • согласие на обработку персональных данных;
  • согласие на переезд;

дополнительно копии: свидетельства о браке — оригинал или нотариально заверенная, свидетельств о рождении детей — оригинал или нотариально заверенные; иные документы по усмотрению претендента. При подаче документов указывается планируемое направление расходования компенсационной выплаты учителю. Заявки на участие могут быть поданы в электронном виде на сайт уполномоченного органа или регионального оператора, на бумажном носителе уполномоченному органу или региональному оператору в 2020, 2021, 2022 г.г. – с 10 января по 15 апреля включительно. Документы можно подать только на 1 вакансию.

  • О вакансиях?
  • Как определяются победители?
  • Шансы, если не стал победителем отбора
  • Получение компенсационной выплаты
  • На что можно потратить миллион?
  • А если будет нарушен договор?
  • Порядок проведения мероприятия
  • ИТОГО, в 2020 году указанные изменения коснутся учителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Перечень вакансий формируется с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего проведению мероприятия, на основе данных федеральной статистики и утверждается в срок до 10 января ежегодно в период реализации мероприятия. Перечень вакантных должностей формируется на основании информации, предоставляемой органами местного самоуправления. В него включаются только те вакансии, по которым количество часов учебной нагрузки составляет не менее 18-ти часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором (в рамках обеспечения социальной гарантии начисления педагогического стажа). Перечень вакансий и информация об общеобразовательных организациях будет размещена на специальном портале Минпросвещения, который заработает с января 2020 года. Победители программы «Земский учитель» определяются Конкурсной комиссией путем конкурсного отбора на основании представленных документов. При этом также учитываются такие критерии: наличие квалификационной категории, ученой степени в области предмета, педагогики, психологии, иных заслуг в области педагогической деятельности, педсстаж свыше 10 лет, непрерывность работы в одной организации, претендент является выпускником этой школы. Кроме того, комиссия учитывает остроту кадровой проблемы по каждому претенденту, начисляя баллы в следующих случаях: вакансия более 3 лет — 5 баллов, от 2 до 3 лет – 3 балла, от 1 до 2 лет – 1 балл. За переезд в муниципальное образование, удаленное от регионального центра на расстояние более 200 км добавляется 10 баллов. Могут вводиться и дополнительные критерии. По желанию претендент может выехать в выбранную школу. Согласие на переезд должно быть подано в срок до 15 июня включительно. В противном случае победитель рейтингового отбора считается отказавшимся от участия. Победители конкурсного отбора, не заключившие трудового договора со школой по состоянию на 1 сентября, исключаются из списка. В случае, если победителями отбора замещены не все вакансии, то они предлагаются претендентам, набравшим наибольшее количество баллов, по принципу убывания. Единовременная компенсационная выплата учителю в 1 либо 2 млн рублей предоставляется в срок до 1 декабря текущего года на основании трудового договора, заключенного со школой на срок не менее 5 лет с объемом учебной нагрузки не менее 18 час в неделю за ставку и трехстороннего договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Учителя самостоятельно определяют направления компенсационной выплаты. По словам Министра просвещения деньги они смогут потратить, например, на строительство жилья или другие нужды. В случае прекращения трудового договора до стечения его срока действия учитель возвращает единовременную компенсационную выплату в бюджет субъекта РФ в 30-дневный срок. В случае невозврата уполномоченный орган обеспечивает взыскание выплаты в судебном порядке. Мероприятие проводится в следующей последовательности: 10 января — 15 апреля — прием заявок от претендентов на вакантную должность «учитель» в образовательную организацию из перечня вакантных должностей; 16-30 апреля — отбор претендентов на уровне субъекта РФ; 1-15 мая — утверждение списка победителей конкурсного отбора на право получения единовременной компенсационной выплаты. Резервный этап проводится при непредставлении претендентом письменного согласия на дальнейшее участие в мероприятии и переезд в сельские населенные пункты. Участие в резервном этапе предлагается следующему по рейтингу претендента, и, при его согласии, он включается в список победителей конкурсного отбора. 16 мая — 15 июня — знакомство с местом работы (выезд на место); 5 июня — 20 июля — заключение трудового договора; 1 сентября — 1 декабря — оформление и получение компенсационной выплаты, инфомирует портал minobr.permkrai.ru

Условия программы «Земский учитель» на 2021 год: как стать участником и получить миллион рублей?

С 2020 года в России запускается федеральная государственная программа «Земский учитель», которая призвана заполнить вакантные должности в школах малых городов и сел России.

 На данный момент количество вакантных мест для учителей в России достигает 10 тысяч, из-за чего в сельских школах нагрузка на педагогов достигает 30-32 учебных часов в неделю, что отражается на качестве обучения.

По программе «Земский учитель» учителя смогут переехать работать в села или малые города, чтобы занять вакантные ставки в этих школах.

Какие цели и основные условия программы «Земский учитель» на 2021 год, какие регионы участвуют, как найти вакансии на официальном сайте, стать участником и получить миллион рублей, расскажем далее в данном материале.

Программа «Земский учитель» в 2021 году: условия, какие регионы участвуют

Для улучшения системы школьного обучения в сельской местности и небольших муниципальных образованиях запланировано внедрение специальной программы «Земский учитель». Государственная поддержка будет предоставлена профильным специалистам с 2021 года.

Цели программы

По статистическим данным для заполнения штатного расписания по действующим стандартам в РФ не хватает более 10 тыс. учителей. Особенно сложная ситуация – в небольших городах и сельской местности. Проблемы отмечаются в большинстве удаленных от центральной части страны регионах.

Для выполнения школьной программы чрезмерно увеличивается нагрузка на персонал. Некоторые школьные учителя дают более 30 уроков за одну неделю. Достаточно часто применяется практика совмещения нескольких предметов. Подобные условия препятствуют получению качественного образования. Отсутствие времени для самоподготовки негативным образом влияет на квалификацию преподавательского состава.

К сведению! В некоторых сельских школах средний возраст преподавателей превышает 50 лет. Молодые преподаватели предпочитают переезд в крупные города, где кроме увеличенных зарплат обеспечивается соответствие современной среде обитания.

Учителей земских школ поддерживают местные власти. Однако выделяемого объема финансирования недостаточно для решения отмеченных проблем. Для исправления ситуации принято решение о целевой помощи на федеральном уровне.

Нормативная база

Необходимость устранения проблем в рассматриваемой области была упомянута Путиным в рамках послания Федсобранию РФ (февраль 2019 года). Предложено разработать специальную программу государственной поддержки. В качестве примера упомянут действующий проект «земский доктор». Правительству поручено внедрить действующий механизм финансирования в 2020 году.

Единственный утвержденный нормативный документ по состоянию на осень 2019 г. – Постановление Правительства РФ № 1430 «О внесении изменений в программу «Развитие образования» от 09.11. 2019. Уточняющая информация приведена в тематическом письме Министерства просвещения № 135-13/08 от 27.09.2019. Сведения, представленные ниже, базируются на опубликованных материалах.

Исходные требования изложены в поручениях:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *