Советы

Ремонт аварийного жилья

Аварийными считаются дома, состояние которых угрожает безопасности жильцов. В Московской области действует адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья. О том, как добиться признания дома аварийным, что обязаны делать управляющие компании в таких зданиях, а также об особенностях расселения жильцов читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Что можно узнать о многоквартирном доме в Подмосковье на портале госуслуг>>
  • Признаки аварийного жилья

Ремонт аварийного жилья Источник: Орехово-Зуевское информагентство, Александр Каблев

  1. Главное условие для признания дома аварийным – его опасность для жильцов.
  2. Признаками аварийности и непригодности для проживания жилых помещений являются:
  3. — деформация фундамента, стен, несущих конструкций, представляющая опасность обрушения;
  4. — превышение показателей санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических, химических и биологических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение);
  5. — расположение в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами;
  6. — расположение в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях;
  7. — расположение на территориях, близко прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока;

— расположение в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате сложных геологических явлений (пожаров, взрывов, аварий, землетрясений и т.д.);

  • — выход окон на магистрали с превышением предельно допустимого уровня шума;
  • — расположение над жильем или смежное расположение приспособления для промывки и очистки мусоропровода.
  • Такое жилье признается непригодным для проживания при условии, что инженерными и проектными способами, а также восстановительными работами невозможно решить указанные проблемы.
  • Как Подмосковье решает проблему обманутых дольщиков>>
  • Как добиться признания жилья аварийным

Ремонт аварийного жилья

Стопка бумаг

Источник: Фотобанк Московской области

Вынести решение о признании дома аварийным могут районные или городские межведомственные комиссии (МВК). Жильцу для признания помещения аварийным необходимо подать заявление в местную администрацию, при которой создана МВК. Вместе с заявлением следует представить:

  1. — нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
  2. — план жилого помещения с его техническим паспортом.
  3. По желанию можно приложить письменные жалобы собственников (в том числе соседей) на условия проживания, не соответствующие нормам.

На рассмотрение заявления отведен срок 30 дней. Комиссия после осмотра строения может признать аварийными лишь некоторые квартиры в доме, а остальные отнести к категории жилфонда.

  • Как получить выписку из домовой книги в Подмосковье>>
  • Действия управляющей компании в аварийном доме

Ремонт аварийного жилья

Газовая труба в жилом доме

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Если здание признано аварийным, до момента его расселения управляющие компании должны проводить ремонтные работы для поддержания надлежащего технического состояния общего имущества дома. В соответствии с п. 2.4.3.

Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.

2003 № 170, капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

  1. Как получить разрешение на вселение человека в социальное жилье в Подмосковье>>
  2. Что делать при отказе признания дома аварийным

Ремонт аварийного жилья

свет, лампочка, отключение света, свеча, Москва

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

Если жилье соответствует признакам аварийности, но МВК этого не подтверждает, то можно самостоятельно провести независимую экспертизу технического состояния дома. Для этого надо обратиться в специализированную компанию, имеющую соответствующую лицензию. Заключение экспертизы следует представить в МВК или обратиться с документом в суд.

Дом, признанный аварийным, подлежит расселению и сносу. Бездействие местных властей в данном случае также можно обжаловать в суде.

  • Как обменять социальное жилье в Подмосковье семьям с несовершеннолетними детьми>>
  • Переселение или компенсация

Ремонт аварийного жилья Источник: Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области

  1. Жилье, признанное аварийным, включают в специальную программу по переселению граждан. Жильцы могут узнать о внесении в нее своего дома:
  2. — на сайте «Реформа ЖКХ»;
  3. — на сайте министерства строительного комплекса Московской области.

При распределении квартир учитывается площадь жилья, которую семья занимала ранее. Для переселения могут предлагать квартиры в новостройках или в домах, построенных ранее. При переселении из аварийного дома невозможно улучшить жилищные условия за счет государства. Однако и на худшие условия переезда соглашаться не следует.

  • Жильцы аварийных домов могут получить:
  • — квартиру в другом доме, равноценную предыдущей (в порядке очередности); чаще всего жилье предоставляется в том же населенном пункте (муниципалитете), но по желанию граждан им могут подобрать другое место жительства;
  • — квартиру большей площади (с оплатой разницы стоимости предыдущего и нынешнего жилья);
  • — денежную компенсацию стоимости предыдущего жилья.
  • Как получить в собственность арендованное муниципальное имущество в Московской области>>

Чинить дешевле сломать. Нужен ли ремонт ветхим домам и кто его оплатит

МОСКВА, 7 ноя — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Ремонт ветхих жилых домов, которые изношены более чем на 70%, но не признаны аварийными, могут возложить на их жителей.

Как пишут «Известия», такое предложение высказал Минстрой РФ. В ведомстве считают, что подобное жилье следует вносить в региональные трехлетние программы капремонта и финансировать их за счет средств граждан.

Возможно софинансирование из местных бюджетов. 

При этом работы будут проводиться в минимальном объеме – лишь для поддержания безопасного состояния дома для проживания до момента, пока он не будет признан аварийным.

Разработка такой программы ремонта жилого фонда предусматривается новым проектом закона по расселению граждан из аварийного жилья, пишет издание.

В настоящее время предложение обсуждается, и никаких конкретных решений не обнародовано.

По данным Росстата, на данный момент в России площадь жилья с износом более 70% составляет около 25 млн квадратных метров. Всего жилья, официально считающегося ветхим – порядка 3% от общего объема жилого фонда. С износом от 66 до 70% (то есть, не признанного ветхим, но находящегося «на грани») — 82 млн квадратных метров.  

ЧИНИТЬ НЕЛЬЗЯ СЛОМАТЬ

Вокруг целесообразности действующих принципов ремонта ветхого жилья идет много споров. В России действуют региональные программы капремонта многоквартирных домов, но на сегодняшний день только 29 субъектов РФ софинансируют программы капремонта.

Ремонт аварийного жилья

Однако, по оценке Счетной палаты, они себя не оправдали, и состояние жилого фонда в стране не улучшается.

В частности, Счетная палата выявила, что регионы систематически включают в программы капремонта аварийные дома, подлежащие сносу, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен.

Минстрой с такими выводами не согласился – по его оценке, 6 миллионов семей благодаря капитальному ремонту улучшили свои показатели жизни. 

При этом россияне уже платят ежегодные взносы за капремонт многоквартирных домов. За счет этих средств сейчас преимущественно и осуществляется ремонт ветхого жилья. Сейчас же речь идет о специальной подпрограмме для собственников домов с износом от 70%. 

Опрошенные «Прайм» эксперты разошлись в оценке целесообразности ее принятия. «Это вполне вероятно. Все зависит от того, какие условия будут прописаны в законе.

Поэтому только в дальнейшем станет понятно, как будет отрегулировано принятие решения о финансировании, а также размер и судьба платежей, которые граждане уже внесли или будут вносить», — рассуждает руководитель офиса «Новогиреево» «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости» Юлия Антясова.

К положительным моментам она отнесла то, что данный закон позволит быстрее совершить ремонт в домах, которые могут не дождаться капремонта по программе в соответствии с графиком. Возможно, если здание будет приведено в лучшее состояние и отремонтировано, то переводить в статус аварийных его уже не будут, и расселять жильцов, соответственно также.

По мнению руководителя аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрия Таганова, повышать взносы на капремонт больше нельзя.

«Ситуация ненормальная – взносы и прочие выплаты растут, налоговая нагрузка увеличивается, а уровень капремонта не выдерживает никакой критики. Используются самые дешевые материалы и рабочая сила. Проблема не в том, откуда взять деньги, а в том, чтобы следить, куда эти деньги уходят и улучшать качество предоставляемых услуг, а этого сейчас нет», — считает он. 

В свою очередь, управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая сомневается, что данная инициатива окажется актуальной для рынка. Прежде всего, ремонт без пяти минут аварийных домов слишком дорог.

«И если в московском регионе высокая стоимость квадратного метра еще как-то оправдывает возможность ремонта, то в регионах затраты на работы по приведению домов в надлежащее состояние могут быть почти сопоставимы с ценой квадратного метра по рынку. Рациональнее, на мой взгляд, сносить и расселять такие дома, чем заниматься капитальным ремонтом», — комментирует она.

РАСХОДЫ

Если же программу все-таки реализуют, то, прежде всего, она должна коснуться домов, которые уже находятся в предаварийном состоянии, но до признания аварийным и расселения еще 10-15 лет, считают эксперты.

Если при этом дом может не простоять столь долгий период, то, возможно, в этом случае собственникам будет предложена подобная альтернатива.

Решаться это может, например, посредством общего собрания жильцов или иным образом.

Что касается расходов для каждого жителя, то при износе дома от 70% капремонт квадратного метра может обойтись примерно в 40 тысяч рублей. Однако затраты могут быть больше в два раза, к примеру, если речь идет о необходимости замены перекрытий в здании. Для домов с меньшим износом сумма обычно не превышает 20-30 тысяч, подсчитала Литинецкая.

«Таким образом, есть риск, что взносы за капремонт увеличатся в полтора-два раза. Впрочем, это не сильно ударит по кошельку.

По данным Ассоциации региональных операторов капремонта, взнос на капремонт в среднем по стране составляет около 7,24 рубля.

То есть за среднюю «двушку» площадью 60 квадратных метров собственники платят менее 500 рублей в месяц. Это сумма может увеличиться примерно до 600-800 рублей, что не столь критично», — говорит она. 

При этом взносы за капремонт могут быть пересчитаны, если собственники уже выплачивают эти суммы. Например, внесенные платежи будут зачтены, а остаток потребуется дофинансировать. Вероятны и другие варианты – к примеру, внесение платежей будет учтено на будущее, и в дальнейшем от выплат жители будут освобождены, рассуждает Антясова.

В целом эксперты не ожидают существенного сокращения расходов государства на программу расселения аварийного жилья.

Скорее всего, проблема будет решена в сотрудничестве с девелоперами, как это работает, к примеру, в Москве по программе реновации.

С учетом того, что изменения в 214-ФЗ значительно усложнили работу застройщиков, совместные программы с городом поддержат девелоперскую отрасль, заключила Литинецкая.

Ремонт аварийного дома — проблемы и споры

Евгения Кустова

Давайте рассмотрим, что такое аварийное жилье, проблемы признания дома аварийным, а также судебную практику. Что же такое аварийное жилье? Это состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

Читайте также:  Несет ли жена ответственность за кредиты мужа, если у супруга долг в банке (2023 год)

В соответствии с ч. 10 ст.

32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае если собственники не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

  • Верховный суд Российской Федерации, изучив практику рассмотрения дел по спорам, связанным с признанием жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пришел к выводу, что, в основном, споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.
  • Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  • В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения) и с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
  • Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
  • Межведомственная комиссия может вынести решение о признании дома аварийным. И вот три основания для вынесения такого решения:
  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;
  • в случаях техногенных ситуаций и природных катаклизмов, в результате которых здание получило такие повреждения, что его невозможно восстановить.

Также хочется отметить, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки;
  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
  • о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, сам по себе факт износа здания (выше 70%) не является достаточным основанием для вывода о том, что здание является аварийным или непригодным для проживания по иным основаниям.

Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г.

№ 47 «Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям». Согласно п. 42. указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений и процедур, указанных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Рассмотрим дело государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений. Итог этого дела был такой, что во всех инстанциях было отказано.

И хочется спросить, почему? Так, истец представил заключение в судебное заседание компании ОАО «Калининградпромпроект», а не межведомственной комиссии, к компетенции которой относится признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 2 и п. 7 Положения).

При вынесении решений суды учитывают разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Рассмотрим пример, когда судом был удовлетворен иск, поданный прокурором в интересах гражданина.

Суд установил, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года. Срок расселения дома установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года.

Однако уже на момент обследования в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое. Тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, и в 2012 году расселение отложено до 31 декабря 2013 года.

По результатам экспертизы установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения. Возникла реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление администрации о переносе сроков расселения и обязал предоставить Т. жилое помещение во внеочередном порядке.

А вот пример халатности органов местного самоуправления. Апелляционным определением арбитражного суда от 03.09.2012 по делу № 33-2486/2012 с администрации г.

Астрахани взыскана компенсация за утраченное жилье в пользу собственника — гражданина.

Дом был признан аварийным и расселялся постепенно в течение нескольких лет, однако часть дома до завершения расселения обрушилась, погибли люди. Виновное должностное лицо привлечено к уголовной ответственности.

Как указывает Постановление Пленума ВС РФ № 14, «требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 21.06.2011 № 67-В11-3 семье в составе 4 человек была предоставлена однокомнатная квартира, которая является квартирой — студией, в которой жилая комната содержит нишу, оборудованную раковиной, при этом площадь ниши, предназначенной для использования в качестве кухни, учитывается как жилая площадь.

Семья, отказываясь переселиться в данное жилое помещение, считала, что их жилищные права были нарушены, так как в ранее занимаемой ими квартире комната была изолированной от вспомогательных помещений, в ее площадь не была включена площадь кухни.

Суд при вынесении определения указал, что предоставление гражданам квартиры, в которой площадь кухни включена в жилую площадь, ухудшает их жилищные условия, что противоречит требованиям ст. 89 ЖК РФ.

Определением Верховного Суда РФ от 22.05.2012 № 18-КГ12-4 суд указал, что переселять из двухкомнатной квартиры, где проживают разные семьи, в однокомнатную квартиру недопустимо.

При решении вопросов, связанных с защитой жилищных прав граждан в случае признания их жилого помещения непригодным для проживания, важное значение имеет Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

Читайте также:  Досрочное увольнение при ликвидации организации в 2023 году.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Права граждан в сфере переселения из аварийного жилья, их реализация и защита

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

В чем заключаются эти отличия? На что имеют право наниматели и собственники при сносе их жилья? Как складывается правоприменительная и судебная практика по таким вопросам?

Об этом мы поговорим с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры РС(Я) Сергеем Веревкиным

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст.

89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье».

Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства.

При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

  • А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?
  • Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.
  • Что означает равнозначность?

У последней черты: ветхие дома предлагают ремонтировать за счет граждан

Ветхое жилье предлагают ремонтировать за счет граждан до тех пор, пока оно не получит статус аварийного. Как рассказали «Известиям» в Минстрое, речь идет о домах с износом более 70%. Для них планируется разработать отдельные подпрограммы капремонта. Эту инициативу ведомства обсудят 7 ноября на парламентских слушаниях в Госдуме.

Сейчас в стране 25 млн кв. м таких домов. По оценкам опрошенных «Известиями» экспертов, если речь идет только о поддерживающем ремонте, взносы россиян вряд ли существенно повысятся.

Однако есть риск, что это будут бесполезные траты — ветхие дома в любом случае скоро придут в негодность, их проще расселить, а деньги направить на создание нового жилого фонда.

Непрерывное расселение

Дома с износом более 70%, которые не признали аварийными, могут включить в региональные программы капремонта, а точнее, в трехлетние подпрограммы. В этих зданиях будут проводиться только необходимые работы — чтобы поддерживать их в безопасном для жильцов состоянии до тех пор, пока дома не будут переведены в аварийный фонд.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минстроя, подпрограмма будет оплачиваться, как и капремонт, — за счет граждан. По решению местных властей возможно софинансирование из регионального и муниципального бюджетов, добавили в ведомстве. Разработка подпрограммы предусматривается новым законопроектом по расселению аварийного жилья.

Его положения сейчас обсуждаются на различных площадках.

Президент Владимир Путин в своем майском указе поставил перед правительством задачу устойчивого сокращения аварийного фонда. А также поиска непрерывно действующих инструментов переселения граждан из непригодных для жизни домов.

В 2019-2024 годы планируется переселить 530 тыс. человек из 9,54 млн кв. м аварийных домов. На это планируется потратить более 507 млрд рублей, из которых 431 млрд –– из федерального бюджета. Всего по итогам III квартала 2019 года в России насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м, сообщили в Минстрое.

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, за 9 месяцев этого года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья. Больше всего таких домов находится в Республике Саха (Якутия), Кемеровской и Архангельской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, формирующий новые механизмы расселения аварийного жилья. Помимо подпрограммы для домов с высокой степенью износа, в числе новелл — конкретизация критериев и порядка признания зданий аварийными и наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев.

При этом само понятие «ветхое жилье» из законопроекта, разработанного Минстроем, было исключено. Как пояснял вице-премьер Виталий Мутко, было решено не множить юридические понятия — то есть не разделять ветхое и аварийное жилье, тем более что сложно установить критерии первого.

Ни туда ни сюда

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин поддержал исключение термина «ветхое жилье» из законопроекта. Если бы в документе было сразу два понятия, то у региональных властей появилась бы возможность для манипуляций, считает он.

–– До ветхого жилья очередь или никогда бы не дошла, или дошла бы через многие годы, –– пояснил Дмитрий Ионин.

Однако вопрос о том, как поступать с домами с высоким износом –– от 66–70%, остается открытым и потому самым дискуссионным, отметил член комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД Илья Осипов.

По данным Росстата, на конец 2018 года к многоквартирным домам с износом 66–70% относилось более 231 тыс. зданий (82 млн кв. м), с износом свыше 70% — более 101 тыс. (25 млн кв. м). Это в несколько раз больше, чем официально признанных аварийными.

По словам Ильи Осипова, вопрос о домах с высокой степенью износа стал одним из центральных на расширенном рабочем совещании комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ в Ярославле 1 ноября. На мероприятии присутствовали представители почти 40 регионов.

Они отмечали, что зданий, близких к аварийным, очень много. Они не получают этот статус, но и ремонтировать их по стандартной программе капремонта зачастую невозможно — это слишком дорого, сказал парламентарий.

Этот вопрос снова обсудят во время парламентских слушаний комитета 7 ноября.

По данным генерального директора АО «КТБ ЖБ» Артёма Давидюка, средняя стоимость капремонта домов с износом менее 65% составляет около 30 тыс. рублей за 1 кв. м. Ремонт одного жилого здания обходится примерно в 13,7 млн рублей, добавила исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта многоквартирных домов (АРОКР) Анна Мамонова.

По данным АРОКР, сейчас взнос на капремонт в среднем по стране составляет около 7,24 рубля в месяц за 1 кв. м.

Цена ремонта зданий с износом более 65% дороже примерно на треть — 40 тыс. рублей за 1 кв. м, сказал Артём Давидюк.

А дома с износом свыше 70% требуют не просто капремонта, а реконструкции, стоимость которой может составлять в среднем 100–120 тыс. рублей за 1 кв.

м в зависимости от типа здания, его площади, конструкции, возраста, добавил управляющий партнёр экспертной группы Veta Илья Жарский. Цена всех работ начинается от 40 млн рублей за дом, отметил он.

По мнению эксперта, расходы на поддерживающее содержание зданий по подпрограмме Минстроя могут быть меньше в 2,5–3 раза. По оценке Артёма Давидюка, стоимость самых необходимых видов работ по домам, включенным в подпрограмму, составит в среднем 10 тыс. рублей за 1 кв. м. В этом случае взносы россиян за капремонт вряд ли повысятся, считает Анна Мамонова.

Однако, по мнению Дмитрия Ионина,подпрограмма предполагает ремонт за счет граждан фактически аварийного жилья, которое проще снести и расселить. Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева согласна, что эти «дома, по-хорошему, стоит включать в программу по расселению аварийного жилья».

Ответственный секретарь экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук предполагает, что в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме может начаться дискуссия о том, что деньги, которые будут тратиться по сути вхолостую, могли бы пойти сразу на создание альтернативного жилого фонда. Он также отметил, что подпрограмма вряд ли обеспечит устойчивое сокращение аварийного жилья, поскольку только оттянет решение проблемы, а не закроет ее.

Капитальный ремонт аварийного дома

Можно ли обязать местную администрацию сделать капительный ремонт МКД, если дом признан аварийным и подлежит сносу? Из определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции следует, что в исключительных случаях — можно (дело № 88 – 11544/2021).

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области установил, что дом из четырёх квартир в городе Верхотурье построен в 1981 г. На момент обследования МКД находится в аварийном состоянии, существует угроза внезапного обрушения.

Все конструкции дома, включая фундамент, стены и кровлю, пришли в аварийное состояние, покрыты глубокими трещинами, сгнили нижние венцы бруса, неисправно кровельное покрытие, из-за чего на потолок и стены квартиры протекает вода с кровли.

Инспекция направила в муниципалитет заключение о том, что необходимо обеспечить безопасное проживание жильцов и рассмотреть вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания.

Администрация признала дом аварийным и подлежащим сносу. Был определён срок отселения граждан — до конца 2029 г.

Собственник квартиры из аварийного дома в судебном порядке потребовал обязать администрацию сделать капитальный ремонт дома. Районный суд требование удовлетворил, обязал администрацию городского округа Верхотурский Свердловской области выполнить капитальный ремонт и обеспечить безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок до расселения жильцов.

Апелляционный суд оставил решение без изменения.Администрация подала кассационную жалобу, указав, что в домах, подлежащих сносу невозможно проводить капитальный ремонт.

  • Седьмой кассационный суд общей юрисдикции принял во внимание заключение межведомственной комиссии, согласно которому из-за значительного физического износа несущих конструкций здания, высокого износа инженерных сетей, угрозы внезапного обрушения конструкции здания рекомендовано признать дом аварийным, произвести расселение жильцов и полностью демонтировать строение.
  • Судебная коллегия согласилась с выводами первой инстанции, который установил:
  • При этом суд установил:- на момент рассмотрения спора дом не расселён;- срок отселения жильцов — декабрь 2029 года;
  • — дом представляет угрозу жизни и здоровью, проживающих в нём граждан.
Читайте также:  Строительство дома на садовом участке

Поэтому суд пришёл к верному выводу, что только ремонтные работы могут обеспечить безопасность проживания до момента отселения жильцов.Суд согласился и с выводом апелляционной инстанции, которая указала, что законодательство не запрещает капитальный ремонт в аварийных и подлежащих сносу домах.

Кассационная инстанция отметила:

  • суды обоснованно удовлетворили требования истца ввиду исключительных обстоятельств, чтобы обеспечить безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок до расселения жильцов;
  • принятые судебные постановления не препятствуют администрации незамедлительно расселить граждан спорного дома.

Судебная коллегия сослалась на Постановление Госстроя РФ № 170, согласно которому капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объёме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок (п. 2.4.3).

Оснований для отмены судебного решения кассационный суд не установил, решение было оставлено в силе.

Другие материалы про аварийное жилье:

Как узнать, признан ли дом аварийным?

Как узнать, признан ли дом аварийным?

Взносы на капремонт можно не платить, если дом признан аварийным и подлежит сносу

Взносы на капремонт можно не платить, если дом признан аварийным и подлежит сносу

Можно ли оспорить сроки расселения из аварийного жилья

Можно ли оспорить сроки расселения из аварийного жилья

Представители регионов назвали нелогичным ремонт ветхих домов за счет фондов капремонта

ТАСС, 20 ноября. Инициатива Министерства строительства России, предложившего ремонтировать ветхие предаварийные дома за счет средств региональных фондов капремонта, нелогична, считают опрошенные ТАСС эксперты.

По мнению большинства из них, в «поддерживающих» ремонтах смысла нет, — дома в любом случае надо расселять, траты фондов в этом случае просто теряют смысл.

Впрочем, в некоторых регионах инициативу приветствуют, — до расселения ветхим домам еще нужно дожить.

Ремонтировать ветхое предаварийное жилье (износ до 70%) с использованием региональных фондов капремонта Минстрой предложил в ноябре. По задумке ведомства, такой подход позволит «дотянуть» ветхие предаварийные дома до момента их расселения и сноса, самостоятельно средства на их «поддерживающий» ремонт жильцы таких домов собрать не в состоянии, — он зачастую очень дорогой.

Депутат Госдумы РФ и член комитета по транспорту и строительству Дмитрий Ионин в разговоре с ТАСС сказал, что считает предложенную Минстроем схему нелогичной, указывая на то, что большое число предаварийных домов в России в действительности просто юридически не признаны аварийными, хотя их процент износа на практике выше 70.

«У нас в стране пропорция такая, что домов износом 66-70% в два раза больше, чем домов с износом в 70-100%, и мы прекрасно понимаем, что чисто арифметически такого быть не может. Понятно, что процент занижен по бумагам.

То, что на них будут тратиться средства фондов капремонта — это глупо, по сути это за наш с вами счет и за счет всех остальных людей будут ремонтировать то, что ремонтировать бессмысленно. Дом чуть-чуть приведут в порядок, чтобы через пять лет он опять стал аварийным.

Зачем тратить деньги фонда, которые в принципе могли пойти на ремонт тех домов, которые в этом реально нуждаются», — говорит Ионин.

По мнению депутата, России была бы полезной ревизия всего ветхого жилья и установление реального процента износа жилищного фонда.

«Надо проводить ревизию и расселять [исходя из реального процента износа]. Да, если мы все их признаем аварийными, то в нормативные сроки (в полгода) расселить их будет невозможно, но сроки можно расширить, главное, что люди будут понимать, что им положено расселение, у них появится перспектива, они будут понимать, что через 3-4 года получат жилье», — считает Ионин.

Нужны другие меры

Мнение Ионина разделяет министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов. По его мнению, ремонт ветхих домов за счет фондов капремонта экономически нецелесообразен, пока непонятно — как будут компенсироваться их потери.

«За счет чего будет делаться ремонт? За счет фонда. То есть жители живут, продолжают платить. Чтобы отремонтировать кровлю на таких домах нужно три миллиона рублей.

Этот дом соберет эти деньги за 15 лет, если через три года его расселят, кто будет восстанавливать затраты, которые понесет фонд. То есть они взяли с других домов, отремонтировали этот, а потом кто возместит после расселения эти затраты.

Эти дома нужно расселять. Бюджетными средствами», — считает Смирнов.

Как сообщили ТАСС в пресс-службе администрации Архангельской области, в целом концепция законопроекта, предполагающего направление на ремонт ветхих предаварийных домов средств региональных фондов капитального ремонта, поддержана правительством региона, но эффективность такой инициативы оценивается как низкая.

«Полагаем, что проведение поддерживающего ремонта за счет средств фонда капитального ремонта, позволяющего продлить сроки эксплуатации многоквартирных домов на несколько лет (условно до 5 лет), после чего он все равно будет признан аварийным и подлежащим сносу, малоэффективно», — сказали в пресс-службе.

Председатель постоянного комитета Законодательного собрания города Севастополя по городскому хозяйству Вячеслав Камзолов рассказал ТАСС, что в городе основная масса ветхого жилья — дома, построенные как временные после войны. Расселить их пока нет возможности — отсутствуют квартиры, которые можно было бы предоставить по всем требованиям законодательства, при этом ремонтировать здания уже бессмысленно.

«У нас в городе много такого жилья, которое требует расселения, много общежитий, где, бывает, и по шесть человек живут на 9 кв. м. У нас есть ветхие дома, которые жильцы просят включить в программу капремонта. Но это, на мой взгляд, нецелесообразно: через несколько лет они, даже с ремонтом, превратятся в непригодные для жизни», — говорит Камзолов.

«В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тувы (республика входит в пятерку российских регионов с наибольшей изношенностью жилищного фонда) считает, что в решении накопившихся проблем с ветхим жильем региону могут помочь другие меры — в частности использование при расчете объемов федеральной поддержки в части денег, которые могли бы быть направлены на расселение ветхого жилья, рыночной стоимости квадратного метра.

«Эффективным механизмом для реализации государственных программ является использование при расчете объема федеральной поддержки рыночной стоимости 1 кв. м жилья.

Правительством Республики Тыва неоднократно направлялись письма в Минстрой России об увеличении стоимости квадратного метра, на сегодняшний день подготовлен проект методики, предусматривающий использование средневзвешенных показателей о средней рыночной стоимости квадратного метра на первичном и вторичном рынках», — уточнили в региональном министерстве строительства.

Интерес есть

В некоторых российских регионах предложение Минстроя оценивают скорее положительно. Как пояснил ТАСС председатель госкомитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Сергей Грахов, инициатива для региона является «интересной темой».

«Дело в том, что зачастую дом отремонтировать, который имеет износ менее 70%, дешевле, чем расселять людей. При этом действительно дом в состоянии нормальном, то есть капитальным конструкциям ничто не угрожает. И такой дом гораздо целесообразнее восстановить, чем строить новый, а этот потом еще и сносить. У нас в регионе эта тема была бы актуальной», — сказал Грахов.

Как сообщили ТАСС в департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, в регионе на сегодняшний день 20-25% (это 75-100 многоквартирных домов) — это деревянные дома с частичным благоустройством, построенные ранее 1980 года. В них либо не было ремонта, либо ремонт проводился частично.

«У таких домов нормативный срок службы не более 50 лет. Данную категорию домов можно отнести к ветхому жилфонду. Необходимость в принятии подпрограммы ремонта ветхого жилья актуальна в связи с тем, что до расселения данных домов может пройти 5-10 лет.

В целях безопасной эксплуатации до момента сноса необходим выборочный капитальный ремонт конструктивных элементов, отвечающих за безопасность зданий — крыша, фундамент, система электроснабжения и газоснабжения», — сказали в департаменте, добавив, что «финансовая поддержка Фонда содействия реформированию ЖКХ на данные цели крайне необходима».

В Министерстве строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области считают, что принятие законопроекта о ремонте ветхого предаварийного жилья за счет фонда капремонта позволит частично решить накопленные проблемы при условии дополнительной поддержки от государства.

«Это в основном дома с маленьким количеством квартир (4-12 штук), или они являются объектами культурного наследия и накопленных взносов не хватает даже на проектные работы. Соответственно, ремонт данных домов должен проводиться с использованием средств собственников с привлечением государственной поддержки», — сказал начальник управления ЖКХ регионального Минстроя Геннадий Щербаков.

Ударит ли по фондам

По мнению исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта Анны Мамоновой, принятие в регионах отдельных подпрограмм по ремонту предаварийного жилья не приведет к существенному перераспределению средств фондов капремонта.

«Как правило, такие дома — малоэтажные дома, людей в них проживает немного. Те взносы, которые они платят и будут использованы для ремонта, но будут проводиться только те работы, которые позволят обеспечить безопасность проживания», — сказала ТАСС Мамонова, добавив, что не исключается использование механизма софинансирования таких работ с участием бюджетов разных уровней.

В новость внесена правка (22.11.19, 17:47 мск) — уточняются первый, второй и последний абзацы