Советы

Требование оплаты за вывоз тбо через суд

Внесение платы за вывод ТКО в пользу региональных операторов, которые осуществляют вывоз и утилизацию мусора, является обязательным. Ввиду множества недоработок при внедрении нового порядка обращения с мусором, многие граждане отказались вносить плату за обязательную коммунальную услугу. Итог – многие должники получают судебный приказ по ТКО.

На большинство вопросов о том, надо ли платить за мусор, обязательно ли это и какова ответственность — мы уже ранее разбирали  в публикации «Пришла квитанция за мусор без договора».

Если вам нужен грамотный анализ сложившейся ситуации от юриста и оценка шансов на отмену взыскания ТКО — обращайтесь за консультацией в чат или по телефону ниже. Консультация полностью БЕСПЛАТНА!

Устали искать решение? Спросите юриста!

Любой регион РФ: +7 800 600-36-02

Когда плату за мусор (ТКО) могут взыскать через судебный приказ?

Процедура взыскания коммунальных платежей предусматривает возможность подачи исполнителем услуг заявления о выдаче судебного приказа в порядке ст. 121 ГПК РФ. Указанная статья допускает истребование в приказном порядке долга по коммунальным услугам, а вывоз ТКО является именно коммунальной услугой.

Следовательно, если у вас возник долг, то оператор получает право истребовать задолженность через суд и получить судебный приказ по мусору. Это значит, что:

  • Приказ будет вынесен в течение 5 дней.
  • Должника уведомят по факту подачи заявления для сведения и уже по факту вынесения приказа.
  • Судебный приказ о взыскании платы за мусор (ТКО) выносится единолично судьей  и без извещения сторон.

После вынесения приказа он высылается для сведения должнику и у него есть 10 дней со дня получения судебного приказа на его отмену. ВАЖНО: В законе не прописана минимальная сумма для обращения в суд! По закону оператор вправе взыскивать через суд даже 100 рублей, но на практике заявление на выдачу судебного приказа обычно подается после 3 и более месяцев неуплаты за мусор. 

Отмена судебного приказа по ТКО: основания

В числе оснований для оспаривания вынесенного судебного приказа могут быть любые обстоятельства, с которыми не согласен должник.

Говоря проще и напрямую: ключевым основанием для отмены судебного приказа является несогласие должника с его вынесением. Это право является безусловным и судья не должен и не вправе разбираться – обоснованно ли такое несогласие или же нет.

В частности, наиболее часто причинами несогласия с взысканием оплаты услуг за ТКО являются:

  • Неверные расчеты сумм задолженности из-за неверного учета лиц, тарифов и т.д.
  • Взыскание долга при его фактической оплате.
  • Иные нарушения в порядке расчетов.

ВАЖНО: Должник не обязан доказывать наличие тех или иных обстоятельств на момент подачи заявления. Для суда достаточно лишь выражения факта несогласия – и суд обязан отменить судебный приказ и вернуть заявление оператору ТКО. В дальнейшем им может быть инициирован исковой порядок взыскания долга.

Как отменить судебный приказ за ТКО?

Очень просто – нужно направить заявление об отмене судебного приказа (возражения относительно его исполнения) в порядке ст. 129 ГПК РФ.

Ничего критически сложного здесь нет и отмена судебного приказа по ТКО является достаточно простой задачей. Но желательно заручиться поддержкой опытного юриста, получив бесплатную консультацию.

В заявлении укажите:

  • Наименование суда, в который подается заявление.
  • Ваше ФИО и адрес.
  • Описание обстоятельств дела: когда, что и в каком размере взыскано.
  • Указание на несогласие и причины такового несогласия.
  • Требование об отмене судебного приказа.
  • Подпись, дату.

Что касается приложения документов к заявлению, то закон не устанавливает обязательных требований в этой части. Но мы рекомендуем приложить следующие бумаги:

  • Копию паспорта в подтверждение личности.
  • Сведения об исполнении обязательства (если оно исполнено).
  • Иные документы.

Это позволит подстраховаться от «человеческого фактора» и надуманных причин об отказе.

Образец заявления на отмену судебного приказа по ТКО (плате за мусор)

Представленный ниже образец может быть использован для большинства ситуаций, которые возникают у граждан, с которых взыскивается плата за ТКО в судебном порядке.

Требование оплаты за вывоз ТБО через суд

Скачать образец заявления на отмену судебного приказа

Если у вас есть вопросы или трудности с составлением заявления – вы всегда можете задать вопрос нашим юристам. Консультация бесплатная!

В любом случае при соблюдении сроков на отмену приказа, судебный акт будет отменен, а оператор получит уведомление об отмене приказа.

После этого он вправе подать исковое заявление в суд и истребовать долг в судебном порядке. Такое дело будет рассматриваться с вашим участием и с полным судебным следствием.

Отменять судебный приказ имеет смысл в случаях, если:

  • Сумма долга исчислена неверно.
  • Долг уже оплачен на момент вынесения приказа или же после его получения.

В остальных случаях, увы, платить все равно придется. Даже если вы отмените приказ — с вас в любом случае взыщут долг за ТКО в суде и в исковом порядке. В том числе – с оплатой расходов по пошлине, которые будут значительно больше, чем в приказном порядке.

Судебная практика по взысканию за мусор складывается, в основном, не в пользу потребителей и большинство задолженностей взыскивается.

Если у вас остались вопросы по взысканию долга за ТКО – задайте их нашим юристам прямо сейчас!

Защита персональных данных помешала взысканию долгов за вывоз мусора :: Бизнес :: РБК

Региональные мусорные операторы столкнулись с трудностями при истребовании долгов через суд. Они обязаны указывать персональные данные должников, но не имеют права их получить

Требование оплаты за вывоз ТБО через суд

Сергей Ещенко / ТАСС

После вступления в силу закона, который обязал коммунальщиков при взыскании долгов через суд указывать персональные данные ответчиков, судебные приказы перестали работать, а взыскание усложнилось. Об этом РБК заявил гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев в интервью, публикация которого запланирована на вторник.

«Теперь, чтобы запустить судебную процедуру для взыскания долгов, нужны дополнительные данные. Легальной возможности их получить нет», — подчеркнул Буцаев. По его словам, дополнительная сложность, которая касается мусорной отрасли, — размер платы такой, что даже если истребовать долг за год, расходы на судебное разбирательство будут больше самого долга.

В конце 2018 года федеральным законом 451 были внесены изменения в том числе в процедуру подготовки судебных разбирательств по имущественным спорам.

Региональным операторам обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) теперь нужен доступ к информации паспортных столов о количестве проживающих, а также информация собственника объекта для выставления корректных счетов за оказанные услуги и решения вопросов в судебном порядке, пояснил РБК представитель РЭО. Но регоператоры не являются операторами персональных данных и испытывают сложности с правильным выставлением счетов за услуги, а также с решением вопросов в судебном порядке, добавил он.

В июне 2019 года первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов внес законопроект, предполагающий, что организации ЖКХ смогут запрашивать персональные данные о пользователях своих услуг у госорганов (МВД и Росреестра) и управляющих организаций — ТСЖ, ЖСК.

Предоставление информации о потребителях жилищно-коммунальных услуг не предполагает согласия субъекта персональных данных, в отношении которого запрашивается информация, подчеркивается в документе.

Отсутствие таких сведений сейчас создает риски некорректного расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также риски невозможности обращения в суд в целях взыскания задолженности, указано в пояснительной записке к законопроекту.

Блог

Требование оплаты за вывоз ТБО через суд

  • Мы уже рассматривали вопрос о прерасчётах за ТКО, но само время накидывает на вентилятор, а потому — развиваем тему.
  • Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.
  • Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:

«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»

Читайте также:  Обязательно ли и зачем нужно делать межевание земельного участка?

В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.

Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).

Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст.

157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

ТКО согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объёма индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых — с учетом количества собственников жилого помещения.

ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п.

148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

А дальше следите за руками… Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г.

№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина оа основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире — это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.

С уважением, Алексей Тищенко

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.  

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.

Пп 1156 и договор с региональным оператором тко

Подписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.

Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на
осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник
многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца
накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

  1. Своими
    действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
  2. У
    него нет лицензии на осуществление такой деятельности.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного
выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он
подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в
помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать
причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит
доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного
лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное
место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Читайте также:  Ребенку исполняется 18 лет — как прекращается выплата алиментов: когда в россии

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р.

(и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.

Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

А как же принцип
свободы договорных отношений?

Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!

Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не
применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные
отношение в соответствие:

  1. С
    требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
  2. С
    обязательствами, которые граждане принимают добровольно.

Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).

Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые
являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения
договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном
порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.

Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО
заключается в том, что потребителю необходимо:

К заявке нужно приложить следующее:

  1. Паспорт
    или другое удостоверение личности заявителя;
  2. Правоустанавливающие
    документы;
  3. Технический
    паспорт недвижимости;
  4. Справку
    о количестве проживающих лиц.

Это актуально для собственников частных домов, которые заключают
договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в
многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор
заключают:

  1. Управляющая
    компания (УК);
  2. Товарищество
    собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищный
    кооператив (ЖК).

Эти организации к заявке должны приложить:

  1. Договор
    с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
  2. Лицензии,
    на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по
    управлению многоквартирным домом;
  3. Документы,
    в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество
    жильцов.

На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг
по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом
заключения договора занимается доверенное лицо.

После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.

В каких случаях
сроки рассмотрения продлеваются?

Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке
дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он
обязан:

  1. Выявить
    недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
  2. Направить
    письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
  3. Приостановить
    рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.

После получения письма от регионального оператора, потребитель
обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано,
заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по
которым заявка не рассмотрена.

Региональный оператор может получить заявку на заключение договора
на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного
владельца.

С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10
рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН.

В
документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена.
Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.

Отсутствие заявки от потребителя

Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по
организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора
с региональным оператором ТКО:

  1. Он
    размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
  2. С
    этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать
    заявку;
  3. Если
    они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз
    ТКО региональным оператором.

По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.

Типовая форма договора с региональным оператором.

Что должно
содержать соглашение?

Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.

Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:

  • Месторасположение дома, для которого требуется
    услуга;
  • Ее содержание: требование, периодичность,
    порядок и размер расчета;
  • Порядок решения спорных вопросов, в том числе и
    по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий
    договора;
  • Права и обязанности сторон;
  • Случаи, в которых услуга не предоставляется или
    ограничивается;
  • Основания для изменения условия или расторжения
    соглашения;
  • Срок его действия.

Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении
прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь,
осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них
граждан.

Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет
или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например,
региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с
110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:

  1. Обращение
    в суд с иском о перерасчете стоимости;
  2. Истребование
    от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности
    граждан дома;
  3. На
    основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый
    период, когда менялась численность граждан.

Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика
переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и
судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого
определяется условиями договора, и начисляется неустойка.

Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется
решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует
финансовые потери.

Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором

За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора
с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном
порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к
административной ответственности.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.

Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО
подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения
договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм.
Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и
другие нормы.

Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований
или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность
предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.

Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а
юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф
за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а
индивидуальные предприниматели на 50 т.р.

Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора,
его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р.
То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны
привлекаются к административной ответственности.

Читайте также:  Пересечение сплошной линии с выездом на встречную полосу

Рекомендации эксперта по переходу на прямые договоры с Регоператором по обращению с ТКО

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Арендаторы и арендодатели часто спорят, кто должен платить за вывоз мусора из помещения. Мы разобрались в вопросе и позволим себе спойлер: по общему правилу это обязанность арендатора, и она не единственная относительно мусора. Однако есть частный случай. Теперь обо всём подробно.

Основной источник:

???? Закон Об отходах производства и потребления от 24.06.98 № 89-ФЗ

В чём проблема с мусором

Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.

Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.

Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают. 

Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.

От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию. 

Предприниматель заключает договор напрямую с региональным оператором и платит за вывоз ТКО из помещения, где ведёт бизнес. Формат деятельности неважен, мусор вывозят из офиса, с производства, из магазина и кафе. Получается, предприниматель платит дважды: за домашний и рабочий мусор. Но если предприниматель работает из дома, заключать второй договор и платить дополнительно не нужно.

Это ещё не все обязанности. Предприниматель должен определить класс опасности мусора и, если нужно, получить паспорт отходов.

Паспорт отходов и класс опасности

Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы. 

Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.

Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.

Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».

Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.

Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.

На вывоз отходов заключают договор с региональным оператором. Чаще всего это обязанность арендатора

Мы уже говорили: чтобы из уличного контейнера регулярно вывозили мусор, надо заключить договор с региональным оператором. Такой есть в каждом городе.

По общему правилу в арендованном помещении договор на вывоз отходов заключает арендатор. Он собственник мусора, и заботы по вывозу лежат на нём — так сказано в ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. Кроме того, именно арендатор обязан платить за содержание арендованного помещения по ч. 2 ст. 616 ГК РФ.

Для заключения договора предприниматель подаёт заявку региональному оператору, сообщает адрес, размер помещения и вид деятельности. На вывоз отходов классов опасности с первого по четвёртый у оператора должна быть лицензия.

Если забить на вывоз мусора и, например, подбрасывать в чужой контейнер, будут проблемы.

Предпринимателя могут оштрафовать на сумму до 250 000 ₽ или закрыть на три месяца по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. В лучшем случае выдадут предписание заключить договор на вывоз ТКО. Такое было с владельцем магазина сантехники — дело № А41-84137/19.

Ещё региональный оператор может обязать заключить договор через суд. И даже взыскать плату за уже вывезенный мусор с неустойкой. Такое тоже было — дело № А15-2160/2019.

По договору аренды за мусор может отвечать арендодатель

Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз отходов заключает арендодатель. Так можно согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 № 25-47/17005. В этом случае арендатор только оплачивает счета от арендодателя. 

Обычно организацию вывоза отходов берут на себя собственники бизнес и торговых центров. Они обустраивают общую площадку с контейнерами и заключают договор с региональным оператором. Но никто не запрещает переложить обязанность на арендодателя и в небольшом помещении на первом этаже или мастерской в промзоне, если всех это устраивает. 

Обязанность арендодателя вывозить мусор записывают в договор аренды. Формулировка примерно такая:

Арендодатель обязан заключить договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения с региональным оператором и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам.

Прочитайте свой договор аренды. Если нашли подобный пункт — за мусор отвечает собственник помещения.

Пока не выкинули в уличный контейнер, хранить мусор надо по санпинам 

В санпинах по некоторым видам деятельности есть пункты, как хранить мусор, и даже требования к уличным контейнерам. Хранение зависит от того, насколько опасен мусор для сотрудников и клиентов. Обязанность хранить мусор по санпинам не получится переложить на собственника помещения.

Фитнес-клубы

СП 2.1.2.3304-15

Уличные контейнеры для сбора мусора делают с закрывающимися крышками. Под контейнером — твёрдое водонепроницаемое покрытие. Вокруг — непродуваемое ограждение. Контейнер ставят не ближе 25 м от спортивной площадки, если она на улице.

В помещении ставят мусоросборники. Их очищают при заполнении на ⅔ объёма.

Продуктовый магазин

Могут ли с меня требовать долг за вывоз мусора?

diego.fiore1981.gmail.com/Depositphotos

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Очень странно, что вам звонят коллекторы, потому что существует юридическая схема по взысканию такой задолженности от ресурсоснабжающей организации, которая выставляет счета по ТКО.

В рамках этой схемы взыскание задолженности за вывоз мусора осуществляется данным оператором в приказном или судебном порядке. Вам могут звонить также представители управляющей компании, которая курирует ваш район.

Но коллекторы не имеют никакого отношения к задолженностям такого типа.

Долги «за квартиру»: какие не продают коллекторам

Что такое нормы накопления ТКО (ТБО)?

Что касается необходимости оплаты данной услуги, как таковой – да, если вы владеете жилым домом в частном секторе, обслуживающая организация имеет полное юридическое право выставлять вам счета за вывоз мусора и накладывать взыскания в случае неоплаты или задолженности. Для прояснения этого вопроса вам стоит обратиться в местную администрацию.

Отвечает директор юридической компании «Юристбург» Сергей Быков:

Коллекторы – почти всегда незаконные действия. Вам необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о признаках вымогательства.

Закон требует от нас заключение договоров с поставщиками таких услуг, но взыскание денег без договора (личного или коллективного) недопустимо. Поэтому в вашем случае следует дождаться претензионного письма. Если действия законные, после этого уже можно говорить об основаниях к такой претензии, а пока – только в полицию.

Отвечает владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский:

Если есть договор с муниципальным образованием, и вывоз мусора входит в состав коммунальных платежей – звонить вам могут. Если требовалось заключение личных договоров с подрядчиков, но вы не заключали – не могут. А если заключали, по факту услуга оказывалась, но вы ей не пользовались – тогда вопрос должен решаться в суде.

Можно ли не платить за вывоз мусора в частном секторе?

Экономия на ЖКХ: как отключить те услуги, которыми вы не пользуетесь

Отвечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева:

Для того, чтобы коллекторы не требовали от вас уплаты долга, обратитесь в уполномоченный орган с просьбой о перерасчете оплаты за данный вид услуг. Это может быть местная администрация или управляющая компания.

Перерасчет может осуществляться: в связи с изменением количества проживающих в доме, полным отсутствием проживающих в доме, временным отсутствием проживающих в доме, а также в связи с фактом оказания данной услуги.

 

Вы имеете право совсем расторгнуть договор с компанией, которая оказывает услугу по сбору твердых бытовых отходов в вашем населенном пункте.

Это делается либо по соглашению обеих сторон, но тогда необходимо согласие компании, либо в одностороннем порядке в суде (ст. 450 ГК РФ).

Впрочем, суд расторгнет договор только в случае, если компания, оказывающая данную услугу, существенно нарушила условия договора с причинением определенного ущерба второй стороне.

  • Текст подготовила Мария Гуреева
  • Не пропустите:
  • Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
  • Почему нужно платить за то, чем не пользуюсь?
  • Есть ли выгода заключать прямой договор с РСО?
  • Где платить за вывоз мусора – по прописке или в квартире в собственности?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.