За что могут снять с авиарейса.

За что могут снять с авиарейса.Неадекватное поведение пассажиров в самолетах, к сожалению, не редкость. Многие люди боятся летать и при перелете испытывают страх, который приобретает формы, угрожающие спокойствию и безопасности других пассажиров на борту. Решение высадить человека с воздушного судна принимает экипаж. Основанием для таких мер может стать абсолютно любой факт: внешний вид пассажира, деструктивное поведение, несоблюдение требований перевозчика, отказ предоставить билеты на самолет, алкогольное опьянение и т.д.

Неудовлетворительное состояние здоровья пассажира

За что могут снять с авиарейса.В самолет не пустят пассажира с заболеванием, которое грозит жизни и здоровью окружающих людей. Это может быть вирусная инфекция или любая другая тяжелая форма болезни. На борт могут не пустить женщину, которая находится на последних сроках беременности. Болезненный вид пассажира может послужить основанием для того, чтобы экипаж принял решение не пускать человека на борт.

В некоторых случаях сотрудники авиакомпаний могут не пустить на борт людей с ограниченными возможностями. Ограничения касаются пассажиров, передвигающихся в инвалидных колясках. Не все самолеты оборудованы достаточным количеством мест для инвалидов. Некоторые воздушные судна имеют всего 1-2 места для колясочников. Все эти моменты следует учитывать еще до того, как будет куплен билет.

Деструктивное поведение и дебош в самолете

За что могут снять с авиарейса.Естественно, если пассажир устроит драку в самолете, его снимут с рейса. Поводом для отстранения от полета могут стать непристойные действия гражданина по отношению к другим пассажирам, порча имущества авиакомпании, желание пассажира крушить и ломать все вокруг.

Экипаж имеет право не только отстранить дебошира от полета, но и передать его правоохранительным органам. Перевозчик вправе наложить штраф и потребовать материальную компенсацию. Пассажиру даже могут запретить пользоваться услугами авиакомпании в дальнейшем.

Алкогольное или наркотическое опьянение

Распивать спиртные напитки на борту самолета пассажирам не запрещено. Однако некоторые авиакомпании включают соответствующий запрет во внутренние правила перевозок.

Никто не снимет пассажира с рейса, если от него будет исходить еле уловимый запах алкоголя.

Но если пассажир на борту будет вести себя вызывающе, требовать больше алкоголя, мешать экипажу и окружающим людям, его снимут с рейса.

Игнорирование инструкций экипажа

Инструкции, которые предоставляет пассажирам экипаж воздушного судна, должны выполняться безоговорочно. От этого зависит безопасность полета и пассажиров на борту авиалайнера.

Если человек отказывается выполнять инструкции, правила либо указания экипажа, он рискует оказаться в терминале аэропорта гораздо быстрее, чем он себе это может представить.

Причиной для высадки может стать курение на борту авиалайнера, перекрытие прохода пассажиром и отказ убрать сумку или ноги с прохода, нежелание пассажира застегнуть ремень безопасности или выключить гаджет.

Также недопустимы фривольные выражения в адрес сотрудников, входящих в состав экипажа, грубость и хамство по отношению к другим пассажирам.

Неподходящая одежда и обувь

Возможно, многим это покажется странным, но пассажирам в неподходящей для полета обуви могут запретить взойти на борт самолета. Делается это из соображений безопасности.

В случае чрезвычайной ситуации эвакуация пассажиров должна производиться по всем правилам, быстро и безопасно. Неподходящая обувь (туфли на высоком каблуке, вьетнамки и т.д.) может причинить травмы не только его владельцу или владелице, но и окружающим людям.

Требования предъявляются не только к обуви, но и к одежде пассажиров. Слишком провокационная одежда может стать причиной для выдворения пассажира с воздушного судна.

Неприятный запах

За что могут снять с авиарейса.Попросить сойти с борта могут даже в том случае, если от пассажира или его багажа исходит неприятный запах. Плохой запах тела может свидетельствовать об отсутствии личной гигиены.

Если в наземном транспорте люди частенько становятся заложниками ситуации, то в самолете этот номер не пройдет. Такие ситуации происходят крайне редко, но если они случаются – сотрудники экипажа отказывают в посадке на рейс.

Что делать, если высаживают с самолета?

За что могут снять с авиарейса.За что Вас могут снять с рейса?Самая распространенная ошибка людей, которых попросили покинуть борт начать спорить с экипажем на повышенных тонах. Если сотрудники экипажа приняли такое решение, никакие крики не помогут, клиент только потратит время впустую.

После того как пассажира высадили на землю, он может направиться к стойке авиалиний и потребовать предоставить ему другой билет. Большинство авиакомпаний всегда идет навстречу пассажирам. Сотрудники предоставляют билеты на ближайший рейс, но только в том случае, если нарушение не было слишком серьезным.

Подробнее о правилах перевозки пассажиров на борту авиалайнера можно прочитать на сайте компании Аэрофлот

10 причин, по которым вас могут снять с самолета и сколько платят нарушители

На днях в петрозаводском аэропорту приземлился самолет, который летел из Мурманска в Москву.

Незапланированную посадку командир экипажа совершил из-за женщины, которая дважды покурила в туалете самолета, была пьяна и не реагировала на замечания стюардов.

Многие комментаторы в Сети удивлялись: «А что такого? Ну покурила, подумаешь». Мы решили выяснить, чем опасно такое поведение, а также узнали, по каким еще причинам вас могут выгнать из самолета.

Курение на борту

Самолет включен в список мест, где курить запрещено. Штраф за это — от 500 до 1 500 рублей либо высадка с самолета. На самом деле, это не так безобидно, как кому-то кажется.

Дело в том, что табачный дым заглушает запах гари, и если на борту вдруг произойдет возгорание, его могут заметить не сразу, а это грозит необратимыми последствиями, вплоть до авиакатастрофы. Кроме того, искра от сигареты или непотушенный окурок могут привести к пожару.

А еще курение нарушает права некурящих пассажиров, особенно беременных и тех, у кого астма. Также перевозчику придется заплатить за очистку воздушных фильтров больше обычного.

Если нарушитель курил в полете за границей, его будут судить по закону иностранного государства. Чтобы вы понимали, в ОАЭ сумма штрафа за курение в салоне самолета — 270 тысяч долларов.

Алкогольное опьянение

Если вы думаете, что тяпнуть стопочку перед полетом, потому что боитесь летать — это вариант, то для сотрудников аэропорта — совсем не вариант лететь с пьяненьким пассажиром. Вас либо не пустят на посадку сразу, либо высадят позже.

Плохое самочувствие

То самое, при котором пассажир становится беспокойным и начинает причинять неудобства окружающим.

А людей с аллергией (у которых она может проявиться даже на запах запрещенного продукта) могут сразу не допустить на рейс, равно как и глубоко беременных.

Пассажира, у которого проявились признаки ОРВИ, также могут снять с рейса, чтобы он не заразил других. Стоит ли уточнять, что это правило сейчас действует как никогда (!)?

Драка и крик

Это не только дискомфорт для других пассажиров и экипажа, но и угроза их жизни и здоровью. Удивитесь, но по правилам снять с рейса могут даже родителей с ребенком, которого не получается успокоить, авиакомпания предложит дождаться более благоприятного момента для перелета, когда ребенок успокоится.

Избыточный вес

Речь идет о весе от 150-170 кг и выше, когда человек просто не сможет сесть на одно стандартное кресло. Если он не купил билеты на два посадочных места, его могут снять с рейса чисто по техническим причинам, потому что он не сможет пристегнуть ремень безопасности и подвергает риску всех пассажиров и членов экипажа.

Кадр из фильма «Улётный рейс»

Шутки про..

…террористов и бомбу неуместны в принципе, а на борту самолета приводят к дополнительным проверкам, которые задерживают рейс. Кроме того, эта шутка может расцениваться авиаперевозчиком как заведомо ложное сообщение об акте терроризма. За такое нарушение пассажира не только снимут с рейса, но и могут выписать штраф до 200 000 рублей.

Неприятный запах

Если в автобусе все стойко терпят пассажира, который везет рыбу или сало либо представляет фабрику парфюма и вылил с утра на себя половину флакона, то в самолете этот номер не пройдет. Вас либо попросят избавиться от вещи, которая вызывает этот запах, либо предложат покинуть самолет.

Бунтарский дух

Пассажир не хочет пристегивать ремень безопасности, отключить мобильное устройство, занять свое место, убрать ручную кладь в ячейку, разговаривает громче положенного, не убирает сумку от аварийного выхода, делает стюардессе непристойные комплименты — за всё это либо сразу выпроводят из самолета, либо снимут с рейса, как дебоширку из Мурманска, где-то в середине пути.

Обувь и одежда

Удивитесь, но обувь на шпильках или вьетнамки — это повод экипажу переживать, что в случае эвакуации вы не только себе задачу усложните, но и других подвергнете риску. И они, безусловно, правы.

Читайте также:  Порядок действий для оформления наследства

Что же касается одежды, то слишком провокационный образ может вызвать негатив у других пассажиров, а экипаж особо разбираться не будет, им спокойная обстановка в полете (а это безопасность пассажиров) важнее всего.

Секс в туалете

Вариант в салоне тоже, конечно, возможен, но это уж совсем наглость. А вот «воздушный» туалет почему-то пассажиры часто любят использовать для плотских утех. И это самый дорогой секс в их жизни, потому что за него снимают с рейса.

Чем грозит нарушение правил?

За каждое нарушение не только прерывают полет пассажира из точки А в точку Б, но и спокойно могут выставить помимо штрафа счет на возмещение материального вреда в пользу авиакомпании.

Некоторых арестовывают на 15 суток, особенно когда они не согласны с действиями экипажа и начинают оскорблять всех вокруг, в том числе транспортную полицию.

И, наконец, таких людей вносят в «черный список», они больше не смогут пользоваться услугами авиаперевозчика, а многие страны даже аннулируют визы этим пассажирам.

авиакомпании против пассажиров | КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЬ

Авиакомпании нередко нарушают правила перевозки, чем ущемляют права пассажиров. О том, как должны быть организованы полеты и как они проходят фактически, рассказывает «Право.ru». Кроме того, мы объясним, на что можно рассчитывать в случае задержки вылета, какая практика оспаривания решения о снятии пассажира с рейса и законно ли рассаживать путешествующих вместе.

В начале марта у лоукостера «Победа» случился скандал с российским волейболистом Александром Кимеровым. По сообщениям авиакомпании, Кимеров заранее приобрел кресло у прохода, однако пренебрег местом с увеличенным расстоянием между рядами – это тоже дополнительная услуга. При этом рост спортсмена составляет 217 см.

В самолете Кимеров не поместился в забронированное за ним место и пересел в проход, чтобы вытянуть ноги. По словам волейболиста, это и стало причиной, по которой его сняли с рейса.

В авиакомпании эту информацию категорически опровергают, заявляя, что спортсмен был лишен возможности лететь из-за того, что ярко выражал агрессию, оскорблял членов экипажа и угрожал устроить во время полета «шоу». Сейчас обстоятельства происшествия проверяют следственные органы.

Лоукостер «Победа» занимает довольно жесткую позицию по отношению к своим клиентам.

До недавнего времени авиакомпания рассаживала по разным рядам даже родителей и детей, во время полетов не предоставляют питания и напитков, а кроме того, не разрешают проносить на борт ручную кладь.

Хотя эти опции можно приобрести за деньги, многие правила перевозчика не соответствуют ни решениям Ространснадзора, ни российских судов.

Когда пассажира могут снять с рейса?

Действительно, пассажира могут снять с рейса из-за невыполнения требований командира и членов экипажа, нарушения дисциплины и порядка на борту, угрозы безопасности других лиц. Отказ подчиниться стюардессе и пересесть на свое кресло – тоже причина, по которой турист может лишиться возможности продолжать полет.

По закону командир самолета является самым главным человеком на борту. Именно он принимает решение о том, нарушает ли пассажир дисциплину и порядок на воздушном судне и стоит ли ему лететь.

При этом командир может применять любые меры к дебоширу, а также отдавать распоряжения всем находящимся на борту лицам и требовать их исполнения под угрозой административного наказания. Если же хулигану грозит уголовная ответственность (например, ст.

213 УК «Хулиганство»), безнаказанно скрутить его может кто угодно – даже причинение вреда совершившему преступление лицу при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений, ненаказуемо.

 Перед вылетом (если конфликт случился на земле), а также по прилету в конфликт вмешиваются сотрудники правоохранительных органов. Если вина хулигана будет доказана, авиакомпания может взыскать с него через суд стоимость понесенных убытков. По сообщениям «Победы», в инциденте с Кимеровым они намерены поступить именно так.

Можно ли оспорить решение о снятии пассажира с рейса?

Есть прецеденты, когда пассажирам удавалось оспорить решение пилота о снятии их с самолета и возместить понесенные убытки.

Так, на рейсе компании «Аэрофлот» Южно-Сахалинск-Москва в 2016 году стюард подошел к двум туристам и сообщил им, что они никуда не полетят, поскольку находятся в состоянии алкогольного опьянения. Те были категорически не согласны с таким обвинением и потребовали вызвать пилота.

Однако к ним вышел лишь старший бортпроводник, разговор с которым не помог разрешить конфликт. Сотрудники линейного отдела полиции отвели возмущенных пассажиров в здание аэропорта, и самолет улетел без них.

При этом освидетельствование указанных пассажиров не проводилось, никаких документов в отношении них не составлялось.

Один из якобы нарушителей поднялся в медпункт аэропорта и попросил освидетельствовать его, чтобы доказать, что он не пьян, однако получил отказ – фельдшер пояснил, что по собственной инициативе он не может быть освидетельствован. Макаровский районный суд Сахалинской области встал на сторону пассажиров и взыскал с «Аэрофлота» убытки за неоказанные туристические услуги, стоимость авиабилетов, компенсацию морального вреда по 30 000 руб. каждому и штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требований потребителя (№ 2-2/2016).

Бывали и обратные случаи. Пассажир авиакомпании «Аврора» во время рейса по маршруту НовосибирскВладивосток был пьян и вел себя неадекватно. Так, он пытался ударить бортпроводника, преградившего ему доступ к аварийному выходу, который мужчина намеревался открыть в полете. Пассажиру было вынесено письменное предупреждение, но оно не помогло.

Тогда капитан корабля принял решение вынужденно посадить самолет в аэропорту Красноярска. Позже авиаперевозчик обратился в Первомайский суд Омска с иском о взыскании с дебошира убытков и расходов по госпошлине. Суд, рассмотрев материалы дела, постановил взыскать с ответчика более 150 000 руб. в пользу «Авроры» (см.

«Пассажир выплатит свыше 150 000 рублей авиакомпании за вынужденную посадку»).

Меня рассадили с попутчиком. Это законно?

До 29 февраля 2016 года «Победа» рассаживала даже пассажиров с детьми, но Ространснадзор признал это грубым нарушением и вынес соответствующее предписание. Лоукостер пытался оспорить его в суде, но затем отказался от иска.

 Сейчас на сайте «Победы» имеется разъяснение: «Авиакомпания «Победа» подтверждает, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики.

Это единственное исключение из правил, остальные категории пассажиров для гарантированного получения конкретного места в салоне пользуются платной услугой авиакомпании – выбор места». И это законно: перевозчик обязуется доставить человека в пункт назначения с предоставлением ему места в самолете.

При этом конкретное кресло с заявленным классом обслуживания он вправе вообще не закреплять за пассажиром, а лишь указать при регистрации. Таким образом, туристов, путешествующих вместе и не доплативших за то, чтобы сидеть рядом, могут рассадить подальше друг от друга.

Должны ли в самолетах кормить?

Большинство бюджетных компаний (например, Vueling Airlines, Easy Jet, Ryanair) не кормят и не поят своих пассажиров. «Победа» решила поступать также, за что получила предписание от Ространснадзора.

Лоукостер попытался оспорить решение надзорного органа в Арбитражном суде Москвы, однако 1 декабря 2016 года получил отказ.

Тем не менее «Победа» продолжает заявлять, что если будет кормить пассажиров, то цены на перелеты станут значительно выше.

По закону, авиакомпании обязаны бесплатно предоставить горячее питание только в случаях, если полет длится более трех часов. Затем пассажиров угощают бесплатной едой каждые четыре часа.

Что делать, если рейс задержали?

Авиакомпании «Аэрофлот» и Red Wings во время задержки рейса обеспечили пассажиров едой со значительным нарушением отведенных для этого сроков. За это они были оштрафованы в прошлом году по ч. 1 ст. 14.

4 КоАП «Оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований» на общую сумму 40 000 руб. (см.

«Аэрофлот» и Red Wings поплатились за отсутствие питания при задержке рейсов»).

Если вылет затягивается на 4 часа и больше, пассажиры вправе претендовать на горячее питание. При длительных задержках рейса пассажиров кормят каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

При отложении рейса более чем на 8 часов днем или на 6 часов ночью перевозчик бесплатно селит всех в гостиницу.

Независимо от причин задержки рейса (вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам), если ожидание составляет больше двух часов, авиакомпания обязана организовать каждому по два телефонных звонка или два письма на электронную почту, а также прохладительные напитки. Кроме того, при любой задержке рейса пассажиры могут бесплатно воспользоваться услугой хранения багажа, а те, кто путешествует с детьми до 7 лет, – комнатой матери и ребенка.

Читайте также:  Минимальный размер пенсии

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, можно потребовать с нее выплату материальной компенсации (например, возврата стоимости билетов на поезд, на который опоздал пассажир из-за несвоевременного вылета). Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика.

Размер компенсации для внутренних перелетов составляет 25% МРОТ (с 1 июля 2016 года МРОТ равен 7500 руб. в месяц) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета. В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании гораздо больше – до 380 000 руб. (см. «Авиакомпании будут платить до 380 000 руб. за задержку международных рейсов»).

Эксперт в области правового регулирования ответственности в сфере воздушных перевозок, к. ю. н. Алексей Иглин рекомендует сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем – исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда.

Однако если задержка вылета произошла из-за устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, снятия с рейса пассажира либо вызвана непреодолимой силой, на компенсацию можно не рассчитывать.

Кстати, в России появился новый сервис Compensair, который помогает клиентам авиакомпаний получить компенсацию за задержку рейса. Этот ресурс берет на себя взаимодействие с перевозчиками вплоть до судебных разбирательств.

Возмещения ущерба можно будет потребовать, если рейс был задержан более чем на три часа, отменен без предупреждения или если пассажиру отказали в посадке. При удачном разрешении спора сервис удержит 25% от суммы выигранной компенсации.

Интересно, что по статистике, самыми непунктуальными за прошлый год стали авиакомпании «Вим-Авиа», «Азур Эйр», «ИрАэро» и «Якутия», которые задержали до 11% своих рейсов (см. «Авиапассажиры смогут дистанционно взыскать компенсацию за задержку рейса»).

Как быть с багажом и ручной кладью?

Раньше «Победа» требовала сдавать в багаж любой пакет, рюкзак и прочую ручную кладь, кроме портфеля и дамской сумочки. В противном случае она взимала плату от 999 до 2000 руб. за каждое место на борту. Ространснадзор признал это нарушением, о чем вынес соответствующее предписание.

Арбитражный суд Москвы, а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность. Вслед за «Победой» спор из-за ручной клади проиграла авиакомпания «Сибирь» (см. «Авиакомпания «Сибирь» вслед за «Победой» проиграла спор из-за ручной клади»).

Тем не менее «Победа» сообщила, что продолжит взимать с пассажиров плату за перевоз ручной клади весом до 10 кг (см. «Победа» вопреки решению суда продолжит взимать плату за ручную кладь»).

Согласно Федеральным авиационным правилам, независимо от веса сданного багажа пассажир может пронести в салон самолета дамскую сумочку, зонтик, трость, букет цветов, телефон, детское питание и переноску для ребенка, нетбук, фото- и видеокамеру, папку для бумаг, газету, журнал или все сразу – эти вещи не взвешиваются и провозятся бесплатно. А вот ручную кладь – багаж небольшого веса и габарита, который можно разместить в салоне самолета – уже взвешивают и маркируют специальной безномерной биркой. При этом Иглин пояснил «Право.ru», что единых требований к провозу ручной клади не существует, чем пользуются авиакомпании, устанавливающие собственные правила.

Вес бесплатного багажа устанавливается в зависимости от типа самолета, но не может быть менее 10 кг на одного пассажира.

 Каждый пассажир может провезти в багаже не более 5 литров крепкого алкоголя (24–70%) и сколько угодно некрепкого.

А вот в салон самолета можно пронести только закрытую бутылочку емкостью не более 100 мл или алкоголь, купленный в магазинах duty-free в аэропорту в день поездки. Такие правила действуют во всех авиакомпаниях.

В случае, если багаж потерялся при международной перевозке, пассажир имеет право на компенсацию в размере до 90 500 руб. На внутренних рейсах плата за каждый кг потерянного багажа составит 600 руб. (см. «Авиаперевозчиков обяжут платить пассажирам 380 000 руб. за задержку международных рейсов»).

Можно ли подняться на борт в инвалидной коляске?

По закону, инвалидные коляски сдаются в багаж бесплатно, за их провоз плата также не взимается. Инвалиду-колясочнику, который не может самостоятельно передвигаться по салону самолета, должно быть предоставлено кресло-коляска. Отказ в перевозке инвалида из-за отсутствия у авиакомпании технических средств и оборудования не допускается.

ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» в 2012 году на рейсе Москва-Ницца повредило инвалидную коляску, помещенную по решению экипажа в багажное отделение. В результате ее владельцу пришлось покупать в Ницце новую. По приезду в Россию он подал иск на сумму 621 619 руб. к авиакомпании о компенсации ущерба, причиненных убытков и морального вреда.

Ковровский городской суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с «Аэрофлота» стоимость замены рамы коляски, стоимость приобретенной новой коляски, неустойку и компенсацию морального вреда – всего на сумму 596 550 руб. Авиакомпания подала апелляционную жалобу во Владимирский областной суд, который согласился с решением суда первой инстанции (см.

«Аэрофлот» заплатит за сломанную коляску инвалида в 40 раз больше, чем собирался»).

Алина Михайловна. Право.ру

Как получить компенсацию за задержанный рейс — новости Право.ру

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир.

Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

  • напитки спустя 2 часа задержки, горячее питание спустя 4 часа;
  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте спустя 2 часа;
  • комната матери и ребенка, если один из пассажиров – ребенок до 7 лет;
  • гостиница, если разница между отмененным и другим представленным рейсом составляет 8 часов днем или 6 часов ночью;
  • бесплатный транспорт до гостиницы и обратно;
  • бесплатное хранение багажа.

п. 99 Федеральных авиационных правил 

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.  

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист Федеральный рейтинг.

группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13место По количеству юристов 25место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36место По выручке Профайл компании
.

Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Елена Соплина, ведущий юрист Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13место По количеству юристов 25место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36место По выручке Профайл компании

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право
.

Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства.

Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов,  юрист
Федеральный рейтинг.

группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании
, считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке.

Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист Федеральный рейтинг.

Читайте также:  Генеральная доверенность на автомобиль: как оформить, сколько стоит - все по шагам

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (включая споры) группа Страховое право группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Финансовое/Банковское право группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 12место По количеству юристов 14место По выручке 19место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
, советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.  

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).  

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Ст. 202, 401 ГК

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира).

Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть.

Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности.

В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Карточки Авиакомпании против пассажиров: шесть судебных дел

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса.

Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна.

Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний».

Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб.

, в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

отсудил юрист за семичасовую задержку рейса

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле  № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно.

Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону).

Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС.

Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.

Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право
 

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

  • наличие договора воздушной перевозки (билеты, счета, акты, платежные поручения и тому подобное);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей по перевозке;
  • наличие и размер убытков (билеты, платежные поручения);
  • наличие причинно-следственной связи между задержкой рейса и убытками;
  • соблюдение претензионного порядка (претензии, переписка сторон, уведомления).                                                         

Татьяна Мацукова, юрист ЮК Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *