Советы

Ведение учета уголовных дел

Конфигурация «Учет судебных дел» — предназначена для автоматизации учета всех судебных дел. Данная программа подойдет для автоматизации рабочего места следователя и позволит усовершенствовать процесс ведения, расследования и оформления уголовных дел.

Имеется возможность регистрации возбужденных уголовных дел, ведение базы данных всех дел, участников уголовного процесса, учета всех документов, составленных по уголовным делам и многое другое. Конфигурация легко и быстро настраивается под конкретные требования заказчика.

Гибкая структура базы данных дает возможность создавать новые таблицы, отчеты, графики, добавлять поля, задавать списки и многое другое. Программа для учета дел интуитивно проста для пользователей и не требует квалифицируемых ИТ-ресурсов.

Вы сможете настроить программу и на любую другую предметную область без специальных знаний.

Основные функции:

  • Учет уголовных дел
  • Ведение базы данных уголовных дел. Регистрация и учет всех данных с момента возбуждения дела до момента принятия окончательного решения

  • Учет эпизодов по делу
  • Регистрация эпизодов (преступлений) по каждому делу. По каждому эпизоду фиксируется категория, вид преступления, статья кодекса РФ, место и другая нужная информация

  • Учет участников дела
  • Ведение базы данных всех участников уголовного процесса, в отношении которых могут быть составлены различные документы. Учет контактных и личных данных участников

  • Учет вещей и следов, изъятых по делу
  • Ведение справочников по статьям кодекса РФ, видам экспертиз и др.
  • Учет экспертиз
  • Возможность регистрации экспертиз, назначенных по делу

  • Учет этапов уголовных дел
  • Контроль сроков уголовных дел
  • Создание документов по шаблонам
  • Настройка напоминаний сотрудникам о различных событиях
  • Хранение информации о сотрудниках, настройка персональных прав доступа
  • Возможность импорта и экспорта данных
  • Отбор, поиск, группировка, сортировка данных по различным критериям
  • Подготовка разнообразных аналитических отчетов
  • Гибкая структура БД с настройкой под любые задачи

Скриншоты

Учет уголовных дел

Ведение учета уголовных дел

Регистрация эпизодов по делам

Ведение учета уголовных дел

Назначение экспертиз по делам

Ведение учета уголовных дел

Учет вещей и следов по делу

Ведение учета уголовных дел

Ведение базы данных участников уголовного процесса

Ведение учета уголовных дел

Установка конфигурации

Для установки и запуска необходимо:

  1. Скачать и установить программу «Архив документов» (если еще не установлена)
  2. Откопировать файл конфигурации в папку с базами данных
  3. Запустить программу «Архив документов» и открыть данную БД, выбрав в меню «Файл» -> «Открыть базу данных…»

Разработка системы учета уголовных дел следователя

Печникова Кристина Сергеевна1, Илясова Алина Александровна11Тамбовский государственный технический университет, студент

Библиографическая ссылка на статью:
Печникова К.С., Илясова А.А. Разработка системы учета уголовных дел следователя // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83906 (дата обращения: 03.10.2021).

Анализ работы следователя и используемых в его работе программных средств, показал целесообразность разработки автоматизированной информационной системы учета уголовных дел, основными функциями которой, являлись бы:

  •   регистрация уголовных дел;
  •   содержание основных данных по уголовному делу;
  •   регистрация участников уголовного дела;
  •   содержание контактных и личных данных участников.

Основой автоматизированной информационной системы является база данных.

Процесс формирования  базы данных включает следующее этапы:

  •   построение инфологической модели данных;
  •   построение даталогической модели базы данных;
  •   построение физической модели базы данных;
  •   оценка физической модели базы данных;
  •   реализация базы данных.

На первом этапе, при проектировании инфологической модели данных выполняется анализ предметной области, для которой разрабатывается база данных, на основе чего определяется состав базы, а именно из каких объектов она будет состоять, какие данные будут в ней храниться [1].

Анализ предметной области, а также опрос следователей, позволили определить, что в базу данных создаваемой автоматизированной  системы  следует включить следующие объекты: 1) «Уголовные дела», 2) «Участники», 3) «Сотрудники».

На следующем этапе, а именно при построении даталогической модели необходимо отразить инфологическую модель на конкретную систему управления базами данных, в нашем случае это MS Access. Данная СУБД является реляционной, в которой для хранения данных используются таблицы, отсюда следует, что база данных автоматизированной систему учета уголовных дел следователя будет состоять из трех таблиц.

  • Анализ предметной области показал, что для оптимальной работы следователя в таблицу «Уголовные дела» разумно включить следующие атрибуты: Код уголовное дело, Номер уголовного дела, Статья,  Статус, Основание возбуждения уголовного дела,  Дата возбуждения, Дата окончания, Дата окончания предварительного следствия,  Продлен срок расследования,  Фабула, ФИО следователя.
  • Таблица или сущность «Участники» будет включать атрибуты:  Код участника, ФИО, Дата рождения, Гражданство, Судимость, Место жительства, Место работы, Телефон, В качестве, Допрос Код уголовного дела.
  • Сущность «Сотрудники» будет являться справочником, в ней в качестве атрибутов  будут присутствовать поля «Код сотрудника», «ФИО следователя», «Звание» и «Должность».

В разработанной системе «Учет уголовных дел следователя» главным окном  является форма (MainForm) (рис. 1).

Ведение учета уголовных дел

Рисунок 1. Главная форма

Окно главной формы содержит: основные сведения об уголовных делах, которые когда-либо находились или находятся у следователя в производстве. Компонент TDBNavigator, размещенный на главной форме, дает возможность просматривать, добавлять и удалять данные.

Также форма оснащена главным меню, которое состоит из пунктов «Главная», «Поиск», «Статистические карточки», «Сотрудники» и «Выход».

Помимо этого на главной форме есть возможно посмотреть сведения об участниках того или иного дела и при желании эти сведения можно скрыть.

  1. При выборе пункта главного меню «Статистические карточки», открываются 3 подпункта, при выборе которых в MS Word загружаются шаблоны для заполнения необходимых статистических карточек.
  2. Для редактирования данных об участниках была создана отдельная форма, которая открывается при нажатии кнопки «Редактировать».
  3. Кроме того, в системе с помощью специальных формы можно выполнять поиск и выборку данных, как по номерам уголовных дел, так и по их участникам.

Поиск и выборка осуществляются с помощью SQL-запроса. Для этого пользователю следует ввести поисковые данные в предназначенную для конкретного поиска  строку и нажать кнопку «Найти».

Результат поиска выводится в таблицу.

Данные, вводимые в строку поиска, могут содержать не точные параметры поиска,  поиск в любом случае выведет результат, это возможно благодаря знаку «%» в SQL запросе для кнопки «Найти».

  • Также с помощью SQL запроса, была создана функция сортировки уголовных дел по дате их возбуждения.
  • По окончании работы с программой  закрыть Главную форму можно, выбрав пункт меню «Выход», при этом все открытые дополнительные формы, также будут закрыты.
  • Как показало тестирование, автоматизированная система «Учет уголовных дел следователя» проста и удобна в использовании, позволяет вести архив уголовных дел,   осуществляет быстрый  поиск необходимой информации по уголовному делу, следовательно, экономит время сотрудников Следственного управления на подготовку отчетом и анализ необходимой информации, что при большой загруженности является самым главным в работе следователей.

Библиографический список

  1. Швецов В.И. Базы данных [Электронный ресурс]. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. – 218 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52139.html. – ЭБС «IPRbooks»

Количество просмотров публикации: Please wait

Судебный документооборот и делопроизводство

Основным, базовым элементом информационного обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации (далее Верховный Суд) является Информационная система «Судебный документооборот и делопроизводство» (далее ИС СДД), разработанная в соответствии с требованиями процессуального законодательства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, инструкциями, а также приказами и распоряжениями Руководства Верховного Суда.   ИС СДД входит в состав Автоматизированной информационной системы Верховного Суда Российской Федерации.   

ИС СДД включает следующие основные подсистемы: Автоматизация судебного делопроизводства Апелляционной коллегии Верховного Суда; 

  • Автоматизация судебного делопроизводства в судебных коллегиях Верховного Суда по гражданским, уголовным, административным делам, по делам военнослужащих; 
  • Автоматизация судебного делопроизводства в Судебной коллегии по экономическим спорам и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда; 
  • Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда; 
  • Автоматизация судебного делопроизводства Управления по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда; 
  • Электронный банк судебных документов; 
  • Информационно-справочная система Верховного Суда; 
  • Судебная статистика Верховного Суда; 
  • Подача процессуальных документов в электронном виде; 
  • Ведение общего делопроизводства и документооборота; 
  • Автоматизированное распределение судебных дел; 
  •  и др. 

Автоматизация судебного делопроизводства Апелляционной коллегии Верховного Суда Апелляционная коллегия Верховного Суда рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Все данные, зарегистрированные в автоматизированных картотеках по учету дел в первой инстанции Судебной коллегии Верховного Суда по административным делам и Судебной коллегии Верховного Суда по делам военнослужащих, при подаче апелляционной жалобы по делу поступают в Апелляционную коллегию. Результаты апелляционного рассмотрения отображаются в картотеках по учету дел первой инстанции.

Автоматизация судебного делопроизводства судебных коллегий Верховного Суда по уголовным делам, по гражданским делам, по административным делам и делам военнослужащих Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации рассматривают дела в кассационном порядке.  При создании данных подсистем ИС СДД особое внимание уделялось функциональности и информационной взаимосвязи между судебными коллегиями и Управлением по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда. Вся информация по поступившим жалобам и представлениям, зарегистрированным в Управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений, доступна судебным составам судебных коллегий Верховного Суда.  Программа обеспечивает регистрацию поступивших на рассмотрение судебных дел работниками секретариатов судебных составов судебных коллегий, с возможностью интегрирования информации о жалобах, представлениях и протестах с истребованными по ним делами, формируя, таким образом, единый информационный массив, способный предоставить необходимую информацию по делу по запросу пользователей в соответствии с имеющимися поисковыми возможностями. С помощью встроенной функции расчета статистических данных пользователи получают отчеты о движении кассационных дел.

  • Реализована функция автоматического формирования документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, что значительно облегчило и ускорило процесс их создания в соответствии с предъявляемыми требованиями.   
  • Автоматизации судебного делопроизводства Дисциплинарной коллегии и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Для достижения максимальной эффективности в обеспечении автоматизации судебного делопроизводства в Дисциплинарной коллегии и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда была осуществлена интеграция ИС СДД с системой подготовки документов, которая предоставляет возможность по подготовке текстов судебных документов с использованием стандартного текстового редактора MS Word.
Читайте также:  Обжалование судебного решения суда первой инстанции

Данная функция ИС СДД Верховного Суда позволяет решать одну из главных задач информационной поддержки деятельности Судебной коллегии по экономическим спорам и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда — автоматизацию процессов судебного делопроизводства и создание полнотекстового электронного банка судебных актов.

Создание банка данных происходит автоматизировано. Обработка и хранение данных сосредоточены на сервере, что позволяет обеспечить централизованное управление, требуемую производительность, надежность хранения информации, эффективность обработки и представления данных, а также защиту от несанкционированного доступа.

 

Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда Президиум Верховного Суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты. Подсистема «Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда» обеспечивает регистрацию судебных дел, поступивших на рассмотрение в Президиум Верховного Суда, работниками секретариата Президиума Верховного Суда с возможностью формирования карточки на дело, создания документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, установленного образца (вызовы, извещения т.п.) и осуществления поиска информации по конкретному делу, необходимой для работы секретариата Президиума.

Электронная картотека «Президиум Верховного Суда Российской Федерации» содержит сведения о рассмотрении гражданских и уголовных дел (общей и военной подсудности). 

Автоматизация судебного делопроизводства Управления по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда В Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений ежедневно поступает более тысячи процессуальных и иных обращений.

Подсистема Автоматизация судебного делопроизводства позволяет в автоматизированном режиме осуществлять регистрацию поступивших жалоб, представлений (протестов), проверку их на повторность и автоматическое присвоение номера.

По результатам проверки повторные жалобы, представления (протесты) приобщаются к имеющемуся производству с тем же номером, а вновь поступившим присваивается новый номер. Поступившие жалобы, представления (протесты) распределяются между исполнителями.

Осуществляется контроль срока их рассмотрения и заблаговременное оповещение исполнителей об истечении указанного срока. Рассмотренные жалобы, представления (протесты) передаются в  Управление для оформления и подготовки документов для отправки. Формирование реестров, почтовых наклеек и т. д.

происходит автоматически. Программа формирует отчеты о нагрузке исполнителей, а также статистические отчеты по движению и результатам рассмотрения жалоб, представлений (протестов).

Электронный банк судебных документов

Подсистема «Электронный банк судебных документов» является базовой основой для создания массива данных судебной практики Верховного Суда. С 2002 г. в Верховном Суде функционирует банк данных судебных документов. Все определения, решения, постановления, вынесенные Верховным Судом, сканируются, автоматически распознаются и заносятся в базу электронного банка данных судебных документов. Банк данных представляет собой централизованное хранилище текстовых данных и образов документов в виде графических файлов, которое имеет необходимую защиту от несанкционированного доступа. Информация, в том числе графическая, вводится в банк данных в соответствии с заданными атрибутами документов, при этом обеспечивается индексация текстовой информации и семантический анализ документа, а также автоматизированное аннотирование документа и верификация массива информации по различным критериям. Реализована возможность массовой загрузки оцифрованных документов в БД. Документы хранятся в форматах htm, html (распознанный текст) и TIFF, TIF (графический образ), а также в PDF, и в выделенном сетевом каталоге. Разработанные классификаторы и рубрикаторы предназначены для сужения выборки по конкретному запросу. Подсистема судебного делопроизводства напрямую связана с подсистемой «электронный архив», что позволяет использовать в качестве поисковых реквизитов не только карточку на судебный документ, но и карточку на дело, карточку на участника судебного процесса и т.д. В то же время по судебному документу, используя систему делопроизводства, можно получить всю информацию о движении дела в суде.

Данный информационный массив используется в WEB-технологии, что обеспечивает удобный поиск документов пользователям таких категорий, как судьи и работники аппарата. Средства подсистемы при этом обеспечивают возможность копирования всей информации или части (выборки документов) для резервирования и экспорта.

Информационно-справочная система Верховного Суда Данная подсистема выполнена по WEB технологии.

Особое внимание при создании данной подсистемы уделялось разграничению доступа к данным и правам пользователей на просмотр информации в зависимости от категории пользователя.

  Работник аппарата Верховного Суда, задействованный в процессе судебного делопроизводства, регистрирует данные по жалобам и делам только на участке, который отображается на его компьютере.

Все данные, занесенные различными пользователями, сводятся и обобщаются, что позволяет получить любую информацию по делам и жалобам, поступившим на рассмотрение в Верховный Суд.

Судебная статистика Верховного Суда Основными отличительными признаками является то, что отдел статистического учета в настоящий момент не заносит данные по учетным статистическим показателям, а использует ту информацию, которая появляется естественным путем в ходе рассмотрения дел.

С точки зрения информационной технологии, работники этого отдела являются, скорее контролирующим звеном за корректностью заносимой информации.  Необходимо отметить и новизну предлагаемых подходов методов в получении статистических данных.

Дело в том, что частые изменения, которые происходят в судебной системе за последние годы, связанные с судебной реформой, не могут не отражаться на необходимости предоставления разнообразных статистических показателей.

Однако статистика в первую очередь ценна способностью выявлять на временном участке, именно тенденции в увеличении или снижении определенных показателей. Но что делать, если с течением времени показатель изменяется по существу, или начинает включать в себя ряд показателей предыдущего периода и наоборот?

Для выполнения этих задач компонента, на основе имеющихся данных по судебному делопроизводству создает и хранит базу данных статистических показателей, которые классифицируются с учетом типа показателя, его характера на определенный момент времени, принадлежности к той или иной отчетной форме и т.д.

Функции проверки непротиворечивости получаемых данных, возможность обрабатывать не только данные непосредственно по делам, но и работа напрямую с базой данных статистических показателей дает возможность формировать отчеты как по утвержденным формам, так и настраивать новые формы в зависимости от необходимого вида и перечня необходимых выходных учетно-статистических показателей.

Подача процессуальных документов в электронном виде Подсистема «Подача процессуальных документов в электронном виде» разработана в целях реализации возможностей внесенных Федеральным законом от 23 июня 2016 г.

№ 220-ФЗ, предусматривающими возможность подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обеспечивается решение следующих задач: —     подача процессуальных документов с использованием «Личного кабинета физического/юридического лица» на Официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет по индивидуальному имени пользователя и паролю; —     подача физическими/юридическим лицами исковых заявлений (заявлений), жалоб (дополнительных материалов) с использованием электронной подписи по гражданским, уголовным, административным делам и по делам по разрешению экономических споров, непроцессуальных обращений в электронном виде; —     автоматический учет и регистрацию исковых заявлений (заявлений) и жалоб (дополнительных материалов), поступивших в электронном виде и их передачу на исполнение; —     автоматическое формирование ответа физическому/юридическому лицу в ответ на его заявление/жалобу, поступившее в электронном виде, с указанием учетного номера в Верховном Суде, общего количества полученных страниц и полученного перечня дополнительных документов; —     информирование о ходе выполнения, полученных электронных заявлений/жалоб в «Личном кабинете физического/юридического лица»; —     уведомление заявителя об изменении статуса электронного заявления/жалобы на электронную почту или средствами sms-сообщений; —     подача заявки на получение копии судебных актов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью; —     уплата госпошлины при подаче исковых заявлений и жалоб;

  1. —     подписка на дела и жалобы.
  2. Ведение общего документооборота и делопроизводства Подсистема обеспечивает создание в Верховном Суде базы данных с информацией о всех входящих, внутренних и исходящих документах, их месте нахождения и возможности просмотра электронных образов документов. Программные модули Подсистемы в автоматизированном режиме позволяют: —      вести учет входящих документов с присвоением каждому документу индивидуального входящего учетного номера (штрих-кода) и заполнением первоначальной информации в электронной карточке; —      формировать реестр передачи документов и передавать информацию о направляемых документах в структурные подразделения; —      регистрировать входящие и внутренние документы с присвоением каждому индивидуального регистрационного номера на основе его входящего учетного номера; —      сканировать документы с возможностью вывода на печать их электронных образов; —      осуществлять контроль за исполнением документов в соответствии с поручениями Руководства Верховного Суда; —   регистрировать исходящие документы с использованием исходящего учетного номера (штрих-кода), связанные с входящим регистрационным (учетным) номером, и передавать информацию о них в экспедицию для последующей отправки;
  3. —      осуществлять поиск документов в Автоматизированной информационной системе Верховного Суда.
  4. Автоматизированное распределение судебных дел Автоматизированное распределение дел между судьями в соответствии с требованиями ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и АПК РФ с решается учетом следующих факторов: —     правовая специализация судей; —     периоды отсутствия судей; —     количество дел, находящихся на рассмотрении у каждого  судьи; —     количество дел, рассмотренных судьей с начала года; —     средняя нагрузка судей, текущая загруженность судей; —     отсутствие судьи (отпуск, болезнь, учеба, участие в иных мероприятиях, исключающих возможность принятия производства по делу); —     недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела (соблюдение требований ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и АПК РФ).
Читайте также:  Алименты с дохода за границей

Порядок и сроки хранения в информационных центрах сведений о привлечении лиц к уголовной ответственности

В прокуратуру области регулярно поступают обращения граждан по вопросу обоснованности хранения в информационном центре сведений о привлечении лиц к уголовной ответственности в случаях, когда судимость снята или погашена, уголовное преследование прекращено по различным основаниям.

В соответствии со статьей 17 Федерального Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» органам полиции дано право обрабатывать необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей данные о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, осужденных за совершение преступления, с последующим внесением полученной информации в соответствующие базы данных о гражданах.

Совместным приказом Генерального прокурора Российской Федерации и руководителей других ведомств от 29 декабря 2005г.

№39 «О едином учете преступлений» утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, определяющее единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Основаниями учета лиц, совершивших преступления, являются: обвинительное заключение (акт), постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), вступивший в законную силу обвинительный приговор по делу частного обвинения, постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 28.03.2002г. №288, Информационный центр в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в области обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д.

  • К числу основных функций Информационного центра относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке запрашиваемой информации правоохранительным органам РФ, а также гражданам, лицам без гражданства и иным лицам.
  • Данные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
  • Порядок и сроки хранения в базе данных ИЦ сведений о привлечении граждан к уголовной ответственности регламентированы совместным приказом для служебного пользования Генеральной прокуратуры Российской Федерации и руководителей других ведомств, которым 12 февраля 2014годаутверждены Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации.

На основании п.15.1 указанного Наставления предусмотрено хранение учетных документов независимо от снятия и погашения судимости.

  1. В пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся:
  2. а) на приговоренных к пожизненному заключению; на приговоренных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; на осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры отменены и уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, – постоянно;
  3. б) на осужденных, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы; лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; на лиц, в отношении которых уголовные дела (уголовное преследование) прекращены по не реабилитирующим основаниям– до достижения ими 80-летнего возраста; (исключение составляют уголовные дела частного обвинения, прекращенные в связи с примирением);
  4. в) на несовершеннолетних лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых и освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, — 15 лет со дня назначения данной меры.

При этом, по данному вопросу наработана значительная судебная практика, где Верховным Судом Российской Федерации указанные положения нормативного правового акта признаны не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.

Хранение учетных документов в отношении лиц, подвергшихся уголовному преследованию, осуществляется на законной основе и не может рассматриваться как противоречащее нормам международного права (Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2018 г.

N АКПИ17-1073 и Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. N АПЛ18-143).

Начальник отдела государственной и ведомственной статистики управления правовой статистики

прокуратуры Челябинской области старший советник юстиции   Р.В. Романов

Кс разрешил знакомиться с засекреченными материалами уголовного дела

Конституционный суд РФ дал новое толкование положениям закона «О государственной тайне», которые препятствовали ознакомлению обвиняемых с материалами уголовных дел, имеющими гриф секретности. Дело о проверке конституционности ст. 21 и 21.

1 закона было рассмотрено КС без проведения слушаний по заявлению бывшего полицейского из Астрахани Евгения Горовенко.

Заявитель во время службы в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного отделения по борьбе с экономическими преступлениями привлекался к дисциплинарной ответственности в связи с ненадлежащим ведением дел оперативного учета.

В апреле 2010 года за допущенные нарушения он был уволен, а в ноябре 2010 года в отношении него возбуждено уголовное дело по ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос», по которому был вынесен обвинительный приговор.

В ходе производства по данному уголовному делу по ходатайству Горовенко была назначена почерковедческая экспертиза, выявившая факты подделки его подписей в делах оперативного учета, в связи с нарушениями при ведении которых он был уволен.

Материалы, касающиеся подделки подписей, были выделены в отдельное производство для проверки наличия в действиях неизвестных лиц признаков преступления по ст. 292 УК РФ «Служебный подлог».

По результатам проверки неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись, о чем Горовенко извещался без ознакомления с их содержанием.

Горовенко подал в Кировский районный суд Астрахани жалобу на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки.

Cуд, руководствуясь положениями закона «О государственной тайне», согласно которому гостайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов, которая не содержит секретных сведений. Горовенко был ознакомлен с несколькими томами материалов, а с томами, содержащими секретные сведения, ознакомление не производилось. Ему также было отказано во вручении копии последнего постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которому был присвоен гриф секретности.

Заявитель посчитал, что ст. 21 и 21.

1 закона «О государственной тайне» нарушают его конституционные права, так как они, неполно определяя круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам уголовного судопроизводства, содержащим секретные сведения, позволяют отказывать заинтересованному лицу в ознакомлении с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении и с вынесенными на их основании решениями об отказе в возбуждении уголовного дела.

КС постановил, что ст. 21 и 21.1 закона «О государственной тайне» не противоречат Конституции РФ.

Читайте также:  Анонимная жалоба: как написать и куда отправить

В то же время суд отметил, что содержащиеся в них положения предполагают, что использование результатов оперативно-розыскной деятельности не может служить препятствием для ознакомления лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются, с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и дающими основание для его вынесения материалами. Сохранность государственной тайны при этом может быть обеспечена путем использования предусмотренных законом механизмов, включая предупреждение о неразглашении гостайны, предупреждение о привлечении к уголовной ответственности в случае разглашения, а также хранение копий и выписок из процессуальных документов вместе с материалами проверки сообщения о преступлении.

КС подчеркнул, что должностные лица обязаны предпринимать все возможные меры, чтобы в материалах проверки содержались лишь те сведения, которые необходимы для принятия соответствующего процессуального решения, и тем самым исключались бы коллизии между требованиями защиты гостайны и гарантиями права лица на ознакомление с документами и материалами.

Согласно постановлению КС, решения, принятые в отношении Горовенко на основании ст. 21 и 21.1 закона «О государственной тайне» в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру.

Регистрация и учет уголовных и гражданских дел в судах общей юрисдикции

6.1.

Все уголовные, гражданские дела, исковые заявления, поступившие в суд, регистрируются на учетно-статистических карточках** (для уголовных дел по первой инстанции — учетно-статистическая карточка формы N 5, для гражданских дел по первой инстанции — учетно-статистическая карточка формы N 6, для уголовных дел кассационной инстанции — учетно-статистическая карточка формы N 7, для гражданских дел кассационной инстанции — учетно-статистическая карточка формы N 10).

В случае ведения автоматизированного учета в суде статистические карточки могут быть первоначально сформированы в электронном виде с последующим обязательным выводом на бумажный носитель.

Форма учетно-статистической карточки в электронном виде может отличаться от вида на бумажном носителе, но по составу информации, как минимум, должна содержать все сведения, предусмотренные в карточке, формируемой на бумаге.

  • По уголовным делам алфавитные журналы ведутся по форме N 5 на каждого обвиняемого.
  • По уголовному делу на нескольких привлеченных лиц статистическая форма N 5 заводится в соответствующем количестве экземпляров с указанием порядкового номера на каждое лицо.
  • При применении автоматизированных технологий информация по делу вводится в программу только один раз.
  • В карточке с порядковым номером 1 заполняются сведения всех разделов, в остальных — только раздел «Сведения о привлеченном лице».

По гражданским делам алфавитные журналы ведутся по форме N 6 на каждого истца и ответчика. Поиск гражданских дел ведется по ответчику.

Дела об административных правонарушениях, поступившие с жалобой (представлением) в суд, регистрируются специалистом (секретарем суда) отдела обеспечения судопроизводства. На них заводится учетно-статистическая карточка, присваивается номер, который указывается на карточке.

Учетно-статистические карточки по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях хранятся в отдельных картотеках таким образом, чтобы последние номера помещались в передней части картотеки.

При компьютерном введении регистрации и учета дел объем регистрируемой информации может быть увеличен, но не должен быть меньше предусмотренного Инструкцией по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 169.

В карточке в соответствии с движением дела должны быть заполнены все реквизиты, предусмотренные статистическими формами N 5, 6.

6.2. Для оперативного поиска дел или наведения по ним справок работник аппарата суда заводит алфавитные журналы, а также может использовать автоматизированные технологии.

6.3. Порядковый номер по учетно-статистической карточке, который является также номером соответствующего дела, указывается на первой странице обложки дела. За этим номером ведется вся переписка по данному делу.

6.4. Номера судебных дел проставляются с соблюдением следующих правил:

  1. а) номер уголовного и гражданского дела первой инстанции включает индекс соответствующего отдела обеспечения судопроизводства, порядковый номер дела по учетно-статистической карточке и год поступления дела.
  2. б) номер уголовного и гражданского дела кассационной инстанции включает индекс соответствующего отдела обеспечения судопроизводства, повторенный дважды, порядковый номер дела по учетно-статистической карточке и год поступления дела.
  3. в) если постановление по делу об административном правонарушении или решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районным судом, обжалуется в вышестоящий суд, то номер дела об административном правонарушении включает в себя индекс «7», порядковый номер дела по учетно-статистической карточке и год поступления дела.

6.5. Уголовные и гражданские дела, возвращенные на новое рассмотрение после отмены судебных постановлений, регистрируются работниками отдела обеспечения судопроизводства суда на учетно-статистических карточках так же, как впервые поступившие дела, по дате на штампе о поступлении дела в суд и получают новый порядковый номер.

Дела, возвращенные прокурором после устранения недостатков (ст. 237 УПК РФ), регистрируются как вновь поступившие только после истечения 5-дневного срока для устранения недостатков.

6.6. По истечении календарного года учетно-статистические карточки на дела, не рассмотренные к началу года, переносятся в картотеку нового года. При этом на учетно-статистической карточке и деле указываются два порядковых номера — прошлого и нового года.

В связи с этим нумерация дел, поступивших в новом году, начинается не с первого номера, а с того, который является очередным после регистрации остатка дел предыдущего года.

В картотеку прошлого года взамен изъятых карточек вкладываются карточки-заменители, на которых отмечается порядковый номер по нумерации прошлого года и делается надпись о перенесении в картотеку текущего года с указанием нового порядкового номера.

При компьютерном ведении делопроизводства дела прошлого года из базы данных не удаляются и не перемещаются, а для каждого дела должна храниться вся история номеров для этого дела за каждый год.

6.7. По результатам рассмотрения по существу уголовного дела на каждое привлеченное лицо в соответствии с Инструкцией по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 169, заполняется статистическая карточка на подсудимого.

6.8. Уголовные и гражданские дела, рассматриваемые судом первой инстанции, подшиваются в обложку (форма N 7).

По уголовным делам, поступившим для рассмотрения в первой инстанции, может быть использована обложка, в которой дело находилось, при условии надлежащего ее качества и сохранности. В этом случае на обложке делаются отметки, установленные для судебных дел.

  • Если уголовное дело, поступившее из органа предварительного следствия, было подшито в новую обложку, то при деле должна быть сохранена также и старая обложка, в которой дело находилось в стадии предварительного расследования.
  • На обложках дел, по которым хотя бы один из обвиняемых содержится под стражей, должен быть поставлен штамп «под стражей» или сделана об этом отчетливая надпись.
  • На обложках дел, по которым хотя бы один из обвиняемых является несовершеннолетним, должен быть проставлен штамп «несовершеннолетний» или сделана отчетливая надпись.

По уголовным делам, поступившим с ходатайствами обвиняемых о рассмотрении дела судом присяжных, в левом верхнем углу обложки делается отметка «СП». После рассмотрения дела в порядке предварительного слушания в случае, когда обвиняемый ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных не поддержал, под реквизитом «СП» делается запись «Отказ».

На внутренней стороне обложки уголовного и гражданского дела помещается справочный лист (форма N 8).

6.9. Для учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, работник аппарата суда ведет журнал (форма N 9).

6.10. Дела, поступившие из отдела делопроизводства суда в порядке кассационного обжалования, пересчитываются, после чего работник отдела обеспечения судопроизводства ставит в журнале (форма N 1) дату получения дел и свою подпись.

Все поступившие дела распределяются по судам, из которых они поступили. На каждом поступившем деле должен быть проставлен штамп отдела делопроизводства, на котором указан входящий номер данного дела и дата его поступления в суд.

  1. Все поступившие дела регистрируются, им присваиваются номера и заводится учетно-статистическая карточка на каждое дело.
  2. Зарегистрированные дела передаются судьям кассационной инстанции, о чем ими делается роспись в журналах (формы N 29а и 30а), а на каждого судью судебной коллегии имеется отдельный журнал, в котором указываются номера дел, переданных ему на рассмотрение, даты получения, рассмотрения и сдачи дела в отдел.
  3. Дела передаются судьям в соответствии с обслуживаемыми зонами или рассматриваемой категорией дел, после чего работниками отдела обеспечения судопроизводства формируются списки гражданских и уголовных дел, переданных на кассационное рассмотрение, а также дел об административных правонарушениях по жалобам на постановления и решения районных судов по делам об административных правонарушениях.